Научная статья на тему 'Условия формирования психологической культуры учителя в современной школе'

Условия формирования психологической культуры учителя в современной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1038
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРОВЕНЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ФОРМИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТ / МОДЕЛЬ / МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PSYCHOLOGICAL CULTURE / LEVEL / PROFESSIONAL COMPETENCY / REFLEXIVE ABILITIES / SCIENTIFIC-AND-METHODICAL WORK / FORMING / COMPONENT / MODEL / MONITORING / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухова Оксана Владимировна

В работе описаны современные контексты научно-методической работы в сфере общего образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены, совокупность психолого-педагогических условий, факторов формирования психологической культуры учителя, которая служит средством совершенствования профессиональной деятельности педагога, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's Psychological Culture Forming Conditions at Modern School

This work contains the modern contexts of the scientific-and-methodical work in the sphere of general education, tasks and goals of its development. The combination of psychological-and-pedagogical conditions, factors of teachers' psychological culture are laid down. Teachers' psychological culture serves as a means of a teacher's professional skills development and is a basis for analysis and the criterion of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Условия формирования психологической культуры учителя в современной школе»

УДК 371.12 ББК 74.204.2

Сухова Оксана Владимировна

соискатель кафедра педагогики Дальневосточный государственный гуманитарный университет

г. Хабаровск Sukhova Oxana Vladimirovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics of Far Eastern State Liberal Arts University Khabarovsk

Условия формирования психологической культуры учителя

в современной школе

Teacher’s Psychological Culture Forming Conditions at Modern School

В работе описаны современные контексты научно-методической работы в сфере общего образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены, совокупность психолого-педагогических условий, факторов формирования психологической культуры учителя, которая служит средством совершенствования профессиональной деятельности педагога, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.

This work contains the modern contexts of the scientific-and-methodical work in the sphere of general education, tasks and goals of its development. The combination of psychological-and-pedagogical conditions, factors of teachers’ psychological culture are laid down. Teachers’ psychological culture serves as a means of a teacher’s professional skills development and is a basis for analysis and the criterion of its effectiveness.

Ключевые слова: психологическая культура, уровень, профессиональная компетентность, рефлексивные способности, научно-методическая работа, формирование, компонент, модель, мониторинг, образовательное пространство.

Key words: psychological culture, level, professional competency, reflexive abilities, scientific-and-methodical work, forming, component, model, monitoring, educational space.

Все больше исследователей сегодня осознает, что человечество сегодня не спасет ни развитая технология, ни совершенствование путей освоения природных богатств, ни даже открытие новых источников энергии. Человечество будет спасено именно обращением всех без исключения к богатейшим накоплениям многовековых традиций и ценностей. Известно, что культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей истории, сколько сам способ, каким человек, приобщается к этим ценно-

стям. Культуру создает сам человек, поэтому психологическая культура может быть представлена как особый вид культуры, отражающий индивидуальный опыт человека. Психологическая культура является важнейшим системообразующим фактором профессиональной компетентности любого специалиста, тем более педагога. Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что продуктивное осуществление задач поставленных перед общеобразовательной школой программой модернизации, во многом обусловлены личностью препо-давателя.[1] От того, каким уровнем психологической культуры обладает преподаватель, зависит успешность формирования личности учащегося. Психологическая культура - это сложное, целостное, личностное образование, включающее в себя: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты и характеризующееся психологической компетентностью, адекватным применением знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом.[2] Свойства психологической культуры не врожденные и не возникают сами по себе, они формируются в социальном опыте, в человеческом общении, в деятельности, связанной с решением различных жизненных ситуаций, в том числе и педагогических. Понятие «формирование» по отношению к психологической культуре должно означать не «насильственное» воздействие, а создание благоприятных условий, в которых личности должна быть предоставлена возможность свободного выбора предлагаемого содержания и возможных средств дейст-вия.[3] Анализ теории и практики по названной проблеме позволил выделить ряд противоречий: между наличием у педагогов системы психологических понятий и недостаточной сформированностью умений к их использованию в качестве средств решения профессиональных задач; между потребностями педагогов в проектировании своего профессионального роста и несформирован-ностью у них аналитических умений, позволяющих определять направления своего развития и самосовершенствования; между необходимостью создания системы научно-методической деятельности, способствующей развитию психологической культуры; неразработанность подходов к формированию психо-

