Научная статья на тему 'Условия формирования информационно-коммуникативном компетенции студентов средствами педагогического дискурса'

Условия формирования информационно-коммуникативном компетенции студентов средствами педагогического дискурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / PEDAGOGICAL DISCOURSE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ДИСКУРСИВНОЕ ПОЛЕ / DISCURSIVE FIELD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / COMPUTER LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матяш Н.В., Андрющенок Е.В.

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, необходимые и достаточные для успешного формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза. Особое место уделяется анализу ФГОС ВО и учебным рабочим планам по направлению подготовки 35.04.06. «Агроинженерия» (магистратура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матяш Н.В., Андрющенок Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF PEDAGOGICAL DISCOURSE

The article deals with some organizational and pedagogical conditions which are necessary and sufficient for the successful formation of the information and communication competence of students of an agrarian high school. A special attention has been paid to the analysis of the FSES HE and the training work plans ofa master course in the field of 35.04.06 “Agroengineering”.

Текст научной работы на тему «Условия формирования информационно-коммуникативном компетенции студентов средствами педагогического дискурса»

УДК 378.1 МАТЯШ Н.В.

доктор психологических наук, профессор, институт педагогики и психологии, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского Е-таИ:Ъгуапзк_Ъди_2009@таИ.ги АНДРЮЩЕНОК Е.В.

преподаватель, кафедра иностранных языков, Брянский государственный аграрный университет, Е-таИ:е1епа.соо1-йгадоп]:1у@уапйех.ги

UDC 378.1 MATYASH N.V.

Doctor of Psychology, professor, Institute of Pedagogics andPpsychology, Bryansk State University E-mail:bryansk_bgu_2009@mail.ru ANDRYUSHCHENOK E.V. Lecturer, Department of Foreign Languages, Bryansk

State Agrarian University E-mail:elena.cool-dragonfly@yandex.ru

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

CONDITIONS FOR FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

BY MEANS OF PEDAGOGICAL DISCOURSE

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, необходимые и достаточные для успешного формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза. Особое место уделяется анализу ФГОС ВО и учебным рабочим планам по направлению подготовки 35.04.06. «Агро-инженерия» (магистратура).

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, педагогический дискурс, информационно-коммуникативная компетенция, дискурсивное поле, образовательный процесс, компьютерная грамотность.

The article deals with some organizational and pedagogical conditions which are necessary and sufficient for the successful formation of the information and communication competence of students of an agrarian high school. A special attention has been paid to the analysis of the FSES HE and the training work plans ofa master course in the field of 35.04.06 "Agroengineering".

Keywords: organizational and pedagogical conditions, pedagogical discourse, information and communication competence, discursive field, educational process, computer literacy.

Основной целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного быстро адаптироваться к реалиям и условиям профессиональной деятельности и эффективно работать на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [16].

Многочисленные исследования в области профессионального образования (И.Д. Белоновская, Т.В. Ежова, В.В. Кузнецов) подтверждают необходимость специально созданных организационно-педагогических условий для оптимального системного функционирования. При этом дефиниция «условие» отражает основу, предпосылку для чего-либо, а также подчеркивает наличие обстоятельств и правил, которые обеспечивают эффективную работу в определенной области жизнедеятельности [6, с. 9].

Педагогические условия с точки зрения А.Я. Найна это взаимосвязанный комплекс, включающий содержание, образовательную среду, формы, методы, средства и объективные возможности, направленные на решение

изучаемой проблемы [8, а 46].

Т. В. Ежова полагает, что педагог-исследователь сознательно конструирует условия, необходимые для успешного протекания образовательного процесса [5, а 238].

Л. А. Переведенцева рассматривает условия как обстоятельства обучения, являющиеся результатом подбора, методов, средств и форм обучения, применения и создания элементов содержания, содействующих эффективному решению поставленных задач [11, а 37].

