Научная статья на тему 'Условия повышения познавательной мотивации у студентов при изучении физики'

Условия повышения познавательной мотивации у студентов при изучении физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВАЦИЯ / СТИМУЛЫ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / COGNITIVE ABILITY / MOTIVATION / EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVATION / STIMULUSES / QUALITY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцева Галина Петровна, Никитин Петр Владимирович, Хайновский Владимир Иванович

Рассмотрены различные методы учебно-воспитательной деятельности, приводящие к повышению познавательной способности студентов агрономических специальностей. Указывается роль стимулов в совершенствовании учебного процесса и способности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцева Галина Петровна, Никитин Петр Владимирович, Хайновский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия повышения познавательной мотивации у студентов при изучении физики»

12

научно-практический журнал

УДК 378.1:53.05

Стародубцева Г. П., Никитин П. В., Хайновский В. И.

Starodubtseva G. P., Nikitin P. V., Khainovsky V. I.

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

THE CONDITIONS FOR INCREASE OF COGNITIVE MOTIVATION OF THE STUDENTS IN STUDIES OF PHYSICS

Рассмотрены различные методы учебно-воспитательной деятельности, приводящие к повышению познавательной способности студентов агрономических специальностей. Указывается роль стимулов в совершенствовании учебного процесса и способности обучаемых.

Ключевые слова: познавательная способность, мотивация, учебный процесс, активация, стимулы, качество обучения.

Стародубцева Галина Петровна -

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры физики Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: 8(8652) 35-13-01, 8-905-497-82-76 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Никитин Петр Владимирович -

кандидат технических наук, доцент кафедры физики Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8(8652) 35-44-64 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Хайновский Владимир Иванович -

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: 8(8652) 35-44-64, 8-906-489-41-08 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Various methods of educational activity giving rise to increase of cognitive ability for the students of agrarian specialities are considered in the article. The role of stimulus in the development of educational process and abilities of students is pointed out.

Keywords: cognitive ability, motivation, educational process, activation, stimuluses, quality of teaching.

Starodubtseva Galina Petrovna -

FSBEE HPE Doctor in Agriculture,

Professor of Department of Physics Stavropol State Agrarian University Тel.: 8(8652) 35-13-01, 8-905-497-82-76 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Nikitin Petr Vladimirovich -

Ph. D. in Technical Sciences,

Docent of Department of Physics Stavropol State Agrarian University Тel. 8(8652) 35-44-64 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Khainovsky Vladimir Ivanovich -

Ph. D. in Physics and Mathematics,

Docent of Department of Physics Stavropol State Agrarian University

Тel.: 8(8652) 35-44-64, 8-906-489-41-08 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Студенты аграрных вузов в результате изучения курса физики и биофизики должны освоить основные физические законы и их важнейшие следствия, физические принципы исследования биологических и сельскохозяйственных объектов, методологию и т. п. [1, 2, 3].

В настоящее время в дидактике находят развитие четыре концепции формирования познавательной деятельности студентов в высших учебных заведениях. Так, первая концепция рассматривает мышление как овладение системой общественно-исторических знаний. Эта концепция определяет изучение физики с точки зрения исторического развития и естественнонаучных потребностей общества. А отсюда как следствие - возможность управления и активного формирования необходимых мыслительных процессов [2, 3].

Вторая концепция обусловлена существованием методов, способов, приемов достижения целей. Суть концепции сводится к тому, что в результате тщательного анализа логических

операций, применяемых в процессе обучения, можно выделить класс алгоритмических операций, поэтому при обучении необходимо базироваться на формировании общих методов логического мышления, которые дают возможность решения целой серии задач.

Третья концепция основана на том, что главным в умственном развитии студентов является содержание обучения. Так, в курсе физики существует градация разделов, значение которых в процессе обучения определяется преемственностью в смежных или в специализированных дисциплинах.

Четвертая концепция рассматривает возможность управления системой, психологические основы управления учебной деятельностью поэтапного формирования умственных действий. По-видимому, это концепция проявления наиболее жесткого алгоритма процесса обучения.

Пока ни одна из вышеуказанных концепций не может быть принята как основа для организации активизации познавательной деятель-

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 3(7), 2012 =

ности в высшей школе. Однако использованием отдельных положений из этих теорий можно попытаться обосновать методы активизации процесса обучения. Все это находит применение в педагогической работе на кафедре физики Ставропольского государственного аграрного университета (СтГАУ). Физика же является базовым многопрофильным предметом в системе высшего образования специалистов сельскохозяйственного производства, включающим комплекс занятий как теоретической, так и практической направленности, формирующих личностное мировоззрение и социальную значимость.

Повышение познавательной мотивации в вузах достигается путем организации аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности обучаемых, вовлечением их в научноисследовательские кружки, участием в олимпиадах, семинарах, конференциях.

Например, на кафедре физики широко отмечалась юбилейная дата «50-летия освоения космического пространства», в чём огромную созидательную роль сыграли наши соотечественники. Ведущая роль при этом, безусловно, принадлежит Ю. А. Гагарину. Практически в каждой учебной группе, на различных факультетах, около сотни студентов выступили на конференции с интересными докладами и сообщениями, давшими возможность публично выразить свое мнение о жизни и творчестве человечества в космосе.

Особо следует отметить такую форму активизации самостоятельной деятельности, как постоянный контроль качества обучения студентов, формирующий навыки системной работы над учебной информацией, вырабатывающей ответственность, дисциплинированность и трудолюбие. Это достигается индивидуальной работой со студентами, регулярной проверкой конспектов лекций, отчетов по лабораторным работам, рефератов, тетрадей к практическим занятиям и т. п., с указанием рекомендаций, замечаний, подсказок, правил выполнения, выставлением положительных рейтинговых оценок.

