Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРИ ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРИ ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADDITIONAL INTRASCHOOL EDUCATION / GOAL-SETTING / THE POTENTIAL OF THE TEENAGER / SECTARIAN AND CLUB ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асакаева Дана Саламатовна

Дополнительное образование внутри школы является эффективным условием для формирования целеполагания подростка в определении будущего жизненного пути. В статье даются данные социологических исследований среди подростков по целеполаганию и преподавателей по необходимости введения дополнительного образования для детей.Additional education in schools is an effective goal-setting condition for the formation of a teenager in determining the future course of life. The article provides the results of sociological research among adolescents and goal setting teachers on the need for additional education for children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асакаева Дана Саламатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРИ ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРИ ШКОЛЫ, КАК УСЛОВИЕ _ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Асакаева Дана Саламатовна

Аспирантка Омского государственного педагогического Университета, г.Омск

АННОТАЦИЯ

Дополнительное образование внутри школы является эффективным условием для формирования целе-полагания подростка в определении будущего жизненного пути. В статье даются данные социологических исследований среди подростков по целеполаганию и преподавателей по необходимости введения дополнительного образования для детей.

ABSTRACT

Additional education in schools is an effective goal-setting condition for the formation of a teenager in determining the future course of life. The article provides the results of sociological research among adolescents and goal setting teachers on the need for additional education for children.

Ключевые слова: дополнительное внутришкольное образование, целеполагание, потенциал подростка, кружковая и клубная деятельность.

Keywords: additional Intraschool education, goal-setting, the potential of the teenager, sectarian and club activities.

Изменения в политической, а соответственно экономической и социальной жизни стран СНГ за последние 25 лет повлекло ряд изменений в сфере образования и внутришкольной системы организации учебно-воспитательного процесса.

Как правило, приоритетом в УВП становится получение академических знаний, ориентированного на мировые стандарты. В свою очередь ценность воспитательного момента не исчезла, но исчезли действенные механизмы пропаганды духовно-нравственных ценностей, обязательность занятости детей в неурочное время, получения детьми дополнительных навыков социализации.

Тем не менее, большое количество учителей поддерживали данную реформу, так как считали, что главная их забота - это академические знания. Такая их теория поддерживалась и ограниченным финансированием, где считалось, что в переходный период нет возможности финансирования дополнительного образования во внеурочное время. Все это содействовало увеличению пассивного отношения к потребности знать об интересах своих учеников, дать детям больше, чем заложено в стандартах образования.

Однозначно сложно причины произошедших изменений в менталитете учителя соотносить с изменениями в политической жизни страны, но пагубные последствия данной политики поведения и приоритетности академических знаний становится все более заметным.

Меняются учителя, а соответственно и их ученики.

Самым большим отклонением в растущем человеке мы можем отметить - отсутствие видимой цели.

В 2015 году по Карагандинской области был проведен социологический опрос среди подросток от 15 до 18 лет о качестве самой главной жизненной цели. Исследования показали, что более 55% молодежи стремятся к материальным благам, а 27% еще не оп-

ределились с главным ориентиром жизни. Это говорит о низком уровне целеполагания.

Цель - это то, ради чего человек совершает действия. Имея цель, вы не будете отвлекаться на бесполезные занятия. Образ цели позволяет быть целеустремленным в делах. [2, с.39]

Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, а хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и социумом.

Очень важно обеспечить школьника средствами для достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них очень трудно, поскольку, по Л. С. Выготскому, «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния».

Жизненная цель подростка заключается в том, что он должен четко знать, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и стараться приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой правильные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве, в семье.

При установлении жизненной цели для ребенка роль школы очень существенна. Именно там формируется деловой мир ребенка. Именно школа несет функцию «раскрытия горизонтов» деятельности.

При формировании целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам

сможет оценить важность сложившейся проблемы. В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. Если ребенок принимает систему обучения и воспитания в школе, он пойдет на созидание. А если нет - то на разрушение.

