Научная статья на тему 'Механизм государственного и рыночного регулирования регионального рынка труда'

Механизм государственного и рыночного регулирования регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR FORCE / ВОСПРОИЗВОДСТВО / REPRODUCTION / МОДЕЛЬ / MODEL / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царенко И. В.

Рассматриваются особенности функционирования регионального рынка труда, тенденции и противоречия его развития. Применение системного подхода к изучению регионального рынка труда позволяет комплексно рассматривать социально-экономические процессы, происходящие в Пермском крае, что является предпосылкой принятия эффективных управленческих решений. В качестве основных целей регулирования рынка труда следует выделить установление оптимального соотношения спроса и предложения, которое должно удовлетворять потребностям экономики в квалифицированных работниках, а населения в рабочих местах; снижение безработицы и ее последствий; поддержание социальной и экономической стабильности в регионе. Механизмы регулирования и саморегулирования рынка труда осуществляют воздействие на количество и профессиональный состав рабочих мест, лиц, ищущих работу и институты посредничества с целью обеспечения соответствия спроса и предложения труда. Рынок труда выступает регулятором использования рабочей силы, являясь при этом средоточием множества сложнейших социальных проблем и отношений. В экономике Пермского края наблюдаются следующие диспропорции: экспортно ориентированным отраслям достается больше региональных ресурсов, как капитала, так и трудовых ресурсов. Капитал привлекается более высокой нормой прибыли, а качественные трудовые ресурсы более высокой заработной платой. В результате остальные отрасли испытывают относительный недостаток инвестиций и рабочей силы. Системный подход к изучению регионального рынка труда позволяет комплексно рассматривать социально-экономические процессы, происходящие в Пермском крае, что определяет необходимость принятия эффективных управленческих решений, способствующих эффективному воспроизводственному процессу в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF STATE AND MARKET REGULATION OF THE REGIONAL LABOR MARKET

This article discusses the features of functioning of Perm region labor market, trends and contradictions of its development. Application of systematic approach to the regional labor market study allows to examine in complex socio-economic processes taking place in Perm region, which is a prerequisite for making effective management decisions. As the main goals of labor market regulation it is necessary to determine the optimal ratio of demand and supply, which must satisfy the economy's needs for skilled workers and population in jobs; reduction of unemployment and its consequences; maintaining social and economic stability in the region. Mechanisms of regulation and self-regulation of the labor market have impact on the quantity and occupational structure of jobs, job-seekers and mediation institutions to provide the balance between labor supply and demand. The labour market acts as a regulator of the labour force, being the focus of many complex social and relationship issues. There are following imbalances in Perm region economy: export-oriented industries get more regional resources, both capital and labor. Capital is attracted by higher profit margins, and high-quality workforce by higher wages. As a result, other sectors experience a relative lack of investment and labor. A systematic approach to the study of the regional labor market allows to consider socio-economic processes in Perm region in complex, which determines the need of making effective management decisions to promote efficient reproduction process in the region.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного и рыночного регулирования регионального рынка труда»

Б01 10.15593/2224-9354/2018.2.18 УДК 331.5.024.5

И.В. Царенко

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Рассматриваются особенности функционирования регионального рынка труда, тенденции и противоречия его развития. Применение системного подхода к изучению регионального рынка труда позволяет комплексно рассматривать социально-экономические процессы, происходящие в Пермском крае, что является предпосылкой принятия эффективных управленческих решений. В качестве основных целей регулирования рынка труда следует выделить установление оптимального соотношения спроса и предложения, которое должно удовлетворять потребностям экономики в квалифицированных работниках, а населения - в рабочих местах; снижение безработицы и ее последствий; поддержание социальной и экономической стабильности в регионе. Механизмы регулирования и саморегулирования рынка труда осуществляют воздействие на количество и профессиональный состав рабочих мест, лиц, ищущих работу и институты посредничества с целью обеспечения соответствия спроса и предложения труда. Рынок труда выступает регулятором использования рабочей силы, являясь при этом средоточием множества сложнейших социальных проблем и отношений. В экономике Пермского края наблюдаются следующие диспропорции: экспортно ориентированным отраслям достается больше региональных ресурсов, как капитала, так и трудовых ресурсов. Капитал привлекается более высокой нормой прибыли, а качественные трудовые ресурсы - более высокой заработной платой. В результате остальные отрасли испытывают относительный недостаток инвестиций и рабочей силы. Системный подход к изучению регионального рынка труда позволяет комплексно рассматривать социально-экономические процессы, происходящие в Пермском крае, что определяет необходимость принятия эффективных управленческих решений, способствующих эффективному воспроизводственному процессу в регионе.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, трудовые ресурсы, воспроизводство, модель, системный подход, заработная плата, управление, регулирование.

