Научная статья на тему 'Условия и преимущества реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере (на примере здравоохранения)'

Условия и преимущества реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере (на примере здравоохранения) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / БИЗНЕС / BUSINESSES / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ваславская И.Ю., Фаттахова А.Р.

В статье представлены мнения авторов о возможности реализации государственно-частного партнерства в социально сфере, в частности в здравоохранении. Приведен зарубежный опыт государственно-частного партнерства в медицине и результаты исследования на муниципальном уровне в условиях российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ваславская И.Ю., Фаттахова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND BENEFITS OF PROJECTS IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE (on the example of health care)

The article presents the authors ' opinions about the feasibility of public-private partnership in the social sphere, particularly in health care. Given foreign experience of public-private partnerships in medicine and the results of the study at the municipal level in Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Условия и преимущества реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере (на примере здравоохранения)»

УДК:338.24 ББК:5.050.22

Ваславская И. Ю. - профессор кафедры экономики предприятия филиала азанский (Приволжский) федеральный университет г. Набережные Челны Фаттахова А. Р. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального института

Vaslavskaya I. Y. - professor of department of economy of the enterprise of branch The Kazan (Volga) federal university to NaberezhnyeChelny Fattakhova A. R. - Candidate of Economic Sciences, associate professor of economy and management Yelabuga institute of the Kazan (Volga) Federal institute

УСЛОВИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (напримерездравоохранения)

CONDITIONS AND BENEFITS OF PROJECTS IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE (on the example of health care)

В статье представлены мнения авторов о возможности реализации государственно-частного партнерства в социально сфере, в частности в здравоохранении. Приведен зарубежный опыт государственно-частного партнерства в медицине и результаты исследования на муниципальном уровне в условиях российской действительности.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бизнес, государство, население, эффективность.

The article presents the authors ' opinions about the feasibility of public-private partnership in the social sphere, particularly in health care. Given foreign experience of public-private partnerships in medicine and the results of the study at the municipal level in Russian conditions.

Keywords: public-private partnership, businesses, government, population, efficiency.

В современной практике государственно-частного партнерства (ГЧП) наиболее широко представлены проекты в отраслях инфраструктуры экономики. В то же время, принципы государственно-частного партнерства могут быть успешно реализованы в любой сфере, где интересы бизнеса и государства пересекаются. Одной из таких сфер является социальная, представленная совокупностью отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ, уровень жизни, благосостояния и потребления людей2.

Наиболее чувствительной в социальном отношении сферой является здравоохранение. В этом плане заслуживает внимания зарубежный опыт реализации проектов ГЧП в здравоохранении, который свидетельствует о росте эффективности и снижении стоимости лечения. Так, например, в Германии распространена продажа государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) инвесторам за символическую сумму в обмен на обеспечение оговоренной суммы инвестиций и обязательства по выполнению государственного заказа.

2

К социальной сфере относят сферу услуг, образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.

Доля частных ЛПУ за последние 10 лет увеличилась с 4 % до 22 %. Количество частных и некоммерческих клиник растет высокими темпами, при этом каждый год открывается лишь 2-3 новые государственные клиники.

В Великобритании частный партнер поддерживает построенные сооружения в рабочем состоянии в течение всего времени их эксплуатации (обычно 25-30 лет), но государство остается ответственным за предоставление услуг. Государственные органы производят расчёты с подрядчиками только после завершения строительства объектов инфраструктуры и полного их оснащения, доход подрядчиков составляет 10-14% от затраченной суммы. Также существуют согласованные стандарты и штрафные санкции за невыполнение подрядчиками своих обязательств.

В Швеции практикуется заключение соглашений с частными инвесторами на управление государственными госпиталями, осуществление скорой помощи, предоставлению услуг лабораторий и прочих медицинских услуг. С момента внедрения практики ГЧП стоимость рентгеновских услуг упала на 50%, продолжительность ожидания диагностики и лечения сократилась на 30%, стоимость скорой помощи снизилась на 10%, стоимость лабораторных услуг упала на 40%.

