Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УСИЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихгафизов Пирмагомед Шихмагомедович, Котова Екатерина Алексеевна, Голобородова Анна Сергеевна

В рамках данной научной работы изучены аспекты, которые отражают роль различных акторов в усилении поддержки внутреннего производства. Особую актуальность выбранной тематике придает санкционное давление, в результате которого участники российской экономической системы вынуждены бороться с его негативными последствиями. Для достижения поставленной цели описаны основные акторы, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также осуществлен анализ каждого из них. На основе полученных данных сформированы рекомендации по усилению поддержки внутреннего производства в условиях санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихгафизов Пирмагомед Шихмагомедович, Котова Екатерина Алексеевна, Голобородова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING SUPPORT FOR DOMESTIC PRODUCTION AS A FACTOR OF MINIMIZING THE NEGATIVE CONSEQUENCES OF SANCTIONS PRESSURE ON THE ECONOMIC SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Within the framework of this scientific work, the authors study aspects that reflect the role of various actors in strengthening support for domestic production. Sanctions pressure gives particular relevance to the chosen topic, as a result of which the participants of the Russian economic system are forced to deal with the negative consequences of sanctions pressure. The authors show the main actors supporting small and medium-sized businesses, and carry out an analysis of each of them. Based on the data obtained, recommendations were formed to strengthen support for domestic production in the face of sanctions pressure. The development of domestic production is part of the import substitution strategy, which in the face of increasing external sanctions pressure has become even more relevant for the Russian economic system. The need for an independent industrial and technological policy based on an import substitution strategy with a focus on domestic producers and the search for their own modern solutions in various fields of science and technology, maintaining a high level of technological security and surviving global crises with the least losses in the future has come to the fore. This study examines the system of actors that support small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Russian economic policy has been promoting self-sufficiency in certain sectors for many years. In conclusion, the author noted that it takes at least 3-4 years to restructure high-tech industries and deepen import substitution. It is necessary to work together with regional ministries, associations, development institutions, business associations.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Социология

ШИХГАФИЗОВ Пирмагомед Шихмагомедович — кандидат социологических наук; доцент департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID-0000-0002-9154-8877

КОТОВА Екатерина Алексеевна — студентка факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); ORCID-0009-0002-1242-3062 ГОЛОБОРОДОВА Анна Сергеевна — студентка факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])

УСИЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В рамках данной научной работы изучены аспекты, которые отражают роль различных акторов в усилении поддержки внутреннего производства. Особую актуальность выбранной тематике придает санкционное давление, в результате которого участники российской экономической системы вынуждены бороться с его негативными последствиями. Для достижения поставленной цели описаны основные акторы, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также осуществлен анализ каждого из них. На основе полученных данных сформированы рекомендации по усилению поддержки внутреннего производства в условиях санкционного давления. Ключевые слова: государственная поддержка, внутреннее производство, импортозамещение, санкци-онное давление, система поддержки

Поддержка внутреннего производства является необходимым компонентом в обеспечении развития российской экономики и усиления ее гибкости, стабильности и самодостаточности. Особую актуальность теме усиления поддержки внутреннего производства придает воздействие внешних санкций на экономическую систему Российской Федерации, в результате которых не только некоторые зарубежные компании прекратили поставлять товары и услуги на российский рынок, но также были нарушены логистические цепочки поставок, вследствие чего отечественные производители ограничены в возможностях производства товаров ввиду нехватки ресурсов.

Ключевой проблемой данного исследования является следующее противоречие: с одной стороны, в условиях санкционного давления затраты государственного бюджета перенаправляются на наиболее пострадавшие зоны, однако, с другой - именно усиление поддержки внутреннего производства позволит минимизировать негативные последствия внешнеэкономического давления для экономической системы России.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что, по результатам исследования, проведенного Российским союзом промышлен-

ников и предпринимателей в октябре 2022 г.1, треть респондентов2 отметили высокий уровень потребности в импортозамещении материалов, около трети заявили о критической необходимости в замещении комплектующих и оборудования. Также немаловажно заметить, что, несмотря на улучшение макроэкономических показателей, по прогнозам рейтингового агентства АКРА, реальный ВВП за 2023 г. снизится на 1—1,5%3. В условиях возрастающих потребностей и ограниченных возможностей бизнеса реализация государственной поддержки внутреннего развития является необходимым компонентом обеспечения экономического роста российской экономики.

