Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN316.pdf Статья опубликована 30.05.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Фаттахова А.Р., Хакимова С.Д. Оценка качества финансирования социальных потребностей // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.4
Фаттахова Альфия Руслановна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Набережночелнинский институт, Россия, Набережные Челны1 Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Хакимова Сабина Дамировна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Набережночелнинский институт, Россия, Набережные Челны
Ассистент E-mail: [email protected]
Оценка качества финансирования социальных
Аннотация. В данной статье приведены сравнительные характеристики исследования, осуществленного в 2011 году и в 2015 году среди жителей города Набережные Челны Республики Татарстан. Анкетирование, проведенное авторами, отвечает требованиям социологических исследований, что подтверждается репрезентативностью выборочной совокупности. Вопросы анкеты сформированы таким образом, чтобы можно было получить оценку удовлетворенности горожан оказанием социальных услуг. Перечень, так называемых, социальных услуг включает: образование, здравоохранение, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Поставщиками таковых услуг выступают как государственные, так и предприятия частной формы собственности. На рынке общественно-значимых услуг в равной степени важно присутствие предприятий обеих форм собственности.
Однако в связи с тем, что большинство социально-значимых услуг финансируются за счет бюджетных средств, актуальна проблема обеспечения и повышения эффективности их расходования. Известным инструментом обеспечения более качественного удовлетворения потребностей населения является государственно-частное партнерство. В этом случае отдельные потребности жизнедеятельности общества в лучшей степени могут быть реализованы частным бизнесом, но под контролем государства. Основная гипотеза исследования заключается в наличии сфер деятельности, в которых функционирование частного бизнеса оказывается более эффективным в сравнении с государственной. Таким образом, формируется эмпирическая база, позволяющая утверждать о целесообразности реализации государственно-частного партнерства в отдельных сферах жизнедеятельности общества.
1 423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. А. Кутуя, 10, кв. 38 1
потребностей
Ключевые слова: социальные потребности; удовлетворенность; население; бюджет; эффективность; государственно-частное партнерство; государство; частный бизнес
Соотношение государственных и структур частной формы собственности на рынке вызывает многогранную палитру мнений, формирующих различные концепции и течения [2]. Безусловно, и государственная и частная форма хозяйствования на рынке имеют как доводы «за», так и массу причин ответить «против».
Вопрос эффективного расходования бюджетных средств актуален во все периоды жизнедеятельности общества и становится особо острым в кризисный и посткризисный периоды. Отдельного внимания заслуживают вопросы реализации социальных функций бюджета [6]. Принимая во внимание, что превалирующая часть доходной части бюджета формируется за счет налоговых поступлений, плательщиками которых являются физические и юридические лица, при этом последние представлены совершенно определенными людьми -гражданами и горожанами в одном лице. Реализация социальных потребностей средствами бюджета не проводит разграничений между социальным статусом и уровнем дохода тех, на которых направляются финансовые потоки местного бюджета, предлагая безальтернативную услугу, вопреки законам рыночного механизма. Приведенному доводу можно возразить, что бюджетная система не представляет собой рыночный механизм [9], однако смысл, закладываемый в приведенное противопоставление, заключается в возможности рынка предоставить более качественную услугу, что в условиях государственной системы сложно реализуемо. Отчасти данный вопрос решается реализацией федерального закона о государственных закупках, но практика его реализации не столь безупречна.
Максимальное удовлетворение потребностей человека является центральным вопросом хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Однако, как известно, рынок не является самодостаточной системой, а потому возникает ряд проблем общества, решать которые необходимо государству. Часть вопросов удовлетворения социальных потребностей, то есть потребностей, возникающих у людей как части общества, осуществляется через бюджетный механизм. Бюджетная система Российской Федерации несовершенна, особенно много проблем заключено в местных бюджетах [4]. Большинство местных бюджетов дефицитны, следовательно, функция удовлетворения социальных потребностей может быть реализована с существенными ограничениями.
Попыткой оценить масштабы разрыва между желаемым и реальным уровнем финансирования социальных потребностей граждан является проведенное исследование в форме анкетирования. Анкетирование проводилось дважды в 2011 году и в 2015 году. Ниже представим отдельные результаты в сравнении двух исследуемых временных точках. Выборка респондентов соответствовала требованиям репрезентативности.
