Научная статья на тему 'Налоговая политика как инструмент государственной поддержки сельского хозяйства'

Налоговая политика как инструмент государственной поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова Т. В., Загурский А. О.

Сельское хозяйство является основой продовольственной безопасности государства, поэтому занимает приоритетное место среди отраслей, пользующихся государственной поддержкой. В России среди мер государственной поддержки сельского хозяйства важное место занимает политика налогового благоприятствования, которая направлена на расширение производственной деятельности, инвестиций, стимулирование спроса, развитие конкуренции, поддержание взаимоотношений между субъектами. Среди инструментов налогового регулирования выделяются налоговые льготы и возможность применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога (далее ЕСХН). Налоговая политика в отношении сельского хозяйства проводится на федеральном, региональном и местном уровнях, причем возможности федерального центра значительнее и обширнее. Существенную долю в совокупной налоговой нагрузке сельскохозяйственного предприятия занимают НДС и страховые взносы. Актуален вопрос о предоставлении права плательщикам ЕСХН добровольно уплачивать НДС. Прекращение в 2015 г. срока действия пониженных тарифов страховых взносов привело к повышению налоговой нагрузки на сельскохозяйственного производителя. Немаловажен в поддержании и развитии аграрного сектора процесс кластеризации. Характерными особенностями современных кластеров на территории России являются внешне не проявленные межфирменные связи, разнородность производимой продукции, стихийность образования без участия органов власти. Налоговое стимулирование должно быть направлено на содействие интеграционным процессам и формирование самостоятельных кластеров в регионах. Кластеризация отрасли будет способствовать выводу из тени деятельности сельскохозяйственных производителей и усиливать их позиции на рынке. Боязнь присоединения сельскохозяйственных товаропроизводителей к кластерным образованиям связана с неизбежным ростом внимания со стороны налоговых органов. Таким образом, современная налоговая система выступает барьером для кластеризации в сельскохозяйственной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика как инструмент государственной поддержки сельского хозяйства»

>- Аграрный вестник Урала № 06 (173), 2018 г. —«

Щ,

Экономика

УДК 338.43.02

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Т. В. ЗЫРЯНОВА, доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург,^. К. Либкнехта, д. 42)

А. О. ЗАГУРСКИЙ, аспирант Уральского государственного аграрного университета, заместитель главного бухгалтера, ООО «ЛИОН»

(620017, г. Екатеринбург, ул. Электриков, д. 3, кв. 40)

Ключевые слова: государственное регулирование экономики, государственная поддержка, налоговая политика, единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость, страховые взносы, кластер.

Сельское хозяйство является основой продовольственной безопасности государства, поэтому занимает приоритетное место среди отраслей, пользующихся государственной поддержкой. В России среди мер государственной поддержки сельского хозяйства важное место занимает политика налогового благоприятствования, которая направлена на расширение производственной деятельности, инвестиций, стимулирование спроса, развитие конкуренции, поддержание взаимоотношений между субъектами. Среди инструментов налогового регулирования выделяются налоговые льготы и возможность применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога (далее -ЕСХН). Налоговая политика в отношении сельского хозяйства проводится на федеральном, региональном и местном уровнях, причем возможности федерального центра значительнее и обширнее. Существенную долю в совокупной налоговой нагрузке сельскохозяйственного предприятия занимают НДС и страховые взносы. Актуален вопрос о предоставлении права плательщикам ЕСХН добровольно уплачивать НДС. Прекращение в 2015 г. срока действия пониженных тарифов страховых взносов привело к повышению налоговой нагрузки на сельскохозяйственного производителя. Немаловажен в поддержании и развитии аграрного сектора процесс кластеризации. Характерными особенностями современных кластеров на территории России являются внешне не проявленные межфирменные связи, разнородность производимой продукции, стихийность образования без участия органов власти. Налоговое стимулирование должно быть направлено на содействие интеграционным процессам и формирование самостоятельных кластеров в регионах. Кластеризация отрасли будет способствовать выводу из тени деятельности сельскохозяйственных производителей и усиливать их позиции на рынке. Боязнь присоединения сельскохозяйственных товаропроизводителей к кластерным образованиям связана с неизбежным ростом внимания со стороны налоговых органов. Таким образом, современная налоговая система выступает барьером для кластеризации в сельскохозяйственной отрасли.

