Научная статья на тему 'Условия развития пенсионной системы на примере Республики Татарстан'

Условия развития пенсионной системы на примере Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вафин Э.Я.

В статье автор рассматривает основные факторы и условия развития пенсионной системы и дает их актуарное обоснование на примере Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия развития пенсионной системы на примере Республики Татарстан»

Экономика народонаселения и демография

85

Увеличивается разрыв между ценами на потребительские товары и на традиционный труд. Нарастает территориальное расслоение по уровню доходов между социальными группами малочисленных народностей Севера, итогом чего стала полная несовместимость действующей системы цен, налогов, кредитно-денежных механизмов со структурой, имеющегося производства, условиями жизнедеятельности в целом [6].

Список литературы:

1. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

2. Сайт «Потребительская корзина и прожиточный минимум». Раздел «Прожиточный минимум в Республике Саха (Якутия), состав потребительской корзины» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://potrebkor.ru/ minimum-saha-iakutiia.html (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

3. Свободная энциклопедия «Википедия». Статья «Якутия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpy/m.wikipedia.org/wiki/Якутия (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

4. Официальный сайт Департамента по делам народов республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gov.ru/node/ 17611 (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

5. Свободная энциклопедия «Википедия». Статья «Якутск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/Якутск.

6. Форум «Население Дальнего Востока». Проблемы демографического развития российского Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tinyfamily.ru/showthread.php?t=38705&title=naselenie-dalnego-vostoka (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ пенсионной системы

НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

© Вафин Э.Я.*

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань

В статье автор рассматривает основные факторы и условия развития пенсионной системы и дает их актуарное обоснование на примере Республики Татарстан.

Ключевые слова демография, пенсионная реформа, пенсионная система.

Заместитель управляющего, кандидат экономических наук.

86 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Усиление влияния пенсионной системы на макроэкономическую стратегию обусловлено, помимо национальных особенностей развития страны, общемировыми процессами. Это в первую очередь глобальный демографический кризис, который вынудил развитые западные страны еще в прошлом столетии не только реформировать свои пенсионные системы, но и адаптировать всю экономику к необходимости «содержания» неуклонно возрастающей армии нетрудоспособного населения.

Текущее (после пенсионной реформы 2002-2010 гг.) и перспективное состояние пенсионной системы РФ характеризуется тремя основными проблемами:

- сохранение дефицита страховой пенсионной системы - 1,3 трлн. руб. в расчете на 2010 г., 2,5 трлн. руб. - на 2020 г.;

- неизменная тенденция снижения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка: в 2000 г. - 34 %, 2008 г. - 26, 2010 г. - 39, 2020 г. - 28 %;

- поддержание минимальных социальных гарантий (среднегодовой размер всех видов трудовых и нетрудовых пенсий не должен быть ниже среднегодового ПМП), несмотря на то, что с 2010 г. законодательно установлен механизм социальных доплат ко всем видам трудовых и социальной пенсий до текущего размера ПМП [1, с. 88].

Причины современных проблем пенсионной системы следует классифицировать на первичные (базовые) и вторичные (косвенные).

Базовые причины в свою очередь подразделяются на внутрисистемные и внесистемные (глобальные). Внутрисистемные охватывают факторы и процессы, происходящие в самой пенсионной системе, т.е. экономические и социально-правовые отношения между ее участниками (застрахованные лица -страхователи - страховщики).

К внесистемным относятся демографические факторы и макроэкономические процессы, которые непосредственно влияют на внутрипенсионные отношения.

Проведенные пенсионные реформы, направленные на формирование страховой пенсионной системы, создали определенные предпосылки для проявления страховых механизмов в отношениях между участниками пенсионной системы. Внутрисистемные процессы еще не полностью адаптированы к функционированию в страховых условиях рыночных экономических отношений. Так, в частности, сохраняется комплекс нестраховых элементов, которые функционируют в страховой пенсионной системе, не имея эквивалентных источников своего обеспечения. Он включает:

- значительное количество пенсий, которые назначаются до наступления общеустановленного пенсионного возраста за работу в тяжелых и вредных условиях труда (Списки № 1 и 2), в неблагоприятных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

Экономика народонаселения и демография

87

за «выслугу лет», не имеющие целевого источника финансирования (досрочные и льготные пенсии);

- большой объем пенсионных прав, сформированных в условиях предшествующих государственных пенсионных обязательств и программ (в период до 01.01.2002);

- минимальные социальные гарантии за счет необоснованного (чрезмерного) перераспределения страховых ресурсов;

- размер тарифа страхового взноса на финансовое обеспечение накопленных прав по обязательному пенсионному страхованию в ущерб тарифу на формирование будущих прав самого застрахованного лица;

- заниженный норматив минимальной продолжительности страхового стажа по реализации страховых пенсионных прав для назначения трудовой пенсии по старости (5 лет), за который невозможно сформировать даже минимальный уровень пенсии;

- необоснованно низкая величина предельной базы для начисления страховых взносов (около 1,6 среднего размера заработка), из которой «выпадает» практически пятая часть всего годового фонда заработной платы;

- неэквивалентное возмещение накопленных пенсионных прав (отсутствие в «пенсионной формуле» показателей, позволяющих учитывать стаж и период выплаты, изменение демографических и макроэкономических параметров);

- необоснованно высокий объем отчислений на формирование пенсионных накоплений будущих поколений пенсионеров, который ограничивает страховые права пенсионеров, с одной стороны, и не обеспечивает эквивалентного возмещения прав будущих пенсионеров с другой;

- отсутствие страховых стимулов для самозанятого населения к формированию своих пенсионных прав (индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированный взнос, который не обеспечивает даже уровня ПМП).

