УДК 331.221
Эффективная тарифная политика как фактор стимулирования инновационной экономики
В условиях продолжающегося финансового кризиса и нарастающей угрозы демографического кризиса пенсионную систему России все чаще предлагают рассматривать как главный тормоз успешного развития страны по пути модернизации и инновации.
В статье рассматривается страховая стратегия долгосрочной устойчивости пенсионной системы, экономическая сущность пенсионной реформы, направления совершенствования тарифной политики.
Ключевые слова: пенсионная реформа; пенсионная система; размер тарифа страховых взносов; дефицит бюджета; налоговая нагрузка на бизнес.
In conditions of prolonged financial crisis and the looming threat of demographic crisis Russia's pension system is increasingly often regarded as the main brake on successful development of the country along the path of modernization and innovation.
This article deals with the strategy to ensure the long-term sustainability of the pension system, the economic essence of the pension reform, and directions of improving a tariff policy.
Keywords: pension reform; pension system; the size of the tariff of premiums; the budget deficit; the tax burden on business.
Соловьев Аркадий Константинович
д-р экон. наук, начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР, профессор Финансового университета E-mail: sol26@100.pfr.ru
Текущее состояние пенсионной системы
Текущее (после пенсионной реформы 2010 г.) состояние системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации характеризуется наличием трех основных проблем, которые не удалось решить в ходе реформ последнего десятилетия:
• сохранением дефицита страховой пенсионной системы в 2020 г.— 2,5 трлн руб.;
• сохранением тенденции снижения коэффициента замещения трудовой пенсии по ста-
рости утраченного заработка: 2010 г.— 39 %, 2020 г.— 28%;
• ростом финансовых потребностей на поддержание минимальных социальных гарантий (когда среднегодовой размер всех видов трудовых и нетрудовых пенсий не должен быть ниже среднегодового прожиточного минимума пенсионера (ПМП).
Эти проблемы обусловлены разными факторами, объективное выявление которых позволит выработать правильные решения их преодоления. И очевидные, на первый взгляд, инструменты —повышение пенсионного возраста и активизация системы пенсионного накопления, в том числе дополнительного,— не смогут решить проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), низкого уровня пенсий ни в настоящем, ни в долгосрочном будущем, так как они не затрагивают базовых факторов, которые определяют развитие любой пенсионной системы.
Для решения указанных проблем необходим продуманный экономически обоснованный
и законодательно закрепленный механизм на основе формирования долгосрочной актуарной обеспеченности государственных пенсионных обязательств Российской Федерации.
Страховая стратегия долгосрочной устойчивости пенсионной системы России
В нашей стране после рыночной реформы в государственной пенсионной политике последовательно реализуется курс на всеобщее обязательное пенсионное обеспечение на основе страховых принципов.
В связи с реализацией страховой стратегии развития пенсионной системы России как в накопительной, так и в распределительной составляющих обязательного механизма пенсионного обеспечения должна соблюдаться зависимость размера пенсии от «трудового участия» (продолжительности стажа и суммы уплаченных страховых взносов) взамен зависимости от максимального «утрачен -ного заработка».
Принятая в декабре 2012 г. Правительством РФ Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации определила направления развития пенсионной системы, которая должна отвечать таким базовым требованиям, как:
• обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в Российской Федерации;
• достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах (дополнительно не менее 15% коэффициента замещения);
• обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 ПМП (в 2030 г. не менее 3 ПМП);
• поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
• обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
• развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
• повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Кроме того, Стратегией предусматривается реформирование института досрочных пенсий и предлагается для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, устанавливать дополнительный тариф страховых взносов в ПФР.
Экономическая сущность страховой пенсионной реформы
Актуарные расчеты позволяют оценить перспективы развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы.
Основной проблемой тарифной политики в сфере пенсионного обеспечения традиционно является альтернатива между социальной справедливостью получателей трудовых пенсий и «социальным обременением бизнеса».
С одной стороны, причина этого противоречия кроется в том, что до сих пор пенсионная система обязательного страхования, несмотря на рыночные декларации, сохраняет многочисленные элементы распределительного механизма.
С другой стороны, за два десятилетия рыночных реформ так и не сформировалось понимание рабочей силы как целостного социально-экономического элемента и участника рыночных трудовых отношений. Человек в рамках трудовых отношений рассматривается как производственный ресурс в отрыве от его социальных составляющих, главной из которых является материальное обеспечение той части жизнедеятельности, которая сопряжена с потерей трудоспособности, т. е. пенсии.
Иными словами, современный отечественный работодатель до сих пор сохранил «совковый» менталитет по отношению к наемным работникам: все социальные нужды работника должны обеспечиваться государством. Только этим можно объяснить традиционное отождествление тарифа страховых взносов на пенсионное (а также социальное) обеспечение с общеналоговой нагрузкой и нежелание видеть в тарифе «отложенную от текущего потребления» составную часть актуальной стоимости рабочей силы (включая заработную плату).
