Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА УРОВНЯ ЖИЗНИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИИ'

УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА УРОВНЯ ЖИЗНИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / РАЗМЕР СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова О.В., Севрюкова О.И.

Значимость повышения уровня жизни населения и сглаживания возникших территориальных диспропорций состоит в улучшении общеэкономической ситуации и снижения социальной напряженности в обществе. Однако данная проблема сегодня не нашла своего эффективного долгосрочного решения, поскольку является сложной и многоаспектной, а также имеет большую зависимость от государственной политики. Сегодня имеет место дифференциация уровня жизни как между федеральными округами страны, так и внутри них, которая в последние годы усугубляется внешними факторами. В ходе исследования дается оценка тенденций усиления неравенства уровня жизни в федеральных округах России на основе сравнительной оценки среднедушевых доходов и средней заработной платы в стоимостном и реальном выражении в 2017-2021 гг. Выявлено, что, несмотря на сохранение тренда к росту как величины среднедушевых доходов, так средней заработной платы в России, в разрезе федеральных округов выявлено существенное различие. Так, в 2021 г. разрыв по уровню среднедушевых доходов составил более чем 2 раза, при этом лидером является ЦФО с показателя 54,4 тыс. руб., а наименьший уровень отмечен в СКФО. В свою очередь дифференциация по размеру средней заработной платы между федеральными округами также является практически двукратной. При этом уровень средней заработной платы повсеместно во всех округах страны превышает величину среднедушевого дохода, а кроме того, к 2021 г. отмечается усиление существующего разрыва с 1,1-1,4 раза до 1,2-1,6 раза, что свидетельствует об обострении проблемы неравенства населения в уровне жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING INEQUALITY OF LIVING STANDARDS IN THE FEDERAL DISTRICTS OF RUSSIA

Keywords: STANDARD OF LIVING, WELL-BEING OF THE POPULATION, AVERAGE WAGES, REAL INCOMES OF THE POPULATION, TERRITORIAL DIFFERENTIATION

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА УРОВНЯ ЖИЗНИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИИ»

УДК 338

УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА УРОВНЯ ЖИЗНИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИИ

ВЛАСОВА О.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, e-mail: olgavlasova82@mail.ru.

СЕВРЮКОВА О.И.,

доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: kurskgsha-news@yandex.ru.

Реферат. Значимость повышения уровня жизни населения и сглаживания возникших территориальных диспропорций состоит в улучшении общеэкономической ситуации и снижения социальной напряженности в обществе. Однако данная проблема сегодня не нашла своего эффективного долгосрочного решения, поскольку является сложной и многоаспектной, а также имеет большую зависимость от государственной политики. Сегодня имеет место дифференциация уровня жизни как между федеральными округами страны, так и внутри них, которая в последние годы усугубляется внешними факторами. В ходе исследования дается оценка тенденций усиления неравенства уровня жизни в федеральных округах России на основе сравнительной оценки среднедушевых доходов и средней заработной платы в стоимостном и реальном выражении в 2017-2021 гг. Выявлено, что, несмотря на сохранение тренда к росту как величины среднедушевых доходов, так средней заработной платы в России, в разрезе федеральных округов выявлено существенное различие. Так, в 2021 г. разрыв по уровню среднедушевых доходов составил более чем 2 раза, при этом лидером является ЦФО с показателя 54,4 тыс. руб., а наименьший уровень отмечен в СКФО. В свою очередь дифференциация по размеру средней заработной платы между федеральными округами также является практически двукратной. При этом уровень средней заработной платы повсеместно во всех округах страны превышает величину среднедушевого дохода, а кроме того, к 2021 г. отмечается усиление существующего разрыва с 1,1-1,4 раза до 1,2-1,6 раза, что свидетельствует об обострении проблемы неравенства населения в уровне жизни.

Ключевые слова: уровень жизни, благосостояние населения, размер средней заработной платы, реальные доходы населения, территориальная дифференциация.

INCREASING INEQUALITY OF LIVING STANDARDS IN THE FEDERAL DISTRICTS OF RUSSIA

VLASOVA O.V.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and management, Kursk State medical university, e-mail: olgavlasova82@mail.ru.

SEVRYUKOVA O. I.,

associate professor of the department of economics, management and humanities, Kursk state agricultural academy, e-mail: kurskgsha-news@yandex.ru.

