Научная статья на тему 'ПАПА СИРИЦИЙ (384-399) И РИМСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ АРИАНСКИХ СПОРОВ'

ПАПА СИРИЦИЙ (384-399) И РИМСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ АРИАНСКИХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПА СИРИЦИЙ / ПАПА ДАМАС / РИМСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ / РИМСКОЕ ПЕРВЕНСТВО / РИМСКАЯ ПЕТРИНОЛОГИЯ / НИКЕЙСКИЕ КАНОНЫ / ДЕКРЕТАЛИИ / ПОСЛАНИЕ К ГИМЕРИЮ ТАРРАКОНСКОМУ / POPE SIRICIUS / POPE DAMASUS / ROMAN ECCLESIOLOGY / ROMAN PRIMACY / ROMAN PETRINOLOGY / NICAEAN CANONS / DECRETALS / LETTER TO HIMERIUS OF TARRAGONA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грацианский Михаил Вячеславович

В статье изучается письменное наследие папы Сириция (384-399) с целью исследования взглядов последнего на роль и место Римской Церкви по отношению к другим Церквам. Автор рассматривает сохранившиеся послания этого папы и анализирует в них все места, которые содержат экклезиологические взгляды Сириция, выражающиеся, прежде всего, в восприятии последним роли апостола Петра как создателя «апостольского престола» Рима, положения римской кафедры как гаранта никейских канонов и их транслятора для Церквей Западной Римской империи, а также видении им пределов власти римского епископа. На основе проделанного анализа посланий Сириция автор приходит к выводу, что этому понтифику было чуждо восприятие властного положения римской кафедры по отношению к Церквам за пределами собственно римской церковной области. В сношениях с Церквами за пределами субурбикарных провинций папа строго придерживался соборного принципа, обращаясь к ним посредством посланий Римского собора, которые отражали auctoritas sedis apostolicae. По отношению к епископам своей области он выступал в качестве первенствующего (primas) и общался с ними, основываясь на принципах, предусмотренных 34-м апостольским правилом. Сириций рассматривал римскую кафедру как обладающую особым авторитетом, однако этот авторитет выражался в трансляции другим Церквам канонов и норм, принятых как в Риме, так и на Востоке. Рим не рассматривался Сирицием как «центр общения», а римский престол, хотя и считался основанным апостолом Петром, не обладал особыми властными полномочиями. Сириций нигде не называет Петра первым римским епископом, а себя считает преемником своего предшественника Дамаса (366-384) и лишь в фигуральном смысле - «наследником управления» (administrationis haeres) св. Петра. Из связи римской кафедры с апостолом Петром, согласно Сирицию, вытекали не властные, а скорее моральные обязательства римского понтифика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPE SIRICIUS (384-399) AND ROMAN ECCLESIOLOGY DURING THE PERIOD AFTER THE END OF ARIAN CONTROVERSY

This article studies the literary heritage of Pope Siricius (384-399) with the aim of studying his views on the role and place of the Roman Church as to other churches. The article examines extant letters of the pope and analyses all the places in them which pertain to Siricius’ ecclesiological views. These are primarily expressed in his idea about the role of Apostle Peter as the founder of the “apostolic see” of Rome, the place of the Roman see as a guarantor of the Nicene canons and their translator for the churches of the Western Roman Empire, as well as the pope’s vision of the limits of power of the Roman bishop. Based on the analysis of Siricius’ letters, the article comes to the conclusion that the idea of the imperious position of the Roman see in regard to the Churches outside the Roman ecclesiastical area was alien for this pope. In relations with churches outside the suburbicarian provinces, the pope strictly adhered to the conciliar principle, addressing them by conciliar letters, in which auctoritas sedis apostolicae was expressed. In relation to the bishops of his area, he acted as primate and communicated with them on the basis of the principles stipulated by the 34th canon of the Holy Apostles. Siricius regarded the Roman see as having special authority, but this authority was expressed in the broadcast to other Churches of the canons adopted both in Rome and in the East. Siricius did not regard Rome as “the center of communion”. The Roman see, although it was considered to be founded by the apostle Peter, did not have special prerogatives of power. Siricius did not call St Peter fi rst bishop of Rome, he rather considered himself successor of his own predecessor Damasus (366-384) and only in the figurative sense “heir to the administration” (administrationis haeres) of St Peter. The connection of the Roman see with St Peter resulted in moral obligations of the Roman pontiff, rather than his prerogatives of power.

Текст научной работы на тему «ПАПА СИРИЦИЙ (384-399) И РИМСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ АРИАНСКИХ СПОРОВ»

Вестник ПСТГУ

Грацианский Михаил Вячеславович,

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2020. Вып. 88. С. 11-29

DOI: 10.15382/sturI202088.11-29

Лаборатории исследований церковных институций ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 418 gratsianskiy@mail.ru

канд. ист. наук, PhD, вед. науч. сотрудник

ORCID: 0000-0002-6981-3216

Папа Сириций (384-399)

И РИМСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ АРИАНСКИХ СПОРОВ

М. В. Грацианский

Аннотация: В статье изучается письменное наследие папы Сириция (384-399) с целью исследования взглядов последнего на роль и место Римской Церкви по отношению к другим Церквам. Автор рассматривает сохранившиеся послания этого папы и анализирует в них все места, которые содержат экклезиологиче-ские взгляды Сириция, выражающиеся, прежде всего, в восприятии последним роли апостола Петра как создателя «апостольского престола» Рима, положения римской кафедры как гаранта никейских канонов и их транслятора для Церквей Западной Римской империи, а также видении им пределов власти римского епископа. На основе проделанного анализа посланий Сириция автор приходит к выводу, что этому понтифику было чуждо восприятие властного положения римской кафедры по отношению к Церквам за пределами собственно римской церковной области. В сношениях с Церквами за пределами субурбикар-ных провинций папа строго придерживался соборного принципа, обращаясь к ним посредством посланий Римского собора, которые отражали auctoritas sedis apostolicae. По отношению к епископам своей области он выступал в качестве первенствующего (primas) и общался с ними, основываясь на принципах, предусмотренных 34-м апостольским правилом. Сириций рассматривал римскую кафедру как обладающую особым авторитетом, однако этот авторитет выражался в трансляции другим Церквам канонов и норм, принятых как в Риме, так и на Востоке. Рим не рассматривался Сирицием как «центр общения», а римский престол, хотя и считался основанным апостолом Петром, не обладал особыми властными полномочиями. Сириций нигде не называет Петра первым римским епископом, а себя считает преемником своего предшественника Дамаса (366-384) и лишь в фигуральном смысле — «наследником управления» (administrationis haeres) св. Петра. Из связи римской кафедры с апостолом Петром, согласно Сирицию, вытекали не властные, а скорее моральные обязательства римского понтифика.

Ключевые слова: папа Сириций, папа Дамас, римская экклезиология, римское первенство, римская петринология, никейские каноны, декреталии, послание к Гимерию Тарраконскому.

Понтификат папы Сириция (384—399) пришелся на знаменательную эпоху в истории Римской империи, отмеченную решающим влиянием на политику как Западной, так и Восточной ее частей императора Феодосия I (379—395). Одним из важных последствий этой политики оказался раздел империи между его сыновьями в 395 г.1 С другой стороны, понтификат Сириция ознаменовал собой завершение периода арианских споров в истории Церкви. Деяния этого римского епископа, о которых нам в основном известно из его немногочисленных сохранившихся посланий, были направлены на закрепление достигнутой в предыдущий период победы над арианством, ознаменованной Константинопольским собором 381 г. и, предположительно, рецепцией решений последнего в ходе Римского собора 382 г.2

Практически все исследователи отмечают этот рубежный характер понтификата Сириция3. Имя Сириция ассоциируется с появлением «декретальной» традиции4: его первое послание, обращенное к Гимерию Тарраконскому, признается первой в истории папской декреталией5. Некоторые авторы также от-

1 Stein E. Histoire du Bas-Empire. T. 1. P.; Brüssels; Amsterdam, 1959. P. 191-218; Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284-602. Oxford, 1964. Vol. 1. P. 170-216; Vol. 2. P. 873-937.

2 Ср.: Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019. С. 194-216.

3 Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tübingen, 1933. Bd. 1. S. 261-266, 293-295; Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l'Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Romе, 1976. Vol. 2. P. 888-909, 1045-1049; Ullmann W. Gelasius I. (492-496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart, 1981. S. 23-24; Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440-461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart, 1981. S. 141-145; Hornung Ch. Directa ad decessorem. Ein kirchenhistorisch-philologischer Kommentar zur ersten Dekretale des Siricius von Rom. Münster, 2011. S. 15-25; Idem. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuffelen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen, 2011. P. 375-379; Zechiel-Eckes K. Die Erste Dekretale. Der Brief Papst Siricius' an Bischof Himerius von Tarragona von Jahr 385 (JK 255) / Aus dem Nachlass mit Ergänzungen herausgegeben von Detlev Jasper. Hannover, 2013. S. 1-3; Hornung Ch. Siricius and the Rise of the Papacy // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham, 2015. P. 70-71.

