Научная статья на тему 'Условия модернизации системы образования: проект образовательного центра'

Условия модернизации системы образования: проект образовательного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК НОВЫЙ ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курченкова Жанна Владимировна

Стратегической целью проекта является такая интеграция образовательных услуг, которая обеспечивает оперативное реагирование на изменения социального заказа. Среди параметров социальной эффективности проекта автор рассматривает качественное обновление содержания образования, воспитание человека – гражданина, способного к постоянному самообразованию, самосовершенствованию с целью нахождения своего места в демократическом обществе с рыночной экономикой, а также предоставление права свободного выбора образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия модернизации системы образования: проект образовательного центра»

^ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕДРОЕКТЫ^ДРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ^

Курченкова Жанна Владимировна

заместитель директора по УВР, учитель английского языка МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия г. Новосибирск

J ^

УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Л____________________________________________г

Аннотация. Стратегической целью проекта является такая интеграция образовательных услуг, которая обеспечивает оперативное реагирование на изменения социального заказа. Среди параметров социальной эффективности проекта автор рассматривает качественное обновление содержания образования, воспитание человека - гражданина, способного к постоянному самообразованию, самосовершенствованию с целью нахождения своего места в демократическом обществе с рыночной экономикой, а также предоставление права свободного выбора образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательный центр как новый тип образовательного учреждения, качество образования, интеграция образовательных услуг.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран [4,15]. При этом необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. В современном мире качественное образование играет очень важную роль [5,11,14]. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни - с детских лет до глубокой старости.

Последнее десятилетие принесло в российское образование серьезные перемены. Начали меняться ценностные ориентиры нашего общества, стало происходить переосмысление и самого образования [7,9,11,14,15]. Возникли противоречия между потребностью современного общества в личности и недостаточной способностью современной российской школы удовлетворить эту потребность в полной мере; между возрастными возможностями детей и педагогическими условиями становления, развития, само-

реализации личности школьников в современной образовательной практике. Российское общество столкнулось с такими проблемами как низкое качество образовательных услуг в отдельных учреждениях; нестабильность педагогических и руководящих кадров и недостаточный уровень их профессиональной компетенции; несоответствие методического и материально-технического обеспечения школ современным стандартам; несоответствие нормативно-правовой базы современным требованиям; неудовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг. При разрушении единого социально-экономического пространства, недостаточном финансировании сферы образования в сложных условиях оказались сельские и малокомплектные школы, в том числе и городские. В связи с этим требуется существенная смена подходов к организации образовательных учреждений. По-прежнему актуальна задача создания новой модели образовательной системы, способной обеспечить оптимальными условиями образование и развитие детей.

Изучение литературы по данному вопросу и анализ имеющегося опыта российских регионов позволяют нам утверждать, что создание образовательных центров способно эффективно решать поставленные перед российским образованием задачи [2,3,4,5,6, 8,12,13]. Объединение нескольких учреждений системы образования в образовательные центры позволит согласовывать и координировать работу руководителей, осуществлять единую систему непрерывного воспитания и обучения с внедрением передового педагогического опыта.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

39

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Концептуальные положения проекта

Образовательный центр представляет собой такую организационную форму, которая позволяет согласовывать и координировать усилия общеобразовательной школы и других учреждений, причастных к воспитанию, обучению и развитию, и тем самым обеспечивать единство и целостность процесса как в организационно-педагогическом, так и содержательном плане. Это образовательное учреждение, в котором, по возможности, реализуются образовательные программы дошкольного, начального общего образования, основного и среднего (полного) общего образования с дополнительной подготовкой по профильным предметам, начального профессионального образования и программы дополнительного образования. Миссией образовательного центра является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания.

Базовые черты образовательного центра:

• наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся;

• ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;

• гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей;

• создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одного учреждения (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);

• обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

• дифференциация, разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения;

• здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;

• оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Основным условием успешности развития центра является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей (воспитателей, преподавателей) и внутренней образовательной мотивации школьников (воспитанников, обучающихся). Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе - за счет ориентации во взаимодействии с детьми на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Образовательный центр дает возможность реализовать:

• единую систему непрерывного образования; учебную и воспитательную работу раздельно для различных возрастных групп детей, используя имеющиеся здания;

• культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу с привлечением всех участников образовательно -го процесса;

• объединение штатных расписаний всех учреждений и на основе их создание принципиально другого штатного расписания центра с введением должностей необходимых специалистов;

• привлечение к работе ведущих специалистов и научно-педагогических кадров;

• сосредоточение необходимых финансовых средств (бюджетных и дополнительных) всех составляющих учреждений центра для осуществления финансирования конкретных задач и программ;

• возможность варьировать кадрами, оборудованием, техникой, помещениями и т.д.

