Научная статья на тему 'Усиление социальной ориентации государственной политики России как необходимое условие повышения благосостояния населения'

Усиление социальной ориентации государственной политики России как необходимое условие повышения благосостояния населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2041
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / WELL-BEING OF PEOPLE / STATE POLICY / SOCIOORIENTED ECONOMY / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунина Е. К., Юдин О. В.

В статье исследованы вопросы повышения благосостояния населения в современных условиях хозяйствования, обоснована необходимость трансформации государственного регулирования уровня жизни населения с учетом особенностей российской экономики, определена роль социальной ответственности государства и бизнеса в формировании государственной политики обеспечения роста благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF SOCIAL FOCUS OF STATE POLICY OF RUSSIAN FEDERATION AS REQUIREMENT OF IMPROVEMENT OF WELL-BEING OF PEOPLE

In this article, the issue of improvement of well-being of the people under modern condition of management is studied. Necessity of transformation of government regulation in the field of increase support of population living standard with an allowance for features of Russian economy is substantiated. The role of social responsibility of state and business in the field of forming of a state policy of increase support of well-being of people is determined.

Текст научной работы на тему «Усиление социальной ориентации государственной политики России как необходимое условие повышения благосостояния населения»

УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Е. К. КАРПУНИНА, О. В. ЮДИН

В статье исследованы вопросы повышения благосостояния населения в современных условиях хозяйствования, обоснована необходимость трансформации государственного регулирования уровня жизни населения с учетом особенностей российской экономики, определена роль социальной ответственности государства и бизнеса в формировании государственной политики обеспечения роста благосостояния населения.

Ключевые слова: благосостояние населения, государственная политика, социально ориентированная экономика, социальная политика

Для любого человеческого общества неравенство доходов и, следовательно, неравенство доступа к ресурсам и благам является неотъемлемым фактом его развития, при этом в процессе эволюции последнее не устраняется, а приобретает все более сложные и разнообразные формы. Более того, благодаря закреплению в законах, социальных нормах и обычаях оно становится «социальным неравенством». Основой социального неравенства в современном обществе становятся образован-

ность индивидуума, обладание знаниями и умение их использовать (табл. 1). Специфика индивидуальных качеств человека, его интеллект выступает ключевым фактором, обеспечивающим и ограничивающим доступ к информации как главному ресурсу экономики. Условием принадлежности к высокообеспеченному слою, к элите общества выступает не право распоряжаться благом, а наличие способности к тому, чтобы им воспользоваться [2].

Таблица 1

Предпосылки социального неравенства

Универсальные Национальные Глобальные

Неравенство доходов, обусловленное различиями в производительности труда или эффективности производства Неравенство доходов, не являющееся следствием неравенства производительности труда или эффективности производства Режимы торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности естественно отражают большую рыночную власть богатых

Дифференциация между фирмами Неравенство распределения частной собственности на факторы производства и правовые нормы, определяющие ее передачу Несовершенство глобальных рынков

Асимметричное распределение капитала Инвестиционная привлекательность страны Неравное распределение экономического выигрыша от функционирования более эффективных глобальных рынков

Состояние здоровья, уровень образования, профессиональный опыт и квалификация Различия в уровнях жизни, обусловленные величиной, формами образования и получения дохода

Соотношение долей прогрессивных и отмирающих укладов

Однако, определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложе-

ния своих сил и использования своих возможностей. Однако, значительная дифференциация, рост числа малоимущего населения не только препятствуют развитию общественной системы, но и могут привести, в своем крайнем проявлении, к социальному взрыву [7].

Основной задачей социально ориентированной экономики, создание которой провозглашается российским государством, является достижение определенного уровня благосостояния человека и общества в целом.

Под благосостоянием понимается результат эффективного производства, распределения и потребления совокупности материальных и нематериальных благ, который обусловливает объективную необходимость достойного существования индивида (индивидуальное благосостояние) или общества (общественное благосостояние).

В современных условиях, когда основной характеристикой развитого общества становится его социальная направленность, особое внимание необходимо уделить материальным источникам, обеспечивающим благосостояние. Такими источниками выступают, прежде всего, доходы населения [4].

Доходы - одна из основных характеристик экономического положения населения. Стремление к максимизации собственного дохода определяет экономическую логику поведения любого рыночного субъекта. Доходы являются конечной целью и мощным стимулом трудовой и предпринимательской деятельности каждого активного участника рыночной экономики. С уровнем доходов населения тесно связан и уровень их дифференциации.

В российской экономике совокупные доходы населения формируются за счет следующих источников. Во-первых, большая часть совокупного дохода населения формируется за счет заработной платы. Во-вторых, доходы работников формируются за счет индивидуальной трудовой деятельности и за счет труда в личном подсобном хозяйстве. В-третьих, источником доходов населения являются трансфертные платежи, выплачиваемые за счет различных социальных фондов. Социальные фонды поступают населению в двух формах: доходы в форме денежных и натуральных выплат, и безденежные доходы в форме совместного потребления. Первые включают в себя стипендии, пенсии, пособия, оплату путевок в санатории и дома отдыха, оплату лечебного питания и очередных отпусков. Вторые складываются из расходов на содержание детских учреждений, учреждений образования, на профессиональное обучение, содержание учреждений культуры и здравоохранения, расходов на социальное обеспечение. В-четвертых, часть совокупного дохода образуется за счет поступлений от накопленной ранее стоимости в виде дивидендов от акций, дохода от других видов ценных бумаг и процентов по вкладам.

