СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
А. К. Соловьёв
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ
В процессе формирования долгосрочной стратегии социально-экономического развития России (до 2030 г.) чрезвычайную актуальность приобрели проблемы реформирования пенсионной системы, что обусловлено усилением ее влияния на макроэкономическую стратегию.
В статье дается актуарное обоснование реальных факторов и условий, от которых зависит развитие пенсионной системы РФ, и перспективы устойчивости пенсионного бюджета на основе страховых принципов.
Проблемы реализации страховой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. Основными причинами резко возрастающего значения пенсионной системы в стране являются: во-первых, необходимость выполнения конституционных обязательств социального государства по преемственности накопленного пенсионного долга; во-вторых, неизбежность реформирования пенсионной системы на основе страховых принципов функционирования; в-третьих, выполнение установленных международных норм и требований по материальному обеспечению пенсио-неров1, которые являются обязательными условиями признания страны в качестве цивилизованного социально ориентированного государства.
Усиление влияния пенсионной системы на макроэкономическую стратегию обусловлено, помимо национальных особенностей развития страны, общемировыми процессами. Это в первую очередь глобальный демографический кризис, который вынудил развитые западные страны еще в прошлом столетии не только реформировать свои пенсионные системы, но и адаптировать всю экономику к необходимости «содержания» неуклонно возрастающей армии нетрудоспособного населения.
Второй причиной возрастающей значимости пенсионной системы общепризна-на неизбежность систематических финансовых кризисов в рыночной экономике. В условиях глобализации финансовые кризисы «вышли» за пределы региональных экономик, что увеличивает риск бюджетной устойчивости даже в развитых государствах. В этой связи обострилась научная дискуссия о «чрезмерности» нагрузки пенсионной системы на экономику страны в целом и на бизнес в частности. В целях решения этой проблемы предлагаются различные инструменты «регулирования» как государственного пенсионного долга (накопленные пенсионные обязательства), так и пенсионных прав граждан.
Реформирование пенсионной системы в России, преобразование советской системы государственного пенсионного обеспечения в систему пенсионного страхования - насущная потребность, продиктованная развитием рыночных отношений.
Мировая практика доказала, что страховые механизмы способны обеспечивать адаптацию пенсионных систем к циклическому характеру рыночного развития. Одновременно с этим они позволяют преодолеть уравнительность различных видов пенсий, повысить реальный размер пенсий, не только создать условия для предотвращения
1 Европейский Кодекс социального обеспечения, Европейская социальная хартия, Конвенции МОТ № 102, № 128 и др.
финансовых кризисов пенсионной системы в связи со старением населения России, но и обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы.
С началом введения в 2002 г. страховой пенсионной реформы была сформирована трехуровневая структура пенсии, пенсионные права застрахованных лиц начали формироваться не только на распределительной, но и на накопительной основе. При этом источником формирования всех пенсионных прав являются страховые взносы (средства федерального бюджета, перечисляемые в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), направляются исключительно на покрытие дефицита по выплате пенсий).
Современное пенсионное обеспечение в развитых странах представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая подвержена воздействию разнонаправленных факторов и эффективное регулирование которой является наиболее трудной стратегической задачей системы государственного управления. В мировой практике наиболее известны две альтернативные формы пенсионного обеспечения: солидарно-распределительная и индивидуально-накопительная2. Указанные экономические формы пенсионного обеспечения в самом общем плане принципиально различаются тем, что в первой источником финансирования пенсионного обеспечения одного поколения граждан являются средства другого (следующего) поколения; во второй - финансовый источник пенсионного обеспечения каждый гражданин формирует самостоятельно в течение всего трудоспособного периода своей жизни.
В свою очередь солидарно-распределительная форма пенсионного обеспечения на практике может реализоваться с помощью разных экономических механизмов: исходя либо из учета персонифицированных пенсионных прав застрахованного лица, либо из текущих общеналоговых бюджетных ресурсов. Различия между выделенными моделями имеют принципиальное значение, так как предусматривают разный экономический механизм солидарного перераспределения.
В современной мировой практике отсутствуют в чистом виде отмеченные выше экономические формы обязательного пенсионного обеспечения. В экономически развитых и социально ориентированных государствах обычно применяются все (в разных пропорциях) формы пенсионного обеспечения. Только в странах, в которых государство не может обеспечить преемственности обязательств разных поколений, а госбюджет не может участвовать в финансировании этих обязательств, осуществляются, как показывает история, безуспешные эксперименты индивидуально-накопительного пенсионного обеспечения (Чили, Боливия, Аргентина, Казахстан и др. - всего более 20-ти стран).
В России в ходе рыночной реформы государственная пенсионная политика последовательно реализует курс на всеобщее обязательное пенсионное обеспечение на основе страховых принципов3.
Страховые принципы, согласно теории и мировой практике, должны четко проявляться в двух базовых позициях: 1) эквивалентность государственных пенсионных обязательств накопленным пенсионным правам застрахованных лиц; 2) долгосрочная устойчивость (актуарная сбалансированность) пенсионной системы в течение всего страхового периода (в России 70-80 лет, на Западе - уже переходят к периоду 100-110 лет).
В соответствии с базовыми страховыми принципами в реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России как в накопительной, так и в распределительной составляющих обязательного пенсионного обеспечения должна соблюдаться зависимость размера пенсии от «трудового участия» каждого застрахованного лица (продолжительности стажа и суммы уплаченных страховых взно-
2 Речь идет о всеобщем обязательном государственном пенсионном обеспечении, а не о добровольном индивидуальном или корпоративном.