Essay. The significance of raising the standard of living of the population and smoothing out the resulting territorial disproportions is to improve the general economic situation and reduce social tension in society. However, this problem today has not found its effective long-term solution, since it is complex and multifaceted, and also has a great dependence on state policy. Today, there is a differentiation in the standard of living both between the federal districts of the country and within them, which in recent years has been exacerbated by external factors. The study assesses the trends in increasing inequality in living standards in the federal districts of Russia based on a comparative assessment of average per capita income and average wages in value and real terms in 2017-2021. It was revealed that despite the persistence of the upward trend in both the average per capita income and the average wage in Russia, a significant difference was revealed in the context of the federal districts. So,

in 2021, the gap in terms of average per capita income was more than 2 times, while the leader is the Central Federal District with an indicator of 54.4 thousand rubles, and the lowest level was noted in the North Caucasus Federal District. In turn, the differentiation in terms of average wages between federal districts is also almost twofold. At the same time, the level of average wages everywhere in all districts of the country exceeds the average per capita income, and in addition, by 2021, there is an increase in the existing gap from 1.1-1.4 times to 1.2-1.6 times, which indicates an aggravation problem of inequality of the population in the standard of living.

Keywords: standard of living, well-being of the population, average wages, real incomes of the population, territorial differentiation.

Введение. Проблема неравенства в уровне жизни среди населения в России сегодня, как и прежде, остается одной из наиболее важных в рамках текущей социальной политики. Это связано с тем обстоятельством, что общий уровень жизни в стране является довольно низким в сравнении с рядом других стран, в том числе Европы и даже СНГ, а также происходит усиление расслоения населения по уровню доходов [1, 2]. Во многом такое различие обусловлено территориальными особенностями России, а именно климатическими факторами (в районах Крайнего Севера уровень оплаты труда на порядок выше) и удаленностью от экономических центров страны. В результате, имеет место дифференциация уровня жизни как между федеральными округами страны, так и внутри них [3].

Помимо внутренних особенностей России, в последние годы большое влияние на уровень жизни населения оказывают внешние факторы: сначала комплекс антироссийских санкций в 2014 г., а позже - и пандемия коронави-руса, которые стали причинами постепенного снижения курса рубля и, соответственно, реальных доходов населения вследствие сокращения их покупательной способности [4, 5]. Как итог, уровень и качество жизни населения во многих регионах существенно снизилось из-за проблем с трудоустройством и ростом потребительских цен [6, 7].

Значимость повышения уровня жизни населения и сглаживания возникших территориальных диспропорций состоит в улучшении общеэкономической ситуации и снижения социальной напряженности в обществе. Однако данная проблема сегодня не нашла своего эффективного долгосрочного решения, поскольку является сложной и многоаспектной, а также имеет большую зависимость от государственной политики [8].

Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались данные Рос-стата об основных показателях уровня жизни

населения в России и федеральных округах страны в период 2017-2021 гг., а именно о величине среднедушевых и реальных денежных доходов населения, средней номинальной и реальной заработной плате [9]. Также для целей исследования был произведён расчет соотношения между средней заработной платой и среднедушевыми доходами в федеральных округах. В качестве базисного периода для исследования определен 2017 год, поскольку отражает первые результаты влияния антироссийских санкций на экономику страны. При этом сопоставление данных с уровнем 2021 г. позволяет оценить произошедшие под влиянием начавшейся в 2020 г. пандемии ко-ронавируса изменения и оценить направление и степень влияния на социально-экономическое положение и уровень жизни населения. Исследование проводилось с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, финансовый анализ.

Результаты исследования. Величина среднедушевых доходов населения России имеет устойчивую тенденцию к росту за последние 5 лет, в результате чего в 2021 г. показатель практически достиг 40 тыс. руб., хотя еще в 2017 г. был менее 32 тыс. руб., что свидетельствует об общем приросте на уровне 25%. При этом оценка динамики реального уровня средней заработной платы в стране показала волнообразный характер изменения показателя. В базисном периоде отмечается небольшое снижение относительно уровня предыдущего года, а в 2018-2019 гг. - прирост не более 2%. В 2020 году на фоне пандемии и усиления инфляции реальная средняя заработная плата снизилась на 1,4% по сравнению с «доковидным» уровнем, а в 2021 г. положительная динамика восстановилась и прирост составил 3,4% (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика номинальных и реальных среднедушевых доходов населения в России в 2017-2021 гг.

