Научная статья на тему 'Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе'

Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СONTROL / ASSESSMENT / SELF-ORGANIZATION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутошкина Виктория Николаевна, Коренева Вера Викторовна

Рассматривается развитие самостоятельности у младших школьников в контексте решения задач современной школы и в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Представлена система учебных действий контроля и оценки младших школьников. Обращается внимание на то, что современное образование берет ориентир на формирование успешной и саморазвивающейся личности с собственной точкой зрения и умением учиться. В связи с этим большое значение имеет овладение детьми навыками контроля и оценки, лежащими в основе саморегуляции и самоорганизации. Цель статьи выявление и описание условий к методике формирования действий контроля и оценки при решении учебных задач младшими школьниками. Показаны стадии становления контрольно-оценочной деятельности и действия учителя, которые должны обеспечить субъектную позицию учащегося в освоении оценочной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION OF CONTROL AND ASSESSMENT INDEPENDENCE IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the question of the development of autonomy among younger students in the context of solving the problems of modern school. The authors present a system of educational activities for monitoring and evaluation of younger students. They draw attention to the fact that modern education takes a landmark on the formation of a successful and self-developing personality with its own point of view and ability to learn. Therefore, the preparation of first-grade students for further self-improvement and application of their knowledge is one of the main tasks of a modern elementary school. In this regard, it is of great importance that children master the skills of monitoring and evaluation that underlie self-regulation and self-organization. The emergence of learning activities of monitoring and evaluation in the activities of students means that the structure of the exercise is filled with all components of learning activities and a synthesis of ways to solve practical problems and implement learning activities into a holistic education, which provides what is commonly called the ability to learn. At the same time, taking into account the results of scientific research on this issue, as well as based on modern requirements for educational attitudes in the implementation of educational programs, the development of these competencies is possible within educational activities through the systematic formation of monitoring and evaluation educational actions. Forming and using educational activities of monitoring and evaluation in educational activities, we form reflexive thinking (reflexive self-esteem), the ability for conscious choice and formative evaluation. The question arises, what conditions and requirements should be presented to the method of formation of educational actions of control and evaluation when solving a training task, in order to form the highest forms of competitiveness (self-organization and self-regulation), as mentioned above, these include reflexive thinking, ability for conscious choice and formative evaluation. This article is devoted to the description of the conditions and requirements for the method of formation of educational actions of monitoring and evaluation of primary school students. The goal is to describe the conditions and requirements for the formation of methods of monitoring and evaluation in solving educational tasks by younger students. To achieve this goal, a theoretical research method was used, consisting in the analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, methods of generalization and comparison; empirical, observation and statistical data processing methods, graphical presentation of results.

Текст научной работы на тему «Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе»

УДК 373

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-14-20

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В. Н. Лутошкина, В. В. Коренева

Сибирский федеральный университет, Красноярск

Рассматривается развитие самостоятельности у младших школьников в контексте решения задач современной школы и в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Представлена система учебных действий контроля и оценки младших школьников. Обращается внимание на то, что современное образование берет ориентир на формирование успешной и саморазвивающейся личности с собственной точкой зрения и умением учиться. В связи с этим большое значение имеет овладение детьми навыками контроля и оценки, лежащими в основе саморегуляции и самоорганизации. Цель статьи - выявление и описание условий к методике формирования действий контроля и оценки при решении учебных задач младшими школьниками. Показаны стадии становления контрольно-оценочной деятельности и действия учителя, которые должны обеспечить субъектную позицию учащегося в освоении оценочной самостоятельности.

Ключевые слова: контроль, оценка, самоорганизация, саморегуляция, младшие школьники.

Решение задачи развития самостоятельности младших школьников, их умения учиться требует от педагога поиска путей формирования действий контроля и оценки как ключевых элементов учебной деятельности. Как отмечается в ряде работ [1-6], от сформирован-ности данных компонентов учебной деятельности зависит успешность освоения не только научных понятий, но и способность учащихся к открытию общих способов действия при решении системы учебных задач. Это и обуславливает актуальность и значимость дальнейшего изучения учебных действий контроля и оценки в учебной деятельности. Как показывает теоретический анализ исследований, к наивысшим компетентностям развития ученика относится рефлексивное мышление, формирующее способность к осознанному выбору и саморегуляции.

