Научная статья на тему 'Налоговый механизм и его влияние на экономику Российской Федерации'

Налоговый механизм и его влияние на экономику Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4874
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова И.В., Малинин С. А., Резвушкин C.В.

В статье рассмотрены понятие и элементы налогового механизма, представлены его основные функции. Определены основные направления влияния налогового механизма на экономику Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый механизм и его влияние на экономику Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

жёсткое регулирование комиссионного вознаграждения, досудебное урегулирование споров между страховщиками и страхователями, совершенствование способов заключения договоров;

- расширение спектра оказываемых услуг: увеличение добровольных видов страхования,

совершенствование обязательных видов страхования (ОСАГО, обязательного медицинского страхования), предоставление услуг малообеспеченным гражданам и проживающим на отдалённых территориях;

- повышение доверия потенциальных страхователей к страховым организациям и в целом к процессу страхования: соблюдение прав страхователей, использование привлекательных схем страхования, расширение предоставления бонусов и льгот страхователям, популяризация различных видов страхования и, прежде всего, страхования жизни;

- оптимизация числа профильных объединений страховщиков в целях удешевления конкретных видов страховых услуг;

- снижение нагрузки на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации: расширение участия страховщиков при страховании крупных и катастрофических рисков.

Список использованной литературы:

1. Всероссийский союз страховщиков. Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. ins.-union.ru

2. Национальный союз агростраховщиков. Члены союза. Цели создания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.naai.ru/

3. Распоряжение правительства РФ от 22.07.2013 №1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа^йр:// www.consultant.ru/document/conc _doc_LAW_15017 5

4. Финмаркет новости экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.finmarket.ru/

5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов / В.В. Шахов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. - 311с.

© М.И. Казнова, 2015

УДК 336.02

И.В. Калашникова

К.х.н., доцент кафедры управления и международных отношений

С. А. Малинин

преподаватель кафедры управления и международных отношений

^В. Резвушкин

К.п.н., ст. преподаватель кафедры управления и международных отношений Российский государственный социальный университет

г. Клин, Российская Федерация

НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены понятие и элементы налогового механизма, представлены его основные функции. Определены основные направления влияния налогового механизма на экономику Российской Федерации.

Ключевые слова

Налоговый механизм, налоговая система, налог, налогообложение.

Налоговая система во все времена являлась важным атрибутом любого государства и от того, насколько она была совершенна, в значительной степени зависело состояние национальной экономики. С переходом Российской Федерации на рыночные условия хозяйствования была создана налоговая система,

59

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

которая впитала в себя многие элементы налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой. Актуальные вопросы современной налоговой системы РФ и пути совершенствования данной системы с применением зарубежного опыта и перспективы ее развития, а также анализ налоговых систем зарубежных стран рассмотрены в работе Ларионовой А.А.[3]. Проведенный сравнительный анализ налоговых систем Германии и России позволил установить как сходство, так и различие.

С момента создания налоговая система России неоднократно изменялась и совершенствовалась, но ещё далека от тех требований, которые к ней предъявляются на современном этапе. Налоговая система является важнейшим административным и экономическим рычагом в руках государства для воздействия на экономические и социальные процессы в стране.

В современных условиях важнейшей задачей на макроуровне является обеспечение на длительный период устойчивых темпов развития национальной экономики, что вряд ли возможно без совершенствования налоговой системы страны.

Необходимо отметить, что у государства и налогоплательщиков разное отношение к налоговой системе. Государство заинтересовано в максимизации поступления налоговых платежей, а налогоплательщики - в их минимизации. Оценка влияния введения торгового сбора (введен в г. Москве с 2015 года) на деловой климат в секторе розничной торговли России проанализирована в работе Шинкаревой

О.В. и Майоровой Е.А. [11]. Чем в большей мере уравновешены интересы государства и налогоплательщиков, тем более совершенной является налоговая система.

С целью построения совершенной налоговой системы актуальной задачей является необходимость оценки механизма влияния налоговой системы на экономические и социальные процессы на макро- и микроуровне. Влияние имущественных налогов на финансовый механизм рассмотрено в работах Майоровой А.Н. [4-8]. Состояние и перспективы развития экономики исследовано в работах отечественных ученых-экономистов [10,12].

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм.

Существуют различные определения финансового механизма. Например, налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики [2,с.14]. Барулин С.В. считает, что налоговый механизм - совокупность закрепленных нормами налогового права форм, методов и инструментов государственного налогового планирования, организации исполнения налоговых бюджетов, государственного налогового регулирования и налогового контроля, реализуемую в рамках принятой концепции, стратегии и тактики государственной налоговой политики [1,с.94]. Мураховская Е.С. дает следующее определение: «Налоговый механизм — это совокупность средств и способов использования налоговых отношений в конкретном пространстве (территории), в конкретное время и в конкретных целях (обеспечение потребностей общественного назначения), которая отражает способ организации налогового воздействия на социально-экономические процессы» [9,с.57].

