Научная статья на тему 'Институционализация социальной ответственности государства как фактор повышения уровня социализации Российской экономики'

Институционализация социальной ответственности государства как фактор повышения уровня социализации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE STATE / INSTITUTIONALIZING / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистобаева Юлия Александровна

В статье определена необходимость совершенствования института социальной политики государства с целью социализации экономики и повышения благосостояния населения. Учтены основные элементы социального благополучия при рассмотрении направлений социальной политики современного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE STATE AS FACTOR OF INCREASE OF SOCIALIZATION LEVEL OF THE RUSSIAN ECONOMY

In article need of improvement of institute of social policy of the state for the purpose of socialization of economy and increase of welfare of the population is defined. Basic elements of social wellbeing are considered by consideration of the directions of social policy of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Институционализация социальной ответственности государства как фактор повышения уровня социализации Российской экономики»

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1

Ю. А. ЧИСТОБАЕВА

В статье определена необходимость совершенствования института социальной политики государства с целью социализации экономики и повышения благосостояния населения.

Учтены основные элементы социального благополучия при рассмотрении направлений социальной политики современного российского государства.

Ключевые слова: социальная ответственность государства, институциализация, социальная политика.

Социальная ответственность государства относится, на наш взгляд, к одному из самых важных средств управления на микро- и макросоци-альном уровнях.

Подход к социальной ответственности как к средству управления становится более очевиден, если ее рассматривать в ценностном аспекте. Социальная ответственность относится к одной из морально-этических ценностей, которая действует на уровне субъекта - отдельного индивида, социальной организации, общества. Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику. Иными словами, ценность выступает как регулятор деятельности человека, а также регулятор всей социальной практики [5].

Модель государства благосостояния - это своего рода взаимодействие государства и рынка, элементами этого взаимодействия являются этические, социально-экономические, социальнополитические и нормативно-правовые принципы.

В экономической литературе можно встретить различные классификации государственного устройства и моделей благосостояния. Чаще всего представлены классификации, в которых определяется степень влияния государства на благосостояние населения. Например. С. В. Тарасова предлагает такую классификацию:

1 Статья выполнена в рамках государственного задания министерства образования и науки РФ по теме «Теоретикометодическое развитие политико-хозяйственной концепции «Державность» как основа модернизации России».

1) либеральная модель государства-минимума, в рамках которой государство не должно вмешиваться в процесс формирования общественного благосостояния рынком, ограничиваясь созданием правовых условий для функционирования рынка;

2) неоклассическая модель, расширяющая функции государства по сравнению с либеральной моделью. Неоклассическая модель предполагает, например, производство государством общественных благ, перераспределение доходов;

3) неокейнсианское «государство благосостояния», допускающее наибольшее вмешательство государства в функционирование рынка в целях повышения благосостояния;

4) модель социального рыночного хозяйства, в которой роль государства выше, чем в либеральной модели, но не так активна, как в неокейн-сианской [3].

Но какой бы ни была конкретная модель государственной политики, ее задача всегда состоит в том, чтобы обеспечить политическую устойчивость, стабильность, динамизм государственного развития. Как и в любой другой области общественного регулирования, в государственной политике проявляются столкновения и компромиссы между социальными классами и слоями. В ее содержании отражается маневрирование стоящих у власти политических сил, которые ради достижения своих целей поддерживают баланс между желаемым и возможным [2].

Важнейшим элементом благосостояния населения, регулятором социального благополучия, способствующим формированию и развитию социальной культуры, являются этические нормы и прин-

ципы. Это базовые, исходные мировоззренческие приоритеты человека, направленные на сохранение и развитие его родовой, духовной сущности. Они формируются в процессе жизнедеятельности и общения людей, проникают во все сферы жизнедеятельности, обеспечивают социокультурное единство начал социального бытия, основаны на представлениях о конечных истинах бытия, смысле жизни, добре и зле, высших благах и добродетелях.

Морально-этические, религиозные и культурные ценности старого дореволюционного российского предпринимательства, его корпоративная культура и этика сегодня малоизвестны. Вместе с тем, еще в 1912 г. российскими предпринимателями были выработаны принципы ведения дел: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным [4].

Нравственные ценности являются всеобщими, не подвергаются сомнению, служат эталоном для всех людей, указывают на то, что должно почитаться, уважаться, поддерживаться и сохраняться в обществе, его культуре.

С целью практического воплощения этических принципов в социально-экономической политике следует разработать закон, в котором должны быть прописаны правовые нормы, отвечающие этическим принципам, регулирующие содержание и процедуры разработки и принятия социально-экономической политики, отвечающей интересам общества, а также механизмы ответственности (моральной и материальной) должностных лиц за допущенные ошибки. Предлагаемый закон должен определить следующую процедуру разработки и проведения социально-экономической политики в интересах общества:

1. Определение индивидуальных, групповых и общественных интересов и предпочтений.

2. Согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов с учетом нравственно-этических принципов.