Однако внутрисистемные проблемы являются не единственной причиной, препятствующей реализации базовых страховых принципов - бездефицитности бюджета и эквивалентности возмещения утраченного заработка (не менее 40 %). Не менее весомый вклад вносят внешние причины: неблагоприятная демографическая и макроэкономическая ситуации, которые не создают адекватных условий для полноценной реализации страховых принципов в пенсионной системе. В частности, несмотря на высокий уровень инфляции, в долгосрочной перспективе сохраняется тенденция опережения темпов роста заработной платы при одновременном снижении количества рабочих мест. Одновременно с этим долгосрочная демографическая политика не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь серьезные изменения в

88 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

соотношении численности трудоспособного и нетрудоспособного населения, что приведет в начале 2030-х годов к их равенству [1, с. 94].

Если проанализировать динамику среднегодовых значений некоторых демографических показателей Республики Татарстан за период 2009-2012 гг., то можно отметить, что численность населения увеличилась от 3,774 млн. чел. до 3,813 млн. чел., на 39 тыс. чел. или на 1,03 %. При этом произошло увеличение числа получателей трудовой пенсии от 939 тыс. чел. до 978 тыс. чел., на 39 тыс. чел., или на 4,15 %. На фоне растущей численности получателей трудовых пенсий произошло неуклонное снижение численности наемных работников: от 1,347 млн. чел. до 1,364 млн. чел. В итоге численность наемных работников уменьшилась на 21 тыс. чел., или на 1,6 %.

На сокращение численности наемных работников и увеличение получателей трудовых пенсий оказывают влияние такие демографические факторы как высокая смертность мужского населения трудоспособного возраста, старение населения округа, увеличение продолжительности жизни населения. В результате сложившееся соотношение вышеназванных параметров оказывает негативное влияние на так называемый «демографический крест», то есть на соотношение наемных работников и получателей трудовых пенсий.

Несмотря на происходящее сближение обоих показателей, численность наемных работников все еще сохраняет свое преобладание над числом получателей трудовой пенсии, но при этом коэффициент соотношения численностей наемных работников и пенсионеров снизился от значения 1,43 (раз) до 1,40 (раз).

Необходимо отметить, что для поддержания стабильной ситуации необходимо, чтобы на 1 пенсионера приходилось 2 работающих.

За истекший период произошло увеличение показателя нагрузки пенсионерами на представителей следующих категорий (по среднегодовым значениям, на 1000 чел.):

- наемных работников: от 697 чел. до 715 чел.;

- население, занятое в экономике: от 521 чел. до 537 чел.;

- трудоспособное население: от 397 чел. до 422 чел.

В целом, произошел рост нагрузки пенсионной системы на различные социальные слои населения. Таким образом, за истекший период нагрузка пенсионеров на занятое население умеренно увеличилась на 7-8 чел., а на нагрузка на трудоспособное население увеличилась более быстрыми темпами - на 19 чел.

При этом численность получателей трудовой пенсии, приходящаяся на 1000 чел. постоянного населения, существенно не изменилась: от 245 чел. до 248 чел., что связано с ростом численности населения и снижением его смертности.

На протяжении последнего ряда лет отмечается стабильный рост численности работающих пенсионеров: от 262,62 тыс. чел. до 335,97 тыс. чел.

Экономика народонаселения и демография

89

В итоге число продолжающих трудовую деятельность пенсионеров увеличилось на 73,35 тыс. чел. Удельный вес численности работающих получателей трудовых пенсий в общей численности получателей трудовых пенсий вырос на 5,9 п.п. - от 31,2 % до 37,1 %. В разрезе категорий: у получателей трудовой пенсии по старости удельный вес работающих увеличился от 32,7 % до 38,3 %, у получателей по инвалидности - от 33,4 % до 41,3 % от общей численности пенсионеров по соответствующим видам пенсии [2].

Таким образом, за последние пять лет в Республике Татарстан произошло усиление демографических тенденций, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние пенсионной системы, таких, как: рост численности получателей пенсии, и возрастание их доли в составе населения, снижение численности наемных работников, усиление уровня старения населения и, как следствие, возрастание демографической нагрузки.

Список литературы:

1. Соловьев А.К. Долгосрочное прогнозирование развития пенсионной системы России: факторы и условия // Проблемы прогнозирования. - 2012. -№ 5.

2. Вафин Э.Я. Аккумулированный актуарный анализ динамики методо-логически-базисных статистических данных пенсионной системы Республики Татарстан / Э.Я. Вафин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 240 с.

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ ДЛЯ ЛИЦ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ

© Корчагин Е.П.*

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

В докладе приводятся прогнозы и аналитические данные по будущему изменению потребительской структуры рынка туризма в пользу лиц третьего возраста. Доклад содержит общие предложения и рекомендации по более рациональному менеджменту в туристическом бизнесе.

Ключевые слова: оператор, коммуникации, поставщик услуг, рынок, аутсорсинг, маркетинг, эффективность.

Сейчас, в России, как и в большинстве стран, увеличивается контингент людей старшего возраста: их численность (апрель 2012 г.) - около 40 млн. человек, что составляет 21 % населения. И в перспективе эта группа граждан нашей страны, будет расти.

Аспирант кафедры Управления персоналом и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.