Таким образом, налоговый механизм включает не только формы и методы организации налоговых отношений, но и способы их количественного и качественного определения. К количественным параметрам, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части внутреннего валового продукта (ВВП) посредством налогов в бюджет, уровень собираемости налогов и т. д. К качественным параметрам, относятся понятия эффективности налогового регулирования, влияние налогов на экономическое развитие общества в целом и на проведение инвестиционной политики и т. д.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между

общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементами налогового механизма являются — планирование, регулирование, контроль.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов. На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций

60

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Принципы налогового регулирования: экономическая обоснованность; финансовая целесообразность; сбалансированность интересов. Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию - это необходимое условие эффективного налогообложения.

Экономика имеет с налогами несколько точек соприкосновения.

Во-первых, экономика выступает общим источником уплаты налогов. Если налоги являются натуральными, то в порядке налогообложения распределяется та продукция, создаваемая на стадии производства. Если же налог является денежным, то стоимость, созданная на стадии производства, должна пройти стадию обмена, где возникнет денежная форма стоимости, в распределении которой принимает участие и налогообложение. Затем эта денежная форма, проходя самые разнообразные формы распределения и перераспределения, еще не один раз выступит источником выплаты налога.

Во-вторых, налоги в экономическом смысле представляют собой систему экономических отношений, т. е. они сами по себе представляют часть экономики, выражая собой распределение совокупного общественного продукта. Налоговая система является частью экономической системы.

В-третьих, объектом налога может выступать юридический факт, связанный с любой стадией общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление.

В-четвертых, налоги, опосредуя распределение стоимости в пользу государства, связаны со стадией распределения. Соответственно этому налоговые отношения являются распределительными и перераспределительными экономическими отношениями.

Содержание и цели налогового механизма обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны.

Разрабатывая конкретные направления налогового механизма, государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

61

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала: планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства; стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Список использованной литературы:

1. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степанченко В.В. Налоговый менеджмент. М.: Издательский дом Омега-Л, 2007.

2. Данченко М.А. Налогообложение: Учебное пособие, Томск 2012.

3. Ларионова А. А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 17 (359). С. 2-16.

4. Майорова А.Н. От налога на имущество юридических лиц к налогу на недвижимость // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 195-198.

5. Майорова А.Н. Оценка влияния имущественного налогообложения на финансовый механизм // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 3 (41). С. 82-86.

6. Майорова А.Н. Налог на имущество: проблемы практического применения и перспективы // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 135-140.

7. Майорова А.Н. Влияние налогообложения имущества на финансовый механизм организаций: дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2012.

62

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

8. Майорова А.Н. Финансовый механизм налогообложения недвижимости / В сборнике: Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире Сборник статей Международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 118-120.

9. Мураховская Е.С. Налоги и сборы. М.: КОДЕКС; Проспект, 2000.

10. Федотова Г.А., Андреева О.В., Воронкова О.Н., Гульпенко К.В., Логинова В.А., Майорова А.Н. и др. Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональной). Монография. В двух книгах / Одесса, 2015. Том Книга 1

11. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.

12. Mayorova A.N., Mayorova E.A. The influence of property taxation on the financial mechanism of the organization // Journal of International scientific publications: Economy & Business. 2013. № 7. p. 364-374.

© И.В. Калашникова, С.А. Малинин, С.В. Резвушкин, 2015

УДК 336

Н.В. Калинин

к.э.н., доцент

кафедра финансов и информационных технологий управления ФГБОУ ВПО “РЭУ им. Г.В. Плеханова” (Тульский филиал)

г. Тула, Российская Федерация Т.В. Медведева к.э.н., доцент

кафедра финансов и информационных технологий управления ФГБОУ ВПО “РЭУ им. Г.В. Плеханова” (Тульский филиал)

г. Тула, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕГИОНА

Аннотация

Предложено совершенствование технологического процесса по производству резинотехнических изделий на предприятии региона. Рассчитан экономический эффект мероприятия. Выявлено положительное влияние проекта на производительность труда сотрудников организации региона.

Ключевые слова

Эффективность, затраты, точка безубыточности, денежные потоки, рентабельность, производительность труда

ЗАО “Тульский завод РТИ” - одно из ряда ведущих предприятий Российской Федерации, изготавливающих резинотехнические изделия. Свою первую продукцию предприятие выпустило в 1947 г. В настоящее время специалисты завода производят свыше 10000 наименований изделий.

Стратегия предприятия построена на обеспечении потребностей в резиновых технических изделиях производств оборонной промышленности, железнодорожного подвижного состава, машиностроения, автомобилестроения.

С этой целью в организации проводится комплекс мероприятий по модернизации технологических процессов, приобретено современное компьютеризованное оборудование (литьевые, вакуумные пресса и др., проводится сертификация продукции - РТИ для подвижного состава, трубы вентиляционные шахтные,

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.