КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 070.1(571.54)
УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО МЕДИАДИСКУРСА
© Сибиданов Баир Борисович
кандидат исторических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: sibibair@mail.ru
В центре внимания - условия функционирования конфликтного дискурса в текстах СМИ. К ним относятся: роль автора материала, продолжительность конфликта, его общественная значимость, зависимость поведения участников конфликта от его присутствия на канале СМИ. Чаще всего, конфликтный медиатип реализуется в рамках статусно-ориентированного дискурса. При этом основной причиной его возникновения становятся ролевые позиции и ролевые ожидания. Главными субъектами конфликтного медиадискурса являются: Институт, Общество, Личность, Система. Оценка дискурса зависит от позиции автора. И тогда разворачивание общественного конфликта в печати может носить несколько вариантов: а) автор описывает конфликт нейтрально; б) автор медиатекста (или СМИ) является участником конфликта; в) автор медиатекста сочувствует одной из сторон; г) автор медиатекста негативно оценивает обе конфликтующие стороны.
Ключевые слова: конфликтный дискурс, статусно -ориентированный дискурс, социальная роль.
Проблема конфликтных публикаций в прессе выводит нас на проблематику конфликтного дискурса, как основного выразителя соответствующего речемыслительного типа. Иначе говоря, прежде чем вести речь о конфликте в прессе, необходимо выявить основные признаки конфликта. Н. А. Белоус следующим образом определяет конфликтный дискурс: «такое амбивалентное речевое взаимодействие собеседников в виде целостного конструктивного образования, иллокутивная доминанта которого представляет собой столкновение коммуникативных целей, а консеквент характеризуется изменением знаний и эмоциональных состояний оппонентов благодаря их вербальному воздействию друг на друга» [1, с. 6]. Поясним значение некоторых терминов. Л. Н. Макаров указывает, что иллокутивный акт «соотносится с коммуникативным намерением или интенцией говорящего» [2, с. 163]. Иначе говоря, фраза «иллокутивная доминанта» подразумевает понятие, которое можно трактовать как «основное намерение собеседника». В математическом справочнике дано разъяснение по термину «консеквент»: «второй член импликации. Если интерпретировать
импликацию ^ ~^ ^ как высказывание «если ^. то $ », то К является ^, а А является антецедентом импликации. Термин происходит от латинского consequens - следствие, следующий» [3]. В данном контексте «консеквент» означает «следствие». Таким образом, в основе конфликтного дискурса лежит столкновение коммуникативных целей, которое ведет к изменению эмоциональных состояний и знаний конфликтующих.
Среди важнейших средств описания данного дискурса отметим наличие этапов его развития: зарождение, созревание, собственно речевой конфликт, пик, развитие, спад, консеквент (следствия) [1, с. 17]. При этом конфликтный дискурс выражается в коммуникативном акте, что ориентирует нас, в первую очередь, на устную традицию. А это приводит к изменению положения и роли оппонентов.
Разворачивание же общественного конфликта в печати может носить несколько вариантов участия: а) чаще всего, конфликт описывает журналист, поэтому и его описание производится по возможности нейтральными средствами. Как правило, автор материала не является участником столкновения, поэтому и его позиция заключается в максимально объективной передаче всех сторон противоборства, анализа поведения участников, последствий и т.д.; б) автор медиатекста (или СМИ) является участником конфликта. В результате он стремится максимально убедительно презентовать только одну сторону, аргументы же второй - являются лишь средством для достижения этой главной задачи; в) автор медиатекста сочувствует одной из сторон, поэтому и презентация этой стороны представлена наиболее убедительно. В отличие от второго случая, авторская позиция позволяет имитировать объективность и непредвзятость автора-журналиста; г) автор медиатекста негативно оценивает обе конфликтующие стороны (что может привести, например, к высмеиванию ситуации и героев).
