Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения квалификации учителей в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин'

Организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения квалификации учителей в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ФАКТОРЫ / КОМПОНЕНТЫ (СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ОЦЕНОЧНО-РЕГУЛЯТИВНЫЙ) / ADVANCED TRAINING OF TEACHERS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / STRUCTURING OF CONTENT AREA / PROFESSIONAL SKILLS / FACTORS / COMPONENTS (CONTENT AND TARGET / OPERATIONAL AND ACTIVITY-RELATED / EVALUATIVE AND REGULATORY)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глинкина Галина Васильевна

В статье представлены аргументы, обосновывающие актуальность подготовки педагогов в процессе повышения классификации в области структурирования предметного содержания преподаваемых учебных дисциплин. Овладение педагогами такими умениями обусловлено низким качеством содержания учебников, а также необходимостью развивать у обучаемых умение структурировать знания. Это послужило основанием для постановки цели исследуемой проблемы: разработать организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения квалификации педагогов в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин. На основе цели был определен ряд задач, средства и степень достижения которых описаны в данной статье. Раскрываются особенности организационно-педагогического обеспечения, разработанного для реализации такой подготовки педагогов и включающего важные структурные компоненты, способствующие развитию профессиональных умений в исследуемой области педагогической деятельности: содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный. Проведен анализ степени разработанности проблемы формирования у педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин, в результате чего была описана сущность структурирования предметного содержания, выявлены факторы, влияющие на процесс развития у педагогов специальных умений, разработана программа повышения квалификации педагогов и условия, реализация которых позволит достичь планируемых результатов в исследуемой области профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глинкина Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Pedagogical Support for the Process of Advanced Training of Teachers in the Field of Structuring the Content Area of the Disciplines they Teach

The article presents the arguments supporting the relevance of teacher’s training in the field of structuring of the content area of academic disciplines they teach. The need for the teachers to master such skills is based on low-quality content of textbooks and on the necessity to develop the skills of knowledge structuring in the trainees. This has formed the basis for setting the objective of the problem under study: developing organizational and pedagogical support for the process of advanced training of the teachers in the field of structuring of content area of academic disciplines. Based on the objective, a number of tasks have been defined, the methods and the extent of achievement of which are described in the article. The peculiarities of the organizational and pedagogical support developed for realization of such training including important structural components contributing to the development of professional skills in the field of pedagogical activity under study are specified, namely content and target, operational and activity-related, evaluative and regulatory components. The analysis of the extent of the development of the problem of formation of teachers’ professional skills to structure the content area of academic disciplines has been carried out. As a result, the essence of structuring of the content area has been described; the factors influencing the process of development of teachers’ specialized skills have been determined; the program of advanced training for teachers and conditions the realization of which will allow to achieve planned results in the field of professional activity under study have been developed.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения квалификации учителей в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин»

1УДК 378.046.4 ББК 74.5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН

Г. В. Глинкина

Аннотация. В статье представлены аргументы, обосновывающие актуальность подготовки педагогов в процессе повышения классификации в области структурирования предметного содержания преподаваемых учебных дисциплин. Овладение педагогами такими умениями обусловлено низким качеством содержания учебников, а также необходимостью развивать у обучаемых умение структурировать знания. Это послужило основанием для постановки цели исследуемой проблемы: разработать организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения квалификации педагогов в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин. На основе цели был определен ряд задач, средства и степень достижения которых описаны в данной статье.

Раскрываются особенности организационно-педагогического обеспечения, разработанного для реализации такой подготовки педагогов и включающего важные структурные компоненты, способствующие развитию профессиональных умений в исследуемой области педагогической деятельности: содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный.

Проведен анализ степени разработанности проблемы формирования у педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин, в результате чего была описана сущность структурирования предметного содержания, выявлены факторы, влияющие на процесс развития у педагогов специальных умений, разработана программа повышения квалификации педагогов и условия, реализация которых позволит достичь планируемых результатов в исследуемой области профессиональной деятельности.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, организационно-педагогическое обеспечение, структурирование предметного содержания, профессиональные умения, факторы, компоненты (содержательно-целевой, операционально-деятельностный, оценочно-регулятивный).

