Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТРУДА / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / FOREIGN AND DOMESTIC MARKET OF WORK / FORMATION AND DEVELOPMENT OF LABOR MARKET / LABOR MARKET REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полковникова С. Г.

В данной работе рассмотрены факторы формирования внутреннего и внешнего рынка труда; выявлены отличия рынка труда от других рынков; определены цели и объекты регулирования рынка труда; проанализированы проблемы Российского рынка труда и их последствия. Задачей развития социально-экономических отношений в Российской федерации является формирование и регулирование рынка труда. За три последних десятилетия произошли значительные изменения в ходе преобразования централизованного планово-административного хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику. Рыночные отношения, основанные на частной собственности и конкуренции, отражают происходящие процессы в обществе, и определяют вектор его развития. Рынок труда, в свою очередь, позволяет сопоставить три взаимосвязанных потока эволюционного развития экономики, развитие индивида, общественных отношений, материально-технических элементов и структур, образующих основу прогресса общественного развития [5]. Каждый индивид, начиная трудовую или предпринимательскую деятельность, прекрасно понимает, что любой сегмент рынка является не только привлекательным для реализации своих планов, но и содержит ряд опасностей и барьеров. Набирающая, в настоящее время, обороты конкуренция на рынке труда как внешнем, так и внутреннем характеризуется стремлением работников иметь конкурентные преимущества перед соперниками, и занять соответствующее место под солнцем. В случае реализации потребности организации в специалистах, обладающих уникальными навыками и знаниями, работодателя интересуют как профессиональные качества соискателя, полученные при специальном обучении, так и личные: умение работать в команде, конфликтность, семейное положение, наличие детей, жилищные условия, предполагаемый размер вознаграждения за труд и многое другое. Из вышесказанного определяется основная цель данной статьи - анализ и выявление факторов, влияющих на развитие и регулирование рынка труда в России. Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучный, аналитический и статистический методы. В ходе исследования использована литература отечественных и зарубежных авторов, уделяющих внимание проблемам становления рынка труда и занятости населения, а также отношениям между субъектами рынка труда и регулирования социально-трудовых отношений. Результатом проведенного исследования является систематизация и оценка выявленных проблем рынка труда и прогноз влияния возможных последствий на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMATION, DEVELOPMENT AND REGULATION OF THE MARKET THERE IN RUSSIA

Factors of formation of internal and external labor market are considered in this work; The differences between the labour market and other markets have been identified; The objectives and objectives of labour market regulation are defined; The problems of the Russian labour market and their consequences are analyzed. The task of developing social and economic relations in the Russian Federation is to form and regulate the labour market. Over the past three decades, there have been significant changes in the transformation of centralized planning and administration into a socially oriented market economy. Market relations based on private ownership and competition reflect the ongoing processes in society and define the vector of its development. The labour market, in turn, makes it possible to compare three interrelated flows of evolutionary development of the economy, development of the individual, social relations, material and technical elements and structures that form the basis of progress of social development [5]. Every individual starting a job or business is well aware that any segment of the market is not only attractive to the realization of his plans, but also contains a number of dangers and barriers. The currently growing competition in the labor market, both external and internal, is characterized by the desire of workers to have competitive advantages over rivals, and to take an appropriate place under the sun. In case of realization of the needs of the organization for specialists with unique skills and knowledge, the employer is interested both in professional qualities of the applicant, received during special training, and personal: ability to work in a team, conflict, marital status, presence of children, housing conditions, estimated amount of remuneration for work and much more. From the above, the main purpose of this article is determined - analysis and identification of factors affecting the development and regulation of the labor market in Russia. The methodological basis of this study was the public science, analytical and statistical methods. The study uses literature of domestic and foreign authors paying attention to the problems of formation of the labour market and employment of the population, as well as relations between labour market actors and regulation of social and labor relations. The result of the study is a systematization and assessment of the identified problems of the labour market and a forecast of the impact of possible consequences on its development.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ»

УДК.331.1, ББК 65.24 © С. Г. Полковникова Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10033

С. Г. Полковникова УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

В данной работе рассмотрены факторы формирования внутреннего и внешнего рынка труда; выявлены отличия рынка труда от других рынков; определены цели и объекты регулирования рынка труда; проанализированы проблемы Российского рынка труда и их последствия.