Цели, которые подросток ставит перед собой, часто не наполнены для него личностным смыслом, они ситуативные и формируются, исходя из «навязанных» идей. Это приводит к быстрой и неоправданной, с точки зрения наблюдателя, смене целей.

Соответственно, можно сделать вывод: основа це-леполагания у подростка - это среда его обитания с ее ценностями и ориентирами.

Развивать целеполагание у подростка следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интерес и увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения для того, чтобы он сам смог самоопределиться. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственным путем.

Что может в школе быть успешным условием для целеполагания подростка?

Обычный академический урок не в состоянии увидеть весь потенциал ребенка. На помощь учителю может прийти дополнительный урок, который более эффективно раскроет его личностные ориентиры. И именно от внимательности и чуткости учителей зависит то направление, которое выберет их воспитанник, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.

К примеру, если подросток на уроках физической культуры проявляет потенциал к какому-либо виду спорта, учитель может не только помочь ему с выбором и поступлением в спортивную секцию, но и искренне радоваться вместе с ним в достижении успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением подростка стал компьютер, можно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере и вовлечь его в дополнительные занятия «робототехникой» или «программированию компьютерных игр».

Это касается всего, что бы не заинтересовало ученика. Поддержка учителя должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.

Из вышесказанного складывается целенаправленность воспитательного процесса внутри школы.

Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания. Она предполагает проектирование результата, т.е. цель - это осознанный, желаемый результат. [1, с.52]

В 2013 году в 25 общеобразовательных школах Карагандинской области было проведено исследование в виде анкетирования заместителей директоров по воспитательной работе. Вопросы были направлены на востребованность дополнительного образования детей. Некоторые из них (37%) считают, что дополнительное образование должно предоставляться в специализированных учреждениях, а не в школах, другие (2 %) по этому поводу говорят, что оно вообще никому не нужно. Еще одна часть учителей (54%) заявляют, что при нынешнем социально-экономическом положении

необходимо просто вернуться к работе кружков. Хотя при всем при этом 96% опрашиваемых согласились с мыслью, что главная задача - это понимать сложившуюся ситуацию и пытаться менять ее в лучшую сторону.

При всем этом, преимущество дополнительного образования заключается в том, что его можно начать в любом возрасте, в любое время учебного года, а затем постепенно переходить на новые ступени. В результате, у ребенка может быть возникнет желание заниматься таким хобби всю жизнь.

Безусловно, у специалистов специализированных организаций дополнительного образования есть огромный опыт работы с детьми в том или ином виде творчества, а вот в школе обстановка гораздо более сложная.

В основном, в каждой отдельной школе дополнительное образование осуществляется своими силами, с помощью учителей-предметников. Естественно, что по этой причине термин «дополнительное образование» воспринимается неоднозначно. Многие учителя не понимают, зачем придумывать такое сложное название для обыкновенной работы кружка? И причина в этом, как мы можем предполагать, в не до понимании смысла понятия «дополнительное образование».

Дополнительное образование сочетает в себе и различные досуговые мероприятия и образовательную деятельность. Такое сочетание позволяет раскрыть потенциал ребенка в образовании, сформировать у него определенность в выборе интересов и помочь ему определить пути в достижении целей.

Гораздо проще будет, если сделать это прямо в школе, а не заставлять родителей искать подобные услуги на стороне.

К сожалению, школьное дополнительное образование в области в большей мере развивается номинально, преимущественно в рамках предметных кружков и спортивной секционной работы. Это обусловлено в первую очередь тем фактом, что в штатном расписании школ зачастую не предусмотрены ставки педагогов-организаторов, выполняющих функции педагога дополнительного образования и не предусмотрена оплата труда педагогам за кружковую и секционную работу.

Но данную деятельность можно организовать за счет вариатиных часов, которые можно превратить в заседания клуба «интеллектуалов», «дебатных турниров» и др.