В анкетировании 2011 году приняли участие 785 жителей города Набережные Челны. Так, по половому признаку среди опрашиваемых было 60% женщин и 40% мужчин. Из общего числа анкетируемых наибольшую часть выборки составили (40,8% в совокупности) 21,7% горожан в возрасте от 18 до 24 лет и 19,1% пенсионеры (от 55 до 64 лет). Остальные возрастные категории представлены относительно равномерно: 18,7% респондентов в возрасте от 25 до 34 лет, 17,4% - от 35 до 44 лет, 17% - от 45 до 54 лет. Наименьшее число опрошенных составила возрастная группа от 65 лет и старше - менее 6% (5,7%).
В 2015 году структура респондентов представлена 45,1% мужчин и 54,9% женщин. Половая структура респондентов представлена следующим составом: горожан старше 55 лет 39,6%, в том числе старше 65 лет - 21,1%, молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет - 13,7% от числа опрошенных, трудоспособное население в возрасте от 25 до 54 лет в структуре
опрошенных составило 56,1%. Таким образом, в составе респондентов представлены все возрастные категории населения города Набережные Челны, что соответствует требования репрезентативности выборки.
При проведении анкетирования удовлетворенности горожан важно аккумулировать мнения разных групп, по уровню дохода. В нашем исследовании применялась шкала оценки, ориентированная на прожиточный минимум. В 2011 году минимальный прожиточный минимум на 1 трудоспособного человека Республике Татарстан составлял 5381 руб., в 2015 года эта величина составляла 7800 руб.
В 2011 году большинство респондентов (53%) имело доход на 1 члена семьи в диапазоне от одного до двух прожиточных минимумов [5], в 2015 году доля снизилась и составила 42,5%. Также снизилась доля тех, кто имеет доход на одного члена семьи менее 1 прожиточного минимума с 28,3% в 2011 году до 16,6% в 2015 году.
За анализируемый период времени уровень дохода жителей города в абсолютном выражении возрос, так доля респондентов, ответившая, что имеет доход на 1 члена семьи, превышающий трехкратный размер прожиточного минимума, составила 3,9% в 2011 году, в 2015 году - 19,5%. Из всей совокупности лишь 17,4% респондентов в 2011 году обладали доходом выше двух прожиточных минимумов на одного человека в семье, в 2015 году - уже 20,6%.
При этом «неимущими2» считают себя 3,9% анкетируемых в 2011 году, 39,6% - в 2015 году, «малообеспеченными3» 40,9% и 39,6% соответственно.
К категориям «богатые4» и «состоятельные5» в 2011 году отнесли себя лишь 4,1% респондентов, а в 2015 году - 38,8%. К сожалению, подтверждаются выводы, что усиливается социальное расслоение и дифференциация общества.
Респондентами была предложена вопросы анкеты, призванные оценить сферы здравоохранения, образования, состояния дорог, городского общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, культуры.
Одним из центральных вопросов функционирования любого населенного пункта является качество оказания медицинской помощи и других вопросов, сопряженных с этой сферой [7]. Анализ данных анкетирования показывает, что население с доходом на 1 члена семьи менее одного прожиточного минимума посещают бюджетные медицинские учреждения, не имея возможности оплачивать услуги коммерческих медицинских учреждений.
Следовательно, финансирование деятельности бюджетных медицинских учреждений необходимо ввиду отсутствия у большинства населения возможности оплачивать медицинские услуги коммерческих медицинских учреждений. Однако вопрос качества услуг бюджетных медицинских учреждений в этом случае ставить нецелесообразно, поскольку наличие такого количества «вынужденных» потребителей формирует спрос, что создает иллюзию альтернативной медицины.
2 Обладают минимальными средствами только для поддержания жизни, не могут улучшить свое существование.
3 Средства позволяют вести только повседневные расходы, в случае крайней необходимости - минимум средств на лечение и укрепление здоровья.
4 Средств достаточно для организации собственного предприятия.
5 Средств достаточно не только для обеспечения высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала.
Оценка благоприятности перспектив развития образовательных учреждений г. Набережные Челны оценивалась разными группами респондентов, дифференцируемых по уровню дохода.
В 2011 году лишь 36,6% горожан могли позволить себе оплачивать собственное и/или членов семьи образование; в 2015 году эта цифра возросла и составила 62,2%. В предыдущий период были лишены такой возможности 44% респондентов, в прошедшем году меньшее число - 37,8% горожан.
