УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
УДК 331.5
Б01 10.21685/2309-2874-2018-1-3
С. В. Тактарова, С. С. Солдатова
СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В современных условиях хозяйствования, когда кадровый потенциал субъекта производственно-коммерческой деятельности является важнейшим фактором экономического развития, происходит постоянное усложнение структуры рынка труда, трансформация механизмов взаимодействия работодателя, работника и государства. На сегодняшний день для России весьма актуальна задача технологической модернизации производственной сферы, повышение конкурентоспособности российского производства как на внутреннем, так и на мировом рынках. Решение данных проблем невозможно без качественных изменений на рынке труда, модернизации механизмов управления человеческим потенциалом как страны в целом, так и каждой организации в отдельности. Цель исследования - проанализировать изменения на рынке труда Российской Федерации, выявить проблемы в данной сфере и предложить пути их решения. Актуальность данного исследования бесспорна, так как без новых подходов к управлению трудовыми ресурсами нет возможности существенно улучшить экономику государства.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа статистической информации, характеризующей тенденции на рынке труда в России на протяжении последних семи лет. В качестве методов исследования авторы применили методики экономического анализа и оценки.
Результаты. В результате исследования статистических данных о численности трудоспособного населения; производительности труда; уровня средней заработной платы по основным отраслям российской экономики; уровня занятости населения и безработицы была выявлена специфика и особенности развития рынка труда в Российской Федерации за последние годы, а также проанализированы механизмы государственной политики в сфере занятости населения.
Выводы. Представлены основные направления, с учетом которых должна развиваться система государственного регулирования рынка труда: совершенствование механизмов функционирования институтов государственной власти; квотирование рабочих мест; модернизация системы профессионального образования; применение государственных программ по повышению мобильности рабочей силы, программ по социальному страхованию населения, предупреждению безработицы в стране, борьбе с теневой экономикой. Авторы
© 2018 Тактарова С. В., Солдатова С. С. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
подчеркивают важность и необходимость совершенствования механизмов государственного регулирования миграционных потоков, чтобы не возникли массовые нелегальные потоки, как в ряде стран Западной Европы, которые создадут собой угрозу для коренного населения России, усложнят социально-политическую обстановку в государстве.
Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста, кадры, производительность труда, заработная плата, социальная политика, государственная политика в сфере труда, миграция, мобильность рабочей силы.
S. V. Taktarova, S. S. Soldatova
SPECIFICATIONS, PROBLEMS, DEVELOPMENT TRENDS AND DIRECTIONS OF THE REGULATION OF THE LABOR MARKET IN RUSSIA
Abstract.
Background. In modern conditions, when the human potential of the subject of industrial and commercial activities is a critical factor in economic development, there is a constant complication of the structure of the labour market, transformation of the mechanisms of interaction between employer, employee and the state. Today Russia is an urgent task of technological modernization of the production sector, increase of competitiveness of Russian production on the domestic and world markets. The solution to these problems is impossible without qualitative changes in the labour market, modernization of the management mechanisms of the human potential of the country as a whole, and each organization individually. The purpose of the study was to analyze changes in the labor market of the Russian Federation, to identify problems in this area and propose solutions. The relevance of this study is indisputable, since without new approaches to the management of human resources there is no possibility to significantly improve the state's economy.
Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved through analysis of statistical information, describing trends in the labor market in Russia for the past seven years. As research methods, the authors used techniques of economic analysis and evaluation.
Results. The study of statistical data on working age population; labour productivity; average wage by main sector of the Russian economy; levels of employment and unemployment have been identified, the specific characteristics and labour market development in the Russian Federation in recent years, as well as analyze the mechanisms of state policy in the sphere of employment.
Conclusions. The article presents the main directions, which should develop the system of state regulation of the labor market: improving the mechanisms of functioning of state institutions; employment quotas; modernization of the vocational training system; application of state programmes to improve labour mobility, programmes for social security of the population, the prevention of unemployment in the country, the fight against the shadow economy. The authors emphasize the importance and necessity of perfection of mechanisms of state regulation of migration flows that would not arise massive illegal flows, as in some countries of Western Europe, which will create a threat to the indigenous population of Russia, complicate the socio-political situation in the state.