TAX POLICY AS A TOOL STATE SUPPORT OF AGRICULTURE

T. V. ZYRYANOVA, doctor of economic sciences, professor, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknehta str., 620075, Ekaterinburg)

A. O. ZAGURSKI, postgraduate student of the Ural State Agrarian University, deputy chief accountant, LLC «LION»

(3, 40 Electricians str., 620017, Ekaterinburg)

Keywords: state regulation of the economy, state support, tax policy, single agricultural tax, value added tax, insurance contributions, cluster.

Agriculture is the basis of food security of the state, so it takes a priority place among the industries that receive state support. In Russia, among the measures of state support for agriculture, an important place is occupied by the policy of tax favoring, which is expressed in a stimulating nature and is aimed at expanding production activities, investment, stimulating demand, developing competition, maintaining relations between entities. Among the instruments of tax regulation are tax benefits and the possibility of applying a special tax regime in the form of a single agricultural tax. The tax policy on agriculture is implemented at the Federal, regional and local levels, with the Federal centre's capabilities being greater and more extensive. Among the taxes, which occupy a significant share in the total tax burden of the enterprise, is VAT and insurance premiums. The issue of granting the right to UAT payers to voluntarily pay VAT is relevant. The termination of the reduced insurance premium rates in 2015 led to an increase in the tax burden on the agricultural producer. Clustering is important in the maintenance and development of the agricultural sector. Tax incentives should be aimed at promoting integration processes and the formation of independent clusters in the regions. Clustering of the industry will help to remove agricultural producers from the shadows and strengthen their market position. The fear of agricultural producers joining the cluster formations is associated with the inevitable growth of attention from the tax authorities, and, accordingly, with the increase in the tax burden. Thus, the modern tax system is a barrier to the clustering process in the agricultural sector.

Экономика

Цель и методика исследований. Целью исследовательской работы являлось изучение налоговой политики государства в отношении сельского хозяйства в рамках государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производителя. В исследовании использовались такие методы, как экспертиза теоретических аспектов, анализ нормативно-правовой базы, систематизация, метод сравнения и обобщения.

Результаты исследования. Среди направлений государственной поддержки сельского хозяйства особое место занимает налоговая политика. В отношении сельского хозяйства установлена политика налогового благоприятствования, которая выражена в льготных ставках по налогам и в возможности применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Налоговая политика в отношении сельского хозяйства проводится на федеральном, региональном и местном уровнях, причем возможности федерального центра значительно обширнее и оказывают большее влияние на производителя. Стимулирующий характер налоговой политики в отношении сельского хозяйства выражен в необходимости интеграционных процессов в отрасли путем создания региональных аграрных кластеров. Взаимодействие аграрных предприятий внутри кластерного образования расширит потенциал отрасли, а также будет содействовать выводу деятельности из теневого сектора.

Сельское хозяйство - основа продовольственного обеспечения и, соответственно, продовольственной безопасности государства, в связи с этим занимает приоритетное место среди отраслей, пользующихся государственной поддержкой. Государственная поддержка аграрного сектора осуществляется посредством использования определенных форм и методов, необходимость систематизации которых выражена в нарастающей политике подъема аграрного сектора в рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства [1]. Под государственным регулированием можно понимать целостную многоуровневую систему экономических взаимоотношений, посредством которой осуществляется воздействие органов власти разных уровней на деятельность аграрной сферы экономики. [2].