Задачей развития социально-экономических отношений в Российской федерации является формирование и регулирование рынка труда. За три последних десятилетия произошли значительные изменения в ходе преобразования централизованного планово-административного хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику. Рыночные отношения, основанные на частной собственности и конкуренции, отражают происходящие процессы в обществе, и определяют вектор его развития. Рынок труда, в свою очередь, позволяет сопоставить три взаимосвязанных потока эволюционного развития экономики, развитие индивида, общественных отношений, материально-технических элементов и структур, образующих основу прогресса общественного развития [5].

Каждый индивид, начиная трудовую или предпринимательскую деятельность, прекрасно понимает, что любой сегмент рынка является не только привлекательным для реализации своих планов, но и содержит ряд опасностей и барьеров. Набирающая, в настоящее время, обороты конкуренция на рынке труда как внешнем, так и внутреннем характеризуется стремлением работников иметь конкурентные преимущества перед соперниками, и занять соответствующее место под солнцем. В случае реализации потребности организации в специалистах, обладающих уникальными навыками и знаниями, работодателя интересуют как профессиональные качества соискателя, полученные при специальном обучении, так и личные: умение работать в команде, конфликтность, семейное положение, наличие детей, жилищные условия, предполагаемый размер вознаграждения за труд и многое другое. Из вышесказанного определяется основная цель данной статьи - анализ и выявление факторов, влияющих на развитие и регулирование рынка труда в России.

Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучный, аналитический и статистический методы.

В ходе исследования использована литература отечественных и зарубежных авторов, уделяющих внимание проблемам становления рынка труда и занятости населения, а также отношениям между субъектами рынка труда и регулирования социально-трудовых отношений.

Результатом проведенного исследования является систематизация и оценка выявленных проблем рынка труда и прогноз влияния возможных последствий на его развитие.

Ключевые слова: внешний и внутренний рынок труда, формирование и развитие рынка труда, регулирование рынка труда.

инамика развития рынка труда во

Д многом зависит от степени развития рыночных отношений, конкуренции и активности государства в

законодательном регулировании

социально-трудовых отношений.

В свою очередь на процесс формирования рынка труда оказывают такие факторы, как уровень безработицы, уровень жизни населения, дифференциация доходов и т.д.

Представленные на рисунке 1 факторы характеризуют особенности формирования внутреннего и внешнего рынков труда. Внутренний рынок более консервативный и в большей степени зависит от производственной деятельности организации, её структуры, существующей системы взаимоотношений в коллективе и руководством организации. Система оплаты труда, как правило, формируется из должностных окладов и премиальных выплат, которые утверждены

соответствующим положением о материальном вознаграждении за выполнение определенных индивидуальных или групповых показателей. Перспективы карьерного роста незначительны, что у более амбициозных членов коллектива может вызвать нездоровую конкуренцию, приводящую к конфликтам, негативно влияющим на производительность труда и взаимоотношениям в коллективе.

В системе рыночных отношений внешний рынок труда является самым проблематичным, обладающим многоаспектным и

многофункциональным характером. Фундаментом формирования ранка труда на микро и макроуровнях является создание устойчивых экономических связей и взаимодействия между его субъектами. Как внешний, так и внутренний рынки труда взаимосвязаны и взаимозависимы, и не могут существовать друг без друга.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование рынка труда

Для внешнего рынка труда характерны взаимоотношения работодателей и работников, являющихся субъектами этого рынка, в соответствии с величиной спроса и предложения на труд. Субъектами рынка труда являются физические и юридические лица. Как правило, физические лица, в основном, предоставляют на рынок рабочую силу. Юридические лица предоставляют рабочие места и нуждаются в их заполнении рабочей силой, имеющей соответствующее образование, квалификацию ит.п. В некоторых случаях во взаимоотношениях работодателя и работника принимают участие третьи лица, выполняющие консультационные и посреднические функции. Следовательно, рынок труда представляет собой совокупность рынка рабочей силы и рынка рабочих мест. Заключаемый между работником и работодателем трудовой договор предусматривает выполнение

соответствующих обязательств, работодатель обязуется удовлетворить материальные и социальные потребности работника, сопоставимые с затратами его труда, работник, предлагая свою рабочую силу, стремиться получить рабочее место с соответствующими условиями труда и удовлетворяющие его материальные и социальные потребности. Принципиальным отличием рынка труда от других рынков является то, что:

- рабочая сила и рабочее место взаимозависимы и являются неразрывными звеньями определенной производственной системы;

- реализация рабочего места и рабочей силы, формирование их цены значительно отличается от купли продажи необходимых потребителю благ [2, с. 193].

