Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России'

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1282
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕГИОНЫ РОССИИ / RUSSIA'S REGIONS / PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND THE PRIVATE BUSINESS / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюткин М. В.

Статья посвящена развитию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения России. Рассматривается международный опыт партнерства, его формы, тенденции в сфере здравоохранения России. Показаны предпосылки развития партнерства в сфере здравоохранения, существующие проблемы российского здравоохранения, преимущества и проблемы с реализацией партнерств в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сюткин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership between the state and the private business in the sphere of health care of Russia's regions

The article focuses on the partnership between the state and the private business in the sphere of Russia's health care. The author describes the international experience of such partnership, its forms, and applicability in the Russian context against the existing problems of the Russian health care system.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России»

концепция дает системное решение по усовершенствованию государственной политики в области энерго- и ресурсосбе-

процесса принятия прогнозных решений в сфере ресурсосбе- режения, она создает предпосылки для развития подземного

режения на уровне объектов подземного хранения природно- хранения газа и содействует укреплению ресурсосберегающей

го газа. Стратегия не противоречит основополагающим целям модели развития в средне- и долгосрочной перспективе.

Литература

1. Андронова И.В. Стратегическое управление эффективным ресурсопотреблением // Российское предпринимательство. — 2006. — № 9.

2. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года. — М., 2008.

3. Дмитриевский А.Н. Ресурсосбережение: основные задачи и направления ресурсосбережения в нефтяной и газовой промышленности // Вестник Отделения наук о земле РАН. — Т.2. — 2010.

4. Казарян В.А. Подземное хранение газов и жидкостей — М. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2006. — С. 432.

5. Лобанова А.Н. Геолого-технологические условия повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа: Автореф. дисс.... канд. геолого-минералог. Наук. — М., 2007.

6. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под общ. ред Г.Б. Клейнера. — М.: «КОНСЭКО», 1998.

7. Фирсова Е.Ю. Проблемы ресурсосбережения в нефтегазовом комплексе России (по материалам докладов на заседании Отделения наук о Земле РАН) // Вестн. ОНЗ РАН. — Т.2, NZ2002, doi:10.2205/2010NZ000010, 2010.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.

9. www.gazprom.ru

10. www.cenef.ru — отчет группы Всемирного банка «Эффективность в России: скрытый резерв»

11. Толковый словарь русского языка / Под ред Т.Ф. Ефремовой // www.slovopedia.com

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

М.В. Сюткин,

соискатель кафедры финансов факультета финансовых, кредитных и международных экономических отношений

Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

[email protected]

Статья посвящена развитию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения России. Рассматривается международный опыт партнерства, его формы, тенденции в сфере здравоохранения России. Показаны предпосылки развития партнерства в сфере здравоохранения, существующие проблемы российского здравоохранения, преимущества и проблемы с реализацией партнерств в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, регионы России.

УДК 336.5 ББК 65.05

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года1 сформулированы формы и механизмы стратегического партнерства государства и бизнеса. Устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг значится в концепции как одна из приоритетных задач здравоохранения, обозначенных Президентом России. Повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения (и как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере) является важнейшей государственной задачей, которая позволит обеспечить снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни и экономию бюджетных средств.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере здравоохранения заключается в следующем.

Государство обязуется закупать у частного партнера на долгосрочной основе и оплачивать предоставляемые им высококачественные услуги, такие как:

• строительство, оснащение нового или модернизация существующего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);

• обслуживание и эксплуатация инфраструктуры ЛПУ;

• медицинские услуги населению в рамках государственного заказа.

В свою очередь частный партнер обязуется оказывать услуги, в соответствии с критериями установленного государственного заказа, а также поддерживать, модернизировать или создавать новые активы, необходимые для поддержания качества и количества предоставляемых услуг.

Мировой опыт применения ГЧП в медицине свидетельствует о росте эффективности и снижении стоимости лечения.

В Германии распространена продажа государственных ЛПУ инвесторам за символическую сумму в обмен на обеспечение оговоренной суммы инвестиций и обязательства по выполнению государственного заказа. Доля частных ЛПУ за последние 10 лет увеличилась с 4 % до 22 %. Количество частных и некоммерческих клиник растет высокими темпами, при этом каждый год открывается лишь 2-3 новые государственные клиники.

В Великобритании частный партнер поддерживает построенные сооружения в рабочем состоянии в течение всего времени их эксплуатации (обычно 25-30 лет), но государство остается ответственным за предоставление услуг. Государственные органы производят расчёты с подрядчиками только после завершения строительства объектов инфраструктуры и

полного их оснащения, доход подрядчиков составляет 10-14% от затраченной суммы. Также существуют согласованные стандарты и штрафные санкции за невыполнение подрядчиками своих обязательств.

В Швеции практикуется заключение соглашений с частными инвесторами на управление государственными госпиталями, осуществление скорой помощи, предоставлению услуг лабораторий и прочих медицинских услуг. С момента внедрения практики ГЧП стоимость рентгеновских услуг упала на 50%, продолжительность ожидания диагностики и лечения сократилась на 30%, стоимость скорой помощи снизилась на 10%, стоимость лабораторных услуг упала на 40%.