3 Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (Концепция -1995) [1].
сов). Это должно обеспечивать экономическую заинтересованность каждого работника в активном участии в пенсионной системе и в дальнейшем окончательно ликвидировать уравнительность размеров пенсии.
Другие базовые принципы всеобщего обязательного пенсионного страхования (в первую очередь - устойчивость и бездефицитность текущего бюджета) планировалось реализовать на следующих этапах долгосрочной стратегии пенсионной реформы. В соответствии с этими этапами принятая Правительством РФ КДР-2020 4 определила дальнейшие направления развития пенсионной системы, которая должна отвечать следующим требованиям:
- государственной гарантии минимального уровня материального обеспечения пенсионеров при наступлении страховых случаев - минимального размера всех видов пенсии - не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП);
- долгосрочной финансовой обеспеченности страховых пенсионных обязательств по всем видам трудовых пенсий, т.е. актуарной (не только текущей, кратко- и среднесрочной, но и в течение всего «пенсионного цикла» - не менее 70 лет) сбалансированности пенсионного бюджета;
- эквивалентности (актуарному соответствию) государственных пенсионных обязательств накопленным (страховым) пенсионным правам застрахованных граждан.
Пенсионная реформа в отличие от реформ любого другого сегмента общества и экономики занимает период жизнедеятельности как минимум двух, а с учетом быстрого увеличения продолжительности жизни, может быть и трех, поколений. Поэтому с целью оценки и оперативного регулирования эффективности осуществляемых мероприятий по пенсионной реформе необходимо своевременно контролировать их социальные и экономические результаты. Последовательность и интенсивность конкретных мероприятий реформирования должны выбираться исходя из критерия эффективности на основе актуарных расчетов, которые позволяют оценить перспективы развития пенсионной системы в РФ. Это особенно актуально в условиях возрастающих рисков глобальных финансового и демографического кризисов.
Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые. Текущее (после пенсионной реформы 2002-2010 гг.) и перспективное состояние пенсионной системы РФ характеризуется тремя основными проблемами (Приложение, табл. 1-5):
- сохранение дефицита страховой пенсионной системы - 1,3 трлн. руб. в расчете на 2010 г., 2,5 трлн. руб. - на 2020 г.;
- неизменная тенденция снижения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка: в 2000 г. - 34%, 2008 г. - 26, 2010 г. - 39, 2020 г. - 28%;
- поддержание минимальных социальных гарантий (среднегодовой размер всех видов трудовых и нетрудовых пенсий не должен быть ниже среднегодового ПМП), несмотря на то, что с 2010 г. законодательно установлен механизм социальных доплат ко всем видам трудовых и социальной пенсий до текущего размера ПМП5.
Указанные проблемы пенсионной системы обусловлены разными факторами, объективное выявление которых позволит выработать правильные решения по их преодолению. На первый взгляд, эти проблемы непосредственно зависят от двух факторов: 1) низкого пенсионного возраста; 2) слабого развития накопительных форм пенсионного страхования.
Широкое распространение таких представлений вытекает из достаточно поверхностного сравнения отечественной пенсионной системы, имеющей многочис-
4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (раздел III «Развитие человеческого потенциала», подраздел 10 «.Развитие пенсионной системы») [2].
5 В 2011 г. ПМП составлял 4,7 тыс. руб.
ленные недостатки (низкий уровень материального обеспечения пенсионеров, финансовая необеспеченность пенсионных обязательств и т.п.), с успешно функционирующими западными пенсионными системами, нормативный возраст выхода на пенсию в западных странах давно находится на уровне 60-65 лет. Размер трудовой пенсии в странах ОЭСР достигает 50-70% среднестатистического заработка. При этом пенсионные фонды самостоятельно постоянно выполняют свои страховые обязательства.
Одновременно с этим во всех западных странах вклад накопительных форм пенсионного обеспечения становится все более весомым не только в формировании пенсионных прав граждан, но и в экономике страны. Так, доля накопительных пенсий в замещении утраченного заработка зачастую превышает распределительную составляющую. Однако следует подчеркнуть, что в абсолютном большинстве национальных пенсионных систем применяются только добровольные или корпоративные формы пенсионных накоплений, но не всеобщие и принудительные.
Оба «популярных» инструмента решения пенсионных проблем следует рассматривать в конкретных условиях каждой страны, например, проблему возраста выхода на пенсию - в конкретном контексте демографического положения каждой страны, а проблему пенсионных накоплений - в рамках макроэкономической системы каждой страны (табл. 1) [3, 4].
Таблица 1
Ожидаемая продолжительность жизни в РФ и за рубежом
Страна Пенсионный возраст Вероятная продолжительность жизни (лет)
(лет) при рождении в возрасте 65 лет
муж. жен. муж. жен. муж. жен.