В Австралии прошли процедуру приватизации около 50 госпиталей, также распространен выбор частного оператора для дизайна, строительства, владения и управления новыми госпиталями. Основные условия соглашения включают контракт на управление на 15 лет, обязательства обслуживать всех граждан по фиксированным расценкам и контроль над качеством оказания медицинской помощи. В результате внедрения института ГЧП затраты на строительство новых ЛПУ упали на 20%, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30%, продолжительность ожидания лечения сократилась на 30%.

В странах Азии объем оказываемой медицинской помощи в частных ЛПУ в среднем на 25% выше, чем в аналогичных государственных. Более того, в последнее десятилетие рост числа частных госпиталей в три раза выше, чем общественных.

В России формы и механизмы стратегического партнерства государства и бизнеса сформулированы в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Одной из приоритетных задач здравоохранения является устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг.

Важнейшей государственной задачей выступает повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения, и, как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере. Это позволит обеспечить снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни и экономию бюджетных средств.

Достоверно оценить потенциал частного медицинского сектора в России достаточно сложно, т.к. мощности частных медицинских учреждений практически не учитываются в государственной статистике. Фактически существуют две параллельные системы здравоохранения, и только 183 из 30 тыс. частных клиник вовлечены в оказание государственных медицинских услуг. В то же время, в большинстве развитых стран планируется одновременно и государственный, и частный секторы здравоохранения. Например, в Израиле невозможно открыть новые койко-места без сокращения соответствующего числа койко-мест в другом секторе.

Но даже при таком небольшом развитии частной системы, около 40 % городских жителей, в том числе с низкими доходами, пользуются

услугами частных клиник. С увеличением уровня доходов вовлеченность в частную медицину растет. По статистическим данным, количество лицензируемых организаций здравоохранения в негосударственном секторе растет, в то время как в государственном падает. Соответственно увеличиваются относительные затраты на частную систему здравоохранения. Среди крупнейших негосударственных структур -РЖД, Медси, АО «Медицина», очень хорошо развита сеть стоматологических клиник.

Попыткой оценить масштабы разрыва между желаемым и реальным уровнем финансирования социальных потребностей граждан является проведенное исследование в форме анкетирования. Анкетирование проводилось дважды в 2011 году и в 2015 году. Ниже представим отдельные результаты в сравнении двух исследуемых временных точках. Выборка респондентов соответствовала требованиям репрезентативности.

При проведении анкетирования удовлетворенности горожан важно аккумулировать мнения разных групп, по уровню дохода. В нашем исследовании применялась шкала оценки, ориентированная на прожиточный минимум. В 2011 году минимальный прожиточный минимум на 1 трудоспособного человека Республике Татарстан составлял 5381 руб., в 2015 года эта величина составляла 7800 руб.

В 2011 году большинство респондентов (53%) имело доход на 1 члена семьи в диапазоне от одного до двух прожиточных минимумов, в 2015 году доля снизилась и составила 42,5%. Также снизилась доля тех, кто имеет доход на одного члена семьи менее 1 прожиточного минимума с 28,3% в 2011 году до 16,6% в 2015 году.

За анализируемый период времени уровень дохода жителей города в абсолютном выражении возрос, так доля респондентов, ответившая, что имеет доход на 1 члена семьи, превышающий трехкратный размер прожиточного минимума, составила 3,9% в 2011 году, в 2015 году - 19,5%.Из всей совокупности лишь 17,4% респондентов в 2011 году обладали доходом выше двух прожиточных минимумов на одного человека в семье, в 2015 году - уже 20,6%.

При этом «неимущими3» считают себя 3,9% анкетируемых в 2011 году, 39,6% - в 2015 году, «малообеспеченными4» 40,9% и 39,6% соответственно.