В Австралии уже прошли процедуру приватизации около 50 госпиталей, также распространен выбор частного оператора для дизайна, строительства, владения и управления новыми госпиталями. Основные условия соглашения включают контракт на управление на 15 лет, обязательства обслуживать всех граждан по фиксированным расценкам и контроль над качеством оказания медицинской помощи. В результате внедрения института ГЧП затраты на строительство новых ЛПУ упали на 20%, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30%, продолжительность ожидания лечения сократилась на 30%.

В странах Азии объем оказываемой медицинской помощи в частных ЛПУ в среднем на 25% выше, чем в аналогичных государственных. Более того, в последнее десятилетие рост числа частных госпиталей в три раза выше, чем общественных.

ГЧП по всему миру представлены в основном в следующих формах2:

BOT(Build, Operate, Transfer—строительство, эксплуатация/ управление, передача). Инфраструктурный объект создается за счет частного партнера (ЧП), который после завершения строительства получает право использования сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. ЧП получает право использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.

BOOT (Build, Own, Operate, Transfer — строительство, владение, эксплуатация/управление, передача). В данном случае ЧП получает право не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения (что может быть дольше срока окупаемости), после чего он передается государству.

BTO (Build, Transfer, Operate — строительство, передача, эксплуатация/управление). Подобный механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование ЧП, но без перехода к нему права владения.

BOO (Build, Own, Operate — строительство, владение, эксплуатация/управление). В случае использования этого сценария ГЧП созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается государству, а остается в распоряжении ЧП бессрочно.

BBO (Buy Build, Operate—покупка, строительство, эксплуатация/управление) Использование данной формы ГЧП предусматривает продажу существующего объекта, которая включает его восстановление или расширение. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимую модернизацию или реконструкцию для последующего эффективного управления в целях оказания услуг государственному партнеру.

Необходимо выделить существующие основные тенденции в сфере здравоохранения России с тем, чтобы подчеркнуть важность и необходимость развития ГЧП:

Рост государственных инвестиций в сфере здравоохранения в последние годы, как в абсолютном, так и в относительном выражении:

• рост инвестиционных расходов бюджета с 278 млрд руб. в 2008 г. до 332 млрд руб. в 2010 г.;

• увеличение расходов на национальный проект «Здоровье» с 79 млрд руб. в 2006 г. до 135 млрд руб. в 2011 г. и 140 млрд руб. в 2012 г.;

• основные параметры долгосрочного прогноза социальноэкономического развития РФ предполагают рост расходов на здравоохранение и превышение уровня в 5% ВВП при любом сценарии;

• согласно инновационному сценарию развития расходы на здравоохранение возрастут до 5,9% ВВП в 2020 г. и до 7,1% ВВП в 2030 г.

Рост расходов связан с выделением ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Для того чтобы, в рамках федеральных программ, получать современное оборудование и технологии, регионам необходимо поддерживать существующую инфраструктуру — реконструировать и строить современные клиники.

Средств на финансирование всех потребностей здравоохранения не хватает и, учитывая объем необходимых преобразований, не хватит даже после значительного роста финансирования:

• даже после увеличения финансирования здравоохранения до 6% ВВП Россия будет отставать от развитых стран, где уже сейчас уровень расходов на здравоохранение составляет 7-9%;

• по оценкам экспертов, более 50% лечебных учреждений нуждается в ремонте, более 90% не соответствует современным санитарным нормам и правилам;

• месячный оклад врачей высшей категории зачастую не превышает прожиточного минимума;

• низкий уровень материально-технической базы здравоохранения. Износ основных фондов составляет в среднем 58,5%, в том числе медицинского оборудования — 64%;

• отсутствие современного оборудования и информационных технологий в больницах.

Как следствие вышеперечисленных факторов необходимо активно привлекать в отрасль частные инвестиции под гарантии государства с помощью механизма ГЧП.

Таким образом, можно перечислить главенствующие предпосылки развития ГЧП в сфере здравоохранения:

1) недостаточное финансирование здравоохранения;

2) несоответствие уровня оснащенности большинства ЛПУ современным стандартам диагностики и лечения;

3) инвестиционные затраты при реализации государственных программ зачастую оказываются завышенными;

4) низкая эффективность использования ресурсов и высокий потенциал для оптимизации бизнес процессов и совершенствования методов оказания медицинской помощи;

5) низкий уровень развития частной медицины;

6) недостаточное привлечение частных инвестиций как дополнительного источника финансирования;

7) наличие потребности в модернизации и реконструкции, существующих ЛПУ;

8) необходимость выполнения проектов создания или реконструкции объектов здравоохранения «под ключ»;

9) использование компетенций частного бизнеса для внедрения современных технологий менеджмента, управления финансами и инновационных методов лечения;

10) создание условий для организации частных медицинских центров на свободных площадях государственных ЛПУ.