В разрезе федеральных округов сохраняется дифференциация по уровню среднедушевых доходов населения, при этом очевидным лидером является ЦФО, в котором показатель во всем рассматриваемом периоде ощутимо выше, чем в прочих округах. В результате прирост величины среднедушевого дохода в ЦФО за 5 лет составил порядка 30%, а в 2021 г. показатель вырос до 54,4 тыс. руб., что на четверть выше, чем СЗФО, который занимает 2 позицию по размеру показателя. При этом в 2021 г. размер среднедушевого дохода только в 2 федеральных округах превышает 40 тыс. руб., в то время как еще в 4-х - находится в пределах 30-40 тыс. рублей. В свою очередь наименьшее значение отмечается в СКФО, где среднедушевой доход более чем в 2 раза ниже уровня ЦФО и равен 26,6 тыс. руб., что обусловлено общим низким уровнем жизни в данном субъекте страны. Говоря о темпах роста среднедушевых доходов населения, стоит отметить, что самые высокие темпы роста за 5 лет в ЦФО и ЮФО, а самые низкие - в ДФО и СКФО. При этом, стоит отметить, что по величине среднедушевых доходов ДФО сегодня занимает 3 позицию, хотя темпы роста показателя в нем невысокие, что обусловлено общим более высоким значением среднедушевых доходов в базисном периоде и связано с реализацией стратегии развития дальнего востока страны.

При этом оценка динамики реальных среднедушевых доходов населения показала, что в базисном периоде только 3 федеральных ок-

руга сохранили динамику к росту показателя, хоть и невысокими темпами, в то время как в оставшихся произошло снижение на уровне до 2%. Однако уже в 2018 г. произошло улучшение ситуации, в результате чего в подавляющем большинстве федеральных округов, за исключением УФО и ПФО, наметился рост реального размера доходов, а в 2019 г. тенденция к росту реальных доходов населения стала общей для всех субъектов. Вместе с тем, в последние 2020 г. произошло ухудшение ситуации под влиянием пандемии, что стало причиной сокращения реальных доходов населения во всех округах, за исключением ЮФО, где сохранился прирост на уровне 0,3%. При этом наибольший спад отмечен в ПФО (на 3,1%), а наименьший - в СКФО (на 0,4%). В 2021 г. произошло улучшение ситуации, в результате чего среднедушевые доходы населения вновь начали расти. Среди федеральных округов темп прироста варьирует в пределах 0,8-5,6%, при этом наибольшее значение отмечается в ЦФО (5,6%), а наименьшее (менее 1%) - в ДФО, СФО и УФО. При этом сопоставление индексов роста реальных среднедушевых доходов в 2017 г. и 2021 гг. показало наличие общее тенденции к росту показателя, что, вместе с тем, в наибольшей степени связано с его снижением в предшествующем году (таблица 1).

В свою очередь средняя заработная плата в России также имеет тенденцию к динамичному росту в последние 5 лет. Так, в 2017 г. показатель находился на уровне 39 тыс. руб., а

уже в 2020 г. превысил 51 тыс. руб. В 2021 г. тенденция к росту усилилась, в результате чего средняя заработная плата в стране к концу рассматриваемого периода составила 56,5 тыс. руб. При этом оценка динамики реальной средней заработной платы в России также показала динамику к росту, однако темпы неста-

бильны. Если в 2017 г. прирост составил 2,9%, то уже в 2018 г. вырос до 8,5%, что является наибольшим значением в исследуемом период. В последние 3 года отмечается снижение темпов прироста с 4,8% до 2,9% к 2021 г., что равно темпам базисного периода (рисунок 2).

Таблица 1 - Динамика номинальных и реальных среднедушевых доходов населения в федеральных округах России в 2017-2021 гг.

Субъект РФ Значение Изменение в 2021 г. к 2017 г., %

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Среднедушевые доходы населения, тыс. руб.