Образовательный центр функционирует и развивается как муниципальное общеобразовательное учреждение, основная направленность учебно-воспитательного процесса которого - гармоничное развитие личности ребенка через систему преемственности. Образовательный центр рассматривается нами как единое образовательное учреждение, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствие с единой логикой построения образовательного пространства, а все участники процесса обучения, воспитания и развития осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности.

Успешность выбранной стратегии развития отечественной системы образования зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:

принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты;

принцип расширения образовательного пространства учеников (воспитанников, обучающихся) на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

• принцип расширения поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на другую;

• принцип комплексного сопровождения ученика и педагога;

• принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

• принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности;

• принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

• принцип максимальной доступности образовательных ресурсов любому участнику образовательного процесса;

• принцип максимальной эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке и во внеурочной деятельности.

Проект образовательного центра состоит из следующих структурных подразделений (модулей):

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

дошкольное образовательное учреждение; начальная школа; средняя школа, включающая два модуля: основную и старшую школу (с гимназическими и профильными классами, классами или группами коррекции); модуль дополнительного образования; модуль начального профессионального образования.

Организационная структура управления образовательного центра

Организационная структура управления образовательного центра состоит из наблюдательного совета, совета учреждения и руководителя образовательного центра. У руководителя девять заместителей: по финансово-хозяйственной части, по информатизации и заместитель-координатор; в ранге заместителей руководители модулей по дошкольному образованию, по начальным классам, по основной школе, по старшей школе, по начальному профессиональному образованию и по дополнительному образованию.

В условиях крупного образовательного центра достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания основного и дополнительного образования; разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся; эмоциональной психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников; а также при использовании на уроке и во внеурочной деятельности новых информационно-коммуникативных технологий, электронных учебно-методических комплексов.

Этапы реализации проекта

I. На подготовительном этапе (2012 г.) выявлены перспективные направления развития центра, построена модель нового качественного состояния в рамках модернизации современной школы. Изучена микросреда центра, потребности потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Проанализировано состояние образовательного процесса и выявлены противоречия между содержанием и организацией и потребностями обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов. Кадровая политика строится в соответствие с законодательством. В результате созданы сайт центра и нормативно-правовая база проекта.

II. Основной этап (2013-2015 гг.) -переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. Предполагает создание новых организационно-педагогических условий функционирования учреждения; разработку системы взаимодействия детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - учреждение начального профессионального образования; разработку программы развития центра; модернизацию учебного плана и корректировку учебных программ в соответствии с ФГОС второго поколения, ФГТ, примерной программой дополнительного образования и тд.; создание системы диагностики; формирование и планирование деятельности твор-

ческих групп по реализации ведущих целей проекта; отслеживание, корректировку и обобщение промежуточных результатов нововведений; оформление промежуточных результатов развития; обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы [10]. Ожидаемый результат: структурные и системные изменения финансово-экономической деятельности образовательного центра; обеспечение общедоступного и качественного образования в соответствие с принятой и утвержденной программой развития; создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ; воспитание социально-активной личности, имеющей опыт личного участия в социально значимой деятельности, способной к успешной самореализации в обществе, гражданина, патриота своей Родины.

III. Обобщающий (заключительный) этап (2015 г.) -анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах образовательного центра. Предполагает проблемно-ориентированный анализ состояния работы центра. Ожидаемый результат: анализ; рекомендации по дальнейшему развитию образовательного центра; обмен опытом; увеличение числа последователей.

Финансовое и ресурсное обеспечение реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает кадровое, научно-методическое, организационно-педагогическое, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение.

Кадровые ресурсы: переподготовка педагогов

и классных руководителей по внедрению новых технологий, образовательных стандартов и т.д.; привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта; привлечение специалистов в других областях с целью консультирования по вопросам реализации проекта.

Научно-методическое обеспечение: методические рекомендации по работе с детьми и родителями; методические рекомендации для детей и родителей по внедрению и использованию современных технологий, в том числе дистанционных; рекомендации и литература, необходимые для разработки индивидуальных образовательных программ в соответствие с требованиями; подпрограммы и проекты, направленные на реализацию основных направлений деятельности в рамках проекта «Образовательный центр».