Key words: labor market, workforce, working-age population, workforce, labour productivity, wages, social policy, state policy in the sphere of labor migration, labor mobility.
Очевиден тот факт, что эффективность национальной экономики во многом зависит от трудовых ресурсов, так как такие показатели, как трудовой потенциал страны, уровень квалификации рабочей силы, производительность труда, являются определяющими факторами экономического роста государства. На фоне положительных тенденций в российской экономике, наблюдаемых в 2017 г., Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития РФ) представило прогноз экономического роста на ближайшую перспективу: по итогам 2017 г. темп роста ВВП оценивается в 0,6 %, прогнозируется, что на следующий год темп роста повысится до 1,7 %, а в 2019 г. он составит 2,1 %; уровень инфляции по итогам 2017 г. достигнет 4,0 % и сохранится на этом уровне до конца прогнозного периода; оборот розничной торговли должен увеличиваться со среднегодовым приростом в 1,8 %; а рост инвестиций прогнозируется со среднегодовым темпом +1,3 % [1].
По данным Минэкономразвития РФ, а также в соответствии с официальными заявлениями Правительства РФ, восстановление экономики России в 2018-2019 гг. будет характеризоваться достаточно высокими темпами: 1,8 и 2,4 % соответственно [1, 2]. Следовательно, национальная хозяйственная система страны остро нуждается в высококвалифицированных трудовых ресурсах [3], необходимых для реализации преобразований в экономической сфере, нацеленных на новую модель опережающего экономического развития [4].
Российский рынок труда представляет собой социально-экономическую систему общественных отношений, которые характеризуются такими показателями, как: численность трудоспособного населения (табл. 1); производительность труда (табл. 2); уровень средней заработной платы в отрасли (табл. 3); уровень занятости населения (табл. 1); уровень безработицы (в том числе, скрытой безработицы); количество и отраслевое распределение вакансий; уровень мобильности рабочей силы и др. [2, 14].
Если проанализировать данные, представленные в табл. 1-3, то можно сделать вывод, что рынок труда в России характеризуется рядом особенностей:
1) неравномерность в распределении трудоспособного населения как по отраслям экономики страны, так и в географическом смысле, это объясняется существенными отличиями в размере заработной платы, как по регионам Российской Федерации, так и по отраслям. Рынок труда во многом определяется структурой национальной экономики, которая на сегодняшний день оценивается как экспортно-сырьевая, поэтому трудоспособное население концентрирует свое внимание на тех сферах производственно-коммерческой деятельности, где есть спрос на рабочую силу и, главное, есть возможность платить достойную заработную плату. Чтобы преодолеть дисбаланс в распределении численности активной рабочей силы по отраслям, государству необходимо реструктуризировать экономику страны, способствовать развитию машиностроения и приборостроения, перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг и социального обслуживания населения;
3) сохраняется низкая производительность труда, при этом наблюдается ситуация, когда темп роста заработной платы (в номинальном ее выражении) за последние 7 лет положителен, а индекс производительности труда в целом по экономике России отрицателен. Этот дисбаланс существенно затрудняет реализацию разработанных Правительством РФ программ преобразования экономики государства;
4) в последние годы сохраняется достаточно низкий уровень безработицы (5,5 %), отчасти это объясняется демографической ситуацией, сопряженной с нехваткой рабочей силы в ряде отраслей народного хозяйства, но при этом растет число безработных в двух возрастных категориях: возраст 20-29 лет, возраст 50-59.
