ния гностических умений. Проверка эффективности разработанной программы доказала правомерность выдвинутых положений и действенность условий формирования гностических умений студентов педагогического колледжа.
Библиографический список
1. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М., 1990.
2. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобский - М., 1981.
3. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования [Текст] /
Н. А. Морева. - М.: ACADEMIA, 2005. - 432 с.
4. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: «Просвещение», 1976.-224 с.
5. Спирин, JI. Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / JI. Ф. Спирин - М.: «Российское педагогическое агентство», 1997, - 174 с.
6. Тихомиров, О. К.Психологая мышления: уч. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений [Текст] /O.K.Тихомиров.-2-еизд.-М.: ACADEMIA, 2005.-288с.
УДК 303.04
С. П. Орешкова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТРУКТУРИРОВАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сложность процессов, объектов и явлений современного мира определяют сложность проблем, возникающих перед человеком в различных областях теоретической и практической деятельности. Развитие науки и техники, появление современных информационных технологий привели к резкому увеличению объемов информации, превращению информации в производящую силу общества,
В этих условиях перед образованием стоит задача подготовки человека к эффективной работе с информацией. Учащийся должен знать методы и приемы построения нового знания на основе полученной информации; уметь перерабатывать, фильтровать; структурно, компактно, образно ее представлять; делать информацию наглядной, доступной для образно-чувственного восприятия.
Учебная деятельность в условиях непрерывного образования характеризуется не только значительным увеличением объёма знаний, но и усложнением его содержания. Процесс усвоения этих знаний, включение их в ранее построенную систему вызывает у учащихся существенные затруднения. Это связано не только со сложностью содержания изучаемых дисциплин, но и с тем, что учащиеся не владеют умениями выделять существенное и главное, включать новые знания в систему ранее сформированную, структурировать учебный материал. В тоже время как структурирование учебного материала, как указывает П. И, Пидкасистый, является важнейшим условием организации учебной деятельности студентов, дидактической целью которого является рациональность и экономичность в его усвоении и долговременном сохранении в памяти. Кроме того, структура учебного материала определяет характер учебной деятельности, влияет на расширение её познавательных и творческих возможностей, мотивацию учения и формирование интереса к нему. «Познавательный процесс обуславливается логической структурой содержания знаний и закономерностями усвоения», подчёркивает И. Я. Лернер [3].
Психологи придают большое значение оптимальной последовательности подачи информации в учебном процессе, влияющей на процесс её усвоения и на умственное развитие учащихся. А. Н. Леонтьев отмечает, что возникает формализм знаний без включения изучаемого в новые и содержательные отношения с ранее сформированной системой знаний [4]. Систему связей между понятиями и суждениями как действительное содержание всякого познания особого рода рассматривают А. М. Сохор, П. Г. Щедровицкий [5; 8].
Все сказанное выше подчёркивает актуальность и значимость формирования в учебном процессе умений учащихся структурировать теоретический материал.
В психолого-педагогической науке имеются теоретические предпосылки изучения проблемы формирования умений учащихся структурировать теоретический материал:
~ исследования отечественных психологов (Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, Н. Ф. Талызина, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев) и дидактов (Ю. К. Бабанский, В. Д. Давыдов, И. Я. Лернер,
А. М. Сохор, А. В. Усова), посвященные разработке различных способов структурирования учебного материала;
- теории формирования умений (Ю. К. Бабанский, Е. Н. Кабанова-Меллер, Ю. М. Колягин, В. Т. Кудрявцев, Е. А. Милерян);
- теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (Н. А. Галатенко, П. Я. Гальперин, М. В. Гальперин, М. В. Гемезо, И. И. Ильясов, А. И. Подольский, Н. Ф. Талызина);
- дидактические приёмы и средства визуализации структуры учебного материала (опорные конспекты, сигналы, таблицы, рисунки и схемы), активизирующие учебно-познавательную деятельность обучаемых (О. С. Анисимов, В. П. Беспалько, А. М. Сохор, Н. Ф. Талызина и др.).
Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме формирования учебных умений, недостаточно исследованной остаётся проблема формирования умений учащихся структурировать теоретический материал. В то время как именно это умение обеспечивает смысловую обработку учебного текста.
Опираясь на представление С. Л. Рубинштейна об обучении как «особом виде деятельности, для которого научение, овладевание знаниями и навыками является на только результатом, но и целью», можно предположить, что учебная деятельность будет продуктивнее, если учащийся владеет умением структурировать теоретический материал, что обеспечит рациональность и экономичность его усвоения и долговременность сохранения в памяти. При этом учебная деятельность понимается как целенаправленное усвоение учащимися преимущественно обобщённых теоретических знаний и соответствующих им способов деятельности в процессе взаимодействия учащихся с содержанием в условиях организованного обучения.
Анализ психо лого-педагогической литературы позволил выделить различные подходы учёных к пониманию структуры учебной деятельности, представленные в (табл. 1).
Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания; основные научные понятия, законы, научные факты, аксиомы, постулаты, следствия. В результате учебной деятельности выстраиваются содержательно-логические и (или) структурно-функциональные связи между элементами теоретического знания.
Таблица 1
Различные подходы к структуре учебной деятельности
Авторы Компоненты учебной деятельности
] 2
Г, И, Вергелис 1. мотивационный; 2. содержательный; 3. операционный
В. В. Давыдов Д. Б. Эльконин 1. мотивационно-ориентировочный; 2. центральный (рабочий, испол нительский); 3. контр о л ьно - оценочный
И, А. Зимняя 1. учебные действия мотивация; 2, учебные задачи в определённых ситуациях в различной форме заданий; 3. мотивация; 4. контроль; 5. оценка, переходящая в самооценку
Окончание таблицы
1 2
Е. Н. Кабанова-Меллер 1, овладение системами знаний; 2. овладение умениями и навыками; 3, личностный (мотивациоЕшый) компонент^, овладение системами приёмов учебной работы; 5. овладение системами обобщённых приёмов управления своей учебной деятельностью; б. явление переноса, т. е. возможность перенести известный приём на новую ситуацию
П, Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина 1. мотивационно-целевой; 2, содержательноориентировочный; 3. действенно-операционный;4. организационно-планирую щий; 5. контрольно-оценочный
Ю, А. Конаржевский I. потребность; 2. цель; 3. учебное действие; 4, контроль (самоконтроль)
Г. Ю. Ксензова 1. цель; 2. мотивы; 3. выбор средств; 4. действия; 5. самоконтроль; 6. самооценка
Е. Л. Матова 1. мотивация учения; 2. учебные задачи; а) цель; б) учебные действия; в) условия достижения цели (умение самоконтроля и самооценки)
В. Г. Пантелеева 1. учебно-познавательный интерес; 2, целеполагание; 3. учебные действия; 4. действия контроля; 5. действия оценки
Для нашего исследования ценно представление Е, Н, Кабановой-Меллер о структуре учебной деятельности, в которой особо выделена компонента системности знаний и системы приёмов учебной работы, что ещё раз показывает возможность и значимость формирование умений структурировать теоретический материал в учебной деятельности [2].
Уточнение понятийного аппарата исследования привело нас к анализу представлений учёных о процессе структурирования:
- установление связи между фактами, идеями и понятиями (Д. Брунер, 1962);
- способ материализации некоторых сторон умственной деятельности
(Н. Ф. Талызина, 1967);
- установление последовательности, взаимосвязи составляющих единое целое элементов учебного материала (А. М. Сохор, 1974);
- установление существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности и существенных связей и отношений между ними (А. В. Усова, 1986);
- понимание информации, её накопление и размещение в смысловую систему в сознании (Д. П. Аусбель,1989);
- процедура, с помощью которой составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, способы их передачи
учащимся и соответствующие действия учащихся по их усвоению) выстраиваются в определённых связях и отношениях, отражающих логику общественно-исторического процесса познания и его результатов; технологию процессов распознавания явлений, их упорядочивания и объяснении сущности явлений; преобразование явлений из одного состояния в другого (П. И. Пидкасистый, 1999);
- выделение «клеточки» элемента, в котором бы в свёрнутом виде был представлен предмет объяснения (Ю. В. Сенько, 2000).