Актуальность темы обусловлена тем, что региональный рынок труда является одной из социально-экономических подсистем региона, тесно связанной с другими рынками: финансовым, потребительским, рынком недвижимости и образовательных услуг. Поэтому комплексное изучение проблем рынка труда региона и методов его регулирования является важной задачей, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Пермский край входит в число российских регионов-лидеров по объему промышленного производства, экономика региона имеет преимущественно индустриальный характер. Деятельность многих предприятий Пермского края имеет экспортную направленность, особенно в таких отраслях, как нефтехимическая, металлургическая и лесотехническая промышленность.

Однако в 2014-2016 годах в регионе возросло количество убыточных предприятий, возросло количество высвобождаемых работников с градообразующих предприятий, увеличились диспропорции на рынке труда региона, возросла уг-

© Царенко И.В., 2018

Царенко Ирина Владимировна - соискатель ЧУ ДПО «Пермский академический учебный центр», e-mail: i.tsarenko@inbox.ru.

роза дефицита трудовых ресурсов за счет ухудшения режима их воспроизводства. Все сказанное приводит к необходимости разработки механизма государственного и рыночного регулирования регионального рынка труда.

В отечественной экономической литературе проблемы регионального рынка труда изучали Е.М. Баторова, О.А. Ситниченко, В.Е. Башкирова, А. С. Фомина и многие другие.

Целью данной статьи является рассмотрение механизма государственного и рыночного регулирования регионального рынка труда. Объект исследования - рынок труда Пермского края. Предмет исследования - изучение социально-экономических отношений и процессов, связанных с функционированием рынка труда региона.

Методы исследования, применяемые в настоящей статье: системный подход, метод сравнительного анализа статистических данных, проблемный подход.

Научная новизна исследования: предложена модель оценки влияния основных параметров развития реальных и финансовых рынков на динамику средней заработной платы в экономике региона. Модель позволяет определить характер воздействия ключевых параметров основных региональных рынков на динамику реальной заработной платы в экономике региона, выявить наиболее существенные диспропорции такого рода влияния и обосновать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования региональных рынков, нацеленные на обеспечение долгосрочного устойчивого роста средней заработной платы и повышение на данной основе уровня эффективности регионального воспроизводственного процесса в целом.

По ряду причин рынок труда в России формируется, прежде всего, на уровне регионов, поэтому необходимо учитывать социально-экономические, природно-географические, исторические, этнические и прочие условия, которые определяют особенности развития региона. Поэтому формирование и функционирование рынка труда в регионе необходимо рассматривать с учетом особенностей социально-экономического развития данного региона.

Пермский край является одним из экономически развитых регионов России. Экономика края базируется на высокоразвитом промышленном комплексе, включающем крупные предприятия нефтяной, химической, нефтехимической промышленности, машиностроения, цветной и черной металлургии. В регионе активно развивается сельское хозяйство, в том числе мясомолочное животноводство, птицеводство, пчеловодство, растениеводство. Следовательно, рынок труда Пермского края требует постоянного воспроизводства трудовых ресурсов.

Рынок труда является составной частью институционального устройства рыночной экономики. Рынок труда - это особое экономическое пространство, где в соответствии с экономическими законами цена и количество труда обусловлены наличием спроса со стороны работодателя и предложением со стороны ищущего работу индивида. Институциональное устройство рынка

труда включает в себя, кроме субъектов спроса и предложения труда, также институты посредничества: государственную службу занятости, частные кадровые агентства, рынок образовательных услуг [1, с. 98].