Цель данной научной статьи - изучить роль поддержки внутреннего производства в процессе минимизации негативных последствий санкционного давления на российскую экономическую систему.

Для выполнения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть сущность и нормативно-правовую базу осуществления политики импортозамещения;

2) определить роль внутреннего производства в функционировании российской экономической системы;

3) выделить систему акторов, которые осуществляют поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

4) определить роль каждого из выделенных акторов в усилении поддержки внутреннего производства.

Объектом в данной научной статье является государственная поддержка внутреннего производства в России, а предметом - влияние усиления государственной поддержки внутреннего производства на минимизацию негативных последствий санкционного давления.

Развитие внутреннего производства является частью стратегии импортозамещения, которая в условиях усиления внешнего санкционного давления стала еще более актуальной для российской экономической системы. Необходимость нормативно-правового регулирования стратегии импортозамещения стала основанием для утверждения в 2014 г. государственной программы № 328 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»4. Немаловажно заметить, что в 2023 г. в результате усиления санкционного давления были внесены редакционные изменения в постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"»5. Особую роль в реализации поддержки вну-

1 Ключевые направления политики в области импортозамещения: взгляд бизнеса. -Российский союз промышленников и предпринимателей. 2022. Доступ: https://rspp.ru/events/ news/klyuchevye-napravleшya-poЦtiki-v-oЫasti-importozameshcheшya-vzglyad-Ыznesa-633еЬ99с(18(154/ (проверено 15.05.2023).

2 В опросе приняли участие 86 компаний, занятых в различных секторах российской экономики. В основном это были крупнейшие и крупные организации - их доля составила 81,4% опрошенных. Соответственно, 10,5% компаний представляли малый бизнес, и 8,1% -средний.

3 Борьба плюса и минуса: ВВП, структура, рост. - АКРА. Рейтинговое агентство. 2023. Доступ: https://www.acra-ratings.ru/research/2726/ (проверено 16.05.2023).

4 Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Доступ: http://government.ru/rugovclassifier/862/events/ (проверено 15.05.2023).

5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 16.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162176/8d648bec4eab78b541d473f109d614c798e52283/ (проверено 17.05.2023).

треннего производства оказывает федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, в рамках которого на региональном уровне осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем интеграции различных программ, направленных на привлечение денежных средств и развитие внутреннего производства.

Роль малого и среднего предпринимательства в экономической системе возрастает вне зависимости от санкционного давления. Так, по данным Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, «объем закупок крупнейших государственных компаний у малого бизнеса в РФ за 2022 год вырос в 1,6 раза в сравнении с 2021-м и составил более 7 трлн рублей»2. Подобная динамика свидетельствует о возрастании роли малого и среднего бизнеса в структуре экономической системы России, несмотря на негативное влияние пандемии COVID-19, а также санкционное давление со стороны западноевропейских стран. Также немаловажно заметить, что Россия в значительной степени зависит от импорта определенных видов сырья. Это касается ресурсов, поступающих из отраслей, производящих машины, компьютеры, электронику и электрооборудование. Доля импорта электроники по результатам IV квартала 2022 г. составила 25% [Simola 2022: 9].

На первый план вышла необходимость проведения независимой промышленной и технологической политики, основанной на стратегии импортозаме-щения с ориентацией на отечественных производителей и поиск собственных современных решений в различных областях науки и техники, поддержания высокого уровня технологической безопасности, чтобы пережить глобальные кризисы с наименьшими потерями в будущем.

Механизмы защиты экономических интересов отечественных производителей и поддержки внутреннего производства функционируют на разных уровнях, поэтому рассмотрим систему акторов, которые осуществляют поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (см. рис. 1).

Каждый из указанных акторов играет значительную роль в обеспечении поддержки внутреннего производства в России, поэтому особенно важно выявить роль каждого из участников системы развития внутреннего производства.

