Научная статья на тему 'Условия эффективного влияния тренинга на формирование профессиональных умений личности'

Условия эффективного влияния тренинга на формирование профессиональных умений личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1987
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ТРЕНИНГ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / THE PERSONALITY / THE PERSONAL ABILITIES / THE SELF CONSCIOUSNESS / THE TRAINING / THE SOCIAL PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аношина

Практически любой психологический тренинг нацелен на развитие самосознания его участников в приложении к конкретной профессиональной деятельности, которой они занимаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of every psychological training is to develop the self consciousness of the participants in their professional activity.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного влияния тренинга на формирование профессиональных умений личности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 74.200:52

Е.М. Аношина

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ТРЕНИНГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Практически любой психологический тренинг нацелен на развитие самосознания его участников в приложении к конкретной профессиональной деятельности, которой они занимаются.

Ключевые слова: личность, личностные умения, самосознание, тренинг, социально-психологический тренинг.

Современная подготовка будущего специалиста все еще мало уделяет внимания личности, стимулированию развития личностных умений - совокупности профессионально значимых качеств, которые определяют успешность профессиональной деятельности в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионального становления и личной программой развития. Так, например, отсутствие подготовки личностных умений в вузе осложняет адаптацию молодого учителя в школе, приводит его к необходимости перенимать педагогические стереотипы прежних лет. Все это не способствует улучшению школьного образования, не дает возможности преодоления стереотипов негативного, административного подхода к воздействию на личность ученика. Если личностные умения недостаточно развиты, это может сказаться на следующем: становлении уверенности, самооценки, уровне притязаний, общении, саморегуляции, а также реализации возможности соотнесения своих личностных особенностей со спецификой требований коллектива.

В отечественной психологии постоянно стояла проблема развития личности. Понятие личностных умений рассматривается исходя из концепции, разработанной классиками педагогической мысли - Л.С. Выготским, А.А. Ананьевым, современными исследователями А.К. Марковой, С.И. Кисельгоф, а также исследованиями последних лет Л.М. Митиной и Н.В. Кузьминой. Результаты практической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют о том, что становление всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует по-

требность выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, личностные умения - явление личностно-социальное. Проблема становления устойчивости личностных умений, выявления психологических средств их формирования отличается чрезвычайной сложностью, обусловленной влиянием объективных и субъективных факторов.

Большое значение для развития профессионально-личностного самосовершенствования имеет организация тренингов.

В настоящий момент существует множество видов тренингов. Основные это: бизнес-тренинги (в основном тренируются рабочие навыки, такие, как организация рабочего времени, умение продавать товар, коммуникация с клиентом и др.), тренинги социальных навыков (направлены на адаптацию и социализацию человека в обществе; на комфортность себя в социуме), тренинги личностного роста (разрешение внутренних конфликтов, осознание своего потенциала и возможностей), тренинги командообразования (разные упражнения, чаще всего физической направленности, на сплочение группы людей, выработку ощущения единства) и др.

Разные виды тренингов часто объединяют в себе идеи и принципы работы других направлений - для более эффективного использования самого тренинга. Например, тренинги личностного роста во многом включают в себя все перечисленные виды тренингов, и в особенности приемы работы тренингов социальных навыков.

Что такое тренинг вообще? Тренинг - это маленький, но очень активный кусочек жизни. Это множество ситуаций, упражнений, мыслей и общения, которые дают возможность применить знания, полученные за несколько часов, в жизни.

324

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© Е.М. Аношина, 2009

Это как пилотная версия, тренировочная база для саморазвития.

Почему группа, а не индивидуальное консультирование? Принципиальное преимущество группы - это возможность получения обратной связи: эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели.

Одной из важнейших целей практически любого психологического тренинга является развитие самосознания его участников - об этом уже говорилось выше. При этом речь должна идти не только о самосознании в широком смысле как искомом личностном образовании, но и о самосознании в приложении к конкретной профессиональной деятельности, которой занимаются участники группы. Это особенно важно, когда тренинг проводится с коллективом сотрудников одного предприятия или организации и преследует цели, порождаемые проблемами совместной профессиональной деятельности.

В отечественной психологии сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвер-гом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982 г.

По мнению Л.А. Петровской, социально-психологический тренинг - средство психологичес-

кого воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить.

А.П. Ситников понимает программно-целевую направленность разработанного им акмео-логического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности».

Главная отличительная черта тренинга - моделирование и решение практических задач.

Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.

Основная цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи

в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, - вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Специалисты выделяют несколько видов тренингов:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что про-

говаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности. Исходя из этого принципа, работа тренера заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе - важная задача тренерской работы. В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им

326

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное - профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов - одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия. Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время - приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы -задает себе три вопроса:

- Какой цели я хочу достичь?

- Почему я хочу достичь этой цели?

- Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

- содержательный план работы;

- уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;

- состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Первый шаг в решении

задачи выбора средств - это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика. Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга;

2) особенностями группы;

3) особенностями ситуации;

4) возможностями тренера.

Тренинг позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

Тренинг направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.

Библиографический список

1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. -М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2004.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социал.-психолог. тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева и др.; Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.