Но с сожалением приходится констатировать тот факт, что овладение детьми этими компетентностями учителем как задача не ставится либо ставится, но встроено не в урок, а отдельно, как дополнительные занятия. В такой ситуации нарушается целостная структура учебной деятельности, так как из нее выпадают контроль и оценка, которую осуществляет непосредственно сам ребенок. Если функция контроля и оценки монополизируется учителем, то ученик не займет субъектную позицию не только к решаемой задаче, но и к учебной деятельности. Фактически можно говорить о несформированности учебной деятельности, так как действия контроля и оценки не осваиваются самим учащимся. Присвоение младшим школьником учебных действий контроля и оценки в учебной деятельности означает, что структура умения учиться наполняется всеми компонентами учебной деятельности. В таком случае происходит обобщение способов решения практической задачи и интеграция учебной деятельности в образовательный процесс, тем самым обеспечивая формирование у младших школьников умением учиться [7]. В то же время, учитывая результаты научных исследований по данной проблеме, а также основываясь на современных требова-

ниях при реализации образовательных программ, развитие этих компетенций возможно внутри учебной деятельности через систематическое формирование учебных действий контроля и оценки.

Появление же этих учебных действий в деятельности учеников означает, что структура учения наполняется всеми компонентами учебной деятельности и происходит обобщение способов решения практических задач и осуществления учебной деятельности в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться [8]. В то же время, учитывая результаты научных исследований по данной проблеме, а также основываясь на современных требованиях к образовательному отношению при реализации образовательных программ, развитие этих компетенций возможно внутри учебной деятельности через систематическое формирование учебных действий контроля и оценки. Формируя и используя в учебной деятельности учебные действия контроля и оценки, мы формируем рефлексивное мышление (рефлексивную самооценку), способность к осознанному выбору и формирующему оцениванию.

Возникает вопрос, какие условия и требования следует предъявить к методике формирования учебных действий контроля и оценки при решении учебной задачи, чтобы формировались наивысшие формы конкурентоспособности (самоорганизации и саморегуляции), как уже выше было сказано, к ним относятся рефлексивное мышление, способность к осознанному выбору и формирующему оцениванию. Цель состоит в описании условий и требований к методике формирования действий контроля и оценки при решении учебных задач младшими школьниками.

Для реализации поставленной цели был использован теоретический метод исследования, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы обобщения и сравнения; эмпирические, наблюдение и статистические методы обработки данных.

Особую роль в методике формирования учебных действий контроля и оценки при решении учебной задачи играет влияние действия оценки на становление позиции учащегося как субъекта учебной деятельности, принимающего на себя ответственность за свои учебные успехи, понимающего свои неудачи, и готового ставить перед собой новые учебные задачи, опираясь на оценку его реальных учебных умений и навыков. Такое воздействие принято называть учебным воздействием оценки [8, с. 96].

Неразвитая форма подобной оценки приводит не только к неспособности маленького школьника решать задачи, но и к деструктивному переживанию ребенка своих неудач, к отказу от деятельности, от поиска отсутствующих способов решения. Таким образом, учебное воздействие оценки означает способность начинающего ученика знать о собственном познании и обнаруживать границу между известным, освоенным и тем, что еще предстоит узнать. Только в такой позиции учащийся сможет обратиться к учителю не с криком о помощи, а с содержательным запросом, указав, какого умения или знания ему недостает. Подобные действия позволяют учащемуся занять рефлексивную позицию по отношению к своему учению, без чего невозможно формирование адекватной детской самооценки.

Первоклассник приходит в школу, имея уже сложившуюся самооценку. Начиная от этапа рождения происходит становление самооценки ребенка, которая представляет собой переживание либо чувство личной значительности, значения или незначительности, никчемности. Учитывая это, педагог должен разными способами поддерживать позитивную совместную самооценку учащихся, развивая их способность к определенным оценкам собственного учения.

Цель работы, направленной на становление оценочной самостоятельности ребят, заключается в том, чтобы к концу начальной школы сформировать у учащихся способность

понимать и использовать систему качественного оценивания, делать содержательную развернутую оценку овладения способом решения учебных задач на любом предметном содержании, а также понимать, чему научился, пользоваться критериальными шкалами.

