УДК 656.072-05
Пути повышения эффективности капитальных вложений в инфраструктуру с целью ее адаптации для обеспечения доступной среды
Т. М. Шманёв 12, В. И. Ульяницкая 2, И. В. Ванюшин 2, М. С. Пухова12, А. Ю. Ситников 12
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
2 Октябрьская региональная служба развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре, Российская Федерация, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., 85, корп. Д
Для цитирования: Шманёв Т. М., Ульяницкая В. И., Ванюшин И. В., Пухова М. С., Ситников А. Ю. Пути повышения эффективности капитальных вложений в инфраструктуру с целью ее адаптации для обеспечения доступной среды // Известия Петербургского университета путей сообщения. -СПб.: ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 591-600. БО1: 10.20295/1815-588Х-2021-4-591-600
Аннотация
Цель: Формирование единого подхода и адаптации объектов инфраструктуры сквозь призму рационального использования капитальных средств и через принцип сравнительного преимущества, основанный на альтернативной стоимости. Методы: Применяются основные инструменты анализа и управления, принцип сравнительного преимущества, динамические изменения, схемы графических моделей, описывающих алгоритмы или процессы, и др. Результаты: Проведен анализ возможных путей вложения капитальных средств при итоговой сопоставимости условий и сумм, потраченных на адаптацию основных функциональных зон и элементов инфраструктуры с учетом принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления». Практическая значимость: Предложенная модель является динамической и подходит в качестве критерия эффективности вложений как по отдельным инвестиционным проектам, так и по инвестиционным программам на полном жизненном цикле, включая эксплуатационную стадию.
Ключевые слова: Пассажир, маломобильные группы населения, пассажирский комплекс, универсальный дизайн, альтернативная стоимость, капитальные вложения.
Введение
Основополагающим международным актом, отражающим отношение мирового сообщества к маломобильным группам населения (МГН), является принятая 13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов. Она устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими доступа к физическому окружению, транспорту,
информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [1]. Однако в Российской Федерации данный вопрос приобрел особую значимость только в последние десятилетия.
Текущие обязательства подтолкнули компанию ОАО «РЖД» рассматривать вопрос адаптации объектов инфраструктуры сквозь призму рационального использования капитальных средств, минимизировав проблемы управления качеством предоставляемых услуг, тем самым
обеспечив клиентоориентированность компании через повышение индекса удовлетворенности всех участников перевозочного процесса [2-5].
Одним из главных условий для реализации намеченного является организация унифицированного дизайна пространства (прилегающих территорий инфраструктуры ОАО «РЖД» и муниципальной), лежащего в основе общей концепции стратегического развития и цифровиза-ции инфраструктуры, но пассажирский транспорт имеет не только экономическую составляющую, но и социальные обязательства перед населением, так как наряду с высоким качеством услуг должен обеспечиваться достаточно низкий уровень цен на услуги, доступный любой категории пассажира, в том числе и МГН [6].
Доступность среды в итоге должна охватить все аспекты на «пути клиента» от удобства пользования услугами, эргономичности, комфорта до минимизации существующих интерьерных, физических и временных барьеров. Все это закладывается при проектировании в начале жизненного цикла объекта, когда моделируются варианты маршрута, через возможность применения метода «бесшовного» пути клиента в независимости от категории пассажира.
В статье будет рассмотрена проблема формирования окружающего пространства без барьеров за счет обеспечения единого подхода к проектированию и рациональному использованию капитальных вложений в инфраструктуру с целью ее адаптации для обеспечения «доступной среды».
Эффективность вложения капитальных средств
Приводя расширительное толкование понятия МГН, мы не ограничиваемся группой инвалидов, но и включаем пассажиров, которых в силу внешних и внутренних факторов можно отнести к маломобильным [7]:
- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
- инвалиды с недостатками зрения и слуха;
- лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- временно нетрудоспособные;
- беременные женщины;
- люди с детскими колясками;
- дети дошкольного возраста;
- пожилые люди;
- родители с маленькими детьми;
- маленькие дети;
- люди маленького или высокого роста;
- люди с повышенной массой тела;
- люди с тележками для перевозки багажа/ грузов;
- люди с временными травмами;
- люди, не знающие русский/местный язык.