Соотношение цены рабочего места и рабочей силы должно служить балансиром, удовлетворяющим потребности работодателя и работника. Цена рабочей силы включает затраты на обучение, переобучение с целью повышения квалификации, а также средства для обеспечения материального и социального благополучия работника.

Формирование внешнего рынка труда осуществляется с учетом профессиональных и социальных признаков рабочей силы, а также влияния специфических особенностей определенных факторов (рис.1):

1. Экономические факторы, определяющие экономическую стабильность государства, учитывают происходящие изменения форм собственности, кредитно-финансовой и инвестиционной сфер, а также дифференциацию доходов населения.

2. Демографические - включают количественные и качественные показатели, влияющие на соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. К количественным показателям принято относить численность трудоспособного населения, миграционные показатели, соотношение рождаемости и смертности. Качественные показатели характеризуют структуру населения по месту постоянной и временной регистрации, гендерному признаку, образованию и квалификации.

3. Социальные факторы характеризуются стабильностью экономики и содержат нормативно -законодательные, организационные и идеологические показатели.

4. Технико-технологические факторы определяются степенью развития научно -технического прогресса, разработкой высокотехнологических технологий и оборудования, а также профессиональным и интеллектуальным состоянием населения.

5. Политико-правовые факторы характеризуют социально-экономическое положение в стране и законодательное регулирование рынка труда.

6. Экологические факторы учитывают состояние окружающей среды её воздействие на состояние здоровья, характеризующие трудоспособность и определяющие трудовой потенциал населения в целом, и работников отдельно взятого предприятия.

7. Институциональные факторы учитывают все особенности рынка труда, обеспечивающие процессы подготовки рабочей силы и занятости населения.

Значительное влияние на формирование и функционирование рынка труда оказывает величина спроса на рабочую силу, которая зависит от экономического состояния предприятий, региона и в целом государства. В период экономического подъема, как правило, спрос на рабочую силу увеличивается за счет увеличения спроса на продукцию. Стремление удовлетворить спрос на продукцию побуждает производителей увеличивать объемы производства, применяя более эффективные способы, за счет внедрения прогрессивных технологий, при этом, создавая дополнительные рабочие места. В период кризиса происходит обратный процесс, и спрос на рабочую силу значительно снижается.

Величина предложения рабочей силы зависит в основном от численности трудоспособного населения в соответствующем регионе, гендерного состава, об-

разования, квалификации и ряда других факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг рабочей силы.

Исходя из этого, соотношение величины спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы на рынке труда устанавливает равновесную цену рабочей силы, выраженную в величине заработной платы [8, с.78]. Рынок труда, как и все имеющиеся рынки теоритически подчиняется законам спроса и предложения, точно также при балансе спроса и предложения труда устанавливается его равновесная цена. Но, как бы не было, сходства с остальными рынками, рынок труда является специфическим, имеющим индивидуальные особенности в сравнении с рынками экономических ресурсов.

Регуляторами рынка труда являются не только макро и микроэкономические факторы, но также значительное влияние оказывают социальные и социально-психологические факторы, которые не всегда связаны с ценой рабочей силы (рис.2).

Рис.2. Цели регулирования рынка труда

На динамику рынка труда значительное влияние оказывают демографические факторы: численность трудоспособного населения, его половозрастная структура, уровень рождаемости, смертности, соотношение эмиграционных и иммиграционных показателей. Величина спроса на рабочую силу находится в непосредственной зависимости от научно-технического прогресса, изменения экономической конъюнктуры и фазы экономического цикла, в котором находится предприятие, регион и в целом государство.

Внутрифирменное регулирование трудовых ресурсов во многом зависит от эффективности деятельности кадровых служб, решающих вопросы укомплектования штатного расписания работниками соответствующей профессиональной подготовки, повышения квалификации персонала и создание условий для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице. Взаимоотношения и взаимодействие всех служб предприятия позволит достичь запланированных показателей деятельности

предприятия и решить вопросы удовлетворения материальных и социальных потребностей членов коллектива, что в свою очередь приведет к повышению производительности труда и сокращению текучести кадров. Как бы хорошо не была организована на предприятии работа кадровых служб, рынок труда для эффективного его функционирования, нуждается в наличии государственной политики его регулирования.

Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в следующих направлениях:

- стимулирование занятости трудоспособного населения за счет увеличения количества рабочих мест в организациях и предприятиях государственной и частной собственности;

- разработка программ направленных на повышение производительности труда, подготовку и переподготовку рабочей силы, востребованной производством;

- повышение эффективности деятельности кадровых агентств, служб занятости, бирж труда, связанных с поиском и наймом рабочей силы;

- борьба с безработицей и решение вопросов социального обеспечения незанятого населения.

Рынок труда содержит официальную и неофициальную составляющие.

Официальная составляющая, включает все имеющиеся рабочие вакансии, зарегистрированные в службах занятости и бюро по трудоустройству. К неофициальной - относятся непосредственные взаимоотношения работодателей и работников при заключении трудовых соглашений.

Рис. 3. Основные объекты регулирования рынка труда

Основные объекты механизма регулирования рынка труда представлены на рисунке 3.

Кроме указанных направлений и проблем регулирования рынка труда существуют и косвенные факторы, влияющие на процесс регулирования, такие как налоговая политика государства, денежно-кредитная, бюджетная, а также совершенствование законодательства о социальном обеспечении, трудовых отношениях, равных прав граждан на труд, которые влияют на динамику занятости и безработицы. Обобщенно можно сказать, что система государственного регулирования рынка труда включает в себя комплекс мер законодательного, экономического, административного и

организационного характера [3, с.53].

Одной из проблем существующей на Российском рынке труда является снижение реального уровня доходов населения. Причиной оттока высококвалифицированного персонала служит невозможность работодателей предложить претендентам, на соответствующую должность, желаемого уровня заработной платы, что побуждает высококвалифицированных специалистов искать подходящие условия в иностранных компаниях.

Также проблемой трудоустройства в других регионах может служить отсутствие у рабочего постоянной прописки или временной регистрации. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2019 г. и в среднем за 2018 г. в целом по РФ и

Сибирскому федеральному округу представлена в таблице 1 [7].

Необходимо сделать вывод, что в целом по Российской Федерации на первое января 2019 г., по сравнению со средними показателями 2018 г., наблюдался рост численности населения, чего нельзя сказать о положении дел в Сибирском федеральном округе. В целом по округу происходит снижение численности как городского, так и сельского населения. И это, прежде всего, связано с низким развитием инфраструктуры городов, низкой заработной платой и отсутствием перспектив профессионального роста для молодежи. Положительную тенденцию роста численности постоянного населения можно отметить в республиках Алтай, Тыва и Новосибирской области. Если рассматривать сельское население, то кроме республик Алтай и Тыва везде наблюдается отток.

Как было отмечено ранее, значительное влияние на численность населения в регионах оказывает величина заработной платы, работники, стараясь улучшить свое материальное положение, либо осуществить мечту в приобретении дорогостоящего блага, покидают родные края с целью улучшения семейного благосостояния. Величина средней заработной платы по регионам Сибирского федерального округа представлена в таблице 2 [6].

Таблица 1

Оценка численности постоянного населения на 1 января 2019 г. и в среднем за 2018 г. чел.

На 1 января 2019 года В среднем за 2018 год

Все население Городское население Сельское население Все население Городское население Сельское население

Российская Федерация 146793744 109451324 37342420 146837088 10938911 37447977

Сибирский федеральный округ 17174025 12762955 4411070 17202091 12772825 4429266

Республика Алтай 218858 63948 154910 218461 63581 154880

Республика Тыва 324537 176057 148480 323130 174955 148175

Республика Хакасия 536200 373586 162614 536856 373239 163617

Алтайский край 2333762 1323586 1010176 2341921 1324992 1016929

Красноярский край 2872635 2228527 644108 2874566 2227322 647244

Иркутская область 2398617 1888917 509700 2401406 1891485 509921

Кемеровская область 2673796 2300591 373205 2684336 2308648 375688

Новосибирская область 2793278 2210084 583194 2791063 2207205 583858

Омская область 1944546 1415907 528639 1952314 1420120 532194

Томская область 1077796 781752 296044 1078038 781278 296760

Таблица 2

Средняя заработная плата за 2019 год по регионам Сибирского федерального округа

Регион Средняя заработная плата, руб.

