Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоров Р.С., Терсакова А.А.

В статье мы рассматриваем интерес к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности в последние годы устойчиво сохраняется в отечественной психологии, пристальное внимание к этой проблеме связано с тем, что новые социально-экономические условия в стране коренным образом изменили ситуацию на рынке труда, где конкурентоспособность профессионала определяется в значительной степени такими качествами, как способность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, максимальной реализации своего личностного потенциала в профессиональной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION AND VALUE AND SENSE SPHERE OF A PERSONALITY, AS TERMS OF ITS SELF-REALIZATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION

In the article we consider the interest in the problem of self-realization of a person in professional activity in recent years, is steadily preserved in Russian psychology, close attention to this issue is connected with the fact socio-economic conditions in the country fundamentally changed the situation in the labor market, where the professional competitiveness is determined to a large extent by such qualities as the ability to continuous self-improvement, self-development, maximum realization of one’s personal potential in the professional sphere

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

УДК 377.037

Федоров Р.С. ZМТ-МвО

ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет

г.Армавир Терсакова А.А., к.п.н.

доцент кафедра ТИПИОП ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет

г. Армавир

УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация: в статье мы рассматриваем интерес к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности в последние годы устойчиво сохраняется в отечественной психологии, пристальное внимание к этой проблеме связано с тем, что новые социально -экономические условия в стране коренным образом изменили ситуацию на рынке труда, где конкурентоспособность профессионала определяется в значительной степени такими качествами, как способность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, максимальной реализации своего личностного потенциала в профессиональной сфере

Ключевые слова: профессиональная сфера, личностный потенциал, саморазвитие, конкурентоспособность, самореализация, личность.

Fedorov R.S. ZMT-MVO

FSBEI HE Armavir State Pedagogical University

Armavir Tersakova A.A., Ph.D. associate professor department of tipiop FSBEI HE Armavir State Pedagogical University

Armavir

DIRECTION AND VALUE AND SENSE SPHERE OF A PERSONALITY, AS TERMS OF ITS SELF-REALIZATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION

Abstract: in the article we consider the interest in the problem of self-realization of a person in professional activity in recent years, is steadily preserved in Russian psychology, close attention to this issue is connected with the fact socio-economic conditions in the country fundamentally changed the situation in the labor market, where the professional competitiveness is determined to a large extent by such qualities as the ability to continuous self-improvement, self-development, maximum realization of one's personal potential in the professional sphere

Keywords: professional sphere, personal potential, self-development, competitiveness, self-realizatio.

Исследовательский интерес к проблеме личностной самореализации в профессиональной деятельности в последние годы неуклонно поддерживается в российской психологии. Столь пристальное внимание к этой проблеме связано с тем, что новые социально -экономические условия в стране коренным образом изменили ситуацию на рынке труда, где профессиональная конкурентоспособность во многом определяется такими качествами, как способность к постоянному самосовершенствованию. -совершенствование, саморазвитие и максимальная реализация личного потенциала в профессиональной сфере. По определению Д.А. По мнению Леонтьева, проблема личностной самореализации на психологическом уровне предполагает анализ личностных качеств и конкретных внешних условий, которые позволяют этому человеку самореализоваться продуктивно [1].

Большинство исследователей, как одно из условий, обеспечивающих профессиональную самореализацию личности, рассматривают свою профессиональную ориентацию как наиболее обобщенную форму активного отношения человека к профессии. Будучи многомерным, сложно структурированным образованием, профессиональная ориентация отражает, прежде всего, те потребности и мотивы, которые человек удовлетворяет в профессии; те жизненные ценности и смыслы, которые он вкладывает в свою профессию; те стратегические цели, к которым он стремится, реализуя себя в профессиональной сфере. Таким образом, профессиональная направленность личности выступает как субъективная характеристика и как условие успешности профессионализации.

Фундаментальные исследования К.А. посвящено исследованию проблемы формирования профессиональных ценностей в российской психологии. Абулханова, Е.М. Борисова, Т.М. Буякас А.А. Деркач Н.Н. Захарова, Е.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Г.П. Логинова, А.К. Маркова Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжникова З.И. Рябикина, А.Р. Фонарева Б.А. Ясько и соавт. Сегодня рассмотрение ценностно-смысловых аспектов профессионального развития личности является одним из перспективных направлений в этой области исследований. По словам Н.С. Пряжникову

важно понять, как формируется ценностно-нравственная, семантическая, личностная структура профессионального сознания, потому что «аморальный профессионал, даже образованный, обученный, владеющий современными средствами, особенно опасен. Такие искажения часто образуют профессиональные кризисы и профессиональное уничтожение »[3].

Н.С. Пряжников обозначает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения Если человек не просто выступает проводником каких-то «высших» смыслов, а самостоятельно создает смысл своей жизни, то именно в этом случае он становится подлинным субъектом самоопределения [3].

Смысл профессиональной деятельности является основой для человека, чтобы оценить его значение для себя, то есть предвзятого, личностно-опосредованного индивидуального отношения человека к труду. Для зрелой личности характерно постоянно искать новые, более глубокие или более индивидуальные значения труда. Человек стремится обрести смысл и чувствует разочарование или экзистенциальный вакуум, если это желание остается невыполненным.

Наличие или отсутствие смысла жизни К.А. Абульханова рассматривает в качестве критерия развития личности, указывая на ведущую роль ценностного отношения к профессии как фактора регулирования профессиональной деятельности [4]. 2.1. Рябикина также рассматривает свое феноменологическое пространство или пространство личных значений как источник развития личности. По мнению автора, профессиональное становление как один из аспектов развития личности обусловлено противоречием между нынешним состоянием личностных характеристик, отраженных в образе-1, и стандартом или образом «идеального профессионала». Если эталон является целью личного саморазвития, он образует тесно взаимодействующую диаду с самооценкой, становится значимым, приобретает личностный смысл. Эта связь, находясь в напряжении, в противоречивом единстве, генерирует импульсы, которые активизируют деятельность саморазвития, предопределяют направление развития личности [7].

В рамках данного исследования мы интерпретируем ориентационные и ценностно-смысловые характеристики как условия самореализации человека как субъекта профессиональной деятельности. Эти условия устанавливаются и формируются уже на ранней стадии профессионализации, в процессе обучения в университете.

Использованные источники:

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. М.: Академия, 2001.

4.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991.

5. Фоменко Г.Ю., Куашева Е.Р. Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2009. Вып. 4. С. 294-301.

6. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Калуга, 2004.

7. Рябикина З.И. Личность как субъект бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.