Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"'

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / CONTRACT / CONTRACT SYSTEM / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / CONTRACT SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаназарова Елена Витальевна, Головина Елена Николаевна

Восстановление социальной справедливости как В статье раскрываются особенности заключения договоров в рамках федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В современных условиях договор находится в центре механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов. Наряду с тем, что договор играет роль юридического факта, из которого возникают отдельные правовые отношения, он выполняет регулятивные функции, является регулятором конкретных экономических отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, заключающими договор, оформляет и структурирует их правовые отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONCLUDING CONTRACTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL LAW "ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS"

The article reveals the features of concluding contracts within the framework of the Federal law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs». In modern conditions, the contract is at the center of the mechanism of interaction between economic entities. Along with the fact that the contract plays the role of a legal fact, from which separate legal relations arise, it performs regulatory functions, is the regulator of specific economic relations that develop between economic entities that conclude the contract, forms and structures their legal relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"»

УДК 346.3

РО! 10.23672/16659-3365-4816^

Шаназарова Елена Витальевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России Milena.555@mail.ru

Головина Елена Николаевна

начальник

организационно-научного отделения научного центра,

Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России Milena.555@mail.ru

Elena V. Shanazarova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Public Law Disciplines Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute Federal Service

Enforcement of Penalties in Russia Milena.555@mail.ru

Elena N. Golovina

Head of the Organizational and Scientific Department of the Scientific Center, Vladimir Law Institute Federal Service

enforcement of penalties in Russia Milena.555@mail.ru

Особенности

заключения договоров в рамках федерального закона «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Features of concluding

contracts within the framework of the federal law «on the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs»

Аннотация. Восстановление социальной справедливости как В статье раскрываются особенности заключения договоров в рамках федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В современных условиях договор находится в центре механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов. Наряду с тем, что договор играет роль юридического факта, из которого возникают отдельные правовые отношения, он выполняет регулятивные функции, является регулятором конкретных экономических отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, заключающими договор, оформляет и структурирует их правовые отношения.

Ключевые слова: договор, контрактная система, государственные и муниципальные нужды, контрактная служба.

Annotation. ^e article reveals the features of concluding contracts within the framework of the Federal law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs». In modern conditions, the contract is at the center of the mechanism of interaction between economic entities. Along with the fact that the contract plays the role of a legal fact, from which separate legal relations arise, it performs regulatory functions, is the regulator of specific economic relations that develop between economic entities that conclude the contract, forms and structures their legal relations.

Keywords: contract, contract system, state and municipal needs, contract service.

Важнейшее значение договора, прежде всего, хозяйственного (предпринимательского) договора, единодушно признается в юридической литературе. Судебная практика при рассмотрении споров, связанных с договорами, исходит из принципа обязательной юридической силы договора для лиц, его заключивших. Попытки уйти от ответственности за неисполнение или ненадле-

жащее исполнение договорного обязательства путем подачи исков о признании договора незаключенным или недействительным, как правило, не поддерживаются судами [1].

Такие попытки могут квалифицироваться как злоупотребление правом - заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав - с приме-

нением положений пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ: «Пределы осуществления гражданских прав». На использование огромного потенциала договорного урегулирования хозяйственных связей и направлен Закон № 44-ФЗ [2].

В данном случае законодатель назвал договор контрактом; это допустимо, так как термины «договор» и «контракт» - синонимы. Имея английское происхождение, слово «контракт» (contract) с незапамятных времен употребляется в русском языке как альтернатива терминам «договор», «соглашение» [3]. В юридической лексике употребляются и производные от слова «контракт» сочетания, например, «контрактное право», «договор контрактации» (ст. 535 ГК РФ).

В Законе № 44-ФЗ государственный и, соответственно, муниципальный контракт определяется через понятие договора: «государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт), государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд». То есть, государственный или муниципальный контракт - это договор, особая его разновидность, предназначенная для выполнения определенных социально-экономических задач в публично-правовой сфере.

Возникающие из государственного и муниципального контракта договорные отношения между заказчиком и исполнителем имеют сложную - комплексную - правовую природу, охватывая публично-правовые и частноправовые аспекты, но, тем не менее, находятся в сфере действия общих и специальных норм ГК РФ. Законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, и на положениях ГК РФ. Об этом прямо сказано в части 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ: «Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящее время в действующей редакции части второй ГК РФ имеются специальные структурные подразделения, посвященные государственным и муниципальным контрактам: в главе 30-ой «Купля-продажа» - §4. «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд», ст. ст. 525-538, в главе 37-ой «Подряд» - §5. «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд», ст. 763-768. По логике должен быть аналогичный параграф в главе 39-ой «Возмездное оказание услуг» с нормами об оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, но такой параграф отсутствует. Таким образом, соотношения Гк РФ и законодательства о госзакупках четко не установлено.

В ГК РФ проводится принцип приоритета норм Кодекса относительно норм других законодательных актов. Так, абз. 2 п. 2 ст. 525 ГК РФ гласит: «К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом,

применяются иные законы». Аналогичное по содержанию положение содержится в ст. 768 ГК РФ: «Правовое регулирование государственного или муниципального контракта».