При обосновании организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для эффективного формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов средствами педагогического дискурса, мы исходили из: требований ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» [15], специфических особенностей подготовки в аграрном вузе, достигнутых научно-практических результатов по проблеме формирования информационно-коммуникативной компетенции будущего агроинженера; личного опыта педагогической и научно-исследовательской деятельности в исследуемом направлении.

© Матяш Н.В., Андрющенок Е.В. © Matyash N.V.. Andryushchenok E.V.

Таким образом, мы выделили следующие организационно-педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции будущего агроинженера средствами педагогического дискурса: обеспечение баланса технического и гуманитарного компонентов содержания агроинженерного образования; создание дискурсивного поля образовательного процесса, в котором осуществляется учебно-профессиональное субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов; развитие компьютерной грамотности студентов в соответствии с магистерской программой и их готовности учиться и работать в информационно-коммуникативной среде вуза.

Рассмотрим вышеназванные организационно-педагогические условия более детально. Обеспечение баланса технического и гуманитарного компонентов содержания агроинженерного образования представляет, на наш взгляд, одно из наиболее важных организационно-педагогических условий формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов. Современные требования предполагают обновление содержания образования, стереотипов мышления, форм и методов обучения. Образование сегодня должно быть ориентировано не только на преподавание, акцент ставится на активное самостоятельное учение, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение личностного опыта учебно-профессиональной деятельности».

Рассматривая содержание педагогического дискурса как дидактического средства формирования информационно-коммуникативной компетенции будущего агроинженера, следует выделить технический и гуманитарный компоненты. Гуманитарный компонент отражает содержание педагогического дискурса, связанное с гуманизацией профессионального образования, рассматривает его с позиций гуманизма, ставит во главу угла личность человека, студента, его мотивы, интересы, потребности, стремления, ценностные ориентации, которые являются наиболее значимыми и принятыми в социуме и которые ориентируют человека, его личность на использование своих способностей и талантов во благо общества и окружающих, способствует становлению и утверждениюсмысложизненной и профессиональной позиции студентов, формированию общекультурных компетенций, которые в ФГОС ВО 3++ обозначены как универсальные компетенции. Технический компонент нацелен на получение студентом совокупности необходимых профессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления трудовых и общетрудовых функций будущей производственной деятельности в соответствии с Профессиональными стандартами [13].

Одной из приоритетных задач педагогического дискурса является обеспечение определенного баланса между техническим и гуманитарным компонента-

ми содержания агроинженерного образования. Анализ ФГОС ВО показывает, что все учебные дисциплины как базовые, так и вариативные, входят в Блок 1; производственная практика (технологическая или проектно-технологическая, эксплуатационная, педагогическая и научно-исследовательская работа) составляет Блок 2, а государственная итоговая аттестация представлена в Блоке 3 [15].

При анализе учебных рабочих планов подготовки магистров направления 35.04.06 «Агроинженерия» (магистратура) (направленность «Технический сервис в АПК» (Брянский ГАУ), «Электротехнология и электрооборудование», «Технологии и средства механизации сельского хозяйства» (Кубанский ГАУ имени И.Т. Трубилина); «Технические системы в агробизнесе» (РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева)) был выявлен явный «технократический перекос» дисциплин в ущерб гуманитарному компоненту: на дисциплины, которые относятся к техническому компоненту, приходится от 80 до 90% от общего количества выделенных зачётных единиц; на дисциплины гуманитарного компонента отводится соответственно от 10 до 20% от общего количества зачётных единиц в зависимости от образовательного учреждения, в том числе на педагогическую практику от 10 до 20% от общего количества зачётных единиц. К объективным причинам для такого распределения относят: специфику профессиональной подготовки будущих агроинженеров, требования современности к обеспечению импортозамещения сельскохозяйственной продукции, различные виды профессиональной деятельности.

