УДК 336.201.3
Власова В.В. студент магистратуры институт экономики и финансов Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА ПРОГРЕССИВНУЮ ШКАЛУ НДФЛ В
РОССИИ
Аннотация: Статья посвящена условиям перехода на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в России. В работе поднимается проблема социального неравенства в РФ, дана шкала ставок подоходного налогообложения, а также результаты анализа экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы НДФЛ.
Ключевые слова: НДФЛ, прогрессивная шкала, социальное неравенство, условия перехода на прогрессивное налогообложение в России
Vlasova V.V.
Master's student at the Institute of Economics and Finance Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin
Russia, Syktyvkar
THE CONDITIONS OF PROGRESSIVE PERSONAL INCOME TAX
TRANSITION IN RUSSIA
The annotation: The article is devoted to the conditions of transition to the progressive personal income tax in Russia. The problem of social inequality in the Russian Federation is considered. The scale of the progressive personal income tax and the analysis results of the economic effect from the initiation the progressive personal income tax are given.
Key words: the personal income tax, the progressive scale, social inequality, the conditions of transition to the progressive personal income tax in Russia
Численность населения РФ, имеющая среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, ежегодно увеличивается с 2012 г. и за 2016 г. составила почти 20 млн. человек. Коэффициент Джини, показывающий величину социального неравенства, по России за 2016 год равен 0,414, что показывает высокую степень расслоения в доходах населения. Средний уровень доходов 10% самых богатых людей почти в 16 раз превышает средний уровень доходов 10% самых бедных (децильный коэффициент фондов) [3]. Существующий закон о НДФЛ не предполагает выведение из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование граждан. Применяемые налоговые вычеты носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою социальную функцию, так как абсолютная величина указанных, например, стандартных налоговых вычетов намного меньше минимального прожиточного минимума.
Так, доля стандартного вычета на 1-го ребенка в величине прожиточного минимума в 2015 г. составила всего 14,78% [2]. Неоднократно в Госдуме звучали предложения ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, которая могла бы снизить социальное неравенство в России, однако, большинство нижней палаты парламента каждый раз отклоняло подобные инициативы.
Проведенный нами анализ экономического эффекта при применении ставок НДФЛ, представленных в табл.1 [1], показал, что прогрессивное налогообложение позволило бы решить следующие социально-экономические задачи:
1. Увеличение доходов малообеспеченных слоев населения, за счет установления необлагаемого минимума;
2. Увеличение доходов бюджетов субъектов РФ;
3. Снижение неравенства в распределении доходов в обществе.
Таблица 1. Рекомендуемая шкала ставок налогообложения доходов
физических лиц.
Годовой доход, тыс. рублей Рекомендуемая ставка НДФЛ,%
До 146,4 0
От 146,4 до 204 10
От 204 до 900 13
От 900 до 1,200 15
От 1,200 до 3000 20
От 3000 до 6000 25
От 6000 до 12000 35
Свыше 12000 40
Однако, подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных. В связи с этим, рассмотрим основные риски, которые возможны при переходе на прогрессивное налогообложение:
^ Увеличение ставки НДФЛ для состоятельных людей может снизить собираемость самого налога (вследствие уклонения от налогов, возврату к серым зарплатам и увеличения теневого сектора);
> Возможен отток капитала за рубеж;
> Возможны сложности касаемо налогового администрирования.
Исходя из вышесказанного, для реформирования подоходного
налогообложения физических лиц с введением необлагаемого налогом минимума доходов, должны быть соблюдены следующие условия:
1. Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок должен быть постепенный;
2. Необходимо улучшение системы налогового администрирования и повышение качества налогового контроля;
3. Внедрение информационных технологий для повышения качества налогового контроля.
У налоговых органов и у граждан могут возникнуть сложности с налоговым администрированием. При применении прогрессивной шкалы НДФЛ необходим качественный контроль за правильностью исчисления и уплаты налога. Как говорит Андрей Макаров, председатель комитета Государственной думы по бюджету и налогам, «нужна перенастройка существующей законодательной и технической базы налоговых органов». Кроме того, необходимо внедрение действенной системы контроля за чрезмерными доходами отдельных физических лиц. Нужно разработать системы баз данных и переходить к персонифицированному учету уплаты налога на доходы физических лиц.
Стоит отметить, что разработанная нами прогрессивная шкала НДФЛ позволила бы уменьшить социальное неравенство в распределении доходов граждан при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.
Таким образом, при соблюдении ряда условий, переход на прогрессивное налогообложение позволил бы достичь оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.
Использованные источники:
1. Власова В.В. Прогрессивная шкала НДФЛ. Расчет экономического эффекта. //Экономика и социум. №9 (40). 2017
2. Зеленкова Р.А. Проблемы реализации социальной функции НДФЛ.// //World science: problems and innovations. Сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 288291
3. Интернет -сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
4. Интернет-сайт Федеральной налоговой службы - URL: https://www.nalog.ru