Научная статья на тему 'Физическая культура как компонент современной студенческой среды'

Физическая культура как компонент современной студенческой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / высшее образование / physical education / physical education / higher education / student environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Жукова

В статье анализируется необходимость повышения эффективности учебного процесса при изучении предмета «Физическая культура» для повышения интереса к физическому воспитанию – как средству развития результативности и конкурентоспособности отечественного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A COMPONENT OF A MODERN STUDENT ENVIRONMENT

The article analyzes the need to modernize the information and subject environment of students to increase interest in physical education as a means of increasing the effectiveness and competitiveness of domestic higher education.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как компонент современной студенческой среды»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ

СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ

И.В. Жукова, канд. пед. наук

Казанский государственный энергетический университет (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10325

Аннотация. В статье анализируется необходимость повышения эффективности учебного процесса при изучении предмета «Физическая культура» для повышения интереса к физическому воспитанию - как средству развития результативности и конкурентоспособности отечественного высшего образования.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, высшее образование, студенческая среда.

Физическая культура представляет неотъемлемую составляющую общепринятой культуры и является одним из способов удовлетворения жизненно важных потребностей в двигательной деятельности, обеспечивая гармоничное развитие личности.

Проанализировав возможности повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в непрофильных высших учебных заведениях можно выделить несколько причин ухудшения физической культуры среди студенческой молодежи:

- Общее ухудшение здоровья молодежи связанное с неблагоприятными социально-экономическими и экологическими факторами, воздействием гиподинамии и интенсификации образовательного процесса.

- Снижение физических нагрузок во время экзаменационных сессий и каникул.

- Не способность поддерживать свое психофизиологическое состояние и оптимальный уровень работоспособности, из-за отсутствия соответствующих знаний и умений [1; 2, С. 39-42].

Причина заключается в специфике организации и осуществления учебной работы, используемых средств и методов, необходимости обеспечивать комплексное решение оздоровительных, воспитательных, образовательных и прикладных задач.

Преподаватели физической культуры в непрофильных учебных заведениях выс-

шего образования регулярно сталкиваются с проблемой повышения эффективности учебного процесса физического воспитания у студентов по своей дисциплине.

Для того чтобы сформировать физическую культуру студента и привлечь его интерес к здоровому образу жизни, важно определить наилучшую зону воздействия физического воспитания и сформировать у студенческой молодежи интерес к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Физическая культура личности проявляет себя в таких основных направлениях, как:

- устремленность личности на саморазвитие и самосовершенствование для повышения своей конкурентоспособности;

- возможность самовыражения будущего специалиста для более рационального использования наработанных навыков в профессиональной сфере;

- мотивирование к занятиям физической культурой через удовлетворение потребности достижения высокого уровня физической готовности (пропаганды здорового образа жизни и спортивных достижений).

У современной студенческой молодежи есть стремление к физической культуре и здоровому образу жизни, во-первых, через социальную значимость физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности. Во-вторых, через овладение системой практических умений и навыков, обеспе-

чивающих сохранение и укрепление здоровья. В-третьих, через формирование мо-тивационно-ценностного отношения к физической культуре, как установки на здоровый стиль жизни.

В рамках эмпирической базы было выявлено, что в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) уделяется большое внимание к физической культуре в процессе обучения [3, С. 188194; 4, С. 300-304]. Показано, что в образовательном процессе эффективной подготовки студента по дисциплине «Физическая культура» способствует соблюдение следующих организационно-

педагогических условий:

- привитие навыков здорового стиля жизни через регулярные занятия по физической культуре;

- воспитание личностных качеств необходимых для устойчивого стремления к повышению своей физической культуры;

- развитие ориентации на регулярные физкультурные и спортивные достижения.

В ходе работы были определены и апробированы организационно-педагогические условия, способствующие формированию физической готовности у студентов КГЭУ. Среди них:

- организация учебного процесса в условиях технического вуза (наряду с учебными задачами, ставятся задачи по повышению уровня общего физического развития выпускника, формируются творческое начало, критическое мышление, умение анализировать);

- осуществление добровольных занятий в группах по спортивным интересам (формируется личная ответственность);

- привлечение студентов к спортивно-соревновательной деятельности (способст-

вует отбору перспективных студентов с учетом их потенциальных возможностей и их дальнейшей адресной подготовки);

- мотивирование к занятиям физической культурой через удовлетворение потребности достижения высокого уровня физической готовности.

Показателями сформированности физической готовности у будущих выпускников в процессе изучения дисциплины «Физическая культура», нами определены такие как - настойчивость, учебная активность и самостоятельность, адекватная самооценка, стремление к здоровому стилю жизни и непрерывному физическому са-мосовершенствованию[5, С. 197-200].

Переход на новые государственные стандарты в высшем образовании, направленность на развитие воспитательной составляющей профессионального образования через стимулирование физкультурных навыков студентов создают необходимость использование современных подходов к организации и содержанию физкуль-турно-спортивной деятельности различной направленности. Сочетание разнообразных форм организации занятий, учитывающих разный уровень физической подготовленности студентов, их интересы и потребности, меняющиеся по содержанию, использование средств и методов в зависимости от задач обучения обеспечивают повышение качества физкультурного образования в системе регионального университетского комплекса.

Таким образом, направленное физическое воспитание и формирование физкультурных навыков у студентов на занятиях по физической культуре способствует более эффективному формированию физической готовности у студентов.

Библиографический список

1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ларионовой и Т.А. Мешковой. - М.: Изд. дом ГУ Высшая школа экономики, 2007.

2. Виленский М. Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / Теория и практика физической культуры. 1984. № 1. С. 39-42.

3. Сайфутдинова Г. Б., Жукова И. В. Особенности организации учебного процесса физического воспитания со студентами технических вузов / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 188-194.

4. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской

работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300304.

5. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогумани-тарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.

PHYSICAL CULTURE AS A COMPONENT OF A MODERN STUDENT ENVIRONMENT

I.V. Zhukov, candidate of pedagogical sciences Kazan state energy university (Russia, Kazan)

Abstract. The article analyzes the need to modernize the information and subject environment of students to increase interest in physical education - as a means of increasing the effectiveness and competitiveness of domestic higher education.

Keywords: physical education, physical education, higher education, student environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.