Научная статья на тему 'Условия повышения эффективности воздействия налогового механизма на развитие экономики России'

Условия повышения эффективности воздействия налогового механизма на развитие экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА / УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Предёха В. Н.

Статья посвящена проблемам системного исследования функций и условий функционирования налогового механизма, стимулирования развития экономики. Автором рассматриваются основные функции налогового механизма с точки зрения их позитивного воздействия на воспроизводственный процесс. Проведена классификация условий функционирования налогового механизма на внешние и внутренние. Детально рассмотрены внешние и внутренние условия функционирования налогового механизма, их состояние в современной России и определены основные проблемы и направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия повышения эффективности воздействия налогового механизма на развитие экономики России»

ливается исходя из действительной стоимости груза. Кроме того, сюда же могут быть включены транспортные, таможенные и прочие расходы, а также ожидаемая прибыль.

В системе управления рисками важным является страхование сельскохозяйственных животных и птицы. Так как возникновение рисков в животноводстве не имеет столь существенной связи с производственным циклом, как это наблюдается в растениеводстве, т.е. страховой случай может произойти в любое время, данный вид страхования лучше всего использовать в удобный для сельхозорганизаций период года. Объектом страхования являются имущественные интересы предприятия, связанные с возмещением убытков от гибели, вынужденного убоя или хищения животных и птицы. Особую актуальность для них приобретает страхование птицы в связи с птичьим гриппом.

Необходимо включить в комплексную программу страхование финансовых рисков. В сельском хозяйстве оно практикуется в основном при кредитовании сельхозпредприятий. Организациями, предоставляющими финансовые и материальные ресурсы производителям сельхозпродукции, как правило, являются: коммерческие банки; закупочные компании; перерабатывающие предприятия, которые произвели авансовый платеж по договору поставки сельхозпродукции; федеральный и региональные продовольственные фонды; поставщики таких материально-технических ресурсов, осуществившие поставку ресурсов с отсрочкой платежа или на условиях погашения долга сельхозпродукцией.

Страхователями, являются не сами сельхозпредприятия, а перечисленные кредиторы. Объектом страхования выступают их имущественные интересы, связанные с неполучением ожидаемых доходов или дополнительными расходами из-за нарушения обязательств сельхозпредприятиями по не зависящим от них обстоятельствам. Исходя из этого, страховым случаем является неисполнение (ненадлежащее исполнение) должником страхователя договорных обязательств в порядке ив сроки, предусмотренные в контракте (договоре), приведшие к полной или частичной потере дохода (дополнительным расходам). ^Г

Страховая сумма устанавливается в размере суммы выданного кредита, стоимости семян, удобрений, горю- ^ че-смазочных материалов, сельхозтехники и других ресурсов, поставленных с отсрочкой платежа. Комплек- о сное страхование связывает риски, возникающие в процессе банковского кредитования, материально-технического обеспечения, маркетинговой и производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, ^ и максимально управляет ими. В свою очередь это снижает совокупные затраты предприятий на страхование и в целом синхронизирует финансовый механизм регулирования агропромышленного производства.

ПРЕДЕХА В.Н.

Z

о

Кроме того, такие программы экономически более выгодны и страхователю и страховой компании, поскольку ^ при комплексной оценке рисков и одновременном оформлении всех документов снижаются расходы страховщика на ведение дел. Разработка и предоставление сельским страхователям различных страховых продуктов в

соответствии с их финансовыми возможностями, а также внедрение более совершенных страховых технологий □

позволяет резко расширить страховое поле, повысив тем самым наполняемость страхового фонда. □

ЛИТЕРАТУРА ^

1. Бакиров А.Ф. О методике субсидирования ущерба при страховании в сельском хозяйстве // Экономика ö сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №8. £

2. Никитин А.В. Комплексный подход в страховании сельскохозяйственных организаций // Финансы. 2006. №7. s

3. Никитин А.В., Верзилин С.А. Резервы повышения эффективности государственной поддержки страхова- q ния сельскохозяйственных культур. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предпри- ® ятий. 2007. №11. С.39-43.