В сфере сельского хозяйства России регулирующие функции государства осуществляются по следующим направлениям:

1) формирование конкурентной среды и проведение антимонопольной политики, противодействие сговорам производителей, стимулирование конкуренции, а также обеспечение законодательной базы и нормативно-правового регулирования. При этом реализация данного направления не должна происходить путем разукрупнения больших предприятий,

так как это нанесет ущерб сложившимся хозяйственным комплексам. В то же время нельзя допускать увеличения числа малых фирм, занимающихся исключительно посредническими операциями, так как это приводит к неестественному росту цен;

2) поддержка устойчивого развития аграрного сектора экономики - это направление, важной задачей которого является поддержка спроса на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, т. е. поддержка платежеспособного спроса населения путем регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, а также обеспечение сельхозтоваропроизводителей государственным заказом на покупку продовольствия в федеральные и региональные продовольственные резервы;

3) реализация политики разумного протекционизма, поддержка отечественного сельхозпроизводителя путем применения таможенных тарифов;

4) создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, предоставление государственных гарантий, создание совместных с иностранными инвесторами предприятий, в том числе на основе концессионных соглашений, их участие в разработке инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам;

5) кредитная политика по обеспечению доступности заемных средств, так как из-за сезонного характера сельхозпроизводства и невысокой рентабельности производитель нуждается в льготном кредитовании оборотных активов и основных средств, о чем говорят утвержденные Правительством РФ в декабре 2016 г. «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным производителям по льготным ставкам»;

6) комплексное программное планирование развития сельского хозяйства, о чем свидетельствует утвержденная «Государственная программа развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», реализация которой в итоге должна привести к росту эффективности производства и реализации сельхозпродукции [3];

7) оптимальная налоговая политика предполагает, что налогообложение сельхозпредприятий регулируется в рамках текущего налогового законодательства, в котором предусмотрены различные льготы и специальные налоговые режимы. В российских условиях налоговая политика в отношении сельского хозяйства должна носить в первую очередь стимулирующий характер.

Исходя из сказанного необходимо отметить, что:

во-первых, государственная поддержка сельского хозяйства - это комплекс мер нормативно-правового,

- - Аграрный вестник Урала № 06 (173), 2018 г. - * ^^^

Экономика -^Sf/

Таблица 1

Налоговая политика в РФ по сферам деятельности

Направления политики Виды экономической деятельности Характерные черты

Политика налогового благоприятствования • сельское хозяйство; • 1Т-отрасль; • научно-техническая и высокотехнологическая отрасль; • медицина; • социальная сфера; • благотворительность • низкое число уплачиваемых налогов и сборов; • невысокий уровень ставок по налогам и сборам; • низкий уровень контроля со стороны налоговых органов; • большая возможность перехода на специальный налоговый режим; • широкий перечень налоговых льгот; • небольшой перечень подаваемых налоговых деклараций и отраслевых отчетов

Политика налогового нейтралитета • добывающая промышленность; • строительство; • топливно-энергетическая промышленность • среднее число уплачиваемых налогов и сборов; • средний уровень ставок по налогам и сборам • средний уровень контроля со стороны налоговых органов; • возможность перехода на специальный налоговый режим; • среднее число подаваемых налоговых деклараций и отраслевых отчетов

Политика максимальных налогов • спиртовая промышленность; • табачная промышленность; • игорный бизнес • высокое число уплачиваемых налогов и сборов; • высокие ставки по налогам и сборам; • высокий уровень контроля со стороны налоговых органов; • дополнительный перечень уплачиваемых налогов; • невозможность применения или слабая доступность применения специальных налоговых режимов; • отсутствие либо малое число налоговых льгот; • большое число подаваемых налоговых деклараций и отраслевых отчетов

Table 1

Tax policy in Russia by sectors of activity

Policies Types of economic activity Characteristic features

Tax policy favored • agriculture; • IT industry; • scientific-technical and hightech industry; • medicine; • social sphere; • charity • the low number of paid taxes and fees; • low level of rates of taxes and duties; • low level of control from the tax bodies; • high possibility of transition to special tax regime; • extensive list of tax incentives; • low-list of filed tax returns and industry reports

The policy of tax neutrality • mining industry; • construction; • fuel and energy industry • average number of paid taxes and fees; • the average level of rates of taxes and duties • the average level of control from the tax bodies; • the possibility of transition to special tax regime; • the average number of filed tax returns and industry reports

Policy maximum taxes • the alcohol industry; • the tobacco industry; • gambling • high number of paid taxes and fees; • high rates of taxes and duties; • high level of control from the tax bodies; • an additional list of taxes paid; • lack of application or poor accessibility in the application of special tax regimes; • absence or low number of tax exemptions; • a large number of filed tax returns and industry reports

социально-экономического и организационного характера, реализуемых государством, нацеленных на стабильное развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность и автономию страны;

во-вторых, система государственной поддержки аграрного сектора экономики основывается на соблюдении определенных принципов, которые можно выделить, исследуя модель функционирования рыночной системы.

