Научная статья на тему 'Союз алтаря и трона. Папство в руках германцев'

Союз алтаря и трона. Папство в руках германцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святой престол / папа римский / Оттон I / Иоанн XII / наместник Христа / «Privilegium Ottonianum» / «Saeculum obsurcum» / Беренгар II / «Священная Римская империя Германской нации» / Церковное государство / вечный город / Римская Церковь / Адальберт / Лев VIII / епископ Лиутпранд / Альберих. / Holy See / pope / Otto I / John XII / vicar of Christ / "Privilegium Ottonianum" / Saeculum obsurcum / Berengar II / "Holy Roman Empire of the German Nation" / church state / the eternal City / Roman Church / Adalbert / Leo VIII / Bishop Liutprand / Alberich

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парулин Егор Сергеевич

настоящая статья посвящена обзору одного из противоречивых политических событий второй половины X века. Находясь в сильном экономическом, политическом и моральном упадке, престол святого апостола Петра на протяжении пары десятилетий находился в руках «плохих пап», переживая неблагозвучную эпоху «власти блудниц». Оказавшись без поддержки императоров запада, вечный город погрузился во тьму власти римских семей. Франкская династия Каролингов сдала свои позиции, и Святому престолу оказался нужен новый могущественный союзник. Рим ожидал нового сильного светского правителя, способного вывести Церковь и институт папства из сильнейшей стагнации. Именно в этот момент, появился новый покровитель Рима, который имел свои планы на будущее всей Вселенской Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Union of altar and throne. Papacy in the hands of the Germans

this article is devoted to the review of one of the most controversial political events of the second half of the 10th century. Being in a strong economic, political and moral decline, the throne of the Holy Apostle Peter was in the hands of "bad popes" for a couple of decades experiencing an infamous era of "pornocracy". The eternal city without the support of the emperors of the west has fallen into the darkness of the power of the Roman families. The Holy See needed a powerful new ally after setback of the Carolingian dynasty. Rome was expecting a new strong secular ruler capable of leading the Church and the papacy out of severe stagnation. The new patron of Rome appeared at that moment with his own plans for the future of the entire Universal Church.

Текст научной работы на тему «Союз алтаря и трона. Папство в руках германцев»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №2. С. 113-121

УДК: 61943/459 Парулин Егор Сергеевич Смоленская православная духовная семинария

Союз алтаря и трона. Папство в руках германцев

Аннотация: настоящая статья посвящена обзору одного из противоречивых политических событий второй половины X века. Находясь в сильном экономическом, политическом и моральном упадке, престол святого апостола Петра на протяжении пары десятилетий находился в руках «плохих пап», переживая неблагозвучную эпоху «власти блудниц». Оказавшись без поддержки императоров запада, вечный город погрузился во тьму власти римских семей. Франкская династия Каролингов сдала свои позиции, и Святому престолу оказался нужен новый могущественный союзник. Рим ожидал нового сильного светского правителя, способного вывести Церковь и институт папства из сильнейшей стагнации. Именно в этот момент, появился новый покровитель Рима, который имел свои планы на будущее всей Вселенской Церкви.

Ключевые слова: Святой престол; папа римский; Оттон I; Иоанн XII; наместник Христа; «Privilegium Ottonianum»; «Saeculum obsurcum»; Беренгар II; «Священная Римская империя Германской нации»; Церковное государство; вечный город; Римская Церковь; Адальберт; Лев VIII; епископ Лиутпранд; Альберих.

«Saeculum obsurcum1» - именно таким термином принято характеризовать тяжёлое положение, в котором оказался Святой Престол во второй половине X века. Сложное шестидесятилетие, выпавшее на период правления двадцати четырех различных Римских понтификов, вынуждало их к принятию различных решений, которые влекли за собой ряд непростых событий. В историю это время вошло с громким названием эпохи «плохих пап 2 ». По мнению исследователей, период, в котором очутилась Западная Кафолическая Церковь, оказался наиболее важным для неё в силу тяжелейших геополитических обстоятельств распадающейся Франкской империи. Лишившись непосредственной поддержки угасшей династии Каролингов, епископату вечного города приходилось делать всё возможное для того, что бы вырабатывать как можно меньше непростых политических решений, способных негативно отразиться на авторитете и репутации папства.