Предстоящая реформа на первом своем этапе (2013-2014 гг.) должна быть направлена на формирование в стране пенсионной системы, адекватной современным рыночным трудовым отношениям.
Экономическая сущность нового этапа пенсионной реформы наиболее полно выражается в базовом страховом правиле: пенсионные обязательства перед каждым застрахованным лицом должны быть максимально адекватны его накопленным пенсионным правам за весь трудовой (точнее, трудоспособный) период жизни.
Однако обе составляющие указанного равенства не могут быть произвольными — социальное государство (как указано в Конституции Российской Федерации) обязано гарантировать и осуществлять контроль за реализацией конкретных количественных параметров пенсионных обязательств и создавать необходимые условия для их формирования как работником, так и его работодателем. Рассмотрим основные требования к данным параметрам:
• размер трудовой (страховой) пенсии должен не только компенсировать определенную часть утраченного заработка [согласно общепринятым в цивилизованном мировом сообществе — не ниже 40% среднего заработка застрахованного лица, подсчитанного за весь период страхования либо за достаточно продолжительный период времени (10-15 лет) перед пенсией], но и соответствовать величине минимального потребительского бюджета пенсионера (2,5-3 ПМП);
• размер тарифа страховых взносов по государственному обязательному пенсионному страхованию должен быть, с одной стороны, достаточен для формирования вышеуказанных размеров трудовой пенсии, а с другой стороны, должен быть соизмерен с уровнем общеналоговой нагрузки пенсионной системы как на конкретного работодателя, так и на экономику страны в целом.
Для достижения этих достаточно противоречивых стратегических целей должна быть осуществлена модернизация тарифной политики, принятой в период пенсионной реформы 2002 г.
Три составляющие тарифной политики
Наиболее эффективный способ сбалансировать доходы и расходы ПФР, ограничить или полностью ликвидировать его дефицит — это обеспечить актуарное соответствие поступающих страховых взносов по установленным тарифам объему принятых обязательств.
Актуарная устойчивость пенсионной системы может быть выражена следующим равенством:
5 х Ш х Е = Р х R,
где Б — тариф взносов на пенсионное обеспечение в распределительной системе;
Ш — средняя номинальная заработная плата в стране;
Е — численность застрахованных лиц; Р — средний номинальный размер пенсии; R — численность пенсионеров.
Обязательства пенсионной системы снизить нельзя: размер средней пенсии не будет соответствовать социально приемлемому уровню, и имеются конституционные ограничения, не допускающие уменьшения возникших пенсионных прав.
Поэтому возрастает роль тарифной политики, которая складывается из трех компонентов — страхового тарифа, взносооблагаемой базы и круга лиц, охватываемых обязательным пенсионным страхованием.
Что касается тарифа страховых взносов, то для обеспечения солидарного (среднего) коэффициента замещения не ниже 40% необходимо его увеличить в 2015 г. на 5,4 процентных пункта и т. д. Однако такое решение является недопустимым с точки зрения политических ограничений.
Обязательства пенсионной системы снизить нельзя: размер средней пенсии не будет соответствовать социально приемлемому уровню и имеются конституционные ограничения, не допускающие уменьшения возникших пенсионных прав
Актуарный анализ позволяет обосновать сохранение на 2013 г. общей ставки тарифа страховых взносов в ПФР в размере 22% с учетом поступления 10% начислений сверх взносооблагае-мой базы.
В то же время целесообразно отказаться от практики выделения льготных категорий страхователей-работодателей в различных секторах экономики, поскольку она ведет к увеличению расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов ПФР и повышает уровень его бюджетозависимости. При этом планируется, что поддержка определенных видов
экономической деятельности будет осуществляться принципиально иным способом — посредством целевых субсидий работодателям из федерального бюджета для компенсации произведенных ими расходов по уплате страховых взносов в ПФР.
Предельная величина заработной платы, с которой могут взиматься страховые взносы (взносо-облагаемая база), в 2013 г. установлена в размере 568 тыс. руб. и ежегодно увеличивается на индекс роста средней заработной платы в стране.
Теоретически повышение предельной величины базы взносообложения сверх коэффициента индексации должно повлечь увеличение доходной части пенсионной системы. Но и данное решение неприменимо по двум причинам. Во-первых, его реализация приведет к фактическому увеличению нагрузки на фонд оплаты труда организаций при формальном сохранении тарифа страховых взносов. Во-вторых, увеличение доходной части пенсионной системы будет снивелировано ростом ее обязательств с учетом применения эквивалентной формулы расчета размера пенсии.
