Научная статья на тему 'Усиление контроля рынка транспортных услуг как средство повышения безопасности плавания'

Усиление контроля рынка транспортных услуг как средство повышения безопасности плавания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касьянов А.И.

Сегодня одним из основных факторов снижения безопасности на водном транспорте является сознательное нарушение владельцами транспортных средств требований и норм ради получения наибольшей прибыли. Изменить ситуацию можно путем ужесточения санкций для нарушителей и усиления государственного этим сегментом рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление контроля рынка транспортных услуг как средство повышения безопасности плавания»

• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Усиление контроля рынка

транспортных услуг как средство повышения безопасности плавания

А. И. КАСЬЯНОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Сегодня одним из основных факторов снижения безопасности на водном транспорте является сознательное нарушение владельцами транспортных средств требований и норм ради получения наибольшей прибыли. Изменить ситуацию можно путем ужесточения санкций для нарушителей и усиления государственного контроля за этим сегментом рынка.

Проблема стареющего флота пассажирских и грузовых судов становится все более очевидной. Усугубляющим фактором является малорентабель-ность и сезонный характер бизнеса в сфере внутреннего водного транспорта, что заставляет предпринимателей — арендаторов и субарендаторов, — не вкладывая деньги в модернизацию и капитальный ремонт судов, стремиться к получению максимальной прибыли в короткий срок. Осложняет ситуацию и то, что на речном транспорте уже давно не внедряются современные стандарты, связанные с безопасной эксплуатацией речного флота.

Показательная катастрофа

Ярким свидетельством назревшей проблемы стала трагедия, произошедшая с пассажирским теплоходом «Бул-гария», — крупнейшая за последние 28 лет авария, в которой погибло 122 человека.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта провела детальное расследование обстоятельств этой аварии. Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

• невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;

• неготовность судна к плаванию в условиях штормового предупреждения;

• низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное сни-

жение его остойчивости в штормовых условиях, обусловленное попаданием забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы, что, в свою очередь, привело к возникновению значительного крена суд-

на на правый борт и последующему затоплению.

Судно вышло в рейс без обязательной лицензии Ространснадзора; ради прибыли оказались нарушены требования безопасной перевозки. Между тем, как известно, перевозка пассажиров без лицензии является незаконной предпринимательской деятельностью.

Несоразмерные санкции

Территориальные органы надзора на морском и речном транспорте в пределах предоставленных полномочий

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

принимают меры по выявлению и предотвращению нарушений безопасности плавания.

Только в 2011 г., в целях принятия дополнительных оперативных мер Рос-транснадзор провел проверки почти 14 тыс. пассажирских судов, при этом свыше 1200 судов задержано, выдано около 4 тыс. предписаний для устранения выявленных нарушений.

В качестве упреждающей меры остановка движения судов и впредь будет применяться повсеместно.

Если раньше аварии чаще всего были обусловлены человеческим фактором, то в современных условиях основная причина катастроф и происшествий — сознательное нарушение владельцами транспортных средств требований и норм, на которое они идут ради большей прибыли при минимальных затратах. Положить конец этой вседозволенности можно только путем значительного увеличения штрафов, налагаемых на нарушителей. В случае невозможности платить штраф мерой наказания должно стать лишение свободы.

Сегодня размер штрафных санкций за нарушение транспортного законодательства, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, несоизмеримо мал в соотношении с тяжестью последствий от возможных происшествий, что способствует формированию у предпринимателей чувства безнаказанности.

Судовладелец «Булгарии» с одного рейса имел прибыль 400 тыс. руб., а при выявлении отсутствия лицензии или нарушении лицензионных требований штраф составил бы всего 40 тыс. руб. Однако меры, применяемые к нарушителю, должны быть адекватны стоимости его бизнеса. Если государство допустит снижение эффективности контроля бизнеса, предприниматели будут диктовать собственные «условия небезопасности» для пассажиров.

На наш взгляд, одной из основных причин аварийности на водном и других видах транспорта является либерализация допуска на рынок транспортных услуг. Мы поддерживаем либерализацию, но должны знать, кто и с чем входит на рынок.

Необходимы изменения в законодательстве

На основе анализа обстановки в отрасли и причин аварии теплохода «Бул-гария» Ространснадзор подготовил предложения о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об ад-

министративных правонарушениях. Изменения должны состоять в следующем:

• повышение штрафных санкций;

• создание единого информационного ресурса федеральных органов, осуществляющих надзорные функции;

• введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам.

Замена старых судов на новые остается одной из главных проблем повышения безопасности судоходства. В настоящее время на внутреннем водном транспорте 70% российских судовладельцев оперируют 1-3 судами, которые, как правило, являются старыми. Техническое состояние этого флота, несмотря на формальное соответствие предъявляемым требованиям, зачастую остается на низком уровне в силу изношенности оборудования, отсутствия

современных систем обеспечения безопасности судоходства. Поэтому мы считаем целесообразным введение такого порядка эксплуатации флота, при котором использование судов старше 30 лет становилось бы экономически невыгодным для судовладельцев.

Внедрение системы управления безопасной эксплуатацией судов позволит снизить аварийность, исключить из состава игроков рынка судоходные компании, которые не поддерживают суда в исправном состоянии. Создание администрации речных портов позволит пресечь эксплуатацию таких судов.

Каждую секунду пассажирами транспорта являются 23 млн россиян. Поэтому сегодня, принимая меры по обеспечению безопасности, мы формируем такие условия для предпринимателя, при которых у него не возникнет желания получить прибыль ценой человеческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.