Научная статья на тему 'Усиление церковной власти Римского епископа по отношению к церквам Запада в понтификат Николая I'

Усиление церковной власти Римского епископа по отношению к церквам Запада в понтификат Николая I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римская Церковь / Кафолическая Церковь / Папа Римский / Николай I Великий / Апостольский Престол / «Vicarius Christi» / теория «двух мечей» / Николай I / папский универсализм / наместник апостола Петра / епископ Рима / Патриарх Запада / наместник Христа. / Roman Church / Catholic Church / the Pope / Nicholas I the Great / Apostolic See / Vicarius Christi / Two Swords Theory / Nicholas I / papal universalism / vicar of the Apostle Peter / bishop of Rome / Patriarch of the West

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парулин Егор Сергеевич

Настоящая статья посвящена одному из наиболее не однозначных и крайне интересных римских понтификов который способствовал усилению и продвижению идеи папского универсализма на Запад. Став одним из главных идеологов, Николай I видел главной целью своего понтификата вести непримиримую борьбу с национальными и государственными Церквами Запада, в процессе чего, он успешно использовал теорию «двух мечей», способствовав объединению под властью Святого Престола западных митрополитов и архиепископов. Продолженное им формирование учения об Апостольском престоле, активно содействовало окончанию формирования папского примата «Vicarius Christi», епископа Рима как наместника Христа на земле, создав ту Католическую Церковь, которую мы знаем сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening of the ecclesiastical authority of the Bishop of Rome in relation to the churches of the West in the pontificate of Nicholas I

This article is devoted to one of the most controversial and extremely interesting Roman pontiffs and his contribution to the strengthening and promotion of the idea of papal universalism in the West. As one of main ideologists Nicholas I The Great led his pontificate in uncompromising struggle against the national and state Churches of the West and successfully used the theory of "two swords", the unification of Western metropolitans and archbishops under the authority of the Holy See. Establishing of the doctrine of the Apostolic See resulted in formation of the papal primacy of ";Vicarius Christi", the bishop of Rome as Christ's vicar on earth, creating the Catholic Church that we know now.

Текст научной работы на тему «Усиление церковной власти Римского епископа по отношению к церквам Запада в понтификат Николая I»

Парулин Егор Сергеевич

Научный руководитель: иеромонах Лука (Лисовский), старший преподаватель

Смоленская православная духовная семинария Смоленск, Россия, 214000 ул. Тимирязева, д.5

Усиление церковной власти Римского епископа по отношению к церквам Запада в понтификат Николая I

Аннотация. Настоящая статья посвящена одному из наиболее не однозначных и крайне интересных римских понтификов который способствовал усилению и продвижению идеи папского универсализма на Запад. Став одним из главных идеологов, Николай I видел главной целью своего понтификата вести непримиримую борьбу с национальными и государственными Церквами Запада, в процессе чего, он успешно использовал теорию «двух мечей», способствовав объединению под властью Святого Престола западных митрополитов и архиепископов. Продолженное им формирование учения об Апостольском престоле, активно содействовало окончанию формирования папского примата «Vicarius Christi», епископа Рима как наместника Христа на земле, создав ту Католическую Церковь, которую мы знаем сейчас.

Ключевые слова: Римская Церковь; Кафолическая Церковь; Папа Римский; Николай I Великий; Апостольский Престол; «Vicarius Christi»; теория «двух мечей»; Николай I; папский универсализм; наместник апостола Петра; епископ Рима; Патриарх Запада; наместник Христа.

Strengthening of the ecclesiastical authority of the Bishop of Rome in relation to the churches of the West in the pontificate of Nicholas I

Abstract. This article is devoted to one of the most controversial and extremely interesting Roman pontiffs and his contribution to the strengthening and promotion of the idea of papal universalism in the West. As one of main ideologists Nicholas I The Great led his pontificate in uncompromising struggle against the national and state Churches of the West and successfully used the theory of "two swords", the unification of Western metropolitans and archbishops under the authority of the Holy See. Establishing of the doctrine of the Apostolic See resulted in formation of the papal primacy of "Vicarius Christi", the bishop of Rome as Christ's vicar on earth, creating the Catholic Church that we know now.

Keywords: Roman Church; Catholic Church; the Pope; Nicholas I the Great; Apostolic See; Vicarius Christi; Two Swords Theory; Nicholas I; papal universalism; vicar of the Apostle Peter; bishop of Rome; Patriarch of the West

Середина X века была охарактеризована появлением на политической арене понтифика, оказавшегося способным направить Церковь на путь кардинальных преобразований. Им оказался епископ, сумевший не только поднять Церковный авторитет Престола святого Петра до недосягаемого ранее уровня, но и сделать власть Римского Первосвященника абсолютной [3, с. 108] вплоть до закрепления и догматизирования его полномочий в начале XIX века.