Начавшаяся в VIII веке эпоха Викингов, продолжавшаяся вплоть до XI века, оказала существенное влияние на ход истории Церкви и Европы. Повсеместное вторжение различных языческих и мусульманских племён на территорию северной и южной стороны материка вызывало огромные опустошения и беспорядки в области управления и права. Отразились эти события и на общем уровне нравственности в катастрофическом падении

1 Лорц Й. История Церкви. Москва,1999. С.267

2 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 22.03.2022)

христианской морали. Господствующая в условиях непростой жизни грубая сила, существующая в череде повсеместных войн и разорений, постепенно приводила целые епархии к полному прекращению их существования. Так в Италии и на территории современной Франции целые аббатства и монастыри повсеместно переходили в руки мирян. Сильный моральный упадок духовенства привел к тяжелейшим порокам и грехам, которые надолго поглотили Церковь3.

Для престола апостола Петра наступало сложное время. Разыгранный годами ранее спектакль с «трупным собором» в полной мере показал, что

4

духовенство вечного города с течением продолжительного времени так и осталось объектом постоянных интриг и насилия для римских и итальянских аристократов5, продолжавших, как и прежде, бесцеремонно грабить казну Святого Престола, пользуясь его обширным авторитетом. Папское государство оказалось на пороге сильного упадка.

В ожидании появления сильного светского правителя в 884 г. папой Адрианом III (884-885) был провозглашен призыв ко всем правителям Итальянского полуострова защитить Рим, с условием гарантии моральной и материальной целостность имущества Святого Престола. Светские владыки отозвались на призыв, но во всей Италии не оказалось ни одного государя, обладающего достаточной властью и силой, чтобы удовлетворить все пожелания понтифика.

Продолжившаяся в дальнейшем борьба Святого Престола против римской знати всё же ознаменовала развитие института Папства. Только спустя столетия, на Сутрийском и Римском Соборах 1046 г., престол апостола Петра окончательно смог освободиться от тяжелого и недостойного прошлого, открыв широкий путь для универсального реформирования папства 6 . Однако начавшиеся новые процессы существенно отстрочили возможные Церковные реформы. Рим погрузился в пучину убийств, разврата и обмирщения, единственным выходом из которой оказалось восстановление Римской империи.

Спустя время давняя мечта Святого Престола о сильной руке вот-вот должна была осуществиться благодаря появлению из обломков Каролингской империи северного наследника «Imperium Romanum». В дальнейшем именно он оказался той силой, что способна восстановить единство Церкви и Запада, обеспечив Святой Престол светской властью и защитой от римского

у

феодального окружения . Церковь и Европу возглавил Оттон I (912-973) Германский8.

3 Лорц Й. История Церкви. Москва,1999. С.267

4 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 24.03.2022).

5 Рожков В.С.( протоиерей). Очерки по истории Римско-Католической церкви. Москва, 1998. С.86

6 Лорц Й. История Церкви. Москва,1999. С.271

7 Рожков В.С.( протоиерей). Очерки по истории Римско-Католической церкви. Москва, 1998. С.86

8 Лорц Й. История Церкви. Москва,1999. С.270

Опираясь на зависимых от королевской власти епископов, Оттон I попробовал укрепить своё политическое положение. Преодолев анархию, вызванную герцогами его королевства, король наделил крупными вотчинами и вассальными поместьями всё высшее духовенство, что оказывало ему посильную помощь. Однако королевская власть германского правителя не была наследственной. Чтобы исполнить мечту по восстановлению империи Карла Великого 9 (742-814) и укрепить свою шаткую власть, немецкому королю жизненно необходимо было стать императором, получив корону из рук самого наместника Христа. Но прежде чем достигнуть желаемого, монарху предстояло подчинить себе итальянских феодалов10. Собрав войска, в 951 г. Оттон посетил Италию, где местные феодалы принесли ему присягу, как прежде до этого государям Лангобардов и Франков. Победа оказалась одержанной, но план был невыполненным. Папа Агапит II (946 - 955) и префект вечного города Альберих (? - 925) не пустили кайзера в город. Рим оказался «ещё не созревшим», для окончательного исполнения планов великого саксонца.

Только спустя десять лет, когда, руководствуясь сильным желанием снова обрести покровителя, папа Иоанн XII (937 - 964) вынужден был устремить свой взор на север11, это смогло совершиться. Крупнейшая угроза, исходившая от Итальянского короля Беренгара II (900 - 966), вынудила

молодого епископа Рима обратиться в 960 г за военной поддержкой к

12

правителю германцев . Стремительно завоевав север Итальянского полуострова, 31 января 962 г. великий саксонец расположился лагерем на Нероновом поле, а уже 2 февраля на праздник Сретения Господня, был встречен с почестями, подобающим для императорской фамилии. Государь германцев вступил в вечный город13. Преклонив колена перед молодым папой Иоанном XII в соборе святого Петра14, он был коронован в качестве римского императора Августа15 (63-14). В новом статусе новоизбранный властитель обещал своему политическому восприемнику защиту и покровительство. В ответной клятве папа обещал не оказывать поддержки врагу Оттона Беренгару.