Государство и органы государственной власти. Роль государства в усилении поддержки внутреннего производства является неоценимой, при этом на современном этапе государство не только выполняет функцию регулятора системы поддержки малого и среднего бизнеса, но также активно осуществляет создание бизнес-инкубаторов и фондов поддержки предпринимательства. Сущность бизнес-инкубаторов заключается в поддержке малых и средних предприятий на ранних стадиях развития, которая осуществляется посредством предоставления помещений в аренду на льготных условиях, а также оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг (биззн инк). В свою очередь, фонды поддержки малого предпринимательства осуществляют

1 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/ (проверено 27.07.2023).

2 Закупки. - Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Доступ: https://corpmsp.ru/zakupki/ (проверено 17.05.2023).

Источник: составлено коллективом авторов.

Рисунок 1. Система акторов, реализующих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства

финансирование программ, проектов и мероприятий, которые реализуются для поддержки развития малого и среднего предпринимательства1.

Предпринимательские ассоциации и общественные организации предпринимателей. Ассоциации предпринимателей представляют собой добровольное объединение заинтересованных представителей частного сектора. Целями создания ассоциаций могут быть как координация деятельности, так и защита общих коммерческих интересов, а также повышение эффективности капитала предприятий-участников. В рамках усиления поддержки внутреннего производства функционирование предпринимательских ассоциаций также является важным аспектом, т.к. подобный опыт повышает уровень взаимодействия отечественных производителей, вследствие чего формируются внутренние механизмы поддержки предпринимательства.

Консультационные фирмы. Важность консультационных фирм в условиях усиленного санкционного давления повысилась ввиду необходимости поиска новых возможностей взаимодействия с зарубежными поставщиками или повышения эффективности внутреннего менеджмента компании.

Торгово-промышленная палата. Роль Торгово-промышленной палаты в усилении поддержки внутреннего производства носит комплексный характер. Так, информационно-консультационный аспект проявляется наличием на официальном сайте подробного перечня санкций, введенных в отношении Российской Федерации, которые оказывают влияние на функционирование малого и среднего бизнеса. Кроме того, в рамках деятельности Торгово-промышленной палаты осуществляется представление интересов бизнеса, включающее в себя арбитраж и посредничество, помощь в осуществлении взаимодействия между филиалами, организации выставок конференций и т. д.

1 Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Ст. 8. Доступ: https://base.garant.ru/3999407/3 1de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/ (проверено 27.07.2023).

Банки и финансовые учреждения. Роль финансовых учреждений в усилении поддержки внутреннего производства является неоценимой: в условиях санкционного давления важна именно поддержка финансового характера. В данном аспекте особую роль выполняет Центральный банк Российской Федерации, в компетенцию которого входит создание и обеспечение условий для свободного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансированию вне зависимости от территориального расположения или этапа развития компании.

Образовательные учреждения. Институт образования играет значительную роль в развитии экономической системы России в целом, т.к. позволяет создавать высококвалифицированные кадры, которые в условиях санкций являются движущей силой развития отечественных компаний.

Анализ инструментов государственной поддержки, реализуемых в государственных программах, показывает отсутствие системного подхода к созданию условий для прорывного развития обрабатывающей промышленности и повышения ее социально-экономической значимости как ведущего фактора развития национальной экономики [Кривенко, Епанешникова 2020: 769].

С целью оздоровления экономики и повышения эффективности поддержки внутреннего производства органам исполнительной власти необходимо принять дополнительные меры, направленные на ускорение проведения начатых реформ и повышение эффективности экономической политики. Особое внимание при этом следует уделить решению проблем развития внутреннего рынка, что будет способствовать решению социальных проблем и уменьшению социальной нагрузки на государственный и местные бюджеты (см. рис. 2).

Источник: составлено коллективом авторов.

Рисунок 2. Рекомендации по решению социальных проблем и уменьшению социальной нагрузки на государственный и местные бюджеты

Российская экономическая политика уже в течение многих лет способствует достижению самодостаточности в определенных секторах. В заключение следует отметить, что для реструктуризации высокотехнологичных производств и

углубления импортозамещения требуется не менее 3-4 лет [Дубков 2022: 63]. Необходимо работать совместно с региональными министерствами, ассоциациями, институтами развития, бизнес-ассоциациями.