Требует решения вопрос в отношении застрахованных лиц, уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и др.), который существенно ниже обычного страхового взноса, хотя указанные категории граждан пользуются тем же объемом пенсионных прав, что и остальные застрахованные лица. Здесь возможны два варианта — выравнивание тарифа страхового взноса для всех категорий застрахованных лиц либо установление для льготных категорий добровольного пенсионного страхования (вместо обязательного) в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.
Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности распространения системы обязательного пенсионного страхования на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, которые подле -жат обязательному пенсионному страхованию на общих основаниях.
Это могло бы ликвидировать проблему дефицита ПФР, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий застрахованных лиц стали бы поступать в текущем периоде, а обязательства по их пенсионному обеспечению возникли бы только через 15-20 лет.
Направления совершенствования тарифной политики
В сфере тарифной политики в рамках новой реформы пенсионной системы предлагаются следующие меры:
1) взносообложение всего заработка;
2) расширение охвата различных категорий населения обязательным пенсионным страхованием. Речь идет о неформальном секторе рынка труда (15-18 млн чел.), трудовых мигрантах (в том числе нелегальных), лицах свободных профессий и лицах, оказывающих на регулярной основе услуги без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (частный извоз, няни, сиделки и др.);
3) отмена всех льгот для отдельных категорий страхователей с переходом на выделение им целевых субсидий из федерального бюджета (при наличии такой необходимости);
4) параметрические изменения структуры тарифа страховых взносов:
• отмена разделения тарифа на солидарную и индивидуальную части;
• придание тарифу в размере 22%, который уплачивается работодателями, солидарного характера;
• введение страхового взноса, уплачиваемого непосредственно из заработка застрахованных лиц 1967 года рождения и позднее, в размере 2-4 %, который будет направляться на формирование пенсионных накоплений. За счет этой меры появится возможность перераспределить 2-4% тарифа, уплачиваемого работодателями, на финансирование текущих обязательств пенсионной системы;
5) введение повышенных тарифов страховых взносов за лиц, занятых на рабочих местах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, которые имеют право досрочного выхода на пенсию до 10 лет и более чем на 10 лет ранее пенсионного возраста. С 2014 г. эти дополнительные тарифы могли бы составить 2 и 4% соответственно, с тем чтобы в течение 10-летнего переходного периода достигнуть 10 и 15%;
6) увеличение размера страхового взноса, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами со стоимости страхового года. Ставка страховых взносов для них должна быть дифференцирована в зависимости от
размера пенсии, на которую они рассчитывают. 30-летняя уплата взносов по минимальной ставке (0,19 средней заработной платы) обеспечит трудовую пенсию по старости на уровне 1,25 ПМП, по максимальной ставке (0,24 средней заработной платы) — на адекватном уровне (0,4 средней заработной платы).
Что касается пенсионного возраста, то его увеличение в течение предстоящих 10 лет невозможно ни по политическим, ни по демографическим условиям.
В развитых странах мира пенсионный возраст повышался поэтапно и достигает 65-67 лет, но там средняя продолжительность жизни для мужчин — свыше 70 лет, для женщин — свыше 80 лет. Россия отстает по этому показателю: для мужчин — 62 года, для женщин — 74 года. Таким образом, в нашей стране отсутствует демографический резерв, необходимый для передвижки возрастной границы выхода на пенсию.
Таким образом, дефицит пенсионной системы России обусловлен не демографическими причинами, а существованием института досрочного выхода на пенсию (им пользуется треть всех выходящих на пенсию впервые) и отвлечением 6% страхового тарифа на формирование обязательных пенсионных накоплений, которые не используются для финансирования действующих пенсионных обязательств.
Единственная мера в части пенсионного возраста, которую можно обсуждать,— выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин на границе 60 лет с учетом большей продолжительности жизни последних после назначения пенсии.
Литература
1. Гурвич E., Кудрин А. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3.
2. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Раздел 7 «Пенсионная реформа в Российской Федерации». URL: http: //www. budgetrf. ru.
3. Соловьев А. К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России // Экономист. 2012. № 6.
4. Соловьев А. К. Долгосрочное прогнозирование развития пенсионной системы России: факторы и условия // Проблемы прогнозирования. 2012. № 3 (132).
5. Соловьев А. К. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы // Финансы. 2012. № 3.
6. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р.
Из выступления В. В. Путина на Петербургском экономическом форуме 21 июня 2013 г.
Так, уже в ближайшее время необходимо максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учёт. Об этом мы с представителями бизнеса много раз говорили. Я с ними согласен, что двигаться в этом направлении нужно.
Продолжим развивать налоговые стимулы для инвестиций. Это касается вложений в основной капитал и инвестиций в ценные бумаги, прежде всего, конечно, речь идёт о российских компаниях, а также проектов в наших дальневосточных регионах. Добавлю, что новое движимое имущество юридических лиц уже освобождено от налогообложения.