Нормативно-правовое обеспечение: локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного центра в рамках проекта.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

41

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Финансовое обеспечение проекта

Финансирование проекта осуществляется из нескольких источников: федеральный, региональный и местный бюджеты; средства целевых программ и образовательных грантов; общественные и некоммерческие организации (фонды, советы, союзы, ассоциации, партнерства); спонсоры (депутаты, политические партии, предприятия, коммерческие структуры); средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

К критериям эффективности реализации проекта «образовательный центр» можно отнести (табл. 1): соотнесение процесса развития центра с критериями эффективности образовательными (достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями); психолого-педагогическими (устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного про-

цесса, личностный рост); показателями условий (рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы центра); согласованность основных направлений и приоритетов развития центра с региональной и муниципальной программами развития образования; рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса; удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг (наличие практики выявления общественного мнения).

Возможные риски при реализации проекта и мероприятия, направленные на их минимизацию

Внедрение моделей образовательных центров наталкивается на ряд проблем и административных барьеров, препятствующих их созданию и функционированию. Перечислим их.

Первая проблема - территориально-административные границы и межбюджетные отношения. Про-

Таблица 1

Критерии и показатели эффективности

Критерии Показатели эффективности

Образовательный - повышение среднего показателя по ГИА и ЕГЭ на 4 и более баллов; - позитивная динамика результатов ОКПД; увеличение количества выпускников, получивших рабочую профессию на 7-8%; - увеличение количества выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетные места в среднем на 5%; уменьшение числа воспитанников и обучающихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) на 10%; - повышение уровня духовно-нравственного развития личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и т.д.)

Психолого-педагоги- ческий - снижение утомляемости, общей тревожности на 1%; - уменьшение количества дезадаптированных к условиям учебной и воспитательной деятельности на 2-3%; - ежегодное снижение числа обращений к школьному психологу

Показатель условий - пополнение и обновление библиотечного фонда и компьютерной техники на 15%; - модернизация оборудования (столовая, медицинский кабинет, спортивный зал, зоны релаксации) на 5%; - обновление лабораторного оборудования центра на 1 комплект

Рост личностных достижений - увеличение числа участников, лауреатов, призеров и победителей конкурсов (творческие, профессиональные), НПК, олимпиад на 60%; - повышение квалификационной категории и сдача экзамена на соответствие занимаемой должности - 10%; - результативное участие в программах грантовой поддержки на 3%; - увеличение числа педагогов, обобщающих передовой опыт на 10%

Удовлетворенность образовательным процессом - 100% отсутствие обоснованных жалоб; - увеличение положительных отзывов о работе образовательного центра на 20%; - увеличение доли участия родителей в жизни центра на 10%; - ежегодное увеличение числа семей, заключивших договоры на оказание платных услуг центра; - увеличение количественного состава обучающихся и воспитанников на 3 и более%; - уменьшение пропусков по болезни более чем на 60 детодней; - снижение уровня детского травматизма на 2%; - улучшение условий реализации образовательного процесса (создание комфортной, безопасной, защищенной образовательной среды); - увеличение числа пользователей сайтом образовательного центра на 15%; - рост числа школ, работающих по модели «Образовательный центр» на 2%

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

блема возникает, если при реализации моделей образовательных центров их филиалы или структурные подразделения находятсяв разных муниципальных образованиях. Вытяа внучае хонможая! опххдеаан-ные административные барьеры, поскольку финан-сировани е обрааоватальных цехтрхв ьроиедодитсоаа оазных е^к^^я^ыт^м

Вторая проблема - юридическое оформление моделей образовательных центров. Создание и функ-цк^ые^дзовец^^^^двзынхдгриу^еро^^п моделеН хред-ослагает изменение должностей ряда сотрудников, что влияет на стаж и пенсионное обеспечение, поскольку вн^в ивяианыоаовющамоя о^а^сяылл /ноя^^хоста^.

йретья проблеме - ыегднизацду мржвоядмствян-ного и межбюджетного взаимодействия. Основное пререрсреих на яуты аоздяаия дбоезввхтeдтнеlо цыотаов поясяит в раздум ^о^^с^ы^^ом и б0е^ыевс^я1 (се раaдаыoеисм уадвнях ауДлачнойдяссецеапдавления) законодательном регулировании, нормы кото-ясго тродж^(^^оыкга мы яааяр поВой, сели хяовлрем-ртненаых ря^^ж^^ния относятся к разным отраслям социальной сферы или разным уровням бюджетной суыгимт.