Рассматривая рефлексивный контроль, следует отметить, что на ступени начального образования он работает как система ученических проб, предполагающих оценку соответствия выбранного способа решения условиям самой учебной задачи. На следующем этапе рефлексивный контроль должен стать упреждающим, позволяющим в процессе поиска адекватных методов, способов решения задачи мысленно проиграть предполагаемые варианты и сравнить их с вероятными вариациями [9].

Какие обстоятельства важны, чтобы ученик начал держать под контролем итог собственных поступков, вслед за тем - очередность шагов к цели и в конце концов научился бы инспектировать причины самого намерения действия?

А. Б. Воронцов, опираясь на результаты экспериментального исследования, выявил этапы становления контрольно-оценочной деятельности на ступени начального образования.

Переходный этап - это переход от дошкольного образования к школьному. Он длится на протяжении всего первого класса. На данном этапе осуществляется критериальное безотметочное оценивание.

Этап совершенствования форм и способов контроля и оценки (практического освоения) в урочной и внеурочной деятельности младших школьников начинается со 2-го класса и до конца первого полугодия 4-го класса.

Рефлексивный этап, в ходе которого осуществляется переход от начальной школы к основной, начинается в конце 4-го класса и продолжается на следующей ступени обучения [10].

Опираясь на подход А. Б. Воронцова, авторы попытались представить содержание контроля и оценки развивающего образования по стадиям учебной деятельности и становления контрольно-оценочной деятельности, в которых отражены особенности тех действий школьника и учителя, которые должны обеспечить субъектную позицию учащегося в освоении оценочной самостоятельности.

Первая стадия учебной деятельности является переходной стадией, которая включает первое полугодие 1-го класса.

Основные задачи стадии учебной деятельности на этой стадии:

- запуск учебной деятельности;

- заложение основ для формирования полноценной учебной деятельности.

Предметом контрольной деятельности учителя на данной стадии является:

- определение стартовых возможностей первоклассников;

- организация процесса возникновения и освоение приемов взаимоконтроля/взаимооценки самоконтроля и самооценки учащихся;

- способы и приемы учебной работы, выработанные детьми вместе с учителем.

Предметом контрольной деятельности учащихся на первой стадии является:

- эмоциональное самочувствие в классе;

- правила игры во время урока;

- действия одноклассников и учителя;

- собственные действия на основе заданного эталона.

Вторая стадия учебной деятельности - стадия совместно-распределенной учебной деятельности. По продолжительности она занимает период со второго полугодия 1-го класса по первое полугодие 4-го класса.

Основная задача этой стадии - формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности.

Предметами контрольной деятельности учителя на данной стадии являются:

- набор приемов действий самоконтроля и самооценки, их виды, осмысленность;

- учебно-познавательная активность и самостоятельность;

- знаково-символическая деятельность учащихся;

- уровень формирования ведущих понятий учебных дисциплин;

- уровень самостоятельности и инициативности в учебных действиях;

- умение публично высказывать свое мнение и вести учебный диалог;

- способность к рефлексии.

Предметами контрольной деятельности учащихся на второй стадии являются:

- операционный состав;

- работа модели (схемы) при конкретизации учебной задачи;

- соотнесение полученного результата в ходе решения задачи с ее условиями;

- соотнесение текущих действий с поставленными задачами в начале года;

- проблемы и трудности;

- «помощники» в решении задачи;

- критерии оценки заданий;

- действия других учащихся и учителей.

Третья стадия учебной деятельности - это стадия апробирования. Длится она со второго полугодия 4-го класса по 5-й класс. Основные задачи этой стадии:

- формирование механизмов действий самоконтроля и самооценки, устойчивого познавательного интереса как индивидуальных способностей учащихся;

- создание условий для освоения инструментов учебной деятельности в разных учебных ситуациях.

Предметами контрольной деятельности учителя на данной стадии являются:

- умение учащихся организовывать и проводить обучение младших школьников;

- самостоятельность в проведении контроля и оценки своих действий учащихся при решении задач и по результату, в постановке прогностической оценки своих действий;

- уровень формирования умения учиться;

- способы использования коллективных механизмов учебной деятельности при самостоятельном решении учебной задачи.