Основываясь на анализе приведённых определений и пониманий сущности учебных умений, умение структурировать теоретический материал (УСТМ) понимается в исследованиях, как обобщенное интеллектуальное умение, характеризующее способность учащегося совершать интеллектуальную деятельность по представлению изучаемого теоретического материала в виде целостной структуры на основе выбранного принципа, в результате которой достигается качественно иное, более глубокое знание, чем то, которое имеется в простой сумме признаков, зафиксированных в учебном материале. Эта способность проявляется в меняющихся условиях и обладает свойством переноса на широкий круг различных ситуаций.
Такое понимание УСТМ позволяет отнести его к универсальным метаумениям, обеспечивающим продуктивность учебной деятельности.
УСТМ включает в себя учебные умения, реализуемые в учебной деятельности [1]: умение вывести более частные и конкретные знания из общих, абстрактных; умение анализировать (способность к анализу); умение обнаруживать в теоретическом материале генетически исходное существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний; умение воспроизводить связи между отдельными элементами теоретического материала в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать сё свойства «в чистом виде»; умение конкретизировать генетически исходную, всеобщую связь изучаемого объекта в системе частных знаний о нём, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мыслительные переходы от частного к общему и обратно; умение переходить от выполнения действий в умственном плане к их выполнению во внешнем плане и обратно.Формирование каждого из этих умений в учебной деятельности влияет на формирование УСТМ.
Формированию у учащихся УСТМ способствует систематическое использование педагогом комплекса методических приёмов и средств, дающих образцы наглядного представления структур учебного материала в виде матриц связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, опорных сигналов, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т. п.
В проводимой опытно-экспериментальной работе нами использовался спецкурс по формированию умений структурировать теоретический мате-
риал на базе учебной дисциплины «Начертательная геометрия», который обогащал содержание образования материалом, ориентированным на процесс формирования УСТМ,
Анализ стандартов показывает что, несмотря на возможности дисциплины «Начертательная геометрия» целенаправленной проблемы структурирование теоретического материала в рамках этой дисциплины не обозначено. Это приводит к тому, что учащиеся испытывают затруднения в обучении [Текст] т. к. они не умеют создать ту систему знаний, которая включает в себя теоретическую основу для построения чертежей.
Для использования возможностей дисциплины «Начертательная геометрия» для формирования УСТМ требуется дополнить содержание образования материалом, ориентированным на формирование у учащегося УСТМ, как важнейшего ключевого интеллектуального метаумения современного человека, которое может быть перенесено и на другие предметы. Это даст возможность учащимся усвоить весь комплекс дисциплин соответствующего профиля, устанавливать связи между ними.
Спецкурс по формированию у учащихся УСТМ является органично интегрированным дополнением основной рабочей программы общепрофессиональной дисциплины «Начертательная геометрия» и отражает решение одной из развивающих задач изучения дисциплины - формирование умений структурировать теоретический материал. Основные разделы спецкурса сочетаются с модульными единицами изучаемой дисциплины и отражают основные этапы процесса формирования УСТМ в контексте функционально обусловленной структуры их профессиональной деятельности.
Для формирования умений структурировать теоретический материал, создано дидактическое обеспечение, включающее в себя - текстовые задания, учебные задания аналитического характера, темы рефератов, карточки-задания по темам курса для практических занятий, курс лекций по методам структурирования, методические указания для преподавателей-предметников по организации занятий для целенаправленного формирования УСТМ, методические указания для учащихся по использованию методов структурирования в учебной деятельности.