Основными принципами государственной поддержки сельского хозяйства являются [1]:

• целевой характер и адресность государственной поддержки, т. е. выделенные из бюджета средства должны использоваться строго по назначению и исключительно сельхозпроизводителями;

• гарантированность и равная доступность государственной поддержки, т. е. обязательства государства по поддержке сельхозпроизводителя фиксируются в отдельных госпрограммах и являются доступными для всех субъектов, имеющих право на господдержку;

• эффективность использования бюджетных средств, т. е. полученные результаты должны превосходить бюджетные затраты.

Экономика

Соблюдение данных принципов позволяет в условиях цикличного развития экономики обеспечивать устойчивость функционирования национального аграрного производства.

В результате исследований теории и практики госрегулирования мы приходим к выводу, что государственная поддержка сельского хозяйства может осуществляться по таким направлениям, как субсидирование предприятий отрасли, льготы в налогообложении, в кредитовании, лизинге, страховании, и предлагаем сделать акценты на следующие важные меры господдержки:

1) защита интересов отечественного сельхозпроизводителя на внутреннем и внешнем рынке;

2) развитие инфраструктуры, науки и инновационной активности в аграрном секторе;

3) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров сельскохозяйственной отрасли;

4) поддержание стабильности в обеспечении населения продовольственными товарами российского сельхозпроизводителя.

Государственная поддержка аграрного сектора экономики практикуется во всех экономически развитых странах.

Среди самых важных методов, используемых государством, можно назвать налоговую политику. Применение оптимальных налоговых мер в отношении аграрного сектора экономики непосредственно влияет на величину налоговых поступлений в консолидированный бюджет [4].

Налоги, будучи основной формой доходов современного государства, являются наиболее распространенным инструментом государственного регулирования экономики.

Налоговая политика представляет систему правовых норм в области налогов и сборов, направленных на регулирование, развитие и достижение стабильности экономической системы страны [2]. Особенности налоговой политики в РФ по сферам деятельности представлены в табл. 1.

Налоговая система страны представляет собой совокупность налогов и сборов, установленных государством, компетенцию органов власти различных уровней в области налогового регулирования, способы исчисления и уплаты налогов, проведения мероприятий налогового контроля [2].

Оптимально установленные налоги являются эффективным инструментом государства по развитию деловой активности, перераспределению доходов и расходов между сферами деятельности, стимулированию научно-технического прогресса.

На современном этапе развития большое значение имеет поддержка сельхозпроизводителей региональными органами власти. Каждый регион представляет собой отдельную производственно-хозяйственную

систему взаимодействия экономических субъектов, имеющую свои особенности в экономическом, социально-политическом, географическом, экологическом отношении. При этом каждый регион взаимодействует с другими регионами, и вместе они образуют структуру экономической системы страны [5].

Формы государственной поддержки аграрного сектора могут быть прямые и косвенные. Под прямой поддержкой понимается поддержка из бюджетных средств, напрямую воздействующих на финансово-экономическую деятельность. К ней можно отнести: субсидии на с/х производство, в том числе на компенсацию части затрат; субсидирование кредитования сельскохозяйственных предприятий; субсидирование научной деятельности и т. д. Для обеспечения совершенствования механизмов государственной поддержки, повышения результативности государственных расходов в виде субсидий были разработаны условия их предоставления. К данным условиям относятся:

1) отсутствие задолженности по налогам и сборам;

2) достаточное обеспечение и своевременность выплаты заработной платы;

3) использование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, сохранение достаточного поголовья скота;

4) достижение необходимого уровня урожайности.