РФ 60 55 61,8 74,2 11,7 16,0
Страны ОЭСР (в среднем) 65 65 77,1 82,6 17,1 21,4
Австрия 65 60 77,5 83,1 17,6 21
Бельгия 65 65 77,1 82,6 17,3 21
Германия 65 65 77,4 82,7 17,4 20,7
Ирландия 66 65 77,4 82,1 17,1 20,1
Португалия 65 65 75,9 82,2 16,8 20,2
Великобритания 65 60 77,3 81,7 17,4 20,1
Финляндия 65 65 76 83,1 17 21,3
Франция 62 62 77,4 84,4 18,2 22,7
Швеция 65 65 79 83,1 17,9 20,8
Казахстан 63 58 60,7 72,6 11,4 15,8
Норвегия 67 67 78 85,1 17,8 22,6
Испания 65 65 74,4 83,4 17,6 21,9
Италия 60 57 74,7 83,7 17,8 22,1
Примечание. Вероятная продолжительность жизни в пенсионном возрасте в РФ составляет 14,1 года для мужчин и 23,6 года для женщин.
Каковы же сопоставимые условия выхода на пенсию в России и за рубежом? Как следует из данных табл. 1, по сравнению с развитыми странами продолжительность жизни населения России в возрасте 65 лет в 1,5 раза ниже для мужчин и в 1,45 раза - для женщин. Особенно важно обратить внимание на то, что доживают до этого возраста только треть мужчин данного поколения и половина женщин. Между тем принципы пенсионного страхования, предусмотренные Международными конвенциями (.№ 102 от 1952 г. и ОЭСР), требуют, чтобы обязательное пенсионное обеспечение охватывало абсолютное большинство граждан страны, а не только доживших до пенсии.
Сторонники выравнивания принципов выхода на пенсию населения России и западных стран были бы, безусловно, правы в условиях дореформенной пенсионной системы - с госбюджетным (а не рыночно-страховым) механизмом финансирования, когда размер пенсионных прав зависел не от «страховых отчислений», а лишь от возможностей госбюджета.
Сравнение показывает, что разрыв в дожитии мужчин в пенсионном возрасте в России (60 лет) по сравнению с Западом (65 лет) сокращается почти на четверть. Но даже в действующих условиях демографические параметры России не позволяют реализовать базовый страховой принцип эквивалентности пенсионных прав и обязательств, который положен в основу установленных МОТ требований к пенсионному возрасту.
Действующая в России «возрастная планка» выхода на пенсию - наследие советской бюджетно-распределительной пенсионной системы - далека от западного уровня, поскольку охватывает около 2/3 мужского населения, что адекватно конвенции ОЭСР при условии, что сравниваются разные - действующие пенсионные возрасты. Положение с женским дожитием можно было бы считать оптимальным, если бы треть женщин доживала до указанного возраста. Если же привести в сопоставимые условия возраст выхода на пенсию в странах ОЭСР и в РФ, то становится более очевидной причина повышения пенсионного возраста. В развитых странах увеличение пенсионного возраста происходит тогда, когда абсолютное большинство населения (а не малая его часть) доживает до реализации своих пенсионных прав в полном объеме.
Отсюда следует закономерный вывод, что даже действующий возраст выхода на пенсию в российской пенсионной системе требует серьезной активизации позитивных демографических тенденций, которые позволят реализовать страховые механизмы в соответствии с международными требованиями.
Таким образом, мнение о том, что эффективность западных пенсионных систем обусловлена именно 65-летним пенсионным возрастом, является глубоким заблуждением: во всех пенсионных системах возраст выхода на пенсию устанавливали, исходя из необходимости поддержания эквивалентности пенсионных прав и реализации обязательств, поскольку увеличение продолжительности жизни после выхода на пенсию не могло полностью обеспечиваться накопленными пенсионными правами6. Не только мужчины, доживающие до пенсионного возраста, но и большинство женщин до сих пор не имеют эквивалентного возмещения своих накопленных пенсионных прав в процессе реализации пенсионных обязательств (получения трудовой пенсии). Именно в таком экономическом контексте (эквивалентности прав и обязательств) можно говорить о регулирующей роли пенсионного возраста в обеспечении устойчивости пенсионной системы, а не линейной «экономии бюджета» пенсионной системы, поскольку непосредственная «экономия от повышения возраста» касается лишь незначительного контингента застрахованных лиц и несущественно сокращает период пребывания на пенсии. Во всех странах среднегодовое сокращение этого периода не превышало 2-3 мес. и как следствие растягивалось на десятки лет.
При этом закономерно возникает вопрос, куда «исчезают» нереализованные (из-за краткости периода дожития части мужчин и незначительной части женщин) пенсионные права (подчеркнем именно права, а не денежные средства непосредственно на выплату текущих пенсионных обязательств) в существующей пенсионной системе? Ответ на этот вопрос дает актуарный анализ: все «сэкономленные» на недожитии российского населения пенсионные права автоматически перераспределяются в пользу сохраненных многочисленных льгот и привилегий различных
6 На практике это выражается в том, что в последней четверти ХХ в. пенсионный возраст повышался пропорционально росту демографических параметров продолжительности жизни и пер-иода «дожития».
категорий пенсионеров, т.е. имеет место нестраховое перераспределение, которое
7
систематически возрастает .
Это, с одной стороны, увеличивает потребность в размере страхового тарифа, а с другой (при хроническом недостатке тарифа даже для обеспечения страховой эквивалентности прав и обязательств) - усиливает нагрузку на федеральный бюджет: покрытие текущего дефицита ПФР. Таким образом, выявляется реальный (а не мнимый - возраст) фактор современных пенсионных проблем - нестраховое перераспределение пенсионных прав, которое во всех странах с переходной экономикой было ликвидировано еще на первых этапах рыночной реформы вместе с другими нерыночными механизмами пенсионного обеспечения.