м м
Таблица 1
Численность рабочей силы Российской Федерации, в среднем за год, тыс.человек [5]
Год
2010 2011 2012 2013 2014 20-15 201.6
Численность рабочей силы в Российской Федерации 75477,9 75779,0 75676,1 75528,9 75428,4 76587,5 76636,1
Центра п>ный фе.-.и'рал.иып округ 20677Д 20914,5 2:1041,5 21007,4 21126,1 21108,2 2.1281,6
Северо-Западный федеральный округ 7640,8 7671,5 7649,4 7580,4 "535.2 7604,2 7607,5
Южный фщеральнвш округ 6968,4 6976,6 6993,5 6989,8 6951,6 8180.1 8166,3
Северо-Кавказский федеральный округ 4357,.5 4434,4 4485,4 4524,6 4544,1 4492,3 4535,1
Приволжский федеральный округ 15862,8 15834,7 15715,1 15605,0 15515,7 15502,2 15457,3
Уральский федеральный округ 6523,9 6549,3 6550,9 6544,8 6508,0 6508,7 6447,9
Сибирский федеральный округ 10010,3 9939,1 9813,1 9842,9 9835,3 9815,5 9784,8
Дальневосточный федеральный округ 3437-Я 3459,0- 3427,2 .3434,0 3412,4 3376,3 3355.5
Численность безработных в РФ 5544,2 4922,4 4130,7 4137,4 3889,4 4263,9 4243,5
У ровень безработицы населения РФ, в среднем за год, % 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,5
5
го те
о
3 §
го о; о
Е §
■с
П> £
О"
><
(и
0 ГО
те
О,
те
1 С Сс
О
го §
N
о *
с Сс 43 те
со С
0
1
С 2 те
тз
-ч
о
о
те
П>
о. <0
<5" о
-ч
те <3 о'
3
Таблица 2
Индекс производительности труда по России и основным отраслям экономики РФ (по разделай: ОКВЭД) в 2010-2016 т (в процентах к предыдущему I од \ ) [5]
Год
2010 2011 ■2012: 2013 2014 2015 2016
1 2 3 4 5 6 7 8
В целом по экономике 103,2 103,8 103,3 102,2 100,7 97,8 99,8
ОёЛЬское хозяйство, охота и лесное хозяйство 88,3 115,1 Ю0.2 106,2 103,3 104,9 103,9
Рыболовство, рыбоводство 97,0 103,5 109,4 105,6 96,1 99,5 96,3
Добыча, полезныхископаемых 104,3 102,7 100,3 100,8 Ю2,8 98,4 98,3
Обрабатывающая промышленность 105,2: 105,6 104,8 102,2 102,5 96,9 100,8
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды МЗ.о 99,8 100,2 99,1 100.2 99,9 Ю2.1
гп о
о о
3
о' (л О
го'
о
о
о <0 ГО
3
ГО 3
ГО о
о о
Окончание табл. 2
1 X 3 4 5 6 7 8
Строительство 99,6 Ш1,4 98,2 98,4 ГОЩ 9.6,4
Оптовая и розничная торговля, услуги;: ремонт, обслуживание 103,6 101,9 102,1 99,6 98,7 91,5 96,9
Гостиницы Ж рестораны 101,7 1 02,3: 1:01,9 1Ш;6 99,8 94,1 ¿авд
Транспорт и связь на; 105,4 102,2 И): |.4 1011.4 99,4 99,8
Операции 6 недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 104,0 99,6 100,8 108,0 98,6 97,2 100,3
ю ^
N0 О
оо
Среднемесячная номинальная заработная плата работников по основным отраслям экономики Российской Федерации, рублей [5]
Таблица 3
Год
2010: 2011 2012; .2013 2014 2.015 2016
Всего по экономике 20952 23369 26629 29792 32495 34030 36709
Сельское,хозяйство, охота влесноехозяйство 10668 12464 14129 15724 17724 19721 21755
Рыболовство, рыбоводство 23782 25940 29201 32437 37062, 46676 54927
Добыча полезных ископаемых 39895. 45132 50401 54161 58959 63695: 69936
Обрабатывающие производства 19078 21781 .2451.2 27045 29511 31910 34592
Производство и распределение :>лск гро нюр. кн. газа и воды 24156 26966 29437 32231 34808 36865 39629
СтРоительство 21172 23:682 25:951 27701 293.54 29960: 32332
Оптовая и розничная торговля, услуги, ремонт, обслуживание 18406 19613 21634 23168 25601 26947 30030
Гостиницы и рестораны 13466 14693 16631 18304 19759 .20626 22041
Транспорт и связь 25590 28609 31444 34576 37011 38982 41510