I

>

0

1_

0

1 I

Орловская региональная академия государственной службы, Брянский филиал, ® доцент кафедры финансов и кредита, е-mail: prevn@rambler.ru о

а

О

условия повышения эффективности воздействия налогового ^

механизма на развитие экономики россии о

_ о

--I_

о

Статья посвящена проблемам системного исследования функций и условий функционирования налого- ^

вого механизма, стимулирования развития экономики. Автором рассматриваются основные функции О

налогового механизма с точки зрения их позитивного воздействия на воспроизводственный процесс. О

Проведена классификация условий функционирования налогового механизма на внешние и внутрен- о.

ние. Детально рассмотрены внешние и внутренние условия функционирования налогового механизма, ;=

их состояние в современной России и определены основные проблемы и направления их решения. £

О Ф

Ключевые слова: налог; налоговый механизм; функции налогового механизма; условия функциониро- ^

вания налогового механизма; эффективность налогового механизма

О

Коды классификатора JEL: H20, H23, O18 Ф

Совершенствование действующей системы налогообложения является одной из главных задач рыночной о реформы России. Однако «искусство обложения налогами, как одного из плодов цивилизации созревает мед- о ленно» [7, с. 276]. Поэтому оптимизация условий позитивного воздействия налогов на развитие российской ^

экономики позволит существенно повысить эффективность федеральной и региональной политики в рамках реализации Стратегии развития России до 2020 года, перехода экономики страны к инновационному типу развития, оптимизации налогового бремени [6].

Налоговый механизм - это сложный, отражающий уровень развития государства и частично саморегулируемый экономико-социальный комплекс как совокупность организационных, экономических и правовых отношений, норм, методов и инструментов управления процессом обобществления, распределения и перераспределения средств налогоплательщиков в целях обеспечения текущего и перспективного функционирования экономики и общества.

Эффективный налоговый механизм стимулирования экономики всегда адекватен потребностям общества и потому эффективно выполняет основные функции налогообложения - формирует и совершенствует воспроизводственные пропорции - пропорции деления добавленной стоимости; воздействует на распределение ресурсов между общественным и рыночным секторами; распределяет и перераспределяет финансовые ресурсы между основными уровнями государственного управления; влияет на основные факторы развития предприятия, состав рынка, деление созданной стоимости на потребляемую и накопляемую часть.

Налоговый механизм действует в рамках внешних и внутренних условий. Внешние условия лежат вне налогового механизма, их формирование происходит за его пределами и зависит от других, не связанных с ним прямо, экономических институтов и отношений. Внутренние условия принадлежат самому налоговому механизму, связаны с его элементами, регулируются и воспроизводятся складывающимися внутри него отношениями (именно их состояние служит индикатором степени зрелости налогового механизма).

Первым внешним условием оптимального распределения ресурсов между секторами экономики является обеспечение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Для этого необходим объективный ме-^ ханизм общественного выбора, который в России формируются на этапе законотворчества и участия в нем Ь общественности, малого, среднего и крупного бизнеса. Наличие проблем и резервов подтверждает анализ ^ статистики. Например, доля затрат на НЙОКР в процентах к ВВП в 2004 г. в России составила 1,17 процентов -X меньше чем в Германии в 2,1 раза, в США 2,3 раза [2, с. 88.]. Экспорт технологий в 2004 году в России меньше ^ чем в Германии в 65,9 раза, США в 137 раз. [2, с. 92.]. Налицо неоптимальное распределение ресурсов.