4 Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Gratz, 1870. S. 226-231, 240-242; Gaudemet J. Les sources du droit de l'église en Occident du IIe au VIIe siècle. P., 1985. P. 57-64; Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington, 2001. P. 11-28; Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 28-74; Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 3-5.

5 На звание первой декреталии претендует также послание, фигурирующее в изданиях как 10-е послание Сириция. Многие авторы относят его ко времени понтификата предшественника Сириция Дамаса и, таким образом, хронологически ставят на первое место. См. основные аргументы в пользу авторства Дамаса: Babut E. Ch. La plus ancienne décrétale. P., 1904. P. 32-41; Pietri Ch. Op. cit. Vol. 1. P. 764-772; Duval Y.-M. La décrétale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Texte critique, traduction française et commentaire. Leiden; Boston, 2005. P. 125-138 (впрочем, вопрос авторства декреталии Дюваль так и оставляет без ответа). Между тем другие авторитетные исследователи, в том числе и большинство современных, аргументируют в пользу того, что 1-е послание Сириция является более ранним (Caspar E. Op. cit. S. 216. Anm. 1; 262; Jasper D., Fuhrmann H. Op. cit. P. 28-32). Наиболее аргументированной является позиция К. Хорнунга в пользу авторства Сириция: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 267-283 (ср.: S. 283: Siricius darf aufgrund der Untersuchung, bei aller Vorsicht, als Autor

мечают тот факт, что именно в этот период папство начинает прорабатывать концепцию собственного первенства и постепенно транслировать ее в межцерковных отношениях на Западе и на Востоке6.

Все эти обстоятельства в достаточной мере отмечены в эпистолярном наследии папы Сириция7. Наряду с этим последнее содержит важные сведения, характеризующие взгляды папы на место и роль римского епископа и «апостольского престола» во Вселенской Церкви, роль и место святого Петра как апостола, имеющего непосредственное отношение к учреждению римской кафедры, а также иные относящиеся к экклезиологии мнения.

Прежде всего мы проанализируем здесь высказывания, характеризующие восприятие Сирицием прерогатив римской кафедры, а также источника этих прерогатив — наследия апостола Петра8. Наиболее выразительно это восприятие представлено уже в первом послании Сириция, обращенном к Гимерию Тар-раконскому в качестве ответа на послание последнего9. Следует отметить, что послание, хотя и составленное от первого лица, является соборным обращением Римской Церкви к испанскому епископу: Сириций подчеркивает, что посла-

von Ad Gallos episcopos gelten); Idem. Haeres Petri... S. 379—380. К. Цехиль-Экес воздерживается от однозначного суждения, однако отмечает, что авторство Дамаса не может быть доказано: Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 6. Anm. 22 ("Es ist zu bezweifeln, ob Damasus als Autor des Textes bei der augenblicklichen Überlieferungslage überhaupt nachzuweisen ist, denn irgendwelche Hinweise auf den Papst fehlen sowohl im Text als auch in den Handschriften"). Обзор дискуссии см. также в: Moreau D. Non impar conciliorum extat auctoritas: L'origine de l'introduction des lettres pontificales dans le droit canonique // l'Étude des correspondances dans le monde romain: de l'antiquité classique à l'antiquité tardive. Permanences et mutations. Actes du XXXe Colloque international de Lille, 20-22 novembre 2008 / J. Desmulliez, C. Höet-van Cauwenberghe, J.-C. Jolivet, eds. Lille, 2008. P. 494-496. См. также библиографию вопроса: Dunn G. D. Canonical Legislation on the Ordination of Bishops: Innocent I's Letter to Victricius of Rouen // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuffelen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen, 2011. P. 152. N. 26.

6 Speigl J. Die Päpste in der Reichskirche des 4. und frühen 5. Jahrhunderts. Von Silvester I. bis Sixtus III // Das Papsttum / Hrsg. von M. Greschat. Bd. l: Von den Anfängen bis zu den Päpsten in Avignon. Stuttgart, 1984. S. 43; Hornung Ch. Siricius and the Rise. P. 57.

7 Эпистолярное наследие Сириция включает десять посланий, составленных им или к нему. К. Цехиль-Экес осуществил критическое издание первого послания: Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 81-117. См. о посланиях Сириция: Jasper D., Fuhrmann H. Op. cit. P. 7-35; Dunn G. D. Collectio Corbeiensis, Collectio Pithouensis, and the Earliest Collections of Papal Letters // Collecting Early Christian Letters. From the Apostle Paul to Late Antiquity / B. Neil, P. Allen, ed. Cambridge, 2015. P. 175-189. Цитирование посланий папы Иннокентия I (401-417) и его корреспондентов производится по изданию: Sancti Siricii papae epistolae et decreta / J.-P. Migne, ed. [Patrologiae cursus completus. Series Latina. T. XIII]. P., 1845. Col. 1131-1194. При цитировании указывается номер послания и колонка указанного издания.

8 К. Хорнунг отмечает, что в нем присутствует «новое восприятие должности Римского епископа» (ein neues Amtsverständnis des römischen Bischofs), которое «с точки зрения его притязания может быть обозначено как примат» (zumindest seinem Anspruch nach, als Primat bezeichnet werden) (Hornung Ch. Haeres Petri. S. 379).

9 О нем см.: Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 6-72 (особ. S. 6-10). См. также: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 27-28; Idem. Haeres Petri. S. 379-386; Ferreiro A. Pope Siricius and Himerius of Tarragona (385): Provincial Papal Intervention in the Fourth Century // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham, 2015. P. 73-85.

ние Гимерия, которое именуется им «запросом» (consultatio tua), было зачитано «в собрании братьев» (in conventu fratrum), т. е. епископов-суффраганов папы10.

Следующий пассаж представляется целесообразным привести в русском переводе: «И поскольку нам было необходимо вступить [в преемство] трудов и забот того, в чей чин мы по Божьей милости вступили, то, как подобало, совершив прежде всего уведомление о моем возвышении, мы не откажем в подобающем ответе по всем [пунктам] на твой запрос, как [тому] соблаговолит благоприятствовать Господь. Ведь ввиду нашей должности, ни небречь, ни молчать нам, на которых лежит б0льшая, чем у всех, ревность о христианской религии, нельзя. — Мы несем тягости всех, кто отягощены. И даже вернее: их несет в нас блаженный апостол Петр, который, как мы уверены, во всем защищает и блюдет нас — наследников его управления»11.

Итак, поскольку послание Гимерия было обращено к предшественнику Си-риция Дамасу, Сириций указывает на то, что он только что занял кафедру, сменив скончавшегося Дамаса12. Сириций отмечает, что «был поставлен на его (т. е. Дамаса. — М. Г.) престоле» (in sede ipsius constitutum) и тем самым смог «вступить [в преемство] трудов и забот того, в чей чин мы по Божьей милости вступили»13. Свое возвышение Сириций называет светским техническим термином provectio, а свою должность — officium, вполне характеризуя тем самым административную функцию своего сана14. Совершенно очевидно, что Сириций говорит здесь

10 Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 76.

11 Ep. 1. Col. 1132 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 84.6-14): Et quia necesse nos erat, in eius labores curasque succedere, cui per Dei gratiam successimus in honorem; facto, ut oportebat, primitus meae provectionis indicio, ad singula, prout Dominus aspirare dignatus est, consultationi tuae responsum competens non negamus, quia officii nostri consideratione, non est nobis dissimulare, non est tacere libertas quibus maior cunctis Christianae religionis zelus incumbit. Portamus onera omnium qui gravantur: quin immo haec portat in nobis beatus apostolus Petrus, qui nos in omnibus, ut confidimus, administrationis suae protegit et tuetur heredes.

12 Ep. 1. Col. 1132 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 84). См.: Le Liber pontificalis / L. Duchesne, ed. T. I. P., 1886. P. 216-217; Kelly J. N. D. Siricius // The Oxford Dictionary of Popes. Oxford; N. Y., 1986. P. 35-36; De Senneville-Grare Gh. Sirice // Dictionnaire historique de la papauté / Ph. Levil-lain, éd. P., 1994. P. 1587-1588.

13 См.: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 77. В своем комментарии к этому пассажу К. Хорнунг едва ли правильно связывает понятие cura исключительно с «общей епископской ответственностью или попечением» (bischöfliche Gesamtverantwortung bzw. Fürsorge) в отличие от понятия labor, которое, по его мнению, должно описывать обязанности «римского магистрата». Далее он ассоциирует оба понятия, labor и cura, уже с личностью императора (Ibid. S. 83), не учитывая, что и то, и другое применимо к любому римскому чиновнику и не является ни специфически императорским, ни специфически епископским. О гражданско-административном применении термина cura (sollicitudo) см.: Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 89. C. 33-34 и примеч. 41.