Вообще говоря, ролевые позиции и ролевые ожидания часто становятся платформой для возникновения конфликтного дискурса. В результате можно перефразировать и само определение конфликтного дискурса, которое уже будет звучать следующим образом: «парный поведенческий акт, имеющий амбивалентный характер, специфическое взаимодействие оппонентов -конфронтация - одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации» [1, с. 17]. К этому имеет смысл добавить роль автора материала, которая в зависимости от целей может принимать разные позиции, что влечет за собой и воздействие на участников конфронтации.
Таким образом, обстоятельство, которое искажает конфликтный дискурс и может переводить его в иные разновидности дискурсов - это медиаприсутствие. Оно приводит к тому, что конфликтная коммуникация осуществляется: 1) при участии (в присутствии) массовой аудитории (это обстоятельство может влиять на поведение оппонентов); 2) при посредничестве фигуры автора публикации (от ее позиции зависит восприятие конфликта массовой аудиторией).
Особенно влияет на дискурс последнее обстоятельство.
Одним из аспектов описания конфликта в печати может быть его продолжительность. СМИ, как правило, имеют дело не столько с
зарождением конфликта, но с его результатами. В итоге медиапуть, который проходит конфликт, сокращается. Автор опускает подробности, ввиду того что просто не знаком с ними, либо пересказывает зарождение конфликта в том аспекте, в каком написана (задумана) основная публикация. В редких случаях начало конфликта фиксируется в текстах СМИ, но такое встречается редко. В частности, в тематическом дискурсе «Тепловая война», развернувшемся в региональной прессе 2011 г., начало общественного конфликта обозначено публикациями в общественно-политическом издании «Номер один» («Айдаев начал говорить» // Номер один, 2011, с. 6). Однако, причины попадания этих событий связаны с эксцентричным поведением мэра Геннадия Айдаева, пожелавшего наказать компанию ТГК-14 и не стеснявшегося в выражениях. Позже он приглашает к участию в конкурсе помимо ТГК-14 еще и «Тепловую компанию» из Омска, что и послужило причиной противостояния. В большинстве же случаев общественный конфликт начинает освещаться лишь тогда, когда входит в активную фазу, поэтому зарождение, как правило, оказывается за пределами медиадискурса. В конечном итоге в публикациях присутствует пересказ, но само зарождение как тема материалов отсутствует. Кроме того, время попадания в медиаполе тех или иных конфликтных событий и их протяженность может быть разной. В результате некоторые общественные конфликты могут длиться в медиаполе годами, а другие - исчерпаться одной публикацией.
Таким образом, реализация конфликтного дискурса в печати имеет значительные «отклонения» от ситуации, описанной Н. А. Белоус. Тем не менее, общие закономерности развития конфликта, изученные в ее работе, являются одной из основ реализации конфликтного дискурса в печати.
Еще один аспект, который значительно влияет на конфликтный дискурс в печати - это общественная значимость. По умолчанию, все конфликты, на которые обращают внимание общественно-политические издания, должны носить общественный характер. Это означает, что их течение и развязка касается большого количества людей, влияет на их образ жизни (например, как типовая модель поведения в типовой конфликтной ситуации). Конечно, на поведение индивида в конфликтной ситуации может влиять и множество нетипичных и асоциальных моделей, свидетелем которых когда-то этот индивид был. Однако вряд ли такой опыт можно назвать позитивным. СМИ подразумевает рассмотрение таких столкновений, которое приводит к изменению жизни людей в лучшую сторону и (или) дает опыт общественного поведения, а также такого индивидуального поведения в конфликтах, которое одобряется обществом. На типовой характер конфликтной ситуации обращает внимание и Н. А. Белоус, полагая, что его протекание связано с определенными «фреймами», т. е. типовыми моделями поведения человека в той или иной конфронтации. Кроме того, конфликтный дискурс может быть разделен на две большие группы: на личностно-ориентированные КД и статусно-ориентированные КД [1, с. 22]. Это означает, что субъектами могут выступать как частные лица, так и объединения людей. Нас, очевидно, должны интересовать, в первую очередь, статусно-ориентированные
конфликтные дискурсы. Именно эта разновидность имеет дело с теми противоречиями жизни человека, которые носят общественный характер.