Развитие института ГЧП поможет решить множество существующих проблем российского здравоохранения, таких как:

• низкое качество обслуживания пациентов при оказании медицинских услуг — очереди, неудобная логистика, недостаток информирования;

• низкая эффективность оказания медицинской помощи;

• низкая доступность дорогостоящих видов лечения;

• неудовлетворительный уровень и объем диагностических услуг;

• непрерывно снижающийся уровень квалификации медицинского персонала;

• чрезвычайно низкая заработная плата в отрасли;

• нехватка медицинских кадров;

• отсутствие в медицинских учреждениях квалифицированных управленцев, организаторов и экономистов;

• убыточность медицинских учреждений, которую вынужден покрывать бюджет;

• коррупция, высокий объем теневого финансирования за оказание гарантированных медицинских услуг;

• высокая изношенность медицинской техники и ее моральное устаревание;

• низкая оснащённость современным медицинским оборудованием;

• аварийное состояние помещений медицинских учреждений, потребность в капитальном ремонте и модернизации;

• несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам большинства медицинских учреждений.

Таким образом, в «выигрыше» от ГЧП окажутся не только государство и частные партнеры, но и общество в целом, и можно будет:

• снизить потребность в бюджетном финансировании на реализацию проектов модернизации инфраструктуры, что даст абсолютный выигрыш;

• получить возможность использовать необходимые объекты в кратчайшие сроки, несмотря на дефицит бюджетного финансирования, что даст относительный выигрыш;

• повысить доступность и улучшить качество медицинских услуг гарантированных государством;

• снизить величину капитальных затраты на 20-30% за счет использования передовых инжиниринговых решений и жесткой системы финансового контроля;

• существенно сократить сроки создания и модернизации объектов;

• привести инфраструктурные объекты в соответствие с санитарными нормами и международными стандартами;

• снизить себестоимость оказания медицинских услуг и увеличить «производительность» инфраструктурных объектов;

• снизить эксплуатационные расходы за счет использования современных энергосберегающих технологий;

• сохранить сферу деятельности существующих инфраструктурных объектов здравоохранения;

• снизить нагрузку на исполнительный аппарат власти за счет передачи части функций частному партнеру.

Можно с уверенностью сказать, что имеются необходимые предпосылки для привлечения в медицину средств крупных частных инвесторов. Однако стоит отметить и несколько сдерживающих факторов, которые должны быть устранены.

Во-первых, не отработаны подходы по доведению и контролю над исполнением государственного заказа до частных компаний в области оказания медицинских услуг.

Во-вторых, существующая нормативная правовая база недостаточна для развития государственно-частного партнерства.

В-третьих, необходимо создание на базе высших учебных заведений института ГЧП с целью подготовки специалистов по консалтингу, экспертизе проектов ГЧП, управляющих ЛПУ.

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2 Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: ООО «МИЦ»., 2010. — С. 78-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механизм саморегулирования в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса

А.О. Кондрашов,

аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

[email protected]

В статье рассмотрен механизм саморегулирования управляющих компаний в системе жилищно-коммунального хозяйства мегаполиса и принцип вложенности процедуры аккредитации управляющих организаций. Показано, что внедрение механизма саморегулирования постепенно приведет к эволюционному снижению интенсивности государственного контроля над рынком и повышению его эффективности.

Ключевые слова: механизм саморегулирования, аккредитация управляющей организации, сертификация жилищнокоммунальных услуг; менеджмент качества; сертификация персонала; инструменты саморегулирования.

УДК 338.012 ББК 65

Саморегулирование деятельности управляющих организаций в мегаполисе создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при условии соответствия всем требованиям, установленным в ст. 1 и 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Оно основано на членстве в саморегулируемых организациях (СРО), объединяет субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства рынка управления многоквартирными домами (МКД). Собственники помещений могут заключать договор управления МКД только с управляющими организациями, являющимися членами СРО.

Суть саморегулирования заключается в добровольном самоограничении прав управляющих организаций и передаче ими отдельных полномочий, касающихся регулирования деятельности по управлению МКД в мегаполисе, саморегулиру-емой организации.

Главными задачами СРО в мегаполисе являются: упорядочение взаимоотношений управляющих организаций с собственниками помещений, ТСЖ, ЖК или ЖСК, с одной

стороны, и с органами власти Администрации региона и местного самоуправления — с другой, на основании принятых стандартов и правил саморегулируемой деятельности;

установление первичного контроля над деятельностью управляющих организаций, являющихся членами СРО;

создание благоприятных условий для деятельности членов СРО, защита их интересов, усиление ответственности перед контрагентами по договорам управления МКД, установление правил и стандартов деятельности, наблюдение за выполнением требований профессиональной этики, последовательная активизация процессов дебюрократизации в жилищной сфере мегаполиса.

Изучение мирового опыта создания саморегулируемых организаций показало, что системы саморегулирования формируются снизу, самими участниками рынка.

Согласно Федеральному закону № 315-ФЗ вмешательство государства в процесс саморегулирования ограничивается только осуществлением регулирования федеральными законами и ведением государственного реестра саморегулируемых организаций. Федеральные, региональные органы государствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.