Пример многих знаменитых школ построен на организации дополнительного образования, опыт которых обобщают по всеми миру. Это прежде всего:

«Школа для жизни, через жизнь» О. Декроли (Бельгия), где процесс обучения строится на тесной связи с природой, тесном контакте с семьями учеников. «Центры интересов» учащихся составляли ос-новную идею школы;

«Школа делания» Д. Дьюи (США), стремящаяся приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие. Для общения детей различного возраста отводилась внеклассная деятельность;

Школа по «методу проектов» У. Килпатрика (США) и Б. Рассела в Великобритании, которые предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Ребенок имел право выбрать то направление, где он мог про-

ектировать, выставляя цели и задачи своей будущей деятельности.

Идеи «открытого обучения» были реализованы в ряде экспериментов: «Город как школа» (Берлин), «Город как школа» (Санкт-Петербург, 1990-е годы), «снежные» и «морские» классы во Франции, «школа без стен» (Великобритания, США).

Для вышеперечисленных школ характерно стремление найти новые методы обучения, объединяя все доступные способы обучения, интегрируя основное образование с дополнительным.

Внутришкольное дополнительное образование позволяет предположить, что именно оно будет являться

главной составляющей при личностно-ориентирован-ном обучении.

Литература:

1. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом./ НОУ Центр «Педагогический поиск» / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе «Управление воспитательным процессов в школе» №5/200 г.

2. Чеканов Д.М. Сила мыслей. Как поверить в себя и обрести счастье. -Караганда:ТАиС, 2012 -с128.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ _ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ

Атяскина Татьяна Викторовна,

аспирант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург CONDITIONS OF SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION OF FUTURE SOFTWARE TECHNICIANS Atyaskina Tatyana

Postgraduate, Orenburg state university, Orenburg

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются условия формирования умений самообразования будущих техников-программистов. Автором рассматриваются электронные образовательные ресурсы как эффективное средство формирования умений самообразования.

ABSTRACT

The article reveals the conditions of self-education skills formation of future software technicians. Author considers electronic educational resources as effective means of self-education skills formation.

Ключевые слова: условие; умения самообразования; формирование умений самообразования; техник-программист; электронные образовательные ресурсы.

Keywords: condition; self-education skills; self-education skills formation; software technicians; electronic educational resources.

В современных условиях самообразовательная деятельность студентов становится ведущей деятельностью профессионального образования, продуктивность которой зависит от степени овладения соответствующими умениями. Однако, как отмечают ученые, у современных студентов еще не в значительной мере сформированы умения самообразования [3;5].

Под умениями самообразования будущих техников-программистов мы понимаем способность данных выпускников к осуществлению самообразовательной деятельности, направленной на разработку кода программных модулей с помощью современных языков программирования и на создание объектов баз данных в современных системах управления базами данных [1].

На наш взгляд, формирование умений самообразования будущих техников-программистов в образовательном процессе колледжа просто необходимо, поскольку данные умения позволят 1Т-специалисту самостоятельно работать с информацией, извлекать из нее знания и обучаться с ее помощью основным видам профессиональной деятельности.

Формирование умений самообразования будущих техников-программистов мы рассматриваем как специально организованную деятельность при соблюдении ряда педагогических условий.

Положительная мотивация обучающихся и желание заниматься самообразованием является одним

из условий формирования умений самообразования будущих техников-программистов. К основным мотивам заниматься самообразованием у данных студентов относится: побудительная сила познавательного интереса в области компьютерной техники и информационных технологий; потребность будущего техника-программиста в самосовершенствовании; увлечение компьютерной техникой и разработкой программного обеспечения компьютерных систем; накопление баллов за выполнение заданий при использовании балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в колледже.

Одним из эффективных средств формирования умений самообразования будущих техников-программистов, по нашему мнению, являются электронные образовательные ресурсы. Анализируя работы ученых в области информационных технологий [2;6;7], «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) мы определили как учебные материалы, представленные как в электронной форме и зафиксированные на электронном носителе, так и находящиеся в сети Интернет. Однако наличие в образовательных организациях современных электронных средств и ЭОР не гарантируют их позитивного влияния на формирование вышеуказанных умений. Эффективное использование ЭОР, на наш взгляд, зависит как от положительного отношения к ним студентов, так и от готовности и желания преподавателей применять эти возможности в своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.