14 Об употреблении Сирицием лексики, свойственной императорской канцелярии, см.: Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 4; Hornung Ch. Haeres Petri... S. 381-382; Idem. Siricius and the Rise... P. 62-63. Из факта использования Сирицием подобной лексики К. Хорнунг делает вывод, что тот рассматривал Гимерия Тарраконского как подчиненного. Ср. также о структуре послания, копирующей структуру императорских распорядительных документов (Hornung Ch. Siricius and the Rise. P. 67). А. Феррейро возражает, отмечая, что Сириций истользовал мяг-

о занятии им административной должности, которую до него занимал Дамас, чин которого (Romanus episcopus) он теперь принял на себя.

Свое вступление в должность римского епископа Сириций осознаёт как особое служение, подчеркивая посредством таких выражений, как «б0льшая, чем у всех, ревность», несение «тягостей», ту ответственность, которую она на него налагает. Однако он одновременно указывает и на то, что имеет своим защитником и попечителем святого Петра, который и помогает нести эти «тягости»15.

В этой связи, конечно же, не является приемлемым толкование этого пассажа, предложенное К. Хорнунгом16. Последний утверждает, что при вступлении Сириция в должность имел место факт наследования. Mежду тем Сириций не был родственником Дамаса и в силу этого не мог быть его наследником. Должность римского епископа не была наследственной и замещалась в результате выбора клира, а не завещания предыдущего ее держателя, т. е. имела корпоративный, а не частный характер. Тем самым акт наследования здесь отсутствует как таковой. Речь идет естественным образом только о замещении должности предшественника преемником, а никак не successio in universum ius17. Тем самым замещение епископской кафедры Рима никоим образом не может относиться к сфере наследственного права.

Сирицием далее подчеркивается и то, что в силу занимаемой им должности он несет особую, б0льшую ответственность за состояние «христианской религии», поскольку ему надлежит о ней «б0льшая, чем у всех, ревность». Дальнейшая фраза представляется весьма показательной. Указав выше на то, что он является непосредственным преемником (successor) своего предшественника на епископской кафедре, и дав, так сказать, «бюрократическое» описание своего

кие выражения «пастырской заботы», фактически подчеркивая равенство Гимерия как брата-соепископа (Ferreiro A. Pope Siricius... P. 77). С мнением Феррейро здесь можно вполне согласиться, а в факте широкого использования Сирицием государственно-административной и римско-правовой терминологии видеть естественный процесс проникновения элементов, имеющих государственно-административное происхождение, в церковно-административный обиход — процесс, начавшийся до Сириция и имевший долгую последующую историю как на Западе, так и на Востоке. Ср. также: Wojtowytsch M. Op. cit. S. 142-143.

15 Тем самым этот пассаж следует понимать скорее в том смысле, что Сириций возлагал на себя высокую моральную ответственность, а не в том, что он говорил здесь о своих особых властных полномочиях: последнее умозаключение, по нашему мнению, вовсе не вытекает из слов Сириция. Ср.: Hornung Ch. Haeres Petri. S. 381.

16 Hornung Ch. Haeres Petri. S. 383-384; Idem. Siricius and the Rise. P. 63. Хорнунг переносит на ситуацию с Сирицием рассуждения В. Улльмана о папе Льве Великом как наследнике св. Петра: Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25-51. Ср. наш разбор этого сюжета: Грацианский M. В. Haeres Petri. C. 36-41.

17 По своей сути занятие должности предшественника, если и может относиться к области наследственного права, то лишь в виде successio singularis (in singulas res). Ср.: «Наследственное право регулирует судьбу правоотношений субъекта после его смерти. Центральным понятием этой отрасли права является преемство (successio) правовой ситуации другого лица .в результате его смерти (mortis causa). Различаются универсальное преемство (successio per universitatem, in universum ius), когда на стороне нового лица воспроизводится юридическая ситуация предшественника как таковая, и сингулярное (successio singularis, in singulas res), когда субъект преемства воспринимает лишь отдельные права, прежде принадлежавшие другому лицу» (Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. M., 1996. С. 561).

вступления в должность, Сириций характеризует ее особый статус, поскольку в «административном» смысле римские епископы оказываются «наследниками» Петра18. Именно этот аспект следует особо подчеркнуть: Сириций называет себя лишь «наследником управления» святого Петра, т. е. претендует только на преемство епископских функций последнего19, объем которых он мыслит неизменным и передающимся от одного держателя римской кафедры к другому20.

Озвученные здесь Сирицием тезисы были развиты в дальнейшем его преемниками по кафедре. В восприятии папы Льва Великого (440—464) римские епископы становятся уже скорее не наследниками «управления» (аёштз^аНо) Петра, а полноправными наследниками и распорядителями «завета», данного верховному апостолу самим Спасителем. Видимым признаком этого наследования является пребывание на «апостольском престоле», который мыслится таковым в прямом смысле как вечно принадлежащий Петру. В силу этого, по мнению Льва, каждый из римских епископов вступает в непосредственные отношения с апостолом Петром, будучи наследником последнего, а отнюдь не преемником своего предшественника. Права и прерогативы римского епископа мыслятся, таким образом, как передаваемые каждому новому римскому епископу лично от Петра, а не от непосредственного предшественника, занимавшего кафедру.

Нетрудно удостовериться, что Сириций видит эту ситуацию иначе. Римский епископ оказывается не носителем даров и обетований Петра, а лишь наследником «административных полномочий» последнего21. Более того, Си-риций нигде не утверждает, что постановления «апостольского престола» являются постановлениями самого апостола Петра22. Позиция Сириция по этому

18 Тем самым у нас нет никакой возможности согласиться с мнением К. Хорнунга, что «from his use of succedere and haeres it can be deduced that the Roman law of succession forms the foundation of Siricius' new conception of office» (Hornung Ch. Siricius and the Rise. P. 64). Также невозможно признать, вопреки Хорнунгу, что преемство Сириция, выраженное глаголом succedere, означало «автоматическое вступление наследника в права наследодателя, причем для этого не требовалось содействие или вмешательство третьей инстанции» (Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 77. Ср. также: Idem. Haeres Petri. S. 383-384). При этом очевидно, что, описывая свое вступление в должность, Сириций указывает сразу несколько «третьих инстанций». Сириций, по нашему мнению, как раз утверждает обратное, говоря, что должность римского епископа является административной должностью, а не наследуемым состоянием.

19 Естественно, что римский епископ не наследовал апостольский чин Петра и вытекающие отсюда прерогативы в части держания «ключей от небесных врат». Если такие мотивы и проявлялись в папской идеологии, то они однозначно относятся к позднейшему времени.

20 Тем самым совершенно невозможно согласиться с Д. Йаспером, который утверждает, что, согласно воззрению Сириция, «идентификация римского епископа с Петром является полной» (In the introductory sentences of his first decretal to Bishop Himerius of Tarragona. the identification of the Roman bishop with Peter is complete) (Jasper D., Fuhrmann H. Op. cit. P. 9).

21 К. Хорнунг бездоказательно утверждает, что Сириций как раз объявляет себя наследником «обетований» Господа Петру: «The same way the heir enters into the rights of the deceased, the Roman bishop succeeds those of Peter. According to this interpretation, he is the sole heir (haeres), the holder of his authority and of the promise of Matthew 16:18-19» (Hornung Siricius and the Rise. P. 64). То есть Хорнунг, по-видимому, полагает, что уже Сириций считал себя, между прочим, и держателем «ключей от Царствия Небесного», как это было завещано Христом Петру.

22 Каковым тезисом как самоочевидным пользовался, к примеру, папа Лев Великий: «.чтобы в личности моего смирения понимался он, почитался он, в котором продолжается

вопросу, по-видимому, идентична той, что высказал его предшественник Дамас в послании восточным епископам в 382 г.: «То, что ваша любовь, о досточти-мейшие сыны, воздала апостольскому престолу причитающееся уважение, конечно и вам самим к чести. Ведь хотя во святой Церкви, сидя в которой святой апостол научил нас, каким образом следует обращаться с теми кормилами, которые мы восприняли, нам принадлежат первые места23, но мы признаемся, что оказываемся много ниже той степени достоинства. Однако по этой причине мы всемерно трудимся, дабы когда-нибудь наконец достичь славы его блаженства, если это каким-нибудь способом возможно»24. Таким образом, и Дамас, и Си-риций вполне однозначно показывают, что факт их пребывания на престоле св. Петра не делает их, так сказать, трансляторами воли последнего, а уж тем более не делает их «самим Петром» — воззрение, к которому папство приходит существенно позже25.