Условие доступности должно выполняться
для всех пользователей независимо от роста, фигуры, подвижности и пр. По статистике доля маломобильных людей составляет до 41 % от общей численности населения любого города, из них: 10,7 % - это инвалиды всех категорий; 16,3 % - люди пожилого возраста, не признанные инвалидами; 6,2 % - люди с временной утратой трудоспособности, с багажом, другие группы населения, имеющие ограничения в мобильности; 7,8 % - дети в возрасте до 4-х лет в сопровождении взрослого человека трудоспособного возраста. Учитывая эти данные, можно обеспечить среду, в которой комфортно будут себя ощущать все категории населения: как категории «деловых людей» без багажа, так и потребители с ограниченной мобильностью [8, 9].
Определим два основных пути реализации концепции создания универсальной безбарьерной среды: адаптация при новом строительстве и разумное приспособление имеющейся инфраструктуры. Однако значительная часть требуемых структурных изменений должна основываться на реальной оценке текущего положения дел и возможных капитальных вложений. Выбор решения характеризуется «временем движения» денежных средств внутри компании, что позволяет системе учитывать долгосрочную перспективу эксплуатации, а также изменения в существующие процессы и инфраструктуру.
Временная эффективность будет достигаться путем организации компенсирующих мероприятий, а выработка долгосрочной стратегии будет основываться на непосредственной форме товарного обращения, превращения денег в товар и обратного превращения товара в новые деньги (рис. 1) [10], выполняя тем самым условия капитализации потока будущих доходов в конечную величину.
С течением времени производственный потенциал объектов может расширяться в результате накопления новых ресурсов и изобретения новых способов их использования [11]. В силу отмеченных выше обстоятельств, организация пространства на объектах транспортной инфраструктуры представляется комплексной задачей, решение которой связано не только с техническими изменениями, но и с обеспечением удовлетворенности пассажиров, предоставлением транспортных услуг в том объеме и в таком виде, которые бы отвечали потребностям и формировали позитивное отношение пассажиров к железнодорожному транспорту [6].
Доступность объектов транспортной инфраструктуры должна обеспечиваться путем адаптации основных функциональных зон и элементов зданий и сооружений с учетом двух принципов. Первый принцип - «универсальный пространственный дизайн» - применяется при проектировании и строительстве новых объектов, а также позволяет сформировать беспрепятственный доступ МГН к зданиям и сооружениям, обеспечивает безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. Он основывается на действую-
щих нормативных документах и основных требованиях Конвенции ООН к обеспечению доступности объектов всеми категориями МГН, которые обязательно учитываются при проектировании нового объекта и закладываются в долгосрочные программы по «доступной среде». Все это дает возможность на всех этапах жизненного цикла объекта (концепция, техническое задание, проектно-сметная документация, экспертиза) отслеживать правильность применяемых технических решений и соответствие спецификации реабилитационного оборудования, контролировать освоение вложенных денежных средств [12-14].
Для обеспечения «доступной среды» во всех отраслях жизнедеятельности МГН необходимо приведение объектов к нормативным требованиям и как следствие вложение больших инвестиций. Причем зачастую выделенный на определенный период бюджет не пропорционален количеству объектов, требующих адаптации для обслуживания МГН, что, в свою очередь, приводит к значительному увеличению сроков реализации намеченных программ. Чтобы сократить временные рамки, особенно в условиях ограниченных ресурсов, можно использовать второй принцип сравнительного преимущества («разумного приспособления»).