Вторым внешним условием является равенство всех перед законом. Налоговый механизм может быть эффективным только при обеспечении наиболее полной уплаты налогов. Доминирование интересов отдельных плательщиков или их групп (например, естественных монополий), системное уклонение от уплаты налогов приводит к перераспределению налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков. Ь Третьим внешним условием является наличие стратегической налоговой политики власти, ориентирован-00 ной на обеспечение экономического развития и удовлетворение потребностей населения. О Четвертое внешнее условие состоит в нейтральности власти, обеспечении равных условий хозяйствования, ¡=у баланса интересов всего населения и предпринимателей, при ориентации на стимулирование развития приоритетных направлений экономики. С учетом введения специальных налоговых режимов, поправок в антимо-0 нопольное законодательство, формирование названного условия находится в стадии решения. Однако остаются ф проблемы трансфертного ценообразования, лоббируемого роста тарифов естественных монополий. ё Пятым внешним условием эффективной организации налогового механизма является рациональный комо. промисс между стабильностью и гибкостью налогового и бюджетного законодательства. Большое количест-$ во законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс (29 в часть первую и 148 в часть вторую3) и отсутствие х возможности гибкого регулирования без изменения законодательства свидетельствуют о наличии резервов Ф совершенствования. Шестым внешним условием является возможность регулирования изъятия и распреде-о ления ресурсов. Налоговый механизм должен быть устроен так, чтобы, при ухудшении финансово-экономической ситуации, в нем находились индикаторы, инструменты, которые бы автоматически распознавали фи® нансовые последствия возникших проблем, формировали дополнительные возможности и перераспределяли

0 ресурсы для стабилизации обстановки;

з Седьмым условием является формирование ресурсов бюджета, адекватных составу выполняемых на каж-^ дом уровне управления функций в целях исключения избыточного изъятия налогов. С принятием законов N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предпринята попытка достичь более адекватного разграничения сфер деятельности и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. § Но анализ практики показывает тенденцию централизации финансов и отхода от формализованной процедуры их распределения, что ведет к несбалансированности бюджетных и властных полномочий. Фактически £ экспертная оценка, государственные стандарты, индикаторы эффективности подменяются принципом «от ^ достигнутого в прошлом году». Налицо резерв совершенствования этого внешнего условия функциониро-

1 вания налогового механизма. Внутренними условиями эффективной организации воздействия налогового о механизма на экономическое развитие, с нашей точки зрения, являются следующие шесть условий.

ш Первое условие - оптимизация совокупной ставки налогообложения. Процент налоговых доходов в ВВП '! в России составляет 35% (для сравнения невзвешенное среднее по странам ОЭСР в 2006 г. 35,9%, Германия о 35,6%, Франция 44,2%, Великобритания 37,1%) [9, с. 36]. Анализ суммарного индекса физического объема ® валового накопления основного капитала как косвенного показателя налоговой нагрузки показывает, что Ц налоговый механизм России по своему стимулирующему воздействию на инвестиции значительно отстает от ° стран Европы. Это свидетельствует о наличии резервов в налоговом механизме и возможности и совершенс-9 твовании его пользования для обеспечения расширенного воспроизводства.

0) 3 По состоянию на 01.11.2008 г, по материалам Справочно-информационной системы КонсультантПлюс

И Ш

О

Вторым условием является минимизация избыточного налогового бремени в соответствии с «правилом Рамсея»: при минимизации избыточного налогового бремени снижается негативное воздействие налогообложения на равновесие спроса и предложения. В России не исследована возможность применения гибкой шкалы налогообложения НДС, хотя для целей применения таможенного тарифа подобная группировка применяется. Очевидно, что аналогичную группировку в российском налогообложении следует применять с учетом минимизации негативных социальных последствий.

Третьим условием является оптимизация распределения ресурсов между рыночным и общественным секторами как результат оптимизации их расходов на исполнение своих функций. Пропорции должны оцениваться по предельной эффективности использования ресурсов, меняться, чтобы снизить потери ресурсов на неэффективных направлениях в общественном секторе. Очевидно, что предельную эффективность в общественном секторе нельзя оценить только финансовым, стоимостным результатом, необходимо использовать косвенные показатели - объем ВВП на душу населения, сравнительные пропорции распределения ВВП в России и других странах на потребление и накопление. Статистика свидетельствует о низких индексах объема основных компонентов ВВП на душу населения в России по сравнению с европейскими странами. Настораживает достаточно высокий индекс потребления органов госуправления, что подтверждает неготовность власти и инерционность в передаче в частный сектор таких функций, которые он мог бы исполнять более эффективно, чем общественный сектор. Все это говорит об имеющемся резерве в совершенствовании налогового механизма. Например, отмена налоговых льгот, введение индикаторов эффективности услуг для учреждений бюджетной сферы может стимулировать их перевод в автономные некоммерческие организации;