Предметами контрольной деятельности учащихся на третьей стадии являются:

- действия младших школьников;

- план подготовки к работе с младшими школьниками;

- собственные действия по отношению к младшим школьникам;

- знаково-символические средства;

- собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способами их преодоления;

- операционный состав действия;

- осознанный выбор заданий для их выполнения.

Таким образом, выделены следующие условия, необходимые для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников:

1. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников должно осуществляться в соответствии со стадиями учебной деятельности и с учетом предмета контрольной деятельности учащихся.

2. Овладение младшими школьниками действиями контроля и оценки должно строиться как включение учащихся в самостоятельную контрольно-оценочную деятельность в

ходе решения учебно-практической задачи с последующим совместным рефлексивным обсуждением не только выбранного способа решения задачи, но и применения средств контроля и оценки.

3. Работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников должна строиться педагогом с учетом очередности этапов становления контрольно-оценочной деятельности, основных задач каждого этапа, степени детской самостоятельности и условий, обеспечивающих субъектную позицию учащихся.

Именно такой подход обеспечит присвоение учащимися действий контроля и оценки в ходе решения учебных задач на любом предметном содержании.

Список литературы

1. Воронцов А . Б . Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: образовательная система Д . Б . Эльконина - В . В . Давыдова . М . : Рассказов А. И . , 2002 . 303 с .

2 . Воронцов А. Б. Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и

качества образования . М . : ИПОП «Эврика», 2013. 320 с .

3 . Воронцов А . Б . Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция . Краткое пособие по деятельностной пе-

дагогике . М . : НП «Авторский клуб», 2018 . Ч . 1.166 с .

4 . Воронцов А. Б . Формирующее оценивание: нормы, инструменты, процедуры . Краткое пособие по деятельностной пе-

дагогике . М . : НП «Авторский клуб», 2018 . Ч . 2 . 224 с .

5 . Polivanova K . N . Problems of Learning Motivation . The age Aspect // Journal of Siberian Federal University. Humanities &

Social Sciences . 2012 . Vol . 5, № 11. Р. 1560-1569 .

6 . Elkonin B . D . Source and Driving Forces for Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social

Sciences . 2012 . Vol . 5, № 11. Р. 1525-1533.

7 . Давыдов В . В . Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического ис-

следования . М . : Педагогика, 1986 . 240 с .

8 . Цукерман Г . А. , Венгер А. Л . Развитие учебной самостоятельности . М . : НП «Авторский клуб», 2015. 432 с .

9 . Пинская М . А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие . М . : Логос, 2010 . 264 с .

10 . Воронцов А . Б . Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации россий-

ского образования (методические рекомендации) . М . , 2001. 56 с .

Лутошкина Виктория Николаевна, кандидат педагогических наук, Сибирский федеральный университет (пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041). E-mail: vikkilu@yandex.ru

Коренева Вера Викторовна, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет (пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041). E-mail: 2517191@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.02.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-14-20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONDITIONS OF FORMATION OF CONTROL AND ASSESSMENT INDEPENDENCE IN ELEMENTARY SCHOOL

V. N. Lutoshkina, V. V. Koreneva

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation

The article deals with the question of the development of autonomy among younger students in the context of solving the problems of modern school. The authors present a system of educational activities for monitoring and evaluation of younger students. They draw attention to the fact that modern education takes a landmark on the formation of a successful and self-developing personality with its own point of view and ability to learn. Therefore, the preparation of first-grade students for further self-improvement and application

