Научная статья на тему 'Условия развития инновационного потенциала региона'

Условия развития инновационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИИ В ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ / INNOVATION POTENTIAL / INVESTING IN HIGH TECHNOLOGY / THE PROCESSES OF MODERNIZATION / FUNDING RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доничев Олег Александрович, Грачев Сергей Александрович, Таран Александр Владимирович

В статье исследуются вопросы формирования инновационного потенциала региона как основы осуществления модернизационных процессов в экономике страны. Выполненный анализ позволил определить сокращение финансирования науки и научных исследований, ограничение инвестиций в развитие материальной базы исследований и разработок и технологических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доничев Олег Александрович, Грачев Сергей Александрович, Таран Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Factors of Formation Innovative Potential of the Region

The article deals with the issues of forming the innovation potential of the region as a basis for the implementation of the modernization process in the economy. An analisis was performed to determine the possible reduction in funding science and research, the restriction of investments in the development of material base for research and development, technological innovation.

Текст научной работы на тему «Условия развития инновационного потенциала региона»

Ключевые слова:

инновационный потенциал, инвестиции в высокие технологии, модернизационные процессы, финансирование исследований

О. А. Доничев, д. э. н.,

проф., зав. кафедрой «Экономика и управление инвестициями и инновациями» Владимирского государственного университета (e-mail: [email protected]) С. А. Грачев, ассистент кафедры

«Экономика и управление инвестициями и инновациями» Владимирского государственного университета (e-mail: [email protected]) А. В. Таран, аспирант

Владимирского государственного университета (e-mail: [email protected])

Условия развития инновационного потенциала региона

Модернизация российской экономики призвана обеспечить повышение ее конкурентоспособности в глобальном масштабе, достижение нового уровня и качества жизни населения. Эти задачи вызывают необходимость формирования и развития инновационных потенциалов регионов как составных частей интегрированного потенциала всей страны, что потребует от органов власти и управления всех уровней преодоления последствий недофинансирования научно-технической сферы, увеличения расходов бюджетов на исследования и разработки, финансирования затрат на технологические инновации.

Инновационной модернизации должны быть подвергнуты материально-технические, институциональные, структурные научно-технологические и ресурсные основы экономической системы страны. Для достижения поставленных ориентиров объективно потребуется наличие в экономиках регионов и государства необходимых источников, возможностей и средств институционального, образовательного, научного, производственного, интеллектуального, кадрового, инвестиционного и финансового характера. Эти источники, в свою очередь, позволят не только обеспечить требуемый инновационно-модернизационный уровень, но и сделать осуществленные преобразования в экономике необратимыми, а также вызывающими потребность в их наращивании и усилении.

Другими словами, речь должна идти о создании условий и предпосылок для формирования и развития инновационного потенциала экономики каждого региона и государства в целом. Это тем более актуально, что «положение страны на мировом рынке наукоемкой продукции, работ и услуг в основном зависит от мощности

интеллектуального потенциала общества, интегрирующей в себе количественные и качественные характеристики развития науки и образования»1, а мировой опыт индустриализации и модернизации экономики свидетельствует еще и о том, что «нормальный классический капитализм возникал только тогда, когда отправной точкой было ускоренное развитие потребительского сектора»2: сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, жилищного строительства, транспортной инфраструктуры. С учетом этого важное значение приобретает точное определение на основе проводимого экономического анализа уровня инновационного потенциала региональной экономики как составной части потенциала государства.

Необходимо подчеркнуть, что в научной экономической литературе представлен ряд определений категории инновационного потенциала3. Однако они или односторонне, или не полностью раскрывают ее содержание. Мы предлагаем понимать под инновационным потенциалом совокупность условий и возможностей, которые могут быть реализованы в виде инновационного процесса и создания новых знаний, изобретений, разработок и наукоемких товаров, услуг, моделей для внедрения и реализации на рынке. При этом в основе формирования инновационного потенциала должно лежать всестороннее развитие воспроизводственного сектора экономики с использованием широкого притока инвестиций для внедрения современного оборудования и модернизации производства.

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА И ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИИ

Руководствуясь сформулированным определением инновационного потенциала, проведем экономический анализ показателей, обеспечивающих создание условий для инновационного развития экономики страны, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели воспроизводственной структуры и затраты на технологические инновации в экономике России в 2005-2010 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ВВП на душу населения, руб. 150 590,7 188 495,8 233 808,1 291 750,4 275 530,7 313 540,5

в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 106,4 108,2 108,5 105,2 92,1 104,0

Индекс промышленного производства, % 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 3 611 109 4 730 023 6 716 222 8 781 616 7 930 255 9 105 100

в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 110,9 116,7 122,7 109,9 83,8 106,0

1 Тодосийчук А. Научно-техническая сфера: этап модернизации // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 2. — С. 8.

2 Петраков Н. Я. К вопросу об интеграции России в мировое сообщество // Инновации. — 2010. — № 10. — С. 30.

3 См., например: Матвейкин В. Г., Дворецкий С. И. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. — М.: Машиностроение, 2007. — С. 12; Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. — 2001. — № 2. — С. 54; Давыдов А. А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее/ Институт социологии РАН (http://www.isras.ru/ blog_modern_3.html); Бакланова О. О. Инновационный потенциал региона и его открытость по отношению к внешней среде/ Управление экономическими системами: электронный научный журнал (http://uecs. ги/ uecs-21-212010/item/149-2011-03-22-12-47-55).

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Степень изношенности основных фондов, % 45,2 46,3 46,2 45,3 45,3 45,6

Ввод основных фондов, % (в сопоставимых ценах) 111,0 116,1 122,1 114,0 96,6 99,0

Коэффициент обновляемых основных фондов, % (в сопоставимых ценах) 3,0 3,3 4,0 4,4 4,1 4,6

Объем инновационных товаров в обрабатывающем производстве, млн руб. 462 739,3 615 682,8 796 855,2 897 801,7 713 042,6 990 624,4

Удельный вес инновационных товаров в составе отгруженных, % 7,0 7,5 7,1 6,6 6,1 4,9

Затраты на технологические инновации, млн руб. (в сопоставимых ценах) 57 138,4 74 389,0 71 959,7 81 191,9 103 500,7 90 553,7

Удельный вес затрат на технологические инновации в составе отгруженных товаров, % 1,2 1,4 1,2 1,4 1,9 1,5

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, % 9,3 9,4 9,4 9,6 9,4 9,3

Источник: Российский статистический ежегодник 2011. Стат. сб. / Росстат. — Р 76 М., 2011.

Нужно отметить, что в 2010 г. отрицательные тенденции в целом по экономике в основном были преодолены, в стране наметился экономический рост. Так, уровень ВВП на душу населения в 2010 г. к 2009 г. составил 104,0 %, индекс промышленного производства — 108,2 %, инвестиции в основной капитал — 106,0%.

Однако, по мнению ряда ученых, модернизация экономики должна опираться на фундамент в виде повышения роли реального сектора, сопровождаемого высокими темпами притока инвестиций в основной капитал, главным образом в высокие технологии, на обновление производственных мощностей4. В настоящее время экономика России столкнулась с серьезным дефицитом инвестиций, прежде всего в реальный сектор. Об этом свидетельствуют и макроэкономические показатели, и сдержанная позиция предпринимателей. Объемы инвестиций остаются низкими как для обеспечения устойчивого экономического роста, так и для модернизации экономики5.

Если анализировать условия для формирования инновационного потенциала России далее, то можно отметить, что степень износа основных фондов в экономике довольно высока. Но большее опасение вызывает другой показатель — прирост ввода в действие основных фондов, который в период кризиса приобрел отрицательное значение. Уровень коэффициента обновления основных фондов также недостаточен при степени их изношенности почти 50 %. Этот показатель имеет важное значение, т. к. его падение означает, что происходит консервация устаревших технологий, приемов и методов производства, механизмов и оборудования, а это может в значительной мере затормозить модернизацию экономики.

Анализ ситуации с использованием технологических инноваций в экономике свидетельствует, что за период с 2005 по 2009 гг. удельный вес организаций,

4 См.: Сенчагов В. Модернизация финансовой сферы// Вопросы экономики. — 2011. — № 3. — С. 53.

5 См.: Николаев С. С. Государственная политика модернизации и инновационный процесс в России// Экономические науки. — 2010. — № 10. — С. 28.

осуществлявших технологические инновации в добывающих и обрабатывающих отраслях, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, не рос. В структуре затрат на технологические инновации происходили колебания объемов средств, выделяемых предприятиями, и доли источников федерального бюджета, и хотя в абсолютных величинах этот показатель увеличивался, но в сопоставимых ценах 2000 г. в 2010 г. он сократился до 90 млрд 553,7 млн руб.

Таким образом, можно констатировать: если в экономику ограниченно поступают инвестиции, но их направленность не имеет адресной цели в виде реального сектора, а основные фонды обновляются медленно и затраты производственного сектора на технологические инновации снижаются, то все это затрудняет инновационные процессы.

Складывающуюся ситуацию можно охарактеризовать как отсутствие у большинства хозяйствующих субъектов интереса к инновационной модернизации и продолжение демонстрации реальным сектором экономики (прежде всего в сфере промышленного производства) и сферой конечного потребления невостребованности инноваций6.

РАЗВИТИЕ НАУКИ, ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Вместе с тем выполненный анализ воспроизводственной структуры и затрат на технологические инновации позволяет подробнее рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние науки, и выявить складывающиеся в них тенденции.

Как видно из табл. 2, за период с 2005 по 2010 гг. уменьшилось количество организаций, выполняющих исследования и разработки. В изменениях численности персонала, занятого исследованиями, наблюдались схожие тенденции. В то же время внутренние затраты на данный вид работ выросли за этот период. Объемы финансирования науки из средств федерального бюджета увеличились. Это позволило повысить количество как созданных, так и используемых передовых производственных технологий.

Таблица 2

Основные показатели развития науки, технологий и инноваций в России в 2005-2010 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число организаций, выполняющих исследования и разработки 3566 3622 3957 3666 3536 3492

Численность персонала, занимающегося исследованиями и разработками, чел. 813 207 807 066 801 135 761 252 742 433 736 540

Из них исследователей 391 121 388 939 392 849 375 804 369 237 368 915

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 230 785,2 288 805,2 371 080,3 431 073,2 485 834,3

в % к ВВП 1,07 1,07 1,12 1,03 1,24

Финансирование науки из федерального бюджета, млн руб. 76 909,3 97 363,3 132 703,4 162 115,9 219 057,6 237 656,6

в % к ВВП 0,36 0,36 0,40 0,39 0,56

Создано передовых производственных технологий 637 735 780 787 789 688

Использовано передовых производственных технологий 140 983 168 311 180 324 184 374 201 850 70 069

6 См.: Валентей С. Д. Ограничения формирования экономики инноваций в России// Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. — 2010. — № 6. — С. 10, 12.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Выдано патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы 33 101 35 542 36 805 42 138 50 509 44 469

Число действующих патентов 164 099 171 536 180 721 206 610 240 835 259 698

Число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии 150 934 170 035 169 880 174 137

Источник: Российский статистический ежегодник 2011. Стат. сб. / Росстат. — Р 76 М., 2011.

За этот период наблюдается рост числа выданных патентов. Получило дальнейшее развитие использование информационных технологий. Для усиления положительной динамики необходимо в максимальной степени использовать имеющийся кадровый, научно-производственный и интеллектуальный потенциал высокотехнологичной промышленности.

К положительным изменениям двух последних десятилетий можно отнести тот факт, что на фоне сокращения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, наблюдается тенденция устойчивого роста числа аспирантов и докторантов, кандидатов и докторов наук. Так, если в 1991 г. численность аспирантов составляла 59 314 чел., то в 2009 г. — уже 154 470 чел. В то же время имеет место некоторое несоответствие между структурой подготовки научных кадров и потребностями развития науки. Так, в 2009 г. по гуманитарным и общественным наукам доля защищенных кандидатских диссертаций составила 52,6 % от общего количества по стране, в то время как доля исследователей, занятых в этих областях, составляет всего 6 %. Это означает, что «явная деформация в структуре подготовки научных кадров не позволяет должным образом развивать научные исследования и разработки в естественных и технических науках в целях создания наукоемких технологий для реального сектора экономики»7.

При этом должен приниматься во внимание и такой фактор, как безостановочный отток квалифицированных кадров из сферы науки и передовых технологий. Здесь особое значение имеет то обстоятельство, что интеллектуальный капитал накапливается непрерывно, если же происходит сокращение его основы (уходят работники), то налицо абсолютная его потеря, а значит, и потеря возможности обучения и подготовки новых специалистов. Кроме этого, нужно учитывать, что, по официальным данным, из нашей страны на работу за границу выезжают в среднем 40 тыс. человек в год, а всего же, по оценкам экспертов, за пределами России работают 1,5 млн наших сограждан8.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Если переходить непосредственно к анализу проблем, ограничивающих возможности инновационного развития регионов, то целесообразно сделать это на примере одного из типичных для Центральной России субъектов Федерации — Владимирской области, чья экономика имеет довольно развитую научно-технологическую и производственно-территориальную структуру (табл. 3).

С 2005 по 2010 гг. в регионе сокращается количество организаций, выполняющих исследования и разработки; в значительных пределах колеблется инновационная активность организаций: с 10,7 % в 2005 г. она достигает 16,4 % в 2006 г. и 10,1 % — в 2010 г. Все это, безусловно, оказывает свое влияние на выпуск инновационной

7 Тодосийчук А. Научно-техническая сфера: этап модернизации // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 2. — С. 8.

8 См.: Ионцев В. Экспертиза// Огонек. — 2011. — № 9. — С. 7.

продукции предприятиями области. Так, удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных сократился с 7,3 % в 2006 г. до 2,3 % в 2010 г. Отрицательные результаты во многом связаны с уменьшением финансовых ассигнований на исследования и разработки. Внутренние затраты на эти цели остаются на очень низком уровне, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. они даже в абсолютных ценах составили 86,7 %, что говорит о недостаточном внимании к их финансированию.

Подобные же выводы можно сделать, если сопоставить затраты на технологические инновации. На первый взгляд можно отметить, что в этом секторе исследований происходят положительные изменения. В абсолютных ценах расходы на технологические инновации в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли на 63,2 %, однако в 2010 г. они сократились на 18,8 %, а дальнейший анализ позволяет понять, что предыдущее увеличение достигнуто за счет собственных средств предприятий и организаций или привлекаемых ими кредитных источников.

Таблица 3

Показатели, характеризующие уровень инновационного потенциала Владимирской области в 2005-2010 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем инновационных товаров (работ, услуг), отгруженных в обрабатывающем производстве, млн руб. 3390,6 7047,5 7023,2 5110,4 4665,0 4958,0

Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных, % 4,0 7,3 5,5 3,1 3,2 2,3

Число организаций, выполняющих исследования и разработки 35 32 30 30 25 25

Численность персонала, занимающегося исследованиями и разработками, чел. 7913 7640 7453 7075 6638 4871

Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. 1 463 111 1 514 262 2 163 293 2 965 163 2 858 048 2478852

Затраты на технологические инновации, млн руб. 673,5 1333,9 1857,1 1962,0 3203,0 2613,1

Инновационная активность организаций, % 10,7 16,4 10,8 8,2 10,9 10,1

Число созданных передовых производственных технологий 11 13 16 19 4 8

Число использованных передовых производственных технологий 1653 1863 2554 2835 3368 2960

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели 2011. Стат. сб. / Росстат. — Р 32 М., 2011.

Предприятия вынуждены тратить собственные средства на внедрение технологических инноваций, чтобы хотя бы частично обновлять выбывающие основные фонды, потому что государство достаточной помощи не оказывает. Поэтому из общей суммы затрат на эти цели в 2010 г. 88,2 % составили собственные и заемные средства предприятий, при этом из них кредиты и займы — 5 %9.

Здесь же мы должны отметить, что расходы федерального бюджета на технологические инновации предприятий области в 2010 г. по сравнению с 2009 г. находились на уровне 96,6 %, регионального и местных бюджетов — 85,2 %, иностранные

9 См.: Инновационная деятельность организаций Владимирской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. — Владимир, 2011. — С. 13-15.

инвестиции — 112,5 %, прочих источников — 107,0 %. Если более подробно анализировать положение дел с использованием технологических инноваций, то можно отметить, что в 2010 г. 17 организаций принимали участие в 84 совместных проектах по выполнению исследований и разработок, что меньше, чем в 2009 г. Из общего количества совместных проектов по договорам постоянного сотрудничества в том же 2010 г. выполнены 48, кооперации в рамках проекта — 337, в рамках разовой кооперации, не связанной с конкретным проектом, — 3 проекта10. Далее целесообразно рассмотреть отдельные направления инновационной деятельности Владимирской области.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КЛАСТЕРОВ

В 2008 г. был создан региональный Совет по развитию нанотехнологий, ведется последовательная работа по вовлечению предприятий области в проекты с участием ОАО «РОСНАНО». С этого времени 35 фирм подали заявки для участия в них, 15 прошли предварительную экспертизу и были одобрены наблюдательным советом «РОСНАНО». При его софинансировании в регионе уже начата реализация четырех перспективных разработок с общим объемом финансирования около 3,6 млрд руб. На предмет возможного участия «РОСНАНО» в настоящее время рассматривает еще шесть региональных заявок11.

ОАО «Завод "Автоприбор"» (г. Владимир) разработало экономически оправданный и социально значимый проект по созданию массового производства дисплеев и осветительных панелей на основе органических наноструктур. В рамках проекта организован консорциум в составе ведущих российских институтов: Института ме-таллоорганической химии им. Г. А. Разуваева РАН (г. Нижний Новгород), Физического института им. П. Н. Лебедева РАН (г. Москва), ФГУП «НИИ "Волга"» (г. Саратов), Владимирского государственного университета и др.

Особого внимания заслуживает проект ЗАО НТЦ «Владипор» под названием «Русские мембраны» по созданию высокотехнологичного промышленного производства наноструктурированных пористых полимерных материалов (мембран) и фильтрующих модулей на их основе для процессов разделения жидких сред в различных отраслях промышленности и социальной сферы. Участники проекта, общий бюджет которого оценивается почти в 2 млрд руб., — «РОСНАНО», ЗАО НТЦ «Владипор» и внешний финансовый соинвестор, завершение строительства предприятия планируется в 2012 г.

В числе перспективных направлений развития нанотехнологий можно также отметить следующие:

— создание производства оборудования для получения глубоко обессоленной воды на основе технологии ионного обмена (ЗАО «БМТ»);

— организация промышленного производства легированного кварцевого стекла с заданными свойствами (ОАО «Гусевский стекольный завод имени Дзержинского»);

— создание многопрофильного промышленного производства синтетического особо чистого кварцевого стекла (ООО «ТехноКварц»);

— разработка нового поколения средств инициирования с использованием нанотехнологий и ультрадисперсных компонентов (ФГУП «Муромский приборостроительный завод»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См.: Тенденции инновационного процесса в организациях Владимирской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. — Владимир, 2011.

11 См.: Доклад Губернатора Владимирской области Н. В. Виноградова на областном экономическом совещании. Апрель 2012 г. / Официальный сайт Губернатора Владимирской области (http://виноградов-нв. рф/deyatelnost/soveshchaniya/?PAGEN_2=2).

На территории области реализуется проект по формированию инновационного фармацевтического кластера в рамках создания научно-производственного биотехнологического центра. Основной участник — ЗАО «Фармацевтическая фирма "ЛЕККО"» (пос. Вольгинский Петушинского района). Кроме того, здесь расположены завод биопрепаратов и институт ветеринарной вирусологии и микробиологии, при котором функционирует центр генной инженерии — резидент центра «Сколково». В составе кластера также работает Институт защиты животных (пос. Юрьевец г. Владимира).

На предприятиях кластера освоено производство инновационных препаратов, предназначенных для лечения нарушений памяти и внимания и повышающих умственную и физическую работоспособность. В 2008 г. было начато производство генно-инженерного продукта — диагностикума туберкулеза, обладающего высокой чувствительностью. Его применение позволит резко повысить уровень качества диагностики туберкулезной инфекции. Продукт имеет высокий экспортный потенциал. В ближайшее время планируется провести клинические испытания и зарегистрировать четыре новых препарата, которые сегодня государством закупаются только по импорту на сумму более 12 млрд руб. в год.

Вторая очередь кластера будет носить название фармзоны производственного типа «Парацельс». Строительство предлагается провести в Собинском районе Владимирской области. В непосредственной близости от участка застройки расположена промышленная зона V-park, что существенно облегчает решение ряда вопросов по подведению ряда коммуникаций, в т. ч. по снабжению газом и электроэнергией12.

Одно из перспективных направлений региональной инновационной политики — привлечение инвестиций в создание предприятий так называемой новой экономики, в технологическом отношении соответствующих уровню ведущих мировых производителей товаров и услуг. В настоящее время на территории области работают более 130 компаний с иностранными инвестициями, в числе которых известные транснациональные корпорации Kraft, Ferrero, Dow, Wienerberger, Owens Corning, Vestel, BEKO и многие другие. Численность работающих в регионе на уже действующих предприятиях сектора «новой экономики» составляет менее 10 %, однако они производят около 50 % валового регионального продукта. Характерная особенность таких производств — почти десятикратное повышение производительности труда по сравнению с традиционными технологиями.

В рейтинге регионов России, составленном Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий, Владимирская область отнесена к группе регионов с высокой инновационной активностью и занимает 10-е место. В рамках областного плана антикризисных мер в части модернизации экономики и стимулирования деловой активности за 2010-2011 гг. завершены 18 проектов по созданию новых обрабатывающих производств. В период до 2014 г. на территории области планируется к реализации еще ряд крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БАЗА МОДЕРНИЗАЦИИ

Важное значение для развития инновационного потенциала региона имеет существующая в нем система подготовки кадров — специалистов всех уровней и в первую очередь научных. Специалистов во Владимирской области готовят 13 высших учебных заведений и их филиалов и 34 средних специальных учебных заведения, включая филиальную сеть (табл. 4).

12 См. : Официальный сайт администрации Владимирской области (http://dvs.avo.ru).

Таблица 4

Количество студентов средних специальных и высших учебных заведений и аспирантов Владимирской области в 2000-2011 гг.

20002001 20042005 20052006 20062007 20072008 20082009 20092010 20102011

Студенты средних специальных учебных заведений, чел. 27 000 27 900 26 400 25 200 23 900 21 100 20 100 19 800

Студенты высших учебных заведений, чел. 28 700 45 500 57 400 57 400 57 350 57 320 57 600 46 200

Аспиранты, чел. 481 605 606 592 616 653 670 718

Источник: Владимирская область. Статистический ежегодник 2011 / Территориальный орган Госстата РФ. — Владимир, 2011.

При снижении количества обучающихся в ссузах за период с 2000 по 2011 гг. на 7,2 тыс. чел. противоположная ситуация наблюдается среди студентов вузов. Их количество за этот период увеличилось почти вдвое и достигло к 2010 г. уровня 57,6 тыс. чел., однако из-за демографической ситуации в 2011 г. снизилось до 46,2 тыс. чел.

Тенденция роста сохраняется и среди обучающихся в аспирантуре. За рассмотренный период их численность возросла почти в 1,5 раза и составила в 2010-2011 учебном году 718 чел. В целом же можно отметить, что при росте выпускников вузов в экономике области наблюдается нехватка специалистов среднего руководящего звена.

В то же время, несмотря на увеличивающееся количество специалистов с высшим образованием, а также рост аспирантов, в области снижается число занятых исследованиями и разработками. Так, общее число исследователей сократилось за период с 2005 по 2010 гг. на 3042 чел. (38 %).

Таким образом, обобщая результаты анализа формирования инновационного потенциала Владимирской области, можно выделить некоторые отрицательные особенности, которые необходимо преодолевать, поскольку общие причины торможения инновационного развития страны кроются именно в регионах.

Прежде всего следует отметить, что Владимирская область по уровню инновационного потенциала занимает место выше среднего в Центральном федеральном округе, а это означает, что проблемы его развития общие для всего округа. Поэтому модернизация экономики должна опираться на высокие темпы притока инвестиций в реальный сектор и главным образом в высокие технологии. Однако динамика региональных инвестиций не вполне устойчива и не всегда носит инновационный характер, эту тенденцию следует изменить.

Снижаются затраты производственного сектора на технологические инновации, в результате падает удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных. Остается низким показатель организаций, осуществляющих технологические инновации, эти проблемы важнейшие для территориальных образований.

Несмотря на начавшийся рост ассигнований на науку из федерального бюджета, не удалось до конца компенсировать имевшее место недофинансирование научно-технологической сферы за счет региональных источников. Общегосударственные проблемы научно-технологического инновационного развития в своем большинстве не находят достаточного отражения на уровне регионов, что должно быть изменено.

Поэтому перед органами власти регионального уровня стоит задача переломить сформировавшиеся негативные тенденции. Должно быть повышено внимание к формированию региональных инновационных инвестиционных программ, расширены возможности создания в регионах кластеров, объединяющих группы предприятий

по развитию новых направлений науки и техники, созданию и применению в производстве современных технологий. Должно быть увеличено финансирование науки, исследований и разработок, повышена роль вузов в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, следует:

— развивать инфраструктуру инновационной экономики, внедрять современные методы разработки, продвижения и материализации новейших научных достижений;

— активно привлекать к инновационной деятельности молодежные формирования, сложившиеся в высшей школе, для чего зачастую нужно всего лишь выделить необходимую материальную базу и оказать юридическую и организационную помощь;

— адресно и выборочно оказывать выделяемую регионом финансовую поддержку, направлять ее наиболее активным и результативным малым инновационным предприятиям.

В заключение следует отметить, что во Владимирской области накоплен интересный опыт развития инновационного движения, особенно с точки зрения внедрения нанотехнологий и генной инженерии.

Библиография

1. Владимирская область в цифрах — 2011 / Территориальный орган Госстата РФ. — Владимир, 2011.

2. Инновационная деятельность организаций Владимирской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. — Владимир, 2011.

3. Матвейкин, В. Г., Дворецкий, С. И. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. — М.: Машиностроение, 2007.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели 2011. Стат. сб. / Росстат. — Р 32 М., 2011.

5. Российский статистический ежегодник 2011. Стат. сб. / Росстат. — Р 76 М., 2011.

6. Тенденции инновационного процесса в организациях Владимирской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. — Владимир, 2011.

7. Бакланова, О. О. Инновационный потенциал региона и его открытость по отношению к внешней среде [Электронный ресурс] / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-21-212010/item/149-2011-03-22-12-47-55.

8. Бендиков, М. А., Фролов, И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России в аспектах системного и глобального финансово-экономического кризисов // Экономика и математические методы. Том 47. — 2011. — № 2. — С. 43.

9. Валентей, С. Д. Ограничения формирования экономики инноваций в России // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. — 2010. — № 6. — С. 10—12.

10. Давыдов, А. А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] / Институт социологии РАН. — Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html.

11. Доклад Губернатора Владимирской области Н. В. Виноградова на областном экономическом совещании. Апрель 2012 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Губернатора Владимирской области. — Режим доступа: http://виноградов-нв.рф/deyatelnost/soveshchamya/?PAGEN_2 = 2.

12. Ионцев, В. Экспертиза // Огонек. — 2011. — № 9. — С. 7.

13. Мау, В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. — 2011. — № 2. — С. 8.

14. Николаев, А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. — 2001. — № 2. — С. 54.

15. Николаев, С. С. Государственная политика модернизации и инновационный процесс в России // Экономические науки. — 2010. — № 10. — С. 28.

16. Петраков, Н. Я. К вопросу об интеграции России в мировое сообщество // Инновации. — 2010. — № 10. — С. 30.

17. Сенчагов, В. Модернизация финансовой сферы // Вопросы экономики. — 2011. — № 3. — С. 53.

18. Сухарев, О. Промышленность как объект инвестиций и инноваций // Инвестиции в России. — 2010. — № 10. — С. 33—39.

19. Тодосийчук, А. Научно-техническая сфера: этап модернизации // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 2. — С. 8.

20. Официальный сайт администрации Владимирской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dvs.avo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.