Тогда закономерно возникает вопрос, каковы субъекты конфликтного дискурса в его медийном варианте?
Исследуя политический дискурс, Е. И. Шейгал выделяет следующие субъекты и отношения:
1. Институт ^ институт.
2. Представитель института ^ представитель института.
3. Институт ^ граждане.
4. Институт ^ гражданин.
5. Представитель института ^ граждане.
6. Представитель института ^ гражданин [4].
С небольшими изменениями данные отношения, на наш взгляд, будут актуальны и для массово-коммуникативного пространства, поскольку институт политики так же, как институт СМИ, функционирует в публицистическом поле, т. е. связан с журналистикой. Однако некоторые изменения следует все же внести. Отношения в поле массовой коммуникации происходят в пространстве между СМИ и потребителем. Специфика этих взаимоотношений подразумевает, что некий обобщенный потребитель информации является одновременно и неким информационным фоном, на котором происходят события (создается «повестка дня»). Массовая аудитория, можно сказать, молчаливое большинство людей страны (региона). Поэтому когда речь идет о ней, нередко используют понятие «общества». Таким образом, «общество» становится вполне легитимным участником массово-коммуникативного процесса.
С другой стороны, выделение среди агентов массово-коммуникативного пространства отдельных представителей институтов - не всегда оправдана: в частности, коммуникативная ситуация «Представитель института -Гражданин» противоречит самой коллективной сущности поля журналистики: оно не может быть местом, где происходит соприкосновение двух единичных позиций, они должны быть максимально обобщены. В частности, представитель Института лишь тогда может играть социальную роль, когда он является лидером, т.е. личностью, несущей в себе не только яркие индивидуальные черты, но и выражающей в полной мере интересы института, отражающей его развитие и потенциал. Такие личности становятся полноправными субъектами медиа.
Таким образом, мы будем говорить о следующих типах институциональных связей:
1. Институт ^ Институт.
2. Институт ^ Общество.
3. Институт ^ Личность
4. Общество ^ Личность
5. Общество ^ Общество (или Система ^ Система)
Последний пункт представляет собой противостояние (или иные взаимоотношения), например, капиталистической и социалистической систем.
Таким образом, мы можем говорить об основных элементах, формирующих конфликтный дискурс в печати: субъекты конфликта, автор материала, а также его возможные позиции по отношению конфликту, место разворачивания конфликта - СМИ, наличие массовой аудитории, наблюдающей за происходящим.
В результате картина конфликтной ситуации, являющейся основной единицей развития конфликтного дискурса будет иметь примерно следующий вид (схема 1).
На стадии сбора информации, знакомства с обстоятельствами того или иного конфликтного «дела» автор публикации сталкивается с множеством обстоятельств, которые влияют на основное содержание будущей публикации. В частности, формат СМИ определяет способ работы журналистов в подобных условиях: представление точки зрения на конфликт с обеих сторон, отсутствие или минимальное присутствие оценочной лексики и т. д. С другой стороны, активные субъекты конфликта имеют возможность сформировать у автора материала определенную установку на суть происходящего. Эта установка может формироваться под воздействием субъектов, но вопреки их воле. С другой стороны, позже в стадии написания материала эта установка проходит через фильтр формата. В результате рождается медиатекст, который должен соответствовать интересам массовой
аудитории (в той версии, в какой ее себе представляет редакция издания). С другой стороны, в качестве регулятора подобных публикаций выступает аудитория, которая своими предпочтениями воздействует на редакцию и на формат подобных журналистских произведений.
