Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

УСЛОВИЯ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1559
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / УСЛОВИЯ ДОГОВОРА / ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН / STATE CONTRACT / CONTRACT TERMS / CUSTOMER / SUPPLIER / LIABILITY OF THE PARTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаназарова Елена Витальевна, Савельева Ольга Евгеньевна

Согласование существенных условий гражданско-правового договора является необходимым этапом его заключения, а также, достаточным для признания его заключенным. Статья посвящена условиям договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Условия любого гражданско-правового соглашения представляют непосредственное его содержание и не могут остаться без внимания, как законодателя, так и исследователей. Не является в этой связи исключением и государственный контракт на поставку товаров для удовлетворения государственных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаназарова Елена Витальевна, Савельева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF THE CONTRACT FOR THE SUPPLY OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The agreement of the essential terms of a civil contract is a necessary stage for its conclusion and is sufficient to recognize it as a prisoner.The Article is devoted to the terms of the contract for the supply of goods for state and municipal needs. The terms of any civil law agreement represent its direct content and cannot be ignored by both legislators and researchers. The state contract for the supply of goods to meet state needs is no exception in this regard.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

УДК 346.3

DOI 10.23672/z3979-8582-3679-s

Шаназарова Елена Витальевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России Milena.555@mail.ru

Elena V. Shanazarova

Candidate of Law Sciences, Associate Professor Public Disciplines faculty of Law and Management, Vladimir Legal Institute Federal Service Executions of Punishments of Russia Milena.555@mail.ru

Савельева Ольга Евгеньевна

доцент кафедры финансового права и таможенной деятельности, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Milena.555@mail.ru

Olga E. Savelyeva

Associate Professor of Department of Financial Law and Customs, Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs Milena.555@mail.ru

Условия договора

на поставку товаров

для государственных

и муниципальных нужд

Terms of the contract for

the supply of goods for state and municipal needs

Аннотация. Согласование существенных условий гражданско-правового договора является необходимым этапом его заключения, а также, достаточным для признания его заключенным. Статья посвящена условиям договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Условия любого гражданско-правового соглашения представляют непосредственное его содержание и не могут остаться без внимания, как законодателя, так и исследователей. Не является в этой связи исключением и государственный контракт на поставку товаров для удовлетворения государственных нужд.

Ключевые слова: государственный контракт, условия договора, заказчик, поставщик, ответственность сторон.

Annotation. The agreement of the essential terms of a civil contract is a necessary stage for its conclusion and is sufficient to recognize it as a prisonerThe Article is devoted to the terms of the contract for the supply of goods for state and municipal needs. The terms of any civil law agreement represent its direct content and cannot be ignored by both legislators and researchers. The state contract for the supply of goods to meet state needs is no exception in this regard.

Keywords: state contract, contract terms, customer, supplier, liability of the parties.

Для полного представления о договорном характере соглашения, заключаемого в целях осуществления государственной закупки для удовлетворения государственно-значимых нужд и потребностей современного государства, надлежит остановиться на характеристике условий такого соглашения (договора, контракта).

Все условия договора в гражданском праве целесообразно классифицировать на две группы. Как справедливо отмечают исследователи, «в первую можно отнести существенные условия, которые в обязательном порядке надлежит включать в текст договора и без которых, данное соглашение будет считаться не заключенным.

Данные условия определяются либо императивной правовой нормой, либо через изменение дис-позитивной нормы по инициативе одной из сторон договора, либо как условие, которое выдвигается стороной и не отраженное в какой-либо норме.

Во вторую группу включаются несущественные или подразумеваемые условия, отражение которых в письменном тексте договора не влечет каких-либо последствий на факт его заключения. В случае, когда они не включены в текст они также подлежат применению для регулирования взаимоотношений между сторон, потому, что они устанавливаются диспозитивной нормой и всегда автоматически вступают в силу при заключении

договора того или иного определенного вида [1, с. 60].

Согласование существенных условий гражданско-правового договора является необходимым этапом его заключения, а также, достаточным для признания его заключенным.

Так, в число существенных положений российского гражданского законодательства относят условие о предмете договора.

Если стороны договора не согласовали условие о предмете, то они не смогут определить будущее договорное правоотношение.

При этом стоит отметить, что в некоторых случаях предметом договора может выступать будущая вещь. Например, пунктом 2 статьи 455 ГК РФ установлено, что договор купли-продажи может быть заключен на приобретение товара, которые как имеется в наличии у продавца на момент заключения данного вида договора, а также, в отношении товара, который будет в будущем создан либо приобретен продавцом, в том случае, если другого не определено законом либо не вытекает из характера и сущности товара.

В связи с этим, согласовав в договоре купли-продажи количество и наименование подлежащих передаче будущих вещей, участники рассматриваемого вида правоотношений определяют наиболее существенное условие договора - его предмет.

Необходимо не только указать материальную сущность объекта закупки и его количество, ассортимент, но и дать его описание. Правила описания объекта закупки в документации о закупке содержатся в ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Например, требуется в описании объекта закупки указывать при необходимости... «функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики».; в документации должны содержаться. «показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и(или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться» [2, с. 64].

