Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONDITION / SELF-EDUCATION SKILLS / SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION / SOFTWARE TECHNICIANS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атяскина Татьяна Викторовна

В статье раскрываются условия формирования умений самообразования будущих техников-программистов. Автором рассматриваются электронные образовательные ресурсы как эффективное средство формирования умений самообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION OF FUTURE SOFTWARE TECHNICIANS

The article reveals the conditions of self-education skills formation of future software technicians. Author considers electronic educational resources as effective means of self-education skills formation

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ»

ектировать, выставляя цели и задачи своей будущей деятельности.

Идеи «открытого обучения» были реализованы в ряде экспериментов: «Город как школа» (Берлин), «Город как школа» (Санкт-Петербург, 1990-е годы), «снежные» и «морские» классы во Франции, «школа без стен» (Великобритания, США).

Для вышеперечисленных школ характерно стремление найти новые методы обучения, объединяя все доступные способы обучения, интегрируя основное образование с дополнительным.

Внутришкольное дополнительное образование позволяет предположить, что именно оно будет являться

главной составляющей при личностно-ориентирован-ном обучении.

Литература:

1. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом./ НОУ Центр «Педагогический поиск» / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе «Управление воспитательным процессов в школе» №5/200 г.

2. Чеканов Д.М. Сила мыслей. Как поверить в себя и обрести счастье. -Караганда:ТАиС, 2012 -с128.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ _ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ

Атяскина Татьяна Викторовна,

аспирант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург CONDITIONS OF SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION OF FUTURE SOFTWARE TECHNICIANS Atyaskina Tatyana

Postgraduate, Orenburg state university, Orenburg

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются условия формирования умений самообразования будущих техников-программистов. Автором рассматриваются электронные образовательные ресурсы как эффективное средство формирования умений самообразования.

ABSTRACT

The article reveals the conditions of self-education skills formation of future software technicians. Author considers electronic educational resources as effective means of self-education skills formation.

Ключевые слова: условие; умения самообразования; формирование умений самообразования; техник-программист; электронные образовательные ресурсы.

Keywords: condition; self-education skills; self-education skills formation; software technicians; electronic educational resources.

В современных условиях самообразовательная деятельность студентов становится ведущей деятельностью профессионального образования, продуктивность которой зависит от степени овладения соответствующими умениями. Однако, как отмечают ученые, у современных студентов еще не в значительной мере сформированы умения самообразования [3;5].

Под умениями самообразования будущих техников-программистов мы понимаем способность данных выпускников к осуществлению самообразовательной деятельности, направленной на разработку кода программных модулей с помощью современных языков программирования и на создание объектов баз данных в современных системах управления базами данных [1].

На наш взгляд, формирование умений самообразования будущих техников-программистов в образовательном процессе колледжа просто необходимо, поскольку данные умения позволят 1Т-специалисту самостоятельно работать с информацией, извлекать из нее знания и обучаться с ее помощью основным видам профессиональной деятельности.

Формирование умений самообразования будущих техников-программистов мы рассматриваем как специально организованную деятельность при соблюдении ряда педагогических условий.

Положительная мотивация обучающихся и желание заниматься самообразованием является одним

из условий формирования умений самообразования будущих техников-программистов. К основным мотивам заниматься самообразованием у данных студентов относится: побудительная сила познавательного интереса в области компьютерной техники и информационных технологий; потребность будущего техника-программиста в самосовершенствовании; увлечение компьютерной техникой и разработкой программного обеспечения компьютерных систем; накопление баллов за выполнение заданий при использовании балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в колледже.

Одним из эффективных средств формирования умений самообразования будущих техников-программистов, по нашему мнению, являются электронные образовательные ресурсы. Анализируя работы ученых в области информационных технологий [2;6;7], «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) мы определили как учебные материалы, представленные как в электронной форме и зафиксированные на электронном носителе, так и находящиеся в сети Интернет. Однако наличие в образовательных организациях современных электронных средств и ЭОР не гарантируют их позитивного влияния на формирование вышеуказанных умений. Эффективное использование ЭОР, на наш взгляд, зависит как от положительного отношения к ним студентов, так и от готовности и желания преподавателей применять эти возможности в своей

профессиональной деятельности.

Поэтому условием формирования умений самообразования будущих техников-программистов является также мотивация преподавателей колледжа, направленная на данную деятельность. К основным мотивам деятельности преподавателей можно отнести: стремление педагога посредством самообразования студентов повысить качество преподаваемых дисциплин, развить интерес обучающихся к научно-исследовательской работе, расширить эрудицию студентов.

Подготовку преподавателей колледжа к организации процесса формирования умений самообразования будущих специалистов можно проводить с помощью курсов повышения квалификации, семинаров, школ педагогического мастерства по темам «Организация самообразовательной деятельности студентов средствами электронных ресурсов», «Роль электронных ресурсов в самообразовании студентов» и т.д.

Для эффективного использования ЭОР в качестве средства формирования умений самообразования будущих техников-программистов, на наш взгляд, необходимо создание информационно-образовательной среды в колледже. Понятие «информационно-образовательная среда» в своих исследованиях рассматривали В.А. Красильникова, С.А. Назаров, Л.Ф. Насейкина, И.В. Роберт и др. Информационно-образовательную среду мы определили трактовкой, сформулированной С.А. Назаровым, как «педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков» [4].