Между тем причастность к «управлению» (аёт1ш81га1ю, £иЬетаеи1а) Петра делает положение римских епископов особым, поскольку апостол продолжает

попечение всех пастырей вместе с охранением вверенных ему овец, и достоинство, которое не убывает даже в его недостойном наследнике» — ...ut in persona humilitatis meae ille intellegatur, ille honoretur, in quo et omnium pastorum sollicitudo cum commendatarum sibi ouium custodia perseuerat, et cuius dignitas etiam in indigno herede non deficit (Sancti Leonis Magni Romani pontifi-cis Tractatus septem et nonaginta / A. Chavasse, ed. [Corpus Christianorum. Series Latina 138—138A]. Turnhout, 1973. Trac. III. P. 12—13); «.мы признаем, что нам помогают достоинства и молитвы нашего предстоятеля, и мы удостоверяемся благодаря многим свидетельствам, что он сам председательствует на здравых советах, он сам [председательствует] на справедливых приговорах, так что, поскольку пребывает с нами право вязать и решить, посредством управления блаженнейшего Петра и осужденный приводится к покаянию и примиренный к прощению» — ... agnoscimus nos praesulis nostri meritis et precibus adiuuari, et documentis frequentibus experimur ipsum salubribus consiliis, ipsum aequis praesidere iudiciis, ut manente apud nos iure ligandi atque soluendi, per moderamen beatissimi Petri et condemnatus ad paenitentiam et reconciliatus perducatur ad ueniam (Ibid. Trac. V. P. 25).

23 Пассаж о «первых местах» Дамаса показательным образом отсутствует в греческом переводе этого письма, приводимом в «Церковной истории» Феодорита. Ср.: Theodoret. Kirchengeschichte / L. Parmentier, Hrsg. Dritte, durchgesehene Auflage von G. Ch. Hansen. Berlin; N. Y., 2009. P. 295.7-11: "Oti xfl taootokxfi хабёбра t^v бфеЛо^у^ alöö л &7&яг| ü^öv ärove^ei, fiauTotg то nMöTOV яарёхсобе, uiol ti^imtotoi. Kai Yap ei та ^Мюта ev тд aYia ¿xx^noia, ev f| о ÜYiog änooToXog xa6e£;6^EVog £6i6a|e nög npoofxei rpäg Toüg oiaxag I6i)vetv otg äve6e|ü^e6a, ö^Mg ö^o^oYoü^EV fiauTOÜg e^ÜTTOvag elvai Tflg Ti^fjg.

24 Quod vestra charitas debitam sedi apostolicae reverentiam tribuit, filii honoratissimi, vobis ipsis quoque maximo sane honori est. Nam tametsi [in] sancta Ecclesia, in qua sanctus Apostolus sedens nos docuit quo pacto illius gubernacula, quae suscepimus, tractanda sint, nobis primae partes deferuntur: tamen conifitemur, nos illo dignitatis gradu longe inferiores esse. Verum ob hanc causam omnibus modis laboramus, uti ad gloriam beatitudinis ejus, si qua ratione possimus, tandem aliquando perveniamus (Damasi ep. 7 // PL. T. 13. Col. 370).

25 Ср.: Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267-275. Между тем К. Хорнунг в словах Сириция уже усматривает возможность «внутренней идентичности между Петром и Сирицием, и притом мистического проживания апостола в римском епископе IV в.» (einer inneren Identität zwischen Petrus und Siricius, eines gleichsam mystischen Weiterlebens des Apostels in einem römischen Bischof des 4. Jahrhunderts) (Hornung Ch. Haeres Petri. S. 384).

опекать своих преемников26. Именно в силу особого достоинства «апостольского престола», с одной стороны, ему подобает особая честь, а с другой — предполагает его особые полномочия. Фигурально эти особые полномочия — широкое попечение обо всей «христианской религии» — Сириций отразил в выражении «мы несем тягости всех, кто отягощен».

В силу этого в послании к Гимерию Тарраконскому Сириций считает возможным выносить распоряжения в отношении испанских епископов, нарушивших те или иные каноны. К примеру, он говорит следующее: «Те же, кто опирается на прощение недозволенного преимущества, дабы утверждать, что оно уступлено им этим старым законом, пусть знают, что низвергнуты из всякого церковного чина, которым пользовались не по достоинству, сим распоряжением апостольского престола...»27. Основываясь на осознании особых полномочий «апостольского престола», Сириций выносит приговоры, имеющие, по его мнению, всецерковное значение: «.то, чему впредь должны следовать и чего избегать все церкви28, мы определяем общим провозглашением»29. Он также угрожает приговором «апостольского престола» (ab apostolica sede. sententiam) тем, кто нарушит «каноны и наши прещения» (contra canones et interdicta nostra)30, поскольку «постановления апостольского престола или чтимые определения канонов никому из священников Господа непозволительно не ведать»31. Чтобы придать весомость своим постановлениям, Сириций неоднократно прибегает к использованию распорядительной терминологии из государственно-административного и военного лексикона. К примеру, он употребляет слово jubemus, предписывая жесткие меры в отношении к тем, кто отпал в язычество32.

В послании к Гимерию Сириций определяет положение Римской Церкви в отношении Церкви Тарраконской как «главу тела»33, каковой образ хотя и пред-

26 Подчеркнем, что именно «защищать» и «опекать» (protegere, tuen), а не управлять в их лице Церковью от своего имени. Очевидно, что, по мнению Дамаса и Сириция, папы получили власть от Петра, но пользуются ею самостоятельно и от собственного имени.

27 Ep. 1. Col. 1140 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 100.132-135): Ii vero, qui illiciti privilegii excu-satione nituntur, ut sibi asserant veteri hoc lege concessum, noverint se ab omni ecclesiastico honore, quo indigni usi sunt apostolicae sedis auctoritate dejectos... См.: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 162-163.

28 Впрочем, А. Феррейро полагает, что здесь имеются в виду «все церкви» Испании и Галлии (см.: Ferreiro A. Pope Siricius. P. 82). Соответственно данную фразу не следует понимать как относящуюся ко «Вселенской Церкви».

29 Ep. 1. Col. 1142 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 104.158-159): quid ab universis posthac ecclesiis sequendum sit, quid vitandum, generali pronuntiatione decernimus. См.: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 183; Idem. Siricius and the Rise. P. 68. Ср.: Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia, 1953. P. 657 (s. v. Pronuntiare [pronuntiatio]).

30 Ep. 1. Col. 1145-1146 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 112.210-211).

31 Ibid. Col. 1146 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 114.224-226): Et quamquam statuta sedis apostolicae vel canonum venerabilia definita, nulli sacerdotum Domini ignorare sit liberum.

32 Ibid. Col. 1136 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 90.54). Употребление глагола jubere К. Хорнунг оставляет без комментария в своем исследовании 1-го послания Сириция. Ср.: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 110, 113-114.

33 Ep. 1. Col. 1146 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 114.215): Romanam Ecclesiam, utpote ad caput tui corporis.

ставляется метафорическим34, однако может быть понят и как намек на 34-е апостольское правило, которое гласит: «Епископам каждого народа надлежит знать первого среди них, считать его главою и ничего лишнего не делать без его мнения, но каждому делать только то, что касается его прихода и подчиненных ему земель. Но и тот да не делает ничего без мнения всех. Ведь так будет согласие и прославится Бог через Господа во Святом Духе: Отец, и Сын, и Святой Дух»35. Очевидно, что Сириций продвигает именно такое восприятие положения римской кафедры относительно других Церквей, давая понять, что «без ведома апостольского престола» (extra conscientiam sedis apostolicae) ничего не следует делать36. Здесь надо также отметить, что, обращаясь к Гимерию Тарраконскому, Сириций считал для себя вполне возможным давать распоряжения митрополитам, тем самым, видимо, полагая себя выше их37.

Целый ряд выражений, характеризующих взгляд Сириция на положение папского престола, также присутствует в его 5-м и 6-м посланиях. Оба они имеют «декретальный» характер, т. е. предписывают канонические нормы. 5-е послание имеет надписание «Святого папы Сириция к епископам Африки»38. Как атрибуция этого послания Сирицию, так и адресат послания подвергались сомнению разными исследователями39.

Послание представляет собой постановления Римского собора и написано от лица 80 его членов, а не папы лично, и уже в силу этого надписание послания не является верным. Начало послания гласит: «Когда мы, многочисленные братья, собрались у реликвий святого апостола Петра, через которого и апостольство и епископство получили свое начало40, было нам угодно из-за многочисленных возникающих дел, которые применительно к некоторым были не делами, а преступлениями.»41. О том, что под этими делами понимаются дела каких-то иных Церквей, а не тех, что относились к Римскому собору, в послании ничего не говорится. Более того, ниже присутствует важная оговорка о целевой аудитории послания: «Особенно ради тех, кто в настоящее время либо из-за телесного здоровья, либо дряхлого возраста вовсе не смог присутствовать.»42.