Принцип сравнительного преимущества легко применим на объектах инфраструктуры, основанный на понятии альтернативной стоимости. Рассмотрим два примера вложения капитальных средств как двух отдельных производственных единиц, обозначим их А (станция Петрозаводск) и В (станция Выборг). Под производственной
исходный вариант Рис. 1. Цикл товарного обращения капитала
Рис. 2. Принцип сравнительного преимущества вложения капитальных средств
единицей понимаем обособленное и специализируемое оборудование для МГН, каждая из которых выполняет работу, но не одинаково хорошо. Производственная единица А обладает сравнительным преимуществом, тогда как производственные возможности единицы В имеют наименьшую альтернативную стоимость и будут отнесены к понятию «упущенной выгоды» [15-17]. Упрощенная версия принципа сравнительного преимущества кругооборота денежных средств для рассматриваемой модели реализации системы представлена на рис. 2.
Рассмотрим подробнее результат вложения капитальных средств в производственную единицу А - железнодорожный вокзал Петрозаводск. В 2020 г. введен в эксплуатацию современный многофункциональный пешеходный мост длиной 64 м. Объект является переходным, так как относится к комплексным. Источники финансирования - инвестиционная программа 2019 г. в сумме более 600 млн руб. Данная сумма обоснована производственными расходами, исходя из целесообразности, рациональности, эффективности при проектировании нового объекта, а именно организации «универсального пространственного дизайна». Отличительная черта пешеходного моста - оптимальное разделение по всей длине пешеходной зоны на две части (транзитная и для обслуживания пассажиров). Кроме того, мост снабжен четырьмя лифтами, которые адаптированы для всех категорий МГН (грузоподъемность каждого 1000 кг).
Таким образом, система фокусирования на предпроекте еще на стадии планирования инфраструктурной составляющей станции Петрозаводск стала фактически возобновляемой и практически безотходной в производственной цепочке в долгосрочной перспективе. Тем самым обособленное и специализируемое оборудование выполняет функции гибкого предоставления услуг, поддерживая больше функций и возможностей для пассажиров и клиентов не только компании ОАО «РЖД», но и части городской среды, составляя эффективные вложения капитальных средств (рис. 3, а).
Как пример нерационального использования капитальных вложений, принятое в 2010 г. в рамках модернизации вокзального комплекса на железнодорожной станции Выборг, приведем решение по обустройству подъемной платформы для перемещения только инвалидов с коляской и сопровождающих лиц, что не обеспечивает равные условия применения данного продукта для всех категорий МГН (рис. 3, б). В рамках модернизации данного вокзального комплекса было заложено финансирование в размере более 200 млн руб. Однако принимаемые во внимание производственные мощности далеки от первоначальной задачи обеспечения безбарьерной среды. В результате оборудование простаивает и не работает на пассажира (см. рис. 1).
При этом если сравнивать стоимость денег с учетом фактора времени, то с 2010 г. накопленный индекс цен превысил 150 % в отдельных
Рис. 3. Фотографии унифицированных объектов на вокзальных комплексах: а - пешеходный мост станции Петрозаводск; б - подъемная платформа станции Выборг
категориях, а в номинальных ценах товары подорожали в среднем в 1,5 раза [18]. Опираясь на прошлые значения инфляции, стоимость вложений в пересчете на текущее время на этот объект составила бы примерно 368 млн руб., причем характеристики объекта также остались бы не
востребованы. В любом случае, если рассматривать вопрос о перепланировке и переквалификации внутреннего интерьера вокзального комплекса станции Выборг с учетом «универсального дизайна», затраты капитальных вложений возрастут на порядок (+60-70 %), что говорит о потерянных выгодах и отсутствии отдачи на результат при первоначальной модернизации объекта.
Сравнив два варианта вложения капитальных средств, мы пришли к выводу, что итоговую сопоставимость условий и сумм, потраченных на адаптацию основных функциональных зон и элементов инфраструктуры, с учетом принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» (рис. 4) лучше рассчитывать из многофункциональных решений, потратив при этом разово больше денег и для более широкой аудитории, чем делать акцент на узкопрофильном и специальном оборудовании.
Разномасштабные вложения в инвестиционные программы, капитальные вложения, титулы на реконструкцию требуют рациональное использование денежных средств на начальном этапе нового строительства или адаптацию текущей инфраструктуры, чтобы при создании безбарьерной среды исключить рост стоимости последующей реконструкции, модернизации от первоначальной стоимости, который больше на 8-12 %.