Идея прочного союза алтаря и трона, которая легла фундаментом для воссоздания империи, выглядела на первый взгляд незыблемой. Император по уговору обязывался защищать «светским» мечом право на светскую власть наместника Петра, а в свою очередь, епископ Рима с «духовным» мечом

9 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 24.03.2022). Стр. 23

10Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 24.03.2022).

11 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: https ://www. litmir. me/br/?b=217977&p=23

(дата обращения 24.03.2022).

12 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 24.03.2022).

13 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С.145.

14 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 23

15 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

должен был по тем же договорённостям защищать интересы и могущество нового владыки16. Основополагающим документом, регулирующим отношения Святого Престола и Империи, оказался «Privilegium Ottonianum». По нему епископу Риму гарантировалась свободные выборы на Престол святого Петра, а также утверждались границы папского государства в тех пределах, что они были на момент подписания, где распространялось влияние юрисдикции Святого Престола. Дарственная грамота признавала за Церковным государством Сицилию и Южную Италию в качестве вассалов, а также гарантировала поступление налогов в казну Рима из провинции Сполето и Тосканы.

Так, восстановив империю, Оттон на законных правах, согласно с грамотой Лотаря I (795-855) от 824 г., закрепил за собой право владеть городом Римом и всем Папским государством. Так ограничивалась интронизация епископа вечного города, которая отныне не могла быть произведена, пока наместник Христа не принесет присяги своему покровителю, а император не

17

утвердит результаты выборов . Единственным требованием Риму в Оттоновой грамоте 18являлась полная и незыблемая верность императору19.

Таким образом, император освободил римского епископа от влияния столичных и Итальянских аристократов, одновременно подчинив его своей могущественной воле. Совершилось то, что было уже при Карле Великом, история снова возвратилась20. Папское государство опять было спасено, как и прежде, не Франкией, но уже Германией. Благодаря преодолению анархии на территории развалившейся и снова собираемой империи существенно улучшилось положение и всей Церкви. Заключив соглашение с папой, епископат стал преданным и могучим соратником нового королевства. Закрепляя свое положение на Итальянском полуострове, Оттон подрывал силу местных феодалов и мощь папского государства. Путем прямой помощи духовным магнатам, через раздачу большего количества титулов, земель и даже городов князьям Церкви 21 государь наносил сильнейший удар по выстраиваемой десятилетиями папской централизации. Впредь кроме светских магнатов из Церковного государства стали выделяться и духовные. Свершился

16 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03. 2022).

17 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 25.03.2022).

17 Задворный В.Л. История Римских Пап. Том III. Григорий I - Сильвестр II «ИНСТИТУТ СВЯТОГО ФОМЫ»,с. 153.

18 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 25.03.2022).

19 Задворный В.Л. История Римских Пап. Том III. Григорий I - Сильвестр II «ИНСТИТУТ СВЯТОГО ФОМЫ»,с. 153.

20 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 25.03.2022).

21 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

поворот истории, при котором молодому епископу Иоанну пришлось с мечом в руках отстаивать Церковную независимость и свободу.

Поняв уклон политики своего покровителя, епископ Иоанн вступил в

22

переговоры с сыном Беренагара II Адальбертом, ближайшим врагом Оттона . Реакция императора оказалась неожиданной. Когда ему сообщили неприятную новость, великий саксонец находился в Альпах, преследуя короля Италии. Он отправил своих посланцев в Рим для выяснения сути дела. По возвращении послов оказалось, что они нашли молодого папу в неподобающем виде. По свидетельству очевидцев, «Латеранский дворец, который когда-то был

23

приютом святых, стал теперь публичным домом» .

Отсрочив ответ, император дал последний шанс молодому понтифику Рима, отправив на переговоры епископа Кремонского Лиутпранда (920-972). Но и он, не добившись результата, уехал к своему покровителю чуть раньше, чем в

24

вечный город поехал добиваться королевской короны сам Адальберт . Юный претендент, путешествуя по окрестностям Италии, разыскивал союзников,

25

призывая их к войне против германцев. Получив подобного рода известия , Оттон больше не смог ждать и осенью 963 г снова явился в Рим26.