Проблему пенсионных накоплений необходимо рассматривать в контексте макроэкономической системы. Пенсионные накопления в России имеют давнюю историю. Система добровольных пенсионных накоплений существует уже два десятилетия, а обязательное накопление свыше 10 лет. Три года практикуется государственная программа стимулирования дополнительного обязательного пенсионного страхования («программа государственного софинансирования»). Все формы пенсионного накопления сопровождаются несметным количеством льгот и привилегий как для самих застрахованных, так и для их страхователей.
Однако результаты всех накопительных программ до сих пор предельно скромные. В добровольном пенсионном страховании участвуют чуть более 6 млн. чел. -это в основном работники крупнейших естественных монополий и госкорпораций с заработной платой, кратно превышающей среднюю по экономике. В обязательном страховании принудительно участвуют все застрахованные лица соответствующих возрастов (свыше 70 млн. чел., из которых около трети - «2-процентники» со средней суммой накоплений не более 10-11 тыс. руб.). Однако и полноценные (из расчета 6% отчислений) участники обязательного накопления, по состоянию на 2011 г., накопили не более 60-65 тыс. руб., включая инвестиционную доходность.
Нетрудно подсчитать, что накопительная прибавка к распределительной части пенсии в первые десятилетия не превысит 90-100 руб. в месяц (в текущих ценах), т.е. 1% общего размера пенсии. Только через 30 лет (в середине 2030-х годов) доля накопительной части приблизится к 10-12% распределительной пенсии. Это при том, что размеры отчислений в течение всего страхового стажа были практически равными на распределительное и накопительное страхование (8% и 6% соответственно), а в результате максимальное соотношение - 9 : 1. Представление о том, почему это происходит, дают данные табл. 2.
Таким образом, очевидные на первый взгляд инструменты - повышение пенсионного возраста и активизация пенсионного накопления - не могут решить пенсионные проблемы в России (дефицит бюджета, падение пенсионных прав, низкий уровень пенсий) ни в настоящем, ни в долгосрочной перспективе, поскольку они не затрагивают базовых факторов, которые определяют развитие любой пенсионной системы. Именно поэтому социально ориентированные западные страны рассматривали эти инструменты не в качестве прямых регуляторов долгосрочной стабильности своих пенсионных систем, а лишь как составные элементы актуарной обеспеченности пенсионных обязательств.
Ниже рассматривается предлагаемый нами экономически обоснованный механизм решения накопленных пенсионных проблем России на основе формиро-
7 Следует отметить, что нестраховое перераспределение пенсионных прав осуществляется путем предоставления отдельным категориям застрахованных лиц и (или) их работодателям, а также отдельным видам получателей пенсий так называемых льгот и привилегий, не предусмотренных общеустановленными нормами.
вания долгосрочной актуарной обеспеченности государственных пенсионных обязательств РФ.
Таблица 2
Относительная неэффективность накопительной части пенсии (на примере работника с 30-летним стажем и средней заработной платой)
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2035 г.
Тариф страховых взносов,% 3 3 4 6 6 6 6 6 6 6
Годовая сумма страховых взносов по установленному тарифу, руб. 1570 1980 3235 14841 16116 22978 35920 54519 77754 108845
Коэффициент индексации РПК (расчетного пенсионного капитала), раз 1,307 1,177 1,114 1,161 1,070 1,071 1,065 1,061 1,052 1,055
Номинальная доходность инвестирования пенсионных накоплений, раз 1,03 1,06 1,06 1,05 1,04 1,03 1,02 1,02
Размер распредели-тельной части пенсии, назначаемой из РПК, руб. 7 16 31 379 500 1029 2155 3972 6843 11044
Расчетный размер накопительной части пенсии с учетом доходности, руб. 306 395 863 1776 3156 5081 7788
Потери размера пенсии (-) руб. -73 -105 -166 -380 -816 -1762 -3256
% - - - -19,3 -21,1 -16,2 -17,6 -20,5 -25,7 -29,5
Актуарное обоснование факторов и условий долгосрочной бюджетной устойчивости ПФР. Исходя из приведенных выше соображений, причины современных проблем пенсионной системы следует классифицировать на первичные (базовые) и вторичные (косвенные).
Базовые причины в свою очередь подразделяются на внутрисистемные и внесистемные (глобальные). Внутрисистемные охватывают факторы и процессы, происходящие в самой пенсионной системе, т.е. экономические и социально-правовые отношения между ее участниками (застрахованные лица - страхователи - страховщики).
К внесистемным относятся демографические факторы и макроэкономические процессы, которые непосредственно влияют на внутрипенсионные отношения.