логической культуры педагогов школьной методической службой; между высокой психологической проблемностью и напряженностью деятельности учителя и отсутствием сформированных регулятивных механизмов; между декларированием гуманистических психологических ценностей и доминированием в реальной практике образования ценностей объектного подхода. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной отдельным компонентам психологической культуры личности, предполагает сведение психологической культуры к профессиональной деятельности формированию и совершенствованию определенных психических процессов, свойств, качеств, умении, которые влияют в целом на всю жизнедеятельность человека, в том числе, и на профес-сиональную.[4]

Большинство школьных проблем обусловлено именно психологической некомпетентностью педагогов. Принципиальное отличие педагога с высоким уровнем психологической культуры от просто компетентного педагога заключается в том, что все структурные элементы психологической культуры как особого психического образования человека интегрируются в целостную иерархическую систему благодаря стержневому ценностно-смысловому компоненту. [5] Психологическая культура служит средством совершенствования его профессиональной деятельности, основой анализа и критерием оценки ее эффективности..^] НМР способна сыграть существенную роль в оптимизации образовательного процесса, в подборе эффективных средств и методов работы. Став идеологом и организатором принципов развития личности учителя, и ведя с ним целенаправленную работу, методическая служба способна научить его создавать условия для выбора вариантов собственного профессионального становления, формирования особого отношения к творчеству и педагогической деятельности.^] С нашей точки зрения формирование психологической культуры педагогов возможно посредством организации научно методической работы.

Главная цель научно-методической деятельности - повышение профессиональной компетентности педагога, а психологическая культура является важнейшим системообразующим фактором профессиональной компетент-

ности. В современной науке имеется определенная система знаний, необходимых и достаточных для постановки и решения исследуемой нами проблемы. Таким образом, выявляются противоречия:

- между социально обусловленной необходимостью развития психологической культуры преподавателя как целостности и отсутствием научных знаний о сущности этого вида культуры.

-между потребностью преподавателя овладеть педагогическим мастерством, формировать психолого-педагогическую компетентность в процессе педагогической деятельности с одной стороны, и недостаточным уровнем общей и психологической культуры с другой стороны.

- между необходимостью создания системы научно-методической деятельности, способствующей развитию психологической культуры и недостаточным вниманием к организации научно-методической деятельности с ориентацией на психологическую компетентность как основу профессиональной компетентности преподавателя.

Основными организационно - педагогическими условиями развития психологической культуры являются:

-самодиагностика и самоанализ достижений в педагогической деятельности; включение преподавателя в рефлексивно-проектную деятельность;

- создание специальных (обучающих) ситуаций с целью развития

рефлексивных способностей преподавателя;

сотрудничество с коллегами в рефлексивно-проектной деятельности;

- обмен опытом между коллегами.

Таблица 1. Модель научно-методической работы направленной на

формирование психологической культуры учителя

Цели Выявить условия формирования психологической культуры учителя и определить пути создания этих условий в процессе научнометодической работы; разработка и экспериментальная апробация модели научно-методической работы образовательного учреждения направленной на формирования психологической культуры педагогов на основе акмеологического подхода.

Задачи 1.Выявить состояние проблемы формирования психологической культуры педагога в теории и практике. 2.Раскрыть содержание понятия « психологической культура» и охарактеризовать ее состояние сегодня. 3. Разработать представление об условиях формирования психологической культуры учителя общеобразовательных школ. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования и действия факторов, содействующих овладению психологической культурой. 4. Определить пути создания этих условий. 5. Разработать методику формирования психологической культуры у учителей и предложить рекомендации.

принципы Принципы, отражающие акмеологический подход к формированию психологической культуры. Общеметодологические принципы акмеоло-гии: комплексный подход; системный подход; принцип детерминизма; принцип социальной детерминации личности; субъектный подход (или принцип); принцип развития через разрешение противоречий; принцип гуманизма, ценности человеческого бытия, развития личности к прогрессивному саморазвитию, самоорганизации, единства теоретического знания и практического действия, сочетания самостоятельной и групповой работы, андрагогические принципы обучения.

Содержательный компонент Психологическое образование учителя (процесс усвоения системы психологических знаний, процесс усвоения учителем различных способов взаимодействия с участниками образовательного процесса, развитие соответствующих личностных качеств) основанное на концепции психологической культуры, которое органически включается в профессиональное образование. Задача психологического образования подготовка к субъект-субъектному взаимодействию в контексте профессиональной деятельности.

Направления Лекторий: программа психологического образования М.В.Поповой, «Психология как учебный предмет в школе», интегративный курс «Че-ловекознание» Л. С Колмогоровой... Курсы: «психология общения», «Педагогическая наблюдательность»; «Эмпатия»; «Эмоциональная гибкость». Тренинги: «Разрешение конфликтов», «Самопознание своих интеллектуальных возможностей и особенностей», «развитие рефлексивных процессов», «Ответственность перед собой и другими».