Приведенное выше соотношение пропорций свидетельствует и о том, что существует некоторое противоречие между требованиями ФГОС ВО и работодателей к способности сотрудников оперативно адаптироваться к многообразным, постоянно варьирующимся контекстам профессиональной деятельности с присутствующим коммуникативным компонентом и содержанием агро-инженерного образования, которое, как показывает анализ учебных рабочих планов, ориентировано, прежде всего, на освоение специализированных дисциплин. Поэтому для обеспечения баланса технического и гуманитарного компонентов содержания агроинженерного образования необходима интенсификация аудиторной и внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.

С этой целью необходимо проводить аудиторные занятия (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) в интерактивной форме, что позволяет сократить переходный период от теоретических знаний к практическим умениям, способствовать формированию общекультурных или универсальных компетенций, обеспечить творческую атмосферу на занятиях, конструировать новые знания, выдвигать инновационные профессионально значимые идеи, решать учебно-профессиональные задачи нестандартно.

В ходе экспериментальной работы был выявлен ряд факторов, способствующий обеспечению баланса технического и гуманитарного компонентов содержа-

ния агроинженерного образования: осознание студентами значимости коммуникативного компонента в будущей профессиональной деятельности, создание информационного резонанса в системе «преподаватель - содержание образования - студент - приобретенный учебно-профессиональный опыт», гуманизация педагогического дискурса за счет интенсификации гуманитарных дисциплин и изменения характера педагогического взаимодействия: от субъект-объектного к субъект-субъектному, от монологического к диалогическому. Таким образом, обеспечение оптимального баланса технического и гуманитарного компонентов содержания агроинженерного образования обусловливает формирование устудентов необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, отраженных во ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия».

Одной из главных задач педагогического дискурса является создание особого «сцепления» между техническим и гуманитарным компонентами содержания образования, гуманизацией, становлением и утверждением смысложизненной и профессиональной позиции субъектов образования. Большое значение при этом получает создание информационно-коммуникативной образовательной среды в аграрном вузе, формирование дискурсивного поля образовательного процесса, которое мы относим ко второму организационно-педагогическому условию.Его реализация осуществляется с опорой на принципы гуманизма, гуманизации, дискурсивности, кон-текстности, субъектности, ценностно-коммуникативного кооперативного сотрудничества, рефлексивности, куль-туросообразности, открытости. При этом акцент ставится на необходимости учитывать особую специфику взаимодействия участников педагогического дискурса с целью осуществления ценностно-смысловой коммуникации, которая способствует раскрытию личностного потенциала студентов, их способностей и особенностей, проявлению субъектной позиции, активности в учебно-познавательной деятельности, что возможно в условиях равноправного диалога между участниками педагогического дискурса [12].

В дискурсивном поле осуществляется учебно-профессиональное субъект-субъектное взаимодействие преподавателя со студентами и другими преподавателями, моделируется педагогическое сопровождение формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов, позволяющее обеспечить инте-риоризацию гуманистических ценностей и идеалов, сформировать гуманитарную культурустудентов.

Мы разделяем точку зрения Д.А. Белухина, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика и рассматриваем педагогическое взаимодействие как процесс совместной деятельности субъектов образования, в котором цели согласуются со средствами и способами их достижения; субъекты придерживаются позиций, нацеленных на развитие личности студента, стимулирование его творческого мышления, продуктивное решение профессионально-образовательных задач.

Конструктивное педагогическое взаимодействие, как правило, включает целевой педагогический компонент, ориентированный на принятые в обществе моральные нормы, правила, идеалы, ценности, требования нормативно-правовых документов, формировании соответствующих компетенций. Следует отметить, что субъекты образовательного процесса осуществляют диалогическую ценностно-смысловую коммуникацию, направленную на раскрытие каждым студентом собственного потенциала, своих способностей, возможностей и готовности к учебно-познавательной и дальнейшей профессиональной деятельности, что является определённой спецификой взаимодействия участников педагогического дискурса. В процессе субъект-субъектного взаимодействия студенты усваивают культурно-этические нормы и правила поведения, укрепляют межличностные отношения, развивают такие личностные качества как эмпатию, готовность к помощи и взаимовыручке, ответственность, справедливость, рефлексию и приобретают социальный опыт общения с окружающими. К свойствам педагогического дискурса следует отнести его институциональность, динамичность, полисубъектность, диалогичность, ценностную ориентированность [5].

