Научная статья на тему 'Условия формирования предпринимательства в России: взгляд изнутри'

Условия формирования предпринимательства в России: взгляд изнутри Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2181
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / BUSINESS / MARKET ECONOMY / TRAINING OF SHOTS / SMALL-SCALE BUSINESS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалевская Марта Викторовна

Предпринимательство является стержнем любой социальноэкономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предпринимательсобственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое. Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса это показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF BUSINESS-FORMING IN RUSSIA: A SIGHT FROM WITHIN

Business is a core of any social and economic system based on the beginnings of a private property and a competition. The Businessman-proprietor the central figure in civil and a trade turnover. The businessman not only organizes manufacture of the goods, but also itself takes direct part in this process; further it organizes all movement of commodity weights and leads up them via the market to the end user, connecting, thus, economic life of a society in a single whole. Presence in any society of conditions for business, existence in such society of the enterprise case is an indicator of level of economic freedom of citizens, and reflection of understanding of progressive character of business from representatives of the power structures defining, developing and realizing economic policy, including concerning business.)

Текст научной работы на тему «Условия формирования предпринимательства в России: взгляд изнутри»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

УДК 334.012

Марта Викторовна Ковалевская,

аспирант кафедры Управления человеческими ресурсами МЭСИ Тел.: 8-926-58-710-58 E-mail: ^ [email protected]

Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих,

разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, рыночная экономика, профессиональная подготовка кадров, поддержка малого бизнеса.

Martha Viktorovna Kovalevskaya,

the post-graduate student of Management of human resources chair, MESI Tel.: 8-926-58-710-58 E-mail: ^ [email protected]

CONDITIONS OF BUSINESS-FORMING IN RUSSIA: A SIGHT FROM WITHIN

Business is a core of any social and economic system based on the beginnings of a private property and a competition. The Businessman-proprietor - the central figure in civil and a trade turnover. The businessman not only organizes manufacture of the goods, but also itself takes direct part in this process; further it organizes all movement of commodity weights and leads up them via the market to the end user, connecting, thus, economic life of a society in a single whole. Presence in any society of conditions for business, existence in such society of the enterprise case is an indicator of level of economic freedom of citizens, and reflection of understanding of progressive character of business from representatives of the power structures defining, developing and realizing economic policy, including concerning business.)

Keywords: business, market economy, training of shots, small-scale business support.

1. Введение

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается вытускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Цель предпринимательства - это и есть получение прибыли, предпринимательство - деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

На малык предприятиях Российской Федерации работает более 8 млн. человек, что составляет около 12% от всего занятого в стране населения.

Когда человек по тем или иным причинам решает для себя вопрос: "Быть или не быть" предпринимателем, ему особенно важно не только понять, чем предпринимательство отличается от других видов деятельности, но и попробовать свои силы в решении задач, с которыми ему придется столкнуться при создании бизнеса. Особая важность правильного решения этого вопроса обусловлена как риском потери всех своих вложений, так и возможностью утраты уверенности в своих силах.

Целью написания данной работы является познание особенностей построения малого бизнеса в современной действительности. Задачей написания статьи является рассмотрение процесса современного предпринимательства в единстве его основных компонентов: личностного, экономического, организационного.

2. Теоретические аспекты предпринимательства

В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.

Предпринимателями назытают хозяйственных субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

Естественно, субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различнык хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, различных товариществ и др.

Хозяйственная ассоциация - это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач. Ее участники объединяют лишь часть своих финансовых и материальных ресурсов. Они могут входить и в другие хозяйственные объединения предприятий без согласования с другими членами ассоциации.

К важным чертам предпринимательства следует отнести:

• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

• экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства -получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

• хозяйственный риск и ответственность. При любык самык вытеренных расчетах неопределенность и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

3. Условия развития предпринимательства

Разумеется, для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия — это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства—рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации. [1]

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказы-

вают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и т.д. [2]

4 .Профессиональные кадры - путь к профессиональному бизнесу

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

По данным социологических опросов, 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести профессиональные знания в области малого бизнеса. [3]

Профессиональная подготовка кадров для малого бизнеса выступает в качестве определяющего фактора формирования и развития деятельности рыночных экономических структур. Здесь пролегает путь к развитию производительных сил российского общества. Важную роль играет профессиональная подготовка руководителей малых предприятий. Сложились и действуют такие эффективные альянсы в бизнес-образовании, как объединения, образованные для достижения общих целей, реализации стратегических задач и устремлений партнеров. Эффективность альянсов достигается путем аккумулирования интеллектуального кадрового потенциала, организационных, ресурсных, информационных возможностей сферы делового образования и рыночных экономических структур.