Модули Внутренний ресурс :1)характер ценностной ориентации 2)Качественная характеристика педагогического состава муниципальных образовательных учреждений 3)уровень развития психологической культуры 4)культура жизнедеятельности в социуме . 5)возрастные психологические характеристики. 6) уровень личностной активности и целеустремленности.

Внешний ресурс: 1) уровень профессионализма педагогов, 2)Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 3) информационные ресурсы 4) руководство научно-методической работой лицея

Факторы • Объективные, проявляющиеся как внешняя заданность, связанные с реальной системой профессиональной деятельности (система и последовательность педагогических действий) • субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности - это мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма; • объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления. (Организация психолого-педагогической среды)

Условия -первая группа условий связана с реализацией акмеологических принципов, их выбор определен сущностью акмеологического подхода к образованию; - Вторая группа условий связана с реализацией андрогогических принципов -третья группа условий связана с необходимостью целенаправленного педагогического воздействия на мотивационно-ценностную и регулятивно-деятельностную сферы личности педагогов Важными условиями, влияющими на развитие психологической культуры преподавателя и, которые необходимо учитывать в течение всей его деятельности можно выразить в следующих положениях: 1.Профессиональные позиции, психологические качества, педагогические умения - могут быть предметом развития и саморазвития. 2. Развитие психологической культуры преподавателя должно идти в системе всех ее компонентов, выделенные компоненты психологической культуры не существуют изолированно друг от друга.

Мониторинг Методика исследования уровней и особенностей проявления психологической культуры О.И Моткова «Психологическая культура личности»; обработка анкет с помощью метода контент-анализа; методика диагностики социально-психологической компетентности личности (методика - КОС1); Методика исследования самооценки (С.А.Будасси)

Процесс развития психологической культуры эффективен при соблюдении следующих условий:

- если он основан на педагогической диагностике психологических черт, являющихся компонентами психологической культуры выявленных на основе анализа психологии труда преподавателя

- если будет происходить целенаправленная работа по развитию рефлексивных свойств на основе самодиагностики личностных качеств преподавателя

- если в образовательных учреждениях будут широко использоваться методы психолого-педагогического тренинга для преподавателей, направленные на развитие качеств, составляющих содержание их психологической культуры.

- при наличии спецкурса по формированию психологической культуры личности преподавателя, интегрирующего все компоненты общей и психологической культуры.

- при осуществлении рефлексивно-проектной деятельности.

Работу по мониторингу состояния образовательной среды и развитию психологической культуры в педагогическом взаимодействии могут осуществлять психологические службы образовательных учреждений, если таковые имеются.

Библиографический список

1. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя М.: Просвещение ,1993.-190с.

2. Колмогорова, Л. С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагог: наука, технология, практика. - Барнаул, 1997.

3. Колмогорова, Л. С. Становление психологической культуры школьника как ориентир современного образования.2002г.

4. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.:Academia 2002. - 270 с.

5. Семикин, В. В. Психологическая культура и образование // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - СПб., 2002. -N 2(3): Психолого-педагогические науки.

6. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 554 с.

7. Найн, А. Я. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа. Магнитогорск

Bibliography

1. Amonashvily, Sh. A. Humanly-Personal Approach to Children. - M: Institute of

Practical Psychology. - Voronezh: Publishing House of NPO «Modek», 1998. - 554 p.

2. Kolmogorova, L. S. The Formation of Personality’s Psychological Culture as Orienting Point of Modern Education// Teacher: Science, Technology, Practice. -Barnaul, 1997.

3. Kolmogorova, L. S. The Formation of a schoolboy’s Psychological Culture as Orienting Point of Modern Education// Teacher: Science, Technology, Practice. -Barnaul, 2002.

4. Markova, A. K. Psychology of a Teacher’s Work: Teachers Book:. - M: Prosveshchenie, 1993. - 190 p.

5. Nain, A. Ya. Organization of Experimental Work in Educational Establishment of Innova-tional Type. - Magnitogorsk.

6. Orlov, A. B. Personality Psychology and Essence of a Human Being: Paradigms, Projections, Practice: Textbook for Higher School Students. - M.: Academia 2002. - 270 p.

7. Semikin, V. V. Psychological Culture and Education // Bulletin of the Russian State Pedagogical University after Hertzen. - SPb. - 2002. - №2 (3): Psychological-and-Pedagogical Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.