of their knowledge is one of the main tasks of a modern elementary school. In this regard, it is of great importance that children master the skills of monitoring and evaluation that underlie self-regulation and self-organization. The emergence of learning activities of monitoring and evaluation in the activities of students means that the structure of the exercise is filled with all components of learning activities and a synthesis of ways to solve practical problems and implement learning activities into a holistic education, which provides what is commonly called the ability to learn. At the same time, taking into account the results of scientific research on this issue, as well as based on modern requirements for educational attitudes in the implementation of educational programs, the development of these competencies is possible within educational activities through the systematic formation of monitoring and evaluation educational actions. Forming and using educational activities of monitoring and evaluation in educational activities, we form reflexive thinking (reflexive self-esteem), the ability for conscious choice and formative evaluation. The question arises, what conditions and requirements should be presented to the method of formation of educational actions of control and evaluation when solving a training task, in order to form the highest forms of competitiveness (self-organization and self-regulation), as mentioned above, these include reflexive thinking, ability for conscious choice and formative evaluation. This article is devoted to the description of the conditions and requirements for the method of formation of educational actions of monitoring and evaluation of primary school students. The goal is to describe the conditions and requirements for the formation of methods of monitoring and evaluation in solving educational tasks by younger students. To achieve this goal, a theoretical research method was used, consisting in the analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, methods of generalization and comparison; empirical, observation and statistical data processing methods, graphical presentation of results.

Keywords: сontrol, assessment, self-organization, self-regulation.

References

1. Vorontsov A . B . Pedagogicheskaya tekhnologiya kontrolya i otsenki uchebnoy deyatel'nosti: obrazovatel'naya sistema

D. B. El'konina - V. V. Davydova [Pedagogical technology of monitoring and evaluation of educational activities: the educational

system of D . B . Elkonin - V. V. Davydov] . Moscow, Rasskazov A. I. Publ . , 2002 . 303 p . (in Russian) .

2 . Vorontsov A . B . Postroyeniye shkol'noy sistemy otsenki kak elementa obshcherossiyskoy sistemy otsenki rezul'tatov i

kachestva obrazovaniya [Building a school assessment system as an element of the all-Russian system for assessing the

results and quality of education] . Moscow, IPOP "Evrika" Publ . , 2013. 320 p . (in Russian) .

3 . Vorontsov A. B . Formiruyushcheye otsenivaniye: podkhody, soderzhaniye, evolyutsiya. Kratkoye posobiye po deyatel'nostnoy

pedagogike. Chast' 1 [Formative assessment: approaches, content, evolution . Brief guide on activity pedagogy. Part 1] .

Moscow, Nekommercheskoye partnerstvo "Avtorskiy klub" Publ . , 2018. 166 p . (in Russian) .

4 . Vorontsov A. B . Formiruyushcheye otsenivaniye: podkhody, soderzhaniye, evolyutsiya. Kratkoye posobiye po deyatel'nostnoy

pedagogike. Chast' 2 [Formative assessment: approaches, content, evolution . Brief guide on activity pedagogy. Part 2] .

Moscow, Nekommercheskoye partnerstvo «Avtorskiy klub» Publ . , 2018. 224 p . (in Russian) .

5 . Polivanova K . N . Problems of Learning Motivation . The age Aspect. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social

Sciences, 2012, vol . 5, no . 11, pp . 1560-1569 .

6 . Elkonin B . D . Source and Driving Forces for Development. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social

Sciences, 2012, vol . 5, no .11, pp . 1525-1533.

7 . Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psikhologicheskogo

issledovaniya [Problems of developmental learning: the experience of theoretical and experimental psychological research] .

Moscow, Pedagogika Publ . , 1986 . 240 p . (in Russian) .

8 . Tsukerman G . A. , Venger A. L . Razvitiye uchebnoy samostoyatel'nosti [Development of learning autonomy] . Moscow,

Nekommercheskoye partnerstvo "Avtorskiy klub" Publ . , 2015. 432 p . (in Russian) .

9 . Pinskaya M . A. Formiruyushcheye otsenivaniye: otsenivaniye v klasse: uchebnoye posobiye [Formative assessment:

classroom assessment: tutorial] . Moscow, Logos Publ . , 2010 . 264 p . (in Russian) .

10 . Vorontsov A. B . Podkhody k organizatsii kontrol'no-otsenochnoy deyatel'nosti shkoly v usloviyakh modemizatsii rossiyskogo obrazovaniya (metodicheskiye rekomendatsii) [Approaches to the organization of the monitoring and evaluation school activities in the context of the modernization of Russian education (guidelines)] . Moscow, 2001. 56 p . (in Russian) .

Koreneva V. V., Siberian Federal University (pr. Svobodnyy, 79, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041). E-mail: 2517191@mail.ru

Lutoshkina V. N., Siberian Federal University (pr. Svobodnyy, 79, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041). E-mail: vikkilu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.