УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-18-24
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Л.Г. Демченская
Рассмотрены современные подходы к организации физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Исследована эффективность педагогических условий организации занятий, нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение физического воспитания школьников подготовительной группы здоровья с целью повышения эффективности занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова: дети, физическое воспитание, современные подходы, педагогические условия, отклонения в состоянии здоровья.
CONDITIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF CLASSES WITH CHILDREN WITH DEFECTIVE HEAL TH
Демченская Людмила Григорьевна, канд. пед. наук, доц., L02081967@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Demchenskaya L.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, L02081967 @yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Modern approaches to the organization of physical education of schoolchildren with health problems are considered. The effectiveness of the pedagogical conditions for the organization of classes, as well as the normative-legal and software-methodological support of physical education of schoolchildren of the preparatory health group was studied.
Key words: modern approaches, physical education, pedagogical conditions, health deviations.
В жизни общества и каждого человека в отдельности физическая культура и спорт играют важную роль. Движение, а значит физическая нагрузка, позволяет поддерживать организм человека в оптимальном состоянии, укреплять его здоровье, способствует повышению качества его жизнедеятельности. В последние десятилетия значение физической культуры и спорта особенно возросло.
Систематическое физическое воспитание человека начинается еще в детском саду. Особое место в этом процессе занимает школа. Ведь именно в период обучения в школе происходит создание фундамента физического развития, формируются осанка, телосложение и базис здоровья, а также важнейшие двигательные умения и навыки.
Физическая культура заслуженно считается той дисциплиной школьного учебного плана, которая позволяет оказывать большое влияние не только на здоровье школьников, но и на их социализацию и психологический комфорт. Тем не менее, отмечается ежегодное усложнение образовательной программы, что, безусловно, влечет за собой значительное снижение психоэмоционального и функционального состояния младших школьников. Это подтверждается результатами исследований ученых,
которые главным фактором значительного снижения состояния здоровья обучающихся называют интенсификацию современного образовательного процесса, активное внедрение компьютерных технологий, снижение дви -гательной активности и увеличение психологического и эмоционального напряжения молодежной среды [1, 2]. Современная статистика свидетель -ствует о том, что число практически здоровых людей за период обучения в школе уменьшается почти в 10 раз во всех возрастно-половых группах, происходит рост заболеваемости и хронических патологий, выявляемых у детей [3, 4]. Особенно печально то, что снижается интерес к занятиям физической культурой и спортом среди обучающихся, имеющих отклоне -ния в состоянии здоровья [5].
С сентября 1990 года Российская Федерация вступила в междуна -родное правовое поле по созданию здоровьесберегающей среды, начав процесс ратификации на территории нашего государства ряда междуна -родных документов данной сферы: «Конвенция о правах ребенка», «Кон -венция о правах инвалидов», а также другие международные документы в области обеспечения прав детей. В целях реализация основных принципов, провозглашенных Конвенцией о правах ребенка, и в целях формирования государственной политики в области повышения качества жизни и поло -жения детей в 2012 году была принята Национальная стратегия действий в интересах детей [6], действовавшая до 2017 года, закрепляющая правовые механизмы беспрепятственного включения детей, имеющих особые образовательные потребности, в имеющуюся образовательную среду на всех уровнях. Продолжением данной стратегии действий в интересах детей стал Указ Президента РФ, в соответствии с которым 2018-2027 годы объявлены в России Десятилетием детства [7].
Дисциплина «Физическая культура имеет в своем арсенале большой набор средств и методов, которые способны оказать влияние на про -цесс укрепления здоровья. Законодательная база Российской Федерации регламентирует организацию образовательного процесса детей, имеющих различные нозологии.
Большая группа специалистов говорит о необходимости образования специальных медицинских групп по схожести имеющихся отклонений, функциональному потенциалу организма в зависимости от пола и возраста, степени подготовленности обучающихся, делая акцент либо на выявлении у детей вегетативных нарушений (А.Е. Дивинская, С.А. Ма-жаева, В.Д. Сонькин [8] и др.), либо на применении совокупности упражнений лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с учетом имеющихся у учащихся нозологий [9, 10].
Цель исследования - выявить и обосновать условия, способствующие повышению эффективности занятий по физической культуре с учащимися, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Задачи исследования: выявить и экспериментально обосновать условия повышения эффективности занятий со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Методика и организация исследования. Для проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ источников и литературы, сравнение, систематизация, обобщения;
- эмпирические: диагностическое тестирование, педагогический эксперимент (в единстве трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный), методы обработки данных (количественный и качественный анализы результатов исследования).