Центральный ФО 41,9 44,0 47,3 48,2 54,4 29,9

Северо-Западный ФО 34,3 36,2 37,9 39,4 43,6 27,2

Дальневосточный ФО 36,9 35,5 37,9 39,1 41,8 13,3

Уральский ФО 33,6 35,0 36,9 37,2 39,7 18,1

Южный ФО 27,3 28,5 29,9 30,7 33,8 23,6

Приволжский ФО 26,0 26,7 28,3 28,6 31,0 19,4

Сибирский ФО 24,5 25,6 27,2 28,0 30,3 23,3

Северо-Кавказский ФО 23,0 23,3 24,4 24,4 26,6 15,7

Реальные среднедушевые доходы, %

Центральный ФО 100,3 101,8 102,7 98,7 105,6 5,3

Северо-Западный ФО 100,9 102,8 100,7 100,3 103,8 2,9

Южный ФО 99,9 101,6 100,4 99,6 102,9 3,0

Приволжский ФО 98,2 99,7 101,2 97,1 101,3 3,1

Северо-Кавказский ФО 100,2 99,2 101,0 96,9 101,0 0,8

Дальневосточный ФО 99,7 103,3 101,9 98,6 100,9 1,2

Уральский ФО 98,8 101,4 101,6 97,9 100,8 2,0

Сибирский ФО 99,8 100,8 100,8 98,8 100,8 1,0

Рисунок 2 - Динамика номинальной и реальной средней заработной платы в России в 20172021 гг.

Оценка динамики средней заработной платы в федеральных округах страны также показала наличие ощутимой территориальной дифференциации. При этом сегодня лидером является ЦФО, где средняя заработная плата составляет 72,5 тыс. руб., а вторая позиция принадлежит ДФО с уровнем средней заработной платы 65,6 тыс. руб. Хотя в 2017 г. наблюдалась обратная ситуация, а уровень средней заработной платы в ДФО было несколько выше, чем в ЦФО, что также связано с активной поддержкой развития дальневосточного региона страны. Замыкает тройку округов-лидеров по размеру средней заработной платы СЗФО, где в 2021 г. показатель составил практически 63 тыс. руб. Также достаточно высокий уровень средней заработной платы в отмечается в УФО, СФО и ПФО, где в 2021 году показатель варьирует в пределах 40-60 тыс. руб., а в оставшихся двух округах (СКФО, ЮФО) - менее 40 тыс. руб. В результате, можно говорить о том, что между округом с наибольшим и наименьшим уровнем средней заработной платы в 2021 г., также как и в 2017 г., разрыв составляет более 2-х раз, что свидетельствует о сохранении дифференциации. Среди рассматриваемых округов самая высокая динамика роста средней заработной платы отмечается в ЦФО (практически 50%) и СФО (44%), а самая низкая - в ДФО и УФО (3436%). В целом во всех федеральных округах

сохраняется тенденция к динамичному росту средней заработной платы, что связано не только с качественным повышением уровня оплаты труда в стране, но обусловлено и инфляционным ростом цен.

Оценка динамики реальной средней заработной платы показала, что каждый год во всем рассматриваемом периоде динамика к росту показателя сохраняется (кроме СКФО в 2021 г.), но темпы ее менее существенны. В начале исследуемого периода вариация прироста средней заработной платы в федеральных округах находилась в пределах 1,6-4,1%, а к 2021 г. изменилась на 1,5-3,8%, что свидетельствует о замедлении темпов роста реальной средней заработной платы в последние годы. При этом наибольший прирост во всех федеральных округах отмечался в 2018 г., где вариация прироста находилась на уровне 6,19,3%. При этом в 2017 г. наибольший прирост отмечен в СЗФО (4,1%), а в 2017 г. лидером стал ДФО (9,3%). В 2021 г. на фоне общего замедления темпов роста средне заработной платы лидирующую позицию занял ЦФО, где прирост показателя составил 3,8%. В свою очередь самые низкие темпы роста реальной средней заработной платы в 2017 г. отмечались в ЦФО (1,6%), в 2017 г. - в УФО (6,1%), а в 2021 г. (не считая СКФО с отрицательной динамикой) - в ЮФО (1,5%) (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика номинальной и реальной средней заработной платы в федеральных округах России в 2017-2021 гг.__

Субъект РФ Значение Изменение в 2021 г. к 2017 г., %

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб.

