Научная статья на тему 'Условия направленного физического воспитания и формирования навыков у студентов на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах'

Условия направленного физического воспитания и формирования навыков у студентов на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PHYSICAL READINESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PHYSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова И.В.

В статье анализируются технологии в системе формирования физической готовности у студентов высших учебных заведений в процессе обучения и условия формирования физкультурных навыков у студентов на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF DIRECTED PHYSICAL EDUCATION AND FORMING SKILLS AT STUDENTS AT THE SESSIONS OF PHYSICAL CULTURE IN NON-PROFESSIONAL HIGH SCHOOLS

The article analyzes technologies in the system of forming physical readiness for students of higher educational institutions in the process of training and the conditions for the formation of physical culture skills among students in physical education classes in non-core universities.

Текст научной работы на тему «Условия направленного физического воспитания и формирования навыков у студентов на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах»

УСЛОВИЯ НАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ

И.В. Жукова, канд. пед. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет (Россия, г. Казань)

Аннотация. В статье анализируются технологии в системе формирования физической готовности у студентов высших учебных заведений в процессе обучения и условия формирования физкультурных навыков у студентов на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура личности, физическая готовность, педагогические условия.

Важной частью современной отечественной системы высшего образования является физическая готовность студенческой молодежи - как часть подготовки конкурентоспособного выпускника. Значимой целью данного условия выступает -создание педагогических условий, при соблюдении которых процесс формирования физической готовности у студента будет протекать эффективнее. Основным направлением развития физической культуры в вузах эксперты считают формирование у будущих специалистов общефизической готовности посредством компетент-ностного подхода [1, 2, 3].

Первейшая задача современной образовательной политики государства и задача преподавателя состоит в том, чтобы создать такие педагогические условия, в которых процесс формирования физической готовности у студента будет протекать эффективно [4, С. 197-200]. Под педагогическими условиями автор понимает совокупность сконструированных мер учебно-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень формирования физической готовности у студента [5, С. 183-189; 6, С. 133-139]. В данной статье нами представлены и раскрыты педагогические условия формирования физической готовности у студентов непрофильных вузов в процессе овладения дисциплиной «Физическая культура».

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования третьего поколения определены общекультурные компетенции, которыми дол-

жен обладать выпускник. Общекультурная компетенция (ОК-8) предусматривает следующее: выпускник должен владеть способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется в процессе учебно-профессиональной подготовки в вузе через мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительский и контрольный компоненты.

Основная задача образовательного процесса в рамках дисциплины «Физическая культура» в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) -это укрепление здоровья и повышение уровня общей и специальной физической подготовленности студентов.

Показано, что в образовательном процессе эффективной подготовки студента по дисциплине «Физическая культура» способствует соблюдение следующих организационно-педагогических условий:

- привитие навыков здорового стиля жизни через регулярные занятия по физической культуре;

- воспитание личностных качеств необходимых для устойчивого стремления к повышению своей физической культуры;

- развитие ориентации на регулярные физкультурные и спортивные достижения.

В ходе работы были определены и апробированы организационно-педагогические условия, способствующие

формированию физической готовности у студентов КГЭУ. Среди них:

- организация учебного процесса в условиях технического вуза (наряду с учебными задачами, ставятся задачи по повышению уровня общего физического развития выпускника, формируются творческое начало, критическое мышление, умение анализировать);

- осуществление добровольных занятий в группах по спортивным интересам (формируется личная ответственность);

- привлечение студентов к спортивно-соревновательной деятельности (способствует отбору перспективных студентов с учетом их потенциальных возможностей и их дальнейшей адресной подготовки);

- мотивирование к занятиям физической культурой через удовлетворение потребности достижения высокого уровня физической готовности.

В целях направленного физического воспитания и формирования навыков студентов на занятиях по физической культуре и популяризации здорового стиля жизни на кафедре «Физическая культура» преподавателями сформирован портал открытой страницы в социальной сети ВКонтакте

(https:// vk.com/flzkulturaplanettatarstan). Тематическая группа в социальных сетях -это действенный метод популяризации спортивных достижений студентов и тренеров в течение семестра [5, С. 183-189]. Студенты имеют возможность выкладывать свои достижения в области спорта (дипломы, грамоты, фотографии и видео с соревнований), публиковать анонсы предстоящих спортивных мероприятий. Работа в формате online, её популярность и публичность мотивирует студенческую молодежь и преподавательский состав вуза на достижение высокого спортивного уровня и формирует микроклимат в коллективе.

Показателями сформированности физической готовности у будущих выпускни-

ков в процессе изучения дисциплины «Физическая культура», нами определены такие как - настойчивость, учебная активность и самостоятельность, адекватная самооценка, стремление к здоровому стилю жизни и непрерывному физическому самосовершенствованию .

Комплексный анализ организации учебного процесса по физической культуре у студентов КГЭУ получаемых ими в процессе обучения дисциплине «Физическая культура» показал, что переход на новые государственные стандарты в высшем образовании, направленность на развитие воспитательной составляющей профессионального образования через стимулирование физкультурных навыков студентов создают необходимость использование современных подходов к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности различной направленности, где её следует рассматривать как «особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности» [6, С. 6]. Сочетание разнообразных форм организации занятий, учитывающих разный уровень физической подготовленности студентов, их интересы и потребности, меняющиеся по содержанию, использование средств и методов в зависимости от задач обучения обеспечивают повышение качества физкультурного образования в системе регионального университетского комплекса.

Таким образом, направленное физическое воспитание и формирование физкультурных навыков у студентов на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах создаются посредством педагогических условий, заключающихся в приобретении специальных знаний, умений и способов деятельности, которые способствуют более эффективному формированию физической готовности у студентов.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / М.Я. Виленский, Г.К. Карповский / Теория и практика физической культуры. 1984. №1. С. 39-42.

2. Кедрова Г.М. Теория и практика физической культуры / Г.М. Кедрова 1975. №9. С. 52-54.

3. Полиевский С.А. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. М.: Физкультура и спорт, 1980. 160 с.

4. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогумани-тарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №11 (65). Ч. II. С. 197-200.

5. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования, 2017. №54-7. С. 183-189.

6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардари-ки, 2000. - 448 с.

CONDITIONS OF DIRECTED PHYSICAL EDUCATION AND FORMING SKILLS AT STUDENTS AT THE SESSIONS OF PHYSICAL CULTURE IN NON-PROFESSIONAL

HIGH SCHOOLS

I.V. Zhukova, candidate of pedagogical sciences, associate professor Kazan state power engineering university (Russia, Kazan)

Abstract. The article analyzes technologies in the system of forming physical readiness for students of higher educational institutions in the process of training and the conditions for the formation of physical culture skills among students in physical education classes in non-core universities.

Keywords: physical education, physical culture of the individual, physical readiness, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.