Республика Алтай 28847

Республика Тыва 35647

Республика Хакасия 35806

Алтайский край 29581

Красноярский край 52794

Иркутская область 49531

Кемеровская область 42339

Новосибирская область 37949

Омская область 36126

Томская область 38787

Так же, на рынок труда оказывают миграционные потоки из стран СНГ. Несмотря на то, что произошло значительное падение курса рубля, поток из стран ближнего зарубежья остается, практически, на прежнем уровне, так как заработанные в России средства позволяют им безбедно жить и содержать свои семьи в связи с тем, что уровень жизни на родине значительно ниже, чем в России. По данным статистики за 1 полугодие 2019 г. только зарегистрированных трудовых мигрантов

прибыло в Российскую федерацию из: Казахстана -105,3 тыс., Таджикистана - 523,9 тыс., Узбекистана -918 тыс., Украины - 164,6 тыс., Киргизии - 265 тыс. человек [4].

Кроме зарегистрированных трудовых мигрантов большие проблемы создают нелегалы или представители иностранных государств, с просроченными документами и эта категория трудовых мигрантов составляет около 60%. В свою очередь нелегальные мигранты создают

значительные проблемы, они не платят налоги и все заработанные ими средства уходят за границу, что негативно влияет на экономику региона и страны в целом. На борьбу с нелегальными мигрантами затрачивается масса средств, времени и сил. Однако работодатели, стремясь получить выгоду, сознательно используют дешевый труд мигрантов вместо того, чтобы думать о развитии производства и создании высокооплачиваемых рабочих мест для коренного населения, а это, в свою очередь, влечет к увеличению безработицы [1, с.21].

Нелегальная миграция одновременно создает криминальные и социальные проблемы. В криминальном плане созданные на национальной основе кланы занимаются торговлей оружием, распространением наркотиков, рэкетом. В социальном плане незаконные мигранты не имеют возможности обеспечить себя нормальными жилищными условиями, медицинским

обслуживанием и такое положение может привести к появлению и распространению различных инфекционных заболеваний.

Из вышесказанного можно сделать вывод:

1.Спрос на рабочую силу на рынке труда будет формироваться с учетом экономического состояния предприятий, региона и в целом государства.

2.Регулирование рынка труда предусматривает достижение сокращения уровня безработицы, поддержание равновесной величины спроса и предложения труда, соответствие величины

вознаграждения за труд величине затраченного труда, но эти цели не в полной мере достижимы.

3.Проблема снижения реальных доходов населения в России за последние годы, невозможность работодателей предложить претендентам, на соответствующую должность, желаемого уровня заработной платы, влечет за собой отток высококвалифицированного персонала в другие регионы и даже страны. В ответ работодатели используют дешевый труд мигрантов вместо того, чтобы думать о развитии производства и создании высокооплачиваемых рабочих мест для коренного населения, а это, в свою очередь, ведет к увеличению безработицы.

4.Механизм формирования и развития рынка труда не должно ограничиваться проблемами занятости и безработицы, а основывается на разработке соответствующих принципов, методов, структуры его функционирования.

5.Мировой рынок труда постоянно изменяется, но параллельно с рыночными механизмами действуют и развиваются механизмы регулирования в отраслевых, государственных и международных рамках. В основу системы государственного регулирования рынка труда заложено сокращение безработицы и, в связи, с ускорением научно-технического прогресса, целенаправленного регулирования профессиональной подготовкой и переподготовкой как трудоустроенного, так и незанятого населения.

Библиографический список

1. Белых, В.И. Конкуренция на рынке труда [Текст] : монография / В.И. Белых, С.Г. Полковникова, Е.В. Севостьянова. - Омск: ОмГМА, - 2019. - 116 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белых, В.И. Проблемы конкуренции на рынке труда [Текст] / В.И. Белых, С.Г. Полковникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - №2 (28). - С. 191-195.

3. Ефремова, С.М. Приоритетные направления государственной политики в области регулирования современного рынка труда [Текст] / С.М. Ефремова // Достижения науки и образования. - 2018. - № 14 (36). -С. 52 - 54.

4. Миграционная статистика России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://migrantvisa.ru/russia/migraciya/statistika, свободный.

5. Полковникова, С.Г. Структурные условия формирования рынка труда [Электронный ресурс] / С.Г. Полковникова, В.И. Белых. - 2019. - Режим доступа : https://www.elibrary.ru/download/elibrary 39284849 96555459.pdf, свободный.