Центральный ФО 48,6 54,7 60,8 65,3 72,5 49,3

Дальневосточный ФО 49,0 51,7 56,4 60,4 65,6 34,1

Северо-Западный ФО 44,5 49,8 54,1 57,2 62,9 41,6

Уральский ФО 44,0 47,8 51,1 54,6 59,6 35,6

Сибирский ФО 33,7 37,8 41,3 44,2 48,6 44,0

Приволжский ФО 29,2 32,0 34,6 37,0 40,7 39,3

Южный ФО 28,7 32,0 34,5 36,6 39,5 37,4

Северо-Кавказский ФО 24,4 27,1 29,1 31,8 34,0 39,4

Реальная начисленная заработная плата, %

Центральный ФО 101,6 108,8 106,2 104,2 103,8 2,3

Северо-Западный ФО 104,1 109,0 104,1 102,1 103,0 -1,0

Приволжский ФО 103,9 106,8 103,7 103,3 102,7 -1,2

Сибирский ФО 103,6 109,2 104,2 103,5 102,7 -0,9

Дальневосточный ФО 103,5 109,3 104,4 102,9 102,5 -1,0

Уральский ФО 102,4 106,1 102,9 103,7 101,8 -0,6

Южный ФО 102,6 108,7 103,0 103,0 101,5 -1,1

Северо-Кавказский ФО 102,5 108,3 103,2 105,0 99,3 -3,3

Рисунок 3 - Изменение соотношения средней заработной платы к среднедушевым доходам в РФ и федеральных округах в 2017 г. и 2021 гг.

Оценка изменения соотношения между средней заработной платой и среднедушевыми доходами населения в целом по России позволила выявить тенденцию к усилению дифференциации между данными базовыми показателями уровня жизни. Если в 2017 г. средняя заработная плата была выше среднедушевого дохода в 1,2 раза, то в 2021 г. это соотношение выросло до 1,4 раза (рисунок 3).

Оценка данных в разрезе федеральных округов позволила выявить, что тенденция к усилению различия между средней заработной платой и среднедушевыми доходами является повсеместной, в связи с чем к 2021 г. во всех округах произошло увеличение показателя. В базисном периоде наибольшее различие отмечалось в СФО, где средняя заработная плата на 40% выше среднедушевого дохода, а в прочих федеральных округах показатель варьировал в пределах 1,1-1,3 раза. Исключение составляет ЮФО, где в 2017 г. средняя заработная плата была практически равна размеру среднедушевого дохода населения. В 2021 г. самый существенный разрыв между средней заработной платой и доходами отмечен в СФО и ДФО, где дифференциация превышает 60%. Также высокий уровень можно выделить и в УФО, где соотношение между показателями равно 1,5 раза. В свою очередь самый невысокий разрыв наблюдается в ЮФО (1,2 раза), а в оставшихся федеральных округах вариация показателя находится в пределах 1,3-1,4 раза. В целом можно говорить о том, что несмотря на общую тенденцию к росту как средней заработной платы, так и среднедушевых доходов, с течением времени происходит усиление дифференциации между данными социально-экономическими индика-

торами, что косвенно подчеркивает усиление расслоения населения России по уровню жизни.

Выводы. Проведенное исследование показало, что проблема территориальной дифференциации уровня жизни в России сегодня не теряет своей актуальности и имеет тенденцию к усилению. Несмотря на сохранение тренда к росту как величины среднедушевых доходов, так и средней заработной платы в России, в разрезе федеральных округов выявлено существенное различие. Так, в 2021 г. разрыв по уровню среднедушевых доходов составил более чем 2 раза, при этом лидером является ЦФО с показателя 54,4 тыс. руб., а наименьший уровень отмечен в СКФО. При этом, оценка реальных данных показала, что к концу рассматриваемого периода произошло увеличение темпов роста реальных среднедушевых доходов. В свою очередь дифференциация по размеру средней заработной платы между федеральными округами также является практически двукратной, а округами лидером и аутсайдером также являются ЦФО и СКФО, соответственно, что обусловлено их общим уровнем социально-экономического развития. Несмотря на сохранение общей тенденции к росту реального размера средней заработной платы в округах страны в исследуемом периоде, но в последние годы отмечается снижение темпов прироста по сравнению с уровнем 2018 г. При этом уровень средней заработной платы повсеместно во всех округах страны превышает величину среднедушевого дохода, а кроме того, к 2021 г. отмечается усиление существующего разрыва с 1,1-1,4 раза до 1,2-1,6 раза, что свидетельствует об обострении проблемы неравенства населения в уровне жизни.

