Научная статья на тему 'Условия педагогической деятельности реализации управленческой компетентности'

Условия педагогической деятельности реализации управленческой компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGERIAL COMPETENCE OF THE TEACHER / TERMS / IMPLEMENTATION OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Лариса Николаевна

В статье выявлены условия, способствующие качественному выполнению педагогом управленческих функций. В этой связи нами определены условия педагогической деятельности и их влияние на реализацию управленческой компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terms of educational activities of the managerial competence

In the article, the conditions that promote teacher quality performance management functions. In this context, we have defined the conditions of teaching and their impact on the implementation of administrative competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «Условия педагогической деятельности реализации управленческой компетентности»

УДК 373

ББК 74.214

Павлова Лариса Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных

методик

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Pavlova Larisa Nikolaevna Candidate of pedagogical,

Associate Professor

lecturer of faculty training of teachers of vocational training and subject-specific

methods

Chelyabinsk State Pedagogical Universitycandidate of pedagogics,

Chelyabinsk

pavlovalnppi@mail.ru

Условия педагогической деятельности реализации управленческой

компетентности

Terms of educational activities of the managerial competence

В статье выявлены условия, способствующие качественному выполнению педагогом управленческих функций. В этой связи нами определены условия педагогической деятельности и их влияние на реализацию управленческой компетентности педагога.

In the article, the conditions that promote teacher quality performance management functions. In this context, we have defined the conditions of teaching and their impact on the implementation of administrative competence of the teacher.

Ключевые слова: управленческая компетентность педагога, условия педагогической деятельности.

Key words: managerial competence of the teacher, terms, implementation of competence.

Понятие «управленческая компетентности педагога» остается недостаточно разработанной проблемой в связи с особенностью объекта исследования - управления образовательным учреждением, спецификой которого является педагогическое управление.

Мы можем говорить о двойственной природе указанной компетенции. С одной стороны, педагог реализует управленческие функции в аспекте управления образовательным учреждением, с другой стороны, осуществляет функции управления ученическим коллективом в

образовательной деятельности. Эти обстоятельства позволили нам говорить об управленческой компетентности педагога, которая включает организационную и собственно управленческую составляющую педагога.

Исследования и практика педагогической деятельности показали, что условия реализации управленческой компетентности педагога представляет собой совокупность организационных и управленческих позиций. Указанные позиции представляет собой взаимовлияние форм и содержания педагогической деятельности.

Нами определены три блока условий педагогической деятельности реализации управленческой компетентности педагога: видовые и

уровневые; организационные и управленческие, условия реализации управленческой компетентности педагога по существу.

Видовые и уровневые условия содержат условия реализации управленческой компетентности педагога соответственно с учетом вида управления. Это позволяет обозначить необходимую мотивацию к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом и обозначить требования к уровню профессиональной подготовки в области организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, а также к личностным качествам педагога (Таблица №1).

Видовые и уровневые условия реализации управленческой _______________компетентности педагога__________________

№ п/п Формы условий Содержание условий Предмет обеспечения условиями Влияние

1. Вид управле ния Определение структуры управления по типовому признаку образовательного учреждения Обеспечивает определение структуры управления по типовому признаку образовательн ого учреждения Изменение типового признака образовательного учреждения влияет на структуру управления учреждением

2. Уро- вень управ- ления Определение уровня мотивации к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом, определение уровня профессиональной подготовки в области организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, личностные качества педагога Обеспечение уровня мотивации к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом Изменение мотивации к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом, профессиональной подготовки в области организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, личностные качества педагога влияют на качество управления

Модификация формальных условий приводит к следующей трансформации педагогического управления ученическим коллективом. Изменение типового признака образовательного учреждения влияет на структуру управления учреждением, следовательно, на организаторские функции педагога. Нами установлено, что изменение мотивации к профессиональной деятельности по управлению ученическим коллективом, профессиональной подготовки в области организаторской компетенции и собственно управленческой компетенции, личностные качества педагога влияют на качество управления.

Организационные и управленческие условия реализации управленческой компетентности педагога состоят из организационных условий и из собственно управленческих условий педагогического управления. Организационные условия требуют функционального определения деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и определение структуры связи педагога и ученического коллектива. Собственно управленческие условия предполагают определение цели педагогического управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацию всех ресурсов для достижения цели образования (Таблица № 2).