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE FIELD OF STRUCTURING THE CONTENT AREA OF THE DISCIPLINES THEY TEACH

G. V. Glinkina

Abstract. The article presents the arguments supporting the relevance of teacher's training in the field of structuring of the content area of academic disciplines they teach. The need for the teachers to master such skills is based on low-quality content of textbooks and on the necessity to develop the skills of knowledge structuring in the trainees. This has formed the basis for setting the objective of the problem under study: developing organizational and pedagogical support for the process of advanced training of the teachers in the field of structuring of content area of academic disciplines. Based on the objective, a number of tasks have been defined, the methods and the extent of achievement of which are described in the article.

The peculiarities of the organizational and pedagogical support developed for realization of such training including important structural components contributing to the development of professional skills in the field of pedagogical activity under study are specified, namely content and target, operational and activity-related, evaluative and regulatory components.

The analysis of the extent of the development of the problem of formation of teachers' professional skills to structure the content area of academic disciplines has been carried out. As a result, the essence of structuring of the content area has been described; the factors influencing the process of development

of teachers' specialized skills have been determined; the program of advanced training for teachers and conditions the realization of which will allow to achieve planned results in the field of professional activity under study have been developed.

Keywords: advanced training of teachers, organizational and pedagogical support, structuring of content area, professional skills, factors, components (content and target, operational and activity-related, evaluative and regulatory).

В теории профессионального образования повышение квалификации учителей рассматривается как вид дополнительного профессионального образования, которое направлено на достижение более высокого уровня профессиональной квалификации, достигаемой посредством обновления теоретических знаний учителей, расширения спектра практических умений и навыков (компетентностей), освоения инновационного опыта коллег [1, с. 235; 2, с. 153; 3, с. 16]. Данная ступень непрерывного профессионального образования считалась важной и в предыдущие периоды, а в современных условиях в связи с повышением требований к уровню профессиональной деятельности педагога и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач играет очень важную роль при реализации стандартов нового поколения, а также приобретает еще большую значимость и в связи с введением Профстандарта педагога.

Перед системой повышения квалификации учителей стоит задача подготовки учителя, владеющего такой системой профессионально-педагогических знаний и умений, которая позволит ему успешно реализовать ФГОС и достигнуть планируемых результатов [4, с. 180]. Одним из средств, обеспечивающих решение данной задачи, является разработка организационно-педагогического обеспечения процесса повышения квалификации в каждой сфере педагогической деятельности.

Актуальность повышения квалификации учителей в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин обусловлена требованием Профстандар-та к трудовым действиям, относящимся к общепедагогическим функциям в области обучения, среди которых важнейшими являются планирование и проведение учебных занятий, формирование у обучаемых универсальных учебных действий (далее - УУД) [5].

Несомненным является тот факт, что умение структурировать содержание учебных дисциплин необходимо развивать на стадии подготовки будущих педагогов, то есть на ступени профессионального образования [2, с. 158; 6, с. 10], что позволило бы образовательным организациям, выпускающим специалистов по разным областям знаний, готовить педагогов к реализации ФГОС нового поколения. Однако пока учреждения педагогического образования (вузы и колледжи) не занимаются решением данной проблемы: в содержании общепедагогических и специальных учебных дисциплин нет разделов и тем, изучение которых позволяет развивать у будущих педагогов профессиональные знания и умения в области структурирования предметного содержания учебных дисциплин. Актуальность формирования такой компетенции усиливается и невысоким качеством содержания школьных учебников [6, с. 8; 7, с. 8; 8, с. 6], в которых часто содержится неструктурированный материал, допускаются фактические и логические ошибки, отсутствуют четкие и правильные определения предметных и межпредметных понятий, классификация изучаемых понятий представляется с разрушенными родо-видовыми связями, используемые схемы и таблицы несут поверхностную несущественную информацию и др. В некоторых учебниках расположение разделов и параграфов, порядок изучения понятий имеют нелогичную последовательность, при этом разрываются логические связи между дидактическими единицами учебной программы по предмету. Все это не способствует осознанному усвоению обучаемыми предметного содержания изучаемых дисциплин и влечет за собой не только низкое качество предметных знаний и умений, но и недостаточный уровень овладения познавательными универсальными учебными действиями. В качестве недостатка современных учебников можно считать и отсутствие

примеров структурированного материала (структурных и классификационных схем, таблиц и др.), а также заданий, выполнение которых дает возможность развивать у обучаемых умение структурировать знания [2, с. 158; 6, с. 8; 7, с. 6; 9, с. 89]. Такое состояние учебников приводит к выводу о необходимости структурирования их содержания, а следовательно, и необходимости формирования и развития у педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых учебных дисциплин.