В исследовании были систематизированы теоретические подходы к проблеме организации занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, определены оптимальные педагогические условия, способствующие эффективному применению физических упражнений при организации занятий физической культурой в классах среднего школьного звена для обучающихся подготовительных групп здоровья.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ-Лицей № 2 им. Б.А. Слободскова г. Тулы, которое состояло из трех этапов. В эксперименте приняли участие школьники 7-х классов (60 чел.). В соответствии с медицинскими показаниями часть учащихся была отнесена к подготовительной группе здоровья (38 чел.). По итогам обследования обучающиеся были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Испытуемые имели нарушения осанки, функционального состоя -ния органов дыхания и зрения.
Сущность экспериментального исследования сводилась к тому, чтобы в течение 6 месяцев (октябрь-март) учебного года учащиеся на постоянной основе занимались на уроках физической культуры. В сентябре проводились диагностическое тестирование и анализ медицинских карт учащихся, вошедших в состав экспериментальной и контрольной групп, в апреле подводились итоги.
В процессе исследования были проведены измерения антропометрических показателей (масса тела, рост), оценка осанки, измерения показателей частоты сердечных сокращений (далее - ЧСС), артериального давления (далее - АД), минутного объема дыхания (далее - МОД), максимального потребления кислорода (далее - МПК), жизненной емкости легких (далее - ЖЕЛ) с использованием специального оборудования и приборов (тонометра, спирометра и др.), а также проведены диагностические пробы (простая проба Ромберга, пальценосовая проба Барани, пяточно -коленная проба, проба Яроцкого, Розенталя, Генчи, Штанге, Шафранского, Руфье).
Обе группы занимались в соответствии с учебной программой, однако в экспериментальной группе занятия дополнялись комплексом спе -циально подобранных упражнений по коррекции нарушений осанки, функционального состояния органов дыхания и зрения.
В экспериментальной группе в заключительной части занятия в течение 8 минут выполнялся комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки, функционального состояния органов дыхания и зрения.
На констатирующем и контрольных этапах исследования была проведена оценка эффективности условий организации занятий по физической культуре с учащимися подготовительной группы здоровья. Определялся уровень физического развития обучающихся, принявших участие в исследовании, характеристики их заболеваемости, а также проводилось анкетирование. Результаты обследования на констатирующем этапе выявило приблизительно одинаковый уровень состояния обучающихся контрольной и экспериментальной групп.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативно-правовых, программно-методических источников показал, что наблюдается высокая потребность в преобразовании физического воспитания обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время большинство подходов к процессу организации в образовательной организации физической активности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоро -вья, имеют узкую направленность или объектом выступает ограниченная тем или иным признаком группа школьников, или рассматриваются только определенные нарушения в состоянии здоровья, или имеют ограниченное целеполагание. К сожалению, подобная ситуация сложилась в области программно-методического обеспечении физического воспитания обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Результатом всестороннего изучения специальной литературы и практического опыта по организации занятий по физической культуре для обучающихся подготовительной группы здоровья стал вывод, что активная двигательная деятельность для детей, имеющих различные нозологии, является чрезвычайной потребностью. Обеспечение оптимальной для развития организма двигательной активности является одним из главных факторов, оказывающим влияние на формирование особенностей организма, характерных для данной группы детей. Дефицит двигательной активности может проявляться как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера. При продолжительном недостатке двигательной активности у обучающихся наблюдается снижение жизненных функций и ухудшение сопротивляемости организма.
В настоящее время специалистами отмечается устойчивый рост нервно-психических расстройств у учащихся, наблюдается значительное усложнение процесса адаптации детей к нововведениям образовательного процесса, увеличение количества школьников с несколькими диагнозами. Многие специалисты убеждены, что одним из главных факторов, неблаго -приятно влияющим на снижение показателей здоровья обучающихся, является рост интенсивности образовательного процесса. Дети вынуждены проводить большую часть свободного времени за подготовкой домашнего задания, что в современном обществе неразрывно связано с информационно-телекоммуникационной сетью Интернет. Организация занятий по физической культуре с «особенными» школьниками должны осуществляться при создании необходимых условий. Используемые на занятиях средства, методы и формы обучения должны быть направлены не только на улучшение здоровья обучающихся, повышение их умственной и физической работоспособности, но и способствовать повышению уровня функционального здоровья и развитию двигательных качеств.
В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент, цель которого состояла в доказательстве опытным путем эффективности условий с применением разработанных комплексов физических упражнений для обучающихся с различными отклонениями в состоянии здоровья для повышения показателей их функционального состояния, физического развития и подготовленности учащихся. Эффективность использования разработанных комплексов физических упражнений подтверждают результаты исследования.