Заключение
В основу реализации любого принципа заложен критерий оценки повышения экономической эффективности капитальных вложений, который достигается путем сокращения продолжительности строительства, улучшения качества строительных и монтажных работ, в результате чего уменьшаются затраты на переделки и главное создаются лучшие условия для эксплуатации построенных объектов и снижаются эксплуатационные затраты [19-21]. Одним из решений по поэтапному повышению эффективности использования капитальных вложений, доходности и отдачи на результат будет принцип сравнительного преимущества и учета альтернативной стоимости объектов как при строительстве, так и при модернизации. Данная модель является динамической и подходит в качестве критерия эффективности вложений и по отдельным проектам, и по инвестиционным программам на полном жизненном цикле, включая эксплуатационную стадию [22]. При этом для окончательной оценки по применению того или иного технического решения, направленного на адаптацию объекта для обслуживания МГН и подтверждения его целесообразности, необходимо определить сравнительную эффективность капитальных вложений, задача которой - обоснование выбора наиболее рационального варианта капитальных вложений.
Разработка основных принципов формирования объемно-пространственной среды, исходя
из имеющихся финансовых ресурсов, должна опираться на экономическую результативность социально-экономической системы и выбираться на основе максимума достигаемого социального результата и повышения индекса удовлетворенности клиента.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 46. - Ст. 2280.
2. Покровская О. Д. Терминалистика - организация и управление в транспортных узлах // О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2016. - Т. 13. - Вып. 4 (49). - С. 509-520.
3. Покровская О. Д. Клиентоориентированность и цифровизация терминально-логистической деятельности / О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. - 2019. - № 5. - С. 9-16.
4. Голомолзин В. Г. Характеристика и роль терминальной сети транспортного узла в организации контейнерных поездов / В. Г. Голомолзин, О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. - 2021. -№ 2. - С. 16-21.
5. Покровская О. Д. Предложения по повышению клиентоориентированности логистического бизнеса холдинга «РЖД» / О. Д. Покровская // Вестник транспорта. - 2021. - № 3. - С. 22-30.
6. Гудков В. А. Качество пассажирских перевозок: возможность исследования методами социологии: учеб. пособие / В. А. Гудков, М. М. Бочкарева, Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. - Волгоград: Волгоград. гос. техн. ун-т, 2008. - 163 с.
7. Шманёв Т. М. Условия соответствия требованиям обеспечения доступности транспортных объектов ОАО «РЖД» через промежуточные решения и принятие компенсирующих мер для обслуживания маломобильных групп населения, в том числе инвалидов / Т. М. Шманёв, В. И. Ульяницкая, М. С. Пухова, П. С. Панов, А. Ю. Ситников // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 3. - С. 340-352.
8. Копылова Е. В. Особенности обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Е. В. Копылова, Е. Б. Куликова, М. Ю. Левшукова. - М.: РУТ (МИИТ), 2018. - 140 с.
9. Радыгина Е. Г. Создание безбарьерной среды в средствах размещения для гостей с ограниченными возможностями / Е. Г. Радыгина // Концепт. -2014. - № 5. - С. 56-60. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sozdanie-bezbariernoy-sredy-v-sredstvah-razmescheniya-dlya-gostey-s-ogranichennymi-vozmozh-nostyami (дата обращения: 23.09.2021).
10. Егоров Д. Г. Об «особости» капитализма / Д. Г. Егоров, Н. А. Ярмолич // МНИЖ. - 2021. - № 5-4 (107). - С. 10-12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ ob-osobosti-kapitalizma (дата обращения: 21.09.2021).
11. Долан Э. Дж. Микроэкономика / Э. Дж. До-лан, Д. Е. Линдсей; пер. с англ. В. В. Лукашевича и др. - СПб.: СПб ОРКЕСТР, 1994. - 447 с.