Анализ проблем, названных горожанами, относительно коммерческих образовательных учреждений, аналогично, показал снижение уровня 2011 года. Исключение составила лишь позиция «недостаточное финансирование».
Таким образом, здравоохранение и образование на местном уровне воспринимаются и оцениваются населением абсолютно адекватно реализуемой ими важной социальной функции. Однако услугами бюджетных учреждений в здравоохранении и образовании пользуются лишь в случае вынужденной необходимости. Следовательно, финансирование образования и здравоохранения через бюджетные учреждения приводит к заведомо низкокачественной услуге.
В качестве первоочередных проблем бюджетных образовательных учреждений выделены проблемы изношенности, аварийное состояние объектов бюджетных образовательных учреждений 92,6% в 2011 году, а в 2015 году уже меньше - 60,7%. Однако в 2015 году на первый план вышла проблема изношенности объектов образовательных учреждений.
Реализация конкурсной системы участия в государственном заказе на основе качественных показателей деятельности позволить выровнять те провалы, которые имеются у каждого отдельно взятого предприятия (квалификация персонала или материально-техническая база, отсталые технологии либо слаборазвитая ресурсная база и пр.).
Социальные услуги из бюджетных средств реализуются исходя из законодательно установленных стандартов, сформированных на минимальном уровне, что для полноценной жизни современного человека недостаточно. Поэтому суммы, выделяемые на реализацию социальных стандартов, не столь велики и может казаться, что для негосударственных рыночных субъектов они незначительны. Однако, не следует пренебрегать возможностями мультипликативного эффекта первоначальных инвестиций [10].
Одним из наиболее «красноречивых» свидетельств обеспечения качества жизни населения является состояние дорог в населенном пункте. В общей совокупности опрошенных горожан мнения разделились следующим образом: большинство признают удовлетворительным состояние дорог 49,8% в 2011 году, 37,2% - в 2015 году, практически в равной степени респонденты оценивают как плохое и очень плохое 32,3% (в 2011 году) и 33,5% (в 2015 году).
В городе Набережные Челны, по федеральной программе строительства дорог внутри города, выделены средства на улучшение качества дорог, в результате в 2011 году лишь 14,4% респондентов утверждают, что дороги в хорошем и отличном состоянии, а в 2015 году уже 28,08%.
При этом наиболее оптимистичные результаты опроса на вопрос о состоянии дорог показывают респонденты с уровнем дохода свыше трех прожиточных минимумов на одного человека в семье (в этой группе 55,6% оценили состояние дорог как хорошее в 2011 году, в 2015 году меньше - 45,9%).
Таким образом, наиболее высокую социальную удовлетворенность проявляют горожане с высоким среднедушевым доходом, когда уже сформирована база для основной жизнедеятельности и более четко определены дальнейшие перспективы.
Одним из примеров государственно-частного партнерства в г. Набережные Челны является организация общественных перевозок. Среди опрошенных челнинцев в 2011 году 66,1% регулярно пользовались услугами городского маршрутного транспорта (автобусные и трамвайные перевозки), тогда как в 2015 году эта цифра сократилась практически в два раза и составила 34%. Ожидаемо, что в число потребителей услуг городского общественного транспорта входят те, чей среднедушевой доход на члена семьи ниже двойной суммы минимального прожиточного уровня. За период сравнения в 1,3 раза возросло число челнинцев, имеющих личный автомобиль и составило 23,2% от числа опрошенных.
К числу основных проблем городского маршрутного транспорта жители города относят:
Плохое техническое состояние (52% ответов). Длительное время не разрешаемая ситуация с финансированием льготного проезда лишает владельцев городского общественного транспорта части выручки, что снижает величину не только оборотного капитала и не позволяет осуществлять своевременных инвестиций в обновление автобусного парка.
Практически в равной степени недовольство горожан вызывает изношенность транспорта и высокая стоимость проезда (47%). Данный факт можно объяснить лишь недостаточной величиной среднедушевого дохода тех, кто пользуется услугами общественного транспорта.
На третьем месте (27% ответов) - недостаточное количество транспортных средств. В виду стремительных темпов роста строительства города в настоящее время, увеличении жилой застройки, транспортная инфраструктура формируется с некоторым опозданием, определенное время жители новых микрорайонов испытывают ограничения ввиду недостаточности средств общественного транспорта.