четвертым условием совершенствования налогового механизма является оптимизация распределения бюджетных ресурсов по вертикали государственного управления. Достаточность суммы изъятий из рыночного сектора не приводит к «автоматическому» оптимальному распределению средств, необходимых для ис- ^Г полнения функций каждого уровня управления в общественном секторе, - в налоговом механизме должна ^ быть заложена функция оптимизации распределения на основе экспертной оценки предельной эффектив- о ности использования выделенных ранее средств.

Пятым условием эффективности является минимизация затрат на функционирование самого налогового механизма. Сумма налогов, изымаемая из рыночного сектора, не включает дополнительную налоговую нагрузку - □ затраты обеих сторон налогового процесса на администрирование всей совокупности налогов. Оптимизация ^ числа налогов, эффективность налогового учета и контроля как факторы, снижающие уровень дополнительных ^ изъятий, представляются резервами совершенствования функционирования налогового механизма.

Шестым условием, является выбор налогов, адекватных условиям регионов. В рамках второго этапа налоговой реформы количество налогов в России, уменьшилось более чем в три раза - с 50 в 1999 году до 14 (плюс 4 специ- (д альных налоговых режима) в 20 084. Насколько оптимально это количество? Как это объективно оценить? - На наш □ взгляд, в России необходимо проанализировать закрепление налогов за уровнями управления и оптимизировать ^ его с учетом потребности в ресурсах и возможности эффективного влияния на налоговую базу.

Таким образом, в России имеются существенные резервы совершенствования внешних и внутренних условий для реализации позитивного воздействия налогового механизма на экономику. Однако ряд внешних и внутренних условий российского налогового механизма в настоящее время еще далеко не адекватны скрыто- § му потенциалу позитивного воздействия налогов на развитие экономики. Последовательное формирование выявленных условий в такой форме, которая более адекватна содержанию функций налогового механизма, ® может и должно придать существенный дополнительный импульс развитию экономики.

О

О о

I—

ш

I

>

ЛИТЕРАТУРА §

i i

1. Аткинсон Э., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, ш 1995. С. 421-448. £

2. «Группа восьми» в цифрах. 2006. Стат.сб./Росстат. Г90 M., 2006. 123 с. g-

3. Журавская Е., Трунин И. Фискальный федерализм: Working paper. 2000. ^

4. Коуз Р. Проблема социальных издержек // Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 85-86. о

I_

0

1_

о

5. Нуреев, Р. М. Теория общественного выбора. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / Р. М. Нуреев; Гос. ун-т ВШЭ. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

6. «О стратегии развития России до 2020 года» Из выступления Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета http://www.vremya.ru/2008/20/52/197363.html ^

7. РауК.Г. Основные начала финансовой науки. 1968. Т.1. ^

8. Россия и страны - члены Европейского союза. 2007.: Стат.сб./ Росстат. М., 2007. о

9. Скляров И. Размер имеет значение. Но!.. Экономика и жизнь № 43 октябрь 2008г. ^

10. Справочно-информационная система «Консультант Плюс». 1

11. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. Гл. 5. С. 120-143. о

12. Федеральный закон от 09.07.1999 года № 154-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации ". Часть первая. &

13. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации". Часть вторая. о

14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд.2-е, перераб. И доп. М.: ИНФРА-М, 2001. ^

15. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000. | Гл. 2. С. 40-65. о

См. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации" часть вторая (с 9 изменениями и дополнениями), Справочно-информационная система Консультант Плюс 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.