Программа спецкурса включала 4 раздела: Раздел 1. Ориентирование учащихся на овладение умениями структурировать теоретический материал (УСТМ). Раздел 2. Включение учащихся в процесс овладения умениями структурировать теоретический материал. Раздел 3. Отработка методов и приемов структурирования в работе с теоретическим материалом, применение УСТМ в новых нестандартных ситуациях. Раздел 4. Анализ и оценка успешности достижения цели - формирование умений учащихся структурировать теоретический материал.
Каждый раздел спецкурса соотносится с реализацией определенного этапа формирования умений структурировать теоретический материал (УСТМ):
Этап 1. Мотивационно-ценностный— осуществлялся с диагностики уровня сформированности умения структурировать теоретический материал, формулирование целей обучения структурированию на основе анализа функциональной значимости структурирования для перестройки уровней познавательной деятельности и соотносился с первым разделом спецкурса.
Этап 2. Когнитивный - включал в себя сообщение учащимся теоретических знаний - методов и способов структурирования теоретического материала, позволяющие способствовать развитию и реализации личностного потенциала учащегося. Применение этих способов на практических занятиях.
Этот этап соотносился со вторым разделом спецкурса.
Этап 3. Процессуально-деятельностный- соотносился с третьим разделом спецкурса и способствовал закреплению и осознанию УСТМ на уровне применения в рамках строго заданного фрагмента содержания, а также предполагает самостоятельное выполнение заданий по изучению новых тем курса дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика», поиск оптимального пути решения, его обоснование для решения практических задач.
Этап 4. Рефлексивно-оценочный - соотносился с четвертым разделом спецкурса и предполагал самооценку, самоанализ и анализ результатов по изучению и применению приемов и методов структурирования теоретического материала.
Данный спецкурс представлен лекционным курсом в объеме - 9 часов; практическими занятиями в объеме - 11 часов и самостоятельной работой студентов в объеме - 10 час, всего 30 часов .
Дидактическое обеспечение реализации спецкурса включает в себя использование дискуссионных, игровых, объяснительно-иллюстрированных методов обучения. В качестве приёмов формирования умений структурировать теоретический материал эффективными являются: подготовка аналитических материалов: составление планов, конспектов, выполнение аннотаций, рефератов, научно-аналитических обзоров технической литературы по теме, взаиморецензирование и саморецензирование, анализ и самоанализ результатов учебно-профессиональной деятельности; инструктирование; приёмы «выведения правила» и «подведение под правило».
Процесс формирования умений учащихся структурировать теоретический материал характеризуется разными уровнями сформированности этого умения.
Для первого (низкого) уровня свойственно умение учащихся выполнять лишь отдельные действия и операции, преимущественно без должного пони-
мания (механически), нарушение последовательности операций, использование линейных структур.
Для второго уровня (средний уровень) характерно выполнение всех операций, включает умение представить изученную тему в компактной форме в виде конспект-схем, блок-схем, диаграмм, структура представлена объёмными связями (связи установлены верно), умение привести примеры, грамотно формулировать вопросы к этой теме, знать перечень задач решаемых в ней;
Третий уровень (высокий) включает характеристики предыдущего уровня, также умение представлять большие разделы предмета во взаимозависимости, взаимосвязи и следствии тем, способность формулировать подробный план ответа по каждой описанной теме этого раздела с подкреплениями его соответствующими примерами (т. е. продемонстрировать глубокое знание разделов предмета), умение проводить самоконтроль и самокоррекцию всей описанной темы.
Мониторинг процесса формирования умений учащихся предполагает выделение критериально-оценочной базы. С этой целью обобщённое интеллектуальное умение структурировать теоретический материал представлялось нами через составляющие его действия: 1) использует знания основных операций по структурированию теоретического материала; 2) демонстрирует осознанность, полноту, последовательность операций структурирования теоретического материала; 3) использует оптимальный алгоритм деятельности по структурированию теоретического материала.
Для каждого из названных составляющих действий умения структурировать теоретический материал определены уровни их развития, что позволяет в целом оценивать уровень сформированное™ умений структурировать теоретический материал.