Система проведения тендеров (конкурсов) на право осуществления пассажирских перевозок осуществляется на кратковременной основе, что представляется сдерживающим фактором для осуществления капитальных вложений в эту сферу. Таким образом, короткое время участия в проектах также рассматривается как рисковое событие.
Можно выделить общие и частные риски для разных отраслей и сфер деятельности. Но, безусловно, решающим фактором является гарантия возврата инвестиций и стабильного рынка сбыта. Успешным механизмом, гарантирующим наличие спроса, является система государственных закупок, однако практика её функционирования указывает на наличие барьеров для потенциальных участников, в первую очередь финансовых. Практика реализации успешных проектов государственно-частного партнерства показывает, что участие государства в таких проектах существенно повышает привлекательность для частного инвестиционного капитала. Данный фактор является, своего рода, подтверждением возвратности финансовых вложений, существенной минимизацией рисков.
Функционирование жилищно-коммунального хозяйства постоянно сталкивается с рядом острых проблем, в городе Набережные Челны наиболее актуальными названы следующие: высокие тарифы, низкое качество обслуживания, изношенность, аварийное состояние.
Следует отметить, что вышеприведенный перечень трех проблем жилищно-коммунального хозяйства солидарно был назван абсолютно всеми группами респондентов независимо от уровня дохода и возраста.
Не в меньшей степени солидарны жители города в оценке проблем благоустройства, так в «тройку лидеров» включены: недостаточное количество парков и детских площадок, плохое состояние дорог и тротуаров, несанкционированные стоянки, недостаточная уборка территорий. Таким образом, горожан беспокоит внешний облик города, наличие мест для спокойного отдыха, общий уровень качества благоустройства. Устранение несовпадений потребностей и реального состояния жилищно-коммунального хозяйства города возможно совершенствованием механизма взаимодействия управляющих и жилищно-эксплуатационных компаний с собственниками жилья, формированием нормальных рыночных механизмов «потребитель-продавец (в данном случае - услуги)» и скорейшим уходом от принципов работы, когда коммунальные службы находятся в роли монополиста, и любые попытки повысить качество услуги обречены изначально.
Культурная среда города является важным элементом потенциала местного населения [8]. Отсутствие объектов социально-культурного назначения на начальном этапе строительства города как «спутника» автопромышленного предприятия являлось своего рода барьером для привлечения как технической, так и непроизводственной интеллигенции. Недостаточная развитость культурно-досуговых учреждений, музеев, выставочных залов, картинных галерей, услуг профессиональных театров и цирков стимулирует отток талантливых молодых специалистов. На текущий момент в городе существует 3 музея вместо 5 «нормативных», 2 парка культуры и отдыха против 5, нет ни одного стационарного цирка.
Расходы по статье «культура и искусство» в бюджете города составляют, как правило, не более 2%. Вероятно, ещё долгое время финансирование культуры будет осуществляться исключительно по остаточному принципу. Так за период 2001-2015 гг. сумма расходов местного бюджета на культуру и искусство была одной из наименьших величин наряду с такими статьями как «физическая культура и спорт», среднее значение удельного веса по которой ещё меньше - 0,71%. Результаты опроса горожан в данном случае не удивительны. Так, в большинстве случаев респонденты отмечают высокую стоимость услуг. Следует отметить, что в данную группу в 2011 году входили те, чьи доходы не превышают двукратного прожиточного минимума на человека, а в 2015 году горожане, недовольные высоким уровнем цен составляли группу с трехкратным уровнем дохода на человека в семье.
Кроме того, все респонденты, независимо от возраста и уровня дохода, называют в числе ключевых проблем культурной сферы недостаточность количества учреждений культуры (31,3% в 2011 году, 23% в 2015 году). В 2011 году на первом месте была обозначена проблема недостаточности количества учреждений культуры (31,3%), в 2015 году наибольший удельный вес имеет высокая стоимость услуг (33,8%). Причина такового явления видится в росте цен не подкрепленном соответствующим ростом реальной заработной платы.
Несоответствие предложения культурной сферы современным запросам отмечали в четверти случаев, что наряду со слабой материальной базой и является следствием недостаточности финансирования.