Специфические характеристики при описании объектов закупки, для целей удовлетворения гос-оборонного заказа могут определяются нормами специального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Кроме того, специфические характеристики, подлежащие описанию в отношении отдельных видов закупочной деятельности, могут быть установлены положениями российского Правительства (части 5 и 6 ст. 33 Закона № 44-фЗ). В договорной практике предмет в основном тексте контракта описывается, как правило, не так подробно, но развернутая характеристика-описание предмета дается в спецификации, чертежах и других приложениях, которые юридически

я вля ются неотъемлемой составной частью контракта. Если контракт заключается на строительство какого-либо сооружения, то частью контракта является проект, конструкторская, техническая документация.

От предмета контракта зависит его цена. В ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусматриваются методы определения и обоснования цены контракта (начальной, максимальной, цены контракта, который заключается с единственным поставщиком): с применением метода сопоставимых рыночных цен за счет проведения анализа рынка, применения нормативного метода, проектно-сметный, затратного или тарифного методов.

В контракте должно быть указано, что цена контракта является твердой и окончательной, то есть, устанавливается на весь срок действия контракта. Вместе с тем, возможны и некоторые другие варианты: допускается указание ориентировочного значения цены, а, равно, как и формула цены, а также, максимально допустимое значение цены заключаемого контракта.

Такие варианты допускаются в виде исключения и только в случаях, установленных Правительством РФ. Очевидно, установление не твердой, а ориентировочной цены связано с особенностями объекта закупки-предмета контракта. Обоснование, формула и расчет цены могут содержаться в отдельном приложении к контракту - протоколе о согласовании цены, который так же, как и другие договорные приложения, является неотъемлемой составной частью контракта.

Также, во вторую подгруппу существенных условий договора отнесены условия, поименованные в законодательных актах в качестве существенных либо необходимых для конкретной разновидности договора.

Так, сегодня положениями Закона № 44-ФЗ строго перечисляют условия контракта, которые носят обязательный характер:

- «условие о твердой цене контракта, устанавливаемой на весь период действия контракта;

- условие о сроках и порядке осуществления оплаты товаров, которые выступают предметом государственного контракта на поставку товаров для удовлетворения государственных нужд;

- условие о сроках и порядке осуществления приемки товаров, подлежащих поставке в рамках государственного контракта на поставку товаров для удовлетворения государственно значимых нужд (с учетом порядка проведения проверки количественных характеристик поставляемых товаров, их объемов и комплектации);

- условие о сроках и порядке оформления полученных результатов проведения приемки поставленных товаров;

- условие о мерах ответственности, устанавливаемых как в отношении заказчика, так и непосредственного поставщика;

- условие об осуществлении банковского сопровождения, условие о механизме возврата денежных средств, которые подлежат внесению как обеспечение исполнения государственного контракта;

- условие о предоставлении обеспечения государственного контракта.

Кроме того, в качестве еще одного существенного условия, которое, по мнению, выраженному законодателем в части 12 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, выступает обязательное включение в текст контракта графика исполнения контракта в случае, когда его срок действия превышает три календарных года, и его цена превышает сто миллионов рублей.

Как справедливо отмечается исследователями, законодатель сегодня в перечень обязательных условий анализируемой гражданско-правовой конструкции включает также условия о взаимной ответственности заказчика и исполнителя друг перед другом.

Так, за просрочку заказчиком исполнения своих обязательств перед контрагентом с заказчика

Литература:

1. Крашенинников Е.А. Заключение договора / Е.А. Крашенинников, Ю.В. Байгушева // Вестник ВАС РФ. 2013. № 5. С. 60-104.

2. Вощенко Р.В. Обзор существенных условий контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд // Наука через призму времени. 2018. № 9(18). С. 64-68.

взыскивается пеня от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки; применяется ставка рефинансирования, действующая на дату уплаты пеней. Ответственность за остальные возможные нарушения заказчика предусматривается в виде штрафа в твердой фиксированной сумме, порядок, которых установлен Правительством РФ.

К обязательным относятся и некоторые другие условия, предусмотренные в Законе № 44-ФЗ, а также те, которые как обязательные могут быть предусмотрены в документации о закупке. В ст. 111 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ определять особенности осуществления конкретной закупки и устанавливать дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Вторая часть контракта - это условия, не являющиеся существенными (обязательными), но тем ни менее, включаемые в контракт. Они позволяют детально и конкретно регламентировать взаимоотношения сторон в процессе исполнения взаимных обязательств по контракту, зафиксировать их встречные права и обязанности, порядок урегулирования возможных разногласий и споров и т.д.

Literature:

1. Krasheninnikov E.A. Conclusion of the contract / E.A. Krasheninnikov, Yu.V. Baigusheva // Vestnik VAS RF, 2013. № 5. P. 60-104.

2. Voshchenko R.V. Review of the essential terms of the contract for the supply of goods for state and municipal needs // Science through the prism of time. 2018. № 9(18). P. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.