Спрос на рынке труда зависит от экономических и социальных факторов, предложение рабочей силы - от демографических и социально-экономических условий развития региона. Механизмы регулирования и саморегулирования рынка труда осуществляют воздействие на количество и профессиональный состав рабочих мест, лиц, ищущих работу и институты посредничества с целью обеспечения соответствия спроса и предложения труда.

Рассматривая предложение рабочей силы на рынке труда Пермского края и его особенности, необходимо рассмотреть демографические тенденции в регионе. Несмотря на наметившиеся в настоящее время рост рождаемости и сокращение смертности, в развитии демографической ситуации Пермского края сохраняются негативные тенденции, а именно:

• популярность однодетной семьи, которая не обеспечивает воспроизводства населения;

• старение населения, увеличение соотношения между работниками и пенсионерами;

• потери населения от высокой смертности мужчин трудоспособного возраста, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм;

• вступление в репродуктивную фазу малочисленного поколения женщин, рожденных в 1990-е годы.

На рис. 1 приведен график, отражающий прогноз численности населения Пермского края на 2016-2020 годы [2].

■ все население трудоспособного ■ моложе трудоспособного

население возраста возраста

2628 2625 2620 2615 2604

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 1. Прогноз численности населения Пермского края на 2016-2020 годы, тыс. чел.

Рассматривая основные тенденции демографического развития Пермского края, можно отметить, что к 2020 году ожидается снижение населения края до 2604 тыс. чел. против 2628 тыс. чел. в 2016 году, т.е. на 24 тыс. чел., или на

2 %. Данный процесс приведет к снижению трудоспособного населения на 6 % (с 1488 тыс. чел. в 2016 году до 1409 тыс. чел. в 2020 году). К 2020 году прогнозируется некоторый прирост населения моложе трудоспособного возраста с 506 тыс. чел. в 2016 году до 521 тыс. чел в 2020 году, или на 3 % [2].

Численность населения края сокращается не только за счет естественной убыли, но и за счет миграции, в первую очередь квалифицированной рабочей силы.

Результатом данного прогноза является угроза дефицита трудовых ресурсов за счет ухудшения режима их воспроизводства.

В качестве основных целей функционирования рынка труда следует выделить установление оптимального соотношения спроса и предложения, которое должно удовлетворять потребностям экономики в квалифицированных работниках, а населения - в рабочих местах; снижение безработицы и ее последствий; поддержание социальной и экономической стабильности в регионе [3, с. 199].

Однако в действительности достижение обозначенных целей сопряжено с рядом проблем. Одним из главных противоречий является то, что на рынке труда региона предложение рабочей силы обычно не совпадает с предложением рабочих мест. Так, в Пермском крае наряду с избыточным предложением рабочей силы среди бухгалтеров, финансистов, юристов, специалистов по коммерческой и предпринимательской деятельности растет неудовлетворенный спрос на инженеров по транспортному и городскому строительству, программистов, рабочих строительных профессий, преподавателей колледжей и вузов.

Как известно, целью регулирования рынка труда является обеспечение соответствия между спросом и предложением рабочей силы, что достигается либо достижением оптимального уровня занятости, либо естественного уровня безработицы [4, с. 54]. Вместе с тем, основываясь на концепциях системного подхода, отметим, что рынок труда как социально-экономическая система региона связан со многими составляющими. Региональный рынок труда объединяет следующие звенья: служба занятости, кадровые агентства, работодатели, субъекты, ищущие работу. Однако эти звенья рынка труда функционируют не автономно, а во взаимодействии с другими подсистемами функционирования региона:

• финансовым рынком, на котором происходит обращение сбережений и кредитов населения Пермского края,

• с рынком недвижимости региона,

• с потребительским рынком, где населением региона приобретаются товары и услуги для личного потребления,

• с рынком образовательных услуг,

• рынком информации,

• рынком средств производства (электроэнергии, земли, оборудования).