Обеспечение экономического роста и развития человека в современной России предполагает

активизацию участия государства в формировании благосостояния населения. Активная политика государства должна выступать не столько реакций Правительства на негативные последствия неконтролируемого экономического роста, сколько предупреждать их, обеспечивая доступ к благам, необходимым для существования и развития каждого человека.

В связи с этим, повышение благосостояния населения должно выступать приоритетной задачей при формировании и реализации государственной политики.

На основании анализа работ зарубежных экономистов и статистических данных по странам Западной Европы, Канаде, США и Японии [5] установлено, что в условиях рыночной экономики расширение государственного вмешательства в экономику (до тех пор, пока объем средств, перераспределяемых через государственный бюджет, не превышает 50 % ВВП) положительно влияет на благосостояние населения. Это положительное влияние выражается в государственной поддержке конкуренции на рынке, повышении уровня доходов малообеспеченных слоев населения и, как следствие из этого, сокращении степени расслоения населения этих стран по доходу.

Основными направлениями государственного регулирования экономики в этих сферах являются: 1) воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей; 2) финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка и др., а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).

Смысл первого направления государственной политики состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т. е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг.

Второе направление политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство «нерыночных» благ, таких как образование, здравоохранение и др.

Существует точка зрения, что, проводя регулирование социально-экономического развития, крайне важным является не преувеличивать прогностические возможности государства. Опыт некоторых стран и корпораций, которым удавалось совершить рывок в современном мире, свидетельствует о том, что главным в их успехе было обеспечение государством эффективного правоприменения и активная политика по развитию человеческого потенциала. Попытка же административного формирования отраслевых приоритетов нередко ограничивает возможности творческого поиска фирмами новых, наиболее эффективных и перспективных направлений вложения капитала. Жесткое формирование системы отраслевых приоритетов всегда опирается на уже существующие представления о тенденциях социально-экономического развития, то есть исходит из прошлого опыта, а не ориентируется на будущее.

В современных российских условиях актуализируется проблема формирования нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для

развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

В настоящее время особо актуален отказ от экономического детерминизма, т. е. восприятия и объяснения общественного развития как результата воздействия преимущественно экономических факторов [3]. Сегодня как никогда главные импульсы в развитии цивилизации проистекают из сферы знаний и образования. Наука, культура, мораль, религия, общечеловеческие цивилизационные ценности все больше определяют социально-экономический прогресс [9].

Россия располагает хорошими предпосылками для духовного расцвета нации, велик ее интеллектуальный потенциал, богато научное наследие. Российскому народу свойственны новаторство и творческое мышление. Российская история способствовала синтезу и развитию культурного наследия разных народов и этносов; обогащению в результате этого гуманистических традиций в жизни общества.

В сложившейся ситуации необходимо направить усилия на сохранение, восстановление и развитие человеческого и социального капитала нации [8].

Среди важнейших элементов благосостояния, которые являются основой для выбора критериев его влияния на рост человеческого капитала, выделяют: наличие и качество человеческого капитала; различия в степени присвоения результатов производства; условия и факторы, определяющие поведение субъектов хозяйствования; наличие, объемы и качество потребляемых материальных и нематериальных благ (рис. 1).

Условия и факторы, определяющие поведение субъектов

Наличие, объемы и качество потребляемых материальных и нематериальных благ

Рис. 1. Основные критерии влияния повышения благосостояния на рост человеческого капитала

Представленные элементы благосостояния соответствуют по ширине охвата всей экономической деятельности человека (общественному и индивидуальному материальному кругооборотам), а по содержанию - функциональной структуре потребностей человека и могут считаться информационной основой мотивации трудовой деятельности.

Государственное регулирование должно происходить в направлении определения приоритетов экономической политики в сторону увеличения социальных инвестиций и улучшения условий реализации потенций человека.

Приоритеты распределения бюджетных денег - это важнейший индикатор социальной направленности политики государства. Сегодня в России на первом месте стоит финансирование таких направлений, как государственное управление, оборона, обслуживание внешнего долга. Что касается социальной сферы, то она до последнего времени рассматривалась как доступный резерв экономии бюджетных средств, которые могут быть перераспределены на другие более важные нужды государства.