12. Байков Н. М. Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов как объект общественного мнения / Н. М. Байков, О. Е. Мачкарина // Власть и управление на Востоке России. - 2017. - № 1 (78). - С. 7784. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostupnost-sredy-zhiznedeyatelnosti-dlya-invalidov-kak-obekt-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 20.09.2021).
13. Наберушкина Э. К. Перспективы создания доступной среды / Э. К. Наберушкина // Вестник СГТУ -2017. - № 1. - С. 205-208. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-sozdaniya-dostupnoy-sredy (дата обращения: 21.09.2021).
14. Катернюк А. В. Оптимизация затрат на привлечение клиентов как фактор конкурентоспособности / А. В. Катернюк // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. - 2019. - № 6 (108). - С. 172-182. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-zatrat-na-privlechenie-klientov-kak-fa ktor-konkurentosposobnosti (дата обращения: 23.09.2021).
15. Ахмедов Б. Альтернативная стоимость кризиса: ранжирование стран СНГ по масштабу потерь от кризиса / Б. Ахмедов // Кавказ и глобализация. -2010. - № 3-4. - С. 89-101. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/alternativnaya-stoimost-krizisa-ranzhirovanie-stran-sng-po-masshtabu-poter-ot-krizisa (дата обращения: 20.09.2021).
16. Шапиро Н. А. Теория предпринимательства и оценочные практики / Н. А. Шапиро, К. В. Перехо-
жева // Экономика и экологический менеджмент. -
2018. - № 2. - С. 66-74. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teoriya-predprinimatelstva-i-otsenochnye-praktiki (дата обращения: 23.09.2021).
17. Кадыров Р. А. Методические аспекты экономического обоснования, оценки и выбора строительных проектов на альтернативной основе / Р. А. Кадыров, В. Б. Мелехин // Вестник евразийской науки. - 2018. - № 1. - 15 с. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodicheskie-aspekty-ekonomicheskogo-obosnovaniya-otsenki-i-vybora-stroitelnyh-proektov-na-alternativnoy-osnove (дата обращения: 23.09.2021).
18. Инфляция в России. - М.: Федерал. служба гос. (Росстат). - 2021. - URL: https://rosstat.gov.ru/ps/inflation (дата обращения: 21.09.2021).
19. Чукаев А. Н. Организационно-экономические аспекты совершенствования инструментария повышения эффективности региональных инвестиционных проектов / А. Н. Чукаев // Инновации и инвестиции. -
2019. - № 8. - С. 27-31. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-aspekty-sovershenstvovaniya-instrumentariya-povysheniya-effektivnosti-regionalnyh-investitsionnyh (дата обращения: 23.09.2021).
20. Бучаев Я. Г. Методы экономического анализа альтернативных вариантов нововведений / Я. Г. Бу-чаев, М. М. Гаджиев // Научно-технические ведомости СПБГПУ. Экономические науки. - 2019. - № 1 (139). - С. 193-199. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metody-ekonomicheskogo-analiza-alterna-tivnyh-variantov-novovvedeniy (дата обращения: 23.09. 2021).
21. Рубан В. А. Развитие системы оценки эффективности государственного управления в РФ / В. А. Рубан, М. О. Литвиненко // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 61-66. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.09.2021).
22. Смирнова Е. Ю. Выбор критериев для мониторинга окупаемости капитальных вложений на полном жизненном цикле инвестиционного проекта / Е. Ю. Смирнова // Тез. докл. на XXI Апрельской междунар. науч. конференции по проблемам развития экономики и общества. - М., 2020. - 5 с. -URL: https://events-files-bpm.hse.ru/files/2CF37678-
375С-4ЕРА-ВР9М78С55В67Е09^еСус1еСарех. ёосх (дата обращения: 20.09.2021).