Следует отметить, что распределение субсидий должно основываться на дифференцированном подходе, что позволит выравнивать условия ведения хозяйства для предприятий, находящихся в разных природно-климатических условиях.

Косвенной поддержкой выступает воздействие органов государственной власти на финансовые результаты деятельности сельхозпроизводителя. К данным методам можно отнести: льготное налогообложение сектора и введение специальных налоговых режимов, а также проведение закупочных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции.

В составе указанных налоговых льгот и преимуществ можно обозначить следующие льготы (табл. 2).

У региона, как и у федерального центра, меры поддержки экономических субъектов подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые представляют собой непосредственную финансовую помощь путем предоставления субсидий, субвенций, дотаций [5]. Региональная поддержка лиц, осуществляющих производство сельхозпродукции в Свердловской области осуществляется на основании Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7-ОЗ [6]. Данный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением органами власти Свердловской области государственной под-

Экономика

Таблица 2

Налоговые льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей на федеральном уровне

Налог Характер льготы Нормативный документ

НДС Ставка НДС 10 % для продовольственных товаров подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ

НДС Непризнание объектом налогообложения НДС операций по реализации земельных участков подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ

Налог на прибыль организаций Ставка по налогу 0 % для сельхозпроизводителей по реализации сельхозпродукции собственного производства п. 2 ст. 3462 НК РФ

Налог на прибыль организаций Право включать в расходы для расчета налога на прибыль затраты на добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных подп. 6 п. 1 ст. 263 НК РФ

Налог на прибыль организаций Возможность не включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доходы от безвозмездно полученных мелиоративных и других объектов сельхозназначения, построенных за счет средств бюджетов всех уровней подп. 19 п. 1 ст. 251 НК РФ

Налог на прибыль организаций Возможность для производственных сельхозпредприятий использования ускоренной амортизации по основным средствам подп. 2 п. 1 ст. 2593 НК РФ

Транспортный налог Исключение из состава налогооблагаемой базы по транспортному налогу таких видов техники, как тракторы, комбайны, специализированные автомобили и другие виды техники, зарегистрированные на сельхозтоваропроизводителей и используемые ими на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ

Земельный налог Возможность самостоятельного установления местными органами власти ставки по земельному налогу, не превышающей 0,3 % п. 1 ст. 361 НК РФ

ЕСХН Возможность перехода на специальный налоговый режим -Единый сельскохозяйственный налог п. 2 ст. 3461 НК РФ

НДФЛ Освобождение от налогообложения НДФЛ средств, полученных из бюджета различных уровней на развитие личного подсобного хозяйства п. 131 ст. 217 НК РФ

НДФЛ Освобождение от налогообложения НДФЛ доходов от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продуктов п. 13 ст. 217 НК РФ

Table 2

Tax benefits for agricultural producers

Tax The nature of the benefits Regulatory document

VAT VAT rate is 10 % for food products subpar. 1 par. 2 art. 164 of Tax Code of RF

VAT Not recognized by the taxation object of the VAT of operations on the sale of land subpar. 6 par. 2 art. 164 of Tax Code of RF

Tax on profit of organizations Tax rate 0 % for farmers for implementation of agricultural products of own production par. 2 art. 3462 of Tax Code of RF

Tax on profit of organizations The right to include in expenses for calculating the profit tax the expenses on voluntary insurance of agricultural crops and animals subpar. 6 par. 1 art. 263 of Tax Code of RF

Tax on profit of organizations Not included in the taxable base for income tax income from gratuitously received reclamation and other agricultural facilities, built at the expense of means of budgets of all levels subpar. 19 par. 1 art. 251 of Tax Code of RF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tax on profit of organizations The opportunity for productive agricultural use accelerated depreciation on fixed assets subpar. 2 par. 1 art. 2593 of Tax Code of RF

The transport tax Exclusion from the tax base of transport tax these types of equipment like tractors, harvesters, special automobiles and other equipment, registered agricultural producers and used in agricultural work for the production of agricultural products subpar. 5 par. 2 art. 358 of Tax Code of RF