Социальные инициативы Правительства в значительной степени ориентированы на демонстрационный эффект, а не на последовательное оздоровление условий человеческого развития и социального климата в стране. В пользу данного предположения говорит и более чем скромный объем финансирования национальных проектов: общая сумма ассигнований на них составляет лишь десятую часть от профицита бюджета. По мнению С. Глазьева, «позитивное влияние национальных проектов на социально-экономическое развитие на порядок меньше негативного влияния бюджетной политики в целом» [1]. Увеличение государственных вложений в основные инвестиционные отрасли социальной сферы в соответствии с нормативами федерального законодательства, которые в целом отвечают международным стандартам, позволит решить ряд ключевых для обеспечения стабильного социально-экономического развития задач.

Во-первых, это даст возможность существенно улучшить условия занятости и оплату труда в отраслях нематериального производства, где сосредоточено около 20 % занятых, в основной массе обладающих высоким уровнем образования.

Во-вторых, повышая заработную плату в бюджетных отраслях, государство как крупнейший работодатель дает импульс общему укреплению позиций работающего населения на рынке труда, в том числе и вне рамок бюджетного сек-

тора. Тем самым запускаются механизмы преодоления социального кризиса, восстановления доверия к государству.

В-третьих, расширение доступа к образованию, здравоохранению, культуре обеспечит накопление и социально справедливое распределение человеческого и социального капитала.

Для обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала необходима реализация государством мер, обеспечивающих развитие человека на всех стадиях жизненного цикла, а именно: эффективная демографическая политика, стимулирующая рождаемость во всех регионах страны и обеспечивающая расширенное воспроизводство населения; повышение продолжительности жизни за счет совокупности факторов, в первую очередь, пропаганды и реализации здорового образа жизни, снижения детской смертности, снижения смертности на дорогах, от несчастных случаев на производстве, улучшения медицинского обслуживания и др.; развитие дошкольных учреждений и дошкольного воспитания; улучшение системы образования в стране, повышение его качества; обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки в послевузовский период активной трудовой деятельности; эффективное использование трудового капитала в народном хозяйстве; обеспечение достойной активной жизни для лиц пенсионного возраста.

Кроме того, требуется создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно руководствоваться следующими принципами: создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции; формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса

и значимости предпринимательства и собственности; устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов; поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти; концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании; поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции; развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры; поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах; расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов: направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики; улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Создание комфортной и безопасной социальной среды также связано со значительным снижением уровня преступности, повышением эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая принятие необходимых технических регламентов в этой сфере, а также развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов.

Однако существуют определенные трудности при построении системы государственного регулирования экономики, которые обусловлены тем, что в полный цикл подготовки, согласования, принятия решений в области социально-экономической политики, доведения их до исполнителей и контроль за их реализацией вовлечены «размытые» по различным управленческим структурам группы политиков, государственных служащих, советников, консультантов, экспертов и специалистов [6].

Члены этих групп могут иметь противоречивые цели, несовпадающие нравственно-этические ценности, принадлежать к различным субкультурам, и поэтому между ними нередко возникают антагонистические противоречия

экономического, этического, идеологического, политического, регионального и прочего характера. В результате им приходится принимать паллиативные решения, устраивающие соперничающие стороны, но не отвечающие полипным интересам дела.

Литература

1. Глазьев С. Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов: науч. доклад. М., 2007.

2. Жадан И.Э. Институциональные условия формирования экономики благосостояния // Институциональное развитие современной экономики: сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Кобловой. Саратов, 2009.

3. Кузык Б. Н. Духовный и культурный подъем нации - предтеча социально-экономического подъема / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние: науч. записки и очерки / рук. исслед. проекта, науч. ред. О. Т. Богомолов. М., 2008.

4. Леонидова А.И. Уровневый подход к определению благосостояния населения. Красноярск, 2008. иЯЬ: http://www.kgau.ru/img/konferenc

5. Медведев В. А. Процесс воспроизводства и становление социальной рыночной экономики. Красноярск, 2000.

6. Петросян Д., Фаткина Н. Нравственно-этические факторы в повышении эффективности хозяйствования. иКЬ: http://institutiones.com

7. Рудакова О. В. Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность страны // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. О. И. Кирикова. Вып. 23. Воронеж, 2004.

8. Соболева И. В. Человеческий и социальный капитал - определяющие факторы современного экономического развития // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние: науч. записки и очерки / рук. исслед. проекта, науч. ред. О. Т. Богомолов. М., 2008.

9. Степин В. С. Российская ментальность и рыночные реформы // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние: науч. записки и очерки / рук. исслед. проекта, науч. ред. О.Т. Богомолов. М., 2008.

* * *

INTENSIFICATION OF SOCIAL FOCUS OF STATE POLICY OF RUSSIAN FEDERATION AS REQUIREMENT OF IMPROVEMENT OF WELL-BEING OF PEOPLE

Ye. K. Karpunina, O. V. Yudin

In this article, the issue of improvement of well-being of the people under modern condition of management is studied. Necessity of transformation of government regulation in the field of increase support of population living standard with an allowance for features of Russian economy is substantiated. The role of social responsibility of state and business in the field of forming of a state policy of increase support of well-being of people is determined.

Key words: well-being of people, state policy, sociooriented economy, social policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.