Для решения исследуемой проблемы была определена цель: разработать организационно-педагогическое обеспечение процесса повышения квалификации педагогов в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа известных публикаций определить сущность понятия «организационно-педагогическое обеспечение».

2. Проанализировать степень разработанности проблемы формирования у педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин и определить его сущность.

3. Выявить и описать факторы, влияющие на процесс развития у педагогов умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин.

4. Разработать организационно-педагогическое обеспечение формирования у педагогов на курсах повышения квалификации профессионального умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации разработанного организационно-педагогического обеспечения процесса формирования у педагогов на курсах повышения квалификации профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин.

Первая задача была реализована в процессе изучения и анализа публикаций авторов, занимающихся проблемой разработки организационно-педагогического обеспечения процессов в различных областях педагогики.

В современной педагогике проблема разработки и создания организационно-педагоги-

ческого обеспечения заслуживает внимания многих ученых. Однако нашлось очень мало работ, посвященных определению общего понимания сущности понятия «организационно-педагогическое обеспечение», все исследования имеют узкое направление, так как каждое из них посвящено созданию организационно-педагогического обеспечения в какой-либо отдельной области педагогического процесса: одни направлены на решение проблем в системе общего образования, другие - профессионального. Так, В. В. Измайлова в рамках своего исследования рассматривает в целом процесс педагогического обеспечения как специфическую профессиональную деятельность, предполагающую активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса, вслед за другими учеными выделяет такие свойства педагогического обеспечения, как многогранность (ресурсность, мощность, целесообразность и др.), динамичность, много-уровневость [10, с. 11]. В. В. Измайлова предлагает рассматривать педагогическое обеспечение с точки зрения ресурсного подхода, а также совокупности педагогических условий, позволяющих осуществлять данный процесс.

Педагогическое обеспечение, по мнению И. В. Протасовой [11, с. 13], изучавшей педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии, предложила рассматривать его как совокупность:

• ресурсов: внешних (к ним автор относит финансовый, материальный и социальный капитал) и внутренних (их составили личностно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, универсальность образования, эвристичность образовательной среды);

• условий: наличие культуроформирующе-го пространства; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного учреждения и ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления.

Н. П. Артемьев исследовал организационно-педагогическое обеспечение качества обучения школьников средствами информационно-коммуникационных технологий. При определении сущности организационно-педагоги-

ческого обеспечения Н. П. Артемьев опирался на теоретические подходы Н. Ф. Талызиной, Д. Ш. Матроса, М. М. Поташника к управлению качеством образования и рассматривал данное понятие как создание условий (организационных, психолого-педагогических, учебно-методических) для реализации качества обучения школьников [12, с. 4]. Н. В. Никуличева занималась изучением организационно-педагогического обеспечения подготовки преподавателя для системы дистанционного обучения и определила его структуру, включающую Профессиональный отраслевой стандарт «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения», перечень компетенций преподавателя, модель курса повышения квалификации, программу курса и описание этапов его реализации [13, с. 6].

Диссертационное исследование К. С. Ле-ницкого не раскрывает общее понимание организационно-педагогического обеспечения, оно было направлено на разработку такого обеспечения для мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе [14, с. 98], его составили два компонента: организационные условия исследуемого процесса (методы и средства оценки качества обучения) и педагогические (подготовка субъектов, формирование их сознательной позитивной установки на данную деятельность; проведение мониторинга и др.).

Педагогическое обеспечение, по мнению В. В. Игнатовой и В. С. Нургалеева, есть, с одной стороны, «совокупность условий, специальных педагогических форм, методов и приемов (технологий) с учетом критериев эффективности их реализации», с другой стороны, «неразрывный педагогический процесс, специально организованный, развивающийся во времени и пространстве, направленный на достижение поставленной цели и призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств субъектов образовательного процесса» [15; 16; 17, с. 51]. Авторы данной концепции выделяют следующие компоненты педагогического обеспечения: содержательно-целевой компонент (учебные программы), операцио-нально-деятельностный компонент (педагогические условия) и оценочно-регулятивный компонент (критерии эффективности реализа-

ции первых двух компонентов). Поскольку такое понимание сущности педагогического обеспечения охватывает и организационные, и педагогические условия, то описываемое исследование проводилось с опорой на указанные выше теоретические выводы В. В. Игнатовой и В. С. Нургалеева.