Проведенные пенсионные реформы, направленные на формирование страховой пенсионной системы, создали определенные предпосылки для проявления страховых механизмов в отношениях между участниками пенсионной системы. Внутрисистемные процессы еще не полностью адаптированы к функционированию в страховых условиях рыночных экономических отношений. Так, в частности, сохраняется комплекс нестраховых элементов, которые функционируют в страховой пенсионной системе, не имея эквивалентных источников своего обеспечения. Он включает:
- значительное количество пенсий, которые назначаются до наступления общеустановленного пенсионного возраста за работу в тяжелых и вредных условиях труда (Списки № 1 и 2), в неблагоприятных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за «выслугу лет», не имеющие целевого источника финансирования (досрочные и льготные пенсии);
- большой объем пенсионных прав, сформированных в условиях предшествующих государственных пенсионных обязательств и программ (в период до 01.01.2002);
- минимальные социальные гарантии за счет необоснованного (чрезмерного) перераспределения страховых ресурсов;
- размер тарифа страхового взноса на финансовое обеспечение накопленных прав по обязательному пенсионному страхованию в ущерб тарифу на формирование будущих прав самого застрахованного лица;
- заниженный норматив минимальной продолжительности страхового стажа по реализации страховых пенсионных прав для назначения трудовой пенсии по старости (5 лет), за который невозможно сформировать даже минимальный уровень пенсии;
- необоснованно низкая величина предельной базы для начисления страховых взносов (около 1,6 среднего размера заработка), из которой «выпадает» практически пятая часть всего годового фонда заработной платы;
- неэквивалентное возмещение накопленных пенсионных прав (отсутствие в «пенсионной формуле» показателей, позволяющих учитывать стаж и период выплаты, изменение демографических и макроэкономических параметров);
- необоснованно высокий объем отчислений на формирование пенсионных накоплений будущих поколений пенсионеров, который ограничивает страховые права пенсионеров, с одной стороны, и не обеспечивает эквивалентного возмещения прав будущих пенсионеров с другой;
- отсутствие страховых стимулов для самозанятого населения к формированию своих пенсионных прав (индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированный взнос, который не обеспечивает даже уровня ПМП).
Однако внутрисистемные проблемы являются не единственной причиной, препятствующей реализации базовых страховых принципов - бездефицитности бюджета и эквивалентности возмещения утраченного заработка (не менее 40%). Не менее весомый вклад вносят внешние причины: неблагоприятная демографическая и макроэкономическая ситуации, которые не создают адекватных условий для полноценной реализации страховых принципов в пенсионной системе. В частности, несмотря на высокий уровень инфляции, в долгосрочной перспективе сохраняется тенденция опережения темпов роста заработной платы при одновременном снижении количества рабочих мест. Одновременно с этим долгосрочная демографическая политика не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь серьезные изменения
в соотношении численности трудоспособного и нетрудоспособного населения, что приведет в начале 2030-х годов к их равенству.
Перечисленные внутренние и внешние причины наглядно указывают направления достижения базовых страховых принципов, именно их и следует считать первичными (базовыми).
Помимо первичных, в развитии пенсионной системы играют роль вторичные (производные) проблемы, которые зачастую принимаются за базовые. Однако они не могут оказывать эффективного воздействия на систему.
Радикальное решение современных проблем пенсионной системы возможно двумя методами: путем ускорения реализации страховых принципов; на основе использования в качестве источника финансирования всех выплат средств федерального бюджета (по типу советской системы пенсионного обеспечения, от которой отказались в 1990-е годы).
Нетрудно понять, что при ориентации на устранение вторичных причин пенсионная система трансформируется в советскую пенсионную систему бюджетного финансирования государственных пенсионных обязательств. Для преодоления же первичных причин необходимо резко ускорить реализацию страховых принципов, поскольку большинство современных проблем порождено именно замедлением трансформации пенсионной системы России. Актуарные расчеты показывают, что переход на страховые механизмы должен осуществляться комплексно, а не фрагментарно, и все страховые элементы пенсионной системы должны реализовываться синхронно, хотя они будут иметь разную продолжительность.
Усиление страховых принципов пенсионной системы предполагает поэтапную реализацию комплекса мер кратко- и долгосрочного характера, нацеленных на регулирование тарифной политики; совершенствование накопительного компонента пенсионной системы; реформирование досрочных и льготных видов пенсий; увеличение продолжительности периода формирования пенсионных прав; актуарную оптимизацию механизмов формирования пенсионных прав и реализацию пенсионных обязательств (пенсионная формула).
Краткосрочные меры включают следующие элементы:
- регулирование тарифной политики;
- ликвидацию всех пониженных тарифов страховых взносов в ПФР;
- участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав путем переноса части тарифа на заработную плату работников и др.
Долгосрочные меры предусматривают следующее:
- вывод из распределительной части пенсионной системы в течение переходного периода (не менее 15 лет) досрочных (льготных) пенсий. При этом застрахованные лица будут формировать свои досрочные права по специальным пенсионным программам на основе дополнительного тарифа, сверх общеустановленного для пенсионных прав;
- усиление требований к условиям формирования пенсионных прав по стажу и страховым взносам. Для этого актуарно обоснована необходимость нормативного регулирования «стоимости страхового года» и норматива страхового стажа. При этом первый показатель должен устанавливаться, исходя из текущей потребности для выполнения накопленных пенсионных обязательств, а второй - исходя из периода дожития и обеспечения каждому гражданину возможности формирования пенсионных прав, соответствующих его уровню жизни в трудоспособный период;
- стимулирование продолжения трудовой деятельности после достижения общеустановленного пенсионного возраста (без получения пенсии).
Для обеспечения сбалансированности бюджета ПФР при необходимости могут быть реализованы меры по актуарной оптимизации механизмов формирования пенсионных прав и реализации пенсионных обязательств. Они включают корректировку пенсионной формулы и механизма индексации пенсионных прав (расчетного пенсионного капитала) и назначенных пенсий, исходя из наличия источников ее финансового обеспечения5; законодательное установление нормативного размера и изменение методологии исчисления коэффициента замещения в целях обеспечения сопоставимости его результатов с международными нормами.