Land tax The possibility of self-establishment of local authority rates on land tax, not to exceed 0.3 % par. 1 art. 361 of Tax Code of RF

Unified agricultural tax The possibility of transition to special tax regime of Unified agricultural tax par. 2 art. 3461 of Tax Code of RF

The tax to incomes ofphysical persons Exemption from taxation the personal income tax of funds received from the budget of various levels for the development ofprivate economy par. 131 art. 217 of Tax Code of RF

The tax to incomes of physical persons Exemption from taxation of personal income tax revenues grown in private farms products par. 13 art. 217 of Tax Code of RF

- - Аграрный вестник Урала № 06 (173), 2018 г. -t^Jgg

Экономика

Таблица 3

Налоговые льготы в Свердловской области для сельхозтоваропроизводителей

Table 3

Tax incentives in the Sverdlovsk region for agricultural producers

Налог Характер льготы Нормативный документ

Налог на имущество организаций Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельхозпродукции подп. 3 п. 2 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. № 35-03 «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций»

УСН Налоговая ставка по УСН с базой «доходы» в размере 0 % для впервые зарегистрированных ИП в отношении вида деятельности «Производство пищевых продуктов» п. 1 ст. 1-1 Закона Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-03 «Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении УСН для отдельных категорий налогоплательщиков»

УСН Налоговая ставка по УСН с базой «доходы, уменьшенные на величину расходов» в размере 5 % в отношении вида деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» подп. 1 п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-ОЗ

Table 3

Tax incentives in the Sverdlovsk region for agricultural producers

Tax The nature of the benefits Regulatory document

Tax on property of organizations Exemption from tax on property of organizations engaged in the production, processing and storage of agricultural products subpar. 3 par. 2 of Law of Sverdlovsk region of November 27, 2003 No. 35-OZ «About establishment on the territory of Sverdlovsk region of the property tax of the organizations»

Simplified tax system The tax rate on STS with the base «income» in the amount of 0 % to newly registered individual in respect of type of activity «Production offood» par. 1 art. 1-1 of Law of Sverdlovsk region of June 15, 2009 No. 31-OZ «About establishment on the territory of Sverdlovsk region tax rates in application of simplified taxation system for certain categories of taxpayers»

Simplified tax system The tax rate for the STS database «incomes reduced by size of expenses» in the amount of 5 % in relation to the activity «Agriculture, forestry, hunting, fishery and fish breeding» subpar. 1 par. 2 art. 2 of Law of Sverdlovsk region of June 15, 2009 No. 31-OZ

держки, порядок и условия предоставления финансирования сельхозпроизводителям, финансирования и предоставления в безвозмездное пользование казенного имущества.

Косвенная поддержка заключается в расходовании средств региона на развитие отраслевых объектов государственной собственности, объектов инфраструктуры, предоставлении гарантий инвесторам, а также предоставлении налоговых, таможенных и других видов льгот [7, 8, 9].

Налоговые льготы на региональном уровне в Свердловской области для сельхозпроизводителей представлены в табл. 3.

Все вышесказанное говорит о том, что в отношении сельскохозяйственной отрасли в России как на федеральном, так и на региональном уровне построена политика налогового благоприятствования. Но при этом важно отметить, что налоги, устанавливаемые на федеральном уровне, гораздо обширнее и весомее для производителей, чем на региональном уровне. Налоговое законодательство предоставляет регионам и муниципальным образованиям определенные полномочия по реализации налоговой политики. В свою очередь, перечень данных полномочий строго ограничен перечнем региональных и местных

налогов, определенными возможностями по установлению пониженных ставок по специальным налоговым режимам и налогу на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет. При этом наблюдается низкий уровень стимулирующего характера региональной налоговой политики в силу ограниченных возможностей региональных и местных властей по проведению налоговой политики.