После принятия в 2006 г. Федерального закона № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», были внесены изменения и в §4 главы 30-ой, и в §5 главы 37-ой ГК РФ. Тем не менее, детализация регулирования, представленная в Законе № 44-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что в соотношении с нормами §4 главы 30-ой, ст. 525-538, и §5 главы 37-ой, ст. 763-768 ГК РФ, нормы Закона № 44-ФЗ имеют приоритетное значение.

Но, во-первых, этот вывод приходится делать при отсутствии необходимого четкого решения вопроса в самом законодательстве. Во-вторых, нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться на основе и с учетом норм ГК РФ, в том числе общих норм об обязательствах и договорах. По некоторым вопросам в Законе № 44-ФЗ делается не бланкетная (то есть не содержащая ссылки на определенные статьи ГК РФ или другого закона) отсылка к гражданскому законодательству. Например, в частях 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ говорится о возможности, при определенных условиях, одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта и расторжения контракта (анализ этих положений дается ниже). Но и в тех конкретных случаях, когда подобных отсылок в положениях Закона № 44-ФЗ не содержится, взаимосвязи специальных норм Закона № 44-ФЗ с общими нормами ГК РФ и взаимодействие их объективно существуют.

Что касается норм части второй ГК РФ об отдельных видах обязательств, то, как нам представляется, допустимо их субсидиарное применение в тех случаях, когда выявляются какие-либо фрагменты отношений между заказчиком и исполнителем, которые не урегулированы нормами Закона № 44-ФЗ. Например, если заключен контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, и в отношениях между заказчиком и исполнителем возникла коллизия, которая не находит разрешения на основе положений Закона № 44-ФЗ, то в целях ее урегулирования возможно субсидиарное применение специальных норм ГК РФ в том числе, по аналогии с законом (ст. 6 ГК РФ: «Применение гражданского законодательства по аналогии»). Название Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе...» свидетельствует о том, что контракт (договор) является центральным элементом всей системы размещения заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Если представить весь цикл правоотношений по размещению госзаказа, то в составе этих правоотношений выделяются два больших этапа: первый этап - организационный, от принятия уполномоченным органом решения о размещении госзаказа за счет бюджетных

ассигнований до заключения контракта; второй этап - исполнительский, от заключения контракта до прекращения его действия вследствие надлежащего исполнения.

Несмотря на то, что в динамике развития правоотношений много различных юридических фактов, собственно обязательство по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг для государственных нужд возникает непосредственно из контракта и должно исполняться в строгом соответствии с его условиями. Какой бы из предусмотренных Законом № 44-ФЗ способов размещения госзаказа ни был использован заказчиком, заключение контракта во всех случаях является обязательным; выполнение госзаказа без заключения контракта недопустимо. Работы, выполненные исполнителем без заключения контракта, не должны приниматься заказчиком, и оплачены быть не могут.

Ввиду большого значения контракта, у органов и организаций, выступающих в качестве заказчиков, должны быть сотрудники, специально подготовленные для ведения контрактной работы. Согласно части 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ: «Контрактная служба», в организациях, совокупный годовой объем закупок которых, в соответствии с планом-графиком, превышает сто миллионов рублей, для ведения контрактной (договорной) работы должны создаваться специальные службы. Штаты, штатное расписание таких контрактных служб определяются самими организациями. В части 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ содержится оговорка о том, что создание специального структурного подразделения не является обязательным.

Литература:

1. Степанова И.Е. Недействительность и незаключенность гражданско-правового договора: проблемы теории и практики. М. : Проспект, 2013. 208 с.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 8. С. 2-3.

3. Дубинчин А.А. Английское контрактное право : практ. пособие для российского юриста: заключение договора. М. : Инфотропик Медиа, 2012.

Это означает, что контрактная служба может быть создана как в виде отдельного подразделения - отдела, управления - с подчинением первому лицу организации либо его заместителю, так и в виде части какого-либо подразделения в системе административно-управленческой структуры организации; например, в составе экономической службы или в составе правового департамента и т.д.

Если же годовой объем закупок не превышает ста миллионов рублей, и у заказчика не создана контрактная служба, в штате заказчика должен быть сотрудник, ответственный за осуществление закупок, включая заключение контрактов и контроль за их исполнением. Такой сотрудник (должностное лицо) называется контрактным управляющим. Сотрудники контрактной службы и, конечно же, контрактный управляющий должны иметь либо высшее образование, либо дополнительное профессиональное образование со специализацией в сфере закупок. В части 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ перечислены основные функции контрактной службы и контрактного управляющего; к числу них относится подготовка и заключение контрактов.

В тех случаях, когда заказчик для осуществления закупок привлекает специализированную организацию, последняя принимает на себя обязательство по разработке необходимой конкурсной документации, включая проект контракта. Как вытекает из ст. 40 Закона № 44-ФЗ, специализированная организация действует на основании заключенного с заказчиком контракта.

Literature:

1. Stepanova I.E. Invalidity and non-conclusion of a civil law contract: problems of theory and practice. M. : Prospect, 2013. 208 p.

2. Decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 23, 2015 № 25 «On the application by courts of certain provisions of section I of part I of the first Civil Code of the Russian Federation» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2015. № 8. P. 2-3.

3. Dubinchin A.A. English contract law: a practical manual for a Russian lawyer: conclusion of a contract. M. : Infotropik Media, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.