3. Выбор средств реализации экономических и социальных интересов общества, закрепленных в государственных программных документах.

4. Реализация стратегии государственной социально-экономической политики.

5. Независимая социальная экспертиза выполненных мероприятий социально-экономической политики, для чего следует предусмотреть обеспечение доступности информации о ее проведении для общества [1].

Социально-экономические регуляторы благосостояния населения направлены на создание ус-

ловий для наиболее полной реализации трудового и интеллектуального потенциала граждан, обеспечения их материального достатка, достойного уровня жизни.

Важнейшим условием динамичного развития экономики России в будущем становится однородность экономического пространства, снижение технологических и экономических разрывов, снижение экономического неравенства.

Рассмотрим основные направления экономического развития:

- создание механизмов финансирования роста за счет внутренних источников;

- повышение нормы производственного накопления;

- повышение общей однородности экономического и технологического пространства России;

- обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения роста оплаты труда в производственном секторе экономики;

- замещение импорта товаров импортом капитала;

- ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;

- стимулирование несырьевого экспорта;

- увеличение государственных расходов на поддержку предпринимательской инициативы средних слоев населения.

Социально-политические принципы социального благополучия населения связаны с основными механизмами формирования и реализации государственной социальной политики, которая является составной частью внутренней политики государства и ориентирована на решение актуальных социальных проблем. В ее задачи входит гармонизация социальных отношений, создание условий для прогрессивного развития социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни населения, оказание необходимой социальной помощи, поддержки и защиты социально уязвимым слоям и группам населения. К основным направлениям социальной политики современного российского государства относят:

- социальную политику в сфере социальнотрудовых отношений;

- социальную политику в сфере охраны здоровья; социальную политику в сфере образования;

- социальную политику в сфере культуры; жилищную политику;

- социоэкологическую политику;

- миграционную политику;

- социальную политику в области социальной защиты населения;

- другие.

Главным инструментом социальной политики, важнейшим социально-политическим регулятором социального благополучия населения являются приоритетные национальные проекты и комплексные целевые социальные программы, которые наиболее полно отражают приоритеты, направления, цели и задачи социальной политики, определяют социальные проблемы и группы населения, которые нуждаются в особом внимании, а также уточняют методы разрешения имеющихся социальных противоречий.

Один из важнейших инструментов социальной политики государства, социально-политическим регулятором благосостояния населения являются государственные социальные стандарты, которые представляют собой устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. Государственные социальные стандарты представлены в виде натуральных, стоимостных, временных и финансовых норм и нормативов, а также правил и положений, регламентирующих порядок их установления и применения. Государственные стандарты устанавливаются в целях определения гарантированной структуры и норм потребления гражданами материальных благ и услуг; проведения единой социальной политики в различных регионах страны; использования в качестве нормативов при обосновании расходов бюджетов разных уровней на социальные нужды; оценки уровня жизни населения и хода реализации социальной политики; использования при разработке социальных программ; обоснования необходимости и установления размеров адресной социальной помощи нуждающемуся в ней населению.

Таким образом, целям повышения благосостояния населения отвечает механизм институционализации социально ответственного государства, предполагающий установление норм, ценностей, процедур, эталонов социально ответственного поведения, характеризующихся стабильностью, устойчивостью, воспроизводимостью, развитой организационной структурой.

В социализации экономики находят отражение закономерные устремления современного государства найти практическую разрешимость проблем общества с помощью осуществления политики социальной ответственности, в первую очередь, государства. Иными словами, социализация экономики приобретает характер общесоциологической закономерности, что свидетельствует о качественно новом этапе в социально-

экономическом и культурном развитии общества, связанном с социально ответственным поведением государства и бизнеса.

С целью социализации экономики и соответственно повышения благосостояния населения необходимо совершенствование института социальной политики по следующим направлениям: социальная защита и социальное страхование; система оплаты труда; налогообложение доходов; механизм диалога с гражданским обществом.

К мероприятиям социальной направленности в области налогообложения доходов можно отнести отмену подоходного налога с минимальной заработной платы; законодательное установление нормы обязательного ежегодного соответствия стандартного налогового вычета из заработной платы на уровне не ниже минимальной заработной платы; освобождение прожиточного минимума от налогообложения; активное использование налоговых льгот.

Модернизация института социальной защиты предполагает создание интегрированной многоуровневой системы социальной защиты (государственные органы - местные органы власти -предприятия - общественные организации), действенной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

К принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения.

Между тем суть социального страхования и социальной помощи принципиально различны.

Социальное страхование в классическом понимании - это система ослабления социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства.

Социальная помощь - это деятельность государственных органов по устранению угрозы выхода уровня жизни любых категорий населения за рамки, определенные обществом в качестве минимально допустимых, путем предоставления денежной или натурально-вещественной помощи. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль, и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.

Социальная помощь имеет общебюджетный характер, предполагающий обеспечение всего круга нуждающихся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фон-

ды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.