Для проведения опытно-экспериментальной работы (ОЭР) нами были выделены экспериментальная и контрольная группы. Для обеспечения достоверности результатов исследования в начале организации ОЭР был проведен первый контрольный срез с целью определения исходного уровня сформированное™ умений структурировать теоретический материал (УСТМ). По разработанным анкетам был проведен опрос студентов первого курса.
Однородность и правильность выбора экспериментальной и контрольной групп на начало опытно-экспериментальной работы подтверждена незначи-мостью различий анализируемых показателей с использованием «Критерия Фишера», который применялся и при определении эффективности формирования УСТМ по окончании спецкурса.
Анализ результатов на начало и окончание ОЭР проводился по материалам: опросника на выявление мотивации (признания учащимися значимости) на формирование УСТМ в учебной и профессиональной деятельности; теста на знание предмета «Начертательная геометрия»; теста на выявление у уча-
щихся понимания сущности приемов применяемых при структурировании теоретического материала. Для оценки сформированное™ у студентов умения структурировать учебный материал был использован текст из курса «Начертательной геометрии» по теме «Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монжа» из учебника А. А Чекмарева [6; 7], в котором были введены некоторые неточности и был нарушен логический порядок изложения. В общей сложности текст содержал 9 определений, 18 формул, 12 рисунков и ссылок на них, 5 выводов и аксиом, 15 примеров.)
В экспериментальной группе обучение происходило по разработанной дидактической модели формирования умений структурировать учебный теоретический материал при изучении графической дисциплины по разработанному спецкурсу.
Результаты исследования эффективности обучения этой группы сравнивались с результатами контрольной группы, в которой изучение названной учебной дисциплины велось традиционным способом.
В результате реализации спецкурса хорошо прослеживается позитивная динамика формирования УСТМ, что видно (рис. 1).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
низкий средний высокий
Рис. 1. Динамика формирования УСТМ у экспериментальных групп (%).
У контрольных групп такая динамика в формировании УСТМ отсутствует, что видно на гистограмме на (рис. 2).
Так как в контрольных группах обучение велось обычными методами, без обучения структурированию, студенты использовали УСТМ на интуитивном уровне.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что последовательная реализация всех разделов спецкурса в их единстве и взаимосвязи обеспечивает эффективное формирование УСТМ у учащихся в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Начертательная геометрия».
100
40
20
80
60
0
□ начало
окончание
низкии
высоким
Рис. 2. Динамика формирования УСТМ у контрольных групп (%).
Положительная динамика в изменении уровней, характеризующих обобщенное интеллектуальное умение структурировать теоретический материал, показывает, что реализация разработанного спецкурса способствует рациональному и экономичному усвоению знаний, сохранению их в памяти, что в целом повышает качество обучения.
1. Давыдов, В. В. Психологическая теория; учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. [Текст] /
В. В. Давыдов. - Томск,: Пеленг, 1992. - 115 с,
2. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е. Н.Кабанова-Меллер. - М,: ПросвещениеЛ958. - 288 с.
3. Лернер, И. Я. О методах обучения [Текст] / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. // Советская педагогика. - М.. 1995. ~№ 3,-125 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М,: Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа [Текст] / А. М. Сохор. - М;: Педагогика, 1974. - 192 с.
6. Чекмарев, А. А, Инженерная графика : Справочные материалы [Текст] / А. А. Чекмарев, В. К. Осипов. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - 416 с.: ил. - («Справочные материалы»)
7. Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия. Инженерная геометрия. Инженерная и машинная графика. Программа, контрольные задания и методические указания для студентов-заочников инженерно-технических и педагогических специальностей вузов : методические указания [Текст] / А. А. Чекмарев. - 2-е изд.,испр. — М.: Высшая школа, 2001. - 154 с.
8. Щедровицкий, П. Г. Проблемы методологии системного исследования [Текст] / П. Г. Щедровицкий — М,: Знание, 1964. - С. 40-41.
Библиографический список