Родился Николай I (858 - 867) в семье римского чиновника, занимавшего должность регионария при администрации Патримония Святого Петра. Николай, будучи властным, энергичным и честолюбивым молодым человеком, смог сделать хорошую карьеру. Став главным помощником своего предшественника папы Бенедикта III (? —858), Николай активно и с большой ревностью собирал и укреплял авторитет епископа Рима, став главным идеологом Церковного универсализма [Там же].

Заняв престол святого Петра, Николай I взял курс на возвращение к идеям его Великих предшественников: епископа Дамаса (300 - 384), св. Льва I Великого (390-461), св. Григория I Великого (540 - 406). Выступив как сильный и независимый правитель [1], он показал себя как яркий выразитель идеи абсолютной папской теократии. Выдвинув неоспоримый тезис о том, что никто не может лишить папу его прав в силу их божественного происхождения, Николай верил, что епископ Рима был назначен самим Христом «Vicarius Christi» руководить делом спасения во всей Кафолической Церкви, как на Западе, так и на Востоке. По Его представлению, папа через авторитет, данный ему Богом, олицетворяет собой всю Церковь, через папу происходит суд и законотворчество. Таким образом, декреты и постановления верховного понтифика сопоставимы с силой канонического закона (канонов), а решение соборов становятся действительными лишь после его утверждения. Отныне соборы из законотворческого института больше становились местом для обсуждения различных суждений и решений Наместника Христа [4]. Превратив соборы в свои марионетки, Николай вновь добился устранения влияния на Церковь различных светских государей, провозгласив принцип «Церковь выше, чем мир» [5, с.259], выведя из канонического поля существование любой формы государственной, частной и национальной Церкви на Западе и Востоке.

Видя главную цель своего служения быть судьёй для всей Кафолической Церкви, по праву наследника апостола Петра, Он осознавал также и всю ответственность, что ложилась на его плечи. Будучи очень религиозным человеком с высоким чувством справедливости и высокой нравственностью, в письме к Византийскому императору Михаилу III (840-867), Николай I писал, что готов пойти на мученическую смерть ради защиты Римской Церкви, если того потребуют обстоятельства [Там же].

В дальнейшем подобные идеи разделения властей помогли в осуществлении общего плана возвышения власти папы над политической властью императоров. Николай I впервые открыто заявил о своем праве на полномочия священника и короля, признавая за императором лишь право на «владение мечом», передавая ему армию и светскую власть [1]. Благодаря

возникновению теории «двух мечей» папство стало приобретать свое полновластие над Христианским миром [6, с.82].

Вступив в конфликт с независимыми и богатыми провинциальными олигархами и национальными Церквами Запада, открыто нарушавшими папский апостольский универсализм, папа Николай I, опираясь на преданных Церкви епископов, тяготел к использованию мощнейшего административного аппарата Святого Престола для подавления и подчинения их воли своей власти. Из-за феодализации общества многие митрополиты запада стали активно проводить политику расширения своей автономной власти и суверенитета, от митрополии до архиепископства [1], а далее вплоть до уровня Патриаршества [5, с.259]. В условиях острых социально-политических процессов, происходящих в обществе, крупный конфликт казался неизбежным. Скрытые противники Рима только искали повод для выступления.

Такой случай представился, когда архиепископ Равенны Иоанн VII, (давний соперник Римского престола по престижу и значимости) выразил намерение в силу своего влияния и поддержки организовать собственное независимое от Рима государство, что не было выгодно для вновь возраставшего престола святого Петра [3, с.108], видевшего в этом косвенный повод для открытого сепаратизма других папских «вассалов».

Ведя политику самостоятельности, архиепископ Иоанн вошел в столкновение с клиром Равеннской архиепархии, обходясь с ними как местный светский государь, изымая земли и имения, отлучая от Церкви епископов, всячески запрещая как им, так и римским легатам любой контакт с папской курией через поездки в Рим. Проявляя прямое неподчинение, Иоанн VII бросал вызов Римскому престолу, заявляя папским легатам, что архиепископ Равенны не обязан приезжать в Рим на собор по первому же приглашению. Николай I трижды звал архиепископа явиться в вечный город, но после получения отказа отлучил его от Церкви [2, с.122]. Раскол продолжался недолго. Не видя смысла в дальнейшей борьбе, архиепископ Равеннский заявил о своей готовности покориться и принять примат Римского Папы.

Николай I действовал быстро. Он помиловал архиепископа Равенны, дав четкий запрет требовать дань с подчиненных ему епископов, препятствовать их поездкам в Рим, не ставить епископа в провинции Эмилия без прямой санкции святого Престола и предварительного избрания духовенством и народом, а также обязав являться в вечный город не менее раза в год. Все судебные разбирательства должны были проходить через папского посла и вестерария [Там же]. Возвращение на родину для Иоанна VII оказалось возможным лишь через подписание узаконенных Римом документов. Важная претензия, выдвинутая архиепископом Равенны, с точки зрения Церкви несла в себе угрозу коллегиальности и независимости папского епископского служения. Полная победа Николая I, а вслед за ним и папства, оказалась как никогда важным и показательным событием, несмотря на все отлучения и низложения. Но это все же не смогло полностью решить конфликт, неоднократно возобновляемый и при последующих понтификах [5, с.259 - 260].