Вечный город разделился. Партия императора заняла Иоаннополис, а сам Викарий Христа и его союзник Адальберт, облачившись в броню, двинулись к реке Тибр, чтобы защитить Рим27. Епископ Иоанн не смог долго создавать видимость бурного сопротивления. Между солдатами обоих сторон начался бой, во время которого не обладавший мужеством молодой наместник Петра28, похитив церковные сокровища, бежал со своим союзником в Кампанью, где и скрылся предположительно в Тиволи29. Вечный город сдался на милость победителя. Оттон беспрепятственно в него вошел 3 ноября 963 г. На этот раз, решив принять меры предосторожности, по повелению императора, вожди народа, духовенство и аристократическая знать оказались вынуждены принять присягу: отныне они никого не выбирали на вакантный престол апостола Петра без согласия императора и его преемника30. Великий саксонец нанес последний, заключительный удар по самолюбию римлян. Лишив драгоценного права

22 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

23 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 23

24 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 24

25 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

26 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

27 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

28 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

29 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 24

30 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

голоса избирать верховного понтифика Кафолической Церкви, Оттон как бы отменил возможность независимости вечного города31. Рим оказался повержен.

Новый собор, созванный в базилике святого Петра для низложения

32

Иоанна по настоянию императора, начал свою работу 6 ноября 963 г . Епископ Лиутпрант приводит список из ста епископов, которые приняли участие в синоде. Для мирного урегулирования конфликта великий правитель германцев отправил своих посланцев к понтифику великого города, призывая его на синод, чтобы он дал там свои разъяснения. Ответ пришел скоро. Епископ Иоанн в грубой форме угрожал контрмерами императору и собору в случае, если коллегия епископов изберет нового папу. Посланцы вернулись ни с чем. 1 декабря 963 г. на третьей конгрегации Римской Церкви Оттон призвал

33

епископов вынести свой вердикт . Впервые в истории папства светский владыка явился устроителем нарушенного Церковного правления. Самого викария Христа выставили на всеобщий позор. Великий саксонец судил того, кто помазал его на царство, дав в руки власть для восстановления великой империи франков. Полностью подчиняясь воли владыки, собор низложил преемника апостола Петра34, обвинив его в убийстве, нарушение клятвы,

35 и

святотатстве и кровосмесительстве . На вакантный престол по указанию преемника Карла Великого был избран Лев VIII 36 (915-965). В течение буквально восьми часов императорского рыцаря провели по всем степеням духовной лестницы. Оказываясь по несколько минут в каждой из степени, Лев достиг пика, став новым наместником Бога на земле37.

Председательство всевластного императора Запада на соборе придало ему вес и огромное значение. Авторитет епископа Рима, претерпевшего постыдный процесс низложения, оказался приниженным. Собор превратился в акт

38

императорской диктатуры . Однако Рим не принял его решения. Подобного отрицательного эффекта стоило ожидать, ибо основное затруднение участников собора заключалось в их несвободном выборе нового папы. Вечный город не мог принять иноземца, диктующего свои условия. По соображению жителей, новый викарий Христа мог быть чудовищем, но он обязательно должен был быть именно Римским чудовищем. Исходя из подобного рода умозаключений, в столице вспыхивали неоднократные мятежи, подавляемые имперскими

31 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

32 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

33 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 24

34 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

35 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

36 Задворный В.Л. История Римских Пап. Том III. Григорий I - Сильвестр II «ИНСТИТУТ СВЯТОГО ФОМЫ»,с. 154

37 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

38 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

войсками . Император всего Запада не мог так долго задерживаться в Святом городе. В середине 964 г. Оттон выдвинулся с войском в провинцию Сполето, дабы окончательно достигнуть и разгромить войска мятежного короля Италии. Этим моментом не преминули воспользоваться враги немецкой власти. Рим снова взбунтовался. Кровь лилась ручьём, а в вечный город уже стремился низверженный понтифик Иоанн XII40.

Возвратившись в свою столицу, экс-понтфик начал кровавую месть. Решения синода по его указанию тотчас были аннулированы, а все повинные так или иначе в поддержке императора были жестоко наказаны41. Кровавые события тех дней поспособствовали скорому отъезду Льва VIII из Рима к своему господину. Начался новый собор. 26 февраля 964 г. в базилике святого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42

Петра был отлучен и низложен сам папа Лев . В ответ на неправомочные действия Иоанна образовался заговор, который, по некоторым данным, так и не достиг цели. Причины смерти молодого понтифика разнятся, как и описание всей его жизнь. По мнению епископа-летописца Лиутпранда, в смерти Иоанна XII оказался повинен...дьявол43. Папе было всего двадцать семь лет44.