За последние годы в стране выработан современный взгляд на методологию и организацию подготовки кадров для предпринимательства и малого

бизнеса. В методологическом плане к числу приоритетных направлений деятельности, связанной с подготовкой кадров для малого бизнеса, можно отнести:

• объективное действие экономических законов, которые обусловили необходимость решения научных и образовательных аспектов проблемы воспроизводственных позиций, формирования кадрового потенциала рыночных реформ;

• интенсивное освоение современных технологий бизнес-образования. В них — ключ к формированию критической массы менеджеров различного уровня, кадров для предпринимательства и малого бизнеса, ориентированных на деятельность в условиях социально ориентированного рынка;

• оперативное реагирование на образовательные, консультационные, инвестиционные и информационные потребности субъектов кадровой политики, сферы предпринимательства и малого бизнеса.

Из широкого круга тенденций развития бизнес-образования выделяются:

• интенсификация и прагматичная нацеленность специальной подготовки предпринимателей;

• дефицит средств на подготовку кадров малого бизнеса;

• барьеры на пути подготовки кадров, обусловленные сокращением образовательной мобильности и непониманием многими руководителями сферы предпринимательства и бизнеса необходимости профессионального развития кадров;

• обновление содержания переподготовки и повышения квалификации кадров, вызванное потребностями рыночной экономики, разработка и освоение современных учебных программ и технологий делового образования;

• изменение мотивации проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Все больше слушателей приходит на обучение, исходя из насущных жизненных потребностей каждого из них и их предприятий.

Для организаторов обучения, располагающих бюджетными или спонсорскими средствами на подготовку предпринимателей и заинтересованных в эффективном использовании этих средств для достижения главной цели— создания новых бизнесов, отбор граждан, обладающих необходимыми способностями, мотивацией и перспективными бизнес-идеями, является одним

из важнейших условий успеха. [5]

Итак, мы назвали три главных критерия отбора потенциальных предпринимателей, которые, по нашему мнению, в значительной степени предопределяют эффективность вложения средств в их последующее обучение и поддержку:

1. наличие предпринимательских способностей;

2. достаточно сильная мотивация к созданию собственного бизнеса;

3. наличие перспективной бизнес-идеи.

Причем, если для выявления способностей и мотивации человека к предпринимательству можно с большим или меньшим успехом использовать различные методы психодиагностики, то для оценки перспективности бизнес-идеи (в том числе с точки зрения её реализуемости) необходимо помочь человеку правильно её сформулировать и проанализировать.

Именно эти задачи необходимо решить на первом, начальном, этапе подготовки к предпринимательской деятельности.

Одной из важнейших задач курса начального обучения является самоопределение каждым обучающимся своих способностей и склонности к предпринимательской деятельности. Такое самоопределение происходит как путём самооценки своих личностных качеств и сравнения их с качествами, необходимыми предпринимателю, так и через решение конкретных задач, связанных с выбором, оформлением и анализом собственной бизнес-идеи. Цель начального обучения — помочь человеку самостоятельно принять правильное решение, основанное на понимании им специфики предпринимательской деятельности, перспективности своей бизнес-идеи и имеющихся возможностей для её реализации. При этом знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, должны быть полезны не только гражданам, решившим стать предпринимателями, но и тем, кто примет решение реализовать себя в качестве наемного работника малого предприятия или иной коммерческой структуры, где от работников ждут проявления самостоятельности, инициативы и предприимчивости. Это и страховые компании, и туристические фирмы, и торговые предприятия, и многие другие организации, успешная деятельность которых напрямую зависит от умения каждого работника искать и

находить клиентов, понять и удовлетворить их потребности. Сведения об основных аспектах предпринимательской деятельности необходимы также работникам структур поддержки предпринимательства.

Любое предпринимательство по своей природе ("по умолчанию") является инновационным. Это должно учитываться не только в специальной подготовке работников сферы малого предпринимательства, но и в том, что касается общей подготовки кадров этой сферы по вопросам рыночной экономики. Если же учесть, что основную массу потребителей образовательно-консультационных услуг составляют лица, или уже ведущие свое дело, или собирающиеся его в ближайшее время открыть, то легко понять, что традиционные и длительные формы подготовки эту задачу не решают. Нужны интенсивные краткосрочные формы, ориентированные на инновационную практику, вырастающие из этой практики.

Такое обучение должно быть непрерывным, многократным, сочетающимся с возможностями получения квалифицированных консультаций и различного рода поддержки по ходу ведения предпринимательской инновационной деятельности. Для этого нужны соответствующие образовательные программы и учебно-методические разработки, нужны центры, способные оказывать весь комплекс образовательных услуг, необходимых предпринимателю и менеджеру, включая поддерживающее обучение.

5 .Благоприятная правовая среда как главное условия развития бизнеса

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предприни-

мательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовык гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств. Примером может служить скла-дытающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства в США. Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, всем известный ученый Ф. Котлер в своем труде «The Marketing of Nations: A Strategie Approach to Building National Wealth» указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

1. Необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».