Сядцифиоо ^^ежд^еffi)^^о рбхонроотдрххдрo ЯPH-тые, такду яf^fэпм^-^, предпалхгает веам ожахе оож-никновение рисков в процессе его реализации и гра-ом^ы^^ упрaвоериеесо. Пыд цпяксм мы пяыимае м нoосежтoеаь нуетрьмeхия н^ум^яоо^гя нeаяaгояpахт-ного события, влекущего за собой различного рода аятяли. ыпpaврхто росояммдыачиа ан^явм^р^явэть ри ски и принимать решения, которые предотвратят наступление рисковых событий (рис. 1).

К числу возможных рисков проекта по созданию образовательного центра можно отнести:

е ооеплгоднo-пртвoныариcмч, наязхязые с несоот-аеж^зш^оп темпов развития региональной нормативно-правовой базы условиям модернизации образова-талоаой cc|apoi;

• ы^)^ь^(^м^^мм^вю -^ндх свазоанып г: вероятностью потерь имущества по причине кражи, халатности; финансово-экономические/предпринимательские рисри, вадванные невпреу^хеон^ож-ью и/или нестабильностью в образовательных учреждениях и в целом в системе образования (утрата гаран-знpноaноoгя фадансцроаандя рyесеипального за-еаная;

• не востребованность услуг;

• вероятность банкротства образовательного центра в статдсд пвтмl-юмнoНнякoмм6^ом6^ж^й организации, даторае ртнзчннт ид cдoвмзHяаaтнряcввам всем принадлежащим ей имуществом;

• дтcутcтвяe льтая ны даогооДлммннню жнтра в статусе автономной некоммерческой организации);

• организационно-управленческие риски - возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок моииджмднтд, ееготдвн^пстн yпpхвлеяческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих ходу развития оВразовптдоьдого цент рад

• oргaянзапиo^^нo-теaнарыe ахсмо Щотеря лицензии и аккредитации при изменении организационной структуры ячpeжаяеио оноде pеетоцктy|эягации;

• недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов);

но-технологические риски недостаточной подготовки ресурсной и технологической базы для формирования интегрированных структур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• социально-психологические риски развития ситуации в случаях неконтролируемого влияния человеческого фактора, возникновения конфликтных ситуаций, разнонаправленных социальных интересов, повышения напряженности в коллективах из-за неполной или недостоверной информации;

• социально-педагогические риски снижения качества образовательной деятельности, смещение жизненных ценностей и мотивов.

Для минимизации обозначенных рисков необходимо обеспечить своевременное информационное сопровождение изменений в сфере образования, организацию массовых систем переподготовки персонала, а также осуществление постоянного поиска и реализации позитивных стимулов деятельности персонала.

В качестве мер по нейтрализации рисков и снижению их отрицательных последствий могут быть рассмотрены

Рис.1.Управление рисками

М^р^памнаое oЫдaзмяaним: унамдо^им экеоабPЫхнт

43

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

такие мероприятия как реклама услуг; систематическое изучение рынка образовательных услуг; просветительская работа с заказчиками и потребителями услуг по разъяснению необходимости инновационных преобразований в деятельности современного образовательного учреждения; оптимальные цены на дополнительные платные и прочие услуги, исходя от потребностей потенциальных заказчиков и потребителей и уровня их платежеспособности [16].

Более подробно остановимся на рисках, минимизация которых возможна силами образовательного центра.

В большинстве своем это социальные риски, незначительная часть относится к организационно-управленческим и организационно-правовым рискам (табл. 2).

В настоящее время некоторые образовательные учреждения располагают уникальным образовательным продуктом, востребованным учащимися, общественностью, системой образования. Вместе с тем расширение доступности этого продукта сдерживается существующими ограничениями школы. Дальнейшее сдерживание открытости и доступности школы может привести к постепенной деградации, потере ее конкурентного преиму-

Таблица 2

Риски и условия их минимизации

Риски Условия минимизации рисков

Неприятие инноваций частью педагогического коллектива - дополнительное стимулирование; - моральная поддержка со стороны руководителей инновационных команд

Трудности в изменении стереотипов педагогического мышления, ценностных ориентаций и установок, привычных методов работы, консерватизм в работе педагогов предпенсионного и пенсионного возраста - привлечение учителей к инновационной деятельности учреждения; - стимулирование положительных эффектов от реализации проектов; - формирование инициативных групп, готовых оказать методическую поддержку педагогам-стажерам; - наставничество

Внедрение новой модели может привести к уходу части педагогов при отсутствии притока кадров, что послужит причиной «кадрового голода» - повышение имиджа образовательного центра; - организация пиар-компании образовательного центра; - взаимодействие по привлечению выпускников с педагогическими ВУЗами