6. Средняя зарплата в России по регионам в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fincan.ru/articles/71 srednyaja-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2019-godu, свободный.

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа : https://www.gks.ru.

8. Чекалдин, А.М. О государственном регулировании рынка труда в России и мире [Текст] / А.М. Чекалдин // Инновационное развитие. - 2018. - № 8 (25). - С. 78-79.

References

1. Belih V.I., Polkovnikova S.G., Sevostyanova E.V. Konkurenciya na rinke truda [Competition in the labor

market]. Omsk, 2019, 116 p.

2. Belih V.I., Polkovnikova S.G. Problemi konkurencii na rinke truda [Problems of Competition in the Labor Market]. Nauka o cheloveke, gumanitarnie issledovaniya. 2018, no. 2, iss. 28, рр. 191-195.

3. Efremova S.M. Prioritetnie napravleniya gosudarstvennoi politiki v oblasti regulirovaniya sovremennogo rinka truda [Priority areas of State policy in the field of regulation of the modern labour market]. Dostijeniya nauki i obrazovaniya. 2018, no. 14, iss. 36, рр. 52-54.

4. Migracionnaya statistika Rossii [Migration statistics of Russia], Available at : https://migrantvisa.ru/russia/migraciya/statistika (data obrascheniya : 25.11.2019)

5. Belih V.I., Polkovnikova S.G. Strukturnie usloviya formirovaniya rinka truda [Structural conditions for labour market formation], 2019, Available at : https://www.elibrary.ru/download/elibrary 39284849 96555459.pdf (data obrascheniya : 19.10.2019)

6. Srednyaya zarplata v Rossii po regionam v 2019 godu [Average salary in Russia by region in 2019], Available at : http://fincan.ru/articles/71 srednyaja-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2019-godu (data obrascheniya : 15.01.2020).

7. Federalnaya slujba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service], 2019, Available at: https://www.gks.ru (data obrascheniya : 19.02.2020).

8. Chekaldin A.M. O gosudarstvennom regulirovanii rinka truda v Rossii i mire [On state regulation of labor market in Russia and the world]. Innovacionnoe razvitie. 2018, no. 8, iss. 25, pp. 78 - 79.

CONDITIONS FOR FORMATION, DEVELOPMENT AND REGULATION OF THE MARKET

THERE IN RUSSIA

Svetlana G. Polkovnikova

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Organization and management of high-tech

industries" of the OmanState technical University

Abstract. Factors of formation of internal and external labor market are considered in this work; The differences between the labour market and other markets have been identified; The objectives and objectives of labour market regulation are defined; The problems of the Russian labour market and their consequences are analyzed.

The task of developing social and economic relations in the Russian Federation is to form and regulate the labour market. Over the past three decades, there have been significant changes in the transformation of centralized planning and administration into a socially oriented market economy. Market relations based on private ownership and competition reflect the ongoing processes in society and define the vector of its development. The labour market, in turn, makes it possible to compare three interrelated flows of evolutionary development of the economy, development of the individual, social relations, material and technical elements and structures that form the basis of progress of social development [5].

Every individual starting a job or business is well aware that any segment of the market is not only attractive to the realization of his plans, but also contains a number of dangers and barriers. The currently growing competition in the labor market, both external and internal, is characterized by the desire of workers to have competitive advantages over rivals, and to take an appropriate place under the sun. In case of realization of the needs of the organization for specialists with unique skills and knowledge, the employer is interested both in professional qualities of the applicant, received during special training, and personal: ability to work in a team, conflict, marital status, presence of children, housing conditions, estimated amount of remuneration for work and much more. From the above, the main purpose of this article is determined - analysis and identification of factors affecting the development and regulation of the labor market in Russia.

The methodological basis of this study was the public science, analytical and statistical methods.

The study uses literature of domestic and foreign authors paying attention to the problems of formation of the labour market and employment of the population, as well as relations between labour market actors and regulation of social and labor relations.

The result of the study is a systematization and assessment of the identified problems of the labour market and a forecast of the impact of possible consequences on its development.

Keywords: foreign and domestic market of work, formation and development of labor market, labor market regulation.

Сведения об авторе:

Полковникова Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ) (644077, Российская Федерация, г. Омск, ул. Пригородная, д.23, кв.223), e-mail: polkovnikova. svetlana2011@yandex. ru.

Статья поступила в редакцию 16.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.