Целесообразно расширить возможности региональных властей в области налоговой политики, включив в ст. 3468 НК РФ пункт, согласно которому законами субъектов РФ налоговая ставка в отношении налоговой базы по ЕСХН может быть уменьшена до 4 % (в настоящий момент подобными льготами могут воспользоваться Республика Крым и город федерального значения Севастополь - п. 2 ст. 3468 НК РФ). В случае необходимости законами субъектов РФ можно дифференцировать применение пониженных налоговых ставок в зависимости от вида производимой сельскохозяйственной продукции, среднесписочной численности, предельного размера доходов. Актуальность данного предложения вызвана тем, что региональные власти обладают более широким видением текущего финансового и хозяйственного положения региональных сельхозпроизводителей, чем

Экономика

федеральные органы власти, и в силах принять более гибкое и эффективное решение об изменении ставки налога для стимулирования деятельности сельхозпроизводителей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости внесения некоторых поправок в налоговое законодательство РФ на уровне федерации и регионов для стимулирования сельскохозяйственной отрасли:

- стимулировать использование земель сельхозназначения по их непосредственному назначению путем предоставления муниципальным образованиям права на повышающий коэффициент по земельному налогу в отношении земель, используемых не по назначению (в настоящее время ставка налога не может превышать 0,3 % - подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);

- введение налоговых каникул для вновь созданных субъектов малого предпринимательства - ИП в сельском хозяйстве и хозяйств, применяющих ЕСХН.

При проведении налоговой политики в аграрном секторе экономики должна учитываться тесная взаимосвязь между видами экономической деятельности, а также смежных отраслей перерабатывающего и обслуживающего сектора. Таким образом, необходимо направить налоговое стимулирование на содействие интеграционным процессам в сфере сельского хозяйства, что в дальнейшем послужит стимулом к созданию самостоятельного аграрного кластера в Свердловской области.

Аграрный кластер представляет собой объединение ряда сельскохозяйственных предприятий в рамках горизонтальной и вертикальной интеграции. На территории Свердловской области аграрные кластеры представлены в таких точках локализации, как Каменск-Уральский, Михайловск, Камышлов, Ала-паевск. Характерными особенностями данных кластеров являются внешне не проявленные межфирменные связи, разнородность производимой продукции, стихийность образования без участия органов власти [4].

Создание кластерной стратегии развития региона должно сопровождаться исследованиями уже существующих кластеров, оценкой и изучением институциональной среды, важным элементом которой является действующая система налогообложения.

Кластеризация сельскохозяйственной отрасли занимает приоритетное место для экономик регионального и национального уровня. В связи с чем стоит предусмотреть особые механизмы для налогообложения аграрных кластерных образований [10].

Важная проблема налогообложения аграрных кластерных образований заключается в том, что, с одной стороны, государство для стимулирования кластерной активности заинтересовано в снижении налоговой нагрузки и предоставлении налоговых

льгот, с другой стороны, предприятия, находящиеся в составе кластера, обладают большими ресурсами и в значительно большей степени способны оказывать влияние на рынок, предоставление данным субъектам дополнительных налоговых преференций поспособствует их еще большему усилению и будет препятствовать конкуренции. Таким образом, в вопросе налогового регулирования кластерной активности в сельскохозяйственной отрасли вступают в противоречие две функции налогов: стимулирующая и перераспределительная.

Особое внимание также следует уделить тому, что организации склонны в большей степени к теневиза-ции не прибыли, а количества сотрудников и фонда оплаты труда с целью уклонения от уплаты страховых взносов. В связи с тем что предприятие в составе кластера привлекает большее внимание государственных контролирующих органов, кластеризация является одним из направлений, нацеленных на легализацию доходов и отказ от ведения теневого бизнеса, поэтому большинство предприятий, в том числе аграрного сектора, предпочитают избегать присоединения к кластерным образованиям из-за боязни увеличения налогового контроля и, соответственно, налогового бремени в результате вынужденного полного отражения всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской и налоговой отчетности [10].