Содержание учебно-профессионального взаимодействия участников педагогического дискурса отражает не только предметную сторону будущей трудовой деятельности и её функций через комплекс учебно-профессиональных задач, моделей поведения в проблемных ситуациях, но и ее социальную сторону, отражающую многообразие форм совместной жизнедеятельности и общения.

С целью успешного формирования информационно-коммуникативной компетенции студентам предлагаются для выполнения различные виды заданий: обучающие, тренировочные, поисковые и творческие.

В ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» создана мультимедийная лаборатория для изучения иностранных языков, где студенты имеют возможность моделировать проблемные ситуации, максимально приближенные к реальной профессиональной деятельности, искать пути их конструктивного решения, овладевать навыками работы в коллективе с целью выработки единой стратегии взаимодействия в ходе решения производственных задач, приобретать и использовать новые знания и умения с помощью информационно-коммуникативных технологий. В лаборатории проводятся практические занятия состудента-ми направления подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» (магистратура). В ходе работы в лаборатории студенты учатся читать профессиональную литературу на иностранном языке, анализировать её и извлекать значимую для себя информацию, создавать тексты профессионального назначения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, что способствует развитию способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1); готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); готов-

ности к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, приобретению умений находить решение в конфликтных ситуациях (ОПК-1); способности проектировать содержание и технологию преподавания, управлять учебным процессом (ПК-9) [15].

Занятия в мультимедийной лаборатории проводятся 1-2 раза в неделю, здесь также проводятся встречи-семинары со студентами, проходившими производственную практику за рубежом, приглашаются выпускники вуза, ныне действующие работники агро-холдинга «Мираторг», обсуждаются единые нормы и стандарты корпоративного делового этикета, вопросы импортозамещения сельскохозяйственной продукции.

Приведем примеры проблемных ситуаций, которые предлагаютсястудентам для рассмотрения и обсуждения на занятиях в мультимедийной лаборатории. В ходе проведения практического занятия по теме «Экология» студентам с помощью «мозгового штурма» предлагалось ответить на вопросы: Что понимается под экологическими проблемами? истощением озонового слоя? обезлесением? загрязнением воды? альтернативной энергией? биотопливом? Что из выше перечисленного является проблемой, требующей неотложного решения, а что её последствием или возможным способом решения? Какие экологические проблемы есть в регионе и как с ними справляются? Что могут сделать люди, непосредственно занятые в сельскохозяйственном производстве, чтобы улучшить ситуацию с экологической обстановкой в регионе?

Затем студентам, разделённым на микрогруппы, были предложены для ознакомления тексты, связанные с экологическими проблемами и способами их решения. Каждая микрогруппа читала только свой текст, после прочтения которого студенты должны были ознакомить с полученной информацией остальных участников дискуссии. В обсуждении участвовала вся группа, одна микрогруппа студентов выступала в роли «товаропроизводителей», а другая представляла позицию «экологов». «Товаропроизводители» озвучили задание и просили предложить её возможное решение. Группа экологов, используя методы «погружения», «групповой дискуссии», предлагала варианты решения данной проблемы. «Товаропроизводители» подвергали их сомнению и критике. Затем были выбраны наиболее приемлемые предложения и выработано совместное наиболее оптимальное решение. В конце занятия в качестве оценочного средства студентам была предложена викторина по изученной проблематике.

Следует отметить, что проведение практических занятий в форме ролевой игры с использованием интерактивных методов способствует развитию рефлексии, критического мышления, креативности и предугадывания возможного хода событий, реакции собеседника.

Третьим организационно-педагогическим усло-виеммысчитаем развитие компьютерной грамотности и готовности студентов учиться и работать в информационно-коммуникативной образовательной среде вуза, что способствует применению в образова-

тельном процессе элементов смешанного обучения.