Дата поступления: 24.09.2021 Решение о публикации: 25.10.2021
Контактная информация:
ШМАНЁВ Тимофей Михайлович - канд. техн. наук, доц.; 1_shmanev@orw.rzd, t.schmaniov@yandex.ru
УЛЬЯНИЦКАЯ Виктория Игоревна -
1_U1yanitskayaVI@orw.rzd,
u1yanickaya_viktoriya@mai1.ru
ВАНЮШИН Игорь Валерьевич -
igor.vanyushin@yandex.ru
ПУХОВА Марина Сергеевна -
1_PuhovaMS@orw.rzd,
marinka96puhova@gmai1.com
СИТНИКОВ Алексей Юрьевич -
aysitnikov@inbox.ru
Ways of improving the efficiency of capital investments into
the infrastructure in order to adapt it to ensure accessible environment
T. M. Shmanyov 12, V. I. Ulyanitskaya 2, I. V. Vanyushin 2, M. S. Pukhova 12, A. Yu. Sitnikov 12
1 Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
2 Octyabrskaya Regional Service for the Development of Passenger Services and Providing Access to Infrastructure, 85, bld. D, Nevsky pr., Saint Petersburg, 191036, Russian Federation
For citation: Shmanyov T. M., Ulyanitskaya V. I., Vanyushin I. V., Pukhova M. S., Sitnikov A. Yu. Ways of improving the efficiency of capital investments into the infrastructure in order to adapt it to ensure accessible environment. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 4, pp. 591-600. DOI: 10.20295/1815-588X-2021-4-591-600
Summary
Objective: Formation of a unified approach and adaptation of infrastructure facilities through the prism of rational use of capital funds and through the principle of comparative advantage based on opportunity cost. Methods: The main tools of analysis and management, the principle of comparative advantage, dynamic changes, schemes graphical models describing algorithms or processes, etc. are applied. Results: An analysis of possible ways of capital investment is carried out, with the final comparability of the conditions and amounts spent on the adaptation of the main functional areas and infrastructure elements, taking into account the principles of "universal design" and "reasonable adaptation". Practical importance: The proposed model is dynamic and can be applied as a criterion for the effectiveness of investments, both for individual investment projects and for investment programs in the full life cycle, including the operational stage.
Keywords: Passenger, people with limited mobility, passenger complex, universal design, opportunity cost, capital investments.
References of May 03.2012 N46-FZ. "On Ratification ofthe Conven-
tion on the Rights of Persons with Disabilities"]. Sobra-1. Federal'nyy zakon ot 03.05.2012 g. no. 46-FZ. "O niye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation ofthe ratifikatsiiKonventsii opravakh invalidov" [FederalLaw Russian Federation], 2012, no. 46, st. 2280. (In Russian)
2. Pokrovskaya O. D. & Korovyakovsky E. K. Termi-nalistika - organizatsiya i upravleniye v transportnykh uzlakh [Terminalistics - organization and management in transport hubs]. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2016, vol. 13, no. 4 (49), pp. 509-520.
3. Pokrovskaya O. D. Kliyentooriyentirovannost' i tsifrovizatsiya terminal'no-logisticheskoy deyatel'nosti [Customer focus and digitalization of terminal and logistics activities]. Zheleznodorozhnyi transport [Railway Transport], 2019, no. 5, pp. 9-16. (In Russian)
4. Golomolzin V. G. & Pokrovskaya O. D. Kharakte-ristika i rol' terminal'noy seti transportnogo uzla v organi-zatsii konteynernykh poyezdov [Characteristics and role of the terminal network of a transport hub in the organization of container trains]. Zheleznodorozhnyi transport [Railway Transport], 2021, no. 2, pp. 16-21. (In Russian)
5. Pokrovskaya O. D. Predlozheniya po povysheniyu kliyentooriyentirovannosti logisticheskogo biznesa kholdinga "RZHD" [Proposals to improve the customer focus of the logistics business of the Russian Railways holding]. Vestnik transporta [Transport herald], 2021, no. 3, pp. 22-30. (In Russian)