Это дало основание принять законы, предотвращающие проявления «недобросовестной конкуренции».

2. Необходимость зашиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение надписями на упаковке и уровнем цен.

3. Необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Как осторожно замечает Ф. Котлер: «ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни».

В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестоких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается. [7]

Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.

Российский специалист Г.Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.

1. Половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической

ситуации зависят изменения в потребностях в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.

Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25—44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этом возрастном интервале. В США в эту возрастную группу попадает 30% всего населения. Помимо этого, надо учитывать соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей. В США это соотношение составляет 0,53, т.е. 47% предпринимателей — женщины, а 53%—муж-чины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.

В России численность населения в возрасте 25—44 лет на начало 2009 г. составляла 52650 тыс., или 29,6%. Это свидетельствует о том, что наша страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то статистические данные об этом, к сожалению, отсутствуют. Между тем, количество женщин в России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает. [4]

2. Уровень общего и специального предпринимательского образования. В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в положенном возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). Предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.

Интересно отметить, что среди предпринимателей в США—около трети лиц с неоконченным высшим образованием. Начиная с 90-х годов прошлого столетия лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление». Лучшие студенты не стремятся в крупные компании, на Уоллстрит или в ведущие консультативные

фирмы, а предпочитают перспективные стартовые компании. [6]

В России по данным переписи населения 2002 г. число лиц в возрасте от 15 лет и выше, имеющих среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профессиональное образование составило 463 на 1000 человек населения (в 1989 г. - 322), что следует признать достаточно высоким показателем. Что же касается выпуска специалистов, то лишь с 1990 по 2003 г. государственные средние специальные заведения по специальностям «экономика и управление», «информатика и вычислительная техника» закончили 1707,3 тыс. человек, а государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям — 1314 4 тыс., всего — 3021,7 тыс. человек. [4]

3. Возможность значительно повысить своп личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Интересно отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5—10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения. Что же касается примера, то здесь нередко возникает зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах не приемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии. [3]

4. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39— 40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уров-

нем предпринимательства размер так называемого социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает. [6]

В России в 2009 г. доход от налогов составил 5394,2 млрд руб., или 14,9% ВВП. [3]

Таким образом, мы можем констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога (из него делаются отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования) не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.

5. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII—XIX вв., когда за океан из самых разных стран Европы устремились бесстрашные и предприимчивые люди. Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существует сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.

Интересно отметить, что американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают выделять инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенный провал, неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.

Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг — юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предприниматель-

стве.

В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко — негативное, зачастую — завистливое. Надо полагать, что с развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения, отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться.

Опрос, проведенный в рамках исследования «Стиль жизни среднего класса» показал, что в ближайшее время как минимум 6% населения России (из числа тех, кто еще не занят в секторе частного бизнеса) собирается заняться предпринимательством. В Германии, стране со значительно более развитым рынком, доля предпринимателей составляет 9%, а в Чехии — примерно 10—11% жителей страны. Исследование показало, что среди молодежи до 25 лет 25% мужчин и 18,4% женщин собираются открыть собственный бизнес.

Интересно отметить, что главным фактором для участвовавших в опросе, побуждающим к занятию предпринимательством оказалось наличие надежных связей и клиентов. На втором месте — наличие партнера, затем — возможность получить кредит. И лишь на последнем месте — надежная защита от криминалитета. [6]

6. Заключение

Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; да-

лее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услуги, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Горфинкель В.Я. Предпринимательство // Юнити. - 2005. - С. 35-38

2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности // Ось-89. - 2008. -С. 134-140

3. Российский статистический ежегодник // Росстат. - 2010.

4. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г., http:// www.perepis2002.ru

5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия // Юнити. -2001. - С.67-72

6. Кочетков Г.Б. Предпринимательство как фактор развития // США-Канада: Экономика, политика, культура. -2003., № 6. С. 46—65.

7. Kotler P. The Marketing of Nations: A Strategic Approach to Building National Wealth // The Free Press. - 1997. - С.345-353

References

1. Gorfinkel V. J. Business // Uniti. -2005. - P. 35-38

2. A.O. Small business. Organizational and legal bases of activity // Os-89. -2008. - P. 134-140

3. The Russian statistical year-book // Rosstat. - 2010.

4. The basic results of the All-Russia population census of 2002, http:// www.perepis2002.ru

5. Gorfinkel V. J, Shvandar V. A. Enterprise economy // Uniti. - 2001. - P.67-72

6. Kochetkov G.B. Business as the development factor // the USA-Canada: Economy, policy, culture. - 2003., № 6., P. 46—65.

7. Kothler P. The Marketing of Nations: A Strategic Approach to Building National Wealth/The Free Press. - 1997. - С.345-353

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.