Таким образом, в перспективе внутренний рынок будет эффективно функционировать только тогда, когда сформируется самостоятельный развитый финансовый рынок. Тем самым для внутреннего рынка будут созданы принципиально новые условия развития на основе оптимального сбалансирования целостного кругооборота производительного, торгового и финансового капиталов, улучшения финансового механизма функционирования торговой отрасли.

Список литературы

Дубков В.А. 2022. Импортозамещение и его роль в развитии отечественного производства. - Общество. № 1-1(24). С. 57-65.

Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. 2020. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов. -Экономикарегиона. Т. 16. № 3. С. 765-778.

Simola H. 2022. Made in Russia? Assessing Russia's Potential for Import Substitution. - BOFITPolicy Brief. No. 3. 19 p.

SHIKHGAFIZOV Pirmagomed Shikhmagomedovich, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected]); ORCID - 0000-0002-9154-8877 KOTOVA Ekaterina Alekseevna, student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected]); ORCID - 0009-0002-1242-3062

GOLOBORODOVA Anna Sergeevna, student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected])

STRENGTHENING SUPPORT FOR DOMESTIC PRODUCTION AS A FACTOR OF MINIMIZING THE NEGATIVE CONSEQUENCES OF SANCTIONS PRESSURE ON THE ECONOMIC SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Within the framework of this scientific work, the authors study aspects that reflect the role of various actors in strengthening support for domestic production. Sanctions pressure gives particular relevance to the chosen topic, as a result of which the participants of the Russian economic system are forced to deal with the negative consequences of sanctions pressure. The authors show the main actors supporting small and medium-sized businesses, and carry out an analysis of each of them. Based on the data obtained, recommendations were formed to strengthen support for domestic production in the face of sanctions pressure. The development of domestic production is part of the import substitution strategy, which in the face of increasing external sanctions pressure has become even more relevant for the Russian economic system. The need for an independent industrial and technological policy based on an import substitution strategy with a focus on domestic producers and the search for their own modern solutions in various fields of science and technology, maintaining a high level of technological security and surviving global crises with the least losses in the future has come to the fore. This study examines the system of actors that support small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Russian economic

policy has been promoting self-sufficiency in certain sectors for many years. In conclusion, the author noted that it takes at least 3-4 years to restructure high-tech industries and deepen import substitution. It is necessary to work together with regional ministries, associations, development institutions, business associations. Keywords: state support, domestic production, import substitution, sanctions pressure, support system

ЗАХАРОВ Виктор Михайлович — доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected])

ШМИГИРИЛОВА Лариса Николаевна — кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected])

КАЧУРОВА Елена Владимировна — аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления Белгородского государственного национального иссле-довательскогоуниверситета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected]) САПРЫКА Василий Александрович — аспирант кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46; [email protected])

Аннотация. В статье утверждается, что представители общественности в рамках функционирования общественных палат призваны консолидировать гражданское общество, могут более эффективно выстраивать связи населения с органами власти по сравнению с официальными институтами. Особое внимание авторы уделяют созданию положительного цифрового контента, который позволит максимально консолидировать гражданское общество, показывают необходимость реальных мер информационной поддержки общественного сектора Белгородской обл. и инициатив лидеров общественного мнения. В работе представлены некоторые результаты социологических исследований, проведенных в регионе и направленных на оценку готовности граждан к участию в деятельности общественного сектора и взаимодействию с лидерами общественного мнения.

Ключевые слова: публичное управление, лидеры общественного мнения, доверие органам власти, консолидация гражданского общества, социально значимые проекты, Белгородская область

Общественные палаты как социальные институты федерального, регионального и местного значения созданы для взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Имея добровольный статус участия, представители общественности в рамках функционирования общественной палаты призваны консолидировать гражданское общество, тем более что «сегодня наблюдается формирование общественного мнения, в основе которого лежит не реализованный... выбор каждого отдель-

ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

КОНСОЛИДАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.