После кончины молодого папы Рим ещё неоднократно поднимал восстания и устраивал кровавые бунты. Господин империи, обладая властью и силой в провинции, полностью контролировал курию и престол апостола Петра. Сажая на него своих ставленников, «саксонцы45» добились обмирщения Кафолической Церкви. Светская инвеститура, на которой строилось основа здания Церкви, прижилась и вросла в самую глубину её тела. Всё духовенство оказалось втянуто в её получении от светских магнатов, благодаря этому они способствовали расширению и укреплению могущества феодальной и аристократической знати, с которой ранее так рьяно боролся Святой Престол. Эксплуатация народных масс с молчаливого согласия Церкви стала достигать своей вершины. Будучи полностью поглощенной светским монархом, Церковь стала частью феодальной организации, становясь одним из наиболее важных стержней набиравшего силу землевладельческого сословия46.

39Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 24

40 Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. С. 146.

41 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 24

42Задворный В.Л. История Римских Пап. Том III. Григорий I - Сильвестр II «ИНСТИТУТ СВЯТОГО ФОМЫ»,с. 154

43 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

44 Норвич Д. История папства. [сайт] URL: https://www.litmir.me/br/?b=217977&p=23 (дата обращения 25.03.2022). Стр. 24

45 Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

46Лозинский. С.Г. История папства. Москва, Политиздат,1986. [сайт] URL:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st005.shtml

(дата обращения 25.03.2022).

Таким образом, идея папского универсализма вновь, как во времена великих святых понтификов Льва I Великого и Григория I Великого, обрела свою силу. Получив титул императора, Оттон I вошел в семью великих христианских правителей. Благодаря этому в созданной «Римской империи Германской нации» оказалось возможным получить политическое господство над Итальянским полуостровом, тем самым обезопасив папское государство и всю Римскую Церковь47. Таким образом принятие саксонским королем короны императора дало Церкви в полной мере новое влияние, распространив его на новые земли и народы.

Литература

1. Гергей Е. История папства: Пер. с Венгер. М.: Республика, 1996. 463 с.

2. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М.: Альфа-книга, 2008. 1280 с.

3. Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (1-1Х вв.). В.: Научная книга, 2007. 479 с.

4. Лозинский С.Г. История папства. М.: Юрайт, 2020. 296 с.

5. Лортц Й. История церкви: В 2 т. Т. 1. М.: Христианская Россия, 1999. 530 с.

6. Норвич Д. История папства. М.: АСТ, 2014. 608 с.

7. Рожков В.С.(протоиерей). Очерки по истории Римско-Католической церкви. Москва, 1998. 182 с.

Parulin Egor Sergeevich Smolensk Orthodox Theological Seminary

Union of altar and throne. Papacy in the hands of the Germans

Abstract: this article is devoted to the review of one of the most controversial political events of the second half of the 10th century. Being in a strong economic, political and moral decline, the throne of the Holy Apostle Peter was in the hands of "bad popes" for a couple of decades experiencing an infamous era of "pornocracy". The eternal city without the support of the emperors of the west has fallen into the darkness of the power of the Roman families. The Holy See needed a powerful new ally after setback of the Carolingian dynasty. Rome was expecting a new strong secular ruler capable of leading the Church and the papacy out of severe stagnation. The new patron of Rome appeared at that moment with his own plans for the future of the entire Universal Church. Key words: Holy See; pope; Otto I; John XII; vicar of Christ; "Privilegium Ottonianum"; Saeculum obsurcum; Berengar II; "Holy Roman Empire of the German Nation"; church state; the eternal City; Roman Church; Adalbert; Leo VIII; Bishop Liutprand; Alberich

47 Гергей Й. История папства. Москва, 1997.[сайт] URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/441596/ (дата обращения 25.03.2022).

References

Gergei E. History of the Papacy: Translated from Hungarian. M.: Republic, 1996. 463 p. Gregorovius F. The history of the city of Rome in the Middle Ages (from the V to the XVI century). Moscow: Alfa-book, 2008. 1280 p.

Zadvorny V. L. Writings of Roman Pontiffs of the Late Antiquity and Early Middle Ages (I -IX centuries). V.: Scientific book, 2007. 479 p.

Lozinsky S.G. The History of the Papacy. Moscow: Yurayt, 2020. 296 p . 5. Lortz Y. The History of the Church: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Christian Russia, 1999.

530 p.

Norwich d. History of the Papacy. Moscow: AST, 2014. 608 p.

Rozhkov V.S. (Archpriest). Essays on the history of the Roman Catholic Church. Moscow, 1998. 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.