Финансовая деюгедьность 50120 55789 58999 63333 68565 70088 80289
Государственное управление и обеспечение воённойбезопасности 25121 27756 35701 40449 42659 41916 43611
Образование 14075 15809 18995 '23458 25862 26928 28088
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 15724 17545 20641 24435? 27068: 28179 29742
£
0
1
о §
с ■с
ГО
0 *
с
ГО
1
о ^
с
43
0 §
ГО
1 с
ГО <»
<и
0
1
о §
с *
ГО
м
Государственной политике в сфере занятости населения необходимо уделить особое внимание преодолению данной тенденции, так как безработица среди молодежи и людей предпенсионного возраста чревата ростом социальной нестабильности в обществе и, как следствие, возникновением благодатной почвы для революционных настроений (плачевный опыт соседнего государства Украины и стран ближневосточного региона тому яркое подтверждение);
5) российский рынок труда, к сожалению, обладает еще одной особенностью -отсутствие эффективной системы мотивации в профессиональной сфере. Естественно это приводит к снижению производительности труда, отсутствию у работника стремления на саморазвитие и повышение квалификации. Главная причина данных пагубных явлений - это низкая оплата труда. Несмотря на то, что размер средней заработной платы в стране растет (табл. 2), реальные доходы россиян, по расчетам аналитиков агентства РксКЯай^з [10], продолжают снижаться (рис. 1). Данное агентство проанализировало уровень благосостояния российских потребителей, пересчитав их доходы в долларах. Анализ показал, что за период 2013-2016 гг. доля россиян со среднедушевым доходом ниже 220 долл. выросла в три раза с 10 до 29 % [10, 11]. Данный факт не может не настораживать, и он свидетельствует не только о проблемах на рынке труда, но и в экономике государства в целом.
Четыре года снижения реальных располагаемых доходов населения
С 2013 года реальные доходы россиян уменьшились на 11%
— '/о
й 4 2 О -2 -4 -6
Расчеты Filch на основа данных Роеетата ВИН
Рис. 1. Динамика изменения реальных доходов населения РФ [10]
Неоспорим тот факт, что от уровня развития рынка труда в стране во многом зависят социально-экономические и политические процессы в обществе, поэтому государство берет на себя роль регулятора трудовых отношений между работодателем и работником. Именно от эффективности государственного регулирования рынка труда зависит не только успех национальной экономики, но и гарантии обеспечения национальной безопасности страны.
Регулирование рынка труда со стороны государства реализуется методами прямого воздействия (программы создания новых рабочих мест; программы в области образования, подготовки и переподготовки кадров; изменения в трудовом законодательстве; определение минимального размера отплаты труда (МРОТ); програм-
мы адаптации и социальной помощи молодым специалистам; программы социальной поддержки безработных и т.д) [8]. Также существуют меры косвенного государственного воздействия на рынок труда: совершенствование нормативной правовой базы в сфере трудовых отношений; содействие территориальной мобильности рабочей силы; государственное субсидирование инвестиционных программ по расширению производства; предоставление госзаказов предприятиям; предоставление прав на налоговые льготы, развитие инфраструктуры региона с целью повышения качества жизненного пространства; программы создания новых рабочих мест в моногородах т.д. [8, 14].