Несмотря на то обстоятельство, что базовые индикаторы, определяющие уровень жизни населения, такие как прожиточный минимум и МРОТ, различны в регионах страны, что обусловлено разным уровнем цен и стоимостью жизни, такой существенный разрыв в величине среднедушевого дохода и оплаты труда, по нашему мнению, является недопустимым и составляет важную социально-экономическую проблему. Это связано не только с ростом социальной напряженности в обществе, но и является весомым фактором активизации трудовой

миграции населения из округов и регионов с более низким уровнем жизни и оплаты труда в более развитые, в частности - экономические центры страны (Москва, Санкт-Петербург), поскольку это открывает новые финансовые возможности. Однако для экономики это является негативным обстоятельством, поскольку противодействует обеспечению социально-экономического развития прочих регионов страны, вследствие снижения их экономического и трудового потенциала.

Список использованных источников

1. Власова О.В., Латышева З.И., Иванова Л.А. Угрозы снижения уровня жизни населения России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 3-1. - С. 14-19.

2. Ноева Е.Е. Анализ динамики доходов населения РФ: социально-экономические аспекты // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - 2021. - № 1 (21). - С. 41-50.

3. Власова О.В. К вопросам оценки уровня бедности в РФ // Наука и практика регионов. - 2019. -№ 1 (14). - С. 23-28.

4. Кубишин Е.С., Седлов А., Соболева И.В. Проблема бедности в Российской Федерации в социально-профессиональном и региональном аспектах в условиях пандемии // Общество и экономика.

- 2021. - № 3. - С. 64-77.

5. Литвинчук Е.С., Алехина А.А. Роль бухгалтерского баланса в оценке активов и пассивов организации // Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 6 (23). - С. 22.

6. Оценка экономической деятельности предприятий мясоперерабатывающей промышленности региона / С.А. Беляев, Д.А. Зюкин, В.В. Пасечко и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - №2. - С. 142-150.

7. Елаховский В.С. Измерение региональных различий по уровню жизни в России // Вопросы статистики. - 2020. - Т. 27. - № 5. - С. 48-57.

8. Власова О.В. Уровень жизни и оплаты труда в Российской Федерации // Региональный вестник. - 2019. - № 14 (29). - С. 47-49.

9. Росстат. Социальное положение и уровень жизни населения России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13212 (дата обращения 16.04.2022 г.).

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Vlasova O.V., Latysheva Z.I., Ivanova L.A. Ugrozy snizheniya urovnya zhizni naseleniya Rossii // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. - 2022. - no 3-1. - pp. 14-19.

2. Noeva E.E. Analiz dinamiki dohodov naseleniya RF: social'no-ekonomicheskie aspekty // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Kul'turologiya. - 2021. - no 1 (21). - pp. 41-50.

3. Vlasova O.V. K voprosam ocenki urovnya bednosti v RF // Nauka i praktika regionov. - 2019. - no 1 (14). - pp. 23-28.

4. Kubishin E.S., Sedlov A., Soboleva I.V. Problema bednosti v Rossijskoj Federacii v social'no-professional'nom i regional'nom aspektah v usloviyah pandemii // Obshchestvo i ekonomika. - 2021. - no 3.

- pp. 64-77.

5. Litvinchuk E.S., Alekhina A.A. Rol' buhgalterskogo balansa v ocenke aktivov i passivov organizacii // Politika, ekonomika i innovacii. - 2018. - no 6 (23). - S. 22.

6. Otsenka ekonomicheskoy deyatelnosti predpriyatiy myasopererabatyivayuschey promyishlennosti regiona / S.A. Belyaev, D.A. Zyukin, V.V. Pasechko i dr. // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. - 2022. - no 2. - S. 142-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Elahovskij V.S. Izmerenie regional'nyh razlichij po urovnyu zhizni v Rossii // Voprosy statistiki. -2020. - T. 27. - no 5. - pp. 48-57.

8. Vlasova O.V. Uroven' zhizni i oplaty truda v Rossijskoj Federacii // Regional'nyj vestnik. - 2019. - no 14 (29). - pp. 47-49.

9. Rosstat. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13212 (data obrashcheniya 16.04.2022 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.