Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/28c7f9e359e8af09d7 244d8033c66928fa27e527/.
2. Чистова М. В., Демина Н. В. Система финансирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 121-125. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46025.htm.
3. Герасименко П.Р. Основы фандрайзинга [Текст]. - Екатеринбург: Федеральное агентство по образованию,2008. - 230 с.
УДК 336.201.3
Власова В.В. студент магистратуры институт экономики и финансов Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НДФЛ. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ЭФФЕКТА
Аннотация:
Статья посвящена подоходному налогу на доходы физических лиц в России. В работе поднимается проблема социального неравенства в РФ и обосновывается значимость введения прогрессивной шкалы НДФЛ. В статье представлена разработанная прогрессивная шкала налогообложения физических лиц и проведен расчет экономического эффекта от ее использования.
Ключевые слова: подоходный налог, прогрессивная шкала НДФЛ, социальная несправедливость в России
Vlasova V. V.
Master's student at the Institute of Economics and Finance Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin
Russia, Syktyvkar THE PROGRESSIVE PERSONAL INCOME TAX. THE COLCULATION OF ECONOMIC EFFECT.
The annotation:
The article deals with the personal income tax in Russia. The problem of social inequality in Russia is considered. The importance of progressive personal income tax is proved. It was worked out the scale of progressive personal income tax and calculated the economic effect of its applying.
Key words: the personal income tax, progressive personal income tax, social inequality in Russia
По данным Росстата, децильный коэффициент фонда в России за 2016
год составил 15,7. Это значит, что средний уровень доходов 10% самых богатых граждан почти в 16 раз превышает средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент Джини, показывающий степень неравенства распределения доходов среди населения страны, составляет по РФ 0,414, что говорит о высокой степени расслоения общества. Для сравнения, в Финляндии данный коэффициент равен 0,26, во Франции 0,297, в Германии 0,289. По данным исследования «От Советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905-2016», на тысячу самых богатых россиян приходится 2,5% дохода страны, в то время как половина населения имеет всего 17% доходов. На долю миллионеров из списка Forbes приходится около 30% богатств России [2]. В то же время уровень бедности в России последние годы растёт. По статистике, почти 20 млн. чел. имеют доходы ниже величины прожиточного минимума [3]. Все это говорит об очень высоком уровне социального неравенства в России. В этой связи, с начала установления единой ставки налога на доходы физических лиц в 2001 году, в России не прекращаются споры о социальной несправедливости такого обложения. Сторонники прогрессивного налогообложения доходов физических лиц говорят о его роли не только в решении проблемы социального неравенства, но и с точки зрения возможности увеличения доходов местных бюджетов, что особенно актуально в период кризиса и дефицита государственного бюджета.
В связи с вышесказанным, нами была разработана прогрессивная шкала ставок НДФЛ [табл. 1] и проведен расчет экономического эффекта [табл. 2 и 3]. Исходя из того, что одним из основных доходов, подлежащим налогообложению по ставке 13%, выступает заработная плата налоговых резидентов РФ, за основу были взяты данные Росстата о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы по видам экономической деятельности за апрель 2017 года.
Таблица 1. Рекомендуемая шкала ставок налогообложения доходов
физических лиц.
Годовой доход, тыс. рублей Рекомендуемая ставка НДФЛ,%
До 146,4 0
От 146,4 до 204 10
От 204 до 900 13
От 900 до 1,200 15
От 1,200 до 3000 20
От 3000 до 6000 25
От 6000 до 12000 35
Свыше 12000 40
Таблица 2. Расчет экономического эффекта при применении _прогрессивной шкалы НДФЛ*_
Годовой доход, Количество Суммарный Сумма налога по Сумма НДФЛ
тыс. р. Налогоплательщиков годовой доход ставке 13%, тыс. по
, ед. по группам, тыс. р. прогрессивно
р. й шкале, тыс. р.
До 146,4 3110905 331696428 43120536 0
От 146,4 до 204 3117207 546134686 70997509 54613469
От 204 до 900 18395308 8223861054 1069101937 1069101937
От 900 до 1,200 1167447 1225818941 159356462 183872841
От 1,200 до
3000 1084116 2276643117 295963605 455328623
От 3000 до 6000 111263 500685210 65089077 125171303
От 6000 до
12000 21837 196531560 25549103 68786046
Свыше 12000 6988 83860560 10901873 33544224
Всего 27015071 13385231556 1740080102 1990418443
*При расчетах использовались средние значения, группы налогоплательщиков были сокращены до 8.
Таблица 3. Экономический эффект от введения прогрессивной шкалы
НД [ФЛ.
Годовой доход, тыс. р. Сумма налога по ставке 13%, тыс. р. Сумма НДФЛ по прогрессивной шкале, тыс. р. Экономический эффект, тыс. р.
До 146,4 43120536 0 -43120536
От 146,4 до 204 70997509 54613469 -16384041
От 204 до 900 1069101937 1069101937 0
От 900 до 1,200 159356462 183872841 24516379
От 1,200 до 3000 295963605 455328623 159365018
От 3000 до 6000 65089077 125171303 60082225
От 6000 до 12000 25549103 68786046 43236943
Свыше 12000 10901873 33544224 22642351
Всего 1740080102 1990418443 250338340
Данные Таблицы 3 показывают:
1. Увеличение доходов бюджета от НДФЛ на 250,3 млрд. р.
2. Освобождение от уплаты подоходного налога граждан, с доходами до 146,4 тыс. р. в год (более 3 млн. работников), и снижение НДФЛ для граждан с доходами от 146,4 до 204 тыс. р. (более 3 млн. работников) на 3%
3. Для «среднего класса», граждан с доходами от 204 до 900 тыс. р. в год, размер НДФЛ не меняется.
4. Увеличение размера собираемого НДФЛ для граждан с доходами от 3000 тыс. в год в 2,7 раза.
Анализ полученных данных расчета экономического эффекта позволяет сделать вывод, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц способна привести к следующим изменениям:
1. Увеличение доходов малообеспеченных слоев населения, за счет установления необлагаемого минимума;
2. Увеличение доходов региональных и соответственно, местных бюджетов, за счет увеличения ставки налога для граждан с высокими и сверхвысокими доходами;
3. Преодоление проблемы социального неравенства благодаря реализации распределительной функции налогов (перераспределение доходов от богатым к бедным).
Таким образом, введение прогрессивной шкалы НДФЛ действительно значимо для России на современном этапе, так как позволяет решить ряд важных социально-экономических проблем.
Использованные источники:
1. Векленко М.В. Экономическое обоснование эффективности введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: http://sibac.mfo/archive/economy/4.pdf (дата обращения: 01.08.2017)
2. Кравченко Л.И. Социальное неравенство в России [Электронный ресурс] //Центр Сулакшина. 2017. 30 августа. URL: http://rusrand.ru/analytics/socialnoe-neravenstvo-v-rossii (дата обращения: 31.08.2017)
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Федерации. URL: http: //www.nalog.ru/
УДК 331
Воронова Е.М. студент
научный руководитель: Черникова С.А., к. э.н.
доцент
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА Россия, г. Пермь
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ООО АГРОФИРМА «ТРУД» Аннотация: В данной статье проведена оценка использования трудовых ресурсов в ООО Агрофирма «Труд». Для этого был проведенанализ кадрового состава предприятия и системы мотивации. На основе полученных данных даны рекомендации по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, что позволит улучшить показатели деятельности ООО Агрофирма «Труд».
Ключевые слова: труд, трудовые ресурсы, занятость, управление