Научная статья на тему 'БОРЬБА С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

БОРЬБА С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

— переход к цифровой экономике;

— использование цифровых коммуникационных технологий;

— развитие мировой торговли;

— перемещение капиталов и миграция людей;

— слияние предприятий, находящихся в разных государствах;

— деиндустриализация экономики;

— повышение власти всемирных организаций.

Подобные процессы информационной глобализации, прежде всего экономического характера, и возникает необходимость совершенствования трудового законодательства, так как появляются новые профессии и квалификация работников более профессиональна в области цифровых технологий. Рынок трудовых ресурсов не имеет достаточного количества специалистов такого класса, и снижается контроль за ними со стороны государства. Роль информационной глобализации усиливается в связи с тем, что необходимо создать общий рынок без барьеров, единое интернет-пространство экономической безопасности. Причины глобализации формируются под воздействием ряда факторов новых рыночных цифровых информационных технологий: трансформация процессов здравоохранения, образования, искусственного интеллекта и электронной экономической безопасности. Делегирование полномочий по обеспечению экономической безопасности позволит искусственному интеллекту повысить прозрачность этих операций и возможность побеждать непредвиденные угрозы государству. В связи с усилением миграции людей и свободного перемещения капиталов контроль за информационными процессами требует совершенствования, прежде всего за достоверностью и полнотой информационных массивов. Проект развития информационных технологий по экономической безопасности включает следующие направления:

1) принятие пользователем цифровых операций;

2) тестирование малых цифровых проектов;

3) развитие системы экономической безопасности;

4) анализ результатов использования цифровых технологий;

5) трансформация требований к информационной системе экономической безопасности;

6) внедрение полного проекта цифрового управления экономической безопасностью государства.

Воронов Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородской академии МВД России

Борьба с налоговыми преступлениями как элемент обеспечения национальной экономической безопасности

Согласно одному из основных подходов к определению понятия «экономическая безопасность» последняя интерпретируется преимущественно в юридическом смысле как условие пресечения нелегальных видов экономической деятельности, являющихся нежелательными с позиции норм и ценностей, закрепленных в законодательстве конкретной страны.

Задачи по пресечению нелегальных видов экономической деятельности в национальном масштабе возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел. Одним из приоритетных направлений деятельности указанных подразделений является борьба с налоговыми преступлениями.

Одним из основных признаков, позволяющих квалифицировать нарушение законодательства о налогах и сборах в качестве преступления, является нанесение бюджету Российской Федерации крупного ущерба, измеряемого миллионами и даже десятками миллионов рублей. Причинение бюджету ущерба меньшего размера расценивается как налоговое правонарушение.

Преступления, которые причиняют вред бюджету Российской Федерации либо бюджетам субъектов Российской Федерации, следует относить к категории наиболее тяжких, поскольку вред в данном случае наносится не только самому бюджету, но и получателям бюджетного финансирования, в числе которых могут быть субъекты социальной сферы, малозащищенные слои населения.

Тем парадоксальнее выглядит ситуация, когда государство последовательно идет по пути декриминализации рассматриваемого преступного деяния, постепенно увеличивая сумму ущерба,

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

273

необходимого для квалификации деяния в качестве преступления. В качестве итога подобной уголовной политики можно констатировать существенное снижение количества выявленных преступлений налоговой направленности на протяжении ряда лет.

Низкие показатели количества выявленных налоговых преступлений обусловливаются еще и тем, что данные преступные деяния, в отличие от обычных экономических преступлений, являются глубоко замаскированными в системе экономической информации. Зачастую диагностировать налоговое преступление могут только лица, обладающие специальными экономическими знаниями. Порой бывает довольно трудно провести грань между законной налоговой оптимизацией и уголовно наказуемым деянием.

Так, в штате подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел созданы отделы (отделения) документальных исследований, которые проводят оперативно-разыскное мероприятие «исследование документов». В рамках данного оперативно-разыскного мероприятия специалисты-ревизоры, используя свои специальные знания, обнаруживают в системе экономической информации организации замаскированные признаки налоговых преступлений. Однако одного исследования документов в большинстве случаев является недостаточно. Определенные элементы преступного механизма могут быть доказаны только путем фактической проверки документальных данных, оформляющих хозяйственные взаимоотношения юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Задача борьбы с налоговыми преступлениями в рамках обеспечения национальной экономической безопасности не может быть решена органами внутренних дел в одиночку. Положительный эффект здесь оказывает налаженная практика взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы Российской Федерации в борьбе с данным видом преступных посягательств.

Кроме пресечения преступной деятельности в налоговой сфере и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, попутно решается задача возмещения материального ущерба. Денежные средства, возмещенные в бюджет виновным лицом, могут быть использованы на дополнительное финансирование национальных проектов, поддержку населения и бизнеса.

Таким образом, борьба с налоговыми преступлениями, несмотря на все трудности, продолжает оставаться важным элементом обеспечения экономической безопасности государства.

Леонов Александр Иванович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородской академии МВД России

Усиление роли аудита в повышении экономической безопасности России

Аудит — форма независимого финансового контроля, которая позволяет аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам реализовать контрольные финансовые функции без участия субъектов государственного финансового контроля. Применение независимого финансового контроля оправдано как практической потребностью использования в профессиональной среде субъектов наблюдения за выполнением императивов экономического законодательства специальных участников, созданных и функционирующих на основе закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года, так и реализацией государственной политики по борьбе с коррупцией. Однако, несмотря на формальное равенство субъектов финансового контроля, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы испытывают различного рода правовые ограничения, оказывающие, по нашему мнению, негативное влияние на эффективность их использования и в конечном счете отрицательно влияющих на экономическую безопасность России.

В частности, неосуществимость реализации прав, присущих госслужащим, представляющим интересы государственного финансового контроля, находит практическую реализацию в невозможности использовать организационно-властное воздействие аудиторов на аудируемых лиц при выявлении в бухгалтерском учете последних признаков экономических правонарушений. Указанное связано с гражданско-правовым характером договорных отношений в аудиторской сфере и особенностями правового регулирования аудиторской деятельности, находящее свое выражение в применении международных стандартов аудита как основного источника права.

274

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.