Таблица № 2

Организационные и управленческие условия реализации управленческой

компетентности педагога

№ п/п Формы условий Содержание условий Предмет обеспечения условиями Влияние

1. Организаци онные условия педагогиче ского управления Функциональное определение деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и определение структуры связи педагога и ученического коллектива Обеспечивают функционирование и развитие ученического коллектива Изменение организационных условий влечет за собой изменение режима функционирования и развития. Педагогическое управление из режима развития может перейти в режим функционирования. Режим функционирования обеспечивает режим поддержания ученического коллектива

2. Собственно управлен- че-ские условия педагогиче ско-го управления Определение цели управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацией ресурсов для достижения цели образования Обеспечивают определение цели управления для конкретного ученического коллектива, учитывая его особенности и специфику на основе ресурсного поля Влияние профессиональной компетентности и личностных качеств педагога на определение цели управления ученическим коллективом и использование ресурсного поля

Таким образом, обозначенные условия реализации управленческой компетентности влияют на выполнение организаторских функций педагога и на качество реализации собственно управленческой компетенции.

Условия педагогической деятельности реализации управленческой компетентности педагога по существу определяются на основе компонентов управленческой компетентности.

Условия педагогической деятельности реализации организаторской компетенции предполагают определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива, а так же программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом. Условия реализации собственно управленческой компетенции заключаются в определении содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и в согласованности цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом (Таблица № 3).

Таблица № 3

Условия реализации управленческой компетентности педагога

по существу

№п/ п Формы условий Содержание условий Предмет обеспечения условиями Влияние

1. Организато рская компетенц ия Определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива. Программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом Обеспечение структуры связи педагога с ученическим коллективом Изменение структуры связи педагога с ученическим коллективом

2. Собственно управленче ские условия педагогиче ского управлени я Определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом. Использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовности и личностных качеств педагога. Определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом Обеспечение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Изменение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу влечет за собой изменения в са-моуправленче-ской деятельности ученического коллектива Изменение использования педагогических технологий. Изменение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом

Следовательно, изменение организационных условий влечет за собой изменение режима функционирования и развития. Педагогическое управление из

197

режима развития может перейти в режим функционирования. Режим функционирования обеспечивает режим поддержания ученического коллектива. На определение цели управления ученическим коллективом и качество использования ресурсного поля управления оказывают влияние профессиональная компетентность и личностные качества педагога.

Комплекс условий педагогической деятельности обеспечивает практическую и качественную реализацию управленческой компетентности педагога. Факт необходимости комплекса условий педагогической деятельности, говорит

о неоднозначности оценки качества исполнения профессиональной деятельности педагогом, ее зависимости от качества управления и самоуправления в образовательном учреждении.

Библиографический список

1. Баженова, К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 - Красноярск, 2009.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/650

2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей

руководителей, специалистов и служащих. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. № 761 н. [портал]. URL:

http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html Дата посещения: 25 апреля 2012 г.

3. Шевченко, В.А. Управление образовательными учреждениями на основе

компетентностного подхода. - Режим доступа:

http://rspu.edu.ru/pageloader.php?pagename=structure/universitv_departments/fpk/sc i_research/gum_man

4. Щучка, Т.А. Категории «управленческая компетентность» и

«профессиональная компетентность» в педагогических исследованиях / Т.А. Щучка - Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена // Письма а Эмиссия. Оффлайн (Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) URL:

http://www.emissia.org/offline/2012/1858.htm - [дата обращения 06.10.2013]

Bibliography

1. Bazhenov, KA Formation of organizational and managerial competence of the teachers - the leaders of the research activities of the school: the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 - Krasnoyarsk, 2009. - 197 p.: ill. RSL OD, 61 09-13/650

2. On approval of the single qualification handbook for managers, professionals and employees. Health Ministry of Russia August 26, 2010. Number 761 BC. [Portal]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html Date of visit: 25 April 2012 г.

3. Shevchenko, V.A. Management of educational institutions on the basis of

competence-based approach. - Mode of access:

http://rspu.edu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/fpk/sc

i research/gum man

4. Pickerel, TA Category of "managerial competence" and "professional competence" in educational research / TA Pickerel - Russian State Pedagogical University. Herzen / / The letters and emissions. Offline (Electronic scientific publication (research and teaching on-line magazine) URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1858.htm - [date of access 06.10.2013]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.