6. Gudkov V. A., Bochkareva M. M., Dulina N. V. & Ovchar N. A. Kachestvopassazhirskikhperevozok: voz-mozhnost' issledovaniya metodami sotsiologii. Ucheb-noye posobiye [The quality of passenger transportation: the possibility of research by methods of sociology. Tutorial]. Volgograd, VolgGTU [Volgograd State Technical University] Publ., 2008, 163 p. (In Russian)
7. Shmanov T. M., Ul'yanitskaya V. I., Pukhova M. S., Panov P. S. & Sitnikov A. Yu. Usloviya sootvetstviya trebovaniyam obespecheniya dostupnosti transportnykh ob"yektov OAO "RZHD" cherez promezhutochnyye resheniya i prinyatiye kompensiruyushchikh mer dlya obsluzhivaniya malomobil'nykh grupp naseleniya, v tom chisle invalidov [Conditions for compliance with the requirements for ensuring the accessibility of transport facilities of Russian Railways through interim solutions and the adoption of compensatory measures to serve people with limited mobility, including people with disabilities]. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 3, pp. 340-352. (In Russian)
8. Kopylova E. V., Kulikova E. B. & Levshuko-va M. Yu. Osobennosti obsluzhivaniya malomobil'nykh passazhirov na zheleznodorozhnom transporte. Ucheb-noye posobiye [Features of service for passengers with
limited mobility on railway transport. Tutorial]. Moscow, MIIT [Russian University of Transport] Publ., 2018, 140 p. (In Russian)
9. Radygina E. G. Sozdaniye bezbar'yernoy sredy v sredstvakh razmeshcheniya dlya gostey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami [Creation of a barrier-free environment in accommodation facilities for guests with disabilities]. Kontsept [Concept], 2014, no. 5, pp. 56-60. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sozdanie-bezbariernoy-sredy-v-sredstvah-razmescheniya-dlya-gostey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
10. Egorov D. G. & Yarmolich N. A. Ob "osobosti" kapitalizma [On the peculiarity of capitalism]. MNIZ [International research journal], 2021, no. 5-4 (107), pp. 1012. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-os-obosti-kapitalizma (accessed: September 21, 2021). (In Russian)
11. Dolan E. J. & Lindsay D. E. Mikroekonomika [Microeconomics]. Transl. from English by V. V. Lukashevich and at al. Saint Petersburg, SPb ORCHESTRA Publ., 1994, 447 p. (In Russian)
12. Baykov N. M. & Machkarina O. E. Dostupnost' sredy zhiznedeyatel'nosti dlya invalidov kak ob"yekt obshchestvennogo mneniya [Accessibility of the living environment for disabled people as an object of public opinion]. Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and governance in the East of Russia], 2017, no. 1 (78), pp. 77-84. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/dostupnost-sredy-zhiznedeyatelnosti-dlya-in-validov-kak-obekt-obschestvennogo-mneniya (accessed: September 20, 2021). (In Russian)
13. Naberushkina E. K. Perspektivy sozdaniya dostup-noy sredy [Prospects for the creation of an accessible environment]. Vestnik SGTU [Saratov State Technical University Bulletin], 2017, no. 1, pp. 205-208. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-sozda-niya-dostupnoy-sredy (accessed: September 21, 2021). (In Russian)
14. Katernyuk A. V. Optimizatsiya zatrat na privleche-niye kliyentov kak faktor konkurentosposobnosti [Optimization of customer acquisition costs as a factor of competitiveness]. Vestnik REA im. G. V. Plekhanova [Plekhanov Russian University of Economics Bulletin], 2019, no. 6 (108), pp. 172-182. Available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/optimizatsiya-zatrat-na-privleche-
nie-klientov-kak-faktor-konkurentosposobnosti (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
15. Akhmedov B. Al'ternativnaya stoimost' krizi-sa: ranzhirovaniye stran SNG po masshtabu poter' ot krizisa [Opportunity cost of the crisis: ranking the CIS countries by the scale of losses from the crisis]. Kavkaz i globalizatsiya [The Caucasus & Globalization], 2010, no. 3-4, pp. 89-101. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/alternativnaya-stoimost-krizisa-ranzhirovanie-stran-sng-po-masshtabu-poter-ot-krizisa (accessed: September 20, 2021). (In Russian)