34 См.: Hornung Ch. Directa ad decessorem. S. 153, 256.

35 Жгутач^а töv 6eiMV Kai iepföv xavovMV / "E%6. Г. °РйШ|?, M. Пот^л?. Т. 2. A6fvr|aiv, 1852. 2. 45.

36 Ср.: Ep. 5. Col. 1155.

37 Характерны в этой связи упоминания Сирицием «понтификов-митрополитов» (met-ropolitani pontifices: Ep. 1. Col. 1141), а также «верховных предстоятелей всех провинций» (omnium provinciarum summi antistites: Ibid. Col. 1145).

38 Издания: Ep. 5. Col. 1155-1162; Concilia Africae A. 345 — A. 525 / С. Munier, ed. [Corpus Christianorum. Series Latina, 259]. Tournhout, 1974. P. 59-63.

39 См.: PL. T. 13. Col. 1149-1155; Jasper D., Fuhrmann H. Op. cit. P. 34; Kaiser W. Authentizität und Geltung spätantiker Kaisergesetze. Studien zu den Sacra privilegia concilii Vizaceni. München, 2007. S. 209-213; Hornung Ch. Siricius and the Rise... P. 58.

40 Этот тезис следует отметить как любопытный элемент римской «петринологии». Впоследствии он был также взят на вооружение и развит папой Львом Великим.

41 Ep. 5. Col. 1155-1156: Cum in unum plurimi fratres convenissemus ad sancti apostoli Petri reliquias, per quem et apostolatus et episcopatus in Christo coepit exordium...

42 Ibid: Propter eos maxime, qui in praesenti valetudine corporis aut fessae aetatis causa adesse minime potuerunt.

Таким образом, очевидно, что данное послание было составлено как свод правил, утвержденных Римским собором, с целью их неукоснительного выполнения его епископами43.

Впрочем, отцы собора подчеркивали и универсальную применимость этих правил, говоря, что «это то, что далее ввиду божественного суда следует соблюдать всем кафолическим епископам»44. Затем отцы собора приводят правила, которых «кафолическим епископам» следует придерживаться. Весьма примечательным с точки зрения восприятия собором «апостольского престола» является первое правило: «Прежде всего, чтобы без ведома апостольского престола, то есть примаса, никто не дерзал рукополагать. Ведь полноценным является приговор, который подтверждается мнением большинства»45. Данное высказывание является вольным парафразом 6-го никейского правила и касается исключительно отношений внутри Римской Церкви, понимаемой как совокупность суффра-ганов римского понтифика46. Речь идет о том, что без ведома «первого» (primas) никто из епископов-суффраганов не имеет права совершать рукоположений, в то время как приговоры выносятся мнением всех или большинства: так отражается зафиксированное в 34-м апостольском и 6-м никейском правилах требование к суффраганам не делать ничего «лишнего» без мнения первого, в то время как и первый без их мнения не должен делать ничего. Тем самым становится очевидным, что данное послание является, по сути, окружным посланием Римского собора и предназначено для использования в пределах юрисдикции римской кафедры. Значительное количество представленных в нем правил воспроизводят апостольские каноны или каноны Никейского собора и отражают их рецепцию самой Римской Церковью. Тем самым невозможно считать это послание имеющим всецерковное значение и адресованное за пределы Римской Церкви47.

Схожей представляется ситуация и с 6-м посланием Сириция, адресованным, согласно надписанию, «разным епископам» (ad episcopos diversos)48. По-

43 Тем самым это послание, хотя оно и сохранилось в том числе в актах одного африканского собора, невозможно считать предназначенным для епископов Африки. Ср.: Ullmann W. Gelasius I. S. 24; Ferreiro A. Pope Siricius. P. 74-75.

44 Ep. 5. Col. 1156: haec sunt, quae deinceps intuitu divini judicii omnes catholicos episcopos expedit custodire.

45 Ibid. Col. 1157: Primum, ut extra conscientiam sedis apostolicae, hoc est primatis, nemo audeat ordinare. Integrum enim judicium est, quod plurimorum sententia confirmatur.

46 Транслируя это правило за пределы Римской Церкви, папа Иннокентий I в послании к Виктрицию Руанскому прибегает к той же формулировке, однако приводит ее в виде, более соответствующем 34-му апостольскому правилу, в котором впервые формулируются права митрополитов и их соборов: «Прежде всего, без ведома епископа митрополии никто да не дерзает поставлять; полноценным является приговор, который подтверждается мнениями большинства.» (Primum ut extra conscientiam metropolitani episcopi nullus audeat ordinare; integrum est judicium, quod plurimorum sententiis confirmatur.: Innocentii ep. 1 // PL. T. 20. Col. 471). Естественным образом в словах Иннокентия отсутствует даже намек на то, что, скажем, для митрополита Руанского и его суффраганов папа является «первенствующим» (primas).

47 В противном случае пришлось бы допустить, что, по мнению участников собора, никто во всей Вселенской Церкви не имеет права рукополагать без ведома римского епископа. Такое толкование представляется заведомо нелепым. Ср.: Dunn G. D. Canonical Legislation. P. 157-158.

48 Ep. 6. Col. 1164-1166.

слание так же, как и предыдущее, посвящено различным дисциплинарным вопросам и отражает рецепцию на Западе канонов Никейского собора. Наиболее значимым для характеристики восприятия римским епископом собственного положения является утверждение, содержащееся в первом разделе послания, согласно которому у Сириция «есть забота обо всех Церквах»49. В этой связи, для того чтобы понять, является ли указанное выражение Сириция претензией на «вселенское попечение», т. е. на управление всеми Церквами «круга земель» (огЫб 1еггагаш)50, важно уточнить аудиторию, к которой было обращено данное послание. Указанием на это служит пассаж послания, в котором речь идет о рукоположении тех, кто переходит с государственной службы в церковную51. Си-риций настаивает, что даже те, кто на государственной службе занимал высокое положение, не могут немедленно претендовать на епископское рукоположение. Тем не менее он отмечает, что таковые люди «пусть приходят даже издалека, дабы удостоиться одобрения и народного, и нашего суда»52. В силу того что речь здесь идет о тех, кто приходит в Рим за рукоположением, очевидно, что в 6-м послании Сириций говорит об области юрисдикции римского епископа — субурбикарных провинциях53.

Этот вывод иллюстрирует также выражение «доведено до ведома апостольского престола», которое схоже с аналогичным выражением из 5-го послания и, по-видимому, отражает тот же принцип взаимоотношений между первенствующим епископом и его суффраганами, зафиксированный в 34-м апостольском правиле54. Тем самым и папская «забота обо всех Церквах», которую упоминает Сириций, простирается на область юрисдикции римского престола.

Между тем послания Сириция отражают тот факт, что папа в своих отношениях как с епископами своей юрисдикции, так и с епископами иных областей руководствовался соборным принципом общения. Его послание к Гиме-рию Тарраконскому имеет все признаки синодики — соборного уведомления об интронизации. По этой причине Сириций обращается к испанскому митрополиту не от своего имени, а от имени Римского собора (т сопуеШи А"а1гаш)55. Еще более характерным этот подход проявляется в 10-м послании, означенном

49 Ep. 6. Col. 1164: Et cui omnium ecclesiarum cura est, si dissimulem, audiam Domino dicente.

50 Об этом см., напр.: Ullmann W. Gelasius I. S. 33.

51 Ep. 6. Col. 1164: Qui postea quam pompa saeculari exsultaverunt, aut negotiis reipublicae op-taverunt militare, aut curam mundi tractare.

52 Ibid. Col. 1165: Etiam de longinquo veniant ordinandi, ut digni possint et plebis et nostro judicio comprobari.

53 С этим согласен и издатель письма. См.: PL. T. 13. Col. 1165. N. b. Универсальное значение этому высказыванию Сириция, как якобы указывающему на «вселенское попечение», придается в: Wojtowytsch M. Op. cit. S. 142.

54 Ep. 6. Col. 1164: perlatum itaque est ad conscientiam apostolicae sedis. («таким образом, было доведено до сведения апостольского престола.»).