Вторая задача исследования требовала провести анализ степени разработанности проблемы формирования у педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин. Было установлено, что понятие «структурирование» применяется в различных областях научного знания, близких к педагогике: социологии, кибернетике, текстологии, инженерии знаний, технологии производства и др. -а ее исследованием занимается ряд ученых (А. В. Брескина; О. С. Ведель, О. А. Веденеева и Н. С. Шумилина; Г. А. Зелинская и М. М. Зелинский; М. В. Макаринская и Е. А. Орлова и др.), по-разному определяющих сущность понятия «структурирование предметного содержания» и предлагающих различные средства для осуществления данного процесса [2, с. 155; 6, с. 9]. Изучение и анализ трудов ученых, занимающихся проблемой структурирования предметного содержания учебных дисциплин, позволили выявить, что корни структурирования предметного содержания необходимо искать в общем понимании данного процесса: структурирование - процесс целесообразного преобразования информации, предметов или материалов, способный обеспечить их качественные изменения или создать благоприятные условия для развития, а также применения. Структурирование в любой области человеческого познания подразумевает установление каких-либо (в большинстве своем логических) связей: структурных, причинно-следственных, функциональных, родо-видовых и др. [6, с. 9; 8, с. 9; 18, с. 572], однако структурирование предметного содержания, к которому принято относить программы, содержание учебников, справочные материалы, тексты из дополнительных источников и т. д., необходимо понимать как процесс его совершенствования(приведения в непротиворечивую систему) посредством выявления прочных, устойчивых логических связей (отношений) между дидактическими еди-

ницами учебной дисциплины (предметными и межпредметными понятиями, теориями, законами, научными направлениями и т. п.) [2, с. 155; 19, с. 375; 20, с. 20].

Третья задача исследования направлена на выявление и описание факторов, влияющих на процесс развития у педагогов умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин. Так, были выявлены внутренние и внешние факторы, определяющие эффективность реализации разработанного организационно-педагогического обеспечения исследуемого процесса. К внутренним факторам относятся:

• осознание педагогами сущности структурирования и необходимости его применения при разработке рабочих программ и при подготовке к урокам;

• уровень овладения педагогами профессиональными знаниями и умениями в области структурирования предметного содержания учебных дисциплин;

• способность педагогов разрабатывать предметные задания, обеспечивающие развитие у обучаемых умения структурировать знания при изучении нового материала или повторении ранее изученного;

• уровень мотивации педагогов к профессиональному развитию в области структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин и овладения приемами развития у обучаемых умения структурировать знания.

Внешние факторы:

• система управления и контроля в образовательной организации, способствующая системной работе методобъединений школ (кафедр вузов) профессиональному росту педагогов и развитию их мотивации;

• ресурсное обеспечение процесса (материально-техническое, методическое, кадровое);

• организация работы методических объединений в школах и кафедр в педагогических вузах и колледжах по разработке дидактических средств, являющихся результатом структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин;

• выбор и применение педагогами таких технологий и средств обучения, которые позволяют предъявлять ученикам материал в

структурированном виде, вовлекать их в процесс структурирования нового материала и ранее изученного, самостоятельно изучать отдельные темы и проводить теоретические исследования с использованием приемов и средств структурирования.

Для реализации четвертой задачи было разработано организационно-педагогическое обеспечение формирования у педагогов на курсах повышения квалификации профессионального умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин. Первый компонент - содержательно-целевой - подразумевает наличие учебной программы, которая позволит педагогам овладеть необходимыми профессиональными компетенциями. Такая программа «Приемы структурирования педагогами предметного содержания учебных дисциплин при реализации ФГОС и развития у обучаемых умения структурировать знания» была разработана. Одной из особенностей программы является ее универсальность, так как она рассчитана на освоение педагогами различных ступеней обучения: от учителей начальных классов и учителей-предметников образовательных организаций общего образования до преподавателей учреждений профессионального образования. Цель программы: овладение педагогами различными приемами структурирования предметного содержания преподаваемых учебных дисциплин и разработки дидактических средств, обеспечивающих развитие у обучаемых (школьников и студентов) умения структурировать знания при изучении (повторении) различных учебных дисциплин.

Содержание программы, кроме входной и итоговой рефлексии, а также итогового контроля, включает такие тематические разделы:

1. Требования Профстандарта педагога к трудовым действиям в области реализации ФГОС.

2. Сущность структурирования предметного содержания учебных дисциплин.

