Научная статья на тему 'Внедрение метода АСПП в образовательный процесс'

Внедрение метода АСПП в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / SUBJECTIVE ACTIVITY / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Елена Георгиевна

В статье рассматривается возможность и необходимость внедрения метода активного социально-психологического познания (АСПП) в учебный процесс высших образовательных учреждений. Метод предполагает опору на интеграцию гуманистического, психодинамического и феноменологического подходов. В рамках метода предполагается проведение тренинговых занятий в учебных группах, что позволит участникам познать причины трудностей в общении и обучении, их глубинно-психологическую обусловленность; осознать сценарные тенденции поведения, препятствующие профессиональной и личностной энкультурации, творческому самовыражению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibility and necessity of introducing the method of active socio-psychological cognition (ASPС) into the educational process of higher educational institutions. The method assumes of the integration of the humanistic, psychodynamic and phenomenological approaches. In the framework of the method, it is proposed to conduct training sessions in training groups, which will allow participants to understand the causes of difficulties in communication and learning, their deep psychological conditioning; destructive tendencies of behavior that hamper professional and personal enculturation, creative self-expression.

Текст научной работы на тему «Внедрение метода АСПП в образовательный процесс»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Максименко Елена Георгиевна

доктор психологических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.032:159.98+159.923.2 ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА АСПП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

IMPLEMENTATION OF THE ASPС METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS

В статье рассматривается возможность и необходимость внедрения метода активного социально-психологического познания (АСПП) в учебный процесс высших образовательных учреждений. Метод предполагает опору на интеграцию гуманистического, психодинамического и феноменологического подходов. В рамках метода предполагается проведение тренинговых занятий в учебных группах, что позволит участникам познать причины трудностей в общении и обучении, их глубинно-психологическую обусловленность; осознать сценарные тенденции поведения, препятствующие профессиональной и личностной энкультурации, творческому самовыражению.

Ключевые слова: субъектная активность, социально-психологический тренинг, общение, деятельность, самосознание, рефлексия, развитие и саморазвитие.

The article considers the possibility and necessity of introducing the method of active socio-psychological cognition (ASPС) into the educational process of higher educational institutions. The method assumes of the integration of the humanistic, psychodynamic and phenomenological approaches. In the framework of the method, it is proposed to conduct training sessions in training groups, which will allow participants to understand the causes of difficulties in communication and learning, their deep psychological conditioning; destructive tendencies of behavior that hamper professional and personal enculturation, creative self-expression.

Key words: subjective activity, socio-psychological training, communication, activity, self-awareness, reflection, development and self-development.

Развитие и внедрение метода активного социально-психологического познания (далее АСПП) в практику обучения студентов обусловлено актуальной проблемой формирования личности зрелой, ответственной, целеустремленной. Теоретической основой метода выступает интеграция гуманистического, психодинамического и феноменологического подходов, определяющая принципы (ориентации на самопознание и саморазвитие личности; последовательности, преемственности; преобладание активных

74

групповых методов работы; моделирование жизненных ситуаций, требующих осознанной субъектной активности и др.) и психологические условия (создание среды эмоционального комфорта, доверия между участниками, условий психологической безопасности, обеспечение рефлексии упражнений, занятий, программы) реализации. (Ф. Бассин, Ф. Василюк, Д. Леонтьев, Л. Петровская, Д. Узнадзе, Т. Яценко и др.).

Метод АСПП опирается на основные потребности человека в активности, общении, саморазвития и принятии, поэтому синтезирует принципы организации групповой, социотренинговой и гуманистической направленности на познание и самопознание личности в ее индивидуально -неповторимых проявлениях. Метод ориентирован на определение психологических причин нарушения процесса общения и деятельности и их связи со сферой бессознательного. В целом, метод АСПП способствует актуализации творчества субъекта, совершенствует коммуникативные навыки, расширяет самосознание и повышает уровень рефлексии. Занятия в группе АСПП позволяют ослабить влияние дистрессогенны факторов на психику субъекта и способствуют раскрытию позитивного потенциала личности.

В комплексном понятии «активное социально-психологическое познание» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания отдельных научных составляющих.

Во-первых, активное познание, которое по своему смысловому значению связано с процессом обучения. Как известно, активные методы и формы обучения имеют широкие дидактические возможности (от лат. Акйуш - деятельный), направлены на развитие у студентов, учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные учебно-профессиональные задачи. По сути, активное познание способствует формированию культуры умственной творческой деятельности.

С психологической точки зрения активность связана со способностью человека к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя [1, с. 12-13]. Активность характеризуется спонтанностью, произвольностью, надситуативностью и действенностью. Данные качества подчеркивают детерминирующее значение «момента настоящего» (в отличие от детерминации со стороны прошлого или возможного будущего) в развитии личности, что создает опору на принцип «здесь и теперь». Согласно Д.Н. Узнадзе, активность субъекта зависит от имеющейся у него установки,

то есть готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность выступает как явление, направляемое установкой и благодаря установке, при этом проявляется устойчивость к воздействиям среды. То есть личностная активность позволяет субъекту воспринимать свой образ как причину событий [4].

Социально-психологическое познание традиционно включает такие формы, как групповые дискуссии, игровые и тренинговые занятия (Ю. Емельянов, В. Захаров, А. Ковалев, С. Петрушин, Л. Петровская, Т. Яценко и др.). С помощью этих методов можно формировать чрезвычайно широкий спектр умений, навыков и свойств личности в зависимости от того, как организуется подготовка и проведение занятия, какие мотивы закладываются в основу разработчиками и преподавателями.