55 Это обстоятельство отмечает А. Феррейро (см.: Ferreira A. Pope Siricius. P. 73). Совершенно невозможно в этой связи принять тезис В. Улльмана о том, что это послание Сириция является фиксацией роли лично папы как «законодательного органа»: «In der hochwichtigen ersten Dekretale Siricius' kommt schon die Funktion des Papstes als eines rechtsetzenden Organs zum Ausdruck.» (Ullmann W. Gelasius I. S. 28).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

как «каноны Римского собора к галльским епископам»56, составленном в ответ на запрос галльских епископов касательно «знания закона или преданий» (legis scientiam seu traditiones)57. Из того, что речь в послании идет от первого лица, причем перемежаются единственное и множественное число, можно видеть, что отвечает сам папа. «Знание закона или преданий» галльские епископы должны получить на основании «авторитета апостольского престола» (ex sedis apostolicae auctoritate). Впрочем, все те послания, в которых встречается это выражение, представляют собой постановления Римского собора, доводимые до сведения либо самих его членов, либо представителей других Церквей. Тем самым очевиден соборный характер осуществления auctoritas sedis apostolicae во времена Сириция58. Тот факт, что «декреталии» Сириция по сути и по форме являются соборными посланиями, заставляет усомниться, что его понтификат знаменует собой новый период — так сказать, «эпоху декреталий», якобы введенных в оборот именно Сирицием59.

Также весьма характерным представляется и то обстоятельство, что наставления другим Церквам Сириций дает от имени собственного собора, без какого-либо намека на властные полномочия лично римского епископа. С другой стороны, он неоднократно подчеркивает, что авторитет «апостольского престола» неразрывно связан с авторитетом Никейского собора, каноны которого занимают основное место среди тех, что транслируются Римской Церковью при Сириции как внутрь, так и вовне: тем самым римский престол предписывает

56 Ep. 10. Col. 1181-1194.

57 Ep. 10. Col. 1182.

58 Э. Каспар утверждает применительно к декреталиям Сириция, что последние всего лишь «восприняли стилистические элементы соборных посланий» (Die Dekretale nahm Stilelemente der Synodalentscheidungen. auf: Caspar E. Op. cit. S. 262). При этом современные исследователи, как это было указано выше, настаивают на том, что «стилистические элементы», определяющие декреталию, как раз являются заимствованными из формуляра императорских указов.

59 Исследователями, связывающими понтификат Сириция с началом «эпохи декреталий», фактически не принимается во внимание тот простой факт, что каноны и иные нормы церковного учения и дисциплины всегда принимались соборно и распространялись в форме соборных посланий, заключающих в себе, по словам Э. Каспара, «создающий церковное право новый элемент» (das neue, Kirchenrecht schaffende Element: Caspar E. Op. cit. S. 262). С этой точки зрения послания Сириция не представляют собой никакого новшества и потому в данном случае нет никаких оснований противопоставлять «соборное право и папское декреталь-ное право» (Synodalrecht und päpstliches Dekretalenrecht: Ibid. S. 262). Ср. также: Wojtowytsch M. Op. cit. S. 143 (Die neue Dekretalengesetzgebung gab Siricius als altbekannte Art kirchlichen Rechts aus und stellte sie zugleich auf eine Stufe mit den Synodalkanones. — «Новое декретальное законодательство Сириций издавал как издавна известный вид церковного права и при этом ставил его на одну ступень с соборными канонами»). Цехиль-Экес также отмечает, что для обозначения соборных постановлений применялись те же термины, что и для папских «декреталий»: Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 5 (Mit auctoritas, norma, regula, statuta oder decreta wurden aber auch die Beschlüsse von Synoden bezeichnet, die in den ersten Jahrhunderten die maßgebliche Instanz für die Regelung des innerkirchlichen Verkehrs waren). Следует еще раз подчеркнуть, что лишь использование модели императорских рескриптов отличает новые папские послания от обычных соборных и делает их «декреталиями». Ср.: Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 3-4; Hornung Ch. Siricius and the Rise. P. 64-70; D'Avray D. Half a Century of Research on the First Papal Decretals (to c. 440) // Bulletin of Medieval Canon Law. 2018. Vol. 35. P. 332-374 (P. 332: .the new kind of papal letters that seems to be modelled on imperial rescripts).

практику, принятую на «всем Востоке и Западе»60. В 10-м послании «к галльским епископам» Сириций фактически уравнивает авторитет римской кафедры и постановлений Никейского собора (sicut CCCXVIII episcopi confirmarunt), говоря, что нарушение последних идет против «епископского [способа] управления апостольским престолом» (contra episcopalem moderationem sedis apostolicae)61.

В силу вышесказанного очевидно, что Сириций далек от того воззрения, что римский престол является правящим престолом христианского мира. При этом он очевидным образом подчеркивает «учительный авторитет» своей кафедры, суть которого, прежде всего, состоит в том, чтобы транслировать в западные Церкви62 принятую «повсеместно» на Востоке и на Западе практику, сложившуюся на основе признания постановлений Никейского собора со стороны Римской и восточных Церквей.

В этом отношении показательно, какую интерпретацию Сириций дает известному стиху из Евангелия от Mатфея (16:18): Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее63. Если впоследствии этот стих использовался в обоснование особых привилегий римского епископа, на которого переходит обетование, данное Господом Петру64, то Сириций использует его иначе. Говоря применительно к практике крещения о том, что все без исключения Церкви основаны на твердыне Петра, он никоим образом не утверждает, что такой «твердыней» является именно Римская Церковь65. Еще

60 Ep. 1. Col. 1134 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 86.23): quod etiam totus Oriens Occidensque custodit. Тем самым постановление, в котором встречается эта фраза, нельзя трактовать как решение Сириция, которое последний предписывает Гимерию и прочим Церквам. Ср.: Hor-nung Ch. Siricius and the Rise. P. 66; вопреки К. Хорнунгу: Ferreiro A. Pope Siricius. P. 78 (The pope did not pretend to be decreeing anything new. — «Папа не претендовал на то, что он постановляет нечто новое»). Относительно дат крещения, к примеру, Сириций ссылается на практику, принятую «у нас и у всех Церквей» (et apud nos et apud omnes ecclesias). Впрочем, есть примеры, где он ссылается на практику только Римской Церкви: Ep. 10. Col. 1187 (Romana Ecclesia hoc specialiter custodit.).

61 Ep. 10. Col. 1193: praeterea satis grave est, et contra episcopalem moderationem sedis apostolicae, suos fines excedere, ad alienam tendere regionem, festinare, ordinationes celebrare praeceptis metropoli-tanum episcopum non permittere in sua dioecesi in una cum vicinis episcopis, sicut CCCXVIII episcopi confirmarunt, tres vel eo amplius sacerdotes episcopum ordinare debere, vel subrogare dignissimum.

62 А. Феррейро обоснованно оспаривает применительно к посланию Сириция к Гимерию Тарраконскому тезис Д. Йаспера (Jasper D., Fuhrmann H. Op. cit. Р. 21) о том, что это послание было обращением «ко всей Церкви». Он утверждает, что Сириций и отцы его собора четко указали географию действия этого послания: Испания и Южная Галлия (Ferreiro A. Pope Siricius. P. 81-83 [p. 83: Administratively Himerius was hardly in a position to carry out the distribution of the decretal to the universal church. — «С административной точки зрения, Гимерий едва ли был в состоянии произвести рассылку декреталии по Вселенской Церкви»]).

63 Лат.: Et ego dico tibi, quia tu es Petrus, et super hanc petram aedificabo Ecclesiam meam, et portae inferi non praevalebunt adversus eam.

64 Грацианский M. В. Haeres Petri. С. 30-35.

65 Ep. 1. Col. 1135-1136 (Zechiel-Eckes. Op. cit. S. 90.49-50): «.все священники, которые не хотят оторваться от твердыни апостольской скалы, на которой Христос создал Вселенскую Церковь» (omnes sacerdotes, qui nolunt ab apostolicae petrae, super quam Christus universalem con-struxit Ecclesiam, soliditate divelli). Очевидным образом смысл этого высказывания искажает M. Войтовыч, говоря: «При таких условиях было естественным, что Сириций приписывал римской кафедре непоколебимость скалы, каковой Господь представил Петра» (Unter diesen

более однозначно об этом свидетельствует 10-е послание, где говорится: «Всякий, кто это сделает, пусть знает, что отделился от сообщества кафоликов и уже не сможет иметь общение апостольского престола»66. Сириций также утверждает, что соблюдение правил, принятых во «Вселенской Церкви», является обязательным, если только кто-то «не желает быть отделенным от нашего сообщества посредством соборного решения»67. Тем самым приоритет имеет следование правилам, соборно принятым «кафолической (или Вселенской) Церковью», для которых Рим выступает лишь как транслятор.

В силу этого Сириций также не считает, что общение с Римской Церковью является непременным залогом или критерием кафоличности68. Он, наоборот, утверждает, что тот, кто отпадет от «общества кафоликов», не сможет общаться и с «апостольским престолом». То есть им подразумевается сначала отпадение от православия, а затем уже, как следствие, разрыв с Римом, а не наоборот — отпадение от «кафолического единства» как результат разрыва с Римом, что, к примеру, станет краеугольным пунктом папской доктрины ко времени «фели-кианской схизмы»69.

