Научная статья на тему 'Условия преемственности формирования знаний учащихся в системе «Школа-вуз»'

Условия преемственности формирования знаний учащихся в системе «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ / ОБЩЕУЧЕБНЫЙ НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Л. А., Романова Т. М.

Рассмотрены предпосылки создания условий преемственности формирования знаний учащихся в системе школа вуз в контексте организации научноисследовательской деятельности школьников по русскому языку. Выявлены основные задачи организации научно-исследовательской деятельности школьников и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Л. А., Романова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLICATIONS OF CREATING THE CONDITIONS FOR CONTINUITY FORMATION OF CTUDENTS’KNOWLEDGE IN THE SCHOOL-UNIVERSITY SYSTEM

In this article the practical implication of creating condition for continuity formation of students' knowledge in the scool-university system in the context of students research on the topic of Russian language have been considered. The basic objectives of the organization of research students and their solutions have been revealed.

Текст научной работы на тему «Условия преемственности формирования знаний учащихся в системе «Школа-вуз»»

Список литературы

1.Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и

перспективы. М.: Молодая гвардия. 1978. С. 175.

2.Гончаренко Т.В. Педагогические основы системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н.Новгород: ВГиПА. 2003. С. 12-13.

З.Зинченко Г.П. Непрерывное образование - веление времени. М.: Знание. 1988. С. 63.

4.Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван: Изд. АН. 1989. С. 35.

5.Хюссен Т. К обучающемуся обществу //Курьер Юнеско. 1983. С.14.

Kovalenko I.V.

THEORETICAL BASES OF LIFELONG EDUCATION RESEARCH AS AN INNOVATION SYSTEM

On the basis of scientific literature analysis are disclosed theoretical bases of lifelong education research, a new paradigm that is contrasted with a traditional education system.

Keywords: adult education, conception, methodology, new paradigm, structure, education content.

Получено 2.02.2012 г.

УДК 371.3.016.091.313:81

Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., зав. каф., (4872)33-25-12, consta@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Т.М. Романова, доц., (4872)33-25-12, romanova-tula@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»

Рассмотрены предпосылки создания условий преемственности формирования знаний учащихся в системе школа - вуз в контексте организации научноисследовательской деятельности школьников по русскому языку. Выявлены основные задачи организации научно-исследовательской деятельности школьников и пути их решения.

Ключевые слова: научное исследование, профессиональное самоопределение, организационно-педагогические условия, преемственность формирования знаний, общеучебный навык.

Научная педагогическая концепция исходит из идеи целостного становления личности в системе общественных отношений, деятельности, общения, в органическом единстве её мировоззренческого сознания,

чувств и воли. Сознание ребёнка как система взглядов и убеждений формируется, прежде всего, в результате освоения науки. Наряду с общеобразовательными задачами обучения педагогика решает и воспитательные, к которым относится формирование социального и профессионального самоопределения личности.

В связи с этим перед обществом возникла важная педагогическая проблема - проблема формирования личности молодого человека, владеющего принципами управления собственной жизнью в контексте развития общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в системе школа-вуз, поскольку формирование личностных качеств - это динамический процесс, требующий эффективного педагогического руководства на всех этапах непрерывного образовательного процесса.

При потенциальных возможностях, которые имеет сегодня система «школа-вуз», мы сталкиваемся с тем, что старшеклассники не обладают достаточным уровнем знаний, умений и навыков, которые позволили бы им продуктивно продолжать своё образование. Анализ практики показывает, что учащиеся в стенах школы получают большой объём фрагментарных знаний, не осознавая до конца возможность применения их в практической деятельности, что влечёт за собой снижение познавательного интереса, препятствует формированию целостного мировосприятия и самоопределению личности в будущем. Это, в свою очередь, осложняет процесс адаптации выпускников школы к условиям вузовского образования.

Рассмотрим организационно-педагогические условия

преемственности формирования знаний учащихся в системе «школа-вуз» в контексте организации научно-исследовательской работы школьников (НИРШ).

На современном этапе модернизация системы образования направлена на формирование у учащихся умения ведения проектной деятельности, но ни школьные, ни вузовские программы не предусматривают процесса обучения этому. Следовательно, возникает необходимость восполнить данный пробел. Это возможно сделать в процессе организации научно-исследовательской работы школьников, позволяющей объединить развивающее и личностно-ориентированное образование, увеличить объём знаний, умений и навыков учащихся, расширить рамки стандарта школьного образования и обеспечить преемственность между средним образованием и высшей школой.

Как известно, научное исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, и характеризуется оно объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Цели организации исследовательской работы школьников существенно отличаются от собственно научных, так

как задача такой деятельности заключается «в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)» [4, с. 10].

В большинстве случаев научно-исследовательской работой занимаются ученики 9-11-х классов прежде всего потому, что уже имеют достаточно знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности под руководством учителя. Особенностью социальной ситуации развития старшеклассников является то, что они находятся на завершающем этапе развития перед началом самостоятельной жизни. «Направленность на будущее, осмысление с этих позиций настоящего - это и есть то новое, что появляется в жизни старшеклассников и что в первую очередь определяет как их собственные требования к себе, к своему поведению, к различным видам деятельности, так и требования, предъявляемые им окружающими» [2, с. 6].

Организация научно-исследовательской деятельности школьников старших классов позволяет им проявлять свою направленность на будущее. «Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них, - указывает Л. И. Божович, - тем аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы» [1, с. 374]. Старшеклассники стремятся не только составить своё собственное мнение обо всём, но и зачастую противопоставить его уже имеющимся представлениям. Иногда это делается неосознанно, из желания проявить своё «я». Они чаще критикуют, чем анализируют, при этом их нравственные представления ещё во многом незрелы и неконкретны, неопределённа и противоречива социальная позиция. Поэтому обучение старшеклассников исследовательской работе даёт возможность им не только выдвигать свои гипотезы, даже самые смелые, но и доказывать их, искать пути решения вопросов, интересующих школьников и расширяющих их представления о фактах, изложенных в школьной программе. Если учесть, что всё это происходит под руководством учителя, в рамках учебного процесса, то мы наблюдаем одновременное решение нескольких проблем: с одной стороны, даём возможность учащимся проявить то самое «я», которое они стремятся показать, с другой стороны, решаем учебные вопросы, выходя за рамки школьной программы, формируя познавательный интерес школьников.

Остановимся подробнее на формах работы кафедры русского языка ИМО Тульского государственного университета, МОУ-СОШ № 58 и лицея

№ 1, являющимися базовыми площадками кафедры в работе по данному направлению. Главная цель такой работы - создание и поддержка такой единой, непрерывной системы образования, ориентированной на русский язык, которая, вовлекая в сферу своей деятельности любого увлеченного школьника:

• помогает ему определить свои склонности и способности для выбора будущей деятельности;

• предоставляет ему условия для развития своих способностей, укрепления и углубления знаний и навыков в выбранном (ых) предмете (ах) на всех этапах обучения;

• сводит к минимуму негативные факторы (если таковые будут при этом существовать) при переходе из школы в вуз, обеспечивает дополнительное обучение студентов на младших курсах;

• ускоряет процесс формирования будущего ученого или специалиста-профессионала высокой квалификации.

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры со школьниками и студентами ведется по следующим направлениям:

- анкетирование старшеклассников базовых площадок и студентов первых курсов по вопросам их подготовки к научно-исследовательской работе;

- вовлечение школьников старших классов в научноисследовательскую работу университета с целью определения их склонностей;

- тестирование студентов первого курса по русскому языку с целью определения уровня их знаний по предмету;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу кафедры русского языка;

- создание условий для развития способностей, углубления и укрепления знаний школьников и студентов младших курсов (выпуск печатных пособий, совместные семинары учителей школ и преподавателей вуза по вопросам организации НИРШ и НИРС (научно-исследовательской работы студентов), индивидуальные консультации с преподавателями кафедры).

В научно-исследовательской работе со школьниками и студентами имеет место сочетание классических методов обучения с современными, использование обучающих и тестирующих программ, возможностей Интернет-технологий.

Включение сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научноисследовательскую работу помогает школьникам овладеть «современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей учебно-научной позиции и сформировать умение её отстаивать и защищать» [3, с. 61].

Данный подход позволяет формировать творческий компонент логического мышления (умения трансформировать языковой материал и конструировать его), что, безусловно, важно в процессе формирования общеучебного навыка. Выпускники, которые занимались исследовательской деятельностью в школе, не испытывают трудностей в процессе подготовки курсовых работ, рефератов в вузах, активно включаются в серьёзную научную работу.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 108 с.

2. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М: Знание, 1976. 657 с.

3. Константинова Л.А. Обучение студентов-нефилологов письменной коммуникации в учебно-профессиональной сфере: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. 137 с.

4. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся // Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления (Из опыта работы по реализации программы «Столичное образование - 3»). М., 2004. Вып. 3. 224 с.

Konstantinova L. A., Romanova T. M.

IMPLICATIONS OF CREATING THE CONDITIONS FOR CONTINUITY FORMATION OF CTUDENTS’KNOWLEDGE IN THE SCHOOL-UNIVERSITY SYSTEM

In this article the practical implication of creating condition for continuity formation of students' knowledge in the scool-university system in the context of students research on the topic of Russian language have been considered. The basic objectives of the organization of research students and their solutions have been revealed.

Key words: scientific research, professional self-determnation, orgazationlly-

pedagogical conditions, continuity of knowledge formation, general academic skill.

Получено 12.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.