Под компьютерной грамотностью в нашем исследовании понимается комплекс установок, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность будущего агроинженера работать с различными информационными источниками, в том числе и на иностранном языке. Компьютерная грамотность студентов определяется развитой информационно-коммуникативной образовательной средой вуза, в которой её участники осуществляют творческое взаимодействие. В соответствии с ФГОС ВО в Брянском ГАУ создана информационно-коммуникативная образовательная среда, способствующая развитию компьютерной грамотности студентов. Каждому студенту очной и заочной формы обучения предоставлен доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам вуза и его филиалов, к электронным библиотечным системам России, например, «Лань», «Руконт», «AgriLib», «Информио» и т. д., соответствующие профилю университета.

Наличие электронной образовательной среды Moodle (Modular Object Dynamic Learning Environment -модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет преподавателям создавать собственные online-курсы и управлять их содержимым; создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет, студенты не привязаны к конкретному месту и времени и могут осваивать учебный материал с учетом своих возможностей и времени, использовать для общения с преподавателем электронную почту или социальные сети.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что педагогический дискурс, трактуемый нами как процесс учебно-профессионального педагогического взаимодействия и его результат, выраженный в текстах профессиональной направленности, отражает своеобразную специфику ценностно-смыслового взаимодействия субъектов образовательного процесса и обладает большим педагогическим потенциалом для формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов. Целенаправленное использование ресурсов и возможностей педагогического дискурса как дидактического средства формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов будет способствовать сокращению адаптационного периода молодого специалиста в новой для него сфере профессиональной деятельности, положительно повлияет на эффективное выполнение им общетрудовых и трудовых функций, связанных с межпрофессиональной коммуникацией, будет способствовать толерантности в общении, сокращению и разрешению возможных конфликтных ситуаций.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо констатировать, что теоретически обоснованная и опытно-экспериментальным путём апробированная совокупность организационно-педагогических усло-

вий (обеспечение баланса технического и гуманитарного компонентов содержания агроинженерного образования; организация дискурсивного поля образовательного процесса, в котором осуществляется учебно-профессиональное субъект-субъектное взаимодействие; развитие компьютерной грамотности студентов и их го-

товности учиться в информационно-коммуникативной образовательной среде вуза), выступает необходимым и достаточным регулятивом оптимального формирования информационно-коммуникативной компетенции будущего агроинженера средствами педагогического дискурса.

Библиографический список

1. АрутюноваН. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия. 1990. С. 136-137.

2. Бакмаев А.Ш. Электронная обучающая система в формировании информационно-коммуникационной компетенции будущего учителя информатики :дис. ... канд. пед. наук. Махачкала. 2013. 164 с.

3. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М.: КомКнига. 2007. 288 с.

4. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация : пер. с англ. Благовещенск : Благовещ. гуманит. Колледж. 2000. 310 с.

5. Ежова Т. В.Педагогический дискурс и его проектирование [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-5.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.

6. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation. 2012. №1. С.8-14.

7. Клепиков В.Б. Готовность педагогов к формированию и реализации персональной электронной образовательной среды в условиях дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород. 2017. 212 с.

8. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: УралГАФК. 2000. 187 с. 146.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование». 2007. 640 с.

10. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого, В.И. Журавлева. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 638 с.

11. Переведенцева Л.А. Дидактические условия организации смыслопоисковой деятельности обучающихся основной школы :дис. ... канд. пед. наук :Петрозаводск. 2017. 208 с.

12. Попов А.Н. Учебный дискурс как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. Электрон. науч. журн. 2016. № 4 (20). С. 309-317. URL: http: //vestospu.ru/ archive/2016/articles /32_20_2016.pdf (дата обращения: 04.10.2017).

13. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; «Специалист в области механизации сельского хозяйства» URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 11.10.2017).