Тем самым для Сириция также чуждой является идея инициативного вмешательства римской кафедры в дела и решения других Церквей с целью оценки их православия или соответствия канонам. Папа очевидным образом не мог инициировать процесс в не подчиненных ему провинциях даже в том случае, если имело место нарушение канонов или церковной дисциплины и об этом становилось известно в Риме. Так, весьма красноречивым в этом отношении является послание западного узурпатора Mагна Mаксима (383-388), обращенное к Сирицию в ответ на письмо последнего, в котором тот сообщал Mагну о незаконном поставлении в пресвитера некоего Агриция. Соглашаясь с тем, что дело требует рассмотрения, Mагн пишет: «Далее, что касается Агриция, о котором ты упоминаешь, что он недолжным образом взошел на степень пресвитера, то что могу я сделать в отношении нашей кафолической религии более уважительного, чем если о нем самом, каким он выглядит, произведут суд кафолические священники? Собрание которых по удобному случаю, — либо тех, кто в Галлиях,

Voraussetzungen war es nur folgerichtig, daß Siricius der römischen Cathedra die Unerschütterlichkeit des Felsens zuschrieb, als den der Herr Petrus dargestellt hatte. — Wojtowytsch M. Op. cit. S. 141).

66 Ep. 10. Col. 1193: Hoc quisque facit, sciat se a catholicorum societate seclusum, et communionem sedis apostolicae non habere jam posse.

67 Ep. 1. Col. 1134 (Zechiel-Eckes K. Op. cit. S. 86.23-25): a quo tramite vos quoque posthac minime conuenit deviare, si non vultis a nostro collegio synodali sententia separari. Отметим здесь, что Сириций делает акцент на соборном способе принятия решений в Римской Церкви. Также очевидно, что он грозит нарушителям отлучением от общения с Римской Церковью, но отнюдь не с Церковью «Вселенской». Таким образом, очевидно, что Сириций не отождествляет первую со второй.

68 Именно такое содержание имеет в современном экклезиологическом дискурсе понятие «центра общения»: первенствующий престол, общение с которым считается базовым критерием «кафоличности» или «православия» в рамках т. н. «богословия общения».

69 Грацианский M. В. Папа Геласий I (492—496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25—41; Он же. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44—63.

либо тех, кто в пяти провинциях пребывает, — я постановлю [провести] в том городе, который они изберут»70. Тем самым очевидно, что в случае возникновения «трансграничных» церковных дел решающее слово в деле их решения принадлежало императору, а отнюдь не епископу Рима71.

Для характеристики экклезиологии Сириция также весьма показательным является следующее высказывание: «Итак, если есть единая вера, то должно быть и единое предание. Если есть единое предание, должно сохраняться по всем Церквам и единое учение. Церкви пусть и основаны в различных областях, однако по всему миру в силу единства кафолической веры [Церковь] наречена единой»72. Таким образом, Сириций постулирует единство Церкви, однако не утверждает, что Рим или «апостольский престол» является ее центром или главой.

Вопреки Д. Йасперу и Х. Фурману следует подчеркнуть, что едва ли верным представляется суждение о том, что «со времени Сириция папы претендовали на то, чтобы их декреталии были равны соборным решениям», а сами папы «действовали как законодатели»73. С одной стороны, транслирование постановлений, принятых на Востоке, невозможно считать актом папского законодательства. С другой стороны, тот факт, что сохранившиеся под именем Сириция послания по сути дела представляют собой послания Римского собора, свидетельствует о том, что Рим в это время работал через принятые в Церкви того времени соборные механизмы, т. е. папские «декреталии» и были «соборными решениями». О единоличных и общеобязательных распоряжениях римского епископа в это время еще не может идти речи.

Список источников и литературы

Грацианский M. В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44-63.

Грацианский M. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27-48.

70 PL. T. 13. Col. 591-592.

71 Причем эти дела далеко не всегда требовали участия клириков для своего решения. Сам Mgra Mаксим выставляет в качестве своей особой заслуги то, что он предоставит возможность судить об этом деле епископам. Другим, еще более красноречивым примером является письмо папы Дамаса, где последний хвалит императора за то, что тот своей властью низложил патриарха Киника Константинопольского: Recte igitur factum est, ut id quod male coeptum erat, auctoritate publica destrueretur (Damasi ep. 5 // PL. T. 13. Col. 367).

72 Ep. 10. Col. 1188: Si ergo una fides est, manere debet et una traditio. Si una traditio est, una debet disciplina per omnes Ecclesias custodiri. Diversis in regionibus quidem Ecclesiae sunt conditae: sed per omnem mundum unitate fidei catholicae una est appellata.

73 «Очевидным местом, с которого следует начинать дискуссию, являются послания и декреталии папы Сириция, поскольку эти декреталии, которые были по большей части изданы в качестве ответов, обнаруживают новую способность пап действовать в качестве законодателей. Со времени Сириция папы притязают на то, что декреталии равны соборным решениям». — The obvious place to begin this discussion is with Pope Siricius' letters and decretals, because these decretals, which were issued mostly as responsa, reveal a new capacity of the popes to act as legislators. From the time of Siricius, popes claimed that their decretals were equal to conciliar decisions (Jasper D., Fuhrmann H. Op. cit. P. 4).

Грацианский М. В. Папа Геласий I (492—496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25-41.

Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М.: Инфра М-Норма, 1996.

Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.

Babut E. Ch. La plus ancienne décrétale. Paris: Société nouvelle de librairie et d'édition, 1904.

Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1953.

Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen: Verlag von J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1933.

D'Avray D. Half a Century of Research on the First Papal Decretals (to c. 440) // Bulletin of Medieval Canon Law. 2018. Vol. 35. P. 332-374.

De Senneville-Grare Gh. Sirice // Dictionnaire historique de la papauté / Sous la direction de Ph. Levillain. P.: Fayard, 1994. P. 1587-1588.

Dunn G. D. Canonical Legislation on the Ordination of Bishops: Innocent I's Letter to Victricius of Rouen // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuffelen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen: Walter de Gruyter, 2011. P. 145-166.

Dunn G. D. Collectio Corbeiensis, Collectio Pithouensis, and the Earliest Collections of Papal Letters // Collecting Early Christian Letters. From the Apostle Paul to Late Antiquity / B. Neil, P. Allen, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 175-189.

Duval Y.-M. La décrétale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Texte critique, traduction française et commentaire. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 73]. Leiden; Boston: Brill, 2005.

Ferreiro A. Pope Siricius and Himerius of Tarragona (385): Provincial Papal Intervention in the Fourth Century // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham, 2015. P. 73-85.

Gaudemet J. Les sources du droit de l'église en Occident du IIe au VIIe siècle. P. : Edition du Cerf et du C. N. R. S, 1985.

Hornung Ch. Directa ad decessorem. Ein kirchenhistorisch-philologischer Kommentar zur ersten Dekretale des Siricius von Rom. [Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. Kleine Reihe, 8]. Münster: Aschendorff Verlag, 2011.

Hornung Ch. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuffelen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen, 2011. P. 375-388.

Hornung Ch. Siricius and the Rise of the Papacy // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2015. P. 57-72.

Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press, 2001.

Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284-602. Vol. 1-2. Oxford: Basil Blackwell, 1964.

Kaiser W. Authentizität und Geltung spätantiker Kaisergesetze. Studien zu den Sacra privilegia concilii Vizaceni. München: Verlag C. H. Beck, 2007.

Kelly J. N. D. Siricius // J. N. D. Kelly. The Oxford Dictionary of Popes. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 1986. P. 35-36.

Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Gratz: Verlag von Lenschner und Lubensky, 1870.

Moreau D. Non impar conciliorum extat auctoritas: L'origine de l'introduction des lettres pontificales dans le droit canonique // l'Étude des correspondances dans le monde romain: de l'antiquité classique à l'antiquité tardive. Permanences et mutations. Actes du XXXe Colloque international de Lille, 20-22 novembre 2008 / J. Desmulliez, C. Höet-van Cauwenberghe, J.-C. Jolivet, eds. Lille, 2008. P. 487-506.

Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l'Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son

idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Vol. 2. Rome: École française de Rome, 1976. Sancti Leonis Magni Romani pontificis Tractatus septem et nonaginta / ed. A. Chavasse [Corpus

Christianorum. Series Latina 138-138A]. Turnhout: Brepols Publishers, 1973. Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267-275. Speigl J. Die Päpste in der Reichskirche des 4. und frühen 5. Jahrhunderts. Von Silvester I. bis Sixtus III. // Das Papsttum / M. Greschat, Hrsg. Bd. l. [Gestalten der Kirchengeschichte. Bd. 11]. Stuttgart: Kohlhammer, 1984. Stein E. Histoire du Bas-Empire. T. 1. Paris; Brussels; Amsterdam, 1959. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25-51.