Вовлеченная в процесс феодализации общества, крупная франкская церковная знать, облаченная в имперский престиж и поддерживаемая светской властью, тоже стала проводить политику по расширению своего духовного авторитета и суверенитета, подчиняя епископов - суффраганов Западной Церкви, тем самым снова не подчиняясь папскому универсализму и власти. Крупным разногласием, повлекшим отлучение представителя церковно-реформаторского движения, стало низложение синодом Суассона , викарного епископа Ротхада (? - 869), подавшего жалобу на своего митрополита наместнику апостола Петра.

В свою очередь, архиепископ Реймсский, проявлял сепаратные устремления к святому престолу и всячески предостерегал викариев от рабства римскому епископу, если только они не будут почитать «установленные Богом ступени иерархической лестницы», не уменьшая при том власти митрополитов. Реакция св. Николая на прямой вызов оказалась стремительной. Угрожая ответным низложением и требуя последнего явиться на суд, тем самым показывая себя полновластным господином Франкской Церкви и самого митрополита Хинкмара (806 - 882), он в тоже время, с тонким чувством такта, выражал свою позицию в письмах, адресованных королю, жителям и клиру Суассона. В своих посланиях папа отвергал претензии на независимость государственной и территориальной Церкви. Все основные дела архиепископства отныне должны были разбираться напрямую римской курией [5, с.259 - 260]. Победа универсальности папской власти выразилась в полной мере. Церковь Западной Империи с её архиепископами была сокрушена мощной волей наместника Христа. Архиепископу Хинкмару пришлось подчиниться [3, с.108].

В стремлении защититься в будущем от подобной несправедливости и обосновать юридические формулы для провозглашения епископа Рима наивысшим судьей и защитником попираемых прав, возник свод документов Церковного права, так называемых «Лжеисидоровых Декреталий» [Там же]. Этот сборник документов различной подлинности имел в себе более сотни различных текстов, среди которых можно было найти как разоблаченный «Константинов дар», так и обещания императора Пипина Короткого (714 - 768) о Кьерси. Предназначенный для обеспечения поддержки в борьбе епископов за независимость от светской знати и власти Реймсского архиепископа [1], сборник ясно указывал, что служение епископа вручается только при посредничестве Бога и они подлежат только Его суду.

Принятие процессуальных решений над епископами, по логике «Декреталий», должны были исполнять соборы, которые имели юридическую силу, только если были созваны «наместником святого Петра». Именно ввиду этого провозглашенный примат папы Римского как «главы всей Кафолической Церкви и мира» усиливался. Выступая против церковно-государственного устройства Церкви, епископ древнего Рима провозглашал право утверждать решения и созывать соборы, разрешать споры и решать все наиважнейшие церковные и светские дела. По мысли сборника, любые светские законы не

могли равняться по своей силе канонам, если они хоть как-то им противоречили. Полное совпадение основных правовых концепций усиления власти наместника Христа полностью соответствовало позиции угнетенного епископата, выраженного в тиражированной фальсификации. Вследствие чего можно предположить, что «декреталии» попали в курию через опального епископа Ротхарда [5, c.259 - 260].

Таким образом, начавшееся формирование учения об «Апостольском Престоле» ещё при папе Льве I Великом (390 - 461) было значительно расширено и углублено в понтификат Николая I. По его представлению само по себе понятие «папство» - это краеугольный камень всего Христианского мира, всей Кафолической Церкви. Это точка сосредоточения всей политической, религиозной и социальной власти, на которой основывается по сути вся «безграничная» власть Римского епископа. Стоит отметить, что, по мнению западных католических богословов, в отличие от Восточной понимания обязанностей и прав преемника апостола Петра, власть папы - это не почет по принципу «первенства чести», а именно служение, предполагающее ответственность за все человечество. «Vicarius Christi» является ключевой и конечной точкой в решении любых вопросов, появляющихся в этом мире. Не существует возможности пересмотра решений епископа Рима без его желания, ибо нет власти выше, чем власть Папы [3, с.109]. Благодаря понтификату Николая I было окончательно установлен повсеместный порядок в Западной Церкви, по которому папство дошло в более или менее неизменном виде вплоть до нынешнего века.

Литература

1. Гергей Е. История папства: Пер. с Венгер. М.: Республика, 1996. 463 с.

2. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. 1280 с.

3. Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I-IX вв.). В.: Научная книга, 2007. 479 с.

4. Лозинский С.Г. История папства. М.: Юрайт, 2020. 296 с.

5. Лортц Й. История церкви: В 2 т. Т. 1. М.: Христианская Россия, 1999. 530 с.

6. Рожков В.С., прот. Очерки по истории Римско-Католической церкви. Москва, 1998. 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.