Метод активного социально-психологического познания в учебном процессе в большей степени проходит в форме социально-психологического тренинга. На наш взгляд, тренинг является более общей формой активного познания, в который может входить и групповая дискуссия, и различные ролевые, деловые, имитационные и другие игры. Поэтому производительность тренинговых занятий несравненно ценнее.

В психологии термин «социально-психологический тренинг» вводит немецкий ученый М. Форверг. Само слово «тренинг» (от англ. Training) означает обучение, тренировки. Ю. Емельянов определяет этот термин как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

В отечественной психологии исследования, посвященные проблемам социально-психологического тренинга, появились в начале 80-х годов XX века. В работах Л. Петровской социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом взаимодействии.

Основной целью социально-психологического тренинга, согласно В. Захарову, является овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп определяются: а) осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника; б) развитие умений и навыков межличностного общения; в) объединение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.

Основываясь на вышеизложенном, определим, что главным системообразующим компонентом тренинга является психологическое воздействие группы на личность.

В процессе социально-психологического тренинга происходит глобальное преобразование психики под влиянием психологического воздействия. Перестраивается целая группа психических явлений, таких как эмоциональная сфера личности, поведенческий и мотивационно-ценностные аспекты.

Известно, что психологическое воздействие по форме может быть вербальным и невербальным (позы, мимика, жесты и т.д.). Поэтому в наших тренинговых программах обязательно используются невербальные упражнения. Соотношение вербальных и невербальных средств психологического воздействия может быть различным в зависимости от цели воздействия. В тренинге они должны совпадать в своих целях и задачах, усиливать действие друг друга.

Невербальные сообщения конкретного индивида, участника тренинга, могут отличаться от вербальных, что позволяет более точно диагностировать глубинную проблему человека, препятствующую процессу познания и самопознания. В контексте невербальной коммуникации проявляются особенности эмоциональной сферы. Значимые признаки тех или иных переживаний отмечаются точнее, чем при вербальной коммуникации, конечно, при условии создания психологически безопасной, принимающей атмосферы для спонтанной активности и творчества субъекта.

Умение распознавать и адекватно использовать средства воздействия -важнейший показатель мастерства тренера психологической группы, который должен учитывать многие обстоятельства при наблюдении за вербальной и невербальной коммуникацией.

Метод АСПП функционирует в рамках субъект-субъектной парадигмы, что позволяет устанавливать равенство психологических позиций участников тренинговой группы [5]. Данная система отношений непосредственно связана с гуманистической, личностно-ориентированной концепцией в групповой психотерапии, основанной на вере в конструктивное начало человеческой природы. Основы подхода заложены психологами и педагогами-гуманистами (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Сухомлинский, Э. Фромм, И. Ялом и другие), согласно которым человек рождается способным к творчеству и развитию, реализация природного потенциала врожденная потребность человека. Поэтому главной задачей современного образования должно быть создание социально-психологических и педагогических условий для раскрытия способностей и таланта человека.

Исследования, проведенные в 70-90-х годах прошлого столетия (С. Гудзука, М. Камышан, Л. Попов, М. Титма и другие) в студенческой аудитории, показали, что при поступлении в вузы молодыми людьми ценится, прежде всего, возможность дальнейшего развития личности. Каждый второй студент чувствует необходимость овладеть приемами самоанализа, саморегуляции и самоконтроля. Однако проблема осознания себя, самопознание, самоопределение является одной из наиболее сложных для молодых людей, которые заканчивают учебное заведение.

Мы считаем, что самореализация невозможна без осознания человеком самого себя: своих способностей, возможностей, потребностей. Поэтому в учебную программу важно вводить активные социально-психологические методы познания, включающие техники развития рефлексии.

Опираясь на собственный опыт, отметим, что внедрение метода АСПП в учебный процесс позволяет решать следующие задачи: развитие коммуникативных умений и навыков студентов, формирование культуры общения; коррекция и развитие личностных и нравственных качеств личности; развитие рефлексивного потенциала, социального интеллекта и творческих способностей; формирование психически зрелой личности, способной быть адаптированной в процессе энкультурации в рамках социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий психологический словарь: хрестоматия / [сост. Б.М. Петров: под. ред. К.К. Платонова]. - М. : Высшая школа, 1974. - 459 с.

2. Максименко Е.Г. Программа психологического тренинга личностного роста лиц подросткового и юношеского возраста: учебно-практическое пособие / Е.Г. Максименко. - Донецк : ИПО ИПР УМО (г. Донецк), 2010. - 50 с.

3. Максименко Е.Г. Современные дидактические технологии : Учебно-методическое пособие / Е.Г. Максименко. - Донецк : ИПО ИПР УМО, 2012. - 100 с.

4. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. - М.: Инс-т практической психологии, Воронеж : МОДЕК, 1997. - 448 с.

5. Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися / Т.С. Яценко. - К. : Освгга, 1993. - 208 с.

6. Яценко Т.С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика: учеб. пособие / Т.С. Яценко, Я.М. Кмит, Б.Н. Алексеенко. - Хмельницкий: НАПВУ; М.: СИП РИА, 2002. - 792 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.