Научная статья на тему 'Условия и последовательность вхождения предприятий в сетевой электронный рынок'

Условия и последовательность вхождения предприятий в сетевой электронный рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС / ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В «ВИРТУАЛЬНУЮ» ЭКОНОМИКУ / ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Н. М.

Сетевой электронный бизнес (сетевая экономика) имеет в нашей стране сравнительно небольшой возраст и характеризуется целым рядом особенностей. При этом существуют возможности постепенной интеграции хозяйственной деятельности предприятий и организаций в электронную среду Интернет. Представлен вариант плана внедрения Internet-проекта предприятия в сетевой электронный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и последовательность вхождения предприятий в сетевой электронный рынок»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ В СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК

Н.М. ФОМЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент, Южно-Российский государственный технический университет, Волгодонский институт (филиал), е-mail: [email protected]

Сетевой электронный бизнес (сетевая экономика) имеет в нашей стране сравнительно небольшой возраст и характеризуется целым рядом особенностей. При этом существуют возможности постепенной интеграции хозяйственной деятельности предприятий и организаций в электронную среду Интернет. Представлен вариант плана внедрения Internet-проекта предприятия в сетевой электронный бизнес.

Ключевые слова: сетевой электронный бизнес; Интернет-бизнес, интеграции предприятий в «виртуальную» экономику; информационно-экономическое пространство; внедрение Интернет-проекта предприятия.

Коды классификатора JEL: L86.

Сетевой электронный бизнес (сетевая экономика) имеет в нашей стране сравнительно небольшой возраст и характеризуется целым рядом особенностей. Прежде всего, это огромный темп его развития, который базируется на экспоненциальном росте сети Internet. Скорость развития Internet влияет на динамичность аудитории — быстро меняется лицо потенциального клиента, его социальные и географические характеристики. Internet характеризуется высокой динамикой смены бизнес-моделей: проект, который приносил доход вчера, завтра может оказаться неактуальным. Все это требует постоянного мониторинга всех изменений в Internet для поддержки собственного бизнеса в состоянии рентабельности.

В сетевом электронном бизнесе стали наблюдаться процессы консолидации, кооперации компаний, в целях экономической синергии, т.е. объединения предпринимателей в электронные сообщества «по интересам», что напоминает формирование отраслей электронного бизнеса. В «виртуальной» экономике стали применяться «отлаженные» и сведенные к минимальному риску бизнес-модели.

Безусловно, Internet-бизнес развивается в плане правового регулирования хаотично, так как пока в законодательстве нет четкого регулирования отношений между пользователями Сети. Internet-проекты требуют высокого интеллектуального потенциала, больших материальных затрат и привлечения совершенных технических ресурсов. Острой проблемой для e-business остается поиск инвестиций.

Образование глобального сетевого сообщества ставит перед руководством промышленных предприятий задачу адаптации бизнес-процессов и технологии к новым условиям и определения верной инновационной и инвестиционной политики. В сетевой среде для предприятий создаются принципиально новые условия хозяйствования и действуют закономерности, несколько отличные от обычной рыночной экономики.

В этих условиях исследование путей интеграции предприятий в «виртуальную» экономику становится насущной проблемой субъектов экономических отношений, т.к. использование современных информационных и коммуникационных систем и технологий создает целый ряд дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе, снижает трансакционные издержки и обеспечивает совершенствование структуры управления предприятиями.

Кажущаяся простота внедрения сетевых технологий, на наш взгляд, обманчива. Вопрос интеграции бизнес-процессов предприятия в сетевой рынок является ключевым для достижения реальной эффективности, даже если перед предприятием стоит задача развития только до уровня Internet-магазина [2, 3].

К сожалению, очень часто интеграторами предлагаются решения, при которых связь между торговой системой предприятия и Internet осуществляется специальным менеджером вручную. Реально такие системы являются лишь Internet-витриной с web-каталогом, которые позволяют оформить заказ и послать его по электронной почте менеджеру торгующей компании, в некоторых случаях произвести автоматическую выписку счетов и, в случае стыковки с платежными системами, принимать электронные платежи. Полноценную систему электронной торговли отличает круглосуточное функционирование и ведение всего комплекса торгово-учетных операций в автоматическом режиме.

Связав свои бизнес-приложения с единой информационной средой Internet, любое предприятие сразу же получает возможность работы со всеми субъектами сетевого рынка независимо от их числа. Однако, для эффективной и полноценной организации такой деятельности предприятию необходимо наличие, как минимум, двух составляющих:

• во-первых, корпоративной информационной системы (КИС), функционирующей на базе локальной вычислительной сети (ЛВС) и имеющей шлюз в Internet;

• во-вторых, профессионального корпоративного сайта, который, в зависимости от степени интеграции в среду Internet, выполняет информационно-имиджевые, рекламные, торговые, трансакционные, меж-корпоративные или иные функции.