Мероприятия актуарной сбалансированности пенсионной системы. Рассмотренные методы регулирования страховой пенсионной системы позволяют сформировать и обосновать комплекс мероприятий, которые обеспечивают наибольшую эффективность пенсионной системы.
Актуарная оптимизация системы обязательного пенсионного страхования предусматривает комплексную реализацию базовых принципов пенсионного страхования и соответственно обеспечивает условия для долгосрочной стабилизации системы ПФР при минимизации затрат федерального бюджета на завершение пенсионной реформы. Рассмотрим основные мероприятия актуарно обоснованной оптимизации.
В области тарифной политики предусматривается ежегодное установление тарифа страховых взносов, исходя из потребности на выплату пенсий и обеспечения финансовой устойчивости ПФР в долгосрочной перспективе. В пенсионных правах застрахованных лиц учитываются не более 16 проц. п. тарифа, в то время как вся остающаяся часть тарифа должна направляться на страховое перераспределение.
При определении верхней границы дохода, на который начисляются страховые взносы, учитывается необходимость включения в процесс формирования пенсионных прав не только низкодоходных категорий граждан, но и высокодоходных (с доходом, превышающим в 2,5-4,0 раза среднестатистический заработок)9 с последующей ежегодной индексацией на основе темпа роста средней заработной платы в экономике.
В области пенсионных накоплений экономическая эффективность обеспечивается при выполнении следующих условий: предоставление права добровольного выбора обязательного способа формирования пенсионных прав (распределительного или накопительного) при сохранении размера действующего тарифа, либо установления нижней границы годового дохода для формирования накопительной части трудовой пенсии, на который начисляются страховые взносы, в размере не менее 2,5-3,0 среднестатистических заработков) с одновременным переносом страхового тарифа с работодателя на работника.
Для обеспечения эквивалентности пенсионных прав и обязательств предлагается переход к применению показателя ожидаемой продолжительности жизни в момент назначения пенсии раздельно для мужчин и женщин. Кроме того, необходимо предусмотреть применение корректировочных коэффициентов, которые учитывают соотношение:
- продолжительности страхового стажа застрахованного лица и нормативного страхового стажа (30 лет);
- темпа роста численности пенсионеров в текущем году и среднего темпа роста численности пенсионеров за предшествующие 10 лет;
8 Весь пенсионный капитал, формирование которого осуществляется на протяжении трудовой деятельности застрахованного лица, должен индексироваться исходя из средневзвешенного (вместо текущего) индекса роста доходов ПФР или заработной платы в экономике.
9 Данная категория застрахованных лиц составляет менее 7-8% численности наемных работников, но имеет 15-17% общего фонда оплаты труда, и при действующем пределе в 1,6 среднего заработка фактически лишена права на формирование адекватного размера трудовой пенсии. Это тем более важно, что в долгосрочной перспективе данная категория работников должна неуклонно возрастать.
- темпа роста доходов на страховой части трудовой пенсии - СЧТП (без солидарного тарифа) в текущем году и среднего темпа роста доходов на СЧТП за предшествующие 10 лет.
Для вывода из распределительной системы ПФР досрочных и льготных пенсий предлагается следующее:
- для застрахованных лиц, начинающих трудовую деятельность на рабочих местах, в профессиях и должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, формируются пенсионные накопления за счет дополнительного тарифа страховых взносов с работодателей, имеющих указанные рабочие места, профессии и должности, в рамках профессиональных пенсионных систем:
- для застрахованных лиц, продолжающих трудовую деятельность на опасных и вредных рабочих местах, а также для финансирования выплат ранее назначенных всех видов досрочных пенсий по условиям труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Тариф обязателен для всех работодателей независимо от наличия рабочих мест, дающих право досрочного выхода на пенсию.
Экономические и социальные результаты реализации актуарно обоснованного комплекса мер по оптимизации пенсионной системы до 2050 г. приведены в Приложении (табл. 6-8).
При условии одновременной реализации всего комплекса актуарной оптимизации текущий дефицит исчезает и профицит бюджета ПФР по распределительной составляющей составит 0,07% ВВП. В течение всего периода профицит бюджета ПФР прогнозируется в объеме не более 0,5% ВВП. Тариф страховых взносов в зависимости от колебаний демографической ситуации и макроэкономических условий будет снижен с 26 до 23%.
Солидарный коэффициент замещения трудовой пенсии по старости, рассчитываемый как соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и начисленной среднемесячной заработной платы в экономике, будет определяться для неработающих пенсионеров и для всей численности получателей пенсий по старости.
Для неработающих пенсионеров солидарный коэффициент замещения снизится по сравнению с 2011 г. (37,3%) на 8 проц. п. и составит в 2050 г. не менее 35%. Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости для неработающих пенсионеров с учетом величины среднемесячной заработной платы в экономике, подпадающей под базу для начисления страховых взносов, имеет сходную тенденцию изменения и составит к 2050 г. 39%. При этом индивидуальный коэффициент замещения утраченного за 30 лет заработка в реальном выражении для новых назначений трудовой пенсии по старости неработающим пенсионерам превысит 60%.
Соотношение размера трудовой пенсии по старости и ПМП для неработающих пенсионеров к 2040 г. превысит 250%, в 2050 г. составит 340% (2011 г. - 173,5%). Соотношение размера трудовой пенсии по старости и ПМП для всех получателей увеличится со 151% в 2011 г. до 298,5% к 2050 г.