3. Логические умения как основные интеллектуальные средства структурирования предметного содержания учебных дисциплин.

4. Традиционные и инновационные приемы структурирования педагогами предметного содержания преподаваемых дисциплин и развития у обучаемых умения структурировать знания.

5. Развитие у обучаемых умения структурировать знания при изучении (повторении) содержания различных дисциплин.

При изучении первого раздела данной программы педагоги осознают взаимосвязь требований Профстандарта педагога к трудовым действиям и планируемых результатов при реализации ФГОС. Второй раздел способствует пониманию сущности структурирования в целом, знакомству с областями его применения и структурирования предметного содержания учебных дисциплин в частности. Третий раздел создает условия для овладения педагогами логическими умениями с опорой на законы логики [4, с. 181], без применения которых процесс структурирования вообще не имеет смысла, так как может привести педагога к ложным выводам, ошибкам и заблуждению, а он в свою очередь приведет к этому же результату обучаемых.

Четвертый раздел программы обеспечивает не только знакомство педагогов с различными видами традиционных и инновационных приемов структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин, но и разработку слушателями курсов дидактических материалов, являющихся результатом структурирования. При изучении четвертого раздела педагоги самостоятельно выбирают раздел программы преподаваемой дисциплины и структурируют его содержание, используя различные приемы и создавая современный дидактический инструментарий познания. Разработанные структурированные материалы представляются слушателями курсов для общего обсуждения, в процессе которого проводится анализ материалов с применением критериальной системы оценивания [3, с. 17], обнаруживаются случаи нарушения алгоритма структурирования материалов и логические ошибки (это чаще всего случается при разработке сборников понятий и логических схем), а также выявляется нерациональность использования некоторых приемов. Значимым итогом такой работы является возможность для педагогов «по-новому» (критически) взглянуть на содержание учебников и обнаружить в них фактические и логические ошибки, а также еще больше убедиться в необходимости структурирования материалов, включенных в учебники.

Пятый раздел опирается на профессиональные знания, полученные педагогами на лекциях, и умения, приобретенные на практических занятиях при изучении предыдущих разделов программы, поэтому дает возможность овладеть универсальными методическими приемами и средствами, позволяющими разрабатывать предметные задания, применение которых на уроках и в домашних работах обеспечивает развитие у обучаемых такого общеучебного познавательного универсального действия, как умение структурировать знания. В содержании данного раздела предусмотрено посещение открытых уроков (или просмотр видеозаписи уроков), наглядно демонстрирующих применение педагогами структурированного материала и заданий, развивающих у обучаемых умение структурировать знания.

Результатом освоения всех разделов описанной программы на курсах повышения квалификации является готовность педагогов к самостоятельному структурированию предметного содержания преподаваемых дисциплин и формированию у обучаемых умения структурировать знания. К описанной программе издано одноименное учебно-методическое пособие «Приемы структурирования учителем предметного содержания учебных дисциплин при реализации ФГОС» (автор: Г. В. Глинкина ) [7], содержащее значительную часть лекционного материала и примеры результатов структурирования по различным учебным дисциплинам, что позволяет избавить слушателей курсов от изнурительного конспектирования лекций, больше времени уделить практическим разработкам и выявлению проблем и затруднений, возникающих при структурировании предметного содержания, используя изученные приемы.

Второй компонент педагогического обеспечения исследуемого процесса - операциональ-но-деятельностный - требует создания педагогических условий, реализация которых позволит достичь результатов, запланированных в разработанной образовательной программе повышения квалификации педагогов. Данные условия были определены на основе выявленных факторов, описанных при реализации третьей задачи исследования. Первое условие - осознание педагогами необходимости и сущности структуриро-

вания в общем его понимании и структурирования предметного содержания преподаваемых дисциплин в частности. Данное условие реализуется в процессе изучения педагогами на курсах повышения квалификации разработанной программы «Приемы структурирования педагогами предметного содержания учебных дисциплин при реализации ФГОС и развития у обучаемых умения структурировать знания».

Второе условие - участие педагогов в посткурсовой период в мероприятиях методических объединений (кафедр), целью которых является разработка современного дидактического инструментария познания, к которому относятся сборники понятий, сборники словесных образов, логические схемы (структурные, структурно-функциональные и классификационные), комплекты карточек [8, с. 9]. Такой инструментарий разработан в теории и технологии двух авторских изобретений: 1) Способ диалектического обучения (авторы: А. И. Гончарук и В. Л. Зорина; патент № 196 от 28.03.1996 г. Международного центра педагогического изобретательства) [17, с. 8; 20, с. 20]; 2) Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте (авторы: В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская, Г. В. Глинкина; патент № 2396605 от 10.08.2010 г. Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ) [20, с. 91; 21].