Таким образом, важнейшими условиями, определяющими специфику изображения конфликта в печати, являются следующие:
- в основе конфликтного дискурса лежит столкновение коммуникативных целей, которое ведет к изменению эмоциональных состояний и знаний конфликтующих;
- разворачивание общественного конфликта в печати может носить несколько вариантов позиций автора: а) конфликт нейтрально описывает журналист; б) автор медиатекста (или СМИ) является участником конфликта; в) автор медиатекста сочувствует одной из сторон; г) автор медиатекста негативно оценивает обе конфликтующие стороны;
- в СМИ конфликтная коммуникация осуществляется: 1) при участии (в присутствии) массовой аудитории (это обстоятельство может влиять на поведение оппонентов); 2) при посредничестве фигуры автора публикации (от ее позиции зависит восприятие конфликта массовой аудиторией);
- описание конфликта в печати третьей стороной (журналистом, автором) может влиять на его продолжительность;
- в СМИ чаще всего реализуются статусно-ориентированные конфликтные дискурсы;
- в типовых конфликтах на страницах СМИ присутствуют следующие типы субъектов конфликта и институциональных связей: 1) Институт ^ Институт; 2) Институт ^ Общество; 3) Институт ^ Личность; 4) Общество ^ Личность; 5) Общество ^ Общество (или Система ^ Система).
Литература
1. Белоус Н. А. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве: семантические и прагматические аспекты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. - 2008. - 49 с.
2. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 280 с.
3. Математический справочник научной библиотеки избранных естественнонаучных изданий [Электронный ресурс]. - URL:http://dict.sernam.ru/index.php?id =713 (дата обращения: 29.11.2016).
4. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. - Волгоград, 2000. - 440 с. - URL: http://www.twirpx.com/fïle/56756/(дата обращения: 29.11.2016).
References
1. Belous N. A. Konfliktnyi diskurs v kommunikativnom prostranstve: semanticheskie i pragmaticheskie aspekty: avtoreferat dis. ... dok. filol. nauk: 10.02.19. [Conflict discourse in communicative space: the semantic and pragmatic aspects: abstract dis. ... Doc. Philology. Sciences: 10.02.19. - 2008]. 49 p. Available at: // oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/.../filolog/09-09.../BelousNA.rtf (accessed: November, 29, 2016).
5. 5. Cu6udaHoe. ycnoBua $yHKUM0HMp0BaHMfl K0H$nuKTH0ro MefluaflucKypca
2. Makarov M. L. Osnovy teorii diskursa [Basis of discourse theory]. - Moscow: «Gnozis» Publ., 2003. 280 p.
3. Matematicheskii spravochnik nauchnoi biblioteki izbrannykh estestvenno-nauchnykh izdanii [Mathematical Science reference library of selected natural-scientific publications]. Available at: http://dict.sernam.ru/index.php?id=713 (accessed: November, 29, 2016).
4. Sheigal E. I. Semiotika politicheskogo diskursa: dis. ... dok. filol. nauk: 10.02.01 [Semiotics of political discourse: dis. ... Doc. Philology. Sciences: 10.02.01]. Volgograd, 2000. 440 p. Available at: http://www.twirpx.com/file/56756/ (accessed: November, 29, 2016).
MODALITIES FOR THE FUNCTIONING OF THE CONFLICT MEDIA DISCOURSE
Bair B. Sibidanov
PhD, A/Professor, Buryat State University 24a Smolina Str., Ulan-Ude, 670000 Russia
In a spotlight are operating of conflict conditions in texts of MASS-MEDIA. To them behave: role of author of material, duration of conflict, his public meaningfulness, dependence of behavior of participants of conflict on MASS-MEDIA. Conflict discourse is implemented in a status-oriented speech. To media is important. Journalism governs social relations. Conflict discourse creates role positions and role expectations. The key agents of conflict discourse are: Institute, Society, Person, your System. Social conflict in the press depends on the position of the author. It may be different. The author's position has several options: a) the author describes the conflict neutral; b) the author of the text is a party to the conflict; c) the author of the text sympathizes with one of the parties; d) the author evaluates both conflicting parties negatively. Keywords: conflict discourse, status-oriented discourse, social role.