Научная статья на тему 'Усиление инновационной направленности государственного управления в России'

Усиление инновационной направленности государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / PUBLIC ADMINISTRATION / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козельская Ирина Николаевна

В статье раскрываются возможности усиления инновационной направленности государственного управления в современной России, выявляются итоги формирования национальной инновационной системы, уровень достижения ключевых показателей стратегических установок. Отмечаются особенности современной государственной политики в сфере управления инновациями, стимулирования технологического развития и цифровой трансформации, рассматриваются возможности налогово-бюджетных мер по стимулированию инноваций. Дается оценка сложившихся к настоящему времени условий для обеспечения технологического прорыва в российской экономике, выявляется влияние современного мирового кризиса на инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козельская Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENCOURAGING INNOVATION IN RUSSIA'S PUBLIC ADMINISTRATION

The article examines ways to strengthen an innovation component in the public administration of Russia, identifies the results of the implementation of the national innovation system and the achievement of its key indicators and strategic objectives. The author identifies major aspects of the existing state policy in the field of innovation management, stimulating technological development and digital transformation, and considers using fiscal measures to boost innovation. An assessment of the current conditions for ensuring a technological breakthrough in the Russian economy is given, and the impact of the current global crisis on innovation is revealed.

Текст научной работы на тему «Усиление инновационной направленности государственного управления в России»

86 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦

Irina Nikolaevna Kozelskaya,

Doctor of Economics,

professor of the department of public administration, municipal governance and personnel management, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.24

Ирина Николаевна Козельская,

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

igordeeva61@mail.ru

УСИЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье раскрываются возможности усиления инновационной направленности государственного управления в современной России, выявляются итоги формирования национальной инновационной системы, уровень достижения ключевых показателей стратегических установок. Отмечаются особенности современной государственной политики в сфере управления инновациями, стимулирования технологического развития и цифровой трансформации, рассматриваются возможности налогово-бюджетных мер по стимулированию инноваций. Дается оценка сложившихся к настоящему времени условий для обеспечения технологического прорыва в российской экономике, выявляется влияние современного мирового кризиса на инновационную деятельность.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственное управление, цифровая экономика.

ENCOURAGING INNOVATION IN RUSSIA'S PUBLIC ADMINISTRATION

The article examines ways to strengthen an innovation component in the public administration of Russia, identifies the results of the implementation of the national innovation system and the achievement of its key indicators and strategic objectives. The author identifies major aspects of the existing state policy in the field of innovation management, stimulating technological development and digital transformation, and considers using fiscal measures to boost innovation. An assessment of the current conditions for ensuring a technological breakthrough in the Russian economy is given, and the impact of the current global crisis on innovation is revealed.

Keywords: innovation, innovation activity, public administration, digital economy.

Развитие российской экономики в последние годы характеризовалось низкими темпами роста ВВП: в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом ВВП увеличился всего на 1,3% [8]. Недостаточную эффективность государственного управления в сфере стимулирования инноваций можно считать одним из существенных факторов, ограничивающих возможности повышения темпов экономического роста.

К настоящему времени завершился важный этап в формировании национальной инновационной системы в России, реализуемый в соответствии со Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года [13]. Была создана соответствующая инновационная инфраструктура, финансовую поддержку оказывали институты развития, было обеспечено функционирование технопарков, венчурных фондов, особых экономических зон и других элементов этой системы.

Стратегические установки получили преемственное развитие в новом инструменте - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [14]. Новая Стратегия делает акцент на усилении стимулирования научно-технологической составляющей процесса создания и реализации инноваций. Формирование системы наилучшего использования и непрерывного наращивания интеллектуального потенциала страны представляет-

ся основой обеспечения ее конкурентоспособности и независимости. С этой целью ставится задача повышения эффективности управления в сфере науки, технологий и инноваций, создания условий, соответствующих современным требованиям к научно-технической и инновационной деятельности.

Специальным распоряжением Правительства РФ утверждается перечень из 11 показателей, отражающих результаты реализации Стратегии, а их динамика теперь подлежит обязательному мониторингу [4]. В составе этих показателей обозначен и такой актуальный, как доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций.

Вместе с тем ведущий эксперт в сфере инноваций С. Д. Розмирович подчеркивает, что, несмотря на достигнутые положительные результаты реализации инновационной политики, масштабы инновационной активности были недостаточными, чтобы принципиально изменить структуру российской экономики, обеспечив технологический прорыв [11].

Ключевые показатели стратегических установок не были достигнуты. В целом по РФ доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2018 г. снизилась и составила лишь 19,8% в общем количестве обследованных организаций, что существенно ниже показателей развитых европей-

НБЫ1994-5094 ♦-

87 -♦

ских государств [7]. При этом показатели инновационной активности значительно различаются по видам экономической деятельности: если по некоторым из них эта доля близка к европейским показателям (в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 60,4%, в производстве электрического оборудования - 51,8%, в производстве лекарственных средств - 48,3%), то по другим (в обеспечении электрической энергией, газом и паром - 7,7%, в добыче полезных ископаемых - 9%) - очень низкая.