В целях модернизации рынка труда и повышения эффективности использования трудового потенциала страны Правительство РФ в лице Министерства экономического развития в рамках документа «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на период 2018-2019 гг.» [1] определило:
а) повысить эффективность использования трудовых ресурсов в национальной экономике, так как в ближайшее время демографические ограничения будут нарастать, что обусловлено сокращением численности населения трудоспособного возраста к 2019 г. до 71,5 млн человек (сокращение населения трудоспособного возраста за этот период составит примерно 3,7 млн человек). Сокращение численности трудоспособного населения частично объясняет прогноз о стабильности уровня безработицы в пределах 5,7 % от рабочей силы;
б) доведение величины МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения, с этой целью с 1 мая 2018 г. МРОТ повысили до 11 160 руб. (на 1 июля 2017 г. он составлял 7 800 руб.), при этом субъекты РФ вправе устанавливать размер регионального МРОТ, но не менее федерального значения. Надо отметить, что темпы роста стоимости прожиточного минимума по-прежнему опережают МРОТ, так во 2-м квартале текущего года средний прожиточный уровень взрослого человека оценивался в 10 329 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.09.2017 № 1119 [2]), и далее на период до 2019 г. прогнозируется его рост на 22,3 %;
в) государство берет на себя обязательства по увеличению заработной платы отдельных категорий трудящихся (врачи, медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) и доведению ее до целевых уровней, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. [2]. Таким образом, в течение 2018 г. размер реальной заработной платы вырос приблизительно в 1,5 раза;
г) в целом по экономике за период 2016-2019 гг. по мере возникновения экономического роста прогнозируется увеличение заработной платы в размере 4,4 % в год, что обеспечит увеличение темпов роста реальных доходов населения на 2,2 % к 2019 г. [6, 7].
Основные направления государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации закреплены в утвержденной Правительством в приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости»: «Основная цель программы - реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее чем на 30 %» [2, 8].
По данным Минэконразвития РФ [1], ситуация с производительностью труда в российской экономике не выглядит столько оптимистично (табл. 4), так как существует ряд объективных факторов, не способствующих резкому увеличению эффективности труда:
- во-первых, отставание современных моделей ведения бизнеса от темпов внедрения технических инноваций. Другими словами, современные инновации, особенно в сфере информационных технологий, диктуют требования к модернизации экономической системы и переходу государства на цифровую экономику, в том чис-
ле и на рынке труда (Программа «Цифровая Экономика Российской Федерации», представленная Президенту РФ 5 июля 2017 г. [2]);
- во-вторых, старение населения России, увеличение среднего возраста работников, наблюдаемое из-за демографических проблем 1990-х гг., является существенным препятствием для роста производительности труда в основных секторах экономики;
- в-третьих, обострение социального неравенства и увеличение разрыва между 10 % самых обеспеченных и 10 % самых бедных россиян также приводит к снижению заинтересованности работника как в результатах собственного труда, так и в обеспечении макроэкономического эффекта от роста производительности труда на предприятии в целом;
- в-четвертых, ухудшение качества образовательных услуг и снижение престижа профессионального обучения во многом определяют ситуацию стагнации в росте производительности труда, что связано с несоответствием профессиональных знаний, умений и навыков работника и занимаемой им должности. В последние годы в российской производственной сфере наблюдается ситуация, когда в условиях нехватки высококвалифицированных кадров организации вынуждены принимать на работу людей, не обладающих нужными компетенциями для решения поставленных перед ними производственных задач.
Таблица 4
Прогноз производительности труда в России (базовый вариант), % [5]
Год 2015 2016 2017 2018 2019
Производительность труда -3,2 -0,6 1,0 2,2 2,6
Правительство РФ понимает, что управление трудовым потенциалом страны осуществляется в условиях демографических ограничений, обусловленных сокращением числа лиц трудоспособного возраста и, следовательно, увеличением социальной ответственности трудоспособного населения, поэтому уже не один год идут социально-политические дискуссии по поводу увеличения пенсионного возраста для граждан. Ряд экономистов-экспертов называют данный шаг непопулярным, но единственно верным в ситуации сокращения численности населения трудоспособного возраста, при одновременном росте средней продолжительности жизни [13].
В качестве альтернативного способа для решения проблемы нехватки трудовых ресурсов на российском рынке труда ряд экспертов, социологов и политиков предлагают использовать механизмы привлечения мигрантов для работы на территории России [9]. В Правительстве РФ также есть сторонники данного подхода, уверенные, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при существенном повышении производительности труда, невозможен без пополнения миграционных трудовых ресурсов [2]. Очевиден тот факт, что мигранты - это дешевая рабочая сила, соответственно, ее использование способствует оптимизации затрат на производство отечественных товаров (работ, услуг), что, безусловно, дает положительный макроэкономический эффект.