Методические объединения планируют серию разработческих семинаров, целью которых является структурирование содержания дисциплин конкретной предметной области. Педагоги распределяют темы программы и самостоятельно разрабатывают дидактический инструментарий, при этом одна и та же тема может разрабатываться разными педагогами. В дальнейшем на аналитических, методических семинарах или научно-методических конференциях педагоги представляют результаты структурирования, обсуждают спорные вопросы (формулировки определений понятий, их объем (виды и основания деления), выявляют противоречия и пути их разрешения. Данное условие требует от педагогов применения уже сформированных знаний и умений при разработке рабочих программ, тематического планирования, при структурировании отдельных тем к конкретным урокам, а также при разработке современного дидактического инструментария.

Педагоги, разрабатывающие данный инструментарий и применяющие его в процессе преподавания, получают объемный структурированный материал, который осознанно усваивается обучаемыми посредством выявления и установления логических связей между дидактическими единицами в изучаемом (повторяемом) материале.

В результате осознания учителем необходимости и сущности структурирования содержания преподаваемой дисциплины (первое педагогическое условие), овладения алгоритмом разработки современного дидактического инструментария познания при реализации плана работы методического объединения (второе условие) создается фундамент для реализации знаний и умений педагога в процессе самообразования, саморазвития, что способствует развитию профессиональной компетентности учителя в области формирования у обучаемых умения структурировать знания. Данный вывод послужил основанием для выделения третьего педагогического условия - дальнейшее развитие педагогами профессиональных знаний и умений в исследуемой области профессиональной педагогической деятельности в процессе самообразования, саморазвития (возможно, при разработке и реализации программы профразвития).

Реализация третьего педагогического условия в совокупности с первым и вторым условиями обеспечивает готовность педагогов к структурированию предметного содержания преподаваемых учебных дисциплин, а также формированию у обучаемых умения структурировать знания.

Решение пятой задачи исследования (опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации разработанного организационно-педагогического обеспечения процесса формирования у педагогов на курсах повышения квалификации профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин) зависит от реализации третьего - оценочно-регулятивного компонента разработанного организационно-педагогического обеспечения [3, с. 17]. Данный компонент включает:

• этапы реализации (апробации) разработанного обеспечения;

• условия проведения диагностики;

• диагностические материалы для педагогов по различным учебным дисциплинам для выполнения ими комплексной итоговой работы, требующей применения знаний и умений, полученных в процессе повышения квалификации;

• критерии определения уровня овладения слушателями курсов повышения квалификации профессиональных умений в области структурирования предметного содержания преподаваемых учебных дисциплин;

• анкеты для самооценки педагогами уровня профессиональных умений в исследуемой области.

Описанная выше программа курсов повышения квалификации была апробирована в базовых школах, проведены анкетирование и комплексная итоговая работа. На данном этапе осуществляется обработка и анализ полученных данных. Результаты реализации третьего оценочно-регулятивного компонента педагогического обеспечения исследуемого процесса будут описаны и представлены на обсуждение в последующих публикациях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

2. Глинкина, Г. В. Условия развития у педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин в процессе дополнительного образования [Текст] / Г. В. Глитнкина // Прорывные научные исследования: сборник статей меж-дунар. науч.-практ. конф. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. - 239 с. -С.150-159.

3. Ковель, М. И. Профессиональная деятельность педагога в условиях ФГОС 3 [Текст] / М. И. Ковель // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф. (13 октября 2014 г.). - Барнаул: АлтГПА, 2014. -388 с. - С. 180-183.

4. Ковель, М. И. Реализация инновационной технологии оценивания слушателей в процессе

повышения квалификации посредством способа диалектического обучения [Текст] / М. И. Ковель // Инновации в системе высшего образования: материалы V Всерос. науч.-ме-тод. конф.; отв. ред. С. Б. Синецкий. - Челябинск, 2014. - 180 с. - С. 16-18.

5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovet-edu.ru/documents/ (дата обращения: 24.11.2015).

6. Глинкина, Г. В. Пути решения проблемы формирования у будущих педагогов профессионального умения структурировать предметное содержание учебных дисциплин [Текст] / Г. В. Глинкина // Ученые записки ЗабГУ. - 2015. - № 6 (65). - С. 6-14.