Важный вклад в усиление инновационной направленности государственного управления должен быть обеспечен в процессе реализации целевых установок, обозначенных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. В качестве национальной цели развития России до 2024 г. была утверждена необходимость ускорения технологического развития РФ, внедрения цифровых технологий, увеличения числа организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего количества [15].

Наилучшая реализация этих целевых установок должна быть достигнута в результате выполнения ключевых действий, разработанных Правительством РФ, в том числе за счет стимулирования внедрения в производство инновационных технологий, усиления финансовой поддержки инновационной деятельности в процессе развития венчурного рынка, ускоренного внедрения цифровых технологий в систему государственного управления и предоставления государственных услуг [6].

В процессе усиления инновационного характера государственной политики в последнее время акцент переносится на стимулирование технологического развития экономики, особенно его важной составляющей - цифровой трансформации. В своем выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума летом 2019 г. президент РФ указал на колоссальные возможности форсированного технологического развития, в том числе внедрения цифровых технологий, для достижения достойного места страны в системе мировой экономики. При этом он особо подчеркнул важность цифро-визации не только для ускорения экономического развития страны, но и для преобразования системы государственного управления: обеспечение в самые сжатые сроки трансформации системы управления государством на базе цифровых технологий позволит кардинально повысить эффективность управления [1].

Проектный характер внедрения цифровых технологий в нашей стране способствует повышению эффективности этого процесса. В рамках национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» предполагается увеличить к 2024 г. внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет привлечения всех источников до 5,1% к ВВП [9]. Экспер-

ты отмечают, что национальный проект, посвященный цифровым технологиям, сильно отличается от других национальных проектов большей оригинальностью, гибкостью подходов, готовностью их трансформировать в результате накопления опыта реализации проектных установок [11]. Отработав подходы на примере цифровых технологий, можно будет в дальнейшем использовать этот опыт для усиления инновационной политики государства и в других направлениях.

Важное место в составе национального проекта принадлежит федеральному проекту «Цифровое государственное управление». Реализация федерального проекта должна обеспечить активную цифровую трансформацию деятельности органов государственной власти, что в результате должно повысить качество выполнения государственных функций, уменьшить издержки при их осуществлении. Цифровизация деятельности органов государственной власти, в свою очередь, предполагает осуществление окончательного перехода на электронное взаимодействие государства, с одной стороны, и граждан, организаций - с другой, реализацию реестровой модели, экстерриториальности и проактивности при оказании государственных услуг в электронной форме.

В российских публикациях предлагается различать преимущественно государственный и преимущественно рыночный типы цифровой экономики и верно отмечается, что в современной России предпочтение отдается преимущественно государственному типу [3, с. 17]. Государственными органами власти определяются направления и масштабы цифровизации экономики, осуществляется финансирование процесса внедрения цифровых технологий, оценивается эффективность использования бюджетных средств. Однако следует больше внимания уделять созданию благоприятных условий для поступления частных инвестиций в сферу цифровых технологий.

В процессе стимулирования цифровой трансформации российской экономики руководство страны делает ставку на крупные компании, в первую очередь с государственным участием, которые обозначаются как главные партнеры государства в реализации сквозных научно-технологических направлений [1]. Вместе с тем, как верно отмечают эксперты, компаниям среднего размера уделяется мало внимания, хотя именно быстрорастущие инновационно-технологические компании в этом сегменте могут стать в перспективе источниками роста ВВП и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке [11].

С целью ускорения технологического развития и цифровой трансформации экономики необходимо обеспечить системную реализацию мер бюджетной и налоговой политики, предусмотренных «Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [5]. В том

88 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦

числе важно в рамках государственной политики задействовать новые инструменты стимулирования инновационной активности и поддержки инновационной инфраструктуры: формирование регулятивных стимулов к внедрению инновационной продукции, развитие сервисов поддержки инновационной активности организаций, создание и развитие фондов прямых и венчурных инвестиций, расширение государственной поддержки внедрения сквозных технологий.

Формирование стабильных налоговых условий и предсказуемого тарифного регулирования при этом будет обеспечивать рост инновационной активности организаций. Этому будет способствовать и налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля, позволяющая в оперативном режиме согласовывать подходы по налогообложению и предоставлять консультации в виде мотивированного мнения налогового органа, реализовывать риск-ориентированный принцип контроля.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. было особо подчеркнуто, что реализация национальных проектов требует нового качества государственного управления [10]. В процессе усиления инновационной направленности государственного управления в соответствии с обозначенными в Послании Президента РФ установками важно обеспечить формирование таких правовых и финансовых условий, чтобы как можно большее число стартапов и новаторских команд смогли развиваться как сильные, успешные инновационные компании. Необходимо дальнейшее развитие исследовательской инфраструктуры, создание парка уникального оборудования, что будет сильным стимулом для талантливых молодых людей идти в науку и осуществлять инновационную деятельность.

