Научная статья на тему 'Условия формирования конкурентных отношений на агропродовольственном рынке'

Условия формирования конкурентных отношений на агропродовольственном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЫНОЧНО-СТРУКТУРНЫЕ УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / АГРАРНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / AGROFOOD MARKET / RYNOCHNO-STRUCTURAL CONDITIONS OF A COMPETITION / AGROFOOD PRODUCTION / AGRARIAN MANUFACTURER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляпкина Алина Владимировна

Исследованы условия формирования конкурентных отношений и основные показатели конкурентности аграрных хозяйств на агропродовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE AGROFOOD MARKET

Conditions of formation of competitive relations and the basic indicators of competition of agrarian economy in the agrofood market are investigated.

Текст научной работы на тему «Условия формирования конкурентных отношений на агропродовольственном рынке»

УДК 339.137:339.13.012.42

А.В. ЛЯПКИНА

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Ключевые слова: агропродовольственный рынок, рыночно-структурные условия конкуренции, агропродовольственная продукция, аграрный производитель.

Исследованы условия формирования конкурентных отношений и основные показатели конкурентности аграрных хозяйств на агропродовольственном рынке.

A.V. LYAPKINA CONDITIONS OF FORMATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE AGROFOOD MARKET

Key words: agrofood market, rynochno-structural conditions of a competition, agrofood production, agrarian manufacturer.

Conditions of formation of competitive relations and the basic indicators of competition of agrarian economy in the agrofood market are investigated.

Отраслевая структура рынка предприятий, производящих агропродоволь-ственную продукцию, имеет свои особенности, которые оказывают мощное влияние на конкурентоспособность аграрного предприятия. Основными показателями конкурентности рынка агропродовольственной продукции со структурной стороны являются: 1) количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий), поставляющих товары данной отрасли на рынок; 2) свобода вхождения предприятия в рынок и выхода из него; 3) возможность дифференциации продукции отрасли (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, вкусу, цвету и др.); 4) возможность фирм оказывать влияние на ценообразование в отрасли.

На рынке агропродовольственной продукции большое неконтролируемое количество продавцов, каждый из которых обладает лишь очень малой долей рынка. Здесь конкурентность рассматривается как неотъемлемая часть рыночного механизма, регулирующего соперничество и взаимозависимость участников рынка. Кроме того, конкурентность на агропродовольственном рынке способствует активизации инновационного подхода к производству продукции, большей адаптации ее к спросу, повышению качества, минимизации издержек производителей и потребляющих продукцию покупателей.

Особое влияние на формирование конкуренции в аграрном производстве оказывают взаимоотношения между хозяйствами-производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями переработки. Эти отношения складываются на стадии сбыта продукции в установлении цены на продукцию сельского хозяйства, которая перерабатывающее предприятие приобретает в качестве сырья. Судить об этом можно по величине доли закупочной цены в розничной цене продукта. По основным видам сельскохозяйственной продукции по России доля отпускной цены производителя в розничной цене не превышает 40%. Доля цены зерна пшеницы в цене муки составляла в 2006-2007 гг. 35%, а в 2008 г. - 19,4%. Доля цены зерна в розничной цене хлеба из пшеничной муки в 2008 г. снизилась до 9%. Доля цены сельскохозяйственных предприятий в розничных ценах на мясо составляла 25-33%, что обусловило убыточность его производства. Доля закупочной цены молока в розничной цене в 2008 г. составляла 33%. Такой уровень цен на сельскохозяйственную продукцию не позволяет сельскохозяйственным предприятиям окупать затраты на ее производство, и они вынуждены его сокращать; особенно - производство продукции животноводства.

Таким образом, в настоящее время сложились неравные отношения в конкуренции, так как переработчик во многих случаях выступает как монополист.

Вход в рынок агропродовольственной продукции и выход из него свободны в силу того, что издержки входа-выхода небольшие и нет институциональных препятствий в этом отношении. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные рынки агропродовольственной продукции. В частности, не существует никаких серьезных препятствий -законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Дифференциация агропродовольственных товаров очень небольшая и практического значения для рыночного обращения их не имеет.

Со стороны предложения отечественный рынок агропродовольственной продукции является высококонкурентным в силу наличия большого количества действующих имущественно и организационно независимых производителей-поставщиков. На рынке также имеется большое количество независимых покупателей, характерных для рынка жизнеобеспеченной продукции, достаточных для создания условий конкуренции и формирования цен на этой основе.