Ответственность за процесс только на руководителе (при отдаленности не все можно «увидеть») - делегирование (дозированное) полномочий; - расширенная ответственность заместителей; - отрегулированная система поощрений

Уровень лидерства и инновационный потенциал руководителя недостаточен Обучение руководителя, в том числе дистанционное

Непонимание частью родителей учащихся целей и задач инновации, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса Просветительская работа с заказчиками и потребителями услуг по разъяснению необходимости инновационных преобразований в деятельности современного образовательного учреждения

Увеличение нагрузки (возможные перегрузки) учащихся, как следствие рост заболеваемости и общее ухудшение здоровья - психологическое сопровождение; - совместная работа по профилактике и оздоровлению; - нелинейное расписание; - выстраивание индивидуальных образовательных траекторий; - организация зон отдыха и релаксации

Недостаточно высокая активность по софинансированию проекта со стороны родительской общественности, спонсоров, меценатов - повышение имиджа образовательного центра (конкурентоспособности); - организация пиар-компании образовательного центра

Недостаточное финансирование для содержания высококвалифицированных специалистов, в том числе и по информатизации в штате ОУ Аутсорсинг (привлечение высококвалифицированных специалистов на договорной основе)

Недостаточное финансирование для создания современной МТБ Использование МТБ других ОУ

Низкое качество поставляемого по целевым программам оборудования - финансовое дробление заказа (до 100 тысяч руб.); - консультации по покупке оборудования высококвалифицированных специалистов

Территориальная отдаленность - транспортная развязка, улучшение дорожного полотна; - внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс, дистанционное проведение совещаний, педсоветов

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

щества и лидерской позиции в региональной (муниципальной) системе образования. Появление школ, внедряющих в учебно-воспитательный процесс различные педагогические эксперименты, работающих по экспериментальным программам и индивидуальным учебным планам, закономерно и является сегодня реальной необходимостью. Однако, как показывает практика, «нездоровая» конкуренция учреждений образования, разный подход их руководителей и педагогических коллективов к учебно-воспитательному процессу часто не дает положительных результатов и наносит ущерб эффективности их работы. В результате возникает нестабильность педагогических кадров, появляется негативное отношение учащихся и их родителей к отдельным учреждениям системы образования, их руководителям и педагогическим работникам, а отсюда и соответствующее отношение к вопросам воспитания и обучения.

Целесообразность разработки данного проекта обусловлена рядом причин. Прежде всего, создание модели образовательного центра позволяет более эффективно решать целый комплекс задач, связанных с учебно-воспитательным процессом как внутри себя, так и в открытом образовательно-воспитательном пространстве. Создание такого центра делает образовательный процесс более открытым для профессионального сообщества, для обмена мнениями, идеями, передовым опытом.

Литература

1. Гимранова В. Ю. Основания разработки системы менеджмента качества для образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2013.- № 2.

2. Глушич Л. М. Ресурсный центр юношеского образования на основе сетевого взаимодействия // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 2.

3. Гордиенко Т. П., Ермолова Н. А. Концептуальные основы деятельности Краснодарского краевого центра непрерывного образования // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

4. Давыдова Н. Н., Усова О. Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной

общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.

5. Дворянцева С. Е. Некоторые подходы к управлению качеством образования в условиях инновационного развития гимназии // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 5.

6. Запольская Е. Л. Трансформация библиотеки в интегральный библиотечно-информационный центр - медиатеку // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.-№ 1.

7. Клепиков В. Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 3.

8. Лукина М. А., Прохорова С. Ю. Развитие основной шко-

лы - социокультурного центра микрорайона на основе личностно-ориентированных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-

2008.- № 2

9. Маслевская Р. П., КлепиковВ.Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.

10. Мусорина А. А. Использование вариативной части ФГОС СПО третьего поколения для получения дополнительных профессиональных компетенций с учетом запросов работодателей // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

11. Савостьянов А. И. Гуманизация образования: ценностные ориентиры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 5.

12. Сибирцева Е. А., Тренихина С. Ю. Создание ресурсного центра - начальной школы в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 6.

13. Социальная политика региона. Теория и практика / Под ред. И. П. Скворцова. М., 2010.

14. Сурхаев М. А. Новые подходы к пониманию ценностей и качеств образования // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2009.- № 1.

15. Трубицына Е. В. Инновационный педагогический опыт в условиях новых целей и ценностей образования: достижения, проблемы и перспективы // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009.- № 5.

16. Шапкин А. С., Шапкин В. А. Экономические и финансовые риски. М., 2011.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№4, 2013

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.