Одним из показательных вопросов анкеты был следующий: «На какие цели необходимо направить ресурсы муниципального бюджета в первую очередь?» Из предложенных вариантов ответов в 2011 году были выбраны [5]:
• на увеличение размеров зарплат, пенсий, пособий - в большинстве случаев;
• на улучшение качества медицинской помощи;
• на развитие производства и создание новых рабочих мест.
В 2015 году к трем наиболее актуальным направлениям жизнедеятельности города Набережные Челны респонденты отнести:
• увеличение размеров зарплат, пенсий, пособий;
• социальная поддержка семей, имеющих детей;
• развитие производства и создание новых рабочих мест.
К числу наиболее острых проблем жителей города Набережные Челны в 2011 году были отнесены следующие:
• на первом месте по степени важности - экология;
• на втором - алкоголизм и наркомания, а также работа медицинских учреждений;
• на третьем - работа организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В 2015 году в списке ключевых проблем города сохраняется обеспокоенность горожан работой медицинских учреждений, что составляет 29% от общего числа ответов и работа организаций жилищно-коммунального хозяйства (31,1%), однако на первом месте по значимости обозначено проблема социальной поддержки малоимущих граждан - 34,3%.
Подводя промежуточный итог проведенному исследованию по вопросам, позволяющим выделить те проблемы, которые для горожан являются наиболее острыми, формируется вывод о росте социальной незащищенности граждан, что и проявляется в их ответах.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сформировать основу для построения различных моделей, однако вывод, который можно сформулировать уже сегодня следующий: социальные потребности, финансируемые исключительно средствами бюджетам оцениваются как неудовлетворительные. В тех случаях, когда граждане имеют возможность выбора средства удовлетворения собственной потребности, их выбор не в пользу объекта бюджетного финансирования. В рыночной экономике конкурентоспособность хозяйствующего субъекта определяется результатами голосования денег потребителя, -которая из фирм мобилизует больше выручки, та и остается на рынке. В ситуации бюджетного механизма финансирования денежные средства граждан через государственную казну поступают в те организации, учреждения и институты, к которым население прибегает лишь ввиду отсутствия конкурентов, что и создает почву для неэффективного расходования бюджетных средств и некачественного удовлетворения социальных потребностей.
Выявленная низкая степень реализации социальных нормативов вызвана объективной причиной, заключающейся в недостаточности доходной части бюджета. При поиске способов обеспечения финансовой самодостаточности городов необходимо применять системный подход, сочетающий в себе как централизованный, так и децентрализованный механизмы выработки стратегии развития города.
Возможным способом повышения, а вернее - доведения до необходимого, уровня финансирования социальных потребностей - комплекс мер как мотивационного, так и стимулирующего характера к муниципальным управляющим (Vaslavskaya & а1., 2015). Последствия неверных, недостаточно продуманных решений моментально обрастают многочисленными сопряженными отрицательными последствиями. Основным же критерием оценки муниципального менеджмента должна выступать социально-экономическая эффективность принимаемых ими решений и реализуемых ими мероприятий. При этом важно
и одновременно сложно соблюсти баланс между социальной удовлетворенностью и экономической рациональностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваславская И.Ю., Фаттахова А.Р. К вопросу о направлении развития российской экономической системы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014 - №4 - С. 95-104.
2. Зельднер А.Г. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика / Науч. ред. А.Г. Зельднер - М.: ИЭ РАН, 2011 - 212 с.
3. Зельднер А.Г., Мочальников В.Н. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика): учебник / авторский коллектив. М.: Анкил, 2015 - 252 с.
4. Сульдина Г.А., Хамидулина А.М. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципального образования в регионе // Вопросы экономики и права - 2012 - №2 - С. 111-115.
5. Фаттахова А.Р. Оценка финансирования социальных потребностей различными группами респондентов // Вопросы экономики и права - 2012 - №10 - С. 131-134.
6. Фаттахова А.Р. Факторы и условия формирования бюджетов моногородов (на примере города Набережные Челны) Монография / А.Р. Фаттахова -Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. - 148 с.
7. Cohen, B. and Amorós, J. Municipal demand-side policy tools and the strategic management of technology life cycles - Technovation, In Press, Corrected Proof, 2014 - pp. 326.