Ullmann W. Gelasius I. (492-496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter.

[Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440-461). Studien zur

Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981. Zechiel-Eckes K. Die Erste Dekretale. Der BriefPapst Siricius' an Bischof Himerius von Tarragona von Jahr 385 (JK 255). Aus dem Nachlass mit Ergänzungen von Detlev Jasper. [Monumenta Germaniae Historica. Studien und Texte. Bd. 55]. Hannover: Hansche Buchhandlung, 2013.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Mikhail Gratsianskiy,

gumanitarnogo universiteta. Candidate of Sciences in History, PhD

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie. Leading Researcher,

2020. Vol. 88. P. 11-29 Ecclesiastical Institutions

DOI: 10.15382/sturI202088.11-29 Research Laboratory,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per., Moscow 127051, Russian Federation gratsianskiy@mail.ru ORCID: 0000-0002-6981-3216

Pope Siricius (384-399) and Roman Ecclesiology during the Period after the End of Arian Controversy

M. Gratsianskiy

Abstract: This article studies the literary heritage of Pope Siricius (384-399) with the aim of studying his views on the role and place of the Roman Church as to other churches. The article examines extant letters of the pope and analyses all the places in them which pertain to Siricius' ecclesiological views. These are primarily expressed in his idea about the role of Apostle Peter as the founder of the "apostolic see" of Rome, the place of the Roman see as a guarantor of the Nicene canons and their translator for the churches of the Western Roman Empire, as well as the pope's vision of the limits of power of the Roman bishop. Based on the analysis of Siricius' letters, the article comes to the conclusion that the idea of the imperious position of the Roman see in

regard to the Churches outside the Roman ecclesiastical area was alien for this pope. In relations with churches outside the suburbicarian provinces, the pope strictly adhered to the conciliar principle, addressing them by conciliar letters, in which auctoritas sedis apostolicae was expressed. In relation to the bishops of his area, he acted as primate and communicated with them on the basis of the principles stipulated by the 34th canon of the Holy Apostles. Siricius regarded the Roman see as having special authority, but this authority was expressed in the broadcast to other Churches of the canons adopted both in Rome and in the East. Siricius did not regard Rome as "the center of communion". The Roman see, although it was considered to be founded by the apostle Peter, did not have special prerogatives of power. Siricius did not call St Peter first bishop of Rome, he rather considered himself successor of his own predecessor Damasus (366-384) and only in the figurative sense "heir to the administration" (administrationis haeres) of St Peter. The connection of the Roman see with St Peter resulted in moral obligations of the Roman pontiff, rather than his prerogatives of power.

Keywords: Pope Siricius, Pope Damasus, Roman ecclesiology, Roman primacy, Roman Petrinology, Nicaean Canons, decretals, letter to Himerius of Tarragona.

References

Berger A. (1953) Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia.

Caspar Erich (1933) Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, vol. 1. Tübingen.

Chavasse A. (ed.) (1973) Sancti Leonis Magni Romani pontificis Tractatus septem et nonaginta (Corpus Christianorum. Series Latina 138-138°). Turnholti.

D'Avray D. (2018) "Half a Century of Research on the First Papal Decretals (to c. 440)". Bulletin of Medieval Canon Law, 35, pp. 332—374.

De Senneville-Grare G. (1994) "Sirice", in Ph. Levillain (ed.) Dictionnaire historique de la papauté. Paris, рp. 1587—1588.

Dozhdev D. (1996) Rimskoe chastnoepravo [Roman private law]. Moscow (in Russian).

Dunn G. D. (2011) "Canonical Legislation on the Ordination of Bishops: Innocent I's Letter to Victricius of Rouen", in J. Leemans, P. Van Nuffelen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye (eds) Episcopal Elections in Late Antiquity. Göttingen, рp. 145—166.

Dunn G. D. (2015) "Collectio Corbeiensis, Collectio Pithouensis, and the Earliest Collections of Papal Letters", in B. Neil, P. Allen (eds) Collecting Early Christian Letters. From the Apostle Paul to Late Antiquity. Cambridge, рp. 175—189.

Duval Y.-M. (2005) La décrétale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Texte critique, traduction française et commentaire. Leiden; Boston.

Ferreiro A. (2015) "Pope Siricius and Himerius of Tarragona (385): Provincial Papal Intervention in the Fourth Century", in G. D. Dunn (ed.) The Bishop of Rome in Late Antiquity. Farnham, PP. 73-85.

Gaudemet J. (1985). Les sources du droit de l'église en Occident du IIe au VIIe siècle. Paris.

Gratsianskiy M. (2016) "'Akakianskaia' ili vse zhe 'felikianskaia' skhizma? Problema obosnovan-nosti odnogo istoriograficheskogo klishe" ['Acacian' or rather 'Felician' schism? The problem of acceptability of a historiographic cliché]. Vizantiiskii Vremennik, 100, pp. 44—63 (in Russian).

Gratsianskiy M. (2016) "Papa Gelasii I (492—496) i ego ekkleziologicheskie vozzreniia" [Pope Gelasius I (492—496) and his ecclesiological views"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 1: Bogoslovie. Filosofiia, 3 (65), pp. 25—41 (in Russian).

Gratsianskiy M. (2019) "Haeres Petri sive vicarius Petri: Obosnovanie iskliuchitel'nykh vlast-nykh prerogativ rimskogo episkopa papoi L'vom Velikim" ['Haeres Petri sive vicarius Petri'. Arguments of Pope Leo the Great for the exceptional prerogatives of power for the bishop of Rome"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 89, pp. 27-48 (in Russian).

Hornung Chr. (2011) Directa ad decessorem. Ein kirchenhistorisch-philologischer Kommentar zur ersten Dekretale des Siricius von Rom. Münster.

Hornung Chr. (2011) "Haeres Petri: Kontinuität und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom", in J. Leemans, P. Van Nuffelen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye (eds) Episcopal Elections in Late Antiquity. Göttingen, pp. 375-388.

Hornung Chr. (2015) "Siricius and the Rise of the Papacy", in G. D. Dunn (ed.) The Bishop of Rome in Late Antiquity. Farnham, pp. 57-72.

Jasper D., Fuhrmann H. (2001) Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC.

Jones A. H. M. (1964) The Later Roman Empire, 284-602, vol. 1. Oxford.

Kaiser W. (2007) Authentizität und Geltung spätantiker Kaisergesetze. Studien zu den Sacra privilegia concilii Vizaceni. München.

Kelly J. N. D. (1986) "Siricius", in J. N. D. Kelly. The Oxford Dictionary of Popes. Oxford; New York, pp. 35-36.

Moreau D. (2008) "Non impar conciliorum extat auctoritas: L'origine de l'introduction des lettres pontificales dans le droit canonique", In J. Desmulliez, C. Höet-van Cauwenberghe, J.-C. Jo-livet (eds) L'étude des correspondances dans le monde romain: de l'antiquité classique à l'antiquité tardive. Permanences et mutations. Actes du XXXe Colloque international de Lille, 20-22 novembre 2008. Lille, pp. 487-506.

Pietri Ch. (1976) Roma Christiana. Recherches sur l'Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III(311-440), vol. 2. Rome.

Schmidt K. D. (1936) "Papa Petrus ipse". Zeitschrift für Kirchengeschichte, 54, pp. 267-275.

Speigl J. (1984) "Die Päpste in der Reichskirche des 4. und frühen 5. Jahrhunderts. Von Silvester I. bis Sixtus III", in M. Greschat (ed.) Das Papsttum, vol. l. [Gestalten der Kirchengeschichte. Bd. 11]. Stuttgart, pp. 43-55.

Stein E. (1959) Histoire du Bas-Empire, vol. 1. Paris; Brussels; Amsterdam.

Ullmann W. (1960) "Leo I and the Theme of Papal Primacy". Journal of Theological Studies, 11, pp. 25-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ullmann W. (1981) Gelasius I. (492-496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart.

Wojtowytsch M. (1981) Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440-461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart.

Zakharov G. (2019) Vneshniaia kommunikatsiia i bogoslovskaia traditsiia Rimskoi Tserkvi v epokhu arianskikh sporov [External communication and theological tradition of the Roman Church at the epoch of the Arian controversy"]. Moscow (in Russian).

Zechiel-Eckes K. (2013) Die Erste Dekretale. Der Brief Papst Siricius' an Bischof Himerius von Tarragona von Jahr 385(JK255). Aus dem Nachlass mit Ergänzungen von D. Jasper [Monumenta Germaniae Historica. Studien und Texte. Bd. 55]. Hannover.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.