Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ РОЛИ АУДИТА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

УСИЛЕНИЕ РОЛИ АУДИТА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ РОЛИ АУДИТА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

необходимого для квалификации деяния в качестве преступления. В качестве итога подобной уголовной политики можно констатировать существенное снижение количества выявленных преступлений налоговой направленности на протяжении ряда лет.

Низкие показатели количества выявленных налоговых преступлений обусловливаются еще и тем, что данные преступные деяния, в отличие от обычных экономических преступлений, являются глубоко замаскированными в системе экономической информации. Зачастую диагностировать налоговое преступление могут только лица, обладающие специальными экономическими знаниями. Порой бывает довольно трудно провести грань между законной налоговой оптимизацией и уголовно наказуемым деянием.

Так, в штате подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел созданы отделы (отделения) документальных исследований, которые проводят оперативно-разыскное мероприятие «исследование документов». В рамках данного оперативно-разыскного мероприятия специалисты-ревизоры, используя свои специальные знания, обнаруживают в системе экономической информации организации замаскированные признаки налоговых преступлений. Однако одного исследования документов в большинстве случаев является недостаточно. Определенные элементы преступного механизма могут быть доказаны только путем фактической проверки документальных данных, оформляющих хозяйственные взаимоотношения юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Задача борьбы с налоговыми преступлениями в рамках обеспечения национальной экономической безопасности не может быть решена органами внутренних дел в одиночку. Положительный эффект здесь оказывает налаженная практика взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы Российской Федерации в борьбе с данным видом преступных посягательств.

Кроме пресечения преступной деятельности в налоговой сфере и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, попутно решается задача возмещения материального ущерба. Денежные средства, возмещенные в бюджет виновным лицом, могут быть использованы на дополнительное финансирование национальных проектов, поддержку населения и бизнеса.

Таким образом, борьба с налоговыми преступлениями, несмотря на все трудности, продолжает оставаться важным элементом обеспечения экономической безопасности государства.

Леонов Александр Иванович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородской академии МВД России

Усиление роли аудита в повышении экономической безопасности России

Аудит — форма независимого финансового контроля, которая позволяет аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам реализовать контрольные финансовые функции без участия субъектов государственного финансового контроля. Применение независимого финансового контроля оправдано как практической потребностью использования в профессиональной среде субъектов наблюдения за выполнением императивов экономического законодательства специальных участников, созданных и функционирующих на основе закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года, так и реализацией государственной политики по борьбе с коррупцией. Однако, несмотря на формальное равенство субъектов финансового контроля, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы испытывают различного рода правовые ограничения, оказывающие, по нашему мнению, негативное влияние на эффективность их использования и в конечном счете отрицательно влияющих на экономическую безопасность России.

В частности, неосуществимость реализации прав, присущих госслужащим, представляющим интересы государственного финансового контроля, находит практическую реализацию в невозможности использовать организационно-властное воздействие аудиторов на аудируемых лиц при выявлении в бухгалтерском учете последних признаков экономических правонарушений. Указанное связано с гражданско-правовым характером договорных отношений в аудиторской сфере и особенностями правового регулирования аудиторской деятельности, находящее свое выражение в применении международных стандартов аудита как основного источника права.

274

Юридическая наука и практика

Так, аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам не предоставляется право самостоятельно корректировать программу аудита при проведении обязательного аудита и предоставления услуг, сопутствующих аудиту, что обусловлено частноправовым характером аудиторских отношений. При этом распространенность противоправной деятельности, отражаемая в бухгалтерском и налоговом учете, часто становится не охваченной рамками договора на проведение аудита, что не позволяет в полной мере реализовывать аудиторскую деятельность как форму независимого финансового контроля. Однако факт обнаружения аудитором в бухгалтерском учете и отчетности организации признаков экономических правонарушений и преступлений переводит данные отношения в разряд публично-правовых, что позволяет утверждать необходимость расширения полномочий аудитора в аспекте выхода за пределы ранее оговоренного с аудируемым лицом объема документального исследования и получения дополнительных аудиторских доказательств. Данное право предоставило бы возможность инициативно проводить аудиторские процедуры, цель которых заключается в фиксации следов противоправной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Также довольно часто в аудиторской практике возникают ситуации, связанные с обнаружением аудиторами признаков противоправной деятельности в налоговой, банковской, торговой и других сферах финансового контроля. Однако механизм реагирования аудиторами на такого рода ситуации определен частично только для некоторых сфер, это налоговые правонарушения и преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Как представляется, другие сферы экономической деятельности не менее важны для системы государственного финансового контроля и должны быть охвачены соответствующими регламентами.

Таким образом, решение указанных проблем позволит повысить эффективность использования института независимого финансового контроля и обеспечить практическую реализацию его функционального назначения.

Морозова Татьяна Александровна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предварительного расследования Нижегородской академии МВД России; Бандорина Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородской академии МВД России

Роль экономико-криминалистических средств в обеспечении экономической безопасности государства

Содержательная сторона термина «экономическая безопасность» все чаще выступает предметом научных дискуссий среди ведущих экономистов и юристов нашей страны. Не оспаривая научной интерпретации данного явления, мы хотели бы остановиться на вопросах обеспечения экономической безопасности государства в целом и отдельных хозяйствующих субъектов в частности. Считаем, что реализация Указа Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» становится возможной в том числе при нейтрализации внутренних экономических угроз. В свою очередь, под внутренними экономическими угрозами мы будем понимать деструктивные изменения в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, которые наносят ущерб не только последним, но и подрывают экономическую безопасность страны в целом.

Задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Своевременное реагирование на признаки противоправной деятельности напрямую связано с информационным обеспечением деятельности указанных подразделений. Имея в виду, что большая часть экономических преступлений оставляет следы преступной деятельности на одном или нескольких уровнях экономической информации, процесс раннего распознавания признаков преступной деятельности на основе данной информации позволит повысить уровень

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.