Отношения предприятия могут находиться в любом из известных секторов электронного бизнеса: В2В, В2С или другое. Сегодня рынок В2В более развит и превалирует над другими секторами.

Эффективно применение виртуальной торговой площадки (Internet-магазина), которая может быть создана, куплена или арендована. При этом желательно, чтобы она имела взаимодействие с системой финансовых расчетов (электронной платежной системой).

© Н.М. Фоменко, 2009

УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕТЕВОЙ.

99

Технологии электронного бизнеса являются логическим развитием автоматизации деловой инфраструктуры предприятий. Если основные управленческие функции предприятий автоматизированы, то для создания между ними единого информационно-экономического пространства (ИЭП) достаточно «сцепить» потоки данных. Подобная технология электронного ведения бизнеса существовала и до распространения Internet. Однако появление мировой сети, на создание которой предприятие не потратило в явном виде ни одной копейки средств, дает процессу горизонтальной интеграции новый стимул, радикально снижая стоимость соответствующих решений [1].

Принципиальным отличием создания единого информационно-экономического пространства (ИЭП) предприятия в среде Internet является то, что эта задача становится доступной не только крупным корпорациям, но и среднему и малому бизнесу.

При этом существуют возможности постепенной интеграции хозяйственной деятельности предприятий и организаций в электронную среду Internet. Соответственно, можно дифференцировать материальные, технические и людские затраты на Internet-проект.

Вариант плана внедрения Internet-проекта предприятия представлен в таблице 1.

1. Подготовительным этапом интеграции предприятия в сетевой бизнес можно определить создание КИС и последующий ее перевод в систему типа Intranet [4]. На этом этапе Internet используется как инструмент для реализации эффективной системы внутренних коммуникаций на предприятии. Доступ к информационным ресурсам такой системы предоставлен только сотрудникам данного предприятия и защищен от внешнего мира специальными средствами. Intranet-системы облегчают установление связей между всеми сотрудниками для совместной работы, независимо от местонахождения, и повышают оперативность обмена информацией между ними. Подобные системы снижают некоторые транзакционные издержки предприятия, связанные с формированием и поддержанием внутренней информационной среды организации, оптимизируют процессы планирования и управления. Таким образом, применение сети Intranet позволяет повысить эффективность функционирования внутренних процессов предприятия.

2. Создание ИЭП предприятия должно проводиться путем развития внутренней инфраструктуры предприятия в информационную систему типа Extranet. Доступ к такой системе возможен не только со стороны сотрудников предприятия, но и из внешнего мира, для тех, кому даны соответствующие права. Прозрачная для партнеров, но закрытая для посторонних система обслуживания клиентов работает как визитная карточка или справочник предприятия: содержит информацию об ассортименте, ценах на товар, о скидках и льготах, базу данных клиента (состояние его счетов, информацию о размещенных заказах и т.д.). У предприятия появляется возможность не только информировать потребителей о своей деятельности и продукции, но и осуществлять обратную связь с потребителем с помощью электронной почты, процедуры опознавания, процедуры подписки на web-сервере.

Создание такой информационной системы позволяет увеличить эффективность коммуникаций не только во внутреннем пространстве предприятия, но и со стороны внешней среды; сократить время на поиск партнеров; осуществлять деятельность вне привязки к локальному рынку или географической территории.

Таблица 1.

Вариант плана внедрения Internet-проекта предприятия

Этапы Описание работ этапа Возможные затраты

1. Подготовительный этап интеграции Разработка концепции вывода предприятия на сетевой рынок. Создание (приобретение) и внедрение КИС. Создание корпоративного сайта. Создание системы безопасности. Разработка и внедрение внутренних корпоративных регламентов по работе с Internet. Администрирование работы с Internet и разграничение полномочий пользователей. Подключение ЛВС к Internet. Перевод КИС в Intrаnet-систему. Затраты, в зависимости от принятых решений, могут быть значительны.

2. Создание ИЭП предприятия Вывод корпоративного сайта в Internet. Оптимизация работы корпоративного сайта. Создание (приобретение) и внедрение Extranet-системы. Апробация решений корпоративными пользователями. Затраты могут быть значительны, кроме того необходимо определенное время для апробации решений пользователями.

3. Выход на сетевой рынок Создание (аренда) корпоративной электронной торговой площадки для предприятия. Подключение торговой площадки к системе электронных финансовых расчетов. Расширение вариантов использования электронных бизнес-моделей в деятельности предприятия, например, за счет консалтинга, электронных аукционов и прочего. Основные затраты связаны с созданием торговой площадки и ее последующим подключением к системе электронных расчетов.

4. Совершенствование структуры организации и управления производством Переход количественных изменений в бизнесе в новое качество за счет совершенствования организационной и функциональной структуры предприятия. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет инновационных решений. Затраты не велики, однако изменение структуры бизнеса ведет к болезненным кадровым решениям.