Не наблюдается наличия вертикальных соглашений между поставщиками продукции и ее производителями, ограничивающих свободу в установлении цен и объемов поставок. Среди факторов, характеризующих условия для развития конкурентности на агропродовольственных рынках, следует отметить рост числа поставщиков и величину поставок продукции, в том числе за счет импорта из-за рубежа или других регионов, ликвидацию межрегиональных барьеров для осуществления товарообмена, а также снижение барьеров для входа на рынок, развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков продукцией; в целом, - создание конкурентной среды и выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов - потребителей и поставщиков реализуемой на данном товарном рынке продукции.

В силу многочисленности агропроизводителей и очень малой доли каждого из них в общем объеме рыночного предложения установить какую-либо форму влияния на цены производитель агропродовольственной продукции не в силах. Он является ценополучателем. Отдельный производитель не способен ощутимо воздействовать на ценообразование; цена формируется рыночно на основе взаимодействия объема спроса и объема предложения. Конкурентный производитель не имеет возможности вести собственную ценовую политику, т.е. возможности регулировать цену у него нет. Он имеет возможность лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком.

Конкуренция на агропродовольственном рынке формируется одновременно по двум направлениям: между хозяйствами с различными формами собственности и хозяйствования и между всеми товаропроизводителями за наиболее выгодные экономические условия деятельности и положительные финансовые результаты.

В современном отечественном производстве агропродовольственной продукции конкуренция между хозяйствами с различными формами собственности пока проявляется незначительно. Доля крестьянских хозяйств в России в производстве зерна в 2008 г. была равна всего лишь 7,5%, сахарной свеклы - 3,9%, продукции животноводства - 0,2-0,5%. Сегодня наиболее существенную конкуренцию коллективным сельскохозяйственным предприятиям составляют личные подсобные хозяйства населения, которые в 2008 г. произвели 99,8% картофеля, 96,1% овощей, 50% молока и 54% мяса. Увеличение земельных наделов и рост поголовья скота способствуют превращению их в товарные хозяйства, но пока в конкурентной борьбе за рынки сбыта их место незначительно.

Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства региона будут способствовать интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создание инфраструктуры рынка продукции (хранилищ, холодильных хозяйств, транспортного обслуживания); совершенствование региональной структуры производства (в том числе определение оптимальных зон и концентрации производства сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока для удовлетворения потребностей региона); государственная поддержка развития социальной сферы на селе.

В то же время тревожным явлением можно считать то, что аграрный сектор действует в настоящее время в условиях неравных отношений с рядом промышленных отраслей, у которых закупает товары производственного назначения. Это отрасли сельскохозяйственного машиностроения (сельскохозяйственная техника), химическая промышленность (удобрения и средства борьбы с болезнями и вредителями), нефтяная отрасль (горюче-смазочные материалы), индустрия стройматериалов и ряд других.

Цены на продукцию этих отраслей в условиях инфляции растут намного быстрее, чем закупочные цены на агропродовольственную продукцию в силу монопольной и олигопольной структур рынков продукции данных отраслей.

Так, начиная с 1990-х годов наблюдается постоянное опережение темпов роста цен этих отраслей над темпами роста цен на агропродовольственную продукцию. Если за последние 10 лет цены на зерновые культуры увеличились в 10 раз, то цена на горючесмазочные материалы за тот же период - более чем в 120 раз. Если в 1998 г. для приобретения 1 т дизельного топлива достаточно было реализовать 0,5 т зерна, то в 2008 г. необходимо было уже более 3,0 т.

Таким образом, проблемы повышения конкурентоспособности отечественной аграрной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение как в центре, так и на уровне российских регионов и конкурентных хозяйств. Федеральный центр принимает основополагающие решения, а на местах происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. В течение короткого времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы аграрное производство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Наряду с поддержкой отечественных производителей на внутреннем рынке надо совершенствовать рыночную инфраструктуру, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ аграрных производителей на потребительский рынок.

Литература

1. Бакетт М. Фермерское производство: организация, управление, анализ / М. Бакетт; пер. с англ. А.С. Каменского, предисл. В.Ф. Башмачникова. М.: Агропромиздат, 1989.

2. Белова Е.И. Конкурентоспособность региона и методы ее оценки / Е.И. Белова // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 276-280.

3. Кураков Л.П. Курс экономической теории / Л.П. Кураков. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 690 с.

4. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. М.: Вильямс, 2002. 496 с.

5. Сайт федеральной службы государственной статистики.

ЛЯПКИНА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА - ассистентка кафедры экономических дисциплин, Ба-тыревский филиал Чувашского государственного университета; аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

LYApKINA ALINA VLADiMiRoVNA - assistant of economic disciplines department, Batyrevo Branch of Chuvash State University; post-graduate student of economic theory department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.