Однако опыт европейских стран на протяжении последних 10 лет показал, что масштабный приток мигрантов является катализатором негативных экономических и социальных процессов в обществе той страны, куда мигранты прибыли. Главный отрицательный эффект от привлечения миграционной рабочей силы состоит в том, что резко уменьшается занятость среди коренного населения страны [9]. Вторая проблема, с которой сталкиваются государства, на территорию которых прибыли миграционные потоки, - это резкое увеличение социальной нагрузки на бюджет страны, так как зачастую мигранты вообще не желают работать, а становятся иждивенцами, требующими социального обеспечения. Таким образом, вырастает налоговая нагрузка
на работающих граждан, и это все по совокупности приводит к нарастанию социальной и политической напряженности в обществе.
Россия, обладательница обширных территорий с достаточно динамично развивающейся экономикой, является центром притяжения миграционных потоков из стран ближнего зарубежья. По данным официальной статистики, на сегодняшний день в нашей стране находится около 10 млн мигрантов [5], а если верить различным оценкам экспертов-аналитиков, то количество мигрантов оценивается в 12-13 млн человек. В территориальном разрезе самыми востребованными у трудовых мигрантов регионами является Москва и Санкт-Петербург, в которых рынок труда развивается более высокими темпами, а значит, больше шансов трудоустроиться.
Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день в России проблема международной миграции не стоит так остро, как в странах Западной Европы, однако государственные органы должны четко регулировать притоки и численность мигрантов на территорию страны, чтобы не возникло стихийных нелегальных потоков, которые создадут собой угрозу для коренного населения. И речь идет не только о конкуренции на рынке труда между трудовыми мигрантами и местным населением, а в большей мере - о безопасности государства, так как нелегальная миграция часто сопровождается экстремизмом и международным терроризмом.
Государство, с одной стороны, должно воспитывать толерантность в обществе, а с другой - строго регулировать миграционные процессы с целью пресечения преступной и террористической деятельности.
В качестве вывода выделим основные направления, с учетом которых должна развиваться система государственного регулирования рынка труда:
1) совершенствовать механизмы функционирования институтов государственной власти, так как степень развития рынка труда во многом зависит от качества жизни в регионе, от уровня исполнения федерального законодательства на местах, а следовательно, в значительной мере зависит от уровня компетенции муниципальных органов власти (в том числе и от степени бюрократизации и коррумпированности региональной и местной власти);
2) применять квотирование рабочих мест как приоритетную форму содействия трудоустройству молодых специалистов, выпускников средних и высших учебных заведений, лиц с ограничениями по здоровью (инвалидам), матерям-одиночкам и другим, социально незащищенным слоям населения. Федеральное и региональное законодательство должно предоставлять организациям и предпринимателям налоговые льготы и другие виды стимулов, мотивирующие бизнес на выделение трудовых квот для данных категорий граждан;
3) модернизировать систему профессионального образования, а точнее сказать, обратить внимание на советский опыт по подготовке специалистов по ключевым для развития экономики государства специализациям;
4) стимулировать рост занятости населения, применяя специальные государственные программы, направленные на переподготовку рабочих кадров, а также программы по повышению мобильности рабочей силы с целью привлечения ее в перспективные отрасли экономики;
5) совершенствовать государственные программы по социальному страхованию населения, предупреждению безработицы в стране, а также вести более агрессивную борьбу с теневой экономикой;
6) решить проблемы нехватки трудовых ресурсов на российском рынке труда государство может косвенным способом, через повышение качества медицинского обслуживания, пропаганду здорового образа жизни (особенно среди молодежи), все это по своей совокупности будет способствовать сокращению смертности населения трудоспособного возраста. Конечно, необходимо отметить, что данные меры являются действенными и долговременными.
Библиографический список
1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: http://economy.gov.ru/minec/main
2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http:// government.ru/
3. Скворцова, В. А. Знания как экономический ресурс / В. А. Скворцова, А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. - № 1. - С. 12-21.