5. Создание виртуального предприятия и участие в виртуальном сообществе Заключение соглашений о создании (или участии) виртуальной корпорации и, далее, в виртуальном сообществе. Участие в решение корпоративных, отраслевых, региональных, социальных и иных проблем. Затраты незначительны, но происходит повышение статуса субъектов экономической деятельности и расширение форм взаимодействия.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

100

Н.М. ФОМЕНКО

3. Выход на сетевой рынок. Если предприятие осуществляет деятельность с корпоративными клиентами,

то взаимодействие на этом уровне интеграции предполагает создание либо системы взаимодействия с корпоративными клиентами на уровне предприятия, либо независимой торговой электронной системы (электронные биржи и аукционы).

Первая категория торговых площадок представляет собой торговые системы электронного обслуживания клиентов на уровне отдельного предприятия. Потребитель через торговую систему формирует заказ на производство, фактически управляя складом поставщика. Торговая система позволяет автоматизировать работу всей торговой площадки, выполняя следующие функции: поиск в прайс-листе необходимой позиции, ведение архива, составление бухгалтерской отчетности, анализ спроса и предложения, выбор и оптимизация путей доставки, выбор наилучшего варианта и реализация оплаты и страховки и т.д. Размещение заказа потребителя будет автоматически запускать производство товара в нужной конфигурации.

Вторая категория торговых площадок строится, прежде всего, как электронная система закупок, с возможностью устраивать тендеры, с удобным поиском механизма сравнения цен, аукционами. Такая система позволяет автоматизировать процесс поиска необходимого партнера и согласования условий сделки. Основной доход организатора подобной электронной площадки формируется за счет стоимости предоставляемых сопутствующих услуг (финансовых, логистических, размещения рекламы, дополнительной информации о поставщиках) и платы за вход в систему и транзакционных сборов. Предприятие-потребитель, участник подобного рынка, имеет возможность быстро выбрать интересующий его товар по минимальной цене, сократить издержки на закупку товара. Предприятие-поставщик может взаимодействовать с большим числом покупателей и снижать издержки, связанные с реализацией товара.

4. Совершенствование структуры организации и управления производством. Полная автоматизация многих бизнес-процессов, упрощение схем взаимодействия, расширение возможностей и повышение скорости и качества координации работ изменяют структуру функций и конфигурацию предприятия. Становится дешевле передавать часть функций предприятия для исполнения другим предприятиям, специализирующимся в этой области, т.е. проводить аутсорсинг. Предприятие может отдать на аутсорсинг: производство, маркетинг (исследование рынка, проведение рекламной кампании и т.д.), логистику, финансы, оставляя себе наиболее значимые: стратегическое управление, разработку и развитие продукта и технологий, продажи и обслуживание клиентов. Применение аутсорсинга ведет к уменьшению оптимального размера предприятия и к сокращению постоянных расходов, что также является дополнительным источником конкурентных преимуществ и повышает эффективность деятельности предприятия.

Таким образом, предприятие переводит производство в форму кооперации со многими подрядчиками, используя для взаимодействия с ними сетевую электронную среду. Традиционное предприятие превращается тем самым в виртуальное предприятие.

5. Создание виртуального предприятия и участие в виртуальном сообществе повышает статус предприятия и обеспечивает расширение форм взаимодействия за счет участия в решение корпоративных, отраслевых, региональных, социальных и иных проблем.

Каждый этап имеет определенную специфику, а реализация работ может быть выполнена в том или ином объеме. При недостатке средств инвестирования предприятие может выбрать один из следующих низко затратных вариантов вхождения в сетевой рынок, например, электронная витрина, электронный магазин, аренда виртуального торгового пространства или совместный проект в рамках кластера (в Internet-среде региональная удаленность перестает быть препятствием интеграции).

Для крупных компаний — это новая возможность предоставления места на своем сервере малым предприятиям на условиях аренды, в целях получения партнерских скидок, в целях борьбы с конкурентами (путем виртуальной интеграции с максимально большим количеством поставщиков) или в целях комплексного удовлетворения запросов потребителя. В последнем случае малое предприятие, привлеченное на сервер крупной корпорации, должно предоставлять сопутствующие услуги или дополнительный товар (например, предприятие по тюнингу на сайте автомобильного завода).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дятлов С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество. 2000. № 2. С. 77-85.

2. Ефимов Е.Н., Фоменко Н.М. Анализ путей интеграции предприятий в сетевой бизнес // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. Том 5. № 3 Часть 2. Ростов н/Д, 2007. С. 128-133.

3. Ефимов Е.Н., Фоменко Н.М. Интеграция предприятий в электронный сетевой бизнес: экономико-математический анализ: Монография. Ростов н/Д,: РГЭУ «РИНХ», 2009.

4. КобыльскийА.А. Разработка автоматизированной информационной системы интернет-магазин. М.: Изд-во «Дело», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.