Принципами института социальной защиты должны стать: законодательное определение и разграничение финансовой ответственности между работником, работодателем и государством не на основе государственной благотворительности, а как совокупности государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечивающих соблюдение прав человека; организация системы социальных гарантий на основе страховых выплат вместо налоговых; соотнесение страховых тарифов с наступлением страховых случаев; налаживание действенных механизмов контроля сбора и расходования страховых средств.

Модернизация системы оплаты труда в целях обеспечения роста доходов работающего населения и повышения роли высококвалифицированного труда предполагает установление бюджетных обязательств государства в виде нормативов минимальной оплаты труда и минимальной доли расходов государственного бюджета в социальной сфере. При этом необходимо ввести в практику общественное обсуждение и законодательное установление нормативов минимального уровня оплаты труда в бюджетной сфере.

Повышению цены труда будет способствовать модернизация экономики на основе распространения новейших технологий, обеспечивающих переход на инновационный путь развития с новым качеством человеческого капитала.

Один из факторов социализации экономики -нормализация механизма обмена информацией между институтами государственной власти и гражданского общества. Этой цели отвечают меры по повышению информационной открытости государственных ведомств, а также институционализация социальной экспертизы и социального контроля с наделением их широкими правами. Институт оценки социальных нововведений должен учитывать то, как их реализация скажется на межотраслевых связях, какие будет иметь социальные последствия, какова будет реакция тех или иных субъектов интересов. Для этого необходимо введение механизма анкетных опросов.

В настоящее время исследование параметров социализации экономики проводится в основном на основе таких показателей, как уровень и качество жизни населения, уровень потребления основных материальных благ, доля среднего класса.

Но при этом не принимаются во внимание показатели качественного изменения личности и общества. Поэтому, на наш взгляд, при модернизации института социальной политики в России следует учитывать динамику ценностей современного социального государства, а именно то, что коллективизм, солидарность, социальное равенство постепенно вытесняются ценностями личной ответственности, индивидуальных достижений, конкуренции. В этих условиях на государство возлагается задача обеспечения свободы экономической деятельности, поддержания предприимчивости и институционализации сильных институтов, соответствующих интересам тех, на кого распространяются, а значит, способствуют их более полной реализации.

Недоучет этических факторов в механизме институционализации способствует снижению трудовых стимулов, увеличению социальной напряженности, высокой степени апатичности в социальных настроениях.

Поэтому чисто экономический подход в проведении социально-экономической политики государства должен дополняться этическим подходом, ориентирующим реформаторов и управленцев на интересы человека. Ключевыми субъектами выработки, реализации и контроля должны быть высококвалифицированные специалисты, опирающиеся на этические принципы: социальной ориентированности, социальной справедливости, приоритета качественных показателей жизни общества перед макроэкономическими показателями, органической согласованности формальных норм права с этическими нормами, регулирующими социально-экономическое поведение субъектов общества и экономики [5].

В результате институционализация социальной ответственности государства обеспечит повышение уровня социализации российской экономики, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества социального капитала, а именно росту уровня доверия, солидарности в обществе, а формальные институты получат опору большинства членов российского общества за счет расширения среднего класса - социальной основы человеческого капитала. При удачном социокультурном устройстве общества будет легче происходить адаптация его субъектов к новой институциональной системе и повышаться ее устойчивость. Социализация экономики России при условии решения вышеназванных социальных проблем, модернизации института социальной политики должна привести в итоге к формированию единого, жизнеспособного и эффективного

национального хозяйственного комплекса. Интересы общества требуют, чтобы социальноэкономическая политика осуществлялась в целях укрепления единства нации и роста благосостояния народа. В связи с этим к числу факторов, детерминирующих общественные интересы, относится расширение возможностей для каждого человека реализовывать свои интересы, вести здоровую, полноценную и творческую жизнь, а общественный интерес заключается в том, чтобы были созданы условия для максимально возможного роста уровня и качества жизни максимально возможного большинства населения страны. Государство, управляя механизмом институционализации социальной ответственности, должно ориентироваться на эту идеальную цель.

Литература

1. Дыченко Ю. Г., Логинова Л. В. Социализация экономики в России: проблемы и перспективы // Социальные проблемы современности. URL: http:// elibrary.ru

2. Селезнева И. Г. Стабильность и государственная политика в России: взаимосвязь, проблемы и

перспективы // Известия ВолгГТУ. 2010. URL: http:// elibrary.ru

3. Тарасова С. В. Экономическая теория благосостояния. М., 2001.

4. Уткин Э. А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «менеджмент, маркетинг». М., 1997.

5. URL: http://elibrary.ru

* * *

INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE STATE AS FACTOR OF INCREASE OF SOCIALIZATION LEVEL OF THE RUSSIAN ECONOMY

Yu. A. Chistobayeva

In article need of improvement of institute of social policy of the state for the purpose of socialization of economy and increase of welfare of the population is defined. Basic elements of social wellbeing are considered by consideration of the directions of social policy of the modern Russian state.

Key words: social responsibility of the state, institutionalizing, social policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.