Применяя системный подход к изучению регионального рынка труда

Пермского края, покажем его взаимосвязь с другими подсистемами функционирования региона (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь регионального рынка труда с другими подсистемами функционирования региона

Взаимосвязь регионального рынка труда с другими подсистемами функционирования региона осуществляется при помощи экономически активного населения, предприятий - работодателей и государственной службы занятости. Рыночные отношения привели к созданию ряда негосударственных структур, целью которых является трудоустройство населения, - кадровых или рекрутинговых агентств.

Рынок труда тесно связан с каждой из подсистем функционирования региона [5]. Взаимосвязь рынка труда с потребительским рынком происходит при помощи населения региона, которое реализует свои доходы в виде заработных плат, пособий на приобретение товаров и услуг, необходимых для жизни. При этом очевидно, что рост занятости населения приводит к повышению его покупательной способности, и наоборот.

Взаимосвязь рынка труда с рынком средств производства осуществляется путем приобретения инструментов, оснастки, различного оборудования как работодателями, так и населением региона. Рост спроса на средства производства в регионе приводит к необходимости увеличения объема их производства, что способствует увеличению потребности предприятий данной отрасли в трудовых ресурсах [6, с. 69].

Взаимосвязь рынка труда с финансовым рынком осуществляется как при помощи предприятий, так и населения. Финансы необходимы для деятельности предприятий, кроме того, чем более рентабельно работает предприятие, тем более высокую зарплату оно может платить своим работникам. Чем выше занятость населения региона, тем больше у него сбережений, и наоборот.

Взаимосвязь рынка труда с рынком недвижимости можно объяснить многогранностью регионального рынка недвижимости и связью его со многими аспектами экономических отношений в регионе: с частной и государственной собственностью, с мероприятиями региональных властей по регули-

рованию различных сфер экономики и общества. Основными показателями, влияющими на региональный рынок недвижимости, являются численность постоянного населения, наличие притока и оттока населения, численность семей, приобретающих жилье. Рынок труда связан с рынком недвижимости напрямую, так как приток трудовых мигрантов в регион в первую очередь зависит от состояния рынка недвижимости (за какую цену можно в данном регионе приобрести или арендовать жилье). Косвенно рынок труда регулирует рынок недвижимости при помощи экономических рычагов, таких как заработная плата, строительство нового комфортного жилья, прирост численности населения, создание рабочих мест [7, с. 30].

Рынок информации способствует трансформации рынка труда с целью более оптимального приспособления рабочей силы региона путем наращивания знания и дальнейшей его материализации в процессе труда. Распространение и эффективное применение информационных технологий порождает новое качество. Благодаря внедрению информационных технологий, происходят серьезные изменения в организации, появляется новая организация труда, логистики, менеджмента, что способствует повышению эффективности всех форм труда, и ведет к изменениям рынка труда [8].

Рынок труда тесно связан с рынком образовательных услуг, и противоречие их взаимодействия выступает в виде диспропорции между количеством и качеством выпускников учебных заведений региона и реальными потребностями экономики.

Рыночный механизм регулирования процесса реализации образовательных услуг должен быть более гибким и оперативным [9, с. 70]. Однако диспропорции в его функционирование вносит неправильный выбор профессии молодежью, неспособностью предвидеть ситуацию на рынке труда на дальнюю перспективу. Недостаточный уровень оплаты труда для выпускников образовательных учреждений приводит к их отказу работать по полученной специальности, что способствует углублению дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

Следовательно, рынок труда региона тесно связан с другими рынками (финансовым, потребительским, недвижимости, образовательных услуг) и эта связь обусловливает взаимное влияние рынков друг на друга [10, с. 130].

Рынок труда выступает регулятором использования рабочей силы, являясь при этом средоточием множества сложнейших социальных проблем и отношений. Важнейшей характеристикой регионального рынка труда является средняя заработная плата по региону. На рис. 3 приведена динамика средней заработной платы в Пермском крае в 2015-2016 годах [2].

Несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста средней заработной платы, в экономике Пермского края наблюдаются следующие диспропорции: экспортно ориентированным отраслям достается больше региональных ресурсов, как капитала, так и трудовых ресурсов. Капитал привлекается более

высокой нормой прибыли, а качественные трудовые ресурсы - более высокой заработной платой. В результате остальные отрасли испытывают относительный недостаток инвестиций и рабочей силы [11, с. 842].

■ 2015 г. 2016 г.

28996

28293 28641 28387 27762 27783 2

Л I I I

январь февраль маРт апрель май июнь

Рис. 3. Динамика средней заработной платы в Пермском крае в 2015-2016 годах

В таблице представлена модель ключевых параметров основных региональных рынков Пермского края в зависимости от средней зарплаты по региону, которая является показателем среднего уровня достатка населения.

Модель ключевых параметров основных региональных рынков Пермского края в зависимости от средней зарплаты

Динамика показателя Потребительский рынок Финансовый рынок Рынок труда Рынок недвижимости

Рост средней заработной платы Рост спроса на товары и услуги потребительского сектора. Стимулирование расширения товарного ассортимента и увеличения объема выпускаемых товаров Рост сбережений населения, рост инвестиционной активности Рост спроса на труд, снижение безработицы Рост спроса на жилье, на коммерческую недвижимость

Снижение средней заработной платы Снижение спроса на товары и услуги, сокращение товарного ассортимента и объема выпускаемой продукции Снижение количества сбережений и инвестиционной активности, рост кредитной нагрузки Снижение спроса на труд, рост текучести кадров между отраслями Уменьшение спроса на все виды недвижимости

Приведенная в таблице модель свидетельствует о том, что рост средней заработной платы в регионе способствует росту активности на основных рынках Пермского края (потребительском, финансовом, рынке недвижимости, рынке труда), что связано с ростом спроса на товары и услуги, на жилье,

что приводит к необходимости расширения производства в разных отраслях и снижению безработицы, что способствует благоприятному социально-экономическому развитию региона [12].

Исследование взаимозависимости заработной платы от численности занятых в экономике Пермского края свидетельствует, что отток кадров в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, связан с низким уровнем оплаты труда. При этом на размер оплаты труда в этих отраслях не влияет ни высокий образовательный уровень, ни количество, ни качество труда.

Применение государственных методов регулирования заработной платы является обязательным для предприятий всех форм собственности, что косвенно оказывает влияние на формирование и регулирование фондов оплаты труда. Косвенное регулирование происходит, например, путем установления на уровне законодательства минимального размера оплаты труда, размера ставки налога на прибыль [13, с. 102].

Государственное регулирование заработной платы в регионе должно учитывать ряд принципов [14, с. 90]:

• признание приоритетности инвестиций в развитие человеческого капитала;

• регулирование цены рабочей силы, базируясь на системе социальных стандартов;

• превращение заработной платы в денежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать накопления [15, с. 47].

Таким образом, системный подход к изучению регионального рынка труда позволяет комплексно рассматривать социально-экономические процессы, происходящие в Пермском крае, что определяет необходимость принятия эффективных управленческих решений, способствующих эффективному воспроизводственному процессу в регионе.

Предложена модель оценки влияния основных параметров развития реальных и финансовых рынков на динамику средней заработной платы в экономике региона. Модель позволяет определить характер воздействия ключевых параметров основных региональных рынков (товаров, капитала, собственно количественной характеристики рынка труда - занятости, финансово-кредитного рынка) на динамику реальной заработной платы в экономике региона, выявить наиболее существенные диспропорции такого рода влияния и обосновать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования региональных рынков, нацеленные на обеспечение долгосрочного устойчивого роста средней заработной платы и повышение на данной основе уровня эффективности регионального воспроизводственного процесса в целом.