16. Shapiro N. A. & Perekhozheva K. V. Teoriya predprinimatel'stva i otsenochnyye praktiki [Entrepre-neurship theory and evaluation practices]. Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment [Economics and Environmental Management], 2018, no. 2, pp. 66-74. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-predprinima-telstva-i-otsenochnye-praktiki (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
17. Kadyrov R. A. & Melekhin V. B. Metodicheskiye aspekty ekonomicheskogo obosnovaniya, otsenki i vybora stroitel'nykh proyektov na al'ternativnoy osnove [Methodical aspects of economic justification, assessment and selection of construction projects on an alternative basis]. Vestnik yevraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2018, no. 1, 15 p. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7me-todicheskie-aspekty-ekonomicheskogo-obosnovaniya-otsenki-i-vybora-stroitelnyh-proektov-na-alternativnoy-osnove (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
18. Inflyatsiya v Rossii [Inflation in Russia]. Moscow: Federal. sluzhba gos. (Rosstat) Publ., 2021. Available at: https://rosstat.gov.ru/ps/inflation (accessed: September 21, 2021). (In Russian)
19. Chukaev A. N. Organizatsionno-ekonomicheskiye aspekty sovershenstvovaniya instrumentariya povyshe-niya effektivnosti regional'nykh investitsionnykh proyektov [Organizational and economic aspects of improving the tools for increasing the efficiency of regional investment projects]. Innovatsii i investitsii [Innovations and investments], 2019, no. 8, pp. 27-31. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekono-micheskie-aspekty-sovershenstvovaniya-instrumenta-riya-povysheniya-effektivnosti-regionalnyh-investitsion-nyh (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
20. Buchaev Ya. G. & Gadzhiev M. M. Metody eko-nomicheskogo analiza al'ternativnykh variantov novo-
vvedeniy [Methods of economic analysis of alternative options for innovations]. Nauchno-tekhnicheskiye vedo-mosti SPBGPU. Ekonomicheskiye nauki [Scientific and technical journal of Saint Petersburg Polytechnic University of Peter the Great. Economic sciences], 2019, no. 1 (139), pp. 193-199. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/metody-ekonomicheskogo-analiza-alterna-tivnyh-variantov-novovvedeniy (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
21. Ruban V.A. & Litvinenko M. O. Razvitiye siste-my otsenki effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v RF [Development of a system for assessing the effectiveness of public administration in the Russian Federation]. Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment [Buryat State University Bulletin. Economics and Management], 2018, no. 3, pp. 61-66. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-sistemy-otsenki-effektivnosti-gosu-darstvennogo-upravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: September 23, 2021). (In Russian)
22. Smirnova E. Yu. Vubor kriteriev dliya monitoringa okupaemosti kapital'nych vlozheniyi na polnom zhis-nennom tsikle investitsionnogo proekta [Choice of a cri-teriors for monitoring repaying of capital investigations on the full living cycle of investicional project]. Tezisy dokladov na XXI Aprelskoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii po problemam razvitiya ekonomiki i obsh-chestva [Abstracts of the XXI April International Scientific Conference on the Development of Economy and Society]. Moscow, 2020, 5 p. Available at: https://events-files-bpm.hse.ru/files/2CF37678-375C-4EFA-BF91-478-C55B67E09/LyfeCycleCapex.docx (accessed: September 20, 2021). (In Russian)
Received: September 24, 2021 Accepted: October 25, 2021
Author's information:
Timofey M. SHMANYOV - PhD in Engineering,
Associate Professor; l_shmanev@orw.ru,
t.schmaniov@yandex.ru
Victoria I. ULYANITSKAYA -
l_UlyanitskayaVI@orw.ru,
ulyanickaya_viktoriya@mail.ru
Igor V. VANYUSHIN -
igor.vanyushin@yandex.ru
Marina S. PUKHOVA - l_PuhovaMS@orw.ru,
marinka96puhova@gmail.com
Alexey Yu. SITNIKOV - aysitnikov@inbox.ru