7. Глинкина, Г. В. Приемы структурирования учителем предметного содержания учебных дисциплин при реализации ФГОС [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. В. Глинкина. -Красноярск, 2015. - 180 с.

8. Глинкина, Г. В. Структурирование предметного содержания как один из видов инновационной профессиональной деятельности педагогов [Текст] / Г. В. Глинкина // Инновации в непрерывном образовании. - 2015. -№ 2 (10). - С. 5-13.

9. Глинкина, Г. В. Структурирование содержания учебников как педагогическая проблема [Текст] / Г. В. Глинкина // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 87-92.

10. Измайлова, В. В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия [Текст] / В. В. Измайлова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 11- 14.

11. Протасова, И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.

12. Артемьев, Н. П. Организационно-педагогическое обеспечение качества обучения школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере «Информатики и ИКТ») [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Артемьев. -Якутск, 2009. - 28 с.

13. Никуличева, Н. В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки препода-

вателя для системы дистанционного обучения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Никуличева. - М., 2016. - 26 с.

14. Леницкий, К. С. Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / К. С. Леницкий. - Омск, 2015. - 223 с.

15. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации [Текст]: дис. . д-ра пед. наук / В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 365 с.

16. Нургалеев, В. С. Развитие воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности [Текст]: моногр. / В. С. Нургалеев. - Красноярск: СибГТУ, 2007. - 272 с.

17. Глинкина, Г. В. Способ диалектического обучения. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний: моногр. для работников образования, слушателей системы повышения квалификации, доп. и проф. образования [Текст] / Г. В. Глинкина, В. Л. Зорина. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2010. - 232 с.

18. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 656 с.

19. Глинкина, Г. В. Овладение учителями на курсах повышения квалификации средствами структурирования предметного содержания как основа повышения уровня их профессиональной компетентности [Текст] / Г. В. Глинкина // Проблемы развития образования на современном этапе: материалы III Меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 18 декабря 2014 г.); в 2 ч. Ч. 2. - М., 2014. -524 с. - С. 374-378.

20. Глинкина, Г. В. Структурирование предметного содержания средствами Способа диалектического обучения: предложение в русском и иностранных языках [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. В. Глинкина, В. Л. Зорина. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2014. - 216 с.

21. Патент № 2396605 Российская Федерация, МПК G09B 19/00 (2006.01) Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте [Текст] / В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская, Г. В. Глин-кина; заявители и патентообладатели В. Л.

Зорина, И. Д. Еремеевская, Г. В. Глинкина; № 2008133068/12; заявл. 11.08.2008; опубл. 10.08.2010, Бюл. № 22. - 19 с.

REFERENCES

1. Vishnyakova S. M. Professionalnoe obra-zovanie: Slovar. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktualnaya leksika. Moscow: NMTs SPO, 1999. 538 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Glinkina G. V. Usloviya razvitiya u pedagogov professionalnogo umeniya strukturirovat pred-metnoe soderzhanie prepodavaemykh distsiplin v protsesse dopolnitelnogo obrazovaniya. In: Proryvnye nauchnye issledovaniya. Proceedings of the International scientific-practical conference. Penza: MTsNS "Nauka i prosvesh-chenie", 2016. 239 p. Pp. 150-159.

3. Kovel M. I. Professionalnaya deyatelnost peda-goga v usloviyakh FGOS 3. In: Modernizatsiya professionalno-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendentsii, strategiya, zarubezhnyy opyt. Proceedings of the International scientific-practical conference (13 Oct 2014). Barnaul: AltGPA, 2014. 388 p. Pp. 180-183.

4. Kovel M. I. Realizatsiya innovatsionnoy tekh-nologii otsenivaniya slushateley v protsesse povysheniya kvalifikatsii posredstvom sposoba dialekticheskogo obucheniya. In: Innovatsii v sisteme vysshego obrazovaniya. Proceedings of the 5th International scientific-practical conference. Chelyabinsk, 2014. 180 p. Pp. 16-18.

5. Professionalnyy standart pedagoga. Available at: http://sovet-edu.ru/documents/ (accessed: 24.11.2015).

6. Glinkina G. V. Puti resheniya problemy formirovaniya u budushchikh pedagogov professionalnogo umeniya strukturirovat predmet-noe soderzhanie uchebnykh distsiplin. Uchenye zapiski ZabGU. 2015, No. 6 (65), pp. 6-14.