С учетом вышесказанного мы видим, что современная налоговая система России является барьером для развития процесса кластеризации в аграрном секторе экономики. Сложность налогового законодательства, особенно в отношении крупных предприятий, осложняет процедуру ведения налогового и бухгалтерского учета. Различные аспекты вынуждают организации отдельно от бухгалтерского учета вести учет для целей налогообложения, что вызывает дополнительные издержки на содержание отдельных специализированных подразделений. Это является одним из сдерживающих факторов в развитии и становлении крупных предприятий аграрного сектора.

Выводы и рекомендации. Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что в современных российских условиях налоговая система в отношении аграрного сектора экономики должна быть направлена в первую очередь на стимулирование расширения производственной деятельности, инвестиций в основные фонды, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию, развитие конкуренции и т. п. При этом предоставление выгодных условий налогообложения одним субъектам не должно сопровождаться ущемлением интересов других. Целесообразно проводить отдельные мероприятия в области налогообложения для субъектов разного уровня. Государственной на-

_Экономика

логовой политике необходимо нацелить внимание бизнеса, так как каждый из уровней важен для со-на создание оптимальных условий налогообложения циально-экономического и политического развития для субъектов микро-, малого, среднего и крупного отдельного региона и государства в целом.

Литература

1. Вернигор Н. Ф. Государственная поддержка сельского хозяйства - неотъемлемая часть государственного регулирования // Вестник Алтайского гос. аграрного университета. 2015. № 2. С. 143-147.

2. Фролова О. А., Васильева С. Ю. Государственное регулирование сельского хозяйства: Зарубежный опыт // Вестник НГИЭИ. 2011. № 5. С. 76-83.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СПС «Гарант».

4. Тургель И. Д., Трофимова О. М. Реализация политики поддержки кластеров в старопромышленном регионе на примере Свердловской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4(1). С. 158193.

5. Фролова О. А., Малахова С. П. Механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства региона // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9. С. 82-94.

6. О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области : Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7-ОЗ // СПС «Гарант».

7. Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций : Закон Свердловской области от 27 ноября 2003 г. № 35-03 // СПС «Гарант».

8. Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков : Закон Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-03 // СПС «Гарант.

9. Шакирова Р. К. Фискальные последствия государственного налогового регулирования сельского хозяйства Республики Марий Эл // Финансы и кредит. 2016. № 23. С. 50-66.

10. Тюрина Ю. Г., Троянская М. А. Кластеры в налогообложении: барьеры и стимулы // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 3. С. 251-259.

References

1. Vernigor N. F. State support of agriculture is an integral part of state regulation // Bulletin of Altai state agrarian university. 2015. № 2. P. 143-147.

2. Frolova O. A., Vasilyeva S. Yu. State regulation of agriculture: Foreign experience // Herald of NGIEI. 2011. No. 5. P. 76-83.

3. About State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 : decree of Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717 // LRS «Garant».

4. Turgel I. D., Trofimova O. M. Implementation of policies to support clusters in an old industrial region on the example of Sverdlovsk region // Central Russian messenger of social Sciences. 2012. No. 4 (1). P. 158-193.

5. Frolova O. A., Malakhov S. P. Mechanism of state regulation and support of agriculture in the region // Herald of NGIEI. 2014. No. 9. P. 82-94.

6. About the state support of the legal entities and physical persons performing production of agricultural products, primary and (or) subsequent (industrial) processing of agricultural products and (or) purchase of agricultural products, food forest resources in Sverdlovsk region : Law of Sverdlovsk region of February 4, 2008 No. 7-OZ // LRS «Garant».

7. About establishment in the territory of Sverdlovsk region of the property tax of the organizations : Law of Sverdlovsk region of November 27, 2003 No. 35-OZ // LRS «Garant».

8. About establishment in the territory of Sverdlovsk region of tax rates at application of the simplified tax system for separate categories of taxpayers : Law of Sverdlovsk region of June 15, 2009 No. 31-OZ // LRS «Garant».

9. Shakirova R. K. Fiscal consequences of state tax regulation of agriculture of the Republic of Mari El // Finance and credit. 2016. No. 23. P. 50-66.

10. Tyurina Yu. G., Trojan M. A. Clusters in taxation: barriers and incentives // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2016. No. 3. P. 251-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.