Применение электронных ресурсов при самообразовательной деятельности будущих техников-программистов в информационно-образовательной среде позволяет, на наш взгляд, осуществить информационное взаимодействие между тремя субъектами: будущий техник-программист, преподаватель, электронные образовательные ресурсы. ЭОР в информационном взаимодействие позволяют осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию. ЭОР могут «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «предлагать» различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия обучающегося и даже преподавателя, осуществлять обратную связь в режиме интерактивного диалога. Они могут также обеспечивать контроль и самоконтроль результатов самообразования [7].

Будущий техник-программист при данном информационном взаимодействии становится не только потребителем учебной информации, он переходит на более сложный путь самостоятельного поиска, выбора информации, ее обработки и передачи, что способствует формированию его умений самообразования.

Следующим условием формирования умений самообразования будущих техников-программистов является организация самостоятельной работы будущих

техников-программистов в информационно-образовательной среде с помощью электронных образовательных ресурсов.

По компетентному мнению ученых, в современном образовании педагог должен создать условия для самостоятельного учения, где обучающиеся принимают на себя ответственность за свое образование. Преподаватель должен сориентировать, направить студента с помощью вводных, обзорных занятий и консультаций, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы от незнания к знанию [5].

При организации самостоятельной работы будущих техников-программистов с электронными образовательными ресурсами преподаватель выступает в роли педагога-консультанта, главная цель которого научить «как учиться». Роль преподавателя в рассматриваемом информационном взаимодействии смещается в направлении кураторства и наставничества, «он становится некоторым «навигатором» в информационно-образовательной среде» [7]. К основным функциям педагога можно отнести: формирование побуждающих мотивов к самообразованию; участие на первоначальных этапах в постановке целей и задач, проведение организационной деятельности, осуществление поиска и подбора ЭОР; разработка методики и инструктивно-методической документации по использованию ЭОР в целях формирования умений самообразования будущих техников-программистов; контроль процесса и результата самообразовательной деятельности. То есть при использовании ЭОР в самообразовательной деятельности будущих техников-программистов, педагог не отходит на второй план, его роль остается ведущей.

Таким образом, к основным условиям формирования умений самообразования будущих техников-программистов относятся, во-первых, положительная мотивация данных студентов к самообразовательной деятельности, во-вторых, подготовка преподавателей колледжа к организации и контролю самообразовательной деятельности студентов, в-третьих, создание информационно-образовательной среды колледжа, в-четвертых, организация самостоятельной работы будущих техников-программистов в информационно-образовательной среде с помощью электронных образовательных ресурсов.

Литература:

1. Атяскина Т.В. Формирование умений самообразования будущих техников-программистов в профессиональном колледже // Среднее профессиональное образование. 2015.№7.С.45-47.

2. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2013. 292с.

3. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Эгвес, 2012.

4. Назаров С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. - 2006. №2. С.69-71.

5. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006.

6. Осин А.В Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: ООО «РИТМ», 2005.

7. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А.

Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008.

ФАСИЛИТАЦИЯ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

Баланюк Наталия Альбертовна

Бирский филиал Башкирского государственного университета

г. Бирск

FACILITATION, AS A FORM OF ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

Balanyuk Natalia Albertovna

Birsk branch of the Bashkir state University, Birsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов. Проанализирована роль личностно-ориентированного обучения в реализации компетентностно-го подхода. Раскрыта сущность фасилитации как формы организации процесса обучения в вузе, её роль в реализации современных образовательных технологий. Авторы на примере своего опыта рассматривают особенности реализации технологий в процессе обучения студентов.

ABSTRACT

The article discusses features of the implementation of the competency approach to the training of teachers. The role of student-centered learning in the implementation of the competency approach. The essence of facilitation as a form of organization of the learning process at the university, its role in the implementation of modern educational technologies. Authors on the example of his experience especially considering the implementation of technology in the learning process of students.

Ключевые слова: компетентностный подход; профессионально-педагогическая компетентность; личност-но-ориентированное обучение; фасилитация.

Keywords: competence approach; professional and pedagogical competence; student-centered learning; facilitation.

Регулятор и стимулятор непрерывного образования и самообразования является экономическая формула наших дней - «Знать, уметь, хотеть, успевать». Личность интеллектуально и профессионально развитая, прогрессивно и творчески мыслящая, ориентирующаяся в сложных проблемах, понимающая и учитывающая законы развития общества и окружающей среды вот что требуется в современных российских условиях.

Профессиональная компетентность специалиста формируется и развивается в течении всей жизни. Видами профессиональной деятельности определяют структуру профессиональной компетентности.

Различные классификаторы определяют профессиональную компетентность специалиста любого профиля включая такие разновидности, как:

- экологическая компетентность, базируется на знании общих законов развития природы и социума, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

- валеологическая компетентность, знания и умения в области сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- коммуникативная компетентность, предполагающая знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

- информационная компетентность, включает в себя понимание и применение новыми информационными технологиями;

- психологическая компетентность, выраженная в понимании того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без

опыта самореализации профессионализма и межличностного взаимодействия остается частичным, неполным;

- специальная (практическая) компетентность - знания о техники и технологии, используемых в профессии и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, результативность творческой деятельности, смену профиля работы;

- социальная компетентность - участвовать в совместном принятии решений, способность брать на себя ответственность и принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий.

Противоречие между потребностями личности и ожиданиями общества заложено в любой образовательной парадигме. Поэтому решающим фактором и критерием гуманности обучения является отношение образовательной системы к потребностям личности. Выход ученика за внешние ориентиры - цели, задачи, содержание, темпы образования планирует лич-ностно-ориентированная образовательная система. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ученика. Полным определение личностно-ориентиро-ванного образования считается следующее: «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [1].

«Реализация личностно-ориентированной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.