4. Володин, В. М. Перспективы занятости в наукоемком секторе промышленности / В. М. Володин, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4 (28). -С. 239-246.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Рынок труда, занятость и заработная плата. - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
6. О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 // Гарант. - URL: http://base.garant.ru/
7. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298), с изменениями на 30 марта 2017 года. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499091781
8. Nessebar, D. Государственное регулирование рынка труда. Современный рынок труда / D. Nessebar. - 2015. - 29 January. - URL: https://www.syl.ru/article/ 166896/new_gosudarstvennoe-regulirovanie-ryinka-truda-sovremennyiy-ryinok-truda
9. Дикусарова, М. Ю. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации / М. Ю. Дикусарова, А. А. Кириллова, О. В. Непокупная // Молодой ученый. -2017. - № 2 (136). - С. 399-402. - URL: https://moluch.ru/archive/136/38101/
10. Попов, В. В. Инвестиции в персонал как стратегический фактор конкурентоспособности интеллектуальных ресурсов / В. В. Попов // Молодежь и наука. -2015. - № 4. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24999207
11. Как разнятся зарплаты в России и странах Европы. - URL: https://news.mail.ru/ economics/31638569/
12. Игошина, К. Е. Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения / К. Е. Игошина // NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2016. - № 12. - С. 26. - URL: http://nauka-rastudent.ru/36/3871/
13. Рынок труда в России: особенности. Регулирование рынка труда. - URL: https:// businessman.ru/new-rynok-truda-v-rossii-osobennosti-regulirovanie-rynka-truda.html
14. Экономический рост России в 2017 году // Центр управления финансами. - URL: http ://center-yf.ru/data/economy/ekonomicheskiy-rost-2017.php
References
1. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/main
2. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/
3. Skvortsova V. A., Skvortsov A. O. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Ekonomicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Economic sciences]. 2014, no. 1, pp. 12-21.
4. Volodin V. M., Skvortsova V. A., Skvortsov A. O. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2013, no. 4 (28), pp. 239-246.
5. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii. Rynok truda, zanyatost' i zarabotnaya plata [Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Labor market, employment and wages]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/
6. Garant [Garant data-base]. Available at: http://base.garant.ru/
7. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Sodeystvie zanyatosti nase-leniya» (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 298), s iz-meneniyami na 30 marta 2017 goda [State program of the Russian Federation "Promotion of employment of the population" (approved decree of the Government of the Russian Federation from 15th of April, 2014 №298), with the changes on 30th of March, 2017]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091781
8. Nessebar D. Gosudarstvennoe regulirovanie rynka truda. Sovremennyy rynok truda [State regulation of the labor market. Modern labor market]. 2015, 29 Jan. Available at: https://www.syl.ru/article/166896/new_gosudarstvennoe-regulirovanie-ryinka-truda-sovremennyiy-ryinok-truda
9. Dikusarova M. Yu., Kirillova A. A., Nepokupnaya O. V. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2017, no. 2 (136). Available at: https://moluch.ru/archive/136/38101/
10. Popov V. V. Molodezh' i nauka [Youth and science]. 2015, no. 4. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24999207
11. Kak raznyatsya zarplaty v Rossii i stranakh Evropy [How do salaries differ in Russia and Europe]. Available at: https://news.mail.ru/economics/31638569/
12. Igoshina K. E. NAUKA-RASTUDENT.RU. 2016, no. 12, p. 26. Available at: http://nauka-rastudent.ru/36/3871/
13. Rynok truda v Rossii: osobennosti. Regulirovanie rynka truda [Labor market in Russia: features. Labor market regulation]. Available at: https://businessman.ru/new-rynok-truda-v-rossii-osobennosti-regulirovanie-rynka-truda.html
14. Tsentr upravleniya finansami [Financial management center]. Available at: http://center-yf.ru/data/economy/ekonomicheskiy-rost-2017.php
Тактарова Светлана Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: staktarova@yandex.ru
Солдатова Светлана Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: sssoldatova@mail.ru
Taktarova Svetlana Viktorovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Soldatova Svetlana Sergeevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 331.5 Тактарова, В. М.
Специфика, проблемы, тенденции развития и направления регулирования рынка труда в России / С. В. Тактарова, С. С. Солдатова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. -2018. - № 1 (7). - С. 19-30. - DOI 10.21685/2309-2874-2018-1-3.