Рынок труда Пермского края функционирует под воздействием социально-демографических, экономических, экологических, природно-климатических факторов. В экономике Пермского края наблюдаются следующие диспропорции: экспортно ориентированным отраслям достается больше региональных ресурсов, как капитала, так и трудовых ресурсов. Основываясь на концепциях системного подхода, отметим, что рынок труда, как социально-экономическая система региона, связан со многими составляющими. Региональный рынок труда объединяет следующие звенья: служба занятости, кадровые агентства, работодатели, субъекты, ищущие работу. Однако эти звенья рынка труда функционируют не автономно, а во взаимодействии с другими подсистемами функционирования региона. Взаимосвязь регионального рынка труда с другими подсистемами функционирования региона осуществляется при помощи экономически активного населения, предприятий - работодателей и государственной службы занятости. С одной стороны, рынок труда выступает регулятором использования дальнейшего экономического ресурса - рабочей силы, а с другой, является средоточием множества сложнейших социальных проблем и отношений.

Список литературы

1. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт анализа и прогнозирования движения населения и рабочей силы / A.B. Андрюнин, А.Г. Коров-кин, К.В. Парбузин // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 2. - С. 97-107.

2. Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. - URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/permstat/ru/statistics/employment/ (дата обращения: 03.03.2017).

3. Баторова Е.М. Региональный рынок труда как социально-экономическая подсистема //Вестник БГУ. Серия 19. Экономика. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. - Вып. 2. - С. 197-205.

4. Беляева М.Г. Отношения работника и работодателя: институциональный подход. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2016. - 242 с.

5. Башкирова В.Е. Занятость и безработица. Причины. Методы борьбы [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2016. -№ 2. - URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14268 (дата обращения: 29.09.2017).

6. Кутепова Н. Специфика российского рынка труда // Человек и труд. -2015. - № 5. - С. 67-71.

7. Информационно аналитическая инфраструктура рынка труда: проблема развития / Д.С. Чернейко, М.А. Клупт, В.Т. Перекрест // Вопросы статистики. - 2013. - № 6. - С. 28-33.

8. Фомина А.С. Статистическое исследование оптимальности рынка труда как основы эффективного экономического развития регионов [Электронный ресурс]: дис. ... канд. экон. наук. - Саратов, 2015. - URL: http://www.dslib.net.

9. Ситниченко О.А. Особенности регулирования трудоустройства выпускников вуза // Современные научные исследования и инновации. - 2014. -№ 12. - С. 67-72.

10. Седлов А., Кареев В. Оценка эффективности работы службы занятости // Общество и экономика. - 2015. - № 6. - С. 126-136.

11. Dunford M. Theorising regional economic performance and the changing territorial division of labour // Regional Studies. - 2015. - Vol. 37(8). - P. 839-854.

12. Davis S.J. Labor Market Flows in the Cross Section and Over Time // Journal of Monetary Economics. - NBER Working Paper. - 2014. - No. 17294. - Р. 20-26.

13. Employment Effects of Product and Labour Market Reforms: Are there Synergies / S. Scarpeta [et al.] // Economic Journal. - 2014. - Vol. 122. - Р. 79-85.

14. John M. About Wage Structure, Raises, and Mobility: International Comparisons of the Structure of Wages Within and Across Firms. - Chicago: University of Chicago Press for the National Bureau of Economic Research, 2008. - № 13654. - P. 81-100.

15. Networks of value, commodities and regions: reworking divisions of labour in macro-regional economies / A. Smith [et al.] // Progress in Human Geography. - 2014. - Vol. 26 (1). - P. 41-63.

References

1. Andriunin A.B., Korovkin A.G., Parbuzin K.V. Vzaimodeistvie regional'nykh rynkov truda: opyt analiza i prognozirovaniia dvizheniia naseleniia i rabochei sily [Interaction of regional labor markets: an analisys in and forecasts of population and labor movements]. Studies on Russian Economic Development, 2016, no. 2, pp. 97-107.

2. Federal Service for State Statistics for Perm Krai, available at: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/employme nt/ (accessed 3 March 2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Batorova E.M. Regional'nyi rynok truda kak sotsial'no-ekonomicheskaia podsistema [Regional labor market as a socio-economic subsystem]. BSU Bulletin. Economics, 2015, series 19, iss. 2, Ulan-Ude, Buryat State University, pp. 197-205.

4. Beliaeva M.G. Otnosheniia rabotnika i rabotodatelia: institutsional'nyi podkhod [Employee-employer relations: institutional approach]. Samara, Russian Academy of Sciences, 2016, 242 p.