7. Glinkina G. V. Priemy strukturirovaniya uchitelem predmetnogo soderzhaniya uchebnykh distsiplin pri realizatsii FGOS: ucheb.-metod. posobie. Krasnoyarsk, 2015. 180 p.

8. Glinkina G. V. Strukturirovanie predmetnogo soderzhaniya kak odin iz vidov innovatsionnoy professionalnoy deyatelnosti pedagogov. Inno-vatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2015, No. 2 (10), pp. 5-13.

9. Glinkina G. V. Strukturirovanie soderzhaniya uchebnikov kak pedagogicheskaya problema.

Nachalnaya shkola. 2013, No. 12, pp. 87-92.

10. Izmaylova V. V. Pedagogicheskoe obespeche-nie: sushchnost i struktura ponyatiya. Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2012, No. 2. Vol. 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki). Pp. 11- 14.

11. Protasova I. V. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa nakopleniya uchashchimisya sotsial-nogo opyta v usloviyakh shkoly-gimnazii. PhD dissertation (Education). Kostroma, 2001. 235 c.

12. Artemyev N. P. Organizatsionno-pedagogiches-koe obespechenie kachestva obucheniya shkol-nikov sredstvami informatsionno-kommunikat-sionnykh tekhnologiy (na primere "Informatiki i IKT"). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Yakutsk, 2009. 28 p.

13. Nikulicheva N. V. Organizatsionno-peda-gogicheskoe obespechenie podgotovki prepo-davatelya dlya sistemy distantsionnogo obu-cheniya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2016. 26 p.

14. Lenitskiy K. S. Organizatsionno-pedagogiches-koe obespechenie monitoringa kachestva obu-cheniya budushchego spetsialista v voennom vuze. PhD dissertation (Education). Omsk, 2015.223 p.

15. Ignatova V. V. Pedagogicheskie faktory duk-hovno-tvorcheskogo stanovleniya lichnosti v protsesse sotsializatsii. ScD dissertation (Education). Krasnoyarsk: SibGTU, 2000. 365 p.

16. Nurgaleev V. S. Razvitie voobrazheniya subyek-ta v protsesse kognitivnoy deyatelnosti: monogr. Krasnoyarsk: SibGTU, 2007. 272 p.

17. Glinkina G. V., Zorina V. L. Sposob dialek-ticheskogo obucheniya. Podgotovka uchitelya k formirovaniyu u uchashchikhsya sistemnykh znaniy: monogr. dlya rabotnikov obrazovaniya, slushateley sistemy povysheniya kvalifikatsii, dop. i prof. obrazovaniya. Krasnoyarsk: KKIP-KiPPRO, 2010. 232 p.

18. Kondakov N. I. Logicheskiy slovar-spravoch-nik. Moscow: Nauka, 1975. 656 p.

19. Glinkina G. V. Ovladenie uchitelyami na kur-sakh povysheniya kvalifikatsii sredstvami strukturirovaniya predmetnogo soderzhaniya kak osnova povysheniya urovnya ikh profes-sionalnoy kompetentnosti. In: Problemy razviti-ya obrazovaniya na sovremennom etape: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference (Makhachkala, 18 Dec 2014); in 2 Part. Part 2. Moscow, 2014. 524 p. Pp. 374-378.

20. Glinkina G. V., Zorina V. L. Strukturirovanie predmetnogo soderzhaniya sredstvami Sposoba dialekticheskogo obucheniya: predlozhenie v russkom i inostrannykh yazykakh: ucheb.-metod. posobie. Krasnoyarsk: KKIPKiPPRO, 2014. 216 p.

21. Patent No. 2396605 Rossiyskaya Federatsiya, MPK G09B 19/00 (2006.01) Zorina V. L., Ere-meevskaja I. D., Glinkina G. V. Sposob obucheni-ya i usvoeniya informatsii, soderzhashcheysya v uchebnom materiale ili lyubom tekste. Zayaviteli i patentoobladateli: V. L. Zorina, I. D. Eremeevs-kaya, G. V. Glinkina; No. 2008133068/12; stat. 11.08.2008; publ. 10.08.2010, Bull. No. 22. 19 p.

Глинкина Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования e-mail: [email protected]

Glinkina Galina V., PhD in Education, Professor, Russian Academy of Natural science, Associate Professor, General and Special Pedagogy and Psychology Department, Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educational workers e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.