8. Hood C. Public service management by numbers: Why does it vary? Where has it come from? What are the gaps and the puzzles? // Public Money and Management, 2007 - №27 - p. 95-102.
9. Vaslavskaya I.Y., Yangirova Y.Y. Russian new industrialisation policy as a changeover method to the postindustrial economics // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015 - Т. 6, №3, - p. 174-180.
10. Vaslavskaya I.Yu. Scientific and practical value of economic theories of usefulness and value // The Second International Conference on Economic Sciences, 2014. - С. 204-207.
11. Vaslavskaya, I.Y., Koshkina, I.A., Fattakhova, A.R., & Khakimova, S.D. (2015). Social benefits and economic security. International Journal of Economics and Financial Issues, 5(3S), 131-135.
Fattakhova Alfiya Ruslanovna
Kazan (Volga region) federal university, Russia, Naberezhnye Chelny
E-mail: [email protected]
Khakimova Sabina Damirovna
Kazan (Volga region) federal university, Russia, Naberezhnye Chelny
E-mail: [email protected]
The financing quality assessment of some social requirements
Abstract. This article shows comparative characteristics of the survey, carried out in 2011 and 2015 among residents in Naberezhnye Chelny in Republic of Tatarstan. This survey conducted by the authors meets the requirements of sociological researches that is confirmed by a sample representativeness. All of questions of questionnaire are created so that it was possible to receive an assessment of citizens' satisfaction with rendering social services. The list of social services includes some spheres as education, health care, transport, housing and communal services, etc. Suppliers of those services are both the state and the enterprises of private form of ownership. Both forms of ownership is equally important in the market.
Because the majority of socially significant services are financed by budgetary funds so the problem of providing and increase the efficiency of their expenditure is actual too. The known instrument of ensuring better satisfaction of populations requirements is a public-private partnership [1, 3]. In this case some separate needs of society activity for the best degree can be realized by private business, but under the state control. The main hypothesis of this research consist of some available fields of activity in which functioning of private business is more effective in comparison with the state. Thus, the empirical base which allows to claim the realization expediency of public-private partnership in certain spheres of society activity is formed.
Keywords: social requirements; satisfaction; population; budget; efficiency; public-private partnership; state; private business
REFERENCES
1. Cohen, B. and Amorós, J. Municipal demand-side policy tools and the strategic management of technology life cycles - Technovation, In Press, Corrected Proof, 2014 - 326 s.
2. Fattakhova A.R. Factors and conditions of formation of budgets of monocities (on the example of the city of Naberezhnye Chelny) Monograph / A.R. Fattakhova -Naberezhnye Chelny: Publishing and Printing Department of NF GOU VPO NGLU named after. N.A. Dobrolyubov, 2011. - 148 s.
3. Fattakhova, A.R. Assessment of financing social needs of different respondents groups // Problems of Economics and Law. - 2012 - №10 - s. 131-134.
4. Hood C. Public service management by numbers: Why does it vary? Where has it come from? What are the gaps and the puzzles? // Public Money and Management, 2007 - №27 - s. 95-102.
5. Suldina G.A., Khamidulina A.M. The balanced evaluation of socio-economic municipality development in the region // Problems of Economics and Law. 2012 -№2 - s. 111-115.
6. Vaslavskaya I.Y., Fattakhova A.R. To the question of the Russian economic system development direction // The bulletin of the Economics Institute of the Russian Academy of Sciences. 2014. - №4. - s. 95-104.
7. Vaslavskaya I.Y., Yangirova Y.Y. Russian new industrialisation policy as a changeover method to the postindustrial economics // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015 - T. 6, №3, - s. 174-180.
8. Vaslavskaya I.Yu. Scientific and practical value of economic theories of usefulness and value // The Second International Conference on Economic Sciences, 2014. - s. 204-207.
9. Vaslavskaya, I.Y., Koshkina, I.A., Fattakhova, A.R., & Khakimova, S.D. (2015). Social benefits and economic security. International Journal of Economics and Financial Issues, 5(3S), 131-135.
10. Zeldner A.G, Mochalnikov V.N. The public-private partnership basis (the theory, methodology, practice): the textbook / writing team. M.: Ankil, 2015 - 252 s.
11. Zeldner A.G. A public-private partnership: the theory, methodology and practice / Nauch. red. A.G. Zel'dner - M.: IE RAS, 2011 - 212 s.