5. Bashkirova V.E. Zaniatost' i bezrabotitsa. Prichiny. Metody bor'by. [Employment and unemployment. Causes. The methods of struggle]. Humanities Scientific Researches, no. 2, 2016, available at: http://human.snauka.ru/2016/02/14268 (accessed 29 September 2017).

6. Kutepova N. Spetsifika rossiiskogo rynka truda [Specifics of the Russian labor market]. Chelovek i trud, 2015, no. 5, pp. 67-71.

7. Cherneiko D.S., Klupt M.A., Perekrest V.T. Informatsionno-analiticheskaia infrastruktura rynka truda: problema razvitiia [Information and analytical infrastructure of the labor market: the problem of development]. Voprosy statistiki, 2013, no. 6, pp. 28-33.

8. Fomina A.S. Statisticheskoe issledovanie optimal'nosti rynka truda kak osnovy effektivnogo ekonomicheskogo razvitiia regionov [Statistical research of labor market optimality as the basis for effective economic development of regions]. Ph.D. thesis. Saratov, 2015, available at: http://www.dslib.net.

9. Sitnichenko O.A. Osobennosti regulirovaniia trudoustroistva vypusknikov vuza [Features of graduates employment regulation]. Modern Scientific Researches and Innovations, no. 12, 2014, pp. 67-72.

10. Sedlov A., Kareev V. Otsenka effektivnosti raboty sluzhby zaniatosti [Efficiency assessment of employment services]. Obshchestvo i ekonomika, 2015, no. 6, pp. 126-136.

11. Dunford M. Theorizing regional economic performance and the changing territorial division of labor. Regional Studies, 2015, vol. 37(8), pp. 839-854.

12. Davis S.J. Labor market flows in the cross section and over time. Journal of Monetary Economics. NBER Working Paper, 2014, no. 17294, pp. 20-26.

13. Scarpeta S. [et al.] Employment effects of product and labor market reforms: are there synergies. Economic Journal, 2014, vol. 122, 558 p.

14. John M. About wage structure, raises, and mobility: international comparisons of the structure of wages within and across firms. Chicago, University of Chicago Press for the National Bureau of Economic Research, 2008, pp. 81-100.

15. Smith A. [et al.] Networks of value, commodities and regions: reworking divisions of labor in macro-regional economies. Progress in Human Geography. 2014, vol. 26 (1), pp. 41-63.

Оригинальность 82 %

Получено 16.11.2017 Принято 18.12.2017 Опубликовано 29.06.2018

I.V. Tsarenko

MECHANISM OF STATE AND MARKET REGULATION OF THE REGIONAL LABOR MARKET

This article discusses the features of functioning of Perm region labor market, trends and contradictions of its development. Application of systematic approach to the regional labor market study allows to examine in complex socio-economic processes taking place in Perm region, which is a prerequisite for making effective management decisions. As the main goals of labor market regulation it is necessary to determine the optimal ratio of demand and supply, which must satisfy the economy's needs for skilled workers and population in jobs; reduction of unemployment and its consequences; maintaining social and economic stability in the region. Mechanisms of regulation and self-regulation of the labor market have impact on the quantity and occupational structure of jobs, job-seekers and mediation institutions to provide the balance between labor supply and demand. The labour market acts as a regulator of the labour force, being the focus of many complex social and relationship issues. There are following imbalances in Perm region economy: export-oriented industries get more regional resources, both capital and labor. Capital is attracted by higher profit margins, and high-quality workforce by higher wages. As a result, other sectors experience a relative lack of investment and labor. A systematic approach to the study of the regional labor market allows to consider socio-economic processes in Perm region in complex, which determines the need of making effective management decisions to promote efficient reproduction process in the region.

Keywords: labor market, unemployment, labor force, reproduction, model, system approach, wages, management, regulation.

Irina V. Tsarenko - Postgraduate Student, Perm Academic Educational Centre, e-mail: i.tsarenko@inbox.ru.

Received 16.11.2017 Accepted 18.12.2017 Published 29.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.