К категориям «богатые5» и «состоятельные6» в 2011 году отнесли себя лишь 4,1% респондентов, а в 2015 году - 38,8%. К сожалению, подтверждаются выводы, что усиливается социальное расслоение и дифференциация общества.

Респондентами была предложена вопросы анкеты, призванные оценить сферы здравоохранения, образования, состояния дорог, городского общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, культуры.

Одним из центральных вопросов функционирования любого населенного пункта является качество оказания медицинской помощи и других вопросов, сопряженных с этой сферой.

Таблица 1

3обладают минимальными средствами только для поддержания жизни, не могут улучшить свое существование

4средства позволяют вести только повседневные расходы, в случае крайней необходимости -

минимум средств на лечение и укрепление здоровья

5средств достаточно для организации собственного предприятия

6средств достаточно не только для обеспечения высокого уровня жизни, но и для приумножения

Оценка удовлетворенности жителей г. Набережные Челны деятельностью учреждений здравоохранения

Учреждения здравоохранения Бюджетные Коммерческие

Доход респондентов на 1 члена семьи до 1 прожиточн ого минимума более 3х прожиточ ных минимумо в до 1 прожиточн ого минимума более 3х прожиточ ных минимумо в

Оцениваемые параметры (в % от общего числа респондентов):

оснащенность оборудованием 13 44 42 77

оснащенность медикаментами 14 33 33 55,6

качество основных фондов 15 22 41,4 66,7

квалификация персонала 20 44 30 55,6

качество медицинской помощи 16,7 22 31,7 44

Анализ данных анкетирования показывает, что население с доходом на 1 члена семьи менее одного прожиточного минимума посещают бюджетные медицинские учреждения, не имея возможности оплачивать услуги коммерческих медицинских учреждений.

Следовательно, финансирование деятельности бюджетных медицинских учреждений необходимо ввиду отсутствия у большинства населения возможности оплачивать медицинские услуги коммерческих медицинских учреждений. Однако вопрос качества услуг бюджетных медицинских учреждений в этом случае ставить нецелесообразно, поскольку наличие такого количества «вынужденных» потребителей формирует спрос, что создает иллюзию альтернативной медицины.

Таким образом, здравоохранение на местном уровне воспринимаются и оцениваются населением абсолютно адекватно реализуемой ими важной социальной функции. Однако услугами бюджетных учреждений в здравоохранении пользуются лишь в случае вынужденной необходимости. Следовательно, финансирование здравоохранения через бюджетные учреждения приводит к заведомо низкокачественной услуге.

Рассмотрение полученных выводов об удовлетворенности горожан реализацией социальных потребностей позволило выявить наименее удовлетворительные аспекты реализации конкретной услуги. Это, в свою очередь, формирует основу для выработки критериальной системы качественной оценки реализации социальных услуг на местном уровне.

Сопоставление количественной и качественной оценки реализации социальных нормативов указывает на неудовлетворительное финансирование социальных потребностей. При этом, несмотря на то, что уровень потребностей в социальных стандартах заложен как минимально необходимый, фактически отсутствует возможность реализации его в полной мере. Изучение мнения граждан, в частности жителей города Набережные Челны, в целом подтверждает выявленную низкую количественную оценку финансирования социальных потребностей. Однако, сведения, полученные по результатам эмпирического исследования, указывают на необходимость выработки принципиального иного подхода к разработке социальных стандартов и механизма его реализации.

Список литературы:

1. Ваславская И.Ю. Государственная собственность: институциональные основы и особенности ее реализации в условиях экономической нестабильности // Сер.Научные доклады Института экономики РАН. Москва, 2011.

2. Индикаторы эффективности муниципального образования местного органавласти г. Набережные Челны Республика Татарстан URL: www.nabchelny.ru/company/. (обращение 30.07.2014).

3. Фаттахова А.Р. Оценка финансирования социальных потребностей различными группами респондентов // Вопросы экономики и права. 2012. №10. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.