Предполагается обеспечить свободу для научного, инновационного поиска исследователям, инженерам и предпринимателям, что будет достигнуто в результате утверждения специального технологического законодательного пакета, внедрения гибкого механизма экспериментальных правовых режимов, регулирующих разработку и внедрение в РФ новых технологий.

Вместе с тем стартовые условия для достижения технологического прорыва в России пока недостаточно благоприятные. По оценкам международных экспертов, Российская Федерация снизила рейтинг в Глобальном инновационном индексе и оказалась лишь на 46-м месте среди 129 государств. Среди наиболее низких оценок в составе этого индекса были отмечены такие факторы, как уровень развития институтов, регулирующих инновационную деятельность (74-я позиция), качество нормативно-правовых условий (95-я позиция) [16, с. 5].

Материально-техническая база российской экономики при этом отличается высокой изношенностью основных фондов. В целом по экономике РФ

уровень износа основных фондов составил 46,6% на конец 2018 г., а по некоторым видам экономической деятельности этот показатель существенно хуже среднего значения: в добыче полезных ископаемых (55,6%), в сфере транспортировки и хранения (55,7%), в области здравоохранения и социальных услуг (52,7%) [12, с. 327].

Современный кризис мировой экономики, падение темпов ее роста, распространение пандемии коронавируса катастрофически влияют на все сферы российской экономики, в том числе значительно сокращают возможности активизации инновационного развития. Из-за режима самоизоляции многие организации ограничили или прекратили свою хозяйственную деятельность, вследствие чего терпят значительные убытки. Очередное падение цен на нефть, несмотря на заключение новой сделки ОПЕК+, негативно влияет на условия экономической деятельности в стране.

По заявлению председателя Банка России от 24 апреля 2020 г., развитие экономики в ближайшие годы будет отличаться восстановительным характером [2]. Деловая активность значительно снизилась, и необходимо время для восстановления бизнес-процессов. Предполагается снижение инвестиций в основной капитал, что будет ограничивать и инновационную деятельность. В этих условиях снижение ключевой ставки до 5,5%, а также уменьшение ставки в рамках нового механизма поддержки кредитования малого и среднего бизнеса до 3,5% должно способствовать нормализации экономической ситуации.

Таким образом, усиление инновационной направленности государственного управления можно считать важным фактором роста экономики, повышения производительности труда и эффективности производства в целом. Вследствие этого необходимо выявить и задействовать возможности активизации инновационной деятельности в процессе формирования и реализации эффективной инновационной политики, усиления стимулирования инновационной активности с учетом современных особенностей развития российской экономики. Экономические условия реализации государственной политики непрерывно меняются под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Следовательно, систему государственного управления необходимо адаптировать к требованиям современности, совершенствовать с учетом актуальных трендов в развитии мирового рынка инноваций.

1. Выступление В.В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 7.06.2019. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60707.

2. Заявление Председателя Банка России по итогам заседания Совета директоров от 24 апреля 2020 г. URL: https:// www.cbr.ru/press/event/?id=6674.

3. Матушкин М.А. Драйверы развития цифровой экономики в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 5 (79). С. 14-17.

ISSN 1994-5094 ♦-

89 -♦

4. Об утверждении Перечня показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, динамика которых подлежит мониторингу: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 г. № 1824-р. URL: http://www.consultant.ru/.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утвержденные Минфином России). URL: http://www.consultant.ru/.

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. URL: http://www.consultant.ru/.

7. Официальная статистика. Наука и инновации. URL: https://www.gks.ru/folder/14477.

8. Официальная статистика. Национальные счета. Валовой внутренний продукт. URL: https://www.gks.ru/ accounts.

9. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019. № 7. URL: http://www. consultant.ru/.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. URL: http://www.consultant.ru/.

11. Розмирович С. Инновационные итоги 2019 года // Стимул: журнал об инновациях в России. 2020. 20 янв. URL: https://stimul.online/articles/analytics/innovatsionnye-itogi-2019-goda/.

12. Российский статистический ежегодник. 2019: стат. сб. М.: Росстат, 2019. URL: https://www.gks.ru/storage/ mediabank/Ejegodnik_2019.pdf.

13. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: http://www. consultant.ru/.

14. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642. URL: http://www.consultant.ru/.

15. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// www.consultant.ru/.

16. The Global Innovation Index 2019: Russian Federation. WIPO. 2019. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/ wipo_pub_gii_2019/ru.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.