Результаты тестирования свидетельствовали об улучшении показателей физического развития и подготовленности, функционального со -стояния обучающихся экспериментальной группы. Рост учащихся данной группы превысил показатели контрольной группы, при этом весовые показатели характеризовались незначительным приростом. Это можно объяснить систематическим занятием физической культурой и спортом, что спо -собствовало более гармоничному набору массы тела. Процесс занятий с применением комплексов физических упражнений в экспериментальной группе оказал влияние на показатели объема дыхательной системы обучающихся: частота вдохов снизилась, увеличилась ЖЕЛ, нормализовались значения ЧСС, артериального СД и ДД. Полученные результаты исследования свидетельствуют о положительном эффекте внедрения в занятия по физической культуре физических упражнений оздоровительного характера, способствующий улучшению состояния дыхательной и сердечнососудистой систем обучающихся экспериментальной группы.
Заключение. Для повышения эффективности организации физиче -ского воспитания обучающихся, отнесенных к подготовительной группе здоровья, а также развития у данной категории детей потребности к актив -ной двигательной деятельности, укрепления их здоровья, необходимо при
организации занятий по физической культуре соблюдать следующие усло -вия:
- применение индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся;
- создание личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей повышению функциональных возможностей;
- использование доступных физических упражнений (комплексов) с учетом индивидуальных особенностей (нозологии) школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Список литературы
1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник. М.: ИЦ «Академия», 2014. 288 с.
2. Парфенова Л.А. Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 4. № 3 (4). С. 70-77.
3. Жарова О.Ю. Организация физического воспитания детей специальной медицинской группы в условиях общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование и тренировка. 2014. № 4. С. 75-77.
4. Кулина С.Н. Нормативно-правовое обоснование достижения нового образовательного результата в области здоровьесбережения // Мировая наука. 2019. № 12 (33). С. 231-240.
5. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре // Физическая культура в школе. 2016. № 1. С. 36-41.
6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 23.09.2022).
7. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 23.09.2022).
8. Сонькин В.Д. Законы растущего организма: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 159 с.
9. Сергиевич Е.А. Организация и методика проведения занятий по лечебной физической культуре в специальных медицинских группах: учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОГАУ, 2001. 26 с.
10. Методические рекомендации по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп / Р.В. Тазиев [и др.]. Казань, 2003. 63 с.
References
1. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fi-zicheskoj kul'ture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activity in physical culture and sports]: textbook. M.: ITs "Academy", 2014. 288 p.
2. Parfenova L.A. Prodvizhenie standartov zdorovogo obraza zhizni na osnove kon-versii slavyanskogo istoriko-kul'turnogo naslediya v fizkul'turno-obrazovatel'nyj process uchashchihsya [Promotion of healthy lifestyle standards based on the conversion of the Slavic historical and cultural heritage into the physical education process of students] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2014. V. 4. No. 3 (4). P. 70-77.
3. Zharova O.Yu. Organizaciya fizicheskogo vospitaniya detej special'noj medicins-koj gruppy v usloviyah obshcheobrazovatel'noj shkoly [Organization of physical education of children of a special medical group in a general education school] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie i trenirovka [Physical culture: education, education and training]. 2014. No. 4. P. 75-77.
4. Kulina S.N. Normativno-pravovoe obosnovanie dostizheniya novogo obrazova-tel'nogo rezul'tata v oblasti zdorov'esberezheniya [Normative-legal substantiation of achieving a new educational result in the field of health saving] // Mirovaya nauka [World Science]. 2019. No. 12 (33). P. 231-240.
5. Durkin P.K. Formirovanie u shkol'nikov interesa k fizicheskoj kul'ture [Formation of schoolchildren's interest in physical culture] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school]. 2016. No. 1. P. 36-41.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 goda № 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody» [Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 No. 761 "On the National Strategy for Action in the Interests of Children for 2012-2017"] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (date of access: 09/23/2022).
7. Ukaz Prezidenta RF ot 29 maya 2017 goda № 240 «Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya detstva» [Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2017 No. 240 "On the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation"] [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71684480/ (date of access: 09/23/2022).
8. Son'kin V.D. Zakony rastushchego organizma [Laws of a growing organism]: a teacher's guide. M.: Education, 2007. 159 p.
9. Sergievich E.A. Organizaciya i metodika provedeniya zanyatij po lechebnoj fizi-cheskoj kul'ture v special'nyh medicinskih gruppah [Organization and methods of conducting classes in therapeutic physical culture in special medical groups]: textbook.-method. allowance. Omsk: Izd-vo OGAU, 2001. 26 p.
10. Metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu lechebnoj fizkul'tury v zanyatiyah special'nyh medicinskih grupp [Guidelines for the use of exercise therapy in the classes of special medical groups] / R.V. Taziev [et al.]. Kazan, 2003. 63 p.