14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

15. ФГОС ВО по направлению 35.04.06 «Агроинженерия» (магистратура) URL: https://fgosvo.ru(дата обращения: 11.10.2017).

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» URL: https://assessor.ru/zakon/273-fz-zakon(дата обращения: 04.10.2017).

References

1. Arutjunova N.D. Diskurs // Lingvisticheskijjenciklopedicheskijslovar' / gl. red. V. N. Jarceva. Moscow :Sovetskajajenciklopedija. 1990. Pp. 136-137.

2. BakmaevA.Sh. Jelektronnajaobuchajushhajasistema v formirovaniiinformacionno-kommunikacionnojkompetenciibudushhegouch iteljainformatiki : dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala. 2013. 164 s.

3. Borbot'ko V.G. Principyformirovanijadiskursa: Otpsiholingvistiki k lingvosinergetike. Moscow :KomKniga. 2007. 288 s.

4. Dejk T. A. van. Jazyk. Poznanie. Kommunikacija : per. s angl.Blagoveshhensk :Blagoveshh. gumanit. Kolledzh. 2000. 310 s.

5. Ezhova T.V. Pedagogicheskijdiskursi ego proektirovanie [Jelektronnyjresurs] // Internet-zhurnal "Jejdos". 2007. 30 sentjabrja. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-5.htm. V nadzag: Centrdistancionnogoobrazovanija "Jejdos", e-mail: list@eidos.ru.

6. Ippolitova N.V., Sterhova N.S. Analizponjatija «pedagogicheskieuslovija»: sushhnost', klassifikacija // General and Professional Education. 2012. №1. S. 8-14.

7. Klepikov V.B. Gotovnost' pedagogov k formirovanijuirealizaciipersonal'nojjelektronnojobrazovatel'nojsredy v uslovijahdopolnite l'nogoprofessional'nogoobrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. Nizhnij Novgorod. 2017. 212 s.

8. Najn A.Ja. Tehnologijarabotynaddissertaciejpogumanitarnymnaukam. Cheljabinsk: UralGAFK, 2000. 187 s. 146.

9. OzhegovS.I. Slovar' russkogojazyka: ok. 53000 slov / S.I. Ozhegov; pod obshh. red prof. L.I. Skvorcova. 24-e izd., ispr. M.: OOO «Izdatel'stvoOniks»: OOO «Izdatel'stvo Mir iobrazovanie». 2007. 640 s.

10. Pedagogika / pod. red. P.I. Pidkasistogo, V.I. Zhuravleva. Moscow: Rossijskoepedagogicheskoeagentstvo. 1995. 638 s.

11. Perevedenceva L.A. Didakticheskieuslovijaorganizaciismyslopoiskovojdejatel'nostiobuchajushhihsjaosnovnojshkoly : dis. ... kand. ped. nauk : Petrozavodsk. 2017. 208 s.

12. PopovA.N. Uchebnyjdiskurskakpedagogicheskijfenomen [Jelektronnyjresurs] // Vestn. Orenb. gos. ped. un-ta. Jelektron. nauch. zhurn. 2016. № 4 (20). Pp. 309-317. URL: http: //vestospu.ru/ archive/2016/articles /32_20_2016.pdf (data obrashhenija: 04.10.2017).

13. Professional'nyj standart «Pedagogprofessional'nogoobuchenija, professional'nogoobrazovanijaidopolnitel'nogoprofessional'no goobrazovanija»; «Specialist v oblastimehanizaciisel'skogohozjajstva» URL: https://fgosvo.ru (data obrashhenija: 11.10.2017).

14. Serikov V.V. Obrazovanieilichnost'. Teorijaipraktikapedagogicheskihsistem . Moscow: Logos. 1999. 272 s.

15. FGOS VO ponapravleniju 35.04.06 «Agroinzhenerija» (magistratura) URL: https://fgosvo.ru (data obrashhenija: 11.10.2017).

16. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v RossijskojFederacii» URL: https://assessor.ru/zakon/273-fz-zakon (data obrashhenija: 04.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.