Литература
1. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790); СЗ РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3388.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); СЗ РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
3. Демографический ежегодник России, 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009.
4. Eurostat regional yearbook, 2007; Lyxemburg European Communities, 2007.
Таблица 1
Макроэкономические параметры долгосрочного развития пенсионной системы РФ
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г.
ВВП, млрд. руб. 44939 53332 58683 64803 72493 78914 115578 243805 511576 979151
Фонд заработной платы, млрд. руб. 11746 13097 14472 16150 18053 19652 28782 60715 127398 243838
Облагаемый фонд заработной платы, % 83,1 82,4 82,4 82,4 82,4 82,4 82,4 82,4 82,4 82,4
Среднемесячная начисленная заработная
плата, руб. 20952 23578 26048 29186 32627 35743 54391 118966 253470 514805
Прожиточный минимум пенсионера
(ПМП), руб. 4521 5157 5564 6297 6782 7222 9535 15699 25178 38495
ИПЦ в среднем за год к предыдущему
году, раз 1,069 1,086 1,054 1,058 1,052 1,043 1,031 1,030 1,030 1,030
Численность наемных работников,
млн. чел. 46,72 46,29 46,30 46,11 46,11 45,82 44,10 42,53 41,88 39,47
Среднегодовая численность получателей
трудовой пенсии, млн. чел. 36,37 36,95 37,52 38,07 38,59 39,12 41,64 46,52 51,73 53,71
Эффективный тариф системы, всего, % 16,56 21,43 19,89 19,89 21,43 21,43 21,43 21,43 21,43 21,43
распределительной 13,75 18,53 16,90 16,79 18,23 18,13 17,61 16,76 16,48 16,48
накопительной 2,81 2,90 3,00 3,09 3,20 3,30 3,82 4,66 4,95 4,95
Примечание. В качестве исходных данных в таблицах использованы различные источники.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г.
Среднегодовая численность получателей
трудовой пенсии, млн. чел. 36,37 36,95 37,52 38,07 38,59 39,12 41,64 46,52 51,73 53,71
Среднегодовой размер трудовой пенсии,
всего, руб.: 7693 8454 9264 10115 11061 11817 15974 27357 50326 91154
ФБРП (фиксированный базовый раз-
мер пенсии) 3144 3450 3763 4090 4463 4887 6757 12110 23803 43655
страховой части 4433 4905 5411 5949 6400 6931 9217 15246 26523 47499
Среднегодовой размер трудовой пенсии
по старости, всего, руб.: 8054 8829 9683 10583 11583 12178 16336 28896 56499 107788
ФБРП 3248 3561 3879 4210 4589 5019 6930 12395 24348 44581
страховой части 4668 5143 5648 6181 6619 7133 9295 15076 25914 45996
накопительной части - - 8 13 20 27 111 1425 6237 17212
Среднегодовой размер социальной
пенсии, руб. 4589 5097 5771 6307 7061 7685 10322 17023 27462 42237
Средний размер накопительной части
пенсии по новым назначениям, руб. 81 - 112 89 92 109 129 488 5320 13637 29535
Среднегодовой размер трудовой пенсии
по старости для новых назначений, руб. 7305 8070 8434 8938 9848 10818 15947 29892 60108 119961
Размер индексации:
страховой части трудовой пенсии, %: 6,3 8,8 9,6 8,7 9,0 9,6 5,7 6,5 5,7 6,8
с 1 февраля 0,0 8,8 7,0 6,0 5,5 5,0 3,3 3,0 3,0 3,0
с 1 апреля 6,3 0,0 2,4 2,5 3,3 4,4 2,4 3,4 2,6 3,7
социальной пенсии 12,5 10,3 14,1 7,9 13,2 7,7 5,5 5Д 4,7 4,2
Актуарный прогноз формирования распределительной составляющей бюджета ПФР, млрд. руб.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г.
Текущие доходы, всего: 2933 3680 4148 4531 4995 5252 7041 12488 23749 43093
страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии 1591 2238 2323 2572 3167 3399 4861 9739 20056 38336
трансферты из федерального бюджета (без средств на покрытие дефицита бюджета ПФР) 1325 1422 1810 1943 1811 ' 1853 2180 2749 3693 4757
Текущий дефицит (-), бюджета -1247 -1003 -1075 -1193 -1301 -1588 -2551 -5039 -11167 -21464
Таблица 4
Прогноз уровня жизни пенсионеров (соотношение трудовой пенсии и ПМП)
Показатель 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г.
Соотношение пенсии и ПМП, % 199,9 236,8
трудовой 170,2 163,9 166,5 160,6 163,1 163,6 167,5 174,3
новой назначенной 162 156 152 142 145 150 167 190 239 312
по старости 178,1 171,2 174,0 168,1 170,8 168,6 171,3 184,1 224,4 280
социальной 102 99 104 100 104 106 108 108 109 110
Таблица 5
Прогноз эквивалентности пенсионных прав и обязательств
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г.
Коэффициент замещения, % солидарный трудовой пенсии по староста (брутто) 38,4 37,4 37,2 36,3 35,5 34,1 30,0 24,3 22,3 20,9
трудовой пенсии по старости для новых назначений (брутто) 34,9 34,2 32,4 30,6 ЗОД 30,3 29,3 25,1 23,7 23,3
рассчитанный, исходя из облагаемой СЗП (нетто) 41,9 41,5 39,3 37,2 36,6 36,7 35,6 30,5 28,8 28,3
Долгосрочный прогноз бюджета ПФР с учетом актуарной оптимизации
Показатель пенсионного обеспечения 2010 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г. 2060 г. 2070 г. 2075 г.
Численность наемных работников, млн. чел. 46,52 44,72 43,06 42,24 39,66 39,83 42,14 43,20
Размер индексации (увеличения) страховой части трудовой пенсии, % 6,3 9,0 6,9 5,8 5,5 6,6 6,4 6,3
Среднегодовая численность получателей трудовой пенсии, млн. чел. 36,21 33,81 34,59 34,91 36,05 35,58 32,79 32,04
Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, руб. 7828 15994 31654 59882 110265 2:09099 406874 561271
фиксированного базового размера СЧТП 3241 6828 14365 27000 48023 86858 162544 221025
страховой части 4587 9165 17298 32882 62242 122241 244330 340247
Среднегодовой рост трудовой пенсии по старости, % 147,3 108,5 106,5 106,3 106,0 107,1 106,7 106,6
Соотношение размера трудовой пенсии по старости и ПМП, % 176,2 177,5 208,8 255,9 307 381 490 551
Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости, % 38,0 32,1 29,3 28,5 27,3 27,2 28,3 28,7
Среднегодовой размер социальной пенсии, руб. 4643 9743 16770 25906 39820 60858 92196 113101
Соотношение размера социальной пенсии и ПМП, % 104 108 111 111 111 111 111 111
Эффективный тариф всего, %: 16,63 23,88 23,88 23,88 23,88 23,88 23,88 23,88
распределительной системы 13,81 23,30 23,17 23,13 23,13 23,13 23,13 23,13
накопительной системы 2,82 0,58 0,71 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75
Облагаемый фонд заработной платы, % Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости, рассчитан- 83,5 96,8 96,8 96,8 96,8 96,8 96,8 96,8
ный исходя из облагаемой СЗП, % Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости с учетом невы- 45,5 33,1 30,3 29,5 28,2 28,1 29,2 29,7
платы ФБР работающим пенсионерам, руб.: 7828 13795 27031 51188 94802 181131 354535 490101
фиксированного базового размера СЧТП 3241 4630 9734 18306 32559 58890 110205 149855
страховой части 4587 9165 17298 32882 62242 122241 244330 340247
Среднегодовой рост трудовой пенсии по старости, % 108,3 106,4 106,3 106,0 107,1 106,8 106,6
Соотношение размера прудовой пенсии по старости и ПМП, % 176,2 153,1 178,3 218,8 263,6 330,0 426,9 481,4
Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости, % 38,0 27,7 25,0 24,4 23,4 23,5 24,7 25,1
Прогноз финансовых результатов актуарной оптимизации, млрд. руб.
Показатель 2010 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г. 2060 г. 2070 г. 2075 г.
Распределительная составляющая бюджета ПФР Текущие доходы, всего 4241 8177 15416 27553 47789 88547 171910 237840
ИЗ НИХ' Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии 2836 6076 12629 24032 43426 82867 163741 227904
Трансферты из федерального бюджета (без средств на покрытие дефицита бюджета ПФР) 1405 2101 2786 3520 4363 5680 8169 9936
Расходы, всего 4057 7141 13548 25154 46971 86969 155235 208721
Выплата трудовых пенсий, всего: 3135 5682 11943 22044 42188 79659 143846 194390
фиксированный базовый размер 986 1863 4004 7603 13962 24890 42853 56920
страховая часть трудовой пенсии 2133 3787 7426 14325 28016 54373 100216 136384
Выплата суммы валоризации 518 775 1000 922 555 208 61 29
Выплаты пенсий по гособеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения (ДЕМО), пособий и компенсаций за счет средств федерального бюджета 331 608 1031 1605 2504 3830 5982 7494
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к социальной пенсии 2,5 5,9 12,2 23,0 40,6 0,0 0,0 0,0
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов 86,1 127,8 258,6 496,0 949,2 1792,3 3236,5 4373,8
Выплата ДЕМО 10,0 1,4 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Осуществление ЕДВ (ежемесячных денежных выплат) 370,3 531,9 740,4 968,0 1262,5 1641,6 2125,1 2413,8
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - материнский (семейный) капитал 112,0 173 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к трудовой пенсии 6,0 5,6 3,1 1,9 1,0 0,0 0,0 0,0
Мероприятие 2014 г. 2020 г.
Увеличение базы начисления до 3,5 средних заработков Исключение досрочных пенсий из системы обязательного пенсионного страхования для застрахованных лиц, вновь 370 560
формирующих специальный стаж 0 670
Увеличение пенсионного возраста до 65 лет*: ежегодно мужчины - на 3 мес.; женщины - на 6 мес. 0 70
Корректировка пенсионной формулы с учетом эквивалентности прав и обязательств** 34 430
Актуарное регулирование тарифной политики с учетом пенсионных обязательств и требований долгосрочной устойчивости бюджета ПФР*** -514 -280
Совершенствование пенсионных накоплений 1235 0
Всего * С 2014 г. ** По стажу, заработку, демографии, макроэкономике, дожитию и т.д. *** Эффективный тариф пенсионной системы по распределительной и накопительной составляющей в 2020 г. - 23,2%. 1125 1450