В процессе обучения используются различные стимулы активизации познавательной деятельности студентов, которые можно классифицировать как: 1) возбуждающие (доверие, интерес, приоритет, важность, профессия); 2) динамические (время, темп выполнения заданий, регламент, соперничество); 3) нравственные (контроль, оценка, ответственность, трудность); 4) организационные (правопорядок, поощрение в грамотах или благодарностях) [4].

Основными факторами, влияющими на качество подготовки специалистов, являются: 1) начальный уровень знаний, навыков и умений студентов, принимаемых в вуз; 2) качество обеспечения учебного процесса по всем параметрам; 3) качество преподавания; 4) эффективность использования времени, отведенного для вне-

Проблемыаграрногообразования

аудиторных занятий; 5) уровень воспитательной работы; 6) влияние достоверных внешних информационных потоков.

Как показывает опыт кафедры физики, высокому уровню мотивации формирования творческого мышления, научного мировоззрения и самостоятельности студентов способствуют:

1) использование методов активного обучения (проблемное обучение, неимитационные и имитационные неигровые занятия и т. п.);

2) учёт междисциплинарных связей; 3) специализация обучения (ориентация на специальность, формирующую основы инженерного мышления); 4) практическая направленность обучения как важнейший побудительный мотив к развитию творческого поиска; 5) использование различных направлений гуманизации обучения (история науки, эстетические аспекты построения физических теорий, нравственный долг учёного).

Проблемы, решаемые студентом самостоятельно, обычно формируются на проблемных установочных лекциях [5, 6].

Определённый вклад в повышение эффективности обучения вносят информационные технологии, которые позволяют оперировать большими базами данных профильного содержания, упрощают оформление студенческих работ и их систематизацию. Однако получаемая интернет-информация должна быть достоверной, критически осмысленной, опираться на канонические источники, многократно изданную учебную литературу по специальности.

Особое внимание уделяется разработке экспертных систем, в число которых входят и тестовые программы контроля знаний студентов. Они обладают определённым достоинством вследствие быстроты проверки, но и недостатком - в формальном использовании. Уровень умения не всегда удаётся проверить таким способом.

На основании экспертных оценок получены коэффициенты значимости для различных приемов активизации [2]. В зависимости от степени использования отдельных методов и приемов активизации указанные коэффициенты могут принимать промежуточные значения.

Для вычисления коэффициентов активизации Ап использовалась формула

1 к

Ап =----У Ап, ,

п 9Ка £ ' ”

где к - число приемов активизации, используемых на данном занятии; А, - весовые коэффициенты используемого приема активизации; п, - коэффициент, учитывающий длительность использования приема активизации по сравнению с простейшим приемом (активизация информационным вопросом принимается за 1); Ка - коэффициент с размерностью [мин/прием] и абсолютным значением, равным 3.

Ежеквартальный «еСТНИКАПК

14 научно-практический журнал

Тогда степень усвоения информации можно оценить по формуле

Би = АпМ 1прп ,

где N - норма информации;

Рп - вероятность усвоения.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. В современных условиях формирование высокоподготовленного специалиста должно происходить при синтезе фундаментальной и профессиональной подготовки.

2. На активность в познавательной деятельности оказывает влияние степень востребованности специалистов, а также условия программируемого формирования личности.

3. Эффективность системно-деятельного подхода должна обеспечиваться хорошо разработанной психолого-педагогической системой контроля.

4. Характерна возросшая роль информационных технологий, влияющих на повышение познавательной мотивации у студентов.

Литература

1. Трухачев В. И., Тарасова С. И., Хохлова Е. В., Федиско О. Н. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 72-80.

2. Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев : Вища школа, 1985. 175 с.

3. Атанов Г А. Деятельный подход в обучении. Донецк : ЕАИ-пресс, 2001. 160 с.

4. Стародубцева Г П., Никитин П. В., Ковалева Г. Е. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Физика» // Материалы VI Российской науч.-практ. конф. Ставрополь, 2011. С.138-140.

5. Левшенков В. Н., Никитин П. В. Обзорные лекции - звено межпредметных связей // Физика в системе высшего и среднего образования России : тезисы докл. Меж-дунар. школы-семинара / под ред. проф. Г Г Спирина. М., 2010. С. 201-202.

6. Левшенков В. Н., Никитин П. В. Самостоятельная работа на начальном этапе обучения // Тез. докл. совещ. зав. кафедрами вузов России / под ред. проф. Г Г Спирина. М., 2009. С. 212-213.

References

1. Trukhachev V. I., Tarasova S. I., Khokhlova E. V., Fedisko O. N. System of educational work at higher school: traditions of quality / Higher Education in Russia. 2010. № 10. P. 72-80.

2. Vergasov V. M. Activation of cognitive activity of the students at higher school. Kiev : Higher school, 1985. 175 p.

3. Atanov G. A. Pragmatic approach in education. Donetsk : EAl-press, 2001. 160 p.

4. Starodubtseva G. P, Nikitin P V., Kovaleva G. E. Activation of cognitive activity of the students in studying physics // Materials of VI Russian research and practice conference. Stavropol, 2011. P 138-140.

5. Levshenkov V. N., Nikitin P V. Review lectures - element of intersubject connections // Physics in the System of Higher and Secondary Education in Russia : Scientific conference abstracts of International School-seminar / under the editorship of prof. G. G. Spirin. M., 2010. P 201-202.

6. Levshenkov V. N., Nikitin P V. The independent work at the beginning of learning // Scientific abstracts of conf. of heads of departments of